Научная статья на тему 'КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ'

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / REGIONAL DEVELOPMENT STRATEGY / DEVELOPMENT PRACTICE / STRENGTHS AND WEAKNESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шахов О.Ф., Рисин И.Е.

В статье приведены результаты сравнительного анализа институциональных форм и инструментов управления социально экономическим развитием субъектов Российской Федерации, представленных в региональных стратегиях, разработанных в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MECHANISMS THE IMPLEMENTATION OF DEVELOPMENT STRATEGIES OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents the results of a comparative analysis of institutional forms and tools of management of socioeconomic development of the subjects of the Russian Federation, presented in regional strategies, developed in accordance with the requirements of the Federal law of the Russian Federation of June 28, 2014 № 172 «on strategic planning in the Russian Federation».

Текст научной работы на тему «КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ»

УДК 332. 142

О. Ф. Шахов, И. Е. Рисин

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ

Аннотация: в статье приведены результаты сравнительного анализа институциональных форм и инструментов управления социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации, представленных в региональных стратегиях, разработанных в соот ветствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 г. No 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Ключевые слова: стратегии развития субъектов РФ, механизм реализации, институциональные формы, инструменты управления.

UDK 332. 142

О. F. Shakhov, I. Е. Risin

COMPARATIVE ANALYSIS OF MECHANISMS THE IMPLEMENTATION OF DEVELOPMENT STRATEGIES OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article presents the results of a comparative analysis of institutional forms and tools of managemen t of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation, presented in regional strategies, developed in accordance with the requirements of the Federal law of the Russian Federation of June 28, 2014 No 172 «on strategic planning in the Russian Federation».

Keywords: regional development strategy, development practice, strengths and weaknesses.

Введение

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1] субъекты РФ осуществили актуализацию стратегий социально-экономического развития, определив и механизмы их реализации. Полагаем, что анализ названных программных документов позволит выявить общее и особенное в составе институциональных форм и инструментов управления, посредством которых органы публичной власти совместно с бизнесом намерены обеспечить реализацию поставленных стратегических целей.

Для обеспечения репрезентативности результатов компаративного анализа в его объектную базу включены субъекты Российской Федерации, представляющие разные Федеральные округа. Информационную базу анализа составили актуализированные стратегии социально-экономического

развития Воронежской [2], Ростовской [3], Самарской [4] областей, Краснодарского [5], Красноярского [6] краев, Санкт-Петербурга [7], Республик Алтай [8], Саха (Якутия) [9], Татарстан [10].

Механизмы реализации стратегий развития субъектов РФ

Контент-анализ содержания региональных стратегий позволил выявить механизмы их реализации, включающие определенный состав институциональных форм и ключевых инструментов управления (табл.).

Анализ информации, приведенной в табл. 1, позволяет сделать ряд выводов.

1. Инвариантной характеристикой современной региональной практики является освоение перспективных форм территориальной локализации бизнеса (кластеры, индустриальные и технологические парки, территории опережающего развития).

Таблица

Институциональные формы и ключевые инструменты управления, востребованные в реализации стратегий социально-экономического развития

субъектов Российской Федерации

Субъекты РФ Институциональные формы н ключевые инструменты управления, востребованные в реализации региональных стратегий

1 2

Воронежская область кластеры (действующие и новые, в том числе, инновационные), территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), индустриальные и технологические парки, особая экономическая зона (ОЭЗ), Стратегии развития муниципальных районов н городских округов, стратегия развития экспортной деятельности, прогноз научно-технологического развития области до 2030 года, региональная Схема развития и размещения производительных сил, проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), контракты «жизненного цикла», специальные инвестиционные контракты, институты развития федерального и регионального уровней (инвестиционный фонд, фонд развития промышленности), региональный центр инжиниринга, центры инновационного, технологического и социального развития региона на базе ведущих вузов, «дорожные карты» взаимодействия промышленного комплекса региона с национальными компаниями, региональный стандарт кадрового обеспечения промышленности, гранты на реализацию проектов в области НИОКР, развития информационных технологий, грантовые конкурсы для социально ориентированных некоммерческих организаций, субсидии на поддержку проектов муниципальных образований в рамках инициативного бюджетирования, налоговые льготы для предприятий, осуществляющих экспортную и (или) импортозамещающую деятельность, субсидии для бизнеса, работающего в наукоемких отраслях, государственные н муниципальные программы, региональный экспортный стандарт, геоинформационная система управления пространственным развитием

Ростовская область кластеры (действующие н новые, в том числе, инновационные), индустриальные, агроиндустрнальные и технологические парки, аэротрополнс, ТОСЭР, ОЭЗ, лизинговый фонд региона, фонд развития промышленности, инвестиционная карта региона, инвестиционные стандарты для полюсов роста, проекты ГЧП, центры коммерциализации технологий при ведущих вузах, центры трансфера технологий, пул Организаций-интеграторов экспортной деятельности, субсидии сельскохозяйственным производителям на модернизацию производства, обновление техники, строительство инфраструктурных объектов, государственные программы федерального и регионального уровней

Самарская область кластеры (действующие и новые, в том числе, инновационные), кластерная ассоциация, ОЭЗ, индустриальные и технологические парки, агропромышленный парк, аэротрополнс, инжиниринговый центр, проекты ГЧП, венчурное финансирование, субсидирование НИОКР, центры подготовки кадров для кластеров, центр контрактного производства, финансовые инструменты поддержки технологического предпринимательства, пакетное гарантирование займов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), ОАО «Корпорация развития Самарской области», государственные программы

Краснодарский край кластеры (действующие и новые, в т.ч. инновационные), индустриальные и технологические парки, центр координации поддержки экспорта, «дорожные карты» участников Национальной технологической инициативы (НТИ), центры протнтнпнровання по направлениям дорожных карт НТИ, фонд развития промышленности, региональный центр инжиниринга, региональный центр коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, софннансирова-ние пилотных проектов НТИ, венчурные фонды, венчурное финансирование, региональные институты развития, проекты ГЧП, флагманские проекты, государственные программы федерального и регионального уровней, НАО «Корпорация развития Краснодарского края», Агентство развития Краснодарского края — проектный офис реализации стратегии

Окончание табл.

1 2

Красноярский край кластеры (действующие и новые, в т. ч. инновационные), индустриальные и технологические парки, ТОСЭР, центры коллективного пользования, региональные центры инжиниринга, сертификации и стандартизации, конкурсное и проектное финансирование научно-технологических проектов, венчурные фонды, венчурное финансирование, институты развития федерального и регионального уровней, «дорожная карта» развития инновационной инфраструктуры, стратегии развития муниципальных образований, экспортная стратегия, флагманские проекты, проекты ГЧП, территориальный маркетинг, государственные программы федерального н регионального уровней, коллегиальный орган для осуществления мониторинга н коррекции стратегии

Санкт-Петербург кластеры (действующие и новые, в т. ч. инновационные), индустриальные и технологические парки, инновационно-промышленные парки, ТОСЭР, ОЭЗ, центры трансфера технологий, центры Инжиниринга, центры коллективного пользования, межвузовские научные центры для создания и коммерциализации инновационных разработок, ГЧП, представительства ведущих мировых технологических брокеров, международные исследовательские центры, территориальный маркетинг, финансовые и нефинансовые меры поддержки экспортной деятельности, региональный экспортный стандарт

Республика Алтай кластеры, проекты ГЧП, муниципальные стратегии, приоритетные проекты, государственные н муниципальные программы, софннансированне приоритетных, инфраструктурных и социально значимых проектов, субсидирование расходов муниципальных бюджетов, территориальный маркетинг, мониторинг качества жизни населения, состояния трудового, демографического и миграционного балансов

Республика Саха (Якутия) кластеры, в том числе, инновационные, территории опережающего развития, 1Т-парк, бнотехнологнческий парк, Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики, схема размещения и развития особо охраняемых территорий, региональный финансовый центр для формирования долгосрочных финансовых ресурсов, агентство развития бизнеса и инноваций, агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, центр ГЧП, проекты ГЧП, ключевые инвестиционные проекты, территориальный маркетинг, государственные программы федерального и регионального уровней

Республика Татарстан кластеры (действующие и новые, в том числе, инновационные), индустриальные и технологические парки, ОЭЗ технико-внедренческого типа, зоны активного развития, технополис, транспортно-логнстическнй хаб, стратегии развития муниципальных образований, стратегии агломераций, стратегия системы бренднровання, проекты ГЧП, институты развития федерального и регионального уровней (инвестиционный, венчурный фонды), государственные бизнес-ннкубаторы, частные венчурные фонды и «бизнес-ангелы», центры молодежного инновационного творчества, молодежный инновационный парк, консорциум глобальных вузов, грантовые программы для вузовских инноваций, субсидирование межвузовских исследований, геоинформационная система как инструмент управления пространством, флагманские проекты, государственные и муниципальные программы, бюро анализа реализации стратегии как новое подразделение министерства экономики Республики

2. Единичными являются примеры, свидетельствующие либо об организационных инновациях (т. е. уже апробированных), либо о планируемых нововведениях в практике публичного управления. В их числе следует выделить:

— прогноз научно-технологического развития региона (Воронежская область);

— схема комплексного развития производительных сил региона (Воронежская область, Республика Саха (Якутия);

— стратегии развития муниципальных образований (Воронежская область, Красноярский край, Республики Алтай и Татарстан);

— мониторинг качества жизни населения, состояния трудового, демографического и миграционного балансов (Республика Алтай);

— геоинформационная система, как инструмент управления пространственным развитием (Воронежская область, Республика Татарстан);

— частные венчурные фонды и «бизнес-ангелы», центры молодежного инновационного творчества, молодежный инновационный парк, консорциум глобальных вузов, субсидирование межвузовских исследований (Республика Татарстан).

Полагаем, что потенциал названных форм и инструментов управления развитием регионов позволяет утверждать о необходимости их сквозного применения в пространственной экономике России.

3. Позитивным моментом является освоение проектного подхода к организации управления реализацией региональной стратегии, о чем свидетельствуют меры, призванные закрепить функцию ее мониторинга и коррекции за определенным структурным звеном в системе публичного управления. В качестве примеров приведем планируемые действия, связанные с созданием:

— Агентства развития региона, как проектного офиса реализации стратегии (Краснодарский край);

— коллегиального органа, ответственного за мониторинг и коррекцию стратегии (Красноярский край);

— Бюро анализа реализации стратегии как нового подразделения министерства экономики региона (Республика Татарстан).

Заключение

Полагаем, что учет результатов проведенного нами анализа общего и особенного в механизмах реализации актуализированных региональных стратегий позволит повысить уровень обоснованности принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, призванных обеспечить повышение уровня разнообразия и качества организационных инноваций, апробируемых в региональной практике.

ЛИТЕРАТУРА

1.0 стратегическом планировании в Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. — Режим доступа: Кон-сультантПлюс // www.consultant.ru

2. Стратегия социально-экономического развития Воронежской области на период до 2035 года. — Режим доступа: Консуль-тантПлюс // www.consultant.ru

3. Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru

4. Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru

5. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года. — Режим доступа: Консуль-тантПлюс // www.consultant.ru

6. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2030 года. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru

7. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru

8. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. — Режим доступа: Консуль-тантПлЮс // www.consultant.ru

9. Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года. — Режим доступа: Консультант-Плюс // www.consultant.ru

10. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) период до 2030 года с определен нем целевого видения до 2050 года. — Режим доступа: КонсультантПлюс // www.consultant. ru

11. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года. — Режим доступа: http:// www.invest.tatar.ru

Российская академия предпринимательства

Шахов О. Ф., кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и страхования

E-mail: oshahov@mail.ru

Воронежский государственный университет

Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления

E-mail: risin@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.