УДК 342.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10368
ББК 67 © Д.Н. Шурухнова, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Диана Николаевна Шурухнова, профессор кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Определяются направления воздействия цифровых технологий на законодательство об административных правонарушениях. Устанавливается, что происходит поэтапная модернизация указанного законодательства. Исследуются предпосылки для создания электронного производства по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: цифровые технологии; законодательство об административных правонарушениях; специальные технические средства фиксации административных правонарушений; электронный документ; электронное производство по делам об административных правонарушениях.
DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF THE LAW ON ADMINISTRATIVE OFFENSES
Diana N. Shurukhnova, Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affirs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
E-mail: [email protected]
Abstract. The article defines the direction of the impact of digital technology on the legislation on administrative offenses. It is established that there is a phased modernization of this legislation. The prerequisites for the creation of electronic proceedings on administrative offenses are investigated.
Keywords: digital technologies; legislation on administrative offenses; special technical means of fixing administrative offenses; electronic document; electronic administrative proceedings.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Шурухнова Д.Н. Цифровые технологии в сфере законодательства об административных правонарушениях. Вестник Московского университета МВД России. 2020(6):278-80.
Цифровые технологии прочно вошли в жизнь современного человека, создавая более комфортные условия обитания в быстро меняющемся мире. Активное внедрение цифровых технологий происходит в публичную сферу, сферу государственного управления, деятельность органов государственной власти. Привычная реализация полномочий субъектами публичной власти уходит в прошлое, модернизируясь и приобретая новые формы и методы.
Информационно-цифровой прогресс постепенно
внедряется во все сферы государственного управления, в том числе и в административную юрисдикцию. Следует признать, что указанная сфера весьма консервативна, подвергается изменениям крайне медленно. Тем не менее, в Концепции нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмечается необходимость активного внедрения использовать электронно-цифровые технологии в процессе исполнения административных наказаний, и обеспечения взаимодействия между федеральными
278
Вестник Московского университета МВД России
№ 6 / 2020
органами исполнительной власти в электронном виде1.
Влияние цифровых технологий на сферу законодательства об административных правонарушениях осуществляется по ряду направлений. Прежде всего, констатируется появление новых правонарушений, опосредуемых информационно-цифровой средой, что приводит к появлению новых составов административных правонарушений в Особенной части КоАП РФ.
Изменения коснулись и процессуальной части законодательства об административных правонарушениях. Первые нововведения, связанные с цифровыми технологиями, произошли в 2007 году по внедрению цифровой фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами [1]. Использование фиксации административных правонарушений специальными техническими средствами, изменило принципы и порядок производства по делам об административных правонарушениях, и предопределило необходимость правового регулирования специального производства, осуществляемого в особом порядке, установленном статьей 28.6 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении не составляется, постановление выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело, виновным признается собственник транспортного средства). Применение специальных технических средств фиксации привело с одной стороны, к упрощению выявления административных правонарушений в области дорожного движения (так, по линии ГИБДД в 2018 году по нарушениям, зафиксированным специальными техническими средствами, было вынесено 105,9 млн постановлений, что составило 82,7% от их общего количества и на 27,3% стало больше, чем в 2017 году2). С другой стороны, продолжаются дискуссии о реализации принципа презумпции невиновности, выступающего основополагающим в рамках института юридической ответственности. Исследователи отмечают, что указанные изменения привели к размыванию принципа презумпции невиновности, который из абсолютного трансформировался в относительный, что стало «первым этапом «проникновения» высокотехнологических цифровых технологий в сферу административно-деликтных отношений» [2].
1 Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях// Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://static.government.ru по состоянию на 10.06.2019.
2 Официальный сайт ГИБДД https://гибдд.рф/news/item/13623 (дата обращения 05.02.2020).
№ 6 / 2020 - Вестник Московского VI
В процессуальную деятельность, первоначально в гражданский и арбитражный процесс, включается электронный документ. Статьей 4 Арбитражно-про-цессуального кодекса Российской Федерации предусматривается возможность подачи документов в суд в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Исследуется вопрос о возможности использовать электронный документ как доказательство по делу об административном правонарушении, отмечается, что электронный документ должен обладать определенными реквизитами, позволяющими его идентифицировать и обеспечивающими его юридическую силу. Высказывается мнение о необходимости дополнить КоАП РФ статьей 26.7.1, определяющей понятие электронного документа как доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях [3, с. 202].
При определении перспективных направлений влияния цифровых технологий на развитие правового регулирования административно-делитных отношений и правоприменительной практики следует указать на возможность и необходимость в будущем формирования электронного производства по делам об административных правонарушениях, по аналогии с электронным правосудием, представляющим собой особый способ осуществления правосудия, основанный на использовании современных информационно-цифровых технологий, позволяющих осуществлять обмен информации между субъектами и участниками процесса в электронном виде, использовать системы аудио- и видео- трансляции судебных заседаний, что позволяет осуществлять взаимодействие между субъектами и участниками процесса в электронном (цифровом) виде.
Предпосылкой для формирования электронного производства по делам об административных правонарушениях является разработка законопроекта3 о возможности подачи жалобы на постановление об административном правонарушении в электронном виде в форме электронного документа посредством направления на электронную почту или заполнения формы на официальном сайте суда, органа, должностного лица в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо с использованием Единого портала
3 Проект Федерального закона № 608427-7 «О внесении изменения в статью 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».
верситета МВД России- 279
государственных и муниципальных услуг в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, при условии регистрации лица, в единой системе идентификации и аутентификации. Следует признать, что указанная инициатива носит фрагментарный характер, и направлена на предоставление возможности направить электронный документ лишь на стадии пересмотра постановления по делу об административном правонарушении.
Считаем перспективным и необходимым нормативное закрепление в проекте Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях положений, регламентирующих порядок использования электронных документов в рамках производства по делу об административных правонарушениях. Статьей 1.17 Проекта определяется, что заявление, ходатайство, жалоба, протест, представление могут быть поданы в суд, в электронном виде путем заполнения на официальном сайте суда формы документов, либо в орган, должностному лицу, осуществляющим производство по данному делу, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Проект предусматривает возможность участникам производства по делу об административном правонарушении получать копии вынесенных по делу актов, извещения, вызовы и иные документы (их копии) в электронном виде, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Осознавая новаторский характер указанных положений и неоднородность информационно-технического оснащения на территории Российской Федерации, разработчики проекта отмечают, что использование электронных документов будет осуществляться только при наличии технической возможности.
Анализ изменений в действующем законодательстве, содержание законодательных инициатив в ад-министративно-деликтной сфере свидетельствует о тенденции «медленного, но верного» формирования электронного производства по делам об административных правонарушениях.
Литература
1. Василенко Г.Н., Виноградов И.А. О документировании административных правонарушений в области дорожного движения средствами фотовидеофиксации // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 180-183.
2. Куракин А.В., Карпухин Д.В., Саидов З.А. Проблемы модификации административно-деликтного права: фактор цифровых технологий // Административное и муниципальное право. 2019. № 3. С. 20-27.
3. Куценко Т.М., Здольник В.В. Электронные документы как современный вид доказательств по делу об административном правонарушении // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 6. С. 195-202.
References
1. Vasilenko G.N., Vinogradov I.A. On documenting administrative offenses in the field of road traffic by means of photo and video recording // Ensuring public safety and combating crime: tasks, problems and prospects Materials of the all-Russian scientific and practical conference. 2017. Pp. 180-183.
2. Kurakin A.V., Karpukhin D.V., Saidov Z.A. Problems of modification of administrative-tort law: factor of digital technologies // Administrative and municipal law. 2019. No. 3. Pp. 20-27.
3. Kutsenko T.M., Zdolnik V.V. Electronic documents as a modern type of evidence in the case of an administrative offense // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2014. no. 6. Pp. 195-202.
280
Вестник Московского университета МВД России
№ 6/2020