О льгаГорских, Надежда Лыжина
Осн овные направления Стратегии формирования безбарьерной этно культурной межэтнической образовательной среды в То мской области на 2015-2020 годы. Пространство вза и модействия вузов - школ - НКА - местного сообщества
Встатье представлена система этнокультурного образования в Томской области, где пост авлена и успешно решается задача по включению в проектные мероприятия данной направленности следующих субъектов: общеобразовательных организаций, вузов, национально-культурных автономий (НКА), учреждений культуры, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, органов власти.
Ключевые слова: этнокультурное образование, адаптация мигрантов, Томская область, Региональный центр развития образования, безбарьерная образовательная среда, национально-культурная автономия, профилактика ксенофобии, Стратегия формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы
Ольга Владимировна Горских,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ОГБУ «Региональный центр развития образования»; доцент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (Томск), gormnoj2004@mail.ru
Надежда Петровна Лыжина,
директор ОГБУ «Региональный центр развития образования» (Томск) lnp@education.tomsk.ru
Одним из стратегических направлений деятельности ОГБУ «Региональный центр развития образования» является формирование единого этнокультурного образовательного пространства на территории Томской области, установление сплоченности между представителями разных национальностей и вероисповеданий. В этом смысле ключевую роль в развитии позитивного межэтнического диалога играет проект «Развитие этнокультурного образования в Томской области», разработанный и координируемый Региональным центром развития образования. Можно утверждать, что на сегодняшний день в регионе сложилась система
устойчивого развития этнокультурного образования, опыт реализации основных направлений которой вызывает глубокий научно-практический, общественный интерес в России, странах ближнего зарубежья. Отметим, что впервые в отечественной образовательной практике поставлена задача по комплексному включению в проектные мероприятия данной направленности следующих субъектов: общеобразовательных организаций, вузов, национально-культурных автономий (НКА), учреждений культуры, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, органов власти. В свою очередь, это позволяет говорить о создании инновационной образовательной инфраструктуры, активно выстраивающейся в экономический сектор.
Представим уникальный опыт разворачивания этнокультурного образования в Томской области. Наша область - исторически полиэтничный регион, на территории которого проживает свыше 120 национальностей и народностей. В разное историческое время Сибирь оказывалась в эпицентре сложных миграционных процессов. Так, в конце 1990 - начале 2000-х гг. усилился приток мигрантов в сибирский регион из стран ближнего зарубежья, Азии и Кавказа. Данные обстоятельства обострили социальные проблемы, обозначили тенденции к распространению бытовой ксенофобии в принимающем сообществе. Это вызвало особую тревогу еще и потому, что уникальность Томска заключается в научно-образовательном потенциале: на небольшой территории сосредоточено шесть государственных университетов. Студенческая молодежь составляет 20% от общего количества городского населения, значительная часть которых прибыла из других регионов России и стран СНГ. Надо отметить, что даже такая положительная тенденция, как расширение образовательной деятельности университетов по привлечению ино-
& о
\ош2
£ О
« ° и
странных студентов в вузы города, в отдельных случаях привела к обострению межнациональных отношений в студенческом социуме. В последнее время и в микросреде школы наблюдаются случаи межнациональной нетерпимости. Введение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» не решило в полной мере эти проблемы, а в некоторых школах послужило вызовом для проверки уровня толерантности родительской общественности и учащихся.
Так, четко осознавая, что в перспективе проявления ксенофобных настроений, вызванных обозначенными ¡5 | выше проблемами, грозит этническим взрывом, Депар-
§ | тамент общего образования и ОГБУ «Региональный
2 центр развития образования» инициировали и разрабо-
тали областную межведомственную программу и стра-!|И тегию «Этнокультурное образование в Томской области | I на период 2010-2014 гг.», где особое внимание уделя-
я >| лось проблеме организации обучения и выстраивания
| | содержания образования в поликультурной школе.
£ | На тот период анализ социокультурной среды по-
| й зволил выделить ряд проблем в области этнокультур-
ного образования. Во-первых, содержание образования, как в школах, так и в вузах слабо ориентировано на удовлетворение запросов разных этносов, при обучении не учитываются национальные особенности и менталитет этнических общностей, проживающих в Томской области. Во-вторых, обозначилась проблема доступности качественного образования для представителей этнических меньшинств. Слабое владение детьми мигрантов русским языком, незнание культуры и обычаев принимающего населения приводит их к низким образовательным результатам, является существенным препятствием в сдаче ЕГЭ, вследствие чего происходит слабая интеграция в социум, выпускники ощущают себя маргиналами. Еще одной суще-
ственной проблемой стало отсутствие специально подготовленных педагогических кадров для работы со школьниками, слабо владеющими русским языком. В связи с этим определились основные задачи программы: создать нормативно-правовые, организационно-технические, научно-методические, информационные и финансовые условия для реализации политики этнокультурного образования в Томской области; обеспечить представителям разных национальностей, проживающим на территории Томской области, равные условия и возможности для социализации, профессионального образования и карьеры; сформировать эффективные механизмы взаимодействия между органами государственной власти, НКА, вузами, общественными объединениями, учреждениями образования и культуры для реализации приоритетных направлений этнокультурного образования; разработать и внедрить программы повышения квалификации педагогов по этнокультурному образованию; развить и расширить сеть центров этнокультурного образования.
За пять лет была проделана колоссальная работа, получившая освещение в серии научных публикаций, монографий, в многочисленных выступлениях на всероссийских и международных конференциях, семинарах, форумах. Вместе с тем совершенно очевидно, что данный проект не может быть просто отработан и завершен, напротив, он представляет собой сегодня магистральную линию в образовании. Кроме того, мировые политические события - войны, теракты, неконтролируемый поток мигрантов в Европе - становятся вызовом прежде всего для педагогического сообщества. Как вести себя преподавателю, как выстраивать учебные занятия, когда школьниками и студентами задаются многочисленные вопросы по данной проблеме? Подчас взрослому человеку, оказавшемуся в лавине инфор-
сь о
«ЭЙО т ™ о
ХО Ч"»£
мационного потока, сложно разобраться в ситуации, не говоря уже о молодом поколении.
Итак, представим основные направления Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы [1]. Данная Стратегия логически продолжает те направления, которые возникли как эффекты в предыдущей программе и Стратегии, и в то же время выступает ключевыми вызовами времени. Под безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной средой понимается та среда, которая позволяет представителям всех этносов, проживающих на территории г. Томска и Томской области, активно уча-г ствовать в социокультурной жизни региона, получать
|§! достойное образование, работу, вести полноценную !|И и насыщенную жизнь.
| | Как известно, термин безбарьерная среда обычно
¡? >| связывается с инклюзивным образованием и понима-
£ | ется как наличие пандусов и тротуаров с хорошим ров-
£ §• ным покрытием, достаточно широких дверей и других
го °
:б ь элементов внешней среды для людей с ограниченными
возможностями здоровья. Вместе с тем мы употребили этот термин в отношении этнокультурного образования и межэтнических связей. Как ни печально, но в современном сверхкоммуникационном мире возникли барьеры уже не ментальные, а реальные: закрываются границы, возводятся заграждения от «нелегальных» мигрантов, беженцев. Поэтому, на наш взгляд, именно формирование безбарьерной среды посредством образования и воспитания позволит гармонизировать обстановку, станет мобилизующим фактором противодействия ксенофобии, национальному и информационно-коммуникационному экстремизму.
Обозначим ключевые вызовы времени, которые стали основанием для формулировки магистральных
направлений Стратегии. Так, увеличение источников и средств информации, разнообразие их интерпретаций, в том числе в зависимости от ментальных, этнона-циональных картин мира, «размывают» пространство целей и жизненных ориентиров субъектов коммуникации. Вследствие этого в образовательном дискурсе необходимо создание инновационной методологии защиты личности от вредных коммуникативных воздействий, коррелирующей с нравственно-ценностными, духовными установками личности. Почему важно поддерживать данное направление Стратегии? В настоящее время лавина информации обрушивается на сознание молодого поколения, в такой ситуации легко манипулировать национальным самосознанием, внедрять поведенческие паттерны, стереотипы мышления, не согласуемые с ментальными культурными кодами человека и этноса в целом. Это особенно важно в работе с детьми-инофонами из семей мигрантов. Только образовательно-просветительские события, педагогически выверенные дискурсы позволят противостоять так называемой «культурологической инженерии», актуализируют потребности высшего порядка. Отметим, что расхождение культурных и поведенческих моделей мира для мигранта, оказавшегося в новой для него реальности, вполне закономерно. Вместе с тем мы говорим о том, что в случае успешной адаптации мигрантов в принимающем социуме, формируется поле общекультурных ценностей, как для самих мигрантов, так и для местного населения [2].
Другим значимым стратегическим направлением выступает выстраивание взаимодействия школ - вузов -НКА - местного сообщества как системообразующего фактора устойчивого комфортного проживания в регионе. В этом смысле научной и практической новизной является то, что такие субъекты взаимодействия, как
& о
\ош2
-О ^ —
НКА и органы власти, обнаруживают свою востребованность в образовательном процессе и осуществляют новую для себя функцию. Так, например, образовательные организации совместно с национально-культурными автономиями разрабатывают и реализуют программы и проекты в области этнокультурного образования. До этого момента НКА не актуализировали свои потенциальные возможности участия в образовательной деятельности школ и вузов. Модернизация учебного процесса, ФГОС нового поколения, в том числе вузовского образования, обязывают педагогические коллективы 5 | ставить перед собой задачи сформировать у обучаю-
= 11 щихся набор общекультурных компетенций, способст-
<! вующих улучшению условий межнационального взаи-
модействия. В этих условиях возникла идея интеграции и привлечения к активному участию в процессе разработки программ учебных дисциплин представителей НКА, что позволяет максимально эффективно решать педагогические задачи и достигать целей образования за счет использования полного инструментария, обозначенного ФГОС нового поколения, в том числе интерактивных методов и форм работы в рамках занятий.
Приведем пример выстраивания пространства взаимодействия вузов - школ - НКА - местного сообщества в контексте Стратегии формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы. Так, ключевую роль в развитии инфраструктуры этнообразователь-ного пространства играет сеть Центров этнокультурного образования (далее - ЦЭО). Региональная сеть создана на базе образовательных учреждений города и области, учреждений дополнительного и дошкольного образования. В настоящее время в сеть входят 37 ЦЭО из 13 муниципалитетов. Центры ориентированы на формирование комфортной образовательной
среды на базе образовательной организации для позитивного взаимодействия представителей различных этносов, распространения лучших педагогических практик в области этнокультурного образования. Деятельность центров направлена на концентрацию образовательных ресурсов, их инкорпорацию в региональную экономику. По сути, программы, проекты, реализуемые на базе ЦЭО, представляют своего рода образовательный форсайт и обеспечивают трансфер технологий, разработанных на интерактивных (в ряде случаев дуальных партнерских площадках), в региональную систему образования, а шире - в систему образования на уровне страны и зарубежья. Кроме того, ЦЭО выполняют роль своего рода переговорных площадок по проблемам межнационального и межкультурного взаимодействия. Надо сказать, что Центры этнокультурного образования являются для детей мигрантов, прибывших в школу, как правило, местом, где они могут чувствовать себя успешными, погрузившись в национальную культурно-языковую среду. И педагог, реализующий программу этнокультурного образования, является для них (как детей, так и родителей) проводником в новый социум, в микросреду школы.
Еще одним примером формирования пространства взаимодействия стала организация постоянно действующей лаборатории с участием ЦЭО «Проблема самореализации мигрантов в социокультурном пространстве Томской области». Встречи в таком формате расширяют сферу профессионального сотрудничества преподавателей вузов, школ, координаторов ЦЭО, представителей НКА и органов власти по вопросам адаптации и социализации мигрантов, предупреждения бытовой этнофобии и расизма. Так, по итогам одного из очередных заседаний лаборатории, подчиненной выработке решений по выстраиванию эффективного межведомст-
сь о
«ЭЙО т ™ о
ХО Ч"»£
венного взаимодействия власти - школ - вузов - НКА в области самореализации мигрантов, их органичного включения в образовательное пространство региона, вынесены следующие предложения: создать межведомственную рабочую группу по организации адаптационно-консультационного центра для мигрантов; рекомендовать региональным конкурсным комиссиям рассматривать тему социализации и обучения мигрантов русскому языку в качестве приоритетной в связи, новой Социально-экономической стратегией развития города «Томск 3.0», ориентированной на создание об-£ раза Томска как места комфортного для проживания,
= креативного и конкурентного; образовательным органи-
г зациям использовать потенциал национально-культур-
|§! ных автономий для разработки и реализации программ
1|Ц и проектов в области этнокультурного образования.
| * Приоритетным направлением Стратегии выступает
1 >| организация курсов повышения квалификации педагогу 1 гов, осуществляющих обучение детей мигрантов и реа-
2 £
^ §. лизующих программы с этнокультурным региональным
| й (национально-региональным) компонентом. Ежегодно
в подготовке программ по русскому языку как неродному и организации методических семинаров «Обучение русскому языку как неродному в контексте этнокультурного образования» деятельное участие принимают ведущие российские ученые в области миграционной педагогики, обучения русскому языку в поликультурной школе Московского института открытого образования, кафедры международного образования и интеграции детей мигрантов в школе.
Основными задачами, разворачивающимися в рамках данного направления, являются: овладение педагогами современными методиками преподавания русского языка как неродного; выстраивание содержания уроков русского языка в поликультурном разноуровне-
вом классе в свете ФГОС, освоение методик обучения детей мигрантов лексике, грамматике, чтению, письму и аудированию; умение разрабатывать сценарии занятий по русскому языку как неродному. В ходе семинаров педагоги прослушивают лекции, участвуют в тренингах, мастер-классах по разным аспектам преподавания русского языка в поликультурной школе, овладевают навыками работы с текстом на уроках русского языка в полиэтничном классе, учатся разрабатывать структуру и содержание занятий для школьников с разным уровнем владения русским языком.
По окончании цикла семинаров слушатели защищают авторские образовательные программы и методические разработки. Вот некоторые темы: «Изучение русского языка носителями тюркской культуры», «Лингвистическая и лингвокультурологическая специфика обучения русскому языку как неродному в поликультурном классе», «Обращение к культурологическим концептам на уроках русского языка по обучению детей мигрантов», «Использование текста-модели на уроках русского языка для детей мигрантов», «Методика работы с художественным текстом при обучении русскому языку детей мигрантов».
Таким образом, Стратегия формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области носит комплексный межотраслевой социально-культурный характер, ориентирована на решение общенациональных задач государства, связанных с обеспечением прав граждан на удовлетворение их этнокультурных, языковых и образовательных запросов.
Основные направления данной Стратегии предполагают взаимосвязанность этнокультурных, миграционных, экономических процессов в сибирском регионе и предусматривают согласованность усилий органов
исполнительной власти города Томска и Томской области, межведомственную координацию деятельности в сфере межэтнических отношений, укрепление духовной общности народов Томской области посредством создания единой безбарьерной этнообразовательной среды.
Библиография:
1. Горских О.В., Лыжина Н.П. Стратегия формирования безбарьерной этнокультурной межэтнической образовательной среды в Томской области на 2015-2020 годы. Томск: Региональный центр развития образования, 2015. 36 с.
2 . Покровская Е.М., Горских О.В., Раитина М.Ю., Лыжина Н.П. и др. Самореализация мигрантов: инструменты сольватации. Томск: Региональный центр развития образования, 2015. 142 с.
Olga Gorskikh,
Ph. D. in Pedagogy, Senior Researcher of Regional Educational Development Center; Associate Professor of Tomsk State University of Control Systems and Radio-electronics (Tomsk), gormnoj2004@mail.ru
Nadezhda Lyzhina,
Director of Regional Educational Development Center (Tomsk), lnp@education.tomsk.ru
Key priorities of 2015 - 2020 Strategy for Barrier Free Ethno-Cultural Cross-Ethnical Educational Environment Formation in Tomsk region -networking of higher educational institutions - schools - national & cultural autonomies - local community
The paper presents the ethno-cultural education system in Tomsk region, where a goal has been formulated and is being addressed successfully to involve the following entities into the project activities: general education institutions, higher education institutions, national and cultural autonomies (NCA), culture institutions, preschool institutions and institutions of further education for children as well as government authorities.
Keywords: ethno-cultural education, migrant adaptation, Tomsk region, Regional Education Development Center, barrier-free educational environment, national and cultural autonomy, xenophobia prevention, 2015-2020 Strategy for Barrier Free Ethno-Cultural Cross-Ethnic Educational Environment Formation in Tomsk region