ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-310-313 NIION: 2003-0059-5/22-464 MOSURED: 77/27-003-2022-05-663
Основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации
Диана Николаевна Шурухнова
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Представлены перспективы и основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях, а также анализ основных положений законодательства ряда государств-участников СНГ по регламентации рассматриваемого вопроса.
Ключевые слова: цифровизация государственного управления, электронное производство по делам об административных правонарушениях, цифровые инструменты, электронный документ, Единый реестр дел об административных правонарушениях Для цитирования: Шурухнова Д. Н. Основные направления внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N° 5. С. 310313. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-310-313.
Original article
The main directions of the introduction of electronic proceedings in cases of administrative offenses in the Russian Federation
Diana N. Shuruhnova
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', [email protected]
Abstract. The prospects and main directions of the introduction of electronic proceedings in cases of administrative offenses are presented, as well as an analysis of the main provisions of the legislation of a number of CIS member states on the regulation of the issue under consideration.
Keywords: digitalization of public administration, electronic proceedings in cases of administrative offenses, digital tools, electronic document, Unified Register of Administrative Offenses
For citation: Shurukhnova D. N. The main directions of the introduction of electronic proceedings in cases of administrative offenses in the Russian Federation. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(5):310-313. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-5-310-313.
Цифровизация государственного управления, выступая современной тенденцией, оказывает влияние на трансформацию правового статуса участников управленческих отношений. Изменяется механизм реализации полномочий субъектов публичной власти. При этом, влияние цифровизации на реализацию тех или иных полномочий субъектов публичной власти в значительной степени варьируется. В настоящее время сфера применения цифровых технологий в большей степени сосредоточена в рамках реализации контрольно-надзорных полномочий, а также полномочий по оказанию государственных услуг [1].
Соглашаясь с тем, что внедрение новых цифровых средств и инструментов в контрольно-надзорной деятельности субъектов публичной власти приводит к смещению вектора властного воздействия от нака-
© Шурухнова Д. Н., 2022
зания за совершение правонарушений к профилактике таких нарушений [2], следует отметить, что необходимость привлечения к ответственности, прежде всего административной, сохраняет свою важную охранительную функцию.
Процессуальной формой реализации административной ответственности выступает производство по делам об административных правонарушениях. Цифровизация государственно-управленческой деятельности в целом, контрольно-надзорных полномочий субъектов публичной власти в частности, приводит к постановке задачи о цифровизации производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемой путем внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях.
JURISPRUDENCE
В рамках Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по конституционному и государственному строительству под руководством И. В. Рукавишниковой на регулярной основе проводятся семинары-совещания, посвященные перспективам внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях в России. Участие представителей различных министерств и ведомств, научного сообщества в обсуждении возникающих вопросов, обмены накопленным опытом, подчеркивают актуальность и значимость обсуждаемой проблемы.
Сложность решения поставленной задачи по внедрению электронного производства по делам об административных правонарушениях видится в необходимости совмещения двух различных сфер, обладающих различным понятийным аппаратом, методологией: правовой сферы, отличающейся консервативностью, определенной «неповоротливостью», «формальностью», вариативностью в принятии решений, с одной стороны, и цифровой сферы, для которой характерна динамичность, точность, конкретность, мобильность, с другой.
В тоже время, предпринимаемые усилия со стороны представителей власти, научного сообщества, организация и проведение научных экспериментов, разработка и принятие законодательных инициатив в административно-деликтной сфере свидетельствуют о тенденции «медленного, но верного» внедрения электронного производства по делам об административных правонарушениях [3].
Существенный «прорыв» в вопросах внедрения цифровых технологий в сфере государственного (публичного) управления произошел в период пандемии. Условия изоляции потребовали от субъектов публичного управление беспромедлительного внедрения определенных цифровых технологий. В свою очередь, граждане и организации были «вынуждены» в сжатые сроки осваивать новые цифровые сервисы, приобретать комплекс цифровых компетенций.
В сфере производства по делам об административных правонарушениях за последние годы внедрены определенные цифровые инструменты. Пожалуй, первым таким нововведением стало закрепление в КоАП РФ возможности фиксации административных правонарушений, специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. По сути, произошла частичная автоматизация про-
изводства по определенным категориям дел об административных правонарушениях, закрепленная в ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, с формированием особого вида производства по делам об административных правонарушениях с элементами цифровизации.
Были внесены изменения в КоАП РФ, допустившие возможность составления постановления по делу об административном правонарушении в форме электронного документа.
Федеральным законом от 12 ноября 2018 г. № 410-ФЗ была предусмотрена возможность использования в судебном заседании систем видео-конференц-связи (ст. 29.14 КоАП РФ). Активно обсуждаются перспективы использования ВКС при рассмотрении дела об административном правонарушении компетентными органами и должностными лицами.
В декабре 2020 г. была предусмотрена возможность обжалования постановления по делу в случае автоматической фиксации административного правонарушения через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ч. 3.1 ст. 30.2 КоАП РФ). Направление копии решения по таким жалобам предусмотрено в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2021 г. № 947 [4].
Следует констатировать, что разработка и внедрение электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации осуществляется по двум направлениям:
♦ закрепление (нормативное) отдельных цифровых инструментов, способных в дальнейшем создать условия для внедрения электронного производства;
♦ внедрение отдельными субъектами публичной власти электронного производства по делам об административных правонарушениях, подведомственных данным субъектами. Особого внимания заслуживает накопленные в этой связи опыты Центрального Банка Российской Федерации, ФТС России. Так, в рамках созданной Банком России системы, процессуальные документы формируются на основе созданных шаблонов, что существенно сокращает время на их составление, производится автоматический контроль процессуальных сроков.
Внедрение электронного производства по делам об административных правонарушениях возможно на основе определенной поэтапности.
Наиболее реалистичной представляется возможность внедрения электронного производства по делам
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
об административных правонарушениях по результатам осуществления контрольно-надзорной деятельности в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, совместно с Министерством экономического развития, разрабатывается единый реестр дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и иных субъектов публичной власти. Планируется обеспечить интеграцию единого ресурса с Единым порталом государственных услуг, что позволит обеспечить должное информирование участников производства на всех его этапах.
Предполагается апробация разработанной системы в рамках нескольких субъектов Российской Федерации, что полностью объяснимо и оправдано. Представляется возможным проведение такой апробации в рамках специального правового режима, предусмотренного Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ, в качестве такого направления, как осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, осуществление иных полномочий и функций государственными органами и органами местного самоуправления (п. 7 ч. 2 ст. 1 ФЗ).
Помимо консолидации общих усилий субъектов публичной власти, научного сообщества, обеспечения комплексности и системности по внедрению электронного производства, целесообразным является анализ зарубежного опыта по рассматриваемым вопросам. Интересен в этой связи опыт Кыргызской Республики. В Кодексе о правонарушениях от 28 октября 2021 г. № 128 [5] предусмотрены две формы производства по делам о нарушениях: бумажная и (или) электронная, которая осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы (АИС) Единого реестра правонарушений и электронной цифровой подписи (ЭЦП). Протокол о правонарушении, а также постановление по делу о правонарушении оформляется на бумажном носителе или в электронной форме
В Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-У [6], также предусмотрены две формы производства по делам об административных правонарушениях: бумажная и электронная с использованием Единого реестра административных производств.
Электронные процессуальные документы, удостоверенные ЭЦП, направляются участникам производства на указанный ими почтовый или электронный адрес.
Ходатайства также могут быть заявлены в форме электронного документа. Допускается возможность составления заключения эксперта (экспертов) в электронной форме.
Интерес представляет порядок ознакомления лица с протоколом об административном правонарушении, составленном в электронной форме. В этом случае физическому лицу, представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему сообщается о размещении протокола на веб-портале «электронного правительства» и (или) информационном сервисе уполномоченного органа в области правовой статистики и специальных учетов.
В Республике Казахстан предусмотрено мобильное приложение единого реестра административных производств (ЕРАП), выступающее компонентом ЕРАП, предназначенным для возбуждения дела об административном правонарушении посредством планшетного компьютера. Представленный опыт представляет интерес для Российской Федерации в случае выявления административного правонарушения сотрудниками уполномоченных органов, например, сотрудниками полиции, на месте его совершения.
В рамках электронного производства существует публичный сектор единого реестра административных производств, представляющий собой функционал ЕРАП, позволяющий участникам производства по делам об административных правонарушениях посредством Интернета получить удаленный доступ к материалам дела, а также подавать жалобы, заявления и ходатайства.
Разработка и внедрение электронного производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации в настоящее время ведется путем поэтапного внедрения определенных цифровых инструментов, а также создания единого реестра дел об административных правонарушениях. Следует признать необходимость анализа и использования опыта ряда государств-участников СНГ по регламентации и применению электронного производства по делам об административных правонарушениях.
JURISPRUDENCE
Список источников
1. Кабытов П. П., Стародубова О. Е. Влияние цифровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2020. № 11.
2. Морозов А. Е. Изменение модели финансового контроля в условиях цифровой трансформации // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 7. С. 25.
3. Шурухнова Д. Н. Цифровые технологии в сфере законодательства об административных правонарушениях // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 6.
4. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2021 г. № 947 «Об утверждении Правил направления экземпляров постановлений и копий решений по жалобам на постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях от 28 октября 2021 г. № 128 (с изм. и доп. по состоянию на 30 июня 2022 г.) // URL://https://on-Ипе^акоп^ЮоштеП:Шос^=36897164.
6. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-У (с изм. и доп. по состоянию на 23 июля 2022 г.) //
URL://https://online.zakon.kz/document/?doc_id=3157 7399.
References
1. Kabytov P. P., Starodubova O. E. The impact of digitalization on the implementation of the powers of executive authorities // Journal of Russian Law. 2020. № 11.
2. Morozov A. E. Changing the model of financial control in the conditions of digital transformation // Bulletin of the O. E. Kutafin University. 2019. No. 7. P. 25.
3. Shurukhnova D. N. Digital technologies in the field of legislation on administrative offenses // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 6.
4. Decree of the Government of the Russian Federation of June 19, 2021 No. 947 «On Approval of the Rules for Sending Copies of Resolutions and Copies of Decisions on Complaints against Resolutions in the Case of an Administrative Offense and Materials Obtained using Special technical Means Operating in automatic Mode, having the functions of Photo and Film Shooting, Video Recording, or Photo means- and filming, video recordings, to a person against whom an administrative offense case has been initiated, in the form of an electronic document signed with an enhanced qualified electronic signature of an authorized official using the Unified Portal of State and Municipal Services» // SPS «ConsultantPlus».
5. Code of the Kyrgyz Republic on Offenses dated October 28, 2021 No. 128 (with amendments and add. as of June 30, 2022) // URL://https://online.zakon.kz/Do-cument/?doc_id=36897164.
6. Code of the Republic of Kazakhstan on Administrative Offences No. 235-V dated July 5, 2014 (with amendments and additions). as of July 23, 2022) // URL://https://online.zakon.kz/document/?doc_id=3157 7399.
Информация об авторе
Д. Н. Шурухнова — профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author
D. N. Shurukhnova — Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Статья поступила в редакцию 18.08.2022; одобрена после рецензирования 06.09.2022; принята к публикации 26.09.2022.
The article was submitted 18.08.2022; approved after reviewing 06.09.2022; accepted for publication 26.09.2022.