Научная статья на тему 'Основные направления Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы. Пространство взаимодействия вузов - школ - НКА - местного сообщества'

Основные направления Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы. Пространство взаимодействия вузов - школ - НКА - местного сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ / MIGRANT ADAPTATION / ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015-2020 ГОДЫ / TOMSK REGION / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL EDUCATION DEVELOPMENT CENTER / БЕЗБАРЬЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / BARRIER-FREE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ / NATIONAL AND CULTURAL AUTONOMY / ПРОФИЛАКТИКА КСЕНОФОБИИ / XENOPHOBIA PREVENTION / СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В. / 2015-2020 STRATEGY FOR BARRIER FREE ETHNO-CULTURAL CROSS-ETHNIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT FORMATION IN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горских Ольга Владимировна, Лыжина Надежда Петровна

В статье представлена система этнокультурного образования в Томской области, где поставлена и успешно решается задача по включению в проектные мероприятия данной направленности следующих субъектов: общеобразовательных организаций, вузов, национально-культурных автономий (НКА), учреждений культуры, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горских Ольга Владимировна, Лыжина Надежда Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key priorities of 2015 - 2020 Strategy for Barrier Free Ethno-Cultural Cross-Ethnical Educational Environment Formation in Tomsk region -networking of higher educational institutions - schools - national & cultural autonomies - local community

The paper presents the ethno-cultural education system in Tomsk region, where a goal has been formulated and is being addressed successfully to involve the following entities into the project activities: general education institutions, higher education institutions, national and cultural autonomies (NCA), culture institutions, preschool institutions and institutions of further education for children as well as government authorities

Текст научной работы на тему «Основные направления Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы. Пространство взаимодействия вузов - школ - НКА - местного сообщества»

О льгаГорских, Надежда Лыжина

Осн овные направления Стратегии формирования безбарьерной этно культурной межэтнической образовательной среды в То мской области на 2015-2020 годы. Пространство вза и модействия вузов - школ - НКА - местного сообщества

Встатье представлена система этнокультурного образования в Томской области, где пост авлена и успешно решается задача по включению в проектные мероприятия данной направленности следующих субъектов: общеобразовательных организаций, вузов, национально-культурных автономий (НКА), учреждений культуры, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, органов власти.

Ключевые слова: этнокультурное образование, адаптация мигрантов, Томская область, Региональный центр развития образования, безбарьерная образовательная среда, национально-культурная автономия, профилактика ксенофобии, Стратегия формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы

Ольга Владимировна Горских,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ОГБУ «Региональный центр развития образования»; доцент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (Томск), gormnoj2004@mail.ru

Надежда Петровна Лыжина,

директор ОГБУ «Региональный центр развития образования» (Томск) lnp@education.tomsk.ru

Одним из стратегических направлений деятельности ОГБУ «Региональный центр развития образования» является формирование единого этнокультурного образовательного пространства на территории Томской области, установление сплоченности между представителями разных национальностей и вероисповеданий. В этом смысле ключевую роль в развитии позитивного межэтнического диалога играет проект «Развитие этнокультурного образования в Томской области», разработанный и координируемый Региональным центром развития образования. Можно утверждать, что на сегодняшний день в регионе сложилась система

устойчивого развития этнокультурного образования, опыт реализации основных направлений которой вызывает глубокий научно-практический, общественный интерес в России, странах ближнего зарубежья. Отметим, что впервые в отечественной образовательной практике поставлена задача по комплексному включению в проектные мероприятия данной направленности следующих субъектов: общеобразовательных организаций, вузов, национально-культурных автономий (НКА), учреждений культуры, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, органов власти. В свою очередь, это позволяет говорить о создании инновационной образовательной инфраструктуры, активно выстраивающейся в экономический сектор.

Представим уникальный опыт разворачивания этнокультурного образования в Томской области. Наша область - исторически полиэтничный регион, на территории которого проживает свыше 120 национальностей и народностей. В разное историческое время Сибирь оказывалась в эпицентре сложных миграционных процессов. Так, в конце 1990 - начале 2000-х гг. усилился приток мигрантов в сибирский регион из стран ближнего зарубежья, Азии и Кавказа. Данные обстоятельства обострили социальные проблемы, обозначили тенденции к распространению бытовой ксенофобии в принимающем сообществе. Это вызвало особую тревогу еще и потому, что уникальность Томска заключается в научно-образовательном потенциале: на небольшой территории сосредоточено шесть государственных университетов. Студенческая молодежь составляет 20% от общего количества городского населения, значительная часть которых прибыла из других регионов России и стран СНГ. Надо отметить, что даже такая положительная тенденция, как расширение образовательной деятельности университетов по привлечению ино-

& о

\ош2

£ О

« ° и

странных студентов в вузы города, в отдельных случаях привела к обострению межнациональных отношений в студенческом социуме. В последнее время и в микросреде школы наблюдаются случаи межнациональной нетерпимости. Введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» не решило в полной мере эти проблемы, а в некоторых школах послужило вызовом для проверки уровня толерантности родительской общественности и учащихся.

Так, четко осознавая, что в перспективе проявления ксенофобных настроений, вызванных обозначенными ¡5 | выше проблемами, грозит этническим взрывом, Депар-

§ | тамент общего образования и ОГБУ «Региональный

2 центр развития образования» инициировали и разрабо-

тали областную межведомственную программу и стра-!|И тегию «Этнокультурное образование в Томской области | I на период 2010-2014 гг.», где особое внимание уделя-

я >| лось проблеме организации обучения и выстраивания

| | содержания образования в поликультурной школе.

£ | На тот период анализ социокультурной среды по-

| й зволил выделить ряд проблем в области этнокультур-

ного образования. Во-первых, содержание образования, как в школах, так и в вузах слабо ориентировано на удовлетворение запросов разных этносов, при обучении не учитываются национальные особенности и менталитет этнических общностей, проживающих в Томской области. Во-вторых, обозначилась проблема доступности качественного образования для представителей этнических меньшинств. Слабое владение детьми мигрантов русским языком, незнание культуры и обычаев принимающего населения приводит их к низким образовательным результатам, является существенным препятствием в сдаче ЕГЭ, вследствие чего происходит слабая интеграция в социум, выпускники ощущают себя маргиналами. Еще одной суще-

ственной проблемой стало отсутствие специально подготовленных педагогических кадров для работы со школьниками, слабо владеющими русским языком. В связи с этим определились основные задачи программы: создать нормативно-правовые, организационно-технические, научно-методические, информационные и финансовые условия для реализации политики этнокультурного образования в Томской области; обеспечить представителям разных национальностей, проживающим на территории Томской области, равные условия и возможности для социализации, профессионального образования и карьеры; сформировать эффективные механизмы взаимодействия между органами государственной власти, НКА, вузами, общественными объединениями, учреждениями образования и культуры для реализации приоритетных направлений этнокультурного образования; разработать и внедрить программы повышения квалификации педагогов по этнокультурному образованию; развить и расширить сеть центров этнокультурного образования.

За пять лет была проделана колоссальная работа, получившая освещение в серии научных публикаций, монографий, в многочисленных выступлениях на всероссийских и международных конференциях, семинарах, форумах. Вместе с тем совершенно очевидно, что данный проект не может быть просто отработан и завершен, напротив, он представляет собой сегодня магистральную линию в образовании. Кроме того, мировые политические события - войны, теракты, неконтролируемый поток мигрантов в Европе - становятся вызовом прежде всего для педагогического сообщества. Как вести себя преподавателю, как выстраивать учебные занятия, когда школьниками и студентами задаются многочисленные вопросы по данной проблеме? Подчас взрослому человеку, оказавшемуся в лавине инфор-

сь о

«ЭЙО т ™ о

ХО Ч"»£

мационного потока, сложно разобраться в ситуации, не говоря уже о молодом поколении.

Итак, представим основные направления Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы [1]. Данная Стратегия логически продолжает те направления, которые возникли как эффекты в предыдущей программе и Стратегии, и в то же время выступает ключевыми вызовами времени. Под безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной средой понимается та среда, которая позволяет представителям всех этносов, проживающих на территории г. Томска и Томской области, активно уча-г ствовать в социокультурной жизни региона, получать

|§! достойное образование, работу, вести полноценную !|И и насыщенную жизнь.

| | Как известно, термин безбарьерная среда обычно

¡? >| связывается с инклюзивным образованием и понима-

£ | ется как наличие пандусов и тротуаров с хорошим ров-

£ §• ным покрытием, достаточно широких дверей и других

го °

:б ь элементов внешней среды для людей с ограниченными

возможностями здоровья. Вместе с тем мы употребили этот термин в отношении этнокультурного образования и межэтнических связей. Как ни печально, но в современном сверхкоммуникационном мире возникли барьеры уже не ментальные, а реальные: закрываются границы, возводятся заграждения от «нелегальных» мигрантов, беженцев. Поэтому, на наш взгляд, именно формирование безбарьерной среды посредством образования и воспитания позволит гармонизировать обстановку, станет мобилизующим фактором противодействия ксенофобии, национальному и информационно-коммуникационному экстремизму.

Обозначим ключевые вызовы времени, которые стали основанием для формулировки магистральных

направлений Стратегии. Так, увеличение источников и средств информации, разнообразие их интерпретаций, в том числе в зависимости от ментальных, этнона-циональных картин мира, «размывают» пространство целей и жизненных ориентиров субъектов коммуникации. Вследствие этого в образовательном дискурсе необходимо создание инновационной методологии защиты личности от вредных коммуникативных воздействий, коррелирующей с нравственно-ценностными, духовными установками личности. Почему важно поддерживать данное направление Стратегии? В настоящее время лавина информации обрушивается на сознание молодого поколения, в такой ситуации легко манипулировать национальным самосознанием, внедрять поведенческие паттерны, стереотипы мышления, не согласуемые с ментальными культурными кодами человека и этноса в целом. Это особенно важно в работе с детьми-инофонами из семей мигрантов. Только образовательно-просветительские события, педагогически выверенные дискурсы позволят противостоять так называемой «культурологической инженерии», актуализируют потребности высшего порядка. Отметим, что расхождение культурных и поведенческих моделей мира для мигранта, оказавшегося в новой для него реальности, вполне закономерно. Вместе с тем мы говорим о том, что в случае успешной адаптации мигрантов в принимающем социуме, формируется поле общекультурных ценностей, как для самих мигрантов, так и для местного населения [2].

Другим значимым стратегическим направлением выступает выстраивание взаимодействия школ - вузов -НКА - местного сообщества как системообразующего фактора устойчивого комфортного проживания в регионе. В этом смысле научной и практической новизной является то, что такие субъекты взаимодействия, как

& о

\ош2

-О ^ —

НКА и органы власти, обнаруживают свою востребованность в образовательном процессе и осуществляют новую для себя функцию. Так, например, образовательные организации совместно с национально-культурными автономиями разрабатывают и реализуют программы и проекты в области этнокультурного образования. До этого момента НКА не актуализировали свои потенциальные возможности участия в образовательной деятельности школ и вузов. Модернизация учебного процесса, ФГОС нового поколения, в том числе вузовского образования, обязывают педагогические коллективы 5 | ставить перед собой задачи сформировать у обучаю-

= 11 щихся набор общекультурных компетенций, способст-

<! вующих улучшению условий межнационального взаи-

модействия. В этих условиях возникла идея интеграции и привлечения к активному участию в процессе разработки программ учебных дисциплин представителей НКА, что позволяет максимально эффективно решать педагогические задачи и достигать целей образования за счет использования полного инструментария, обозначенного ФГОС нового поколения, в том числе интерактивных методов и форм работы в рамках занятий.

Приведем пример выстраивания пространства взаимодействия вузов - школ - НКА - местного сообщества в контексте Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы. Так, ключевую роль в развитии инфраструктуры этнообразователь-ного пространства играет сеть Центров этнокультурного образования (далее - ЦЭО). Региональная сеть создана на базе образовательных учреждений города и области, учреждений дополнительного и дошкольного образования. В настоящее время в сеть входят 37 ЦЭО из 13 муниципалитетов. Центры ориентированы на формирование комфортной образовательной

среды на базе образовательной организации для позитивного взаимодействия представителей различных этносов, распространения лучших педагогических практик в области этнокультурного образования. Деятельность центров направлена на концентрацию образовательных ресурсов, их инкорпорацию в региональную экономику. По сути, программы, проекты, реализуемые на базе ЦЭО, представляют своего рода образовательный форсайт и обеспечивают трансфер технологий, разработанных на интерактивных (в ряде случаев дуальных партнерских площадках), в региональную систему образования, а шире - в систему образования на уровне страны и зарубежья. Кроме того, ЦЭО выполняют роль своего рода переговорных площадок по проблемам межнационального и межкультурного взаимодействия. Надо сказать, что Центры этнокультурного образования являются для детей мигрантов, прибывших в школу, как правило, местом, где они могут чувствовать себя успешными, погрузившись в национальную культурно-языковую среду. И педагог, реализующий программу этнокультурного образования, является для них (как детей, так и родителей) проводником в новый социум, в микросреду школы.

Еще одним примером формирования пространства взаимодействия стала организация постоянно действующей лаборатории с участием ЦЭО «Проблема самореализации мигрантов в социокультурном пространстве Томской области». Встречи в таком формате расширяют сферу профессионального сотрудничества преподавателей вузов, школ, координаторов ЦЭО, представителей НКА и органов власти по вопросам адаптации и социализации мигрантов, предупреждения бытовой этнофобии и расизма. Так, по итогам одного из очередных заседаний лаборатории, подчиненной выработке решений по выстраиванию эффективного межведомст-

сь о

«ЭЙО т ™ о

ХО Ч"»£

венного взаимодействия власти - школ - вузов - НКА в области самореализации мигрантов, их органичного включения в образовательное пространство региона, вынесены следующие предложения: создать межведомственную рабочую группу по организации адаптационно-консультационного центра для мигрантов; рекомендовать региональным конкурсным комиссиям рассматривать тему социализации и обучения мигрантов русскому языку в качестве приоритетной в связи, новой Социально-экономической стратегией развития города «Томск 3.0», ориентированной на создание об-£ раза Томска как места комфортного для проживания,

= креативного и конкурентного; образовательным органи-

г зациям использовать потенциал национально-культур-

|§! ных автономий для разработки и реализации программ

1|Ц и проектов в области этнокультурного образования.

| * Приоритетным направлением Стратегии выступает

1 >| организация курсов повышения квалификации педагогу 1 гов, осуществляющих обучение детей мигрантов и реа-

2 £

^ §. лизующих программы с этнокультурным региональным

| й (национально-региональным) компонентом. Ежегодно

в подготовке программ по русскому языку как неродному и организации методических семинаров «Обучение русскому языку как неродному в контексте этнокультурного образования» деятельное участие принимают ведущие российские ученые в области миграционной педагогики, обучения русскому языку в поликультурной школе Московского института открытого образования, кафедры международного образования и интеграции детей мигрантов в школе.

Основными задачами, разворачивающимися в рамках данного направления, являются: овладение педагогами современными методиками преподавания русского языка как неродного; выстраивание содержания уроков русского языка в поликультурном разноуровне-

вом классе в свете ФГОС, освоение методик обучения детей мигрантов лексике, грамматике, чтению, письму и аудированию; умение разрабатывать сценарии занятий по русскому языку как неродному. В ходе семинаров педагоги прослушивают лекции, участвуют в тренингах, мастер-классах по разным аспектам преподавания русского языка в поликультурной школе, овладевают навыками работы с текстом на уроках русского языка в полиэтничном классе, учатся разрабатывать структуру и содержание занятий для школьников с разным уровнем владения русским языком.

По окончании цикла семинаров слушатели защищают авторские образовательные программы и методические разработки. Вот некоторые темы: «Изучение русского языка носителями тюркской культуры», «Лингвистическая и лингвокультурологическая специфика обучения русскому языку как неродному в поликультурном классе», «Обращение к культурологическим концептам на уроках русского языка по обучению детей мигрантов», «Использование текста-модели на уроках русского языка для детей мигрантов», «Методика работы с художественным текстом при обучении русскому языку детей мигрантов».

Таким образом, Стратегия формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области носит комплексный межотраслевой социально-культурный характер, ориентирована на решение общенациональных задач государства, связанных с обеспечением прав граждан на удовлетворение их этнокультурных, языковых и образовательных запросов.

Основные направления данной Стратегии предполагают взаимосвязанность этнокультурных, миграционных, экономических процессов в сибирском регионе и предусматривают согласованность усилий органов

исполнительной власти города Томска и Томской области, межведомственную координацию деятельности в сфере межэтнических отношений, укрепление духовной общности народов Томской области посредством создания единой безбарьерной этнообразовательной среды.

Библиография:

1. Горских О.В., Лыжина Н.П. Стратегия формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы. Томск: Региональный центр развития образования, 2015. 36 с.

2 . Покровская Е.М., Горских О.В., Раитина М.Ю., Лыжина Н.П. и др. Самореализация мигрантов: инструменты сольватации. Томск: Региональный центр развития образования, 2015. 142 с.

Olga Gorskikh,

Ph. D. in Pedagogy, Senior Researcher of Regional Educational Development Center; Associate Professor of Tomsk State University of Control Systems and Radio-electronics (Tomsk), gormnoj2004@mail.ru

Nadezhda Lyzhina,

Director of Regional Educational Development Center (Tomsk), lnp@education.tomsk.ru

Key priorities of 2015 - 2020 Strategy for Barrier Free Ethno-Cultural Cross-Ethnical Educational Environment Formation in Tomsk region -networking of higher educational institutions - schools - national & cultural autonomies - local community

The paper presents the ethno-cultural education system in Tomsk region, where a goal has been formulated and is being addressed successfully to involve the following entities into the project activities: general education institutions, higher education institutions, national and cultural autonomies (NCA), culture institutions, preschool institutions and institutions of further education for children as well as government authorities.

Keywords: ethno-cultural education, migrant adaptation, Tomsk region, Regional Education Development Center, barrier-free educational environment, national and cultural autonomy, xenophobia prevention, 2015-2020 Strategy for Barrier Free Ethno-Cultural Cross-Ethnic Educational Environment Formation in Tomsk region

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.