Научная статья на тему 'Египет при Х. Мубараке: освоение новых внешнеполитических пространств'

Египет при Х. Мубараке: освоение новых внешнеполитических пространств Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1451
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУБАРАК / MUBARAK / ЕГИПЕТ / EGYPT / США / USA / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОСТРАНСТВА / FOREIGN AREAS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калашникова Алиса Владиславовна

Статья описывает египетско-американские отношения в период правления Хосни Мубарака. Египет стремился к лидерству на Ближнем Востоке с момента образования республики. Поскольку собственных средств Каиру не хватало, ему была необходима поддержка извне. Исторически наиболее весомую внешнюю помощь Египту оказывали США, однако в эпоху Х. Мубарака Египет стал осваивать новые внешнеполитические пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Egypt under Hosni Mubarak: Discovering the New Foreign Areas

The article analyses the Egyptian-U.S. relations under Hosni Mubarak. Since the establishment of the republic in Egypt, the country has been striving to dominate in the Middle East. As Cairo lacked its own finances, the country needed support from the outside. Historically, the United States used to provide Egypt with the most valuable help. However, under the leadership of Hosni Mubarak Egypt has begun discovering alter foreign areas.

Текст научной работы на тему «Египет при Х. Мубараке: освоение новых внешнеполитических пространств»

А.В. Калашникова

ЕГИПЕТ ПРИ Х. МУБАРАКЕ: ОСВОЕНИЕ НОВЫХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Статья описывает египетско-американские отношения в период правления Хосни Мубарака. Египет стремился к лидерству на Ближнем Востоке с момента образования республики. Поскольку собственных средств Каиру не хватало, ему была необходима поддержка извне. Исторически наиболее весомую внешнюю помощь Египту оказывали США, однако в эпоху Х. Мубарака Египет стал осваивать новые внешнеполитические пространства.

Ключевые слова: Мубарак, Египет, США, внешнеполитические пространства.

Хосни Мубарак пришел к власти в Египте в 1981 г., сменив на посту президента Анвара Садата, который был убит во время военного парада. Так Египет вступил в эпоху правления Хосни Мубарака, длившуюся три десятка лет. Одной из основных проблем, которая встала перед новым президентом в области международных отношений, была выработка внешнеполитического курса.

Арабская Республика Египет (далее - АРЕ), являясь одной из ключевых стран Ближнего Востока с географической, политической, экономической и религиозной точек зрения, стремилась к лидерским позициям на Ближнем Востоке с момента образования республики в 1952 г., но для реализации масштабных планов ей была необходима опора на сильного внешнего союзника.

Еще в 1950-х гг. Египет начал налаживать отношения с американцами, понимая, что США были способны оказать ему весомую политическую и экономическую поддержку, поскольку наряду с СССР сменили Францию и Великобританию в роли ведущих мировых держав. Из-за неоднозначных настроений в Конгрессе Ва-

© Калашникова А.В., 2015

шингтон занял неопределенную позицию по отношению к Каиру. Тогда глава Египта Г.А. Насер, который стал президентом страны в 1954 г., решил выбрать в качестве внешнеполитического партнера СССР. В то же время политико-экономические контакты с США Египет полностью не прекращал.

Советско-египетская дружба окончилась в начале 1970-х гг., когда к власти в АРЕ пришел А. Садат. Он заложил новый экономический и политический курс так называемого инфитаха, или политики открытых дверей, который предполагал перевод Египта на капиталистические рельсы1. В период правления А. Садата египетско-американские отношения переживали период небывалого расцвета.

Таким образом, к моменту прихода Х. Мубарака, имевшего не менее серьезные региональные амбиции, чем его предшественники, Египет накопил опыт сотрудничества с двумя крупнейшими державами мира. Этот факт поставил перед новым главой государства вопрос, делать ли основной упор на Вашингтон, к тому моменту главного союзника и партнера Каира, или же осваивать новые внешнеполитические пространства.

Безусловно, партнерство с США было выгодным для Египта в экономической и военной областях. За десятилетие, которое А. Садат находился у власти, благосостояние Египта улучшилось вдвое2.

После начала в Египте политики «инфитаха» и по сей день Соединенные Штаты являются одним из его важнейших внешнеэкономических партнеров. В товарообороте между странами преобладают такие важные для экономического благополучия области, как энергетическая, техническая (включая военную технику) и пищевая.

Сотрудничество по военной линии всегда имело для сторон особое значение, поскольку Египет является стратегическим центром в неспокойном Ближнем Востоке. Каиру была важна военная поддержка Вашингтона, в то время как США рассчитывали, что в случае необходимости смогут перебросить свои войска на египетские территории.

В 1988 г. Египет получил статус союзника США в числе государств, которые не входят в НАТО. Это позволило ему пользоваться льготным экспортным контролем при закупке американской военной техники3. Со своей стороны, Египет предоставлял Соединенным Штатам облегченные условия для полета американских самолетов, военно-морской флот США имел льготы при прохождении через Суэцкий канал, являющийся важной стратегической артерией на пути к богатому нефтяными ресурсами Персидскому заливу. При Х. Мубараке Каир и Вашингтон регулярно проводи-

ли военные учения (например, совместные учения «Сверкающая звезда», которые осуществляются с 1981 г.), в США велась также подготовка египетских военных специалистов4.

Тесное и длительное сотрудничество Египта и США обеспечивала и американская экономическая помощь. В среднем Египет ежегодно получал от США около 2 млрд долл.5 Соединенные Штаты переводили в Египет миллиарды долларов даже в период правления Г.А. Насера, когда Египет был ориентирован на Советский Союз.

Наличие серьезного военно-экономического потенциала, которое Каиру обеспечивало партнерство с Вашингтоном, было важно для ведения борьбы за взрывоопасный Ближний Восток, но нельзя сказать, что сотрудничество с США однозначно приблизило Египет к лидерским позициям в регионе.

Египетско-американское сотрудничество всегда было ограничено интересами Израиля. Тель-Авив может напрямую влиять на политику Вашингтона через свое весьма представительное в Конгрессе еврейское лобби. Поэтому США никогда не позволяли Египту опередить Израиль с точки зрения закупок военной продукции. Экономическая помощь Вашингтона Каиру также была ограниченной и не увеличивалась со временем. В 1990-е гг. она не превышала среднего объема, который Египет получал с конца 1970-х гг.6

Подписанное при А. Садате мирное соглашение с Израилем 1979 г. при посредничестве США имело неоднозначные последствия для Египта7. С одной стороны, Египет смог проявить внешнеполитическую самостоятельность и подтвердить свой имидж сильного независимого государства, к которому он стремился. С другой стороны, арабские соседи посчитали, что Египет под влиянием США отныне будет преследовать интересы их главного регионального соперника - Израиля. В этой связи членство Египта в Лиге арабских государств (далее - ЛАГ) было заморожено. Египет, являясь одним из государств-основателей ЛАГ, попал в региональную изоляцию, что ставило под вопрос вес египетского слова в ближневосточных отношениях, а также затрудняло реализацию контактов с арабскими странами.

Объектом раздора в американо-египетских отношениях не раз становились конфликты на Ближнем Востоке (главным образом арабо-израильский конфликт), в которых интересы Каира и Вашингтона расходились.

Что касается палестино-израильского спора, то, с одной стороны, Египет поддерживал усилия США, направленные на мирное

разрешение конфликта. В частности, Каир был заинтересован в реализации плана «Дорожная карта», который был разработан в 2003 г. «четверкой» коспонсоров мирного процесса (ООН, ЕС, Россией и США) при участии Египта, Иордании и Саудовской Аравии8.

С другой стороны, в отличие от США, действующих на стороне израильтян, Х. Мубарак поддержал «братских» ему палестинцев и выступил за отвод израильских войск к границам 1967 г. и осуществление законного права палестинского народа на создание своего государства. Египет последовательно осуждал израильские вторжения в приграничные с ним арабские государства, убийства Израилем палестинских духовных лидеров.

Сложности и расхождения в отношениях между США и Египтом вызвали военные конфликты в Ираке (2003 г.), Ливии (2011 г.) и Сирии (с 2011 г.), в которых США принимали военное и дипломатическое участие. Х. Мубарак был заинтересован в стабильном Ближнем Востоке, от чего непосредственно зависели туристические и инвестиционные потоки, проходимость кораблей через Суэцкий канал. В этой связи Каир выступил против вмешательства Вашингтона во внутренние дела арабских государств. В частности осуждение Каира вызвала доктрина Буша, реализованная против Ирака в 2003 г. и заключавшаяся в праве США наносить упреждающие удары в случае появления угрозы их национальной безопасности9.

Учитывая плюсы и минусы сотрудничества с Соединенными Штатами, президент Х. Мубарак первоначально продолжил курс своего предшественника и оставил Вашингтон своим главным союзником. На тот момент отказ от сотрудничества с США был бы несвоевременным, поскольку объективной альтернативы американцам не существовало. Однако в 1990-е гг. изменились политические реалии как на Ближнем Востоке, так и на мировой арене в целом. Это подтолкнуло Каир прокладывать новые векторы в своем внешнеполитическом пространстве.

В первую очередь Египет стал налаживать отношения с арабскими странами. К середине 1990-х гг. сложились наиболее удачные условия для перевода отношений с арабскими соседями на новый уровень в связи с подписанием египетско-израильского мирного соглашения. В 1993 г. Израиль и Организация освобождения Палестины подписали в Осло Декларацию о принципах, основанную на готовности сторон признать друг друга и разрешить конфликт путем переговоров10. В этом контексте Египет уже выглядел не предателем интересов арабских стран, а прогрессивным государством, первым из арабских стран сделавшим шаг к миру с Тель-Авивом.

Х. Мубарак всегда стремился расширить имеющиеся тесные экономические контакты с арабскими странами. Государства Персидского залива, получающие высокие доходы от нефтедобычи, могли бы стать альтернативой США в вопросе предоставления финансовой помощи. В 1998 г. вступило в силу соглашение об арабской зоне свободной торговли, одним из инициаторов подписания которого выступил Египет11.

Немаловажным направлением внешней политики Египта стал Евросоюз. По мнению Х. Мубарака, опыт ЕС в создании наднациональных институтов мог бы быть полезен для заимствования арабскими странами. В 1995 г. Египет участвовал в Барселонской конференции, по итогам которой были выработаны пути развития сотрудничества между странами Евро-Средиземноморского региона12.

Х. Мубарак видел в Евросоюзе, начало которому положило подписание Маастрихского договора в 1992 г., привлекательного партнера для Египта13. ЕС мог бы быть интересен Египту с точки зрения сотрудничества в области технологического развития, уровень которого в Европе достаточно высок.

В 2000-е гг. Евросоюз занимал первое место среди основных внешнеторговых партнеров Египта. С 2004 по 2011 г. взаимная торговля между Египтом и ЕС увеличилась более чем в два раза14. Х. Мубарак также небезосновательно рассчитывал, что Египет сможет укрепиться в европейских странах в качестве крупного экспортера сырья, так как по доказанным запасам природного газа Египет вошел в тройку лидеров среди африканских стран (2 трлн куб. м в 2011 г.)15.

Внимание Египта в 1990-е гг. привлекла Россия. В 1991 г. Советский Союз распался, и Россия как новый политический игрок и потенциальный экономический партнер стала представлять для Египта интерес, учитывая наличие исторической базы партнерства между странами, заложенной при Г.А. Насере.

Еще в 1990-е гг. АРЕ и РФ создали нормативно-правовую основу для двусторонних отношений. Важными областями российско-египетского сотрудничества являлись энергетика, туризм, продовольствие, военно-техническая сфера. По данным ОЭСР, из почти 15 млн туристов, отдыхавших в Египте в 2010 г., более 3 млн составляли россияне16. Каир превратился в крупнейшего импортера российской пшеницы. В 2010 г. Египет закупил около 14,3 млн т зерна, что составляло более 7 % от общего числа экспортируемой Россией пшеницы17.

Одним из основных векторов внешней политики Египта являлось африканское направление. Это было связано с возросшим ин-

тересом Х. Мубарака к интеграционным объединениям. С целью развить африканское направление своей внешней торговли Каир вступил в 1998 г. в Ассоциацию общего рынка Восточной и Южной Африки (далее - КОМЕСА). С 2000-2004 гг. египетский экспорт в страны КОМЕСА вырос почти в четыре раза18.

Африканское направление вызывало опасения Х. Мубарака с точки зрения вопроса распределения водных ресурсов реки Нил. Ряд африканских стран, которые наряду с Египтом используют воды этой реки, требовали пересмотра египетско-суданского договора 1959 г., закрепившего за Каиром привилегированное право на водозабор из Нила. Это обязывало Каир вступать в тесные контакты с африканскими партнерами.

Стоит также выделить и азиатское направление внешней политики Египта, в частности турецкое и китайское, которое представляет важность для Египта как с экономической, так и политической точки зрения.

Китай и Турция стали одними из основных египетских торговых партнеров, что было связано с увеличением темпов роста этих азиатских государств. К 2011 г. Китай занял третью строчку в списке крупнейших стран-импортеров из Египта, Турция - пятую. Из суммарного египетского экспорта на долю Китая и Турции приходилось примерно 9 и 5 % соответственно19.

Экономическое сотрудничество с Китаем было направлено на расширение египетского экспорта в эту крупнейшую азиатскую страну и увеличение поставок китайского вооружения. Египет был заинтересован в притоке инвестиций из Китая и рассчитывал перенимать накопленный китайский опыт в области экономических реформ. Каир также волновала политическая позиция Пекина по ближневосточному конфликту как одного из постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Торговые связи с Турцией интересовали Египет, в частности, в вопросе экспорта египетского газа в Европу. В 2005 г. Турция и Египет подписали соглашение о свободной торговле20. Налаживание политических контактов с Турцией, членом НАТО, было важным для Каира, конкурирующего с Анкарой за влияние на Ближний Восток. Серьезные опасения Египта вызвало подписание в 1996 г. турецко-израильского военного соглашения, в котором египетские власти видели попытку создания регионального союза21.

Итак, пытаясь составить противовес американо-египетскому партнерству, Египет эпохи Х. Мубарака начал активно осваивать новые и углублять старые направления сотрудничества на международном уровне. Вашингтон, безусловно, сохранил основополага-

ющую значимость для Каира, однако Х. Мубараку удалось расширить и разнообразить внешнеполитическое пространство страны. Это придало Египту большую самостоятельность на мировой арене, открыло перед страной новые возможности в области политико-экономического сотрудничества и способствовало повышению конкурентоспособности Египта в борьбе за лидерство на Ближнем Востоке.

Примечания

1 См.: Ближний Восток: война и политика / Под ред. Г.Г. Исаева, А.А. Сотничен-ко. М.: Издат. дом Марджани, 2010. С. 50-51.

2 См.: Maddison Project Database [Электронный ресурс] // University of Gronongen. Gronongen Growth and Development Centre. URL: http://www. ggdc.net/maddison/maddison-project/data/mpd_2013-01 .xlsx (дата обращения: 21.08.2014).

3 См.: Мамед-заде П. Современная политика Египта: приоритеты и особенности. М.: МГИМО-Университет, 2007. С. 133.

4 См.: Мамед-заде П. Египет - США: развитие отношений в начале XXI в. // Современный исламский Восток и страны Запада. М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004. С. 40.

5 См.: Sharp J.M. Egypt: The January 25 Revolution and Implications for U. S. Foreign policy. Washington, DC, 2011. P. 23.

6 Ibid.

7 См.: Treaty оf Peace Between Israel and Egypt. March 26, 1979 [Электронный ресурс] // Israel Ministry of Foreign Affairs. URL: http://www.mfa.gov.il/mfa/ foreignpolicy/peace/guide/pages/israel-egypt%20peace%20treaty.aspx (дата обращения: 21.08.2014).

8 См.: «Дорожная карта» урегулирования палестино-израильского конфликта. Опубликована Государственным департаментом США 30 апреля 2003 г. // Программы урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кемп-Дэвиде и Табе. М.: Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004. C. 64.

9 См.: Мамед-заде П. Египет - США... С. 29.

10 См.: Text: 1993 Declaration of Principles [Электронный ресурс] // BBC. URL: http://news.bbc.co.Uk/2/hi/in_depth/middle_east/israel_and_the_palestinians/ key_documents/1682727.stm (дата обращения: 21.08.2014).

11 См.: Мамед-заде П. Современная политика Египта. С. 130.

12 Там же. С. 134.

13 См.: EU Treaties. Treaty on European Union - Maastricht Treaty. February 7, 1992 [Электронный ресурс] // European Union. URL: http://europa.eu/about-

eu/basic-information/decision-making/treaties/index_en.htm (дата обращения: 22.08.2014).

14 См.: Egyptian Foreign Trade With EU [Электронный ресурс] // Ministry of Industry & Trade & SMEs. Egyptian International Trade Point. URL: http://www. tpegypt.gov.eg/Statistics/Egyptian_EU.pdf (дата обращения: 02.05.2014).

15 См.: Egypt. Country Analysis Brief Overview [Электронный ресурс] // U.S. Energy Information Administration. URL: http://www.eia.gov/countries/country-data.cfm?fips=EG&trk=m (дата обращения: 02.05.2014).

16 См.: Аш-Шарк аль-аусат. 20.08.2013 [Электронный ресурс] // HH Saudi Research & Marketing LTD. URL: http://classic.aawsat.com/details.asp?section=6&article= 740379&issueno=12682#.U_ti_bmIp9A (дата обращения: 23.08.2014).

17 См.: Food and Agriculture Organization of the United Nations [Электронный ресурс]. URL: http://faostat3.fao.org/home/index.html#DOWNLOAD (дата обращения: 23.08.2014).

18 См.: Мамед-заде П. Современная политика Египта... С. 136.

19 См.: Egypt [Электронный ресурс] // World Trade Organization. URL: http:// webservices.wto.org/resources/profiles/TP/ZZ/2011 /EG_e.pdf (дата обращения: 24.08.2014); International Trade and Market Access Data [Электронный ресурс] // Ibid. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_bis_e. htm?solution=WTO&path=/Dashboards/MAPS&file=Map.wcdf&bookmarkState (дата обращения: 24.08.2014).

20 См.: Мамед-заде П. Современная политика Египта... С. 138.

21 Там же. С. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.