А.В. Калашникова
ВЛИЯНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКУЮ СТРАТЕГИЮ ЕГИПТА В ПЕРИОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ
Египетское общество переживает сложный период нестабильности и неопределенности, в который оно погрузилось после событий «Арабской весны» 2011 г., когда был свергнут режим Хосни Мубарака. В июле 2013 г. произошел новый переворот. Президент Мурси, представлявший «Братьев-мусульман», был арестован. Власть временно перешла к военным. Предстоят новые выборы в парламент.
Острые социальные проблемы, связанные с недовольством египтян политическим и экономическим положением страны, а также сферой внутренней безопасности, требуют незамедлительного решения. Из-за нехватки собственных ресурсов залогом успеха новой администрации АРЕ стало грамотное построение внешней политики, в которой прослеживаются две противоречивые тенденции, между которыми ему приходится балансировать. С одной стороны, Египту необходимо найти внешний источник финансирования, и это требует проведения мягкого внешнеполитического курса. С другой стороны, непрекращающиеся волнения обязывали египетскую администрацию формировать более жесткий внешнеполитический образ Египта, свободного от внешних влияний.
Ключевые слова: Египет, «Арабская весна», Хосни Мубарак, хаос, кризис, протесты, внешняя политика
С января 2011 г. в арабских странах прошла серия народных протестов, так называемая Арабская весна, которая затронула чуть ли ни весь Ближний Восток. Народные волнения прошли и в Египте, где был свергнут тридцатилетний режим правления Хосни Мубарака. Президентом страны стал представитель исламистской партии «Братья-мусульмане» Мухаммад Мурси.
© Калашникова А.В., 2014
Однако уже в первую годовщину принятия президентской присяги М. Мурси в Египте вновь начались массовые протесты с требованиями отставки президента. Несколько дней спустя М. Мурси был арестован, а присягу о временном исполнении президентских обязанностей принял Адли Мансур, представляющий интересы военной верхушки Египта.
В условиях социального напряжения, связанного с серьезными проблемами в социально-экономической и политической сферах, в области безопасности, от нового руководства требуются безошибочные решения.
Основная причина недовольства протестующих египтян - безработица. Египет - самая населенная арабская страна1. Безработица, только по официальным данным, составляла в 2012 г. 12,5%2. На общемировом фоне этот показатель нельзя назвать запредельным, но основную массу протестующих оставляет молодежь (в основном безработная), легко мобилизуемая для участия в конфликтах3.
Египет стоит на грани экономического коллапса. Бюджетный дефицит достиг в 2012 г. 10,4% ВВП, государственный долг - 90% ВВП4. Приток иностранных инвестиций был в 2012 г. Отрицательным5. Значительно пострадал сектор туризма, оставляющий в настоящее время 7% ВВП страны6.
Серьезной проблемой для Египта остается поддержание порядка силами безопасности, которые утратили авторитет в глазах общества. Свержение президента страны М. Мурси дало повод сторонникам Братьев-мусульман расценивать действия армии как узурпацию законной власти. К середине августа в результате народных волнений в знак протеста против отстранения от власти М. Мурси погибли сотни и были ранены тысячи египтян7.
Актуальной остается проблема терроризма. Все более неспокойным становится полуостров Синай, где идет проникновение экстремистов с территории соседних государств8. В середине августа 2013 г. на всей территории Египта был введен режим чрезвычайного положения9.
После свержения Х. Мубарака в египетских верхах сложилось противостояние исламистов и военных. М. Мурси победил на президентских выборах в июне 2012 г. с перевесом в 3,4% голосов10. Таким образом, значительная часть населения Египта составляла оппозицию М. Мурси.
Недовольство вызывали попытки президента расширить свои властные полномочия, впрочем, неудачные. Так, подписание М. Мурси конституционной декларации в ноябре 2012 г., которая существенно расширяла сферу его полномочий, вызвало обще-
ственное недовольство, подорвало авторитет президента и вынудило его от нее отказаться11.
С приходом к власти военных политический раскол проявился с новой силой, когда сторонники свергнутого президента М. Мурси стали проводить ответные протесты вроде акции «марш миллионов».
Сложная социально-экономическая и политическая обстановка в Египте, близкая к хаосу, а также недостаток внутренних ресурсов создали ситуацию, когда стабильность в стране во многом зависит от успеха внешней политики. В конструировании внешнеполитического курса Египта в постмубараковский период прослеживаются два вектора, между которыми египетское руководство балансирует. С одной стороны, Египет лоялен странам Персидского залива и США (и Израилю как союзнику Вашингтона). С другой - Египет развивает сотрудничество с ЕС, Россией и Ираном.
Нефтедобывающие соседи Египта с момента начала «Арабской весны» предоставили Египту немалую финансовую помощь. Среди основных египетских спонсоров - монархии Саудовская Аравия и Катар.
Свое первое зарубежное турне М. Мурси начал с посещения Саудовской Аравии в июле 2012 г. с целью получить финансовую поддержку. Министр иностранных дел Египта Мухаммад Кямил Амр выразил надежду, что после визита Мурси привлечение иностранных инвестиций в экономику Египта выйдет на качественно новый уровень12.
Однако политика «Братьев-мусульман» во многом не устраивала Саудовское королевство. Во-первых, в вопросе их понимания государства как светского института13. Во-вторых, из-за налаживания Египтом отношений с политическим противником аравийских монархий - Ираном.
С другой стороны, КСА и Катар были заинтересованы в сотрудничестве с Египтом. Оба государства активизировали свою внешнюю политику с начала арабской весны, и оказание поддержки Египту стало вопросом внешнеполитического престижа. Кроме того, Египет занял в отношении сирийского кризиса позицию, лояльную монархиям Персидского залива, как и США, осудив администрацию Башара Асада и отозвав посла из Дамаска14.
После отстранения М. Мурси от власти отношения между Египтом и Саудовской Аравией улучшились. Руководство КСА направило одобрительное послание в адрес новых властей Египта, заявив, что «вооруженные силы Египта вывели страну из подзе-мелья»15. В июле 2013 г. КСА, Катар и ОАЭ предложили Египту
помощь на общую сумму в 12 млрд дол., из который он почти сразу получил порядка 5 млрд дол.16 Согласно комментарию министра экономического планирования Ашрафа Аль-Араби «арабская помощь позволит Египту хорошо пережить переходный период»17.
Тесное и длительное сотрудничество связывает Египет и США. Для американцев Египет является важным стратегическим центром. Каир сотрудничал с Вашингтоном по вопросу арабо-израильского мирного процесса (Египет стал особенно близким партнером США, заключив в 1979 г. египетско-израильское мирное соглашение).
Сейчас, в условиях гражданской войны в Сирии, США, выступающим за уход Башара Асада, важно сохранить военное сотрудничество с Египтом, в частности для того, чтобы иметь возможность перебросить свой флот из Персидского залива в Средиземное море через Суэцкий канал.
Важность США для Египта подтверждается его проамериканской позицией по сирийскому кризису, а также ближневосточному урегулированию: египетская администрация подтвердила приверженность мирному договору с Израилем, в котором заинтересован Вашингтон18. Важным элементом американо-египетского сотрудничества является ежегодная финансовая помощь США. На 2013 г. запланированная помощь США Египту составляет примерно 1,6 млрд дол.19 В настоящее время в связи с нестабильностью в Египте Вашингтон принял решение о замораживании помощи Каиру, которое Египет назвал «ошибочным»20.
Американо-египетские отношения осложняются тем, что не все египетское общество поддерживает тесные контакты Каира с Вашингтоном. В частности после свержения режима Х. Мубарака протестующие требовали освободиться от экономической и политической зависимости от США21.
Выжидательная позиция Вашингтона связана с его неуверенностью в политической стабилизации Египта. После прихода к власти в Египте военных США отметили «важность скорейшей передачи власти гражданскому правительству, избранному демократическим путем»22.
Неоднозначность политики США сказывается и в переговорах с МВФ, у которого АРЕ рассчитывала получить кредит на 4,8 млрд дол.23 США в соответствии со своей квотой обладают самым большим (блокирующим) количеством голосов в Совете управляющих МВФ (на июль 2013 г. - 16,75%). В отношении Каира МВФ, как и США, занимает выжидательную позицию, заявляя, что не возобновит переговоры с Египтом, пока его новое правительство не будет признано международным сообществом24. Однако
экономика страны настолько нестабильна, что переговоры с США и МВФ ради получения помощи вряд ли утратят актуальность.
Экономически АРЕ сильно ориентирована на Евросоюз, который как до, так и после «Арабской весны» занимает первое место среди его основных внешнеторговых партнеров. С 2004 по 2011 г. торговля между Египтом и ЕС увеличилась более чем в 2 раза, приблизившись к 24 млрд евро в год25.
ЕС рассчитывает на установление политической стабильности в АРЕ. В конце августа ЕС объявил о приостановке поставок оружия в Египет26.
ЕС сомневается в скорой разрядке обстановки в Египте. С одной стороны, ЕС избегает термина «военный переворот», выражая поддержку временному военному руководству, с другой стороны, призывает Египет «как можно быстрее избрать правительство демократическим путем»27.
Каир видит в ЕС важного экономического партнера, рассчитывая укрепиться на европейских рынках в качестве крупного экспортера природного газа (запасы природного газа Египта в 2011 г. оценивались в 2 трлн м3)28. Европейский рынок энергоемкий и к тому же близко расположен к Египту.
После 2011 г. российские компании минимизировали свою деятельность на египетском рынке, хотя в настоящее время стороны предпринимают шаги, направленные на налаживание сотрудничества. Египет привлекает Россию к участию в совместных энергетических проектах. В апреле 2013 г. Каир и Москва обсудили строительство АЭС в Египте. Важными областями российско-египетского сотрудничества являются туризм и сфера продовольствия. По данным ОЭСР, из почти 15 млн туристов, отдыхающих в Египте в 2010 г., более 2 млн - россияне29. Каир, по данным ФАО, является крупнейшим в мире импортером пшеницы (в денежном выражении и по тоннажу). При этом Россия поставляет порядка 40% всей импортируемой в Египет пшеницы30.
После устранения М. Мурси МИД РФ заявил, что выступает «в поддержку законных устремлений египетского народа к лучшей жизни в условиях свободы и демократического обновления», рассчитывая на продолжение контактов с Каиром31. Однако существуют и политические разногласия. Среди них выделяется сирийский вопрос, так как в отличие от Каира Москва и Тегеран выступают в поддержку правящего режима Сирии.
Принципиально новым явлением во внешней политике Египта стали контакты с Ираном, которые были заморожены более 30 лет назад.
Тенденции к укреплению египетско-иранских связей наметились с приходом к власти в Египте исламистов и были вызваны желанием М. Мурси развивать многовекторную внешнюю политику. В августе 2012 г. М. Мурси совершил исторический визит в ИРИ, в феврале 2013 г. с ответным визитом Египет посетил президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад32. Однако летом 2013 г. в обеих странах сменилась власть: 14 июня 2013 г., за две недели до ареста М. Мурси, в Иране был избран новый президент - Хасан Роухани, представляющий реформаторское крыло33. Это ставит вопрос о дальнейшей судьбе ирано-египетских отношений. Если Тегеран заинтересован в продолжении контактов с Каиром, что подтверждает сдержанная оценка ИРИ прихода к власти в Египте военных, то каким видят будущее ирано-египетских отношений новые власти Египта, остается неясным. От их позиции во многом и будет зависеть развитие египетско-иранских связей.
Таким образом, сотрудничество с США и странами Персидского залива выгодно Египту с точки зрения финансовой поддержки. Найти столь крупные альтернативные источники финансирования для Египта не представляется возможным. Будет логично, если Каир продолжит проведение политики, лояльной по отношению к этим странам.
Однако возможность попасть в политическую и экономическую зависимость от США и нефтедобывающих арабских соседей, выжидательный характер политики США по отношению к Египту, социальные настроения внутри египетского общества дают основания предположить, что Каир будет развивать альтернативные векторы внешней политики. ЕС и Россия выгодны Египту с точки зрения дивесификации направлений экономического сотрудничества, а Иран мог бы стать политическим козырем Египта в его отношениях с США и странами Персидского залива. Заявление премьер-министра Египта Хазима Аль-Баблауи, сделанное в конце августа 2013 г., точно характеризует многовекторную направленность внешней политики Египта: «Не стоит забывать, что Египет жил и при военной поддержке России, и преуспел в этом. Нынешняя ситуация - еще не конец света. Мы можем жить в разных условиях»34.
Примечания
The Central Intelligence Agency [Электронный ресурс]. URL: https://www. cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html (дата обращения 02.05.2013).
Аль-хейа аль-а'ма лиль-исти'лямат [Египетская государственная информационная служба] [Электронный ресурс]. URL: http://www.sis.gov.eg/Ar/ Templates/Articles/tmpArticles.aspx?ArtID=9 (дата обращения 02.05.2013). См.: Коротаев А. В., Зинькина Ю. В. Египетская революция 2011 г.: Структурно-демографический анализ // Азия и Африка сегодня. М., 2011. № 6, 7. С. 20. Аль-хейа аль-а'ма лиль-исти'лямат [Египетская государственная информационная служба] [Электронный ресурс]. URL: http://www.sis.gov.eg (дата обращения 02.05.2013); The Central Intelligence Agency. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ eg.html (дата обращения 02.05.2013).
См.: World Investment report 2012 // United Nations Conference on Trade and Development. Geneva, 2012. P. 169.
Аль-хейа аль-а'ма лиль-исти'лямат [Египетская государственная информационная служба] [Электронный ресурс]. URL: http://www.sis.gov.eg/ En/Templates/Articles/tmpArticles.aspx?ArtID=67693 (дата обращения 02.05.2013); The Central Intelligence Agency [Электронный ресурс]. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/eg.html (дата обращения 02.05.2013).
Ал-Джазира [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 14.08.2013. URL: http:// www.aljazeera.net/news/pages/c3b88a8f-5e26-4bf7-bbd5-56750ed9a5ec (дата обращения 23.08.2013).
См.: Aftandilian G. Egypt's New Regime and the Future of the U.S. - Egyptian Strategic Relationship. Carlisle Barracks. 2013. P. 2, 3.
Аль-Ахрам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 05.07.2013. URL: http:// www.ahram.org.eg/NewsQ/211192.aspx (дата обращения 11.07.2013); Ройтерз арабий [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 14.08.2013. URL: http://ara. reuters.com/article/arabicWorldService/idARAL6N0GF33420130814 (дата обращения 17.08.2013).
Аль-маука' ар-расмий лиль-интихабат ар-риасийа 2012 [Официальный сайт египетских президентских выборов 2012 г.] [Электронный ресурс]. URL: http://presidential2012.elections.eg/index.php/round2-results (дата обращения 02.05.2013).
Аль-Арабийа [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 9.01.2012. URL: http://www. alarabiya.net/articles/2012/12/09/254060.html (дата обращения 11.07.2013). Аль-масри аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 12.07.2012. URL: http://www.almasryalyoum.com/node/980331 (дата обращения 14.08.2013). Ал-Карадауи. Даула мудуниййа марджа-иййатуха ал-ислам...Кайф? [Аль-Кардауи. Светское государство восходит к исламу. Как?] [Электронный ресурс]. URL: http://qaradawi.net/articles/86-2009-12-12-10-35-10/ 5029-2011-09-25-11-44-39.html (дата обращения 25.02.2013).
Аль-Масри аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 15.06.2013. URL: http://www.almasryalyoum.com/node/1848286 (дата обращения 16.07.2013);
_
3
4
5
3
/
8
9
10
11
12
13
Аль-Ахрам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 07.07.2013. URL: http:// arabi.ahram.org.eg/NewsQ/30450.aspxhttp://arabi.ahram.org.eg/NewsQ/30832. aspx (дата обращения 16.07.2013).
Аль-Рияд [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 04.07.2013. URL: http://www. alriyadh.com/2013/07/04/article849388.html (дата обращения 16.07.2013). Ahram online [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 11.07.2013. URL: http:// english.ahram.org.eg/News/76273.aspx (дата обращения 11.07.2013); Русия аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 05.08.2013. URL: http://arabic. rt.com/news/623120/ (дата обращения 05.08.2013).
Ройтерз арабий [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 15.07.2013. URL: http:// ara.reuters.com/article/businessNews/idARACAE9B25XC20130715 (дата обращения 19.08.2013).
Аль-хейа аль-а'ма лиль-исти'лямат [Египетская государственная информационная служба] [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.sis. gov.eg/Ar/Templates/Articles/tmpArticles.aspx?ArtID=66847 (дата обращения 02.05.2013).
United States Foreign Assistance [Электронный ресурс]. URL: http://www. foreignassistance.gov/OU.aspx?OUID=165&budTab=tab_Bud_Planned (дата обращения 02.05.2013); см. Sharp J. M. Egypt: The January 25 Revolution and Implications for U. S. Foreign policy. 2011. P. 23.
Русия аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 21.08.2013. URL: http:// arabic.rt.com/news/624756/ (дата обращения 23.08.2013). Аль-Ахрам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 15.07.2012. URL: http:// digital.ahram.org.eg/articles.aspx?Serial=962130&eid= 1756 (дата обращения 16.07.2013).
The Washington Times [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 04.07.2013.
URL: http://www.washingtontimes.com/news/2013/jul/4/obama-warns-egypt-
against-arbitrary-arrests-follow/ (дата обращения 05.08.2013).
Russia today [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 25.07.2013. URL:
http://rt.com/news/egypt-imf-loan-talks-596/ (дата обращения 30.07.2013).
http://www.alarabiya.net/ar/aswaq/economy/2013/04/29/%D8%A3%D
8%A8%D8%B1%D8%B2-%D9%85%D9%81%D8%A7%D9%88%D8%B6-
%D9%85%D8%B5%D8%B1%D9%8A-%D9%85%D8%B9-
%D8%B5%D9%86%D8%AF%D9%88%D9%82-%-
D8%A7%D9%84%D9%86%D9%82%D8%AF-%D9%8A%D8%
B3%D8%AA%D9%82%D9%8A%D9%84-%D9%85%D9%86-
%D9%85%D9%86%D8%B5%D8%A8%D9%87.html
Статьи Соглашения Международного валютного фонда (1944). Вашингтон, округ Колумбия: «Международный валютный фонд», 2011. Ст. 12, раздел 2 (е), раздел 5 (а); IMF Members' Quotas and Voting Power, and IMF Board of Governors [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/external/ np/sec/memdir/members.aspx (дата обращения 16.07.2013); Русия аль-йаум
15
16
17
18
19
20
21
22
23
[Электронный ресурс]. Электрон. дан. 26.07.2013. URL: http://arabic.rt.com/ news/622246/ (дата обращения 03.08.2013).
Уизарат ас-сынаа' уат-тиджара ль-хариджийа [Министерство внешней торговли и промышленности Египта] [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.tpegypt.gov.eg/Statistics/Egyptian_EU.pdf (дата обращения 02.05.2013).
Русия аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 21.08.2013. URL: http:// arabic.rt.com/news/624818/ (дата обращения 23.08.2013). Reuters [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 22.07.2013. URL: http:// www.reuters.com/article/2013/07/22/us-egypt-protests-eu-idUSBRE96L00 820130722 (дата обращения 23.08.2013).
US Energy Information administration [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=EG&trk=m (дата обращения 02.05.2013).
Аш-Шарк аль-аусат [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 20.08.2013. URL: http://www.aawsat.com/details.asp?section=6&article=740379&issueno=12682 (дата обращения 23.08.2013).
Food and Agriculture Organization of the United Nations [Электронный ресурс]. URL: http://faostat3.fao.org/home/index.html#D0WNL0AD (дата обращения 23.08.2013).
Заявление Министерства иностранных дел РФ от 05.07.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/79D8DB376171F3EE442 57B9F003BEFD7 (дата обращения 23.08.2013).
Би-би-си арабик [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 18.08.2012. URL: http://www.bbc.co.uk/arabic/middleeast/2012/08/120818_morsi_attends_ tehran_summit.shtml (дата обращения 25.07.2013); Аль-Ахрам [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 09.02.2013. URL: http://digital.ahram.org.eg/articles. aspx?Serial=1183627&eid=804 (дата обращения 26.07.2013). Уэб сайт Хасан Роухани [Сайт Хасана Роухани] [Электронный ресурс]. Электрон. дан. URL: http://rouhani.ir/event.php?event_id=94 (дата обращения 26.07.2013); BBC [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 15.06.2013. URL: http://www.bbc.co.uk/news/world-middle-east-22916174 (дата обращения 26.07.2013).
Русия аль-йаум [Электронный ресурс]. Электрон. дан. 21.08.2013. URL: http:// arabic.rt.com/news/624756/ (дата обращения 23.08.2013).
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34