Научная статья на тему 'Египет и арабский Восток на рубеже XX-XXI веков'

Египет и арабский Восток на рубеже XX-XXI веков Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3416
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мамедзаде П. Н.

Статья посвящена роли Египта в системе международных отношений на Арабском Востоке на рубеже XX-XXI вв. Затронуты такие важные аспекты современной внешней политики Египта, как посредническая роль в процессе ближневосточного урегулирования, позиция страны по иракскому кризису, актуальные вопросы африканской политики АРЕ, прежде всего взаимоотношения с арабскими соседями Ливией и Суданом, а также проблема распределения водных ресурсов реки Нил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Egypt and the Arab World on the Threshold of the

The article concerns the role of Egypt in the international relations in the Arab world on the threshold of the XXth and the XXIst centuries. It encompasses a number of important aspects of Egyptian foreign policy at the present stage, among them there are the following: the role of Egypt in the Middle East peace process, the attitude to the Iraq crisis, the course to Africa, especially to the Arab neighbours, i. e. Libia and Sudan, and also the position of Egypt to the problem of distribution of water resources of the transboundary Nile river.

Текст научной работы на тему «Египет и арабский Восток на рубеже XX-XXI веков»

ЕГИПЕТ И АРАБСКИЙ ВОСТОК НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ

П.Н. МАМЕД-ЗАДЕ

(аспирант)

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена роли Египта в системе международных отношений на Арабском Востоке на рубеже XX-XXI вв. Затронуты такие важные аспекты современной внешней политики Египта, как посредническая роль в процессе ближневосточного урегулирования, позиция страны по иракскому кризису, актуальные вопросы африканской политики АРЕ, прежде всего взаимоотношения с арабскими соседями - Ливией и Суданом, а также проблема распределения водных ресурсов реки Нил.

Конец XX - начало XXI в. ознаменовали собой новый этап исторического развития в арабском регионе. Процесс обретения независимости, государственного становления для арабских стран остался в прошлом. Ему на смену пришел вопрос определения дальнейшего пути развития, связанного с урегулированием затянувшегося арабо-израильского конфликта, выбором долгосрочных стратегических задач и внешних союзников. Арабская Республика Египет, игравшая на протяжении второй половины XX в. весомую роль в арабском мире, активно участвует в этих процессах.

Большое влияние на внешнеполитический курс АРЕ оказывает неурегулированность арабо-израильского конфликта, берущего свое начало с 1948 г., когда на большей части палестинских земель было образовано государство Израиль. Палестино-израильское направление этого противостояния является основным составляющим конфликта. Начало мирных переговоров в 90-х гг. XX в. и подписание между израильтянами и палестинцами ряда соглашений в 1993—

1995 гг. о предоставлении последним автономии вселяли надежду на скорое урегулирование конфликта. Однако приход к власти в Израиле правых сил в

1996 г. и выбор ими курса на конфронтацию с Палестинской национальной администрацией (ПНА) поставил под угрозу не только реализацию этих соглашений, но и в целом, будущее ближневосточного урегулирования. Начало 28 сентября 2000 г. 2-го палестинского восстания (интифады) [1] и военных операций Израиля на Западном берегу реки Иордан свидетельствовало о начале нового витка вооруженного противостояния. Египет, как страна, выступающая посредником в палестино-израильских отношениях, выступил с осуждением действий еврейского государства.

Краеугольным камнем внешнеполитического курса Египта в отношении палестино-израильской проблемы является подтверждение того, что в основе нынешней проблемы лежит оккупация израильскими войсками палестинских земель, насилие над гражданскими лицами, строительство поселений на оккупированных территориях и многие другие неправомерные акции израильского правительства. Каир выступает за отвод израильских войск к границам 1967 г. и осуществление законного права палестинского народа на создание своего государства. По мнению главы МИД Египта Ахмеда Махера, «это - единственный путь разрешения конфликта» [2]. Египетские власти заявляют, что «создание независимого палестинского государства - наиболее предпочтительный путь для обеспечения безопасности палестинского и израильского народов» и что «палестинцы никогда не смирятся с присутствием израильских войск на своей территории для охраны еврейских поселений» [3].

Египет активно участвует в мирных инициативах, направленных на урегулирования ближневосточного конфликта. Каир заинтересован в политическом решении данной проблемы, позволяющем надеяться на то, что арабо-израильские отношения перейдут из области конфронтации в область взаимопонимания, мирного сосуществования и в будущем сотрудничества.

В октябре 2000 г., вскоре после начала интифады, в условиях, когда Ближний Восток стоял на грани новой войны, в египетском городе Шарм-эш-Шейхе состоялась встреча с участием главы ПНА Ясира Арафата, премьер-министра Эхуда Барака, президента США Билла Клинтона. Устроителю встречи президенту Египта Хосни Мубараку удалось обеспечить высокий уровень саммита: его подготовке активно помогал генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, также принявший в нем участие. Прибыли в Шарм-эш-Шейх и король Иордании Абдалла II, и верховный представитель Европейского союза по внешней политике и безопасности Хавьер Солана. Несмотря на то, что сторонам не удалось достичь соглашения об остановке насилия, президент Египта Хосни Муба-рак подводя итоги саммита, сказал, что «возможно, встреча не оправдала ожиданий, возлагавшихся на нее нашими народами, но она создала основу, на которой при наличии воли и стремлений можно построить мир».

Египет поддержал план ближневосточного урегулирования, предложенный премьер-министром Саудовской Аравии принцем Абдуллой и утвержденный на общеарабском саммите в Бейруте 27-28 марта 2002 г. Суть его состояла в том, что арабские страны соглашались на нормализацию отношений с Израилем в обмен на возврат всех арабских территорий, оккупированных Израилем и создание независимого Палестинского государства. Важность плана принца Абдаллы состояла еще и в том, что Израилю давалось понять, что его мирное сосуществование с арабскими странами возможно и вполне реально. Используя официальные и дипломатические каналы, X. Мубарак и король Иордании Абдалла II призвали Израиль позитивно ответить на арабские предложения об установлении всеобъемлющего и справедливого мира на Ближнем Востоке [4]. Однако кабинет министров Израиля во главе с Ариэлем Шароном отверг этот план. Отказ Израиля принять мирный план принца Абдаллы и тем самым положить конец самому продолжительному конфликту в новейшей истории вызвал негативный отклик на Арабском Востоке. Египетская общественность выступила с критикой израильской политики.

Важно отметить, что против решения израильского правительства выступила не только арабо-мусульманская общественность. Еврейская община Египта резко осудила этот шаг Израиля: «Политика израильского правительства во главе с Ариэлем Шароном привела к тому, что упущен золотой шанс прекратить войны в регионе», потому как «еврейское государство проигнорировало саудовскую мирную инициативу по Ближнему Востоку». «Это миролюбивое предложение продемонстрировало всему миру, что арабские страны, в том числе соседствующие с Израилем, подобно Египту, действительно стремятся к урегулированию конфликта». Член руководства общины Кармен Вайнштейн призвала международное сообщество «защитить гражданское население на оккупированных палестинских территориях» [5].

Пути решения палестино-израильской проблемы власти Египта часто обсуждают с официальными представителями США. Стороны выступают за скорое создания палестинского государства, прекращение насилия в регионе. Однако мнения расходятся в методах осуществления этих целей. То, насколько существенны противоречия Каира и Вашингтона относительно решения палестинской проблемы, показали итоги визита Хосни Мубарака в США в июне

2002 г. Частые вторжения израильской армии на Западный берег реки Иордан и сектор Газа, а также блокаду резиденции Арафата Буш расценил, как «право Израиля защищать себя». Мубарак выразил точку зрения Египта, согласно которой, только при условии мирного существования двух соседних государств -Израиля и Палестины можно гарантировать, что взрывы, осуществляемые палестинскими смертниками, прекратятся [6]. В египетском руководстве уверены, что даже если палестинское руководство сможет провести некоторые реформы, вывод израильских войск необходим для того, чтобы провести в палестинской автономии выборы [7].

Серьезные противоречия связаны с фигурой главы ПНА Ясира Арафата, о необходимости замены которого все чаще говорят официальные лица Израиля и США. Шарон ранее заявлял, что не признает Арафата в качестве лидера палестинцев [8]. В Египте же считают, что только Ясир Арафат способен достичь мира с Израилем, а «намерение иметь дело с другими палестинскими лидерами обернется катастрофой» [9]. По мнению Мубарака, «причина отсутствия политического диалога между израильтянами и палестинцами состоит в том, что Арафат не доверяет премьер-министру Ариэлю Шарону» [10]. Глава МИД Египта Ахмед Махер по итогам состоявшихся переговоров X. Мубарака с группой американских сенаторов, заявил, что Египет решительно поддерживает демократически избранного главу Палестинской национальной администрации (ПНА) Ясира Арафата и отвергает любые попытки его смещения [И]. Расходятся позиции Каира и Вашингтона и по проблеме определения границ будущего палестинского государства. Египет выступает за то, чтобы оно было создано в границах, существовавших до 4 июня 1967 г., а США не определяются по этому вопросу, так как против этой идеи категорически выступает Израиль.

Новым шансом для процесса ближневосточного урегулирования стал план «Дорожная карта», разработанный «четверкой» коспонсоров мирного процесса - США, Россией, ООН и ЕС. «Дорожная карта» - это поэтапный план палестино-израильского мирного урегулирования в течение трехлетнего периода, включающий график создания независимого палестинского государства к 2005 г.

План разрабатывался с привлечением заинтересованных стран - Египта, Иордании, Саудовской Аравии. Египет неоднократно выражал полную поддержку плана «Дорожная карта», в том числе и в ходе переговоров Хосни Мубарака с министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым, во время его ближневосточного турне летом 2003 г. [12].

Египет стремится играть роль одного из ключевых посредников в процессе ближневосточного урегулирования. С одной стороны, это позволяет АРЕ поддерживать свое лидерство среди арабского сообщества, а с другой, накладывает большую ответственность за положение дел в зоне палестино-израильского конфликта. Египет заинтересован в скором претворении в жизнь плана «Дорожная карта». АРЕ стоит на позициях «полного и безоговорочного выполнения обеими сторонами всех положений «Дорожной карты»«. Египет, не являясь непосредственно автором плана, тем не менее, играет роль активного координатора претворения в жизнь его пунктов и всячески старается сблизить позиции израильского правительства и властей ПНА.

В рамках реализации плана «Дорожная карта» Египет активизировал посредническую роль в межпалестинском диалоге с целью прекращения огня с Израилем. Каир ставит целью обеспечить выполнение палестинской стороной своих обязательств в рамках «Дорожной карты», предусматривающих прекращения акций со стороны радикальных палестинских группировок, улучшения условий безопасности в регионе и создание условия для возобновления мирного процесса. 24 января 2003 г. в Каире собрались представители основных палестинских группировок, чтобы обсудить возможность временного перемирия с Израилем для того, чтобы найти мирный способ разрешения конфликта. Однако в самый разгар переговоров в ночь с 25 на 26 января 2003 г. Израиль провел массированную операцию в городе Газа. Это была крупнейшая акция такого рода за все время второй палестинской интифады с конца сентября 2000 г. В итоге переговоры были сорваны. Как заявил представитель палестинской группировки «Исламский джихад», «нет никаких причин для прекращения сопротивления, так как израильская агрессия продолжается каждый день» [13].

Египет, тем не менее, продолжил прилагать усилия для установления перемирия с палестинской стороны. В Каире полагают, что в этой ситуации у Израиля останется меньше поля для политического маневра и поводов для ссылок на непрекращающиеся акции террористов-смертников. Для переговоров с палестинскими активистами Египет активно привлекает представителей своих спецслужб. Египетские эмиссары поддерживают контакты с влиятельными радикальными палестинскими группировками - «Исламский джихад» и ХАМАС. Летом 2003 г. Хосни Мубарак направил в регион своего политического советника Усаму Аль-База с целью убедить Арафата в необходимости оказать содействие избранному на пост премьер-министра ПНА Махмуду Аббасу в диалоге с ХАМАС и «Исламским джихадом». Египетская сторона также взяла на себя посредническую миссию для снятия напряженности, которая периодически возникала между Ясиром Арафатом и премьер-министром.

3 июня 2003 г. в Шарм-эш-Шейхе собрались главы ведущих арабских государств, чтобы обсудить с президентом США пути разрешения ближневосточного конфликта. Главным итогом саммита можно назвать то, что его участники полностью поддержали «Дорожную карту», и осудили терроризм во всех его

проявлениях. От имени арабских участников встречи Мубарак также высказался за полное прекращение израильской оккупации палестинских земель в соответствии с решениями международного сообщества и призвал все палестинские группировки отказаться от насилия и поддержать созданное правительство Махмуда Аббаса. В июне 2003 г. Египет и Иордания заявили о том, что не вернут в Израиль своих послов до тех пор, пока тот не продемонстрирует на практике готовности идти по пути мирного процесса. По мнению официального Каира, сейчас Израиль своими действиями показывает, что не хочет мира с палестинцами. Как заявил Ахмед Махер, послы будут возвращены в Тель-Авив только тогда, когда еврейское государство начнет осуществлять одобренный мировым сообществом план мирного урегулирования палестино-израильского конфликта «Дорожная карта» [14]. Египет и Иордания отозвали своих послов из Тель-Авива осенью 2000 г. в знак протеста против действий израильской армии на территориях Палестинской национальной автономии после начала интифады.

Израиль, несмотря на то, что план «Дорожная карта» был утвержден парламентом страны, продолжает чинить препятствия его осуществлению. Продолжаются строительство еврейских поселений на палестинских территориях и убийства активистов палестинского сопротивления. В июле 2003 г. Министерство внутренних дел Израиля выпустило коммюнике по статистике поселенческого движения. Статистика последних лет, отображенная в этом документе, отчетливо демонстрирует рост численности поселенцев на оккупируемых землях: за первую половину 2003 г. число поселенцев увеличилось на 5,4 тыс. чел., достигнув рекордной цифры в 231,4 тыс. чел. В поселениях сектора Газа насчитывается не менее 7,7 тыс. чел. Если в первой половине 2002 г. их стало больше на 5 тыс., то к концу минувшего года эта цифра достигла 7,2 тыс. [15]. Таким образом, несмотря на усилия четверки коспонсоров мирного процесса (России, США, ООН и ЕС), требующих от Израиля прекратить строительство новых еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях, правительство Шарона демонстрирует, что не намерено отказываться от политики «ползучей аннексии».

В сентябре 2003 г. Египет решительно осудил решение израильского правительства выслать Ясира Арафата за пределы автономии, назвав его препятствием на пути достижения мира. X. Мубарак вновь выступил с резкой критикой Израиля и заявил, что только Ясир Арафат является единственным приемлемым палестинским лидером и попытки его смещения приведут к хаосу [16]. Все это в свою очередь, вызывает напряженность в египетско-израильских отношениях. Характеризуя действия израильского правительства, Ахмед Махер заявил, что они подрывают ближневосточный мирный процесс, что израильская «политика оккупации, убийств и разрушений» мешает межпалестинскому диалогу, направленному на прекращение вооруженной борьбы с Израилем [17].

Палестино-израильский конфликт оказывает влияние на египетско-израильские отношения и во многом определяет их характер. В отношении нынешнего кабинета министров Израиля, возглавляемого Ариэлем Шароном, официальный Каир старается проявлять выдержку и терпение, хотя это часто обходится ему недовольством со стороны арабской общественности. В Каире полагают, что какой бы ни была репутация А. Шарона в арабском мире, все же

именно с ним приходится иметь дело и Египту и другим посредникам. Египет, несмотря на «холодный мир» между ним и Израилем, четко следует положениям кэмп-дэвидских соглашений, решая двухсторонние вопросы, а также споры, возникающие между Израилем и арабскими странами путем дипломатических усилий.

X. Мубарак исключает возможность втягивания его страны в войну с Израилем для защиты палестинцев от проводимой еврейским государством военных операций на палестинских землях, заявляя, что «с помощью войны ничего нельзя добиться, а можно лишь посеять еще большую ненависть». «Некоторые требуют развязать войну с Израилем в качестве ответа на его зверства в отношении палестинских женщин, детей, молодежи, уничтожения их городов, деревень и домов, - отметил Мубарак. - Я же считаю, что насилие порождает лишь большее насилие». «Мы не хотим войны, поскольку она не отвечает нашим национальным интересам» [18]. Это заявление египетского лидера лишний раз подтвердило одну из основных доктрин внешней политики АРЕ, согласно которой мир остается «стратегическим выбором» Египта. В обращении к нации в преддверии 20-й годовщины освобождения Синайского полуострова, X. Мубарак заявил, что «государственный терроризм Израиля в отношении законного палестинского сопротивления лишь будет подогревать чувство мести не только у палестинцев, но и у всех 300 миллионов арабов». Тем не менее, подчеркнул он, его страна «намерена придерживаться умеренного подхода к отношениям со своим соседом - еврейским государством, не позволяя эмоциям возобладать над политическим прагматизмом» [19]. Вместе с тем, осознавая потенциальную военную угрозу, исходящую от Израиля в адрес арабского мира, официальный Каир часто дает понять, что вооруженные силы Египта, достигшие высокого уровня боеготовности и профессионализма, в состоянии защитить государственную границу [20].

Каир весьма заинтересован в скором урегулировании арабо-израильских противоречий и подписании соглашений, которые документально зафиксируют завершение вооруженного противостояния и переход к мирному сосуществованию и взаимовыгодному сотрудничеству. Это, с одной стороны, подтвердит правильность выбранного Египтом курса по отношению к Израилю, с которым он первым из арабских стран подписал мирный договор в 1979 г., а с другой стороны, создаст условия для раскрытия потенциала экономических отношений в регионе, непременным участником которых станет Израиль. В этом случае роль Египта как ведущей арабской страны и геополитически сильного игрока в региональных отношениях еще больше возрастет.

Большую роль в обеспечении лидерства Египта в Арабском мире играет фигура президента страны Хосни Мубарака, личность которого весьма уважаема среди арабской элиты и общественности. Вот что сказал о президенте Египта покойный ныне сирийский лидер Хафез Асад: «Президент Мубарак относится к когорте выдающихся руководителей этой нации (арабской. - М.П.). Он возглавляет арабскую страну, причем самую крупную в регионе. Он, безусловно, араб и стоит вместе с арабами. В этом качестве он работает над тем, чтобы арабы были справедливыми в своих действиях, сотрудничали с другими на справедливой основе и стремились бы к миру в соответствии с принципами, от которых отталкивается мирный процесс. Поэтому израильтянам не следует ожидать от

президента Мубарака, что он откажется от арабизма ради того, чтобы дать им те результаты, на которые они рассчитывают» [21].

Став президентом в 1981 г., Хосни Мубарак получил в наследство испорченные отношения с большей частью арабского и исламского мира в результате переориентации предыдущего президента Анвара Садата в сторону США и подписания им сепаратного мирного договора с Израилем в 1979 г. Но вскоре, благодаря гибкой и сбалансированной политике, включавшей поддержку палестинцев, помощь Ираку в ирано-иракской войне, активное участие в межарабских региональных объединениях, Мубараку удалось вернуть Египет в число ведущих стран арабского мира. В 1984 г. было восстановлено членство Египта в Организации Исламская конференция, а в 1989 г. - в Лиге арабских государств. В 1991 г. штаб-квартира ЛАГ была возвращена из Туниса в Каир. В дальнейшем Египет проводил умеренно-прагматичную политику, балансируя между решением общеарабских задач и обеспечением собственных интересов, которые предусматривали довольно тесные военно-экономические отношения с Вашингтоном. Поддерживая палестинцев в их борьбе за права и создание независимого государства, Каир в то же время поддерживал тесные отношения США и четко придерживался пунктов мирного договора с Израилем от 1979 г., несмотря на давление со стороны ряда арабо-мусульманских стран.

Серьезным испытанием для стран Ближнего Востока стал иракский кризис, разразившаяся весной 2003 г. В отличие от войны в Персидском заливе 1990— 1991 гг., когда Египет в составе антииракской коалиции участвовал в восстановлении суверенитета Кувейта, захваченного армией Саддама Хусейна, и по завершении военных действий получил множество дивидендов, как экономических, так и политических, нынешняя ситуация для официального Каира представлялась совершенно иной. Ирак не был агрессором, а обвинения США в том, что Багдад обладает оружием массового поражения (ОМП), были бездоказательными. Кроме того, Ирак в последние несколько лет стал активно налаживать отношения с арабскими и европейскими странами. Египет занимал одно из ведущих мест среди всех стран мира по объему торговли с Ираком в рамках программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие».

Накануне начала военных действий официальные лица Египта неоднократно выступали с критикой правительства США, предлагавших силой разоружить Ирак. Согласно занятой Египтом позиции по иракскому вопросу, ключевая роль в урегулировании данного должна принадлежать ООН [22]. Официальный Каир категорически отверг военное решение иракской проблемы, и заявил, что не будет участвовать в войне против братского Ирака [23]. Глава египетского МИД А. Махер, видимо, осознавая неизбежность силового вмешательства США в Ирак, заявил, что Египет не примет никакого участия в антииракской военной акции, даже если она будет санкционирована ООН [24]. Уже после окончания войны, в ходе своего турне по странам Аравийского полуострова осенью 2003 г. президент Египта заявил об отказе своей страны посылать войска в послевоенный Ирак [25]. Это было ответом на американские предложения к мировому сообществу принять участие в послевоенном обустройстве Ирака.

Египет не устраивал режим Саддама Хусейна, как диктаторский и непредсказуемый. Как заявил X. Мубарак: «Мы с болью наблюдаем за страданиями иракского народа, однако без всяких симпатий относимся к иракскому прези-

денту Саддаму Хусейну» [26]. Он возложил ответственность на С.Хусейна за то, что тот своими действиями подверг опасности весь Ближний Восток, поставив регион на грань вооруженного конфликта. Во многом это произошло из-за того, что с 1990 г., когда Ирак вторгся в Кувейт, иракская политика способствовала наращиванию иностранного военного присутствия в регионе и дестабилизировала обстановку на Ближнем Востоке и в арабском мире [27]. Но в то же время Каир был против силового метода смены властей в Багдаде. Военный удар США и их союзников по Ираку угрожал серьезным экономическим уроном странам Ближнего Востока, в том числе и Египту, чьи доходы во многом зависят от зарубежного туризма, от эксплуатации Суэцкого канала, иностранных инвестиций - отраслей, тесно связанных с международной обстановкой в регионе. Говоря о негативных последствиях войны в Ираке внутриполитического характера, X. Мубарак отметил, что война в Ираке не даст положительных результатов, породит новых «Бен Ладенов», подтолкнув еще больше мусульман к экстремизму антизападного направления [28], а также может стать катализатором гражданской и региональной войны. Египет, как один из политических центров арабского мира, очень болезненно переживал военный исход кризиса вокруг Ирака. Он свидетельствовал о слабости арабского сообщества, о расколе в его рядах и неспособности повлиять на нежелательный для большинства арабских стран ход развития событий в регионе.

В общественно-политических кругах Египта не было однозначной оценки иракской войны. Подавляющая часть египетского общества, равно как и в других арабских странах, яростно осуждала действия США и их союзников в Ираке, не санкционированные резолюциями Совета безопасности ООН. Пятничные молитвы в Каире и других крупных городах страны выливались в массовые антивоенные демонстрации, в которых четко звучали антиамериканские и антииз-раильские лозунги. Вместе с/тем, духовный лидер одной из крупнейших египетских исламистских группировок «Братья-мусульмане» Мамун аль-Худейби, заявил, что если бы ее члены имели возможность воевать в Ираке, они сражались бы не на стороне Саддама Хусейна. «Если бы была возможность вести эффективный джихад (священную войну) в Ираке, то мы бы не сражались ни на стороне Саддама, ни его режима - мы бы помогали иракскому народу бороться против любой иностранной оккупации» [29].

Однако, несмотря на широкий общественный резонанс в арабских странах, который вызвала военная акция против Багдада, Египет не пошел на осложнение отношений с Западом. Он, в частности, не стал закрывать Суэцкий канал для прохода кораблей США и Великобритании, направлявшихся в зону военных действий против Ирака [30]. Руководство страны сослалось при этом на действующие со дня открытия канала для свободного судоходства в 1869 г. международные соглашения, согласно которым Египет имеет право на закрытие искусственной водной артерии только в случае, если египетское государство будет находиться в состоянии войны.

Война в Ираке, выявившая раскол в арабских рядах, вновь дала пищу для размышлений по поводу того, насколько эффективна нынешняя организация арабского сообщества. Накануне военных действий X. Мубарак не без горечи констатировал, что «арабы не в состоянии остановить или отложить войну против Ирака». Как заявил в апреле 2003 г. X. Мубарак по итогам встречи с Cay-

довским министром иностранных дел Саудом аль-Фейсалом, «если после войны регион и не станет принципиально иным, все же он должен извлечь уроки из текущих событий, должен пойти по пути развития, что принципиально важно для самого региона» [31]. Вероятно, одним из шагов в сторону развития арабского сообщества должно стать реформирование его крупных организаций, прежде всего, ЛАГ.

По окончании войны в Ираке в большинстве арабских столиц стали звучать голоса сомнения относительно эффективности ЛАГ в нынешней ее форме. Официальный Каир выступил с пакетом предложений по реформированию этой крупнейшей межарабской организации. Египет выступил с инициативой создать в рамках ЛАГ Совет Безопасности [32]. Египетские предложения рассматривают «превентивную дипломатию» в качестве «наиболее предпочтительного средства предотвращения арабо-арабских кризисных ситуаций», а для урегулирования арабо-арабских кризисов и противостояний предлагается создать «арабский трибунал справедливости». В египетском проекте реформирования ЛАГ подтверждается «важность арабской экономической интеграции», которая позволит вывести арабскую систему из кризиса. Проект предусматривает также осуществление совместных экономических проектов, как залог более тесного взаимодействия арабских стран. Еще одним свидетельством весомой роли Египта в арабском мире стало избрание на пост генерального секретаря ЛАГ министра иностранных дел АРЕ Амра Мусы, произошедшее на 25-м общеарабском саммите в Аммане в марте 2001 г. Он стал пятым египтянином из шести на должности генерального секретаря ЛАГ со времени ее основания в 1945 г. [33].

Сложная обстановка на Ближнем, Среднем Востоке и в Африке, стремление Каира отстаивать свое лидерство в арабском мире определяют основные направления политики Египта в области национальной безопасности и военного строительства. Непрекращающийся арабо-израильский конфликт стал причиной непрерывного роста военных расходов Израиля и некоторых арабских стран, в том числе и Египта. Учитывая сложную обстановку в районе арабо-израильского конфликта, принявшего перманентный характер, Египет совершенствует свои вооруженные силы, стремясь максимально упрочить свою национальную безопасность. Начиная с 1996 г. военные расходы на Ближнем и Среднем Востоке увеличивались. Большинство стран, на которые военные расходы ложатся наиболее тяжким бременем относительно их ВВП, находятся на Ближнем и Среднем Востоке: в ряде стран этого региона официально объявленные военные расходы составляют более 5% ВВП [34].

Благодаря большой численности своей армии Египет является безусловным центром силы в Арабском регионе, способным отстоять свой суверенитет. Каир стремится не обострять отношения с соседями, а тем более доводить их до вооруженных конфликтов. Египет выступает за превращение Ближнего Востока в зону, свободную от ОМП. Военная доктрина АРЕ носит оборонительный характер, а в ее основе лежит «принцип сдерживания, то есть поддержания военного равновесия с окружающими государствами с целью вынудить их отказаться от применения силы против Египта».

Несмотря на наличие мирного договора, довольно активные контакты на официальном уровне и маленькую вероятность возникновения между странами

вооруженного конфликта на современном этапе, именно Израиль рассматривается Египтом в качестве основного противника в регионе. В связи с этим стратегической целью Египта в деле оснащения и усовершенствования своих вооруженных сил ставится достижение военного паритета с Израилем. По заявлению министра обороны АРЕ маршала X. Тантауи, египетская армия должна «убедить и друзей и врагов в своей готовности защищать национальную безопасность» [35].

Официальный Каир, как и власти других арабских стран, проявляет озабоченность по поводу ядерного арсенала Израиля, который, по мнению экспертов, насчитывает около 200 ядерных боеголовок, включая авиабомбы, боеголовки ракет и нестратегическое оружие [36]. Египет не вынашивает планов создания и применения атомного оружия, несмотря на то, что таковым обладает Израиль [37]. Каир относится к ядерному оружию Израиля скорее как к средству сдерживания, а не нападения. Руководитель египетского Агентства по атомной энергии Фаиза Абдель Магид полагает, что «объективные возможности применения ядерных вооружений в регионе ограничены в силу его географической компактности». «В случае использования Израилем атомной бомбы против Египта или других арабских государств, еврейское государство пострадает не меньше, чем остальные» [38]. Египет в свое время подписал Договор о нераспространении ядерного оружия, в то время как Израиль этого не сделал. В том, что США оказывает Израилю огромную военную помощь, Египет видит угрозу для всего региона, полагая, что наращивание Израилем военной мощи может подтолкнуть граничащие с еврейским государством страны к «обладанию ядерного, химического и биологического оружия» [39].

Египет поддерживает особые отношения с США в области военно-технического сотрудничества. Среди всех арабских стран Египет является крупнейшим получателем американской безвозмездной помощи со второй половины 70-х гг. XX в. Ежегодно Египет получает от США 1,3 млрд. долл. безвозмездной военной помощи [40]. По этому показателю АРЕ занимает второе место после Израиля. Египет считается одним из основных стратегических партнеров Соединенных Штатов в регионе. С 1988 г. Египет имеет статус союзника США из числа стран, не входящих в НАТО [41]. Это позволило за последние годы существенно расширить сотрудничество в военной области, так как по американским законам, страны, являющиеся главными союзниками США, пользуются льготным режимом экспортного контроля при закупках боевой техники. Такой же статус имеет и Израиль. Начиная с 1981 г. Египет и США проводят военные учения под названием «Сверкающая звезда». В октябре 2001 г. на средиземноморском побережье Египта прошли одиннадцатые по счету широкомасштабные военные маневры, в которых приняли участие около 70 тыс. военнослужащих (из них 43 тыс. - египетские) из 10 стран.

Египетско-американские отношения, также как и египетско-израильские отношения, пережили поворотный момент в 70-е гг. XX вв., когда при посредничестве США президент Египта Анвар Садат начал переговоры с Израилем, приведшие к подписанию в 1979 г. мирного договора между двумя странами. Несмотря на существенные расхождения во взглядах по ряду международных проблем, Египет и США по-прежнему могут называться близкими союзниками. Вскоре после терактов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне и после-

довавшей за этим антитеррористической операцией, власти Египта выступил в поддержку любых действий США в борьбе с терроризмом [42]. Несмотря на эти заявления, Каир отказался принять участие в военной акции против Афганистана [43], обосновав свое решение нежеланием воевать против какой-либо мусульманской страны без достаточных тому оснований [44].

После терактов в США Египет активизировал свои действия по поимке лидеров экстремистских группировок, и в течение конца 2001-2002 гг. в зарубежных странах были пойманы и переданы египетским властям активисты радикальной партии «Аль-Гамаа аль-исламийя» [45]. Египет в борьбе с международными террористами тесно координирует свои действия с другими странами, в том числе и арабскими, среди которых следует выделить Саудовскую Аравию, Сирию, Ливию.

Война в Ираке, несмотря на ее осуждение официальным Каиром, тем не менее, не привела к серьезному ухудшению египетско-американских отношений. Египет по-прежнему видит в США рычаг давления на Израиль в деле палестино-израильского урегулирования. Кроме того, Каир не может не учитывать колоссальную безвозмездную экономическую помощь в 2 млрд. долл. (из них 1,3 млрд. - военная помощь), которую США ежегодно оказывают Египту. Реагируя на призывы представителей арабского сообщества заморозить отношения с США как с подельником Израиля в его антипалестинских действиях, X. Мубарак высказался против объявления бойкота этим двум странам. Он заявил: «В конце концов, бойкот негативно скажется на нашей экономике. Мы импортируем технологии промышленно развитого Севера, чтобы наш народ смог осуществить намеченный прогресс, а бойкот закроет для нас двери сотрудничества» [46]. В своем обращении открывшейся в мае 2002 г. в Каире конференции Организации арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК) президент Египта призвал министров нефти арабских стран не превращать нефть в политическое оружие и не прекращать ее стабильные поставки на мировой рынок [47]. Мубарак не одобряет использование нефтеэкспорта в качестве инструмента давления на США. По его мнению, если арабские страны перестанут поставлять на Запад нефть, это негативно скажется на состоянии их экономик.

Каир заинтересован в том, чтобы в окружающих его государствах правили умеренные режимы, не вовлеченные в региональные конфликты, что неизбежно повлекло бы за собой осложнение внутриполитической обстановки и в самом Египте, где сильны позиции исламской оппозиции, использующей неудачи властей в собственных целях. Большое значение для Египта в связи с этим имеют его отношения с арабскими соседями по африканскому континенту - Ливией и Суданом.

Отношения с Ливией на протяжении последних нескольких десятилетий переживали периоды взлетов и падений. После революции 1969 г. и падения монархического строя в Ливии, новый лидер страны Муаммар Каддафи установил добрососедские отношения с тогдашним президентом Египта Гамалем Абдель Насером. Обоими двигала идея арабского национализма, объединения арабских стран вокруг единых целей, а также жесткий курс в отношении Израиля. В декабре 1969 г. на встрече Насера и Каддафи был поставлен вопрос об объединении Ливии и Египта [48]. Однако внезапная смерть Насера помешала юнионистским устремлениям Триполи и Каира. Пришедший на смену Насеру

Анвар Садат, не разделявший панарабских воззрений своего предшественника и не желавший сотрудничать с Ливией, взял курс на конфронтацию со своим арабским соседом, что, в конечном счете, привело сначала к политическому кризису в двусторонних отношениях, а затем и к серьезному вооруженному конфликту летом 1977 г. Подписание Египтом сепаратного мира с Израилем в 1979 г. окончательно подорвало основу египетско-ливийских отношений. Ливия расценила этот шаг Садата не иначе, как предательство общеарабского дела. В начавшейся в сентябре 1980 г. ирано-иракской войне Египет и Ливия оказались по разные стороны. Каир поддержал Саддама Хусейна, а Триполи встал на сторону исламского режима в Тегеране.

Двусторонние связи между Египтом и Ливией начали вновь налаживаться после того как Египет вернулся в ряды ЛАГ (1989 г.). В ноябре 1993 г. в интервью египетской газете «Аль-Ахрам» президент Хосни Мубарак заявил, что «в египетских интересах сохранение стабильности в Ливии и отношения между двумя странами должны оставаться теплыми» [49]. Для Ливии, попавшей в жернова санкций ООН в 1992 г., соседний Египет стал основным посредником в контактах с мировым сообществом. Несмотря на введенное международным сообществом эмбарго, Ливия развивала торговые отношения с АРЕ, предоставляла рабочие места для египтян, не имеющих работы на родине. Каир критиковал санкции ООН и прилагал большие дипломатические усилия в посредничестве по «делу Локерби» между Ливией и западными странами, стараясь ослабить санкции [50].

В мае 2003 г. Египет использовал свои тесные контакты с Триполи, чтобы уговорить Ливию не выходить из ЛАГ, что могло бы ослабить ряды арабского сообщества. Специально для этого X. Мубарак совершил визит в ливийскую столицу [51]. Касаясь этого вопроса, президент АРЕ отметил, что выход Ливии из ЛАГ «не в интересах арабской нации» [52]. Оценивая нынешнее положении дел в отношениях между странами, X. Мубарак подчеркнул, что Египет и Ливия не имеют каких-либо разногласий по основным международным, региональным и двусторонним вопросам [53]. В посланиях, которыми обменялись два лидера летом 2003 г., говорилось о совпадение точек зрения ливийской и египетской сторон относительно необходимости поддержки палестинского народа и его законного руководства, вплоть до освобождения его территорий и создания палестинского государства. Мубарак и Каддафи выступают за суверенитет Ирака и сохранение целостности его территории [54].

После того, как 12 сентября 2003 г. Совет Безопасности ООН снял с Ливии санкции, перед египетско-ливийскими отношениями открываются широкие перспективы, главным образом в области торговли, ирригационного строительства и транспортного сообщения. Ливия служит своеобразным буфером между Египтом и странами Магриба, и потому включение Ливии в систему торговых взаимоотношений в Северной Африке позволит существенно расширить и египетский рынок.

Базой для совместных действий может стать борьба с международным терроризмом. Лидеры обеих стран - X. Мубарак и М. Каддафи осуждают терроризм во всех его формах. Специальные подразделения ливийской полиции по борьбе с терроризмом активно занимаются выявлением нелегальных военизированных структур, пресечением агитационно-пропагандистской деятельности,

предотвращением блокирования с фундаменталистами Египта. В марте 1999 г. между Каиром и Триполи было заключено соглашение об экстрадиции.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. динамично развиваются египетско-суданские отношения, затрагивая различные векторы региональных проблем. Судан был одной из немногих стран арабского мира, поддержавших подписание мирного договора между Египтом и Израилем в марте 1979 г. Заинтересованность сторон развивать тесные отношения в различных областях привела к подписанию ряда двусторонних соглашений. В октябре 1982 г. Египет и Судан подписали «Хартию интеграции», предусматривавшую тесную координацию в военно-политической сфере. В феврале 1987 г. в Каире страны подписали «Хартию братства», предоставлявшей Судану равноправное участие в совместных проектах экономического сотрудничества и двусторонней торговле [55]. Однако проиракская позиция Хартума во время войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.) привела к международной изоляции Судана, к ухудшению отношений с Египтом, занявшим место в противоположном лагере.

Стабильному сотрудничеству двух стран мешали и внутриполитические потрясения в Судане. Череда переворотов в Хартуме не позволяла установить Египту долгосрочные, стратегические отношения со своим соседом и реализовать весь потенциал двусторонних соглашений. Развитию международных контактов Судана мешает включение его в 1993 г. госдепартаментом США в «список государств, поддерживающих международный терроризм» [56]. В период 1995-2000 гг. между Египтом и Суданом были разорваны дипломатические отношения по причине того, что Каир обвинил Хартум в покушении на X. Муба-рака в 1995 г. в Аддис-Абебе.

Тем не менее, Египет продолжает рассматривать Судан в качестве перспективного партнера в торгово-экономической области. В июле 2003 г. представительная правительственная делегация Египта во главе с премьер-министром Атефом Обейдом посетила столицу Судана Хартум, где стороны подписали большой пакет из 19 документов. Среди них - соглашение о повышении уровня торговых отношений, улучшении транспортного сообщения, договор о создании совместного египетско-суданского банка, соглашения о сотрудничестве в области нефтедобычи, в сфере энергетики, образования, культуры и многих других [57]. Ранее весной 2003 г. президент Египта Хосни Мубарак совершил первый за 14 лет визит в Судан, в ходе которого заявил, что «Судан жизненно важен для Египта и его страна сделает все возможное для того, чтобы суданский народ обрел стабильность и безопасность» [58].

Египетско-суданские отношения тесно связаны с региональной проблемой раздела водных ресурсов реки Нил. Проблема обеспечения страны водами Нила является одной из ключевых проблем внешней политики Египта, на которую власти смотрят исключительно через призму национальной безопасности. Египет находится в нижнем течении крупнейшей африканской реки, а потому зависит от стран, расположенных в верхнем течении Нила.

8 ноября 1959 г. Египет и Судан подписали двустороннее соглашения по разделу стока этой африканской реки. Согласно ему, Египет ежегодно получает 55,5 млрд. куб. м воды, в то время как Судан - 18,5 млрд. куб. м [59]. С тех пор стороны соблюдали условия договора, однако Судан не раз заявлял о том, что им планируется строительство ряда гидросооружений на Ниле с целью повы-

шения забора воды. Египет, чья потребность в воде из года в год постоянно растет, не заинтересован в том, чтобы Судан осуществлял свои проекты на Ниле, поскольку это может отрицательно сказаться на стоке воды в Египет. Поэтому и в Каире, и в Хартуме понимают, что строительство Суданом ирригационных объектов повлечет за собой трения между двумя соседними государствами. Перед Египтом стоит серьезная проблема поиска дополнительных источников воды на фоне стремительного роста численности населения, составившего в

2003 г. уже более 70 млн. человек. Нынешняя доля страны в водных ресурсах пока устраивает египтян: ее достаточно для 90 млн. человек, однако согласно прогнозам, к 2025 г. население Египта превысит 100-миллионную отметку [60].

Между тем другие страны бассейна Нила (особенно Эфиопия) все чаще заявляют о том, что их не устраивает квота получаемой воды, и требуют пересмотра имеющихся региональных соглашений, в том числе египетско-суданского договора 1959 г. [61]. Его пересмотр и заключение нового международного договора с участием всех 10 стран бассейна этой крупнейшей африканской реки может привести к снижению квоты Египта. Официальный Каир с нескрываемым раздражением реагирует на разговоры о пересмотре имеющихся соглашений. Вопрос о воде для египтян стоит весьма остро, и, как считает исполнительный директор Асуанской высотной плотины Мухаммед аль-Амир Осман, «нарушение договора 1959 г. равносильно нарушению нашей границы» [62].

Но, несмотря на нежелание Каира вести переговоры о снижении своей водной квоты в пользу стран, расположенных в верхнем течении Нила, решения данной проблемы избежать не удастся. Как считает эксперт Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам» Магди Собхи Юсеф, Египту рано или поздно «придется поделить реку Нил» [63]. Бутрос Бутрос Гали, будучи государственным министром иностранных дел Египта, заявил в 1988 г., что «следующая война в нашем регионе будет за воды Нила, а не по политическим причинам» [64].

Таким образом, учитывая вероятный дележ водных ресурсов реки Нил, для Египта представляется весьма важным перевод решения данной проблемы в дипломатическое русло. Это позволит избежать напряженности в отношениях с африканскими соседями и в дальнейшем рассчитывать на взаимовыгодное сотрудничество и участие в совместных проектах в области гидроэнергетики -сфере, в которой у Египта за долгие годы накопился колоссальный опыт.

Каир беспокоит идущая с 1983 г. гражданская война в Судане между правительством и повстанцами юга, ведущими вооруженную борьбу за предоставление широкой автономии южным провинциям. Возможное разделение Судана на южную и северные части создаст дополнительные проблемы в разрешении вопроса о квотах на нильскую воду. Говоря о перспективах разрешения конфликта в Судане, X. Мубарак заявил, что его страна поддержит то решение, которое будет предусматривать сохранение целостности этой страны» [65].

Несмотря на имеющиеся разногласия между странами, в том числе приграничный спор вокруг участка Халаиб на побережье Красного моря, Египет стремится активизировать свое экономическое и политическое участие в Судане. Будущее двусторонних отношений зависит от того, насколько внутриполитические процессы в Судане (гражданская война, бедность, пережитки феодализма)

будут влиять на колебание внешнеполитического курса суданского руководства.

В XXI в. Арабская Республика Египет вступила в качестве крупнейшего по численности населения арабского государства, открыто претендующего на региональное лидерство. Весомая роль Египта в Арабском мире основывается на активности и разновекторности его внешней политики, старающейся охватить основные проблемы современных международных отношений. Особые отношения с США, мирный договор и дипломатические контакты с Израилем позволяют Египту играть роль проводника взаимных интересов между арабскими странами и Западом. Каир стремится быть активным посредником в процессе ближневосточного урегулирования, включающем в себя не только решение палестино-израильского конфликта, но и снятие напряженности в отношениях между Израилем и большинством арабских стран. Египет участвует в решении вопросов обеспечения безопасности в зоне Персидского Залива, выполняет функции арбитра в конфликтных ситуациях на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Таким образом, на современном историческом этапе стратегической задачей внешней политики Египта остается последовательное утверждение лидерства страны в Арабском мире, политическое и экономическое упрочнение позиций АРЕ в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также на африканском континенте.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Первая палестинская интифада продолжалась с 1987 по 1993 гг.

2. Пульс планеты. Ежедневный бюллетень международной информации, 06.08.2002.

3. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 11.06.2002.

4. Там же, 26.02.2002.

5. Там же, 07.04.2002.

6. Там же.

7. Аль-Ахрам, 12.07.2002.

8. Примаков Е.М. Мир после 11 сентября. - М.: Мысль, 2002, с. 83.

9. Аль-Гумхурия. - Каир, 16.12.2001.

10. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 11.06.2002.

11. Там же, 01.07.2002.

12. Дипломатический вестник. - 2003. - № 8.

13. Крылов Г. Неудача на межпалестинских переговорах в Каире // КОМПАС, 29 января 2003 г., с. 33.

14. РИА «Новости», 08.06.2003.

15. Мамед-заде П. Андреев А. Между Шароном и Бушем выросла стена // Независимая газета, 31 июля 2003 г.

16. Аль-Ахрам, 12.07.2002.

17. Эр-Рияд, 07.06.2003.

18. Аль-Ахбар, 14.04.2002.

19. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 24.04.2002.

20. Аль-Кувват аль-Мусалляха, 06.10.2002.

21. Мир глазами президента Сирии Хафеза Асада. - М.: ИВ РАН, 2000, с. 154.

22. Аль-Кувват аль-Мусалляха, 06.10.2002.

23. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 31.03.2003.

24. Le Monde, 29.01.2003.

25. www.arabicnews.com// Politics, October, 1,2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Пульс планеты, 14.06.1994.

27. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 19.03.2003.

28. Там же, 31.03.2003.

29. Аш-Шарк аль-Аусат, 04.07.2003.

30. РИА «Новости», 31.03.2003.

31. Косач Г.Г., Мелкумян Е.С. Внешняя политика Саудовской Аравии. - М.: ИИИБВ, 2003, с. 159.

32. Аль-Ахрам, 28.07.2003.

33. Мамед-заде П. Амр Муса - «старожил» ближневосточной политики // Мир Востока. - 2003.-№ 2, с. 16.

34. Вооружения, разоружение и международная безопасность // Ежегодник СИПРИ 2002. - М.: Наука, 2003, с. 12.

35. Юрченко В.П. Армия и власть в Египте // Армия и власть на Ближнем Востоке. -М.: ИИИБВ, 2002, с. 18.

36. Вооружения, разоружение и международная безопасность, с. 560.

37. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 12.07.2001.

38. Там же.

39. Там же, 14.11.2001.

40. Юрченко В.П. Указ. соч., с. 17.

41. Юрченко В.П. Военно-техническое сотрудничество США с арабскими странами (конец XX - начало XXI вв.) // Ближний Восток и современность, № 18. - М.: ИИИБВ, 2003, с. 247.

42. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 09.10.2001.

43. Юрченко В.П. Военно-техническое сотрудничество США..., с. 248.

44. Аль-Ватан аль-Араби, 02.11.2001.

45. Ражбадинов М.З. Радикальный исламизм в Египте. - М.: ИИИБВ, 2003, с. 214.

46. Аль-Ахрам, 15.07.2002.

47. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 11.05.2002.

48. ЕгоринА.З. История Ливии. XX век. - М.: ИВ РАН, 1999, с. 368.

49. Там же, с. 381.

50. 21 декабря 1988 г. над шотландским городом Локерби террористами был взорван самолет «Боинг-747» американской авиакомпании «Пан-Амэрикэн». Погибли 270 человек. В организации теракта были обвинены 2 ливийца, сотрудники ливийских спецслужб.

51. РИА «Новости», 25.05.2003.

52. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 26.05.2003.

53. РИА «Новости», 25.05.2003.

54. Там же, 29.07.2003.

55. Судан: Справочник. - М., 2000, с. 225-226.

56. Там же, с. 227.

57. Al-Ahram Weekly, July, 24-30,2003, Issue № 648.

58. Ibid., May, 1-7,2003, Issue № 636.

59. Фазельянов Э. Вода как фактор мира и стабильности. Проблемы Нила в зеркале международного права // Азия и Африка сегодня. - 1999. - № 11, с. 3.

60. Мамед-заде П. Партнерство ради воды // Азия и Африка сегодня. - 2002. - № 1, с. 38.

61. Нильский Э.Х. Некоторые аспекты проблемы регулирования стока Нила // Ближний Восток и современность, № 10. - М.: ИИИБВ, 2001, с. 221.

62. Financial Times, 22.08.1997.

63. Ibid.

64. ИТАР-ТАСС, КОМПАС, 28.05.2001.

65. ИТАР-ТАСС. Лента новостей, 27.08.2002.

EGYPT AND THE ARAB WORLD ON THE THRESHOLD OF THE XXTH-XXIST CENTURIES

P.N. MAMED-ZADE

(the post-graduate)

The Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

6, Miklukho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

The article concerns the role of Egypt in the international relations in the Arab world on the threshold of the XXth and the XXIst centuries. It encompasses a number of important aspects of Egyptian foreign policy at the present stage, among them there are the following: the role of Egypt in the Middle East peace process, the attitude to the Iraq crisis, the course to Africa, especially to the Arab neighbours, i. e. Libia and Sudan, and also the position of Egypt to the problem of distribution of water resources of the transboundary Nile river.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.