Раздел 2. Юридическая конституциология
Научная специальность: 12.00.02; 12.00.14 (5.1.2)
Основные направления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов местного самоуправления: правовые и организационные аспекты
Олег Александрович Кожевников,
доктор юридических наук, профессор, Уральский государственный юридический университет; Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия, [email protected]
Александр Николаевич Мещеряков,
кандидат юридических наук, доцент, Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9676-2816
Аннотация. В статье рассматриваются правовые и организационные аспекты основных направлений взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления, входящих в единую систему публичной власти Российской Федерации. Отмечается, что до конституционной реформы 2020 года основным направлением взаимодействия указанных субъектов являлась охрана общественного порядка как одна из форм защиты и обеспечения конституционных прав граждан органами власти. С конституционным закреплением в 2020 году концепции единой системы публичной власти актуализировались вопросы как правовой регламентации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов местного самоуправления, так и расширения сфер возможного взаимодействия, не ограничиваясь вопросами охраны общественного порядка. Авторами разрабатываются теоретические основы дальнейшего изучения различных аспектов взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках формирующейся единой системы публичной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Ключевые слова: органы внутренних дел, органы местного самоуправления, вопросы местного значения, система публичной власти, взаимодействие органов власти, конституционная реформа
Для цитирования: Кожевников О.А., Мещеряков А.Н. Основные направления взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов местного самоуправления: правовые и организационные аспекты // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2022. N 1 (59). С. 13-22.
The main areas of interaction between the internal affairs bodies of the Russian Federation and local self-government bodies: legal and organizational aspects
Oleg A. Kozhevnikov,
Doctor of Legal Sciences, Professor, Ural State Law University, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia, [email protected]
Aleksandr N. Meshcheryakov,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Tyumen, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9676-2816
Abstract. The legal and organizational aspects concerning the main areas of interaction between the internal affairs bodies and local self-government bodies that are the part of the unified system of public © Кожевников О.А., Мещеряков А.Н., 2022
authority of the Russian Federation are analyzed in the article. It is emphasized that before the constitutional reform carried out in 2020, the main area of interaction between these subjects was the maintenance of public order as one of the forms of protecting and ensuring the constitutional rights of citizens by the authorities. After the concept of the unified system of public authority was enshrined in the Constitution in 2020, the issues of the legal regulation of the interaction between the internal affairs bodies of the Russian Federation and the bodies of local self-government, as well as the issues of expanding the scope of possible interaction, were actualized, not being limited to the matters concerning only public order protection. The authors of the article develop the theoretical foundations for further study of various aspects of the interaction between the internal affairs bodies of the Russian Federation and the bodies of local self-government within the framework of the unified system of public authority being formed and developed for the most effective solution of tasks in the interests of the population living on the respective territory.
Keywords: internal affairs bodies, local self-government bodies, local issues, public authorities, interaction between authorities, constitutional reform
For citation: Kozhevnikov O.A., Meshcheryakov A.N. The main areas of interaction between the internal affairs bodies of the Russian Federation and local self-government bodies: legal and organizational aspects // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2022. No. 1 (59). P. 13-22.
30 января 2020 г. на заседании Совета по развитию местного самоуправления Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но они находятся, естественно, здесь, а не где-то там, в космическом пространстве, на Луне. Они часть нашего общества, страны и системы управления. А их самостоятельность в пределах своих полномочий не означает разорванности, разделенности единого политического, экономического, культурного, транспортного пространства России. Напротив, четкое исполнение своих обязанностей каждым уровнем власти, их тесное взаимодействие между собой, деловое партнерство - это основа и гарантия выполнения наших планов по повышению качества жизни граждан Российской Федерации...»*.
Также нельзя не вспомнить слова главы государства, изложенные в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г., о необходимости закрепления в Конституции Российской Федерации принципов единой системы публичной власти, выстраивания эффективного взаимодействия между государственными и муниципальными органами. При этом, как он отметил, полномочия и реальные возможности местного самоуправления - самого близкого к людям уровня власти -должны быть расширены и укреплены**.
* См.: Президент России: официальный сайт. URL: http://www.kremlin.ru
** Рос. газ. 2020. 16 янв.
Таким образом, относительно появления в рамках конституционного законодательства новой правовой категории «единая система публичной власти» следует констатировать, что она направлена в первую очередь на создание оптимальных условий для качественного и эффективного взаимодействия между уровнями государственной власти и местного самоуправления для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, что и закреплено в ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации.
Возможный состав органов местного самоуправления в муниципальных образованиях определен ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»*** (далее - Закон о принципах местного самоуправления), при этом каждый из них наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»****
*** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.
**** Там же. 2016. N 52 (ч. V). Ст. 7614.
территориальные органы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям входят в состав единой централизованной системы МВД России. Положение о данных территориальных органах утверждено приказом МВД России от 5 июня 2017 г. N 355 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне»*. Согласно п. 6 названного Типового положения территориальные органы МВД России в муниципальных образованиях при решении совместных задач обеспечивают взаимодействие с органами местного самоуправления.
С учетом ранее упомянутых изменений, внесенных в Конституцию Российской Федерации и конституционное законодательство в целом, в части формирования единой системы публичной власти и обозначенных в ч. 3 ст. 132 Конституции Российской Федерации целей ее создания представляется, что назрела очевидная необходимость формирования обновленных правовых и организационных основ взаимодействия между уровнями публичной власти, в частности между органами внутренних дел Российской Федерации и органами местного самоуправления, поскольку без указанных основ на современном этапе развития общественных отношений невозможно в одиночку ни эффективно решать актуальные задачи оперативно-служебной деятельности, ни обеспечивать решение установленных законодательством вопросов в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Базовые правовые начала взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»** (далее - Закон о полиции). Статьей 10 указанного закона предписано осуществление деятельности полиции во взаимодействии с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами,
общественными объединениями, организациями и гражданами. При этом взаимодействие не ограничивается исключительно вопросами правоохранительной направленности. С одной стороны, полиции предоставлено право использования возможностей муниципальных властей, поскольку органы местного самоуправления и их должностные лица должны оказывать полиции содействие при выполнении возложенных на нее обязанностей. С другой стороны, полиция обязана в пределах своих полномочий оказывать содействие муниципальным властям и иным ранее перечисленным субъектам.
Следует отметить, что большинство научных публикаций, посвященных вопросам взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления, как правило, сведено к анализу взаимодействия по вопросам охраны общественного порядка [1; 2; 3]. Это вполне оправданно, поскольку до внесения в ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации изменений*** среди четырех основных вопросов местного значения наряду с муниципальной собственностью, местным бюджетом, местными налогами и сборами была обозначена охрана общественного порядка. После внесения изменений данное полномочие было заменено доступностью медицинской помощи. Однако это не означает, что охрана общественного порядка абсолютно исключена из сферы ответственности местных властей. Данное полномочие в настоящее время регулируется не Конституцией Российской Федерации, а Законом о принципах местного самоуправления, который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию охраны общественного порядка муниципальной милицией (п. 8 ч. 1 ст. 15). В дополнение к аналогичному полномочию муниципального, городского округа (п. 9 ч. 1 ст. 16) к их компетенции закон также относит оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране обще-
* Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru
** Собр. законодательства Рос. Федерации.
2011. N 7. Ст. 900.
*** О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти: закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ // Там же. 2020. N 11. Ст. 1416.
ственного порядка, создание условий для деятельности народных дружин (п. 37 ч. 1 ст. 16). Это же относится и к вопросам местного значения внутригородского района (п. 13 ч. 1 ст. 16.2).
Таким образом, в ходе конституционной реформы 2020 года авторы поправок устранили имевшееся в первоначальном тексте Конституции Российской Федерации противоречие, когда целое направление охраны общественного порядка было передано на муниципальный уровень. Возможно, в то время, в период действия Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции», выделявшего в системе милиции милицию общественной безопасности, которая финансировалась и за счет средств муниципального бюджета, это было отчасти оправданно. В современных условиях, когда полиция является составной частью МВД России - федерального органа исполнительной власти, закрепление за органами местного самоуправления всего объема полномочий по охране общественного порядка уже не соответствовало конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий.
В связи с этим в настоящее время деятельность органов местного самоуправления в указанной сфере правоотношений конкретизирована в объеме оказания поддержки гражданам и их объединениям правоохранительной направленности и деятельностью муниципальной милиции. Вопросы организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов местного самоуправления по данному направлению деятельности получили широкую поддержку в научной среде и продолжают исследоваться [4; 5; 6; 7].
Вместе с тем лишь охрана общественного порядка - это неоправданно узкое понимание объема и правовых возможностей взаимодействия представителей федеральной и муниципальной власти в рамках формирующейся конституционно-правовой конструкции «единая система публичной власти». В связи с этим объективно назрела необходимость более развернутого рассмотрения направлений взаимодействия между органами внутренних дел Российской Федерации и органами
местного самоуправления, прежде всего в части решения вопросов местного значения, а также иных, входящих в зону ответственности местных властей вопросов, которые предусмотрены Законом о принципах местного самоуправления и другими нормативными правовыми актами.
Например, в перечень вопросов местного значения муниципального и городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Нет сомнения, что при осуществлении указанного вопроса наблюдается самое тесное взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел не только в рамках осуществления последними полномочий по федеральному государственному контролю (надзору) в области безопасности дорожного движения. В качестве примера можно привести размещение дорожных знаков, разметки, проектирования и реконструкции дорог в границах муниципального образования, которое невозможно реализовать без налаженного и конструктивного взаимодействия ранее упомянутых органов местной и федеральной власти и обеспечить охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, что и является главной задачей, определенной в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»*.
При организации взаимодействия по данному направлению необходимо в первую очередь наладить качественный и своевременный информационный обмен. Вместе с тем, как отмечается в юридической литературе, в ряде субъектов Российской Федерации до сих пор отсутствуют надлежащие правовые основы, обеспечивающие предоставление соответствующей информации и доступа к ней как со стороны органов внутренних дел, так и органов
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 50. Ст. 4873.
местного самоуправления [8, с. 120]. Порядок обмена информацией, необходимой для осуществления дорожной деятельности, включая обеспечение безопасности дорожного движения, не обязательно должен регулироваться соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами. Поскольку правовая основа взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления определена федеральным законодательством, постольку обмен соответствующей информацией может осуществляться на основании двусторонних или многосторонних соглашений. Важна сама система интеграции и организации беспрепятственного обмена информацией по указанным вопросам местного значения.
Другим важнейшим направлением взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления является профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования. Указанная сфера взаимодействия регулируется положениями Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»*, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»**, требованиями приказов МВД России от 17 января 2006 г. N 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»***, от 15 октября 2013 г. N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»****, от 29 марта 2019 г. N 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом
административном участке и организации
этой деятельности»
*, от 28 июня 2021 г.
N 495 «Об утверждении Наставления об организации служебной деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции территориальных ор-
ганов МВД России»*
и др.
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 26. Ст. 3177.
** Там же. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598.
*** Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
**** Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. N 11.
С целью профилактики правонарушений среди несовершеннолетних осуществляется обмен информацией и различными документами между муниципальными образовательными организациями и подразделениями органов внутренних дел, происходит межведомственное взаимодействие, проводится совместное планирование деятельности и проведение мероприятий, направленных на профилактику беспризорности, безнадзорности, а также правонарушений несовершеннолетних обучающихся. Отдельным направлением совместной деятельности является правовое и патриотическое воспитание молодежи, организация встреч с представителями разных служб органов внутренних дел.
В указанном взаимодействии самое активное участие принимают муниципальные служащие системы муниципального управления образованием, работники муниципальных образовательных организаций, сотрудники подразделений территориальных органов внутренних дел - по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, патрульно-постовой службы полиции. Кроме того, в рамках своей компетенции в указанном взаимодействии участвуют подразделения уголовного розыска, по контролю за оборотом наркотиков, по противодействию экстремизму.
Однако профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является лишь частью такого вопроса местного значения, как организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью. В связи с этим, как представляется, формы взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления по организации работы с детьми и молодежью
***** Официальный интернет-портал правовой информации. 11К1_: http://pravo.gov.ru
****** Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
исследованы не в полном объеме. В данном направлении деятельности имеется значительный нереализованный потенциал, для практического осуществления которого еще предстоит значительная научно-исследовательская работа.
Кроме того, осуществляя взаимодействие в данной сфере, органы внутренних дел и органы местного самоуправления также совместно решают задачу обеспечения прав несовершеннолетних, предупреждения жестокого обращения с ними. В современных условиях развития Интернета и социальных сетей несовершеннолетние могут становиться жертвами не только классических форм жестокого обращения, но и новых - сетевых, таких как кибербуллинг, харассмент, киберсталкинг и др. В связи с этим следует согласиться с Л.С. Казаковой в том, что обеспечение прав несовершеннолетних требует совместной работы уполномоченных органов местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, совершенствованию профессиональной подготовки которых, особенно в сфере профилактики новых способов жестокого обращения с детьми, следует уделять большее внимание [9, с. 62-63].
Одним из вопросов местного значения в действующем Законе о принципах местного самоуправления установлено участие муниципальных образований в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах соответствующего муниципалитета. Представляется, что на фоне общей тревожной ситуации с преступлениями экстремистской направленности и повышения уровня угрозы противоправной экстремистской деятельности, если не исключить совсем, то хотя бы минимизировать негативные последствия экстремизма невозможно без качественного и постоянного взаимодействия всех субъектов противодействия экстремизму, среди которых в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»* указаны как органы
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 30. Ст. 3031.
местного самоуправления, так и органы внутренних дел.
Основные направления взаимодействия по противодействию экстремизму перечислены в ст. 3 указанного выше закона. К ним, в частности, относятся профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению подобной деятельности, а также непосредственно борьба с экстремистской деятельностью общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц, включая выявление, предупреждение и пресечение подобной деятельности. Несомненно, что только при налаженном взаимодействии органов местного самоуправления и органов внутренних дел, построенном на качественной правовой и организационной основе, эффективность решения обозначенных мер сильно возрастает.
Несмотря на то, что сфера участия органов внутренних дел, в частности полиции, в противодействии экстремизму значительно шире (согласно п. 16 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции именно на полицию возлагается обязанность принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан), органы местного самоуправления обязаны принимать участие в профилактике экстремизма, а это касается не только устранения причин и условий, сопутствующих данной противоправной деятельности, но и профилактики идеологии экстремизма, в частности, в муниципальных образовательных организациях, муниципальных библиотеках и иных местах массового пребывания граждан, находящихся в муниципальной собственности или под управлением муниципальных органов. Как справедливо отмечает И.Г. Гутиева, эффективная деятельность органов внутренних дел по противодействию экстремизму возможна исключительно на основе консолидации совместных усилий органов местного самоуправления с обязательным привлечением других институтов гражданского общества [10, с. 391].
Еще одно важное направление взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления обусловлено корреспондирующими обязанностью обеспечения сотрудников, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, служебным жилым помещением и полномочием органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 3 ст. 44 Закона о полиции участковые уполномоченные полиции в срок не более 6 месяцев должны быть обеспечены служебным жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования. Частью 2 ст. 9 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в случае отсутствия у соответствующего территориального органа МВД России, такое жилое помещение сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи может быть предоставлено из муниципального жилищного фонда органом местного самоуправления*.
Среди всех служб органов внутренних дел участковый уполномоченный полиции с органами местного самоуправления осуществляет едва ли не самое тесное взаимодействие. Во-первых, это единство целей, поскольку и участковый уполномоченный полиции, и органы местного самоуправления в качестве основной цели деятельности призваны обеспечивать права и свободы человека и гражданина в рамках своей компетенции. Во-вторых, - административно-территориальная общность, поскольку, как правило, границы административного участка либо совпадают с границами муниципальных образований, либо являются его неотъемлемой частью. В-третьих, - совпадающие задачи, связанные с обеспечением соблюдения гражданами правил проживания, иностранными
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4595.
гражданами - правил пребывания, работа с лицами без определенного места жительства, лицами, подверженными риску стать жертвами противоправных действий в силу их малолетнего либо престарелого возраста, а также имеющими психические расстройства. В-четвертых, участковый уполномоченный полиции - это основной субъект профилактики правонарушений, от его эффективной работы во многом зависит благополучное проживание всех граждан местного сообщества на всей территории муниципального образования. Ведь любые мероприятия по благоустройству территории муниципального образования могут быть сведены на нет вандалами, повреждающими объекты благоустройства, в частности малые архитектурные формы, общественно-массовые мероприятия могут потенциально сопровождаться нарушениями со стороны хулиганов, общее восприятие качества жизни на территории муниципального образования искажено семейно-бытовыми скандалами, нарушением требований к содержанию домашних животных, несоблюдением санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и другими негативными социальными явлениями, на профилактику которых направлена деятельность участкового уполномоченного полиции.
Совокупность указанных факторов предопределяет заинтересованность органов местного самоуправления в теснейшем взаимодействии с участковыми уполномоченными полиции в целях повышения эффективности их деятельности в пределах границ административного участка, находящегося на территории муниципального образования. Чем более качественные и комфортные условия для исполнения служебных обязанностей будут созданы, в том числе посредством участия органов местного самоуправления, тем более качественно и с большей временной отдачей сотрудник полиции будет выполнять должностные обязанности, в частности, связанные с решением вопросов местного значения.
Исходя из вышеизложенного очевидна прямая взаимосвязь между качественной организацией взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления по предоставлению жи-
лого помещения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи, а также помещения для работы и повышением эффективности не только выполнения служебных обязанностей сотрудником полиции, но и решения вопросов местного значения, и в конечном счете улучшением качества жизни населения, проживающего на территории муниципального образования.
Перспективным направлением взаимодействия считаем решение такого вопроса местного значения, как обеспечение условий для развития физической культуры, школьного и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В органах внутренних дел Российской Федерации вопросам организации физкультуры и спорта уделяется значительное внимание. Спортивно-массовая работа в МВД России имеет глубокие исторические и культурные традиции. Особую миссию в проведении данной работы выполняет Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо», которое уже практически 100 лет выполняет задачи по созданию необходимых условий для развития физической культуры, спорта и физически активного отдыха. Нет никаких сомнений в том, что сочетание усилий органов внутренних дел и органов местного самоуправления по совместной организации и проведению спортивно-массовой работы, физкультурных мероприятий на территории муниципального образования будет иметь положительный эффект как для сотрудников органов внутренних дел, выполняющих задачи по поддержанию и укреплению здоровья, сохранению продуктивного уровня общей работоспособности, повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности, так и для всего населения муниципального образования в плане физического воспитания, развития физической культуры и совершенствования физической подготовки.
В заключении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 1-З, содержащем оценку Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенство-
вании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также соответствия порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона Конституции Российской Федерации, указано на понимание единства системы публичной власти как функционального единства, что не исключает организационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципальных образований, и не свидетельствует о вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти, и не лишает их конституционно закрепленной самостоятельности*.
Приводя в рамках заявленной тематики лишь несколько примеров организации взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленных на эффективное решение задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, нельзя не отметить, что, несмотря на отнесение вопросов местного значения к исключительной прерогативе населения и органов местного самоуправления, указанная исключительность не только не ограничивает, а, напротив, расширяет потенциал возможностей согласованной деятельности всех органов власти, осуществляющих свои полномочия на территории муниципалитета, на основе сотрудничества, координации, взаимного учета интересов, гарантирующих стабильную и эффективную реализацию функций публичной власти по созданию на соответствующей территории достойных условий жизни и свободного развития человека.
Представляется, что приведенные в статье примеры взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления свидетельствуют о направленности на достижение указанной конституционно значимой цели, посредством которой обеспечивается, с одной стороны, единство и непротиворечивость развития местного самоуправления как самостоятельного и
* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. N 12. Ст. 1855.
приближенного к населению уровня власти, а с другой - эффективное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел,
в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительных функций по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
Список источников
1. Богданов С.В., Беляев А.А. Теоретические основы взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления в обеспечении общественного порядка и безопасности // Вестник науки. 2018. Т. 1. N 9. С. 200-201.
2. Куликов И.А. Органы внутренних дел Российской Федерации и органы местного самоуправления -проблемы взаимодействия // Актуальные проблемы российского права. 2009. N 1. С. 455-460.
3. Пушкова Е.В. Перспективы взаимодействия органов внутренних дел РФ и местного самоуправления // Человек. Социум. Общество. 2021. N 4. С. 25-29.
4. Курдюк П.М., Упоров И.В. Организационно-публичные основы охраны общественного порядка в контексте соотношения полномочий федеральной полиции и муниципальной милиции // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2019. N 2. С. 93-98.
5. Симонова М.А., Бачернихина М.В., Карпов О.В. Некоторые аспекты охраны общественного порядка на территориях муниципальных образований и перспективы формирования муниципальной милиции // Вестник Владимирского юридического института. 2019. N 1. С. 140-144.
6. Файзуллин Р.Р. Охрана общественного порядка в компетенции местного самоуправления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. N 11. С. 199-201.
7. Шадрина Л.В. О роли и месте органов местного самоуправления в сфере обеспечения общественного порядка // Право и государство: теория и практика. 2019. N 11. С. 252-254.
8. Черных В.Ю. Проблемы взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2021. N 1. С. 119-121.
9. Казакова Л.С. Органы внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних в России и их взаимодействие с органами местного самоуправления // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. N 1. С. 60-63.
10. Гутиева И.Г. Взаимодействие полиции с органами государственной власти, местного самоуправления и общественными организациями в сфере противодействия экстремизму // Евразийский юридический журнал. 2018. N 3. С. 389-391.
References
1. Bogdanov S.V., Belyaev A.A. Theoretical foundations of interaction between internal affairs bodies and local governments in ensuring public order and security. Bulletin of Science, 2018, vol. 1, no. 9, pp. 200-201. (In Russ.).
2. Kulikov I.A. Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Local Self-Government Bodies - Problems of Interaction. Actual Problems of Russian Law, 2009, no. 1, pp. 455-460. (In Russ.).
3. Pushkova E.V. Prospects for interaction between internal affairs bodies of the Russian Federation and local self-government. Human. Community. Society, 2021, no. 4, pp. 25-29. (In Russ.).
4. Kurdyuk P.M., Uporov I.V. Organizational and public foundations for the protection of public order in the context of the relationship between the powers of the federal police and the municipal police. Bulletin of the Krasnodar University of the MIA of Russia, 2019, no. 2, pp. 93-98. (In Russ.).
5. Simonova M.A., Bachernikhina M.V., Karpov O.V. Some aspects of the protection of public order in the territories of municipalities and the prospects for the formation of municipal police. Bulletin of the Vladimir Law I nstitute, 2019, no. 1, pp. 140-144. (I n Russ.).
6. Faizullin R.R. Protection of public order in the competence of local government. International Journal of the Humanities and Natural Sciences, 2021, no. 11, pp. 199-201. (In Russ.).
7. Shadrina L.V. On the role and place of local governments in the field of public order. Law and State: Theory and Practice, 2019, no. 11, pp. 252-254. (In Russ.).
8. Chernykh V.Yu. Problems of interaction between internal affairs bodies and local governments. Bulletin of the Barnaul Law Institute of the MIA of Russia, 2021, no. 1, pp. 119-121. (In Russ.).
9. Kazakova L.S. Internal affairs bodies in the implementation of the constitutional rights of minors in Russia and their interaction with local authorities. Bulletin of the St. Petersburg University of the MIA of Russia, 2011, no. 1, pp. 60-63. (In Russ.).
10. Gutieva I.G. Interaction of the police with state authorities, local governments and public organizations in the field of countering extremism. Eurasian legal journal, 2018, no. 3, pp. 389-391. (In Russ.).
Вклад авторов:
Кожевников О.А. - разработка концепции и дизайна исследования, изложение основных положений исследования, критический анализ и доработка текста.
Мещеряков А.Н. - теоретико-методологический анализ проблемы исследования, обработка, интерпретация и описание результатов исследования.
Contributions of authors:
Kozhevnikov O.A. - study conception and design, drafting the manuscript, critical revision of the manuscript for important intellectual content, final approval of the version to be published.
Meshcheryakov A.N. - data collection, data analysis and interpretation, analysis and interpretation of results, presenting the findings of the study, final approval of the version to be published.