Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ФРГ В 2005–2021 гг.'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ФРГ В 2005–2021 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / социальная политика / система социального обеспечения / модернизация / реформи-рование системы социального страхования / вызовы ХХI в. / Germany / social policy / social security system / modernization / reform of the social insurance system / challenges of the 21st century

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д В. Саватеева

Изучение социальной политики имеет большое значение для понимания роли государства в решении социальных проблем и содействии общественному благосостоянию. В статье рассмотрены основные направления в реализации социальной политики ФРГ в 2005–2021 гг.: реформирование рынка труда и системы страхования на случай безработицы, адаптация к современным вызовам пенсионной системы и сферы образования, повышение доступа к медицинским услугам и услугам по долгосрочному уходу. На основании документов и литературы автор рассматривает проведение модернизационных мероприятий в приоритетных областях социальной сферы. Сделан вывод о том, что, несмотря на усилия правящих коалиций, наблюдается тенденция к проявлению ряда социальных проблем локального и мирового масштаба, которые требуют проведения структурных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS IN SOCIAL POLICY OF GERMANY IN 2005–2021

The exploration of social policy is important for understanding the role of the state in solving social problems and promoting public welfare. The article considers the main directions in the implementation of German social policy in 2005–2021: reforming the labor market and the unemployment insurance system, adapting to modern challenges in the pension system and education, increasing access to medical services and long-term care services. Based on documents and literature, the author considers the possibility of carrying out modernization measures in priority areas of the social sphere. It is concluded that, despite the efforts of the ruling coalitions, there is a tendency towards the emergence of a number of social problems on a local and global scale that require structural reforms.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ФРГ В 2005–2021 гг.»

УДК 316.334.3(430)(091)"2005/2021" DOI 10.52928/2070-1608-2024-69-1-95-99

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ФРГ В 2005-2021 гг.

Д.В. САВАТЕЕВА (Белорусский государственный университет, Минск) ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5018-4210

Изучение социальной политики имеет большое значение для понимания роли государства в решении социальных проблем и содействии общественному благосостоянию. В статье рассмотрены основные направления в реализации социальной политики ФРГ в 2005-2021 гг.: реформирование рынка труда и системы страхования на случай безработицы, адаптация к современным вызовам пенсионной системы и сферы образования, повышение доступа к медицинским услугам и услугам по долгосрочному уходу. На основании документов и литературы автор рассматривает проведение модернизационных мероприятий в приоритетных областях социальной сферы. Сделан вывод о том, что, несмотря на усилия правящих коалиций, наблюдается тенденция к проявлению ряда социальных проблем локального и мирового масштаба, которые требуют проведения структурных реформ.

Ключевые слова: ФРГ, социальная политика, система социального обеспечения, модернизация, реформирование системы социального страхования, вызовы XXI в.

Введение. Устоявшаяся в Германии с конца XIX в. социальная модель Бисмарка основывается на принципе солидарности, который подчёркивает коллективную ответственность общества за обеспечение нуждающихся групп населения. Кроме того, она характеризуется высокой степенью децентрализации, что обеспечивает гибкость и способность реагировать на потребности населения. Однако на рубеже XX-XXI вв. в немецком обществе ярко проявились кризисные явления, обусловленные в первую очередь процессами глобализации: замедление темпов роста экономики, дефицит бюджета, инфляция, увеличение числа безработных, демографические изменения и распад традиционных семейных структур. Проводимая неолиберальная экономическая политика также оказала своё негативное влияние на государство всеобщего благосостояния и показала необходимость проведения незамедлительных реформ в социальной сфере. Данное обстоятельство актуализирует вопрос выявления основных направлений в реализации социальной политики ФРГ в 2005-2021 гг., что в свою очередь может дать ценный опыт для других государств, которые сталкиваются с аналогичными социальными проблемами и вызовами современности.

Историографическая база данного исследования основывается на русскоязычной и немецкоязычной литературе. Рассмотрение социальной политики ФРГ в начале XXI в. и её основных аспектов, процесса реформирования социальной сферы нашли своё отражение в работах таких исследователей, как В.Б. Белов, М.В. Каргалова, Т.Г. Хришкевич, Б.А. Ночвина, Е. Каширина, X. Ламперт, Й. Альтхаммер, И. Фрерих, Л. Нойман, К. Шапер, М. Шмидт [1-10]. Источники исследования представлены документами законодательства и делопроизводства. При подготовке исследования автор обращался к материалам периодической печати изданий Zeitschrift für Sozialreform, Wege zur Sozialversicherung, Bundeszentrale für politische Bildung. Для достижения поставленной цели была проанализирована обширная база Федерального статистического управления Германии. При подготовке статьи были использованы общенаучные и специально-исторические методы исследования.

Основная часть. Начавшиеся в 2005 г. падение темпов производства и стремительное увеличение числа безработных, достигшее отметки в 11,7%1, привело к нарастанию в немецком обществе социально-экономического кризиса и, как следствие, политического. В итоге проведения досрочных парламентских выборов в Бундестаг 18 ноября 2005 г. было сформировано коалиционное правительство во главе с А. Меркель, которое с первых месяцев своего нахождения у власти поставило своей целью обеспечить процветание Германии. В словосочетание «обеспечить процветание» был заложен особый смысл, который обозначил основные направления в социальной политике на ближайшие 16 лет: борьба с безработицей трудоспособного населения, необходимость серьёзных изменений в системе страхования по безработице, развитие образования и инноваций, сокращение риска бедности среди лиц пенсионного возраста и социального неравенства, а также повышение доступа к медицинским услугам и услугам по долгосрочному уходу.

В рамках реформирования рынка труда продолжилась начатая ещё при Г. Шрёдере программа реформ «Повестка дня - 2010», которая сосредоточилась на сокращении льгот, реструктуризации Федерального трудового законодательства, снижении налогов и реформировании пенсионной системы. Созданная «Комиссия по современным услугам на рынке труда» в 2002 г. представила на рассмотрение правительству пакет реформ, состоящий из четырёх частей. Харц-1 (направлен на поддержку дополнительного образования) и Харц-2 (направлен на создание новых типов занятости) реализовывались в 2003 г., Харц-3 (направлен на реформирование Федераль-

'Arbeitslosenquote in Deutschland im Jahresdurchschnitt von 2005 bis 2023 [Elektronische Ressource]. URL: https://de.sta-tista.com/statistik/daten/studie/1224/umfrage/arbeitslosenquote-in-deutschland-seit-1995/ (Datum des Zugangs: 10.09.2023).

ного ведомства по трудовым вопросам) реализовывался в 2004 г. С 2005 г. началась реализация Харц-4 (изменение системы пособий по безработице), которые ранее состояли из трёх компонентов: основное пособие по безработице, помощь по безработице и социальная помощь. В соответствии с проведёнными изменениями произошла реструктуризация трёхступенчатой системы, которая трансформировалась в двухступенчатую: пособие по безработицей и пособие по безработице-2. Продолжительность выплаты основного пособия по безработице-1 была сокращена до 12 месяцев, для лиц старше 58 лет - до 18 месяцев. В мае 2006 г. был одобрен законопроект о дальнейшем развитии реформ Харц-4, по которому было внесено около 50 поправок с целью ужесточения условий получения пособия по безработице-2. Среди наиболее важных изменений можно выделить: сокращение выплат пособия по безработице-2 на 30% при отказе от предлагаемой вакансии, предоставление доступа налоговым органам к информации о наличии у безработных счетов или фондов в других странах ЕС. Таким образом, создавался стимул для более активного поиска рабочего места2. Так в 2005 г. выплата по Харц-4 на одного одинокого взрослого (базовая ставка) составляла 345 евро в месяц для западных земель и 331 евро для восточных земель, к 2021 г. ставка пособия стала единой и увеличилась до 446 евро3. В результате принятого комплекса мер уровень безработицы в Германии значительно снизился с 11,7% в 2005 г. до 5,7% в 2021 г.4.

Перед коалиционными правительствами была поставлена задача по улучшению образования с целью стимулирования трудоустройства молодёжи. По этой причине подписанный ещё в 2004 г. «Национальный пакт по обучению и молодым специалистам в Германии» был продлён до 2010 г., а затем до 2014 г.5. Посредством данного пакта происходило более активное сотрудничество между федеральным правительством, представителями бизнеса, Федеральным агентством занятости и региональными акторами. Данная инициатива позволила предоставить новые места для обучения, стажировок молодых специалистов и оказала финансовую поддержку в профессиональном образовании6.

Модернизация рынка труда проводилась также через стимулирование занятости пожилых людей, путём принятия комплекса согласованных мер в сфере занятости и здравоохранения. На повестку дня был поднят вопрос о повышении квалификации пожилых работников, организации рабочего времени и условий труда в соответствии с возрастными критериями. Чтобы решить данную проблему, председатель СДПГ Ф. Мюнтеферинг запустил «Инициативу 50 плюс», которая была направлена на реинтеграцию безработных пенсионного возраста, посредством получения права на переквалификацию. Все эти меры повысили шанс дальнейшего трудоустройства лиц старше 50 лет. Частью вышеуказанной инициативы стала программа «Перспективы 50 плюс», проводившаяся с 1 октября 2005 г. по 31 декабря 2007 г. Реализация программы региональных договоров о занятости дала свои результаты к лету 2006 г. - около 10% пожилых работников получили постоянное место трудоустройства7.

Обеспечить процветание и конкурентоспособность экономики возможно только при грамотной политике в сфере образования, в этой связи немецкая система образования ставит перед собой цель поощрять талантливых людей, поддерживать тех, кто имеет трудности с получением образования и, конечно, сократить разрыв связи между социальным положением и получением образования. «Большая коалиция» продолжила реализацию инвестиционной программы «Будущее образования и забота»8, которая реализовывалась с 2003 г. Цель программы заключалась в поддержке создания современной инфраструктуры в секторе школ полного дня (такой тип школы позволяет родителям совмещать работу и семью). Ещё одним вектором политики в сфере образования стало укрепление и модернизация системы дуального профессионального образования, это связано с тем, что около 17% молодых людей до 25 лет не имели полного среднего образования, то есть ни законченного профессионального образования, ни аттестата об окончании средней школы.

Нельзя не отметить, что в ФРГ действует одна из самых развитых систем поддержки студентов. Государственным механизмом в этой области является Закон «О содействии в получении образования»9. При рассмотрении возможности получения помощи наибольшее внимание уделяется материальному положению студента (заработок, доходы родителей, условия проживания и т.д.). Размеры выплат также зависят от ряда критериев,

2 Änderungen Hartz IV 2006 [Elektronische Ressource]. URL: https://www.lpb-bw.de/reformen hartz iv.html (Datum des Zugangs: 20.08.2023).

3 Bürgergeld Regelsatz [Elektronische Ressource]. URL: https://www.hartziv. org/regelsatz/ (Datum des Zugangs: 12.09.2023).

4 Arbeitslosenquote in Deutschland im Jahresdurchschnitt von 2005 bis 2023 [Elektronische Ressource]. URL: https://de.sta-tista.com/statistik/daten/studie/1224/umfrage/arbeitslosenquote-in-deutschland-seit-1995/ (Datum des Zugangs: 10.09.2023).

5 Nationaler Pakt. für Ausbildung und Fachkräftenachwuchs in Deutschland [Elektronische Ressource]. URL: https://docplayer.org/ 23302455-Nationaler-pakt-fuer-ausbildung-und-fachkraeftenachwuchs-in-deutschland.html (Datum des Zugangs: 10.09.2023).

6 Datenreport 2014 [Elektronische Ressource]. URL: https://www.bibb.de/datenreport/de/2014/19493.php (Datum des Zugangs: 11.09.2023).

7 "Perspective 50 Plus" - Employment pacts for older workers in the regions [Electronic resource] URL: https://www.oecd.org/cfe/leed/ 37729545.pdf (Date of access: 11.09.2023).

8 Das Investitionsprogramm „Zukunft Bildung und Betreuung" (IZBB) [Elektronische Ressource]. URL: https://www.ganztagsschu-len.org/de/service/izbb-programm/das-investitionsprogramm-zukunft-bildung-und-betreuung-izbb.html (Datum des Zugangs: 11.09.2023).

9 Bundesgesetz über individuelle Förderung der Ausbildung (Bundesausbildungsförderungsgesetz - BAföG) [Elektronische Ressource]. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/baf g/BAf%C3%B6G.pdf (Datum des Zugangs: 11.09.2023).

таких как стоимость аренды жилья, наличие детей и т.д. Средний размер ставки финансовой помощи составляет 430 евро ежемесячно на протяжении всего срока обучения (около 9 семестров)10. Немаловажной инициативой в области реформирования высшего образования является «Пакт о высшем образовании 2020», который был принят федеральным правительством в 2007 г. Главная цель Пакта заключалась в увеличении числа студентов, создании благоприятных условий для проведения научных исследований11. Его реализация проходила в три этапа: первый с 2007 г. по 2010 г. - создано примерно 185 тыс. дополнительных мест для поступления в высшие учебные заведения; второй с 2011 г. по 2015 г. - 722 тыс. мест; третий с 2016 г. по 2020 г. - 720 тыс. мест. Таким образом 1,63 млн. дополнительных учебных мест были профинансированы в рамках реализации данной инициативы в 2007-2020 гг.12. Кроме того, была расширена программная база преподаваемых курсов, свои позиции укрепили университеты прикладных наук, немаловажным достижением стало увеличение числа женщин среди сотрудников университетов.

В 2011 г. была представлена программа «Образование и участие»13, целью которой было оказание финансовой поддержки малообеспеченным семьям для покрытия расходов на школьные принадлежности, школьные поездки и внеклассные мероприятия. По данным Федерального министерства труда и социальных вопросов Германии, около 2,5 млн. детей воспользовались данной программой в 2021 г.14. Кроме того, коалиционные правительства приняли ряд мер по улучшению доступа к жилищному фонду для домохозяйств с низкими доходами. В 2015 г. правительство приняло Закон «О жилищных пособиях»15, направленный на оказание финансовой поддержки для покрытия расходов на аренду и коммунальные услуги.

Принимая во внимание тот факт, что с годами показатель продолжительности жизни неуклонно растёт (у мужчин - с 72,6 лет в 1990 г. до 74,8 лет в 2000 г.; у женщин - с 79 лет в 1990 г. до 80,8 лет в 2000 г.)16, а количество трудоспособного населения сокращается, происходит увеличение нагрузки на государственную пенсионную систему и увеличение риска бедности в старости, что привело к необходимости проведения её реформирования. Таким образом, в 2005 г. было принято решение о постепенном повышении пенсионного возраста. Данный переход было запланировано провести в два этапа: с 2012 г. по 2022 г. и с 2022 г. по 2029 г., затрагивало это все категории граждан. Также проводилась активная политика по продвижению корпоративных и частных форм пенсионного страхования как дополнительных видов дохода к основной пенсионной выплате. Так, в 2005 г. был принят Закон «О подоходном налоге»17. Данная форма пенсионного страхования представляет собой частную обязательную пенсионную схему для самозанятых и лиц с высоким доходом, которая выплачивается ежемесячными платежами с момента достижения 60-летнего возраста. Коалиционные правительства также приняли ряд мер по укреплению корпоративной пенсионной системы. В 2017 г. был принят Закон «Об усилении пенсионного обеспечения компаний»18, целью которого было стимулирование работодателей к предоставлению корпоративных пенсионных схем и расширение участия в них сотрудников. Несмотря на ряд принятых мер, показатель риска бедности продолжает динамично расти, если в 2005 г. он составлял 11%, то в 2021 г. - 17,6%19.

Демографические изменения оказали своё влияние не только на пенсионную систему и рынок трудовых отношений, но и на растущий спрос в сфере услуг по долгосрочному уходу. В 2007 г. был принят Закон «О дальнейшем развитии сестринского дела»20, который был направлен на повышение качества услуг долгосрочного ухода и увеличение доступности ухода для нуждающихся пациентов, также была введена новая модель финансирования страхования на случай длительного ухода с более высокими ставками взносов. Кроме того, коалиционные правительства приняли ряд мер по улучшению подготовки и квалификации медицинских работников

10 Bundesgesetz über individuelle Förderung der Ausbildung [Elektronische Ressource]. URL: https://www.gesetze-im-inter-net.de/baf_g/index.html (Datum des Zugangs: 12.09.2023).

11 Higher Education Pact [Elektronische Ressource]. URL: http://www.bmbf.de/en/6142.php (Datum des Zugangs: 12.09.2023).

12 Hochschulpakt 2020 [Elektronische Ressource]. URL: https://www.gwk-bonn.de/themen/foerderung-von-hochschulen/hochschul-pakt-zukunftsvertrag/hochschulpakt-2020 (Datum des Zugangs: 12.09.2023).

13 Bildung & Teilhabe [Elektronische Ressource]. URL: https://famihenportal.de/familienportal/familienleistungen/bildung-und-teil-habe (Datum des Zugangs: 12.09.2023).

14 Bildungspaket [Elektronische Ressource]. URL: https://www.bmas.de/DE/Arbeit/Grundsicherung-Buergergeld/Bildungspaket/ bildungspaket.html (Datum des Zugangs: 12.09.2023).

15 Wohngeldgesetz [Elektronische Ressource]. URL: https://www. gesetze-im-internet. de/wogg/ (Datum des Zugangs: 14.09.2023).

16 Entwicklung der Lebenserwartung bei Geburt in Deutschland nach Geschlecht in den Jahren von 1950 bis 2070 [Elektronische Ressource]. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/273406/umfrage/entwicklung-der-lebenserwartung-bei-geburt-in-deutschland-nach-geschlecht/ (Datum des Zugangs: 14.09.2023).

17 Einkommensteuergesetz (EStG) [Elektronische Ressource] URL: https://www.gesetze-im-internet.de/estg/ 10.html (Datum des Zugangs: 14.09.2023).

18 Betriebsrentenstärkungsgesetz [Elektronische Ressource] URL: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/ Gesetzestexte/Gesetze Verordnungen/2017-08-23-Betriebsrentenstaerkungsgesetz.html (Datum des Zugangs: 14.09.2023).

19 Armutsgefährdungsquote von Senioren in Deutschland von 2005 bis 2022 [Elektronische Ressource] URL: https://de. statista.com/ statistik/daten/studie/785537/umfrage/armutsgefaehrdungsquote-von-senioren-in-deutschland/ (Datum des Zugangs: 14.09.2023).

20 Entwurf eines Gesetzes zur strukturellen Weiterentwicklung der Pflegeversicherung (Pflege-Weiterentwicklungsgesetz) [Elektronische Ressource] URL: https://dserver.bundestag.de/btd/16/074/1607439.pdf (Datum des Zugangs: 15.09.2023).

в сфере долгосрочного ухода. В 2013 г. правительство приняло Закон «Об усилении сестринского ухода»21, направленный на повышение качества ухода за счёт увеличения числа квалифицированных специалистов в этом секторе и предоставления дополнительной поддержки лицам, осуществляющим уход. По данным Федерального статистического управления Германии количество лиц, получающих услуги долгосрочного ухода, увеличилось с 2,13 млн. человек в 2005 г. до 4,96 млн. человек в 2021 г., что свидетельствует об эффективности политики, реализованной в данный период22.

Главной целью правительственной политики в сфере здравоохранения было повышение доступности обязательного и частного медицинского страхования. Ключевой реформой в указанный период стало принятие Закона «Об усилении конкуренции в медицинском страховании»23, который подразумевал поощрение выборочного заключения страховых контрактов. В 2015 г. был принят Закон «О профилактике»24, направленный на пропаганду здорового образа жизни и профилактику хронических заболеваний. Таким образом, количество застрахованных лиц в государственном медицинском страховании увеличилось с 71,3 млн. человек в 2005 г. до 73,3 млн. человек25, из них около 57,2 млн. человек являлись плательщиками взносов и около 16,1 млн. человек были застрахованными как члены семьи. Что касается частного медицинского страхования, то на 2021 г. 8,7 млн. человек имело полную частную медицинскую страховку и около 26,8 млн. человек имели дополнительные частные полисы страхования 26.

Заключение. Столкнувшись в начале XXI в. с комплексом кризисных явлений, которые внесли дисбаланс в функционирующую систему социальной поддержки населения, остро встал вопрос о необходимости реализации модернизационных преобразований. В этих условиях коалиционные правительства играют важную роль в формировании вектора социальной политики, поскольку они объединяют различные политические идеологии, социальные интересы и общественные ожидания. С точки зрения политической идеологии, можно выделить два направления в проведении социальной политики. Правительства «большой коалиции» в составе ХДС/ХСС и СДПГ (2005-2009 гг., 2013-2017 гг., 2018-2021 гг.) продолжили вектор, заложенный ещё предыдущими правительствами, которые возглавлял Г. Шрёдер, реализуя такие меры, как реформирование рынка труда, пенсионной системы и повышение социального благосостояния населения. Коалиционное правительство ХДС/ХСС и СвДП (2009-2013 гг.) сосредоточило внимание на экономической либерализации, реформировании системы медицинского страхования и сферы образования. Необходимо отметить, что в первую очередь выбор приоритетных направлений в реализации социальной политики был обусловлен необходимостью стабилизировать экономику. Поэтому отдавался приоритет сфере занятости, которая выступает гарантом стабильного поступления страховых взносов, а значит дальнейшего функционирования всей системы социального страхования. В свою очередь, демографические изменения обусловили проведение реформирования сферы пенсионного страхования, долгосрочного ухода и системы здравоохранения. Подводя итог, можно сказать, что первая четверть XXI в. для социального развития Германии стала непростым временем, правительственные коалиции были вынуждены постоянно адаптировать проводимую политику к возникающим кризисам как локального, так и мирового масштаба, что показывает необходимость дальнейшего проведения структурных реформ в социальной сфере.

ЛИТЕРАТУРА

1. Германия. Вызовы XXI века / В.Б. Белов и др. - М.: Весь мир, 2009. - 788 с. (Старый Свет — новые времена) (Европа).

2. Социальная Европа в XXI веке / М.В. Каргаловой и др.; под ред. М.В. Каргаловой. - М.: «Весь Мир», 2011. - 528 с.

3. Хришкевич Т.Г. «AGENDA-2010»: итоги десяти лет социальных реформ в ФРГ [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/agenda-2010-itogi-desyati-let-sotsialnyh-reform-v-frg/viewer (дата обращения 14.09.2023).

4. Ночвина Б.А. Современная концепция социальной политики СДПГ: кризис или обновление? [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-kontseptsiya-sotsialnoy-politiki-sdpg-krizis-ili-obnovlenie/viewer (дата обращения 14.09.2023).

5. Каширина Е. Основные аспекты системы социального обеспечения Германии // Власть. - 2009. - № 10. - С. 123-126.

6. Lampert H., Althammer J. Lehrbuch der Sozialpolitik. - 8 Aufl. - Berlin; Heidelberg; New York: Springer, 2007. - 583 S.

21 Die Pflegestärkungsgesetze [Elektronische Ressource] URL: https://www.bundesgesundheitsministerium.de/fileadmin/Da-teien/5 Publikationen/Pflege/Broschueren/PSG Das Wichtigste im Ueberblick.pdf (Datum des Zugangs: 14.09.2023).

22 Gesundheit - Pflege [Elektronische Ressource] URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Gesellschaft-Umwelt/ Gesundheit/Pflege/ inhalt.html#250648 (Datum des Zugangs: 14.09.2023).

23 Gesetz zur Stärkung des Wettbewerbs in der gesetzlichen Krankenversicherung (GKV-Wettbewerbsstärkungsgesetz - GKV-WSG) [Elektronische Ressource] URL: https://www.buzer.de/gesetz/7655/index.htm (Datum des Zugangs: 14.09.2023).

24 Präventionsgesetz [Elektronische Ressource] URL: https://www.bundesgesundheitsministerium.de/service/gesetze-und-verordnun-gen/detail/praevg.html (Datum des Zugangs: 16.09.2023).

25 Zahl und Struktur der Versicherten in der Gesetzlichen Krankenversicherung 2000 - 2022 [Elektronische Ressource] URL: https://www.sozialpolitik-aktuell.de/files/sozialpolitik-aktuell/ Politikfelder/Gesundheitswesen/Datensammlung/PDF-Dateien/abbVI6.pdf (Datum des Zugangs: 16.09.2023).

26 Anzahl der Mitglieder und Versicherten der gesetzlichen und privaten Krankenversicherung in den Jahren 2017 bis 2023 [Elektronische Ressource] URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/155823/umfrage/gkv-pkv-mitglieder-und-versichertenzahl-im-vergleich/ (Datum des Zugangs: 16.09.2023).

7. Frerich J. Sozialpolitik: das Sozialleistungssystem der Bundesrepublik Deutschland. - 3 Aufl. - München; Wien: Oldenburg, 2018. - 667 S.

8. Neumann L.F., Schaper K. Die Sozialordnung der Bundesrepublik Deutschland. - 5. aktualisier. u. überarb. Neuaufl. - Frankfurt; New York: Campus, 2008. - 405 S.

9. Schmidt M. G. Die Sozialpolitik der CDU/CSU-FDP-Koalition von 2009 bis 2013 // Politik im Schatten der Krise: eine Bilanz der Regierung Merkel 2009-2013 / Hrsg.: R. Zohlnhöfer, T. Saalfeld. - Wiesbaden, 2015. - S. 397-426. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-658-05213-3 17.

10. Schmidt M. G. Die Sozialpolitik der zweiten Großen Koalition (2005 bis 2009) // Die zweite Große Koalition: eine Bilanz der Regierung Merkel 2005-2009 / Hrsg.: C. Egle, R. Zohlnhöfer. - Wiesbaden, 2010 - S. 302-326. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-531-92434-2 13

Поступила 22.09.2023

MAIN DIRECTIONS IN SOCIAL POLICY OF GERMANY IN 2005-2021

D. SAVATSEYEVA (Belarusian State University, Minsk)

The exploration of social policy is important for understanding the role of the state in solving social problems and promoting public welfare. The article considers the main directions in the implementation of German social policy in 2005-2021: reforming the labor market and the unemployment insurance system, adapting to modern challenges in the pension system and education, increasing access to medical services and long-term care services. Based on documents and literature, the author considers the possibility of carrying out modernization measures in priority areas of the social sphere. It is concluded that, despite the efforts of the ruling coalitions, there is a tendency towards the emergence of a number of social problems on a local and global scale that require structural reforms.

Keywords: Germany, social policy, social security system, modernization, reform of the social insurance system, challenges of the 21st century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.