УДК 342 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10047
ББК 67.401 © Д.Н. Шурухнова, 2020
Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Диана Николаевна Шурухнова, профессор кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Рецензент: заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Е.О. Бондарь
Аннотация. Представлен анализ законодательства Российской Федерации и ряда государств-участников СНГ по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина при назначении и применении административного ареста. На основе проведенного сравнительно-правового исследования сформулированы предложения по совершенствованию действующего административно-деликтного законодательства.
Ключевые слова: административно-деликтное право, административное наказание, административный арест, права и свободы человека и гражданина, несовершеннолетний, законодательство государств-участников СНГ.
ADMINISTRATIVE ARREST IN THE CONTEXT OF ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN
Diana N. Shurukhnova, professor of the department of administrative law, candidate of legal sciences, associate professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Reviewer: deputy head of the department of administrative law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', candidate of legal sciences, associate professor E.O. Bondar
Abstract. An analysis of the legislation of the Russian Federation and a number of CIS member States on the issues of ensuring human and civil rights and freedoms in the appointment and application of administrative arrest is presented. On the basis of the comparative legal study carried out, proposals have been made to improve the current administrative and tort legislation.
Keywords: administrative-offence law, administrative punishment, administrative arrest, human and civil rights and freedoms, minor, legislation of the CIS member states.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Шурухнова Д.Н. Административный арест в контексте обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Вестник Московского университета МВД России. 2020;(1):212-214.
Административно-деликтное законодательство устанавливает систему мер наказания, характеризующуюся разнообразием мер ограничительного воздействия, применяемых к лицам, признанным виновными в совершении административных правонарушений. Разноплановость закрепленных в действующем законодательстве мер наказания предопределена спецификой охранительных норм об административной ответственности, призванных обеспечивать правопорядок в различных сферах жизнедеятельности современного государства.
Среди административных наказаний особое место занимает административный арест, признаваемый исключительным административным наказанием, установленным за отдельные виды соответствующих правонарушений. Особый характер административного ареста заключается в содержании виновного лица в условиях изоляции от общества и предопределен ограничением основополагающих прав и свобод человека и гражданина, и
прежде всего, права на свободу и неприкосновенность личности.
В этой связи, действующее законодательство устанавливает ряд ограничений по назначению и применению данного административного наказания. Прежде всего, определены ограничения по сроку нахождения в условиях изоляции: по общему правилу срок административного ареста составляет до 15 суток, в исключительных случаях — до 30.
Следует указать, что действующее законодательство устанавливает запрет на применение административного ареста к ряду субъектов, что связано с охраной прав и свобод человека и гражданина, в том числе, прав и свобод лиц, привлекаемых к административной ответственности. Реализация принципов гуманизма и целесообразности в рамках института административной ответственности исключают применение чрезмерных мер и ограничений, способных причинить страдания или унизить человеческое достоинство. В правовых позициях Конституционного
Суда РФ неоднократно подчеркивалось, что содержащиеся в действующем законодательстве запреты назначать определенные виды наказаний отдельным категориям лиц основываются на принципах справедливости и гуманизма, предполагающих необходимость учета социальных, возрастных и физиологических особенностей различных категорий лиц в целях более полного и эффективного решения задач, стоящих перед институтом юридической ответственности. В этой связи указанные запреты не могут рассматриваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ1.
Ограничения по назначению административного ареста обусловлены защитой несовершеннолетних лиц, в этой связи, административный арест не назначается лицам, не достигших возраста 18 лет, а также женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Согласно общепризнанным нормам и принципам международного права дети имеют право на особую защиту и поддержку. Несовершеннолетние являются особой возрастной группой, характеризующейся психологической неустойчивостью, отсутствием определенных знаний, образования, жизненного опыта, возможности в полной мере позаботиться о себе. Все это в комплексе предопределяет необходимость особой защиты несовершеннолетних со стороны взрослых и государства в целом.
Применение административного ареста к несовершеннолетним является чрезмерной, неоправданной мерой, способной, в силу возрастных особенностей личности несовершеннолетнего, нанести непоправимый урон его психики.
В то же время, малолетние несовершеннолетние (т.е. дети в возрасте до 14 лет) нуждаются в особой заботе и уходе со стороны взрослых, прежде всего, своих родителей. Малолетние дети не способны полностью позаботиться о себе, им нужен контроль со стороны взрослых; в определенной мере, поэтому действующим законодательством установлен запрет на назначение административного ареста женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.
Следует отметить, что в законодательстве ряда государств-участников СНГ ограничения по установлению и назначению административного ареста в большей степени соответствует общепризнанным нормам международного права. Так, в Кодексе Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2015 г. подобное ограничение предусмотрено не только к женщинам, но и к мужчинам, в одиночку воспитывающим детей, не достигших 14 лет. Аналогичное положение закреплено законодательством Азербайджанской Республики (ст. 30 Кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках). В законодательстве Республики Беларусь установлен более расширенный перечень запретов на применение административного ареста. Определено,
что административный арест не применяется не только к женщинам, но и к одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов. Кроме того, административный арест не может применяться к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, осуществляющих уход за престарелыми, достигшими 80-летнего возраста (ст. 6.7 Кодекса РБ «Об административных правонарушениях»).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, из действующего российского правового регулирования следует, что, решая вопрос о назначении административного ареста мужчине, самостоятельно воспитывающему детей в возрасте до 14 лет, суды общей юрисдикции вправе и обязаны обеспечить должный баланс между осуществлением целей административного наказания и защитой прав и законных интересов детей правонарушителя. КоАП РФ, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления, допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи, что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу ч. 2 ст. 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет2.
Следовательно, в российском законодательстве при назначении административного наказания мужчине, воспитывающему в одиночку малолетнего ребенка (или детей) предлагается учитывать данное обстоятельство как смягчающее и определять альтернативные административному аресту виды наказаний. Ряд экспертов отмечает, что при принятии решения Конституционный Суд РФ фактически руководствовался предположением о преимущественной роли матери в воспитании и уходе за детьми. В связи с этим оправдание различия в обращении при назначении административного ареста наиболее ярко отражает влияние стереотипа о гендерных ролях и его серьезное влияние на принятие решений по вопросам о дискриминации по признаку пола3.
1 Определение Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина К.А. Ивукова положением ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ».
2 Там же.
3 Подоплелова О.Г. Гендерные стереотипы в конституционном праве России: ловушка «особого отношения»? // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 3. С. 73-91.
№ 1 / 2020
Вестник Московского университета МВД России
213
Считаем необходимым в целях обеспечения прав и интересов малолетних детей, а также обеспечения гендерного равенства в российском законодательстве закрепить положение о запрете назначения административного ареста в отношении мужчин, в одиночку воспитывающих детей в возрасте до 14 лет. Закрепление данного положения в категоричной форме позволит в полной мере обеспечить баланс публичных и частных интересов при назначении административного наказания. А также права и законные интересы несовершеннолетних.
Запрет на назначение административного ареста как вида административного наказания связан с физиологическим состоянием лица. Именно поэтому административный арест не назначается беременным женщинам, инвалидам I и II групп. Кроме того, наличия ряда тяжелых заболеваний, травм или увечий у лица исключает отбывание наказания в виде административного ареста4.
Изучение административно-деликтного законодательства ряда государств-участников СНГ позволило определить дополнительную категорию лиц, в отношении которых административный арест не назначается. Речь идет о лицах преклонного возраста. Так, например, закон Республики Молдова устанавливает запрет на применение ареста и лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста. В Кодексе Республики Казахстан определено, что административный арест не может применяться к женщинам в возрасте свыше 58 лет и к мужчинам свыше 63 лет. В российском административно-деликтном законодательстве подобный прямой запрет на назначение административного ареста лицам преклонного возраста отсутствует. Возможность назначения альтернативного административному аресту наказания возможно также путем применения норм института обстоятельств, смягчающих административную ответственность посредством признания совершение административного правонарушения лицом преклонного возраста таким обстоятельством.
Отдельную категорию лиц, в отношении которых административный арест не назначается, составляют военнослужащие, а также сотрудники ряда правоохранительных органов. Согласно действующей редакции КоАП РФ административный арест не может применяться в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Аналогичное положение закреплено в ст. 4.7 Кодекса РБ «Об административных правонарушениях»,
определено, что к лицам, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета РБ, Государственного комитета судебных экспертиз РеБ, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям не может быть применено административное взыскание в виде административного ареста.
Запрет на назначение административного ареста указанной категории лиц предопределен их специальным статусом.
Важной гарантией, обеспечивающей право на свободу и неприкосновенность является положение, согласно которому при наличии достоверных сведений о том, что лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, влекущем административный арест, относится к категории, к которой административный арест назначен быть не может, поэтому уполномоченные должностные лица должны исходить из того, что в случае применения к этому лицу административного задержания его срок не должен превышать трех часов5.
Российское законодательство об административной ответственности признает административный арест исключительным видом административного наказания, связанным с существенными ограничениями прав и свобод человека и гражданина. В силу исключительности данного наказания установлен ряд запретов по его назначению и применению, направленный на недопущение причинения чрезмерных ограничений, достижению баланса публичных и частных интересов в административно-деликтной сфере. Проведение исследования законодательства ряда государств-участников СНГ позволило определить дополнительные категории лиц, в отношении которых административных арест в указанных странах не назначается. Считаем необходимым рассмотреть возможность включения в КоАП РФ положений, предусматривающих запрет назначать административный арест мужчинам, в одиночку воспитывающим малолетнего ребенка, а также лицам пенсионного возраста. Данные правовые установки позволят гуманизировать действующее законодательство, обеспечить гендерное равенство, общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
4 Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2014 г. № 1358 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста» // СПС «Кон-сультантПлюс».
5 Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. № 2738-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки С.В. Ветлицкой на нарушение ее конституционных прав ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ».