Научная статья на тему 'Междисциплинарные подходы в обеспечении образовательного процесса в вузе: основные тенденции, цели, задачи'

Междисциплинарные подходы в обеспечении образовательного процесса в вузе: основные тенденции, цели, задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
562
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / КРОССКУЛЬТУРНОСТЬ / CROSSCULTURAL / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВУЗЕ / MULTICULTURAL INTERACTION / INTERDEISCIPLINARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровская Елена Михайловна, Раитина Маргарита Юрьевна, Горских Ольга Владимировна

Рассмотрены основные направления научно-образовательной деятельности кафедры философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в контексте методологии междисциплинарности, комплексности и компетентностного подхода. Авторы обращают внимание, что мероприятия интегрального взаимодействия обусловлены необходимостью выстраивания целенаправленной образовательной стратегии, формирования толерантных позитивных межэтнических отношений в обществе, и прежде всего в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покровская Елена Михайловна, Раитина Маргарита Юрьевна, Горских Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERDISCIPLINARY APPROACHES IN EDUCATIONAL PROCESS SUPPORT IN UNIVERSITIES: MAIN TENDENCIES, AIMS AND TASKS

The article considers main aspects of scientific educational activity of the philosophy and sociology chair of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics in the context of interdisciplinary approach, complexity and competence paradigm. Authors point, that integral interactive events are caused by the necessity of purposeful educational strategy formation, tolerance positive crosscultural relations’ forming in the society and first of all among youth.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарные подходы в обеспечении образовательного процесса в вузе: основные тенденции, цели, задачи»

Е. М. Покровская, М. Ю. Раитина, О. В. Горских. Междисциплинарные подходы в обеспечении...

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.147

Е. М. Покровская, М. Ю. Раитина, О. В. Горских

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОДХОДЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ

Рассмотрены основные направления научно-образовательной деятельности кафедры философии и социологии Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в контексте методологии междисциплинарности, комплексности и компетентностного подхода. Авторы обращают внимание, что мероприятия интегрального взаимодействия обусловлены необходимостью выстраивания целенаправленной образовательной стратегии, формирования толерантных позитивных межэтнических отношений в обществе, и прежде всего в молодежной среде.

Ключевые слова: междисциплинарность, образование, кросскультурность, муль-тикультурное взаимодействие в вузе.

Научно-методическая работа преподавательского корпуса кафедры философии и социологии (ФиС) Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) связана с разработкой междисциплинарных подходов в преподавании гуманитарных дисциплин в вузе и подчинена общей логике деятельности.

Магистральным направлением научно-образовательной деятельности кафедры является развитие и совершенствование применительно к учебному процессу междисциплинарного подхода, научного синтеза в дисциплинах базовой и вариативной части для большинства направлений подготовки ТУСУР, а также в общепрофессиональных и специальных дисциплинах для направления подготовки 040700.62 Организация работы с молодежью (ОРМ).

Набор учебных дисциплин указанного направления подготовки носит интегративный, междисциплинарный характер и требует обращения к комплексным исследованиям, формированию системного знания и разработки интегрированных курсов, активизации междисциплинарных связей.

Развитие общества диктует необходимость модернизации образования и, как следствие, изменения его ценностного содержания. Сегодня возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, ориентированных на творческую инициативу, конкурентоспособность, мобильность, свободное развитие. На этой основе необходимо формирование модели выпускника, обладающей системной целостностью качеств (компетенций) и вписанной в контекст быстро меняющегося, коммуникативного (информационного) общества.

Следует отметить, что в современном высшем образовании происходит трансформация представлений о компетенциях, формирующих выпускника; это во многом связано с реализацией ФГОС третьего поколения, ориентированного на компетентностный подход, который сегодня находится в духе тренда исследования прикладного аспекта образования применительно к запросам экономики и общества, конкретизирующим задачи образования, где когитарно-предметное содержание образования дополняется надпредметным содержанием.

Тенденции глобализации в современном образовательном пространстве обусловливают проблему необходимости междисциплинарной интеграции образовательных ресурсов и программ в российском образовании. «В условиях глобализации в связи с постановкой современных экологических, социально-этических, социобиологических проблем складывается новый тип современного видения науки, который приближает нас к идеалу единого универсального научного знания, синтезирующего естественнонаучные и гуманитарные методы познания» [1].

В рамках реализации междисциплинарных связей в образовательном процессе основной целью кафедры является обеспечение высокого качества учебного процесса по закрепленным за кафедрой дисциплинам соответствующего цикла образовательных программ и осуществление научных исследований, направленных на совершенствование системы профессионального образования и деятельности исследовательской работы.

Это связано с реализацией следующих задач:

- разработка и совершенствование научно-методического обеспечения учебного процесса, внедрение новых интерактивных образовательных технологий, методов обучения, формирующихся на стыке междисциплинарных исследований;

- развитие навыков общения в различных культурных ситуациях в соответствии с принципами толерантности, уважения к другим культурам и общечеловеческим ценностям. Данная задача отражена в наборе общекультурных компетенций ФГОС по различным направлениям подготовки [2, 3];

- привлечение к активному участию в образовательном процессе работодателей по профилю направлений подготовки.

Все дисциплины, находящиеся в компетенции кафедры, имеют комплексное учебно-методическое обеспечение: рабочие программы, учебные и учебно-методические пособия, видеолекции, презентации и другие материалы. Качество учебной деятельности кафедры определяется показателями высоких оценок аттестации выпускников по направлению подготовки ОРМ, положительной динамикой промежуточной (технология интернет-тестирования) и итоговой оценки знаний студентов всех направлений подготовки, изучающих дисциплины «Философия», «Социология», «Культурология», «Русский язык и культура речи», «Психология и педагогика», а также сохранением контингента учащихся, что является немаловажным фактором в условиях подушевого финансирования.

Важное направление научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры - это организация разноформатных образовательных событий: конференций, семинаров и форумов.

Статусы мероприятий, проведенных в 2013 г., следующие:

- кросскультурный форум с международным участием «Этнокультурная мозаика»;

- международная научно-практическая конференция «Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса» (секция);

- студенческий фестиваль национальных культур;

- научно-методический семинар на постоянной основе для аспирантов, соискателей и преподавателей;

- мероприятия просветительского и образовательного характера по популяризации национальных культур и традиций (публичные лекции, дискуссионные площадки, киноклубы, экскурсии по городу Томску, в том числе для инонациональных студентов).

Мероприятия интегрального взаимодействия, проводимые кафедрой, связаны с необходимостью выстраивания целенаправленной образовательной стратегии, формирования толерантных позитивных межэтнических отношений в обществе, и прежде всего в молодеж-

ной среде. Это обусловлено во многом тем, что Томск является многонациональной студенческой площадкой.

Рассмотрим подробнее три наиболее значимых научно-просветительских и образовательных мероприятия, репрезентирующих практику междисплинарности в формировании межэтнического взаимодействия: молодежный кросскультурный форум с международным участием «Этнокультурная мозаика», студенческий фестиваль национальных культур и научно-методический семинар для аспирантов, соискателей и преподавателей [4].

Так, на кафедре в течение ряда лет действует научно-методический семинар, по проблемам интегрального взаимодействия в сфере гуманитарного, естественнонаучного и технического знания в контексте междисциплинарного подхода в образовательном процессе. Основные цели и задачи семинара - это раскрытие и формулировка основных принципов интеграции и дифференциации современного научно-технического и научного знания, осмысление проблем междисциплинарности в сфере социогуманитарного знания в русле стратегии ком-петентностного подхода, определение дальнейших приоритетных направлений в разработке поставленной проблемы. Научная работа сотрудников кафедры ведется в плане заявленной тематики и охватывает следующий спектр основных обсуждаемых вопросов:

- методологические проблемы в междисциплинарных гуманитарных исследованиях;

- междисциплинарность и интегративность в образовательном процессе;

- приложение общеметодологических принципов к анализу научного знания в целом и к его отдельным отраслям (технологическое, историческое, образовательное и т. д.);

- философские образовательные проблемы интеграции фундаментального и технологического знания;

- выявление основных тенденций инженерно-технического образования XXI в.;

- проблемы мультикультурного взаимодействия в образовательном пространстве;

- средства формирования общекультурных и профессиональных компетенций в преподавании гуманитарных и социальных дисциплин.

На междисциплинарном круглом столе «Гуманитарные стратегии в условиях компе-тентностного подхода в образовании» были заявлены и обсуждались следующие доклады:

- «Мультикультурализм как средство формирования межкультурных компетенций в образовании» (Т. И. Суслова);

- «Личностный потенциал студентов в инновационно-предпринимательской деятельности» (Е. М. Покровская, Л. В. Смольникова, Д. В. Озеркин);

- «Основные проблемы высшего технического образования с точки зрения многоуровневой системной методологии» (А. Д. Московченко);

- «Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Философия» в контексте компе-тентностного подхода» (М. Ю. Раитина);

- «Создание условий для комфортного межнационального взаимодействия путем формирования общекультурных компетенций в курсе „Культурология"» (А. В. Савченко, Е. М. Покровская, Н. В. Ярош) [5].

Обобщающая оценка проведенных мероприятий.

В ходе дискуссий подчеркнута плодотворность обсуждения актуальных социокультурных проблем в современном мире, обозначена важность дальнейшей модернизации проведения мастер-классов и интернет-занятий в рамках специальности ОРМ и дисциплин, обеспечиваемых кафедрой для всех специальностей и направлений подготовки. Отмечено совершенствование содержательного наполнения УМК дисциплин с учетом междисциплинарного и компетентностного подходов. Были сделаны выводы о значимости междисциплинарных исследований, применения методологии комплексности в социогуманитарном знании.

Другим знаковым событием, представляющим практику междисплинарности в образовательном процессе, является молодежный кросскультурный форум с международным участием «Этнокультурная мозаика», инициированный гуманитарным факультетом. Партнерами в проведении данного мероприятия выступили департамент общего образования Томской области, ОГБУ «Региональный центр развития образования», Комитет по местному самоуправлению администрации города Томска, НПЦ «Холокост» (Москва), Российский Клуб национальностей при Общественной палате РФ.

В мероприятиях форума приняли участие свыше 400 делегатов: преподаватели школ и вузов, учащиеся, студенческая молодежь, представители национально-культурных объединений и центров, представители органов власти.

Организация форума подчинена логике целенаправленного формирования модели комфортного межэтнического взаимодействия в культурно-образовательном пространстве вузов Томска. Сегодня в ТУСУРе обучается более 30 % иноэтничных студентов. Вместе с тем, по данным социологических опросов, выявлено, что иноэтничные студенты, прибывающие в Томск, часто испытывают затруднение в обучении, общении со студенческим сообществом и преподавателями не только в процессе учебных занятий, но и во внеучебной жизни. Студенты-инофоны образуют национальные анклавы и, как следствие, слабо интегрируются в социокультурное пространство вуза, а шире - города, что неизбежно приводит к неуспешности, они ощущают себя маргиналами. Поэтому основная цель форума - конструктивное обсуждение актуальных вопросов в области межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном регионе: развитие интереса к культуре разных народов, установление национальной сплоченности, формирование установок толерантного сознания в молодежной среде [6].

Мероприятия форума разворачивались на одиннадцати образовательных площадках города и включали следующие формы работы: пленарное заседание, лекции, проектный марафон, работа творческих лабораторий, мастер-классы, коммуникативные тренинги для молодежи, дискуссионный клуб по вопросам преодоления ксенофобии и гармонизации межнациональных отношений, турнир по национальным спортивным играм, видеомост с представителями регионов России по вопросам межнационального согласия, семинар для преподавателей школ и вузов по теме Холокоста, мастер-классы на площадках центров этнокультурного образования, круглые столы, концертная программа с участием представителей национально-культурных автономий и студентов ТУСУР.

Впервые форум объединил представителей высшего руководства всех вузов города по проблемам межнационального взаимодействия в студенческой среде на заседании круглого стола «Университетская инфраструктура г. Томска - ресурс эффективного межкультурного взаимодействия». Главным результатом встречи стало принятие решений по координации деятельности НКА и вузов для удовлетворения насущных этнокультурных и этнообразова-тельных запросов студенческой молодежи с целью повышения качества образования, социализации и карьеры, а также создания на базе кафедры философии и социологии гуманитарного факультета межвузовского образовательного центра взаимодействия высших учебных заведений с национально-культурными автономиями.

Знаковым мероприятием стал проектный марафон, который объединил студенческие и школьные проектные замыслы по проблемам толерантности и межнационального согласия. Руководителями и экспертами проектных лабораторий выступали преподаватели ТУСУРа, ТГУ, ТПУ, ТГПУ, а также представители органов власти, бизнес-сообщества, ОГБУ РЦРО, национально-культурных автономий. Всего представлено свыше 100 образовательных, культурно-досуговых, этносоциальных, медиа- и коммуникационных проектов, направленных на распространение идей межэтнической толерантности народов.

Живой интерес у молодежной аудитории вызвала тема дискуссионного клуба по вопросам преодоления ксенофобии и гармонизации межнациональных отношений, заседание которого проводил сопредседатель НПЦ «Холокост», профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) И. А. Альтман. Обсуждение темы межнационального согласия происходило также на площадке Российско-немецкого дома, где состоялся видеомост участников форума с представителями молодежных объединений из Томска, Хакассии, Горного Алтая и Москвы. В режиме online они смогли обсудить вопросы, волнующие школьников и студентов. Экспертом на данной встрече выступил доктор экономических наук, профессор, член Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ, член Российского Клуба национальностей при Общественной палате РФ А. Б. Паска-чёв, а также А. Н. Худолеев, ответственный секретарь Российского Клуба национальностей при Общественной палате РФ.

Подведение итогов форума состоялось на круглом столе, модераторами которого являлись директор ОГБУ «Региональный центр развития образования» Н. П. Лыжина и декан гуманитарного факультета ТУСУРа Т. И. Суслова. Заседание было подчинено выработке совместных механизмов взаимодействия школы и вуза по вопросам этнокультурного образования.

Проведение форума вызвало огромный общественный резонанс, так как впервые объединило представителей всех шести вузов города, школ, национально-культурных объединений и центров. Все мероприятия освещались в многочисленных телерепортажах, интервью на радио, публикациях в соцсетях, выступлениях на конференциях и научных статьях.

В рамках кросскультурного форума возник замысел проведения студенческого фестиваля национальных культур, ответственными организаторами которого выступили студенты кафедры, обучающиеся по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» (координатор проекта - аспирант кафедры философии и социологии ТУСУРа О. М. Богайчук). В фестивале приняли участие представители национально-культурных автономий Томской области. Отметим, что погружение в культуры разных этносов происходило через сопричастие к их национальным традициям. Культуртрегеры национальных диаспор устраивали интерактивные этнические игры, мастер-классы по обучению национальному пению, другим видам искусств, передвижные выставки и рассказывали о своих культурах.

Данное мультикультурное событие особенно востребовано сегодня в условиях расширения образовательного пространства, увеличения студенческой мобильности.

В заключение обозначим эффекты от проведения вышеописанных образовательных событий:

- сформированы механизмы взаимодействия национально-культурных автономий с вузами города: Координационный совет, проектные, творческие группы по проведению мероприятий;

- создан межвузовский образовательный центр взаимодействия высших учебных заведений с национально-культурными автономиями на базе гуманитарного факультета ТУСУРа;

- поддержан и реализован муниципальный грант «Организация взаимодействия национально-культурных автономий с вузами города Томска для формирования межэтнической толерантности в сибирском регионе», разработанный кафедрой философии и социологии ТУСУРа совместно с НКА таджиков г. Томска;

- полученные результаты и сформированные механизмы взаимодействия национально-культурных автономий с вузами города способствуют адаптации инонациональных студен-

тов, их интеграции в молодежную среду вузов Томска, а также привлечению иностранных студентов. По результатам социологического опроса позволили привлечь не менее 25 % абитуриентов на факультеты ТУСУРа;

- организованные мероприятия информационного, образовательно-просветительского характера стали прецедентами в социокультурном пространстве региона.

Таким образом, научные разработки по общепрофессиональным и специальным дисциплинам для направления подготовки 040700.62 «Организация работы с молодежью» обеспечивают существенное повышение качества образования на гуманитарном факультете ТУСУРа. Междисциплинарный характер научно-исследовательской и научно-методической работы кафедры в современной образовательной парадигме направлен на решение инновационных задач интеграции образовательной, научной и практикоориентированной составляющих в контексте компетентностного подхода.

Список литературы

1. Суслова Т. И. Интеграция наук о человеке в условиях глобализации // Сборник «Глобалистика-2013». М., 2013. C. 147153.

2. Буденкова В. Е., Савельева Е. Н. Инновационно-образовательная программа «Формирование профессиональных, личностных и общекультурных компетенций средствами культурологических дисциплин - студент 21 века» как опыт реализации междисциплинарного подхода в учебном процессе в классическом университете // Вестн. Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2008. № 3 (4). С. 123-128.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС), утвержденные и введенные с 01.01.2010 года. [Официальный информационный портал университета]. URL: http://www. tusur.ru/ru/education/specialities/standarts.html (дата обращения: 25.12.2013).

4. Доманский В. А., Горских О. В. Внутрикультурный диалог: теоретическое обоснование и организация учебных дискурсов в процессе изучения словесности // Педагогический журнал. 2012. № 1. С. 9-21.

5. Международная научно-методическая конференция «Современное образование: новые методы и технологии в организации образовательного процесса». 31 января - 1 февраля 2013 года. Томск: ТУСУР, 2013. 305 с.

6. Покровская Е. М., Ярош Н. В., Суслова Т. И., Горских О. В., Савченко А. В. Исследование отношения студентов к межнациональному взаимодействию в контексте вузовского образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. [Сайт электронного журнала «Современные проблемы науки и образования»]. URL: http://www.science-education.ru/109-9350 (дата обращения: 25.12.2013).

Покровская Е. М., кандидат философских наук, доцент.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

Пр. Ленина, 40, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]

Раитина М. Ю., кандидат философских наук, доцент.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

Пр. Ленина, 40, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]

Горских О. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

Пр. Ленина, 40, Томск, Россия, 634050. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 26.12.2013.

E. M. Pokrovskaya, M. Yu. Raitina, O. V. Gorskikh

INTERDISCIPLINARY APPROACHES IN EDUCATIONAL PROCESS SUPPORT IN UNIVERSITIES: MAIN

TENDENCIES, AIMS AND TASKS

The article considers main aspects of scientific educational activity of the philosophy and sociology chair of Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics in the context of interdisciplinary approach, complexity and competence paradigm. Authors point, that integral interactive events are caused by the necessity of purposeful educational strategy formation, tolerance positive crosscultural relations' forming in the society and first of all among youth.

Key words: interdeisciplinary, education, crosscultural, multicultural interaction.

References

1. Suslova T. I . Sciences of man integration in the globalization context. Proceedings of the International Congress "Globalistics-2013". Moscow, 2013, pp. 147-153 (in Russian).

2. Budenkova V. E., Savelieva E. N. Innovative educational program "Professional, individual and cultural competence formation by means of culture studies - student 21st century' as an experience of interdisciplinary approach use in the educational process of university. Tomsk State University Bulletin. Philosophy. Sociology. Political science, 2008, vol. 3 (4), pp. 123-128 (in Russian).

3. Federal State Educational Standards of High Professional Education, validated and introduced in 01.01.2010. URL: http://www.tusur.ru/ru/education/ documents/federal/gos/index.html (in Russian).

4. Domanskiy V. A., Gorskikh O. V. Discourse practices in the process of intracultural dialogue organization. Pedagogical Journal. Moscow, Analitika Rodis Publ., 2012, no. 1, pp. 9-21 (in Russian).

5. Proceedings of International conference "Modern education: new methods and technologies in organization educational process". Tomsk, TUSUR Publ., 2013. 305 p. (in Russian).

6. Pokrovskaya E. M., Yarosh N. V., Suslova T. I., Gorskikh O. V., Savhcenko A. V. The research of students' attitude to intercultural interaction in the context of university education. Modern problems of science and education, 2013, no. 3. URL: http://www.science-education.ru/109-9350 (in Russian).

Pokrovskaya E. M.

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics.

Pr. Lenina, 40, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

Raitina M. Yu.

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics.

Pr. Lenina, 40, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

Gorskikh O. V.

Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pr. Lenina, 40, Tomsk, Russia, 634050. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.