Научная статья на тему 'Внедрение практики междисциплинарной конвергенции в образовательном пространстве университета'

Внедрение практики междисциплинарной конвергенции в образовательном пространстве университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / TRANSDISCIPLINARITY / INTERDISCIPLINARITY / INTERCULTURAL COMPETENCE / MOTIVATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покровская Елена Михайловна, Раитина Маргарита Юрьевна, Суслова Татьяна Ивановна

Рассматриваются основные направления междисциплинарной конвергенции формирования компетенций в научно-образовательных проектах университета. В логике потребностей и интересов современного информационного общества должен быть сформирован компетентностный профиль выпускника технического вуза. Методологическим основанием внедрения междисциплинарности является личностно ориентированный подход с учетом компетентностной модели выпускника. Рассмотрены особенности внедрения междисциплинарного механизма формирования компетенций в научно-образовательных проектах гуманитарного факультета (ГФ) ТУСУРа. А именно формирование межкультурной компетентности выпускника вуза и изучение мотивационного потенциала студентов ТУСУРа в процессе обучения. Практическая значимость работы заключается в том, что востребованность современного специалиста зависит от степени развития его культурного самосознания и способности к успешному взаимодействию с представителями других культур. Выделены внутренние, личностные факторы, мешающие обучению и побуждающие к обучению. Инициированные и разработанные социально-образовательные проекты гуманитарного факультета как координатора практики междисциплинарной конвергенции направлены на создание атмосферы толерантности и межнационального согласия в регионе. Авторы делают вывод, что междисциплинарный образовательный результат выходит за пределы гуманитарного направления дисциплин, тем самым указывая на качественные тенденции подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Покровская Елена Михайловна, Раитина Маргарита Юрьевна, Суслова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interdisciplinary convergence in the University educational environment

In the logic of the needs and interests of the modern information society, a competence profile of a technical university graduate should be formed. The authors consider the main directions of interdisciplinary convergence of competences in the scientific and educational projects of the university. The methodological basis for this is the interdisciplinary, comprehensive and competency-based approaches, practical usefulness principles focusing on personality. The article considers specific features of introduction of interdisciplinary mechanism of competences’ formation in the scientific and educational projects of the Human Science faculty of TUSUR, such as, the formation of graduates’ intercultural competence and the study of TUSUR students’ motivation potential in the learning process. The practical significance of the work lies in the fact that the relevance of a modern specialist depends on the degree of development of the cultural identity and ability to successfully interact with representatives of other cultures, as well as internal, personal factors that interfere with learning and encouraging learning are defined. Initiated and developed the socio-educational projects of the Human Science faculty of TUSUR as a coordinator for the interdisciplinary convergence of practices aimed at creating an atmosphere of tolerance and interethnic harmony in the region. The authors conclude that interdisciplinary educational effect goes beyond the cycle of human science disciplines, allowing us to talk about qualitative changes in training.

Текст научной работы на тему «Внедрение практики междисциплинарной конвергенции в образовательном пространстве университета»

234

СООБЩЕНИЯ

УДК 141.2; 304.2

Е.М. Покровская, М.Ю. Раитина, Т.И. Суслова

Внедрение практики междисциплинарной конвергенции в образовательном пространстве университета

Рассматриваются основные направления междисциплинарной конвергенции формирования компетенций в научно-образовательных проектах университета. В логике потребностей и интересов современного информационного общества должен быть сформирован компетентностный профиль выпускника технического вуза. Методологическим основанием внедрения междисциплинарности является личностно ориентированный подход с учетом компетентностной модели выпускника. Рассмотрены особенности внедрения междисциплинарного механизма формирования компетенций в научно-образовательных проектах гуманитарного факультета (ГФ) ТУСУРа. А именно формирование межкультурной компетентности выпускника вуза и изучение мотивационно-го потенциала студентов ТУСУРа в процессе обучения. Практическая значимость работы заключается в том, что востребованность современного специалиста зависит от степени развития его культурного самосознания и способности к успешному взаимодействию с представителями других культур. Выделены внутренние, личностные факторы, мешающие обучению и побуждающие к обучению. Инициированные и разработанные социально-образовательные проекты гуманитарного факультета как координатора практики междисциплинарной конвергенции направлены на создание атмосферы толерантности и межнационального согласия в регионе. Авторы делают вывод, что междисциплинарный образовательный результат выходит за пределы гуманитарного направления дисциплин, тем самым указывая на качественные тенденции подготовки. Ключевые слова: междисциплинарность, межкультурная компетентность, мотивационный потенциал. ао1: 10.21293/1818-0442-2017-20-3-234-237

Постановка задачи

Сегодня компетентностный профиль выпускника технического вуза (ТУСУР) должен быть сформирован в логике потребностей и интересов современного информационного (коммуникативного) общества. Важной составляющей здесь представляется продуктивная реализация личностной и социальной траекторий, во многом это связано с реализацией федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), ориентированного на компетент-ностный подход, который сегодня является трендом исследования прикладного аспекта образования применительно к запросам экономики и общества. По мнению Р.В. Мещерякова, З.И. Резановой, А.С. Романова, «тенденция к междисциплинарной интеграции как одна из наиболее значительных в развитии современной науки стимулируется необходимостью решения проблем, возникающих в пределах проблемных зон развития теории и методологии конкретных наук и в связи с разрешением прикладных задач, имеющих междисциплинарный характер» [1. С. 24].

Научная проблема, заявленная в работе, направлена на решение базовых задач университета, направленных на увеличение воздействия вуза на экономическое и социальное развитие региона на основе внедрения в том числе междисциплинарного подхода, и необходимость выстраивания целенаправленной образовательной стратегии. Достижение поставленных целей и задач предполагает гармоничную интеграцию классических и инновационных тенденций и технологий в образовательное пространство вуза.

Теория и методы

В работе представлены основные направления

междисциплинарной конвергенции формирования

компетенций в научно-образовательных проектах университета, где особое внимание уделялось таким направлениям, как:

- совершенствование внедрения в образовательный процесс методологических подходов к формированию компетенций на основе междисциплинарного научного синтеза в условиях инновационной экономики;

- организация и проведение научно-просветительских и образовательных мероприятий интегрального взаимодействия, репрезентирующих практику междисплинарности;

- применение технологий междисциплинарных исследований в научно-образовательной деятельности кафедры в рамках прикладных исследований и научно-образовательных проектов.

Необходимость соответствия таким требованиям приводит к пониманию расширения образовательного тезауруса молодого специалиста. Глобали-зационные процессы в современном образовании обусловливают необходимость взаимной интеграции образовательных программ. Так, в условиях глобализации на основе обозначившихся экологических, социально-этических, социобиологических проблем формируется новое, современное видение науки, приближающее нас к идеалу единого универсального научного знания, синтезирующего естественнонаучные и гуманитарные методы познания. Поэтому в условиях нарастающего потока информации и появления сложных трансдисциплинарных комплексов знаний становится актуальным поиск современных подходов к институту образования.

Следовательно, для осуществления эффективной профессиональной деятельности более важными являются не разрозненные знания и умения, а

обобщенные, позволяющие выйти за рамки своего предметного поля. Но компетентностная модель, представленная на различных факультетах ТУСУРа, нацелена, главным образом, на углубленную специализацию в рамках направления подготовки. Такая тенденция может ограничивать возможности сотрудничества в инновационных проектах и отраслях, ориентированных на постоянное междисциплинарное взаимодействие, поскольку приводит к нивелированию гуманитарной составляющей, включенной в системную методологию формирования профессиональных качеств студента. В этом случае введение гуманитарных дисциплин играет роль интегрирующего фактора при формировании междисциплинарной образовательной среды.

Основной целью образования является обеспечение высокого качества учебного процесса по образовательным программам и осуществление научных исследований, направленных на совершенствование системы профессионального образования и деятельности исследовательской работы.

Это связано с реализацией следующих задач:

- разработка и совершенствование научно -методического обеспечения учебного процесса, внедрение новых интерактивных образовательных технологий, методов обучения, формирующихся на стыке междисциплинарных исследований;

- привлечение к активному участию в образовательном процессе работодателей по профилю направлений подготовки;

- интеграция теоретических знаний и практической подготовки, развитие научных исследований; организация исследовательской деятельности обучающихся, интегрирующей научную, учебную и профессиональную направленность.

Методологическим основанием служат «.междисциплинарный, комплексный и компетентност-ный подходы, а также принципы практической полезности и ориентации на личность» [2].

Научно-методическая деятельность кафедр гуманитарного факультета (ГФ) в прикладном аспекте решает задачи по модернизации социогуманитарной среды вуза. Магистральным направлением научно-образовательной деятельности кафедры философии и социологии (ФиС) ТУСУРа является междисциплинарный синтез подходов, используемых при подготовке студентов, в дисциплинах базовой и вариативной части для большинства направлений подготовки ТУСУРа.

Направление подготовки университета носит интегративный, междисциплинарный характер и требует обращения к комплексным исследованиям, формированию системного знания и разработки интегрированных курсов, активизации междисциплинарных связей.

Как справедливо отмечают А. А. Шелупанов и Р.В. Мещеряков, «принятие новых федеральных образовательных стандартов третьего поколения ФГОС ВПО 3 и работа над ФГОС ВО 3+ требует от преподавателя и выпускника планомерной работы

над получением компетенций в рамках образовательных стандартов бакалавров, специалистов и магистров» [3. С. 139].

Применение технологий междисциплинарного синтеза активно реализуется в рамках прикладных исследований научно-образовательных проектов, проводимых на ГФ. Данный опыт экстраполируется в образовательную среду университета на всех факультетах ТУСУРа.

Методологическим основанием внедрения меж-дисциплинарности является личностно ориентированный подход с учетом компетентностной модели выпускника, где междисциплинарные связи являются фактически прикладным аспектом интеграционных процессов, происходящих в образовательном пространстве для проектирования учебного процесса, поскольку «формирование компетенций во всех ФГОСах может осуществляться не одной, а несколькими дисциплинами рабочего учебного плана (РУП) основной образовательной программы (ООП). Междисциплинарный синтез знаний, умений и навыков обучающихся является также необходимым в связи с тем, что бакалаврские программы всех направлений подготовки становятся более практико-ориентированными при общем снижении количества часов на лекционные курсы» [4].

Результаты

«Стратегия непрерывного профессионального развития включает, прежде всего, базисное профессиональное образование для получения знаний, умений, а также обучение профессиональным навыкам, удовлетворяющим компетенциям, заявленным в федеральных государственных образовательных стандартах» [3. С. 147].

В рамках системной работы на кафедре ФиС реализуется междисциплинарное исследование, связанное с анализом условий формирования межкультурной компетентности выпускника по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» (ОРМ), разработан и апробирован образовательный модуль для учебной дисциплины, способствующий формированию межкультурной компетентности, подготовлены методические рекомендации и практические задания. Понятие «межкультурная компетентность» - междисциплинарное, выступает объектом исследования различных наук.

Актуальность исследования обусловлена тем, что межкультурная компетентность является одним из ключевых компонентов современной подготовки студента любого университета, заложенных в основных образовательных документах ФГОС.

По мнению исследователя А.П. Садохина, «предлагаемый методологический подход исследования базируется на междисциплинарном опыте философского, культурологического, социологического, психологического и исторического анализа диалога культур. Данное основание делает компетент-ностный подход высокопродуктивным, так как позволяет выявить структурные, содержательные и функциональные компоненты межкультурного взаимодействия» [5].

236

СООБЩЕНИЯ

В рамках деятельности НОЦ ГФ под руководством директора доц. каф. ФиС Е.М. Покровской было проведено междисциплинарное исследование, связанное с изучением мотивационного потенциала студентов ТУСУРа, основанное на необходимости определения взвешенной политики мотивирования студентов к лучшей успеваемости, а следовательно, лучшей подготовленности к будущей профессиональной деятельности на основе сформированного портфеля компетенций.

Анализ результатов анкетного опроса позволил нам достаточно четко оценить представления студентов о таком понятии, как межкультурная компетентность, которое мы сформулировали ранее: межкультурная компетентность рассматривается как способность личности, базирующаяся на специальных знаниях, умениях и навыках, а также личностных установках и стратегиях, с помощью которой возможно успешное осуществление профессионального общения с представителями других культур.

Следует отметить, что немалая доля респондентов закладывает в понятие следующие базовые элементы: культурный релятивизм, самореализацию, рефлексию, престиж, образование, психологический элемент, тем самым упуская такие важные элементы, как знания на основе собственного опыта, анализ, этнокультурный фон, умение вступить в диалог, мотивация.

Очевидно, что проблема изучения мотивацион-ной сферы студентов актуальна на любом факультете, поскольку одной из важнейших задач обучения является формирование компетентностного профиля студента, его профессиональное становление.

Авторы определяют мотивационный потенциал как наличие потребности, интереса, положительного отношения к осуществляемой деятельности. В рамках исследования мотивационный потенциал студентов был рассчитан с опорой на формулу метода Хэкмана-Олдхэма применительно к процессу обучения [6].

На основе полученных результатов опроса были проанализированы ответы респондентов, построены гистограммы и рассчитан интегральный мотиваци-онный потенциал студентов - как существующий, так и нераскрытый. Интегральный мотивационный потенциал (ИМП) является показателем коллектива обучающихся, характеризует общий уровень данного набора студентов и дает возможность обобщить показатели выборки. Расчет ИМП поможет увидеть, на каких курсах происходит падение мотивации у студентов, и предпринимать меры коррекции, а также построения эффективной политики вуза в отношении мотивирования студентов.

Исследование выявило, что в большинстве, студенты, согласно Х-теории Макгрегора, изначально ленивы и будут стараться избегать активной деятельности, и без системы поощрений будут, как обычно, пассивны, а также стараться избегать лишней ответственности.

Выделяя внутренние, личностные факторы, мешающие обучению, помимо приведенной в пер-

вом вопросе лени, респонденты выделяли такие факторы, как невнимательность, неумение выделять главное, незаинтересованность в учебе.

Из личностных черт, побуждающих к обучению, были отмечены такие, как усидчивость, терпение, ответственность, добросовестное отношение к учебе, интерес к будущей профессии. Это показывает, на какие стороны личности студента нужно обращать внимание, ведь стимулировать мотивацию в этом случае гораздо легче, чем в случае преобладания негативных, мешающих факторов, т. к. сами студенты будут стремиться к лучшему выполнению своих обязанностей.

Вопросы о внешних факторах влияния на желание к обучению вызвали такие ответы, как материальная помощь, интересные формы обучения (игры, мастер-классы, дебаты), интересный преподаватель, удобные, уютные аудитории, вкусная еда в столовой, военкомат. Согласно теории Герцберга [7] эти факторы являются факторами мотивации, т.е. мотивирующими к работе потребностями в росте, в развитии, и предупреждают опоздания, прогулы.

Внешние же факторы, препятствующие желанию учиться, такие как громкий голос преподавателя в соседней аудитории, тихий голос своего преподавателя, неудобные места для сидения, хорошая погода за окном, неудобное расписание, удаленность места учебы от места проживания, являются факторами антимотивации, т. е. препятствующими повышению интереса студента к обучению.

Таким образом, можно говорить о том, что мотивация студентов, находящаяся на среднем уровне, не является достаточным условием для высокой студенческой активности в процессе обучения, для увеличения активности необходимо повышать и мотивацию. Необходимо обращать внимание на внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на рост или падение мотивации и стремиться изменить мотивацию студентов в положительную сторону, в сторону увеличения.

Заключение

В заключение обозначим эффекты от научно-методических проектов и образовательных событий гуманитарного факультета как координатора практики междисциплинарной конвергенции:

— расширение количества научных проектов, практико-ориентированных исследований, осуществленных в рамках НМР ГФ ТУСУРа, позволило сформулировать ряд рекомендаций для экстраполяции данного опыта в образовательную среду всех факультетов ТУСУРа;

— на базе кафедры ФиС гуманитарного факультета ТУСУРа создан межвузовский образовательный центр взаимодействия высших учебных заведений с национально-культурными автономиями;

— сформированы механизмы взаимодействия национально-культурных автономий с вузами города: координационный совет, проектные, творческие группы по проведению мероприятий; в том числе по привлечению абитуриентов;

— инициированные и разработанные социально-образовательные проекты направлены на создание атмосферы толерантности и межнационального согласия в регионе;

— организованные мероприятия информационного, образовательно-просветительского характера стали прецедентами в социокультурном пространстве региона;

— междисциплинарный образовательный эффект выходит за рамки цикла гуманитарных дисциплин, позволяя говорить о качественных изменениях в подготовке специалистов.

Междисциплинарный характер научно-исследовательской и научно-методической работы кафедры в современной образовательной парадигме направлен на решение инновационных задач интеграции образовательной, научной и практико-ориентирован-ной составляющих в контексте компетентностного подхода.

Литература

1. Резанова З.И. Задачи авторской атрибуции текста в аспекте гендерной принадлежности (к проблеме междисциплинарного взаимодействия лингвистики и информатики) / З.И. Резанова, А.С. Романов, Р.В. Мещеряков // Вестник Том. гос. ун-та. - 2013. - № 370. - С. 24-28.

2. Буденкова В.Е. Инновационно-образовательная программа «Формирование профессиональных, личностных и общекультурных компетенций средствами культурологических дисциплин - студент 21 века» как опыт реализации междисциплинарного подхода в учебном процессе в классическом университете / В.Е. Буденкова, Е.Н. Савельева // Вестник Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2008. - № 3 (4). - С. 123-128.

3. Мещеряков Р.В. Концептуальные вопросы информационной безопасности региона и подготовки кадров / Р.В. Мещеряков, А.А. Шелупанов // Труды СПИИРАН. -2014. - Вып. 34. - C. 136-159.

4. Попова Н. В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза (на примере дисциплины «Иностранный язык»): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2011. - 50 с.

5. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования: дис. ... д-ра культ. наук. - М., 2009. - 342 с.

6. Hackman J. Richard and Oldham Greg R. Motivation Through the Design of Work: Test of a Theory // Organizational Behavior and Human Performance. - 1976. - Vol. 16. -Р. 250-279.

7. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 665 c.

Покровская Елена Михайловна

Канд. филос. наук, доцент,

зав. каф. иностранных языков (ИЯ) ТУСУРа

Тел.: +7 (382-2) 70-15-21

Эл. почта: pemod@yandex.ru

Раитина Маргарита Юрьевна

Канд. филос. наук, доцент

каф. философии и социологии (ФиС) ТУСУРа

Тел.: +7 (382-2) 70-17-33

Эл. почта: raitina@mail.ru

Суслова Татьяна Ивановна

Д-р филос. наук, профессор, зав. каф. ФиС ТУСУРа Тел.: +7 (382-2) 70-17-33 Эл. почта: tis1@main.tusur. ги

Pokrovskaya E.M., Raitina M.Yu., Suslova T.I. Interdisciplinary convergence in the University educational environment

In the logic of the needs and interests of the modern information society, a competence profile of a technical university graduate should be formed. The authors consider the main directions of interdisciplinary convergence of competences in the scientific and educational projects of the university. The methodological basis for this is the interdisciplinary, comprehensive and competency-based approaches, practical usefulness principles focusing on personality. The article considers specific features of introduction of interdisciplinary mechanism of competences' formation in the scientific and educational projects of the Human Science faculty of TUSUR, such as, the formation of graduates' intercultural competence and the study of TUSUR students' motivation potential in the learning process. The practical significance of the work lies in the fact that the relevance of a modern specialist depends on the degree of development of the cultural identity and ability to successfully interact with representatives of other cultures, as well as internal, personal factors that interfere with learning and encouraging learning are defined. Initiated and developed the socio-educational projects of the Human Science faculty of TUSUR as a coordinator for the interdisciplinary convergence of practices aimed at creating an atmosphere of tolerance and interethnic harmony in the region. The authors conclude that interdisciplinary educational effect goes beyond the cycle of human science disciplines, allowing us to talk about qualitative changes in training.

Keywords: transdisciplinarity, interdisciplinarity, intercultural competence, motivational potential.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.