Научная статья на тему 'Основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации'

Основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация государственного управления / электронное производство по делам об административных правонарушениях / цифровые инструменты / электронный документ / Единый реестр дел об административных правонарушениях / digitalization of public administration / electronic proceedings in cases of administrative offenses / digital tools / electronic document / Unified Register of Administrative Offenses

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Диана Николаевна Шурухнова

Представлены перспективы и основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях, а также анализ основных положений законодательства ряда государств-участников СНГ по регламентации рассматриваемого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Диана Николаевна Шурухнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main directions of the introduction of electronic proceedings in cases of administrative offenses in the Russian Federation

The prospects and main directions for the introduction of electronic proceedings in cases of administrative offenses, as well as an analysis of the main provisions of the legislation of a number of CIS member states on the regulation of the issue under consideration are being presented.

Текст научной работы на тему «Основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации»

Научная статья ■УДК 342.951

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-180-183 EDN: https://elibrary.ru/emqqdc NIION: 2015-0066-5/23-830 MOSURED: 77/27-011-2023-05-029

Основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

Диана Николаевна Шурухнова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, diana_shu@inbox.ru

Аннотация. Представлены перспективы и основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях, а также анализ основных положений законодательства ряда государств-участников СНГ по регламентации рассматриваемого вопроса.

Ключевые слова: цифровизация государственного управления, электронное производство по делам об административных правонарушениях, цифровые инструменты, электронный документ, Единый реестр дел об административных правонарушениях

Для цитирования: Шурухнова Д. Н. Основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 180-183. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-180-183. EDN: EMQQDC.

Original article

The main directions of the introduction ofelectronic proceedings in cases of administrative offenses in the Russian Federation

Diana N. Shuruhnova

Moscow University of the Ministry oflnternal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, diana_shu@inbox.ru

Abstract. The prospects and main directions for the introduction of electronic proceedings in cases of administrative offenses, as well as an analysis of the main provisions of the legislation of a number of CIS member states on the regulation of the issue under consideration are being presented.

Keywords: digitalization of public administration, electronic proceedings in cases of administrative offenses, digital tools, electronic document, Unified Register of Administrative Offenses

For citation: Shuruhnova D. N. The main directions of the introduction of electronic proceedings in cases of administrative offenses in the Russian Federation. Bulletin of economic security. 2023;(5):180-3. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-5-180-183. EDN: EMQQDC.

Цифровизация государственного управления, выступая современной тенденцией, оказывает влияние на трансформацию правового статуса участников управленческих отношений. Изменяется механизм реализации полномочий субъектов публичной власти. При этом влияние цифровизации на реализацию тех или иных полномочий субъектов публичной власти в значительной степени варьируется. В настоящее время сфера применения цифровых технологий в большей степени

сосредоточена в рамках реализации контрольно-надзорных полномочий, а также полномочий по оказанию государственныхуслуг [1].

Соглашаясь с тем, что внедрение новых цифровых средств и инструментов в контрольно-надзорной деятельности субъектов публичной власти приводит к смещению вектора властного воздействия от наказания за совершение правонарушений к профилактике таких нарушений [2, с. 25], следует отметить, что необходимость

© Шурухнова Д. Н., 2023

JURISPRUDENCE

привлечения к ответственности, прежде всего, административной, сохраняет свою важную охранительную функцию.

Процессуальной формой реализации административной ответственности выступает производство по делам об административных правонарушениях. Цифро-визация государственно-управленческой деятельности в целом, контрольно-надзорных полномочий субъектов публичной власти в частности, приводит к постановке задачи о цифровизации производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемой путем внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях.

В рамках Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному и государственному строительству под руководством И. В. Рукавишниковой на регулярной основе проводятся семинары-совещания, посвященные перспективам внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в России. Участие представителей различных министерств и ведомств, научного сообщества в обсуждении возникающих вопросов, обмены накопленным опытом, подчеркивают актуальность и значимость обсуждаемой проблемы.

Сложность решения поставленной задачи по внедрению электронного производства по делам об административных правонарушениях видится в необходимости совмещения двух различных сфер, обладающих различным понятийным аппаратом, методологией: правовой сферы, отличающейся консервативностью, определенной «неповоротливостью», «формальностью», вариативностью в принятии решений, с одной стороны, и цифровой сферы, для которой характерна динамичность, точность, конкретность, мобильность.

В то же время, предпринимаемые усилия со стороны представителей власти, научного сообщества, организация и проведение научных экспериментов, разработка и принятие законодательных инициатив в административно-деликтной сфере свидетельствуют о тенденции «медленного, но верного» внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях [3].

Существенный «прорыв» в вопросах внедрения цифровых технологий в сфере государственного (публичного) управления произошел в период пандемии. Условия изоляции потребовали от субъектов публичного управление беспромедлительного внедрения определенных цифровых технологий. В свою очередь, граждане и организации были «вынуждены» в сжатые сроки осваивать новые цифровые сервисы, приобретать комплекс цифровых компетенций.

В сфере производства по делам об административных правонарушениях за последние годы внедрены определенные цифровые инструменты. Пожалуй, первым таким нововведением стало закрепление в КоАП РФ возможности фиксации административных правонарушений, работающими в автоматическом режиме

специальными техническими средствами. По сути, произошла частичная автоматизация производства по определенным категориям дел об административных правонарушениях, закрепленная в части 3 статьи 28.6 КоАП РФ, с формированием особого вида производства по делам об административных правонарушениях с элементами цифровизации.

Были внесены изменения в КоАП РФ, допустившие возможность составления постановления по делу об административном правонарушении в форме электронного документа.

Федеральным законом от 12 ноября 2018 года № 410-ФЗ была предусмотрена возможность использования в судебном заседании систем видео-конференц-связи (статья 29.14 КоАП РФ). Активно обсуждаются перспективы использования ВКС при рассмотрении дела об административном правонарушении компетентными органами и должностными лицами.

В декабре 2020 года была предусмотрена возможность обжалования постановления по делу в случае автоматической фиксации административного правонарушения, через Единый портал государственных и муниципальных услуг (часть 3.1 статьи 30.2 КоАП РФ). Направление копии решения по таким жалобам предусмотрено в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 947 [4].

Следует констатировать, что разработка и внедрение электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации осуществляется по двум направлениям:

- закрепление (нормативное) отдельных цифровых инструментов, способных в дальнейшем создать условия для внедрения электронного производства;

- внедрение отдельными субъектами публичной власти электронного производства по делам об административных правонарушениях, подведомственных данным субъектами. Особого внимания заслуживает накопленные в этой связи опыты Центрального Банка Российской Федерации, ФТС России. Так, в рамках созданной Банком России системы, процессуальные документы формируются на основе созданных шаблонов, что существенно сокращает время на их составление, производится автоматический контроль процессуальных сроков.

Внедрение электронного производства по делам об административных правонарушениях возможно на основе определенной поэтапности.

Наиболее реалистичной представляется возможность внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях по результатам осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций совместно с Министерством экономического развития разрабатывается единый реестр дел об административных правонару-

№ 5 / 2023

Bulletin of economic security

181

шениях, возбужденных по результатам контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и иных субъектов публичной власти. Планируется обеспечить интеграцию единого ресурса с Единым порталом государственных услуг, что позволит обеспечить должное информирование участников производства на всех его этапах.

Предполагается апробация разработанной системы в рамках нескольких субъектов Российской Федерации, что полностью объяснимо и оправдано. Представляется возможным проведение такой апробации в рамках специального правового режима, предусмотренного федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ, в качестве такого направления как осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, осуществление иных полномочий и функций государственными органами и органами местного самоуправления (п. 7 части 2 стать 1).

Помимо консолидации общих усилий субъектов публичной власти, научного сообщества, обеспечения комплексности и системности по внедрению электронного производства, целесообразным является анализ зарубежного опыта по рассматриваемым вопросам. Интересен в этой связи опыт Кыргызской Республики, в Кодексе о правонарушениях от 28 октября 2021 года № 128 предусмотрено две формы производства по делам о нарушениях: бумажная и (или) электронная, которая осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы (АИС) Единого реестра правонарушений и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Протокол о правонарушении, а также постановление по делу о правонарушении оформляется на бумажном носителе или в электронной форме.

В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-У, также предусмотрены две формы производства по делам об административных правонарушениях: бумажная и электронная с использованием Единого реестра административных производств.

Электронные процессуальные документы, удостоверенные ЭЦП, направляются участникам производства на указанный ими почтовый или электронный адрес.

Ходатайства также могут быть заявлены в форме электронного документа. Допускается возможность составления заключения эксперта (экспертов) в электронной форме.

Интерес представляет порядок ознакомления лица с протоколом об административном правонарушении, составленном в электронной форме. В этом случае физическому лицу, представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему сообщается о размещении протокола на веб-портале «электронного правительства» и (или) информационном сервисе уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов.

В Республике Казахстан предусмотрено мобильное приложение единого реестра административных производств, выступающее компонентом ЕРАП, предназначенным для возбуждения дела об административном правонарушении посредством планшетного компьютера. Представленный опыт представляет интерес для России в случае выявления административного правонарушения сотрудниками уполномоченных органов, например, сотрудниками полиции, на месте его совершения.

В рамках электронного производства существует публичный сектор единого реестра административных производств, представляющий собой функционал ЕРАП, позволяющий участникам производства по делам об административных правонарушениях посредством Интернета получить удаленный доступ к материалам дела, а также подавать жалобы, заявления и ходатайства.

Разработка и внедрение электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации в настоящее время ведется путем поэтапного внедрения определенных цифровых инструментов, а также создания единого реестра дел об административных правонарушениях. Следует признать необходимость анализа и использования опыта ряда государств-участников СНГ по регламентации и применению электронного производства по делам об административных правонарушениях.

Список источников

1. Кабытов П. П., Стародубова О. Е. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2020. № 11.

2. Морозов А. Е. Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации // Вестник университета имени O.E. Кутафина (МГЮА). 2019. № 7.

3. Шурухнова Д. Н. Цифровые технологии в сфере законодательства об административных правонарушениях // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6.

4. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2021 г. № 947 «Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».

JURISPRUDENCE

References

1. Kabytov P. P., Starodubova O. E. The impact of digitization on the implementation of the powers of executive authorities // Journal of Russian Law. 2020. № 11.

2. Morozov A. E. Changing the model of financial control in the context of digital transformation // Bulletin of the O.E. Kutafin (MSUA). 2019. № 7.

3. Shurukhnova D. N. Digital technologies in the field of legislation on administrative offenses // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 6.

4. Decree of the Government of the RussianFederation of June 19, 2021 No. 947 «On approval of the Rules for sending copies of decisions and copies of decisions on complaints against decisions in a case of an administrative offense and materials obtained using special technical means operating in automatic mode, having the functions of photo-and filming, video recording, or means of photography and filming, video recording, to the person against whom an administrative offense case has been initiated, in the form of an electronic document signed with an enhanced qualified electronic signature of an authorized official, using

the Unified Portal of State and Municipal Services» // SPS «ConsultantPlus».

Библиографический список

1. Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях от 28 октября 2021 года № 128 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.06.2022 г.) // https:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=36897164.

2. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2022 г.) // https://online.zakon.kz/document/7doc_ id=31577399.

Bibliographic list

1. Code of the Kyrgyz Republic on Offenses dated October 28, 2021 № 128 (as amended and supplemented as of June 30,2022) // https://online.zakon.kz/Document/7doc_ id=36897164.

2. Code of the Republic of Kazakhstan on Administrative Offenses dated July 5, 2014 № 235-V (as amended and supplemented as of July 23, 2022) // https:// online.zakon.kz/document/7doc id=31577399.

Информация об авторе

Д. H. Шурухнова - профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author D. N. Shurukhnova - Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs ofRussia named after V.Ya. Kikot', Candidate ofLegal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.09.2023; одобрена после рецензирования 19.10.2023; принята к публикации 15.11.2023.

The article was submitted 15.09.2023; approved afterreviewing 19.10.2023; acceptedforpublication 15.11.2023.

№ 5 / 2023

Bulletin of economic security

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.