Научная статья на тему 'Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений'

Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2929
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / ОВД / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / OPERATIONAL UNITS / THE BODIES OF THE PRE-INVESTIGATION / COMMUNICATION / INVESTIGATIVE TEAM / INTERNAL AFFAIRS BODIES / THE MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов A. B., Хазов Е. Н.

Анализируется состояние взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия по выявлению и раскрытию преступлений на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов A. B., Хазов Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS OF INTERACTION OF OPERATIONS UNITS AND BODIES PRELIMINARY INVESTIGATION POLICE THEIR SIGNIFICANCE FOR THE IDENTIFICATION AND DISCLOSURE CRIMES

The article examines the state of the interaction of operational units and of the preliminary investigation to identify and disclose crimes nowadays.

Текст научной работы на тему «Основные направления взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений»

ся предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. В настоящее время легальное определение установлено в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» как деятельность по реализации функций соответствующих субъектов, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах, установленных нормативными правовыми актами России и субъектов Федерации

полномочии органов, предоставляющих государственные услуги.

В литературе отмечается отсутствие четкости в подходах к определению государственных услуг9. Теоретически возможно функционирование ГПМСП в рамках оказания государственных услуг, поскольку судить о степени соотношения этих категорий можно с накоплением опыта правового регулирования государственных услуг.

Таким образом, меры ГПМСП являются самостоятельным правовым явлением, которые хотя и связаны с примыкающими категориями, однако сохраняют свою самостоятельность и не могут быть сведены к какой-либо из них.

9 Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт): сб./Под ред. Е.В. Гриценко, H.A. Шевелевой. М., 2007. С. 91.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПОЛИЦИИ, ИХЗНАЧЕНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАСКРЫТИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

A.B. БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент;

Е.Н.ХАЗОВ,

кандидат юридических наук, профессор (МосУ МВД России)

e-mail: khazov-mos@mail.ru

Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминолистика; оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. Анализируется состояние взаимодействия оперативных подразделений и органов предварительного следствия по выявлению и раскрытию преступлений на современном этапе.

Ключевые слова: оперативные подразделения, органы предварительного следствия, взаимодействие, следственно-оперативная группа, ОВД, средства массовой информации.

MAIN AREAS OF INTERACTION OF OPERATIONS UNITS AND BODIES PRELIMINARY INVESTIGATION POLICE THEIR SIGNIFICANCE FOR THE IDENTIFICATION AND DISCLOSURE CRIMES

A.V. BOGDANOV,

PhD, Associate Professor E.N. KHAZOV,

PhD, Professor, University of Moscow Russian Interior Ministry

Annotation. The article examines the state of the interaction of operational units and of the preliminary investigation to identify and disclose crimes nowadays.

Keywords: operational units, the bodies ofthe Pre-investigation, communication, investigative team, internal affairs bodies, the media.

В современных условиях раскрытие преступлений, их полное и качественное расследование невозможно без согласованной, направленной на конечный результат работы органов предварительного следствия1 и оперативных служб. Под конечным результатом следует понимать реализацию главной функции правоохранительной системы - защиту конституционных прав граждан от преступных посягательств при безусловном соблюдении законности на всех этапах правоприменительного процесса.

В числе приоритетных задач, поставленных перед ОВД, обозначена задача реализации исчерпывающих мер по активизации взаимодействия органов предварительного следствия, оперативных, экспертно-криминалистических подразделений, средств массовой информации и граждан в целях повышения результативности раскрытия и расследования преступлений, в том числе по которым не установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых. Раскрытие преступления все больше становится коллективной деятельностью, успех которой тесно связан с организацией взаимодействия между людьми, осуществляющими эту важную работу. Полное, качественное и своевременное раскрытие и расследование преступлений во многом зависит от слаженной работы оперативных подразделений, органов следствия, криминалистической и иных служб и подразделений, задействованных в этом процессе. Укрепление и совершенствование их взаимодействия является необходимым условием эффективности и результативности деятельности оперативных подразделений. Актуальность этой задачи вытекает из анализа оперативной обстановки, который в последние годы свидетельствует о постоянном увеличении количества преступлений, оставшихся нераскрытыми.

Взаимодействие должно начинаться с момента получения оперативно значимой информации и заведения дела оперативного учета и продолжаться до стадии судебного производства. Вопросы взаимодействия по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений регулярно рассматриваются на заседаниях коллегии МВД России, оперативных совещаниях при Министре внутренних дел РФ и его заместителях.

Выявление и раскрытие преступлений - это сложный вид деятельности, требующий максимальной согласованности разных служб и подразделений. Определяющей в этой работе является организация должного уровня взаимодействия. Его отсутствие нарушает целостность системы, выступает серьезным препятствием на пути решения стоящих перед органами внутреннихдел задач.

1 См.: Далее, если это не оговаривается специально/ ОПС.

72

Объединение усилий, упорядоченность действий, устранение дублирования и разобщенности в борьбе с преступностью достигается путем целенаправленного конкретного планирования мероприятий, прогнозирования развития криминологических процессов и объективной оценки результативности совместной деятельности.

Правовой основой взаимодействия служб служат Конституция РФ; международные договоры России по вопросам взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, законодательство в сфере оперативно-розыскной и государственной судебно-экспертной деятельности2, а также многие нормативные правые акты МВД России, в числе которых приказы3. Содержание этих приказов являются инструментом, побуждающим как оперативные подразделения, следственные органы, так и средства массовой информации к совместной работе.

Учитывая, что преступность в России характеризуется совершенствованием профессионализма и организованности преступных формирований, оперативные подразделения постоянно сталкиваются с все более изощренными приемами и методами совершения и сокрытия преступлений, активным противодействием преступников ОВД. Важнейшим средством раскрытия таких преступлений, совершенных в условиях неочевидности или группой лиц, прибегающих к методам и способам маскировки своей преступной деятельности, являются меры оперативно-розыскного характера с дальнейшей реализацией их результатов в процессуальной форме в виде доказательств по уголовному делу.

Положение представляет собой достаточной инструментарий для успешного осуществления взаимодействия подразделений ОВД по раскрытию и расследованию преступлений. Оперативные подразделения, наделенные полномочиями, предоставленными уголовно-процессуальным законом, Федеральными законами «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности, не могут реализовать их в полном объеме без комплексного использования всех сил, средств и методов правоохранительных органов.

2 Федеральные законы «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности».

3 от 26 марта 2008 г. № 280 «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений», от 26 февраля 2002 г. № 174 «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы органов внутренних дел Российской Федерации», от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», от 10 апреля 2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе».

Подготовка к реализации оперативной информации по наиболее сложным преступлениям должна вестись совместно следователем и оперативным сотрудником заранее. Однако оперативные службы неохотно идут на совместное взаимодействие. Это обусловлено следующим:

• мало таких материалов, которые можно бы представить как результат серьезной, продуманной оперативной работы;

• следователи для участия в реализации материалов оперативных разработок привлекаются редко;

• следственно-оперативная группа по расследованию тяжких и особо тяжких преступлений создается в единичных случаях;

• составление совместных планов оперативные розыскных мероприятий и следственных действий не практикуется;

• недоверие к своим коллегам на фоне боязни утечки оперативной информации.

Основные направления деятельности по укреплению качества и эффективности взаимодействия оперативных сотрудников и следователей:

• оценка материалов доследственной проверки;

• совместное планирование реализации результатов оперативно-розыскной деятельности;

• создание следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования преступлений прошлых лет, розыскной работы;

• заслушивание членов следственно-оперативных групп о ходе следствия по уголовным делам и оперативном сопровождении процесса расследования;

• создание постоянно действующих следственно-оперативных групп, координирующих деятельность следователей и оперативных сотрудников по раскрытию и расследованию серийных преступлений;

• совместное обучение следователей и сотрудников оперативных служб тактическим приемам раскрытия и расследования преступлений;

• подготовка совместных методических рекомендаций для следователей и оперативных сотрудников по вопросам взаимодействия в раскрытии и расследовании преступлений;

• проведение совместных оперативных совещаний по проблемным вопросам взаимодействия, результативности раскрытия и расследования преступлений.

В настоящее время активно внедряется в практику форма совместного контроля над фактическим состоянием взаимодействия органов предва-

рительного следствия и подразделений уголовного розыска, заключающаяся в проверке и оценке работы следственно-оперативные группы, как по направлениям деятельности, так и по отдельным уголовным делам. Результаты этих проверок рассматриваются на оперативных совещаниях, а нередко и на коллегиях.

В качестве основной формы взаимодействия успешно используются совместные СОГ по уголовным делам о тяжких преступлениях, а также о преступлениях, имеющих большой общественный резонанс.

Взаимодействие между подразделениями уголовного розыска и экономической безопасности практически сводится к совместной работе в составе следственно-оперативных групп по социально значимым, так называемым резонансным, делам общеуголовной направленности и в рамках межведомственных планов. В то же время система организации взаимодействия этих подразделений, разграничения их функций по ряду важных вопросов не разработана, не имеет четкой структуры и требует выработки тактики ее построения и организации.

Основной объем функций по раскрытию преступлений, совершенных организованными преступными группами, возложен на подразделения уголовного розыска и экономической безопасности (подразделения по противодействию экстремистским проявлениям имеют узкую специализацию, и объем раскрываемых ими преступлений значительно ниже). Именно они обеспечивают основные результаты в раскрытии преступлений общеуголовной и экономической направленности. Однако ввиду возложения на них новых функций по борьбе с организованной преступностью их деятельность приобретает более широкую сферу интересов, в то время как нормальная и четкая система взаимодействия между собой отсутствует и фактически ограничивается своей специализацией, что, в свою очередь, снижает объем оперативной информации, профессиональный кругозор и общую эффективность работы этих подразделений.

Среди подразделений уголовного розыска и экономической безопасности назрела объективная необходимость организации качественного и эффективного взаимодействия подразделений между собой. Организация взаимодействия по противодействию организованной преступности должна строиться на тесном и эффективном сотрудничестве разных оперативных подразделений системы МВД России, прежде всего подразделений уголовного розыска и экономической безопасности.

Взаимодействие в следственно-оперативных группах осуществляется зачастую формально, по-

скольку оперативные сотрудники уголовного розыска и экономической безопасности получают конкретные задания от следователей, практически не участвуя в обсуждении общего направления проводимого расследования и не взаимодействуя между собой.

Уровень взаимодействия и организация обмена оперативной информацией между подразделениями уголовного розыска и экономической безопасности еще не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям, что снижает эффективность их работы.

Дальнейшее совершенствование работы подразделений уголовного розыска должно строиться на основе тесного сотрудничества, неформального обмена оперативной и иной информацией как по находящимся в производстве делам, так и перспективной. В качестве общих направлений деятельности можно предложить следующие:

• активнее привлекать к ведению оперативных разработок подразделений экологической безопасности сотрудников уголовного розыска, что позволит, объединив усилия служб, увеличить потенциальную отдачу оперативно-розыскной деятельности;

• активизировать создание и взаимное использование компьютерных справочных массивов по юридическим и физическим лицам, занимающимся противоправной деятельностью;

• предусмотреть регулярное проведение семинаров-совещаний по обмену информацией и изучению положительного опыта: не отнимая значительных материальных средств, они будут способствовать как тиражированию передового опыта, так и выработке кратко- и среднесрочных программ взаимодействия;

• одной из конкретных форм взаимодействия, представляющих большой практический интерес, мог бы стать обязательный обмен информацией по любому факту исчезновения граждан, являющихся собственниками недвижимости;

• активнее использовать в обмене мнениями по проблемам взаимодействия такую всероссийскую печатную трибуну, как «Вестник МВД России» и бюллетень «Оперативно-розыскная работа».

Конечной целью совместной работы является успешное раскрытие и расследование преступлений, однако некоторые подразделения по-прежнему ориентированы лишь на их выявление.

В последние годы наметилась положительная тенденция межгосударственного взаимодействия

правоохранительных органов стран - участники СНГ.

Представляется необходимым нормативное установление перечня основных сведений, которыми подразделения уголовного розыска и экономической безопасности, следственные подразделения разных МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации обязательно должны обмениваться в процессе взаимодействия, так как в настоящее время наметилась устойчивая интеграция общеуголовной и экономической преступности.

Необходимость совершенствования механизмов взаимодействия служб очевидна. Решение этой задачи должно быть комплексным, а именно:

• совершенствование правовой основы этого процесса, т.е. обновление приказов об организации взаимодействия;

• изменение системы оценок деятельности служб;

• выработка, начиная со студенческой скамьи, у следователей и оперативных сотрудников психологии руководителя процессом выявления, раскрытия и расследования преступлений;

• создание современных технологий, набора приемов и методов, позволяющих максимально продуктивно использовать имеющиеся в нашем арсенале возможности;

• совершенствование взаимодействия со средствами массовой информации.

Определяющей характеристикой нынешнего века называют информацию. Организация правильного взаимодействия со средствами массовой информации становится одним из приоритетных направлений деятельности ОВД и прежде всего оперативных подразделений и органов предварительного следствия как исполнителей основной задачи правоохранительной системы - восстановления и защиты прав потерпевшего.

Обильная критика в средствах массовой информации не всегда отличается знанием специфики деятельности ОВД, преступники порой идеализируются, а полиция подчас сравнивается с инквизицией, взяточниками, что сильно влияет на формирование отрицательного внешнего имиджа органов внутренних дел.

Можно выбрать следующие составляющие работы со средствами массовой информации в целях создания положительного образа оперативного сотрудника и следователя: систематическое информирование населения о результатах служебной деятельности, успешно выявленных преступлениях и расследованных уголовных делах; освещение в прессе участия граждан в раскрытии преступлений; иллюстрированные публикации о сотрудниках оперативных и следственных подраз-

делений, добросовестно выполняющих свой профессиональный долг; в случае появления критических публикаций в адрес оперативных и следственных подразделений - незамедлительный ответ; построение тактики сотрудничества со СМИ: выражение благодарности журналистам за оказанную помощь, выявление недостатков в работе оперативных и следственных подразделений.

Все службы новостей испытывают потребность в общении с оперативными и следственными подразделениями, являющимися источником тех сведений, которые интересны читателям, радиослушателя и телезрителям. Сотрудники оперативных и следственных подразделений нуждаются в контактах с общественностью посредством средств массовой информации, с помощью которых они могут обратиться к населению за содействием при раскрытии и расследовании сложных уголовных дел, розыске преступников, отметить успехи в службе сотрудников подразделений, под-

нять престиж ОВД. Только при конструктивном взаимодействии с гражданами возможны изменения в полиции. Граждане заинтересованы в том, чтобы оказать помощь сотрудникам ОВД, стоящих на страже законности и правопорядка, в наведении порядка в стране, а также в формировании нового облика сотрудника полиции. Осуществление этих и других мер способствовало бы углублению и совершенствованию взаимодействия между подразделениями.

Задачей руководителей ОВД России является поиск новых подходов к решению имеющихся проблем в условиях оптимизации структуры и деятельности МВД России, укрепления взаимодействия с оперативными подразделениями, органами прокуратуры, судом. Таким образом, правильное организованное взаимодействие позволяет должным образом выполнять поставленные задачи, а также осуществлять обмен положительным опытом между подразделениями и сотрудниками ОВД.

ПОЛИЦИЯ НОРВЕГИИ: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

М.Ю. ВАСЬКОВ; М.А. САДЫКОВА

e-mail: vaskov-m@rambler.ru

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Аннотация. Проводится исторический анализ института полиции в Норвегии.

Ключевые слова: полиция, история полиции, ленсманы, омбудсмены, городские фогдены, констебли.

NORWEGIAN POLICE: A BRIEF HISTORY

M.Y. VASKOV; M.A. SADYKOVA

Annotation. In article the author carries out the historical analysis ofinstitute ofpolice in Norway. Keywords: police, police history, the lensmann, ombudsman, urban foldens, constables.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.