ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ЕГИПТА ПОСЛЕ СВЕРЖЕНИЯ ХОСНИ МУБАРАКА
В статье анализируются основные векторы внешнеэкономической деятельности Египта на современном этапе его развития. После событий «арабской весны» 2011 г., когда в результате народных волнений был свергнут президент Египта Хосни Мубарак, экономика страны значительно ослабла. Вплоть до настоящего времени Арабская Республика Египет крайне нуждается в финансовой поддержке иностранных государств. Именно от грамотного выбора внешнего партнера во многом зависит успех Египта. Однако каждый из отдельно взятых потенциальных финансовых доноров Каира готов оказывать ему адресную поддержку, но это не решает всего комплекса стоящих перед страной проблем, поэтому внешнеэкономический курс Египта отличается разнонаправленностью.
Ключевые слова: Египет, Хосни Мубарак, экономика, помощь, доноры.
События так называемой «арабской весны», начавшиеся с «Жасминовой революции» в Тунисе в январе 2011 г., затронули в большей или меньшей степени чуть ли ни весь Ближний Восток. Народные волнения прошли во многих арабских странах, в том числе и в Египте, где был свергнут тридцатилетний режим правления президента Хосни Мубарака, а вслед за ним и его преемника Мухаммада Мурси, представителя интересов «Братьев-мусульман». Прочность власти нынешнего президента Абдель Фаттаха Ас-Сиси, будет во многом зависеть от того, удастся ли ему вывести Египет из экономического кризиса и восстановить безопасность в стране.
Экономика Египта по окончании «арабской весны» и до настоящего времени испытывает серьезные трудности, в особенности, в условиях непрекращающихся политических волнений. Уже в 2011 г. суммарный экспорт Египта составил 30,5 млрд долл., в то время как импорт почти в 2 раза превышал экспорт (58,9 млрд долл.), что свидетельствует о слабости экономики (см. таблицу 1). Приток иностранных инвестиций отрицательный. По докладу ООН о мировых инвестициях за 2012 г., он
© Калашникова А.В., 2015 54
составил минус 483 млн долл. против 6 386 млн долл. в 2010 г1. В результате нестабильности, царящей в Арабской Республике Египет (далее - АРЕ), в 2013 г. бюджетный дефицит достиг 14% ВВП (против 10,4% в 2012 г.); государственный долг составил 90% ВВП и по прогнозам МВФ в 2014 г. этот показатель увеличится; экономический рост снизился до 2,1% в год (в 2010 г. он составлял около 5%) . Значительно пострадал сектор туризма, который является важным источником пополнения бюджета. Безработица в июне 2013 г. достигла 13%, три четверти из которых молодежь в возрасте 15-29 лет, что является критичным показателем, который к 2014 г. сохранится примерно на том же уровне . Все указанные проблемы требуют грамотных политико-экономических решений египетской администрации.
Мухаммад Мурси продержался у власти лишь год, во многом из-за того, что руководство Египта в лице «Братьев-мусульман» не сумело самостоятельно вывести страну из экономического кризиса. Очевидно, что любые политические и экономические ошибки новой египетской администрации, которую возглавляет А.Ф. Ас-Сиси, ставший президентом страны по результатам досрочных выборов 26-28 мая 2014 г., на нынешнем этапе чреваты очередными беспорядками,
„4 т-,
инициированными оппозицией . В то же время, введение изменений, направленных на оздоровление экономики, вроде отмены продовольственных дотаций, действующих еще со времен Г.А. Насера, негативно скажется на популярности власти.
Египет крайне нуждается в притоке денежных средств в экономику. МВФ после избрания А.Ф. Ас-Сиси президентом страны выразил готовность продолжить сотрудничество с новым правительством Египта . Однако это еще не означает, что он в скором времени выдаст Египту желаемый кредит. Каир так и не получил кредит МВФ на сумму в 4,8 млрд долл., переговоры вокруг которого а свое время вела еще администрация М. Мурси6. В этой связи АРЕ необходима весомая внешняя помощь иностранных государств. Со своей стороны Египет привлекает крупных политических игроков, являясь одной из ключевых стран MENA (от англ. Middle East & North Africa - Ближний Восток и Северная Африка) с политической, экономической, географической и религиозной точек зрения. Таким образом, внешнеэкономическое и политическое сотрудничество Египта с зарубежными партнерами имеет под собой определенную и взаимовыгодную основу.
55
С середины 1990-х гг., когда страной еще управлял Хосни Мубарак, Египет, оказавшийся в зависимости от американской экономической помощи, стал искать альтернативные источники финансирования. С этого времени и до сих пор Египет сильно ориентирован на Евросоюз, который, как до, так и после «арабской весны», занимает первое место среди основных внешнеторговых партнеров Египта.
С 2004 по 2011 гг. взаимная торговля между Египтом и ЕС увеличилась более чем в 2 раза. К 2011 г. она превысила 23 млрд евро, а в 2012 г. уровень взаимной торговли не только сохранился, но и немного вырос, приблизившись к 24 млрд евро . В 2011 г. из суммарного экспорта Египта 31% приходится на Евросоюз (9,6 млрд долл.), 7% на Индию (2,3 млрд долл.), 6% на Саудовскую Аравию (1,9 млрд долл.), 5% на США (1,6 млрд долл.) и 4,9% на Турцию (1,5 млрд долл.). Евросоюз лидирует и в качестве импортеров египетских товаров и услуг (29% от суммарного экспорта, 17,4 млрд долл. в абсолютных цифрах). За ним следуют США (11% и 6,3 млрд долл.), Китай (9% и 5,4 млрд долл.), Кувейт (5% и 2,8 млрд долл.) и Турция (4,5% и 2,6 млрд долл.)8. Получается, что доля Евросоюза во внешней торговле Египта на порядок больше, чем у других внешнеторговых партнеров АРЕ.
Таблица 1.
Основные внешнеторговые партнеры Египта в 2011 г9.
(Центральная государственная организация мобилизации и статистики АРЕ)
Товарооборот Экспорт Импорт Сальдо
Объем +/- Объем +/-% Объем
(млрд % к (млрд к (млрд +/-% к 2010 2011 г. (млрд долл.
долл. 2010 долл. 2010 долл. г. США)
США) г. США) г. США)
Всего 92,6 121 30,6 120 62,0 122 -31,4
Страны 30,6 113 12,4 124 18,2 107 -5,8
ЕС
Араб. 17,1 117 8,7 105 8,4 134 +0,3
страны
США 8,1 123 1,6 102 6,5 130 -4,9
КНР 6,3 118 0,6 140 5,7 116 -5,1
56
Одним из самых актуальных направлений сотрудничества с ЕС для Египта является энергетика. По доказанным запасам природного газа Египет - третья страна в Африке после Алжира и Нигерии. В 2013 г. его запасы оценивались на уровне в 2,2 трлн куб. м, что ставит Египет на 16 место в мире по доказанным запасам газа . Таким образом, руководство страны небезосновательно рассчитывает укрепиться на рынках сбыта в качестве крупного экспортера сырья. Европейский энергоемкий рынок сбыта близко расположен к Египту, а сейчас, в условиях политической нестабильности в Украине, египетское направление может оказаться привлекательным для ЕС.
С одной стороны, Евросоюз выражает поддержку военному руководству Египта и готовность оказать ему экономическую помощь. С другой стороны, в ЕС вызывает беспокойство ситуация с правами человека и безопасностью в АРЕ. Брюссель призывает выпустить М. Мурси, считая его арест незаконным, а также обеспокоен решением египетского суда о массовой смертной казни представителей «Братьев-мусульман», которое он вынес в апреле 2014 г .
Еще в 2012 г. непосредственная помощь из европейского бюджета в 5 млрд долл. в виде грантов и кредитов была остановлена . В конце августа 2013 г. ЕС объявил о прекращении поставок оружия в Египет, поскольку оно может быть использовано властями в репрессивных целях, хотя Брюссель не отрицал возможности оказания гражданской помощи стране . Это говорит о сомнении ЕС в отношении скорой разрядки обстановки и прекращения насилия в Египте. К тому же, Евросоюзу достаточно внутренних проблем, связанных с экономическим кризисом в ряде южноевропейских стран, которые нуждаются в многомиллиардной финансовой поддержке.
Если Египет и может рассчитывать на расширение торгового сотрудничества с Европой, то ожидать от нее скорой экономической помощи, а также поставок вооружения не приходится. В этой связи Каиру необходимо искать иных внешнеполитических союзников, способных оказать своевременное и жизненно необходимое для Египта финансирование.
Хотя Соединенные Штаты в настоящее время являются вторым торговым партнером Египта после ЕС, нельзя недооценивать исторически сложившееся тесное и длительное сотрудничество Египта и США, основанное, главным образом, на американской экономической помощи.
57
Если проследить динамику этой помощи, то Соединенные Штаты направляли в Египет миллиарды долларов даже в период правления Гамаля Абдель Насера, когда Египет был ориентирован на Советский Союз. Однако в 1990-е гг. американская помощь Египту не превысила 2,5 млрд долл., объема, который Египет получил в 1979 г. В то же время экономика страны была еще слабой. То есть экономический фактор стал одной из главных причин частичного отстранения Египта от США.
Для развития торговых отношений с Вашингтоном Каир имеет договорно-правовую базу. В частности, страны подписали торговое и инвестиционное рамочное соглашение, являющееся шагом вперед в создании свободной торговли и увеличении инвестиционных потоков. Имеется также двустороннее инвестиционное соглашение .
США экспортируют в АРЕ пшеницу и кукурузу, минеральное топливо и нефть, технику и самолеты, железо и сталь. В импорте США из Египта преобладает природный газ и нефть, удобрения и текстиль, сельскохозяйственная продукция. Таким образом, в экспортно-импортной структуре преобладают энергетическая, техническая (включая военную технику) и пищевая составляющие.
Сейчас в условиях сниженного притока инвестиций АРЕ особенно заинтересована в получении американской помощи. Хотя бы ее сохранение на прежнем уровне жизненно важно для Египта.
США в основном выделяли деньги на поддержание мира и безопасности, экономического роста, а также на развитие демократии. На 2013 г. запланированный уровень американской помощи составлял около 1,6 млрд долл., однако после свержения М. Мурси, которое Вашингтон считает незаконным актом, США заморозили финансирование Египта16.
В апреле-мае 2014 г. глава внешнеполитического ведомства Египта Набиль Фахми посетил США, где провел ряд встреч на высшем уровне с целью получения дополнительной американской помощи. Накануне Вашингтон заявил о решении оказать Египту помощь в размере 650 млн долл., а также поставить 10 вертолетов «Апачи» в связи с его выполнением положения о мирном договоре с Израилем17. Во время визита Н. Фахми стало очевидно, что США пока не готовы оказать помощь в сфере развития демократии и вооружения. Сенатор Патрик Лихи, отвечающий за иностранные программы, пригрозил заблокировать помощь египетским вооруженным силам и правоохранительным органам . Недовольство США связано с решением суда в Египте, который вынес массовый смертный приговор членам организации
58
«Братья-мусульмане». Вашингтон относится с недоверием не только к демократическому развитию Египта, но и к вопросу прекращения насилия в стране.
Следует ожидать, что экономическая политика США по отношению к Египту будет носить выжидательный характер, поскольку остаются неясными вопросы жизнеспособности нынешнего египетского правительства, а также поддержание безопасности в стране. Кроме того, вопрос выдачи средств Египту решается в Конгрессе США, где далеко не все сенаторы высказываются за поддержку Египта. На внешнюю политику Вашингтона в отношении Каира значительное влияние оказывает еврейское лобби, которое представляет интересы Тель-Авива . В свою очередь, Израиль выступает против увеличения денежной помощи Египту, так как это способствует укреплению египетских военных позиций в регионе.
В этой связи, немаловажным направлением египетской внешнеэкономической политики помимо американского является арабское. Нефтедобывающие соседи Египта с момента начала «арабской весны» предоставили Египту немалую финансовую помощь. Среди основных египетских спонсоров - Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт.
Не случайно свое первое зарубежное турне М. Мурси начал в июле 2012 г. с посещения Королевства Саудовской Аравии, крупнейшей и наиболее влиятельной страны среди аравийских монархий. Министр иностранных дел Египта Мухаммад Камил Амр выразил надежду на то, что после визита Мурси привлечение иностранных инвестиций в
т-. „20
экономику Египта перейдет на качественно новый этап .
Однако политика «Братьев-мусульман» не устраивала страны Персидского залива, поскольку движение рассматривалось как идеологический и политический конкурент. Во-первых, трансформация на протяжении ХХ в. движения «Братья-мусульмане» от радикального к умеренному (так называемый срединный путь «аль-уасатыйа»), привела
21 г-р
их к пониманию государства как светского института . Такая постановка вопроса идет в разрез с интересами Саудовской Аравии. Во-вторых, страны Персидского залива не устраивает налаживание Египтом отношений с политическим противником аравийских монархий -шиитским Ираном. В-третьих, монархии залива опасались, что «Братья-мусульмане» стремятся подорвать органы власти в странах региона. В частности, в последнее время ОАЭ неоднократно заявляли об аресте
59
близких к «Братьям-мусульманам» группировок, представляющих угрозу национальной безопасности страны.
В то же время оказание поддержки Египту для таких государств, как Саудовская Аравия и Катар, которые ведут активную внешнюю политику - вопрос внешнеполитического престижа. Кроме того, Египет занял в отношении сирийского кризиса позицию, лояльную монархиям Персидского залива, как и США, осудив администрацию Башара Асада. М. Мурси объявил 15 июня 2013 г. о прекращении отношений с правящим сирийским режимом и отозвал посла из Дамаска22. На территории Египта также расположен один из крупнейших религиозных центров - Аль-Азхар. Это превращает АРЕ в важное звено в деле распространения исламской пропаганды, которую поддерживает Саудовская Аравия. В этой связи, даже во время правления М. Мурси монархии оказывали экономическую помощь Египту.
После отстранения неугодного странам Персидского залива режима «Братьев-мусульман», отношения между Египтом и аравийскими монархиями улучшились. Руководство Саудовской Аравии направило одобрительное послание в адрес новых властей Египта, заявив, что «вооруженные силы Египта вывели страну из подземелья»23. Египет подтвердил свою позицию в отношении Сирии24. Летом 2013 г. Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт пообещали Египту пакет помощи на
1 -7 25
сумму в 17 млрд долл.
В марте 2014 г. фельдмаршал А.Ф. Ас-Сиси, на тот момент министр обороны АРЕ, но фактический глава Египта, посетил Объединенные Арабские Эмираты, где принял участие в совместных военных маневрах «Заид-1» . Это был второй зарубежный визит А.Ф. Ас-Сиси с момента свержения М. Мурси. Накануне визита эмиратская компания «Арабтек» заключила контракт на сумму в 40 млрд долл. на строительство миллиона единиц жилья в 13 областях Египта, фактически решающий жилищную проблему в стране27.
Таким образом, лояльность аравийских монархий особенно важна Египту. Действительно, страны Персидского залива способны оказать Египту серьезную финансовую помощь, которую, возможно, не окажут даже давние партнеры египтян американцы, поскольку, по крайней мере, в большинстве из них волевое решение правящих семей гораздо весомее настроений в парламентах, носящих, скорее, совещательную функцию. К тому же даже часть обещанной арабской помощи, которую Египет уже реально получил после отстранения от власти Х. Мубарака, в разы
60
превышает 1,5 млрд долл., на которые он может рассчитывать в случае разморозки американского финансирования. Однако в некоторых областях, например, в военной, готовность монархий Персидского залива оказать АРЕ помощь ограничена в силу того, что превращение Египта в сильную региональную военную державу для них не является выгодным, так как Каир в перспективе может стать их конкурентом, поэтому о закупке отдельных видов вооружения речи пока не идет. Помощь Египту оказывается избирательно, что не полностью решает стоящие перед страной задачи и вновь ставит вопрос о поиске дополнительных каналов экономического сотрудничества.
Одним их таких каналов является Россия. Еще в 1990-е гг., когда стороны подписали серию соглашений и меморандумов, была заложена нормативно-правовая база для двухсторонних отношений, которые постепенно начали развиваться. Уже в 2005 г. была создана Межправительственная российско-египетская комиссия для углубления двухсторонних отношений между странами. В 2009 г. стороны подписали долгосрочный Договор о стратегическом партнерстве, определившем ориентиры развития российско-египетских связей. Однако не все проходило гладко. К примеру, учрежденный в августе 2006 г. Российско-Египетский Деловой Совет (РЕДС) в настоящее время не работает28.
В 2008 г. Египет и Россия подготовили почву для совместных энергетических проектов, подписав межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. На тот момент министерство электроэнергетики Египта утвердило новый план по строительству атомных электростанций близ побережья Средиземного моря, первая из которых может быть введена в эксплуатацию в 2015-2016 гг.
АРЕ рассчитывает на участие России в своих долгосрочных экономических планах в области энергетики. На полях саммита БРИКС, который проходил в ЮАР 27 марта, М. Мурси обсудил с В.В. Путиным возможность укрепления сотрудничества между Египтом и Россией в газовой сфере29. В апреле 2013 года египетский президент М. Мурси прибыл в Сочи для переговоров с российским коллегой об участии российских компаний в строительстве АЭС на территории Египта. Египет также направил России просьбу о предоставлении крупного кредита, размеры которого официальными лицами не уточнялись. Кроме того, предложение о разработке нефтегазовых месторождений АРЕ уже получили «Газпром нефть», «Лукойл», «Газпром» и «Новатек» .
61
Помимо энергетики в настоящее время одними из самых перспективных сфер сотрудничества между Россией и Египтом являются высокотехнологичные отрасли промышленности, космическая сфера. Кроме того, немаловажными являются военная и военно-техническая область. Египет заинтересован в сотрудничестве с Россией в области туризма, а также продовольствия. По данным ОЭСР, из почти 15 млн туристов, отдыхающих в Египте в 2010 г., более 2 млн составляли россияне . Для Москвы Каир важен как крупнейший импортер российской пшеницы. В 2010 г. он закупил около 14,3 мнл т пшеницы, что составляет более 7% от общего числа экспортируемой Россией
32
пшеницы .
Планируется уделять особое внимание продвижению в Египте российских проектов в области воздушной техники, строительной техники, генерации энергии, нефтяной отрасли и производства прикладных устройств.
В феврале 2014 г. состоялся визит в Россию председателя Высшего совета вооруженных сил, министр обороны АРЕ А.Ф. Ас-Сиси и министра иностранных дел Набиля Фахми. Визит стал ответным на исторический приезд осенью 2013 г. министров обороны и иностранных дел России с целью обсудить весь спектр сотрудничества и двусторонних отношений между странами в формате «два плюс два», когда стороны определили приоритетные направления сотрудничества в торгово-экономической, военной и военно-технической сферах и выразили уверенность в дальнейшем углублении разностороннего российско-египетского сотрудничества.
Приезд в 2014 г. в Россию, ставший для А.Ф. Ас-Сиси первым с момента прихода к власти военных в июле прошлого года, можно назвать знаковым. Во-первых, Ас-Сиси приурочил к посещению Москвы свое официальное решение об участии в президентских выборах, что обязывало российского президента В.В. Путина пожелать ему успехов и фактически означало поддержку Россией его кандидатуры и давало определенные гарантии исполнения заключенных сделок. Во-вторых, встреча вновь подтвердила, что военная область сотрудничества с Россией для АРЕ является приоритетной. По оценке египетского военного эксперта, генерала в отставке Хусама Суэйлама, сумма сделок, заключенных в области ВТС оценивается в 2 млрд долл., которые будут финансировать ОАЭ и Саудовская Аравия . Такое внимание Египта к вооружению можно объяснить его стремлением вернуть статус
62
региональной державы в свете проекта Эфиопии по строительству плотины на Голубом Ниле, что крайне негативно отразилось бы на египетском сельском хозяйстве. В свое время А. Садату удалось остановить проект именно угрозой бомбардировок.
В целом, Россия занимает средние позиции в списке внешнеторговых партнеров Египта. На пути полномасштабного российско-египетского сотрудничества существует немало препятствий, главное из которых - нестабильная политико-экономическая ситуация в Египте. После событий «арабской весны» российские компании фактически минимизировали свою деятельность на египетском рынке. Однако на правительственном уровне стороны предпринимают шаги, направленные на налаживание более масштабного сотрудничества.
Заметную активность Египет проявляет в привлечении российских компаний к участию в совместных энергетических проектах. Каир также заинтересован в закупке российского зерна и вооружения. В нынешних геополитических реалиях все три обозначенных направления исключительно важны для жизнеспособности египетского государства, поэтому стоит ожидать готовности Египта пойти на выгодные для российской стороны уступки, что может стать новым стимулом в российско-египетском партнерстве.
Таким образом, ослабевшая в результате событий «арабской весны» и непрекращающихся волнений экономика Египта ориентируется на арабские страны, США, Россию и Евросоюз. Брюссель интересен Каиру как основной внешнеторговый партнер, но он не станет решать насущные проблемы, которые стоят перед страной, ввиду внутриэкономической обстановки в Европе. Эта задача по силам США и аравийским монархиям, однако каждая из этих стран готова оказать лишь адресную помощь в области восстановление египетской экономики и безопасности. В то же время, Каир ставит перед собой не только серьезные экономические, но и военные цели. В решении этих задач Египту способна помочь Россия, хотя сближение с Москвой не означает возврат к эпохе Г.А. Насера, когда египетско-советские отношения находились на пике. Российский и европейский внешнеэкономические векторы АРЕ использует с целью надавить на Соединенные Штаты и страны Персидского залива и получить от них желаемое финансирование. Так Египет возвращается к политическому курсу так называемого «балансирования», который начал в 1990-е гг. Хосни Мубарак.
63
10.
11. 12. 13.
_Примечания
World Investment report 2012 // United Nations Conference on Trade and Development. P. 169.
International Monetary Fund. World Economic Outlook. Update April, 2014; Египетская государственная информационная служба. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sis.gov.eg; The Central Intelligence Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-
factbook/geos/eg.html (дата обращения 24.08.2013). World bank. [Электронный ресурс] URL:
http://www.worldbank.org/en/country/egypt/overview (дата обращения 09.06.2014);
International Monetary Fund. World economic outlook. April, 2014.
Al-Mauka' ar-rasmi li al-lajna al-u'liya li intikhabat 'am 2012. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.elections.eg/presidential-elections-2014-results (дата
обращения 08.06.2014).
Al-Ahram 07.06.2014.
Al-Arabiya 29.04.2013.
Wizarat as-sinaa' wa at-tijara al-kharijiya al-misriya. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.tpegypt.gov.eg/Statistics/Egyptian_EU.pdf (дата обращения 24.08.2013).
World Trade Organization. [Электронный ресурс]. URL:
http://webservices.wto.org/resources/profiles/TP/ZZ/2011/EG_e.pdf;
http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_bis_e.htm?solution=WTO&path=/Das
hboards/MAPS&file=Map.wcdf&bookmarkState
(дата обращения 24.08.2013).
Министерство экономического развития России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depasiaafrica/doc20130307_05 (дата обращения 23.08.2013).
US Energy Information administration. [Электронный ресурс].
URL: http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=EG&trk=m#ng (дата
обращения 09.06.2013).
Reuters. 22.07.2013; Reuters. 29.04.2014.
Reuters. 21.08.2013.
Rusiya Al-Yaum. 21.08.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://arabic.rt.com/news/624818/ (дата обращения 23.08.2013). Sharp J. M. Egypt: The January 25 Revolution and Implications for U. S. Foreign policy. 2011. P. 23.
U.S. Department of State. [Электронный ресурс]. URL: http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/5309.htm (дата обращения 24.08.2013).
64
2
3
4
8
9
16 U.S. Foreign Assistance. URL: http://www.foreignassistance.gov/OU.aspx?OUID=165&budTab=tab_Bud_Planned (дата обращения 24.08.2013).
17 Ash-Sharq Al-Awsat. 27.04.14.
18 Washington Post. 30.04.14.
19
Сурков Н.Ю. Произраильское лобби в США на современном этапе // «Востоковедный сборник». М.: Институт Ближнего Востока, 2007. № 8. С. 77.
20 Al-Masri Al-Yaum. 12.07.2012.
21
Al-Kardawi. Dawla madaniya marjai'yatuha al-islam... Keif? [Электронный ресурс]. URL: http://qaradawi.net/articles/86-2009-12-12-10-35-10/5029-2011-09-25-11-44-39.html (дата обращения 25.02.2013).
22 Al-Masri Al-Yaum. 15.06.2013.
23 Ar-Riyad. 04.07.2013.
24 Al-Ahram. 07.07.2013.
25
World bank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/en/country/egypt/overview (дата обращения 09.06.2014).
26 Al-Ahram. 13.03.14.
27 Al-Arabiya. 11.03.2014.
28' Министерство экономического развития России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depasiaafrica/doc20130307_05 (дата обращения 23.08.2013). 299 Rusiya Al-Yaum. 27.03.2013.
30. Rusiya Al-Yaum. 20.04.2013.
31.
Ash-Sharq Al-Awsat. 20.08.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aawsat.com/details.asp?section=6&article=740379&issueno=12682 (дата обращения 23.08.2013).
32.
Food and Agriculture Organisation of the United Nations. [Электронный ресурс]. URL: http://faostat3.fao.org/home/index.html#DOWNLOAD (дата обращения 23.08.2013). 33 ИТАР-ТАСС. 17.02.2014.
65