А.В. Калашникова
ЕГИПЕТ ПРИ Х. МУБАРАКЕ: ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ
Статья описывает египетско-американские отношения в период правления Хосни Мубарака. Египет стремился к лидерству на Ближнем Востоке с момента образования республики. Поскольку собственных средств Каиру не хватало, ему была необходима поддержка извне. Исторически наиболее весомую внешнюю помощь Египту оказывали США, однако в эпоху Х. Мубарака Египет стал осваивать новые внешнеполитические пространства.
Ключевые слова: Мубарак, Египет, США, внешнеполитические пространства.
Хосни Мубарак пришел к власти в Египте в 1981 г., сменив на посту президента Анвара Садата, который был убит во время военного парада. Так Египет вступил в эпоху правления Хосни Мубарака, длившуюся три десятка лет. Одной из основных проблем, которая встала перед новым президентом в области международных отношений, была выработка внешнеполитического курса.
Арабская Республика Египет (далее - АРЕ), являясь одной из ключевых стран Ближнего Востока с географической, политической, экономической и религиозной точек зрения, стремилась к лидерским позициям на Ближнем Востоке с момента образования республики в 1952 г., но для реализации масштабных планов ей была необходима опора на сильного внешнего союзника.
Еще в 1950-х гг. Египет начал налаживать отношения с американцами, понимая, что США были способны оказать ему весомую политическую и экономическую поддержку, поскольку наряду с СССР сменили Францию и Великобританию в роли ведущих мировых держав. Из-за неоднозначных настроений в Конгрессе Ва-
© Калашникова А.В., 2015
шингтон занял неопределенную позицию по отношению к Каиру. Тогда глава Египта Г.А. Насер, который стал президентом страны в 1954 г., решил выбрать в качестве внешнеполитического партнера СССР. В то же время политико-экономические контакты с США Египет полностью не прекращал.
Советско-египетская дружба окончилась в начале 1970-х гг., когда к власти в АРЕ пришел А. Садат. Он заложил новый экономический и политический курс так называемого инфитаха, или политики открытых дверей, который предполагал перевод Египта на капиталистические рельсы1. В период правления А. Садата египетско-американские отношения переживали период небывалого расцвета.
Таким образом, к моменту прихода Х. Мубарака, имевшего не менее серьезные региональные амбиции, чем его предшественники, Египет накопил опыт сотрудничества с двумя крупнейшими державами мира. Этот факт поставил перед новым главой государства вопрос, делать ли основной упор на Вашингтон, к тому моменту главного союзника и партнера Каира, или же осваивать новые внешнеполитические пространства.
Безусловно, партнерство с США было выгодным для Египта в экономической и военной областях. За десятилетие, которое А. Садат находился у власти, благосостояние Египта улучшилось вдвое2.
После начала в Египте политики «инфитаха» и по сей день Соединенные Штаты являются одним из его важнейших внешнеэкономических партнеров. В товарообороте между странами преобладают такие важные для экономического благополучия области, как энергетическая, техническая (включая военную технику) и пищевая.
Сотрудничество по военной линии всегда имело для сторон особое значение, поскольку Египет является стратегическим центром в неспокойном Ближнем Востоке. Каиру была важна военная поддержка Вашингтона, в то время как США рассчитывали, что в случае необходимости смогут перебросить свои войска на египетские территории.
В 1988 г. Египет получил статус союзника США в числе государств, которые не входят в НАТО. Это позволило ему пользоваться льготным экспортным контролем при закупке американской военной техники3. Со своей стороны, Египет предоставлял Соединенным Штатам облегченные условия для полета американских самолетов, военно-морской флот США имел льготы при прохождении через Суэцкий канал, являющийся важной стратегической артерией на пути к богатому нефтяными ресурсами Персидскому заливу. При Х. Мубараке Каир и Вашингтон регулярно проводи-
ли военные учения (например, совместные учения «Сверкающая звезда», которые осуществляются с 1981 г.), в США велась также подготовка египетских военных специалистов4.
Тесное и длительное сотрудничество Египта и США обеспечивала и американская экономическая помощь. В среднем Египет ежегодно получал от США около 2 млрд долл.5 Соединенные Штаты переводили в Египет миллиарды долларов даже в период правления Г.А. Насера, когда Египет был ориентирован на Советский Союз.
Наличие серьезного военно-экономического потенциала, которое Каиру обеспечивало партнерство с Вашингтоном, было важно для ведения борьбы за взрывоопасный Ближний Восток, но нельзя сказать, что сотрудничество с США однозначно приблизило Египет к лидерским позициям в регионе.
Египетско-американское сотрудничество всегда было ограничено интересами Израиля. Тель-Авив может напрямую влиять на политику Вашингтона через свое весьма представительное в Конгрессе еврейское лобби. Поэтому США никогда не позволяли Египту опередить Израиль с точки зрения закупок военной продукции. Экономическая помощь Вашингтона Каиру также была ограниченной и не увеличивалась со временем. В 1990-е гг. она не превышала среднего объема, который Египет получал с конца 1970-х гг.6
Подписанное при А. Садате мирное соглашение с Израилем 1979 г. при посредничестве США имело неоднозначные последствия для Египта7. С одной стороны, Египет смог проявить внешнеполитическую самостоятельность и подтвердить свой имидж сильного независимого государства, к которому он стремился. С другой стороны, арабские соседи посчитали, что Египет под влиянием США отныне будет преследовать интересы их главного регионального соперника - Израиля. В этой связи членство Египта в Лиге арабских государств (далее - ЛАГ) было заморожено. Египет, являясь одним из государств-основателей ЛАГ, попал в региональную изоляцию, что ставило под вопрос вес египетского слова в ближневосточных отношениях, а также затрудняло реализацию контактов с арабскими странами.
Объектом раздора в американо-египетских отношениях не раз становились конфликты на Ближнем Востоке (главным образом арабо-израильский конфликт), в которых интересы Каира и Вашингтона расходились.
Что касается палестино-израильского спора, то, с одной стороны, Египет поддерживал усилия США, направленные на мирное
разрешение конфликта. В частности, Каир был заинтересован в реализации плана «Дорожная карта», который был разработан в 2003 г. «четверкой» коспонсоров мирного процесса (ООН, ЕС, Россией и США) при участии Египта, Иордании и Саудовской Аравии8.
С другой стороны, в отличие от США, действующих на стороне израильтян, Х. Мубарак поддержал «братских» ему палестинцев и выступил за отвод израильских войск к границам 1967 г. и осуществление законного права палестинского народа на создание своего государства. Египет последовательно осуждал израильские вторжения в приграничные с ним арабские государства, убийства Израилем палестинских духовных лидеров.
Сложности и расхождения в отношениях между США и Египтом вызвали военные конфликты в Ираке (2003 г.), Ливии (2011 г.) и Сирии (с 2011 г.), в которых США принимали военное и дипломатическое участие. Х. Мубарак был заинтересован в стабильном Ближнем Востоке, от чего непосредственно зависели туристические и инвестиционные потоки, проходимость кораблей через Суэцкий канал. В этой связи Каир выступил против вмешательства Вашингтона во внутренние дела арабских государств. В частности осуждение Каира вызвала доктрина Буша, реализованная против Ирака в 2003 г. и заключавшаяся в праве США наносить упреждающие удары в случае появления угрозы их национальной безопасности9.
Учитывая плюсы и минусы сотрудничества с Соединенными Штатами, президент Х. Мубарак первоначально продолжил курс своего предшественника и оставил Вашингтон своим главным союзником. На тот момент отказ от сотрудничества с США был бы несвоевременным, поскольку объективной альтернативы американцам не существовало. Однако в 1990-е гг. изменились политические реалии как на Ближнем Востоке, так и на мировой арене в целом. Это подтолкнуло Каир прокладывать новые векторы в своем внешнеполитическом пространстве.
В первую очередь Египет стал налаживать отношения с арабскими странами. К середине 1990-х гг. сложились наиболее удачные условия для перевода отношений с арабскими соседями на новый уровень в связи с подписанием египетско-израильского мирного соглашения. В 1993 г. Израиль и Организация освобождения Палестины подписали в Осло Декларацию о принципах, основанную на готовности сторон признать друг друга и разрешить конфликт путем переговоров10. В этом контексте Египет уже выглядел не предателем интересов арабских стран, а прогрессивным государством, первым из арабских стран сделавшим шаг к миру с Тель-Авивом.
Х. Мубарак всегда стремился расширить имеющиеся тесные экономические контакты с арабскими странами. Государства Персидского залива, получающие высокие доходы от нефтедобычи, могли бы стать альтернативой США в вопросе предоставления финансовой помощи. В 1998 г. вступило в силу соглашение об арабской зоне свободной торговли, одним из инициаторов подписания которого выступил Египет11.
Немаловажным направлением внешней политики Египта стал Евросоюз. По мнению Х. Мубарака, опыт ЕС в создании наднациональных институтов мог бы быть полезен для заимствования арабскими странами. В 1995 г. Египет участвовал в Барселонской конференции, по итогам которой были выработаны пути развития сотрудничества между странами Евро-Средиземноморского региона12.
Х. Мубарак видел в Евросоюзе, начало которому положило подписание Маастрихского договора в 1992 г., привлекательного партнера для Египта13. ЕС мог бы быть интересен Египту с точки зрения сотрудничества в области технологического развития, уровень которого в Европе достаточно высок.
В 2000-е гг. Евросоюз занимал первое место среди основных внешнеторговых партнеров Египта. С 2004 по 2011 г. взаимная торговля между Египтом и ЕС увеличилась более чем в два раза14. Х. Мубарак также небезосновательно рассчитывал, что Египет сможет укрепиться в европейских странах в качестве крупного экспортера сырья, так как по доказанным запасам природного газа Египет вошел в тройку лидеров среди африканских стран (2 трлн куб. м в 2011 г.)15.
Внимание Египта в 1990-е гг. привлекла Россия. В 1991 г. Советский Союз распался, и Россия как новый политический игрок и потенциальный экономический партнер стала представлять для Египта интерес, учитывая наличие исторической базы партнерства между странами, заложенной при Г.А. Насере.
Еще в 1990-е гг. АРЕ и РФ создали нормативно-правовую основу для двусторонних отношений. Важными областями российско-египетского сотрудничества являлись энергетика, туризм, продовольствие, военно-техническая сфера. По данным ОЭСР, из почти 15 млн туристов, отдыхавших в Египте в 2010 г., более 3 млн составляли россияне16. Каир превратился в крупнейшего импортера российской пшеницы. В 2010 г. Египет закупил около 14,3 млн т зерна, что составляло более 7 % от общего числа экспортируемой Россией пшеницы17.
Одним из основных векторов внешней политики Египта являлось африканское направление. Это было связано с возросшим ин-
тересом Х. Мубарака к интеграционным объединениям. С целью развить африканское направление своей внешней торговли Каир вступил в 1998 г. в Ассоциацию общего рынка Восточной и Южной Африки (далее - КОМЕСА). С 2000-2004 гг. египетский экспорт в страны КОМЕСА вырос почти в четыре раза18.
Африканское направление вызывало опасения Х. Мубарака с точки зрения вопроса распределения водных ресурсов реки Нил. Ряд африканских стран, которые наряду с Египтом используют воды этой реки, требовали пересмотра египетско-суданского договора 1959 г., закрепившего за Каиром привилегированное право на водозабор из Нила. Это обязывало Каир вступать в тесные контакты с африканскими партнерами.
Стоит также выделить и азиатское направление внешней политики Египта, в частности турецкое и китайское, которое представляет важность для Египта как с экономической, так и политической точки зрения.
Китай и Турция стали одними из основных египетских торговых партнеров, что было связано с увеличением темпов роста этих азиатских государств. К 2011 г. Китай занял третью строчку в списке крупнейших стран-импортеров из Египта, Турция - пятую. Из суммарного египетского экспорта на долю Китая и Турции приходилось примерно 9 и 5 % соответственно19.
Экономическое сотрудничество с Китаем было направлено на расширение египетского экспорта в эту крупнейшую азиатскую страну и увеличение поставок китайского вооружения. Египет был заинтересован в притоке инвестиций из Китая и рассчитывал перенимать накопленный китайский опыт в области экономических реформ. Каир также волновала политическая позиция Пекина по ближневосточному конфликту как одного из постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Торговые связи с Турцией интересовали Египет, в частности, в вопросе экспорта египетского газа в Европу. В 2005 г. Турция и Египет подписали соглашение о свободной торговле20. Налаживание политических контактов с Турцией, членом НАТО, было важным для Каира, конкурирующего с Анкарой за влияние на Ближний Восток. Серьезные опасения Египта вызвало подписание в 1996 г. турецко-израильского военного соглашения, в котором египетские власти видели попытку создания регионального союза21.
Итак, пытаясь составить противовес американо-египетскому партнерству, Египет эпохи Х. Мубарака начал активно осваивать новые и углублять старые направления сотрудничества на международном уровне. Вашингтон, безусловно, сохранил основополага-
ющую значимость для Каира, однако Х. Мубараку удалось расширить и разнообразить внешнеполитическое пространство страны. Это придало Египту большую самостоятельность на мировой арене, открыло перед страной новые возможности в области политико-экономического сотрудничества и способствовало повышению конкурентоспособности Египта в борьбе за лидерство на Ближнем Востоке.
Примечания
1 См.: Ближний Восток: война и политика / Под ред. Г.Г. Исаева, А.А. Сотничен-ко. М.: Издат. дом Марджани, 2010. С. 50-51.
2 См.: Maddison Project Database [Электронный ресурс] // University of Gronongen. Gronongen Growth and Development Centre. URL: http://www. ggdc.net/maddison/maddison-project/data/mpd_2013-01 .xlsx (дата обращения: 21.08.2014).
3 См.: Мамед-заде П. Современная политика Египта: приоритеты и особенности. М.: МГИМО-Университет, 2007. С. 133.
4 См.: Мамед-заде П. Египет - США: развитие отношений в начале XXI в. // Современный исламский Восток и страны Запада. М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004. С. 40.
5 См.: Sharp J.M. Egypt: The January 25 Revolution and Implications for U. S. Foreign policy. Washington, DC, 2011. P. 23.
6 Ibid.
7 См.: Treaty оf Peace Between Israel and Egypt. March 26, 1979 [Электронный ресурс] // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.il/mfa/ foreignpolicy/peace/guide/pages/israel-egypt%20peace%20treaty.aspx (дата обращения: 21.08.2014).
8 См.: «Дорожная карта» урегулирования палестино-израильского конфликта. Опубликована Государственным департаментом США 30 апреля 2003 г. // Программы урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кемп-Дэвиде и Табе. М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004. C. 64.
9 См.: Мамед-заде П. Египет - США... С. 29.
10 См.: Text: 1993 Declaration of Principles [Электронный ресурс] // BBC. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/in_depth/middle_east/israel_and_the_palestinians/ key_documents/1682727.stm (дата обращения: 21.08.2014).
11 См.: Мамед-заде П. Современная политика Египта. С. 130.
12 Там же. С. 134.
13 См.: EU Treaties. Treaty on European Union - Maastricht Treaty. February 7, 1992 [Электронный ресурс] // European Union. URL: http://europa.eu/about-
eu/basic-information/decision-making/treaties/index_en.htm (дата обращения: 22.08.2014).
14 См.: Egyptian Foreign Trade With EU [Электронный ресурс] // Ministry of Industry & Trade & SMEs. Egyptian International Trade Point. URL: http://www. tpegypt.gov.eg/Statistics/Egyptian_EU.pdf (дата обращения: 02.05.2014).
15 См.: Egypt. Country Analysis Brief Overview [Электронный ресурс] // U.S. Energy Information Administration. URL: http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=EG&trk=m (дата обращения: 02.05.2014).
16 См.: Аш-Шарк аль-аусат. 20.08.2013 [Электронный ресурс] // HH Saudi Research & Marketing LTD. URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section=6&article= 740379&issueno=12682#.U_ti_bmIp9A (дата обращения: 23.08.2014).
17 См.: Food and Agriculture Organization of the United Nations [Электронный ресурс]. URL: http://faostat3.fao.org/home/index.html#DOWNLOAD (дата обращения: 23.08.2014).
18 См.: Мамед-заде П. Современная политика Египта... С. 136.
19 См.: Egypt [Электронный ресурс] // World Trade Organization. URL: http:// webservices.wto.org/resources/profiles/TP/ZZ/2011 /EG_e.pdf (дата обращения: 24.08.2014); International Trade and Market Access Data [Электронный ресурс] // Ibid. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_bis_e. htm?solution=WTO&path=/Dashboards/MAPS&file=Map.wcdf&bookmarkState (дата обращения: 24.08.2014).
20 См.: Мамед-заде П. Современная политика Египта... С. 138.
21 Там же. С. 137.