Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования военной безопасности России'

Основные направления совершенствования военной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1767
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MILITARY SECURITY / NATIONAL SECURITY / MILITARY ACTIVITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Демкин Д. В.

В статье дан анализ стратегических направлений совершенствования военной безопасности России как системы мероприятий, целенаправленно применяемых государством, для укрепления национальной безопасности. Процесс совершенствования военной безопасности России должен осуществляться на основе официальных государственных, военных и политических установок, координироваться высшими органами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Directions of Improvement of the Russian Military Security

In the article the strategic directions of improvement of the Russian military security are analyzed as systems of purposefully state used measures to strengthen national security. The process of improvement of the Russian military security should be put into effect on the basis of official state, military and political directives, to be coordinated by the superior authorities.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования военной безопасности России»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Д.В. Демкин

Кафедра политологии и права Московский государственный областной универ< ул. Радио, 10а, Москва, Россия, 10500

В статье дан анализ стратегических направлений соверши России как системы мероприятий, целенаправленно применяе национальной безопасности. Процесс совершенствования^^ ! осуществляться на основе официальных государственных координироваться высшими органами власти.

Ключевые слова: национальная безопасно

Система обеспечения военной лизованного и децентрализованное

вии с федеративным устройсс органами государственной местного самоуправлен нимает процесс подгото

военной безопасности арством, для укрепления г безопасности России должен х и политических установок,

езопасность, деятельность.

обеспечивает сочетание центра-ния силами и средствами в соответст-Роесяии распределением полномочий между рийской Федерации, ее субъектов и органами е место в обеспечении военное безопасности занятия упреждающих решенийдтзащите нацио-

нальных интересов^

Основу систрмы^обеспечения военной безопасности составляет военная организация государетва.л ее состав входят войска, ^йлы и средства силовых министерств и ведомств Российской Федерации, другие министерства и ведомства,

реализующие меры организационного, полит экономическог!^'управленческого, военного на обеспечение стабильного развития

ть и способность нейтрали этих мер позволяет предотвратить либо чить суверенитет, террит кую и информационную ние демократических прео нальными интересами Росс

Главным структур ности является ее управле

риравового, социального, характера, направленные а и общества, гарантирующие .1 в военной сфере. Выполнение внешнюю военную агрессию, альную целостность, политическую, экономи-имость государства, дальнейшее осуществле-соответствии с целями развития и нацио-

ентом системы обеспечения военной безопас-ский компонент: высшие органы государственного

и военного управления — Президент РФ, его Администрация, Совет Безопасности РФ, Правительство РФ и подчиненные ему федеральные органы исполнительной власти.

Важнейший элемент системы обеспечения военной безопасности — силовой компонент, включающий в свой состав Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы с соответствующими системами управления и всестороннего обеспечения.

Обеспечивающий компонент — часть промышленного и научного комплексов страны, военная инфраструктура, система нормативно-правового и финансово-

экономического обеспечения, участвующая в процессе военного строительства и обеспечения военной безопасности, структура внешнеполитического обеспечения.

Под влиянием эволюции взглядов на средства и способы обеспечения национальной безопасности растет понимание необходимости кардинального переосмысления подходов к формированию системы обеспечения военной безопасности РФ, убеждение в том, что без ее совершенствования невозможно доСитьсяглавной цели — обеспечить национальную безопасность (стабильно^меЖдународное и внутриполитическое положение страны, ее суверенитет и^ерпиториальную целостность, защиту и реализацию национальных интересов) с^рпользованием как невоенных мер, так и военной силы.

Обеспечение военной безопасности России

— целевое выделение бюджетных средст средств и органов федеральных органов исполните защиту национальных интересов России силовыми м вие обеспечения оборонной безопасно

— формирование и реализацию е,

ммное развитие сил, й власти, реализующих одами — важнейшие усло-Ьссийс^ой Федерации; ой государственной политики по обеспе-

их и многосторонних догово политики и исключение

чению военной безопасности Росс власти, концентрацию и рацио и ресурсов;

— развитие системы двусторо: государствами об отказе от силы или угрозы ее применения;

— военное присутствие России в ряде стран «бли торых других стратегически важных районах мира;

— вовдрчшМсР«сийской Федерации в дела межд через участие в многосторонних миротворческих

вхождение России в коллективные с ими структурами отношений с ествление договорного процесс

ацию усилий всех ветвей использование выделяемых

ежду оенной

жья» и в неко-

ого урегулирования

безопасности либо установ-тва;

сокращению ядерных и обычных ем оружия массового уничтожения

ий, контроль за распро ств его доставки;

уточнение и оптимизацшюваиач министерствам, ведомствам, федеральным жбам, имеющих силы и органы обеспечения безопасности, по разрешению кризисных ситуаций с применением военной силы;

— приведение объема и^^ержания задач военной организации, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями страны. На законодательном уровне определение основных требований к военной организации государства и ее составляющим;

— создание законодательной базы реализация Федеральной программы по совершенствованию военной безопасности России;

— организацию эффективной работы органов законодательной и исполнительной власти по реализации мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам Российской Федерации.

Деятельное пасности России — едщст;

изме

|ори'

Работа над законодательной базой по совершенствованию военной безопасности России должна быть направлена на решение следующих вопросов:

— определение порядка разработки, согласования и утверждения законов и нормативных правовых актов России, связанных с обеспечением военной безопасности государства;

— существенное повышение качества законов и нормативны2^рй|рвых актов

— государственная заинтересованность правительств£нны1^органов в первоочередном финансовом обеспечении эффективного функционирования принимаемых законодательных актов по вопросам обеспечения военной безопасности России и их ответственность;

— государственный подход к процессу разработки и принятия, а также к содержанию законов (нормативных правовых^ктРвь^оторые не должны отражать номенклатурные интересы, а тем более подстраиваться под взгляды государственного деятеля [2. С. 86]. ^^

Деятельность государственных органов как совокупности элементов системы обеспечения военной безопасности должна носить комплексный характер, подчиненный единой цели — защите интересов России — и представлять собой единый, отлаженный механизм, адекватно, с минимальной задержкой раагируЮщий на изменения обстановки в мире и возникающие при этом военные опасности и угрозы для России.

общества и государства по совершенствованию военной безо-руется на основополагающих принципах имосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, ритетности в зависимости от изменяющейся ситуации; политических, экономических, информационных средств обес-ия военной безопасности;

чиненность деятельностиз^ементовсистемы военной безопасности государства Конституции и законам^оссийской Федерации;

выдвижение реальных¿^о времени, ресурсам, силам и средствам) задач;

— осуществление мер насилия Гв том числе и с использованием военной силы) только на основе норм международного права и в строгом соответствии с отечественными закотмш^^-

— осуществление управления силами и средствами обеспечения военной безопасности в соответствии с федеративным устройством России и распределением компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Перед государственными и политическими органами Российской Федерации в настоящее время в области военной безопасности стоят следующие организационные задачи и вопросы:

— создание эффективного механизма по анализу военно-политической обстановки в мире и вокруг России, основанного на реально складывающейся обстановке на данный момент;

— анализ уровня возможных военных опасностей и угроз для России и выработка в кратчайшие сроки всего комплекса практических мер по их предотвращению;

— разработка жестко регламентированных и нормативно утвержденных критериев и пороговых значений военной безопасности;

— определение конкретных военно-технических параметров»!^|уженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; ^^ ^т^^

— контроль реализации и выполнения решений руковадстаа^тшны по ликвидации в установленные сроки возникших военных опасностей и угроз.

Таким образом, задача внутриполитических структуру—провести анализ развития России исходя из внутреннего состояния государства, с учетом всех перекрестных связей и взаимного влияния всех внутригосударственных элементов и действующих процессов в России. ^^ ^С

Задача внешнеполитических структур —^цаГь^боснованный и полный анализ положения России в мировом сообществе, прогноз развития государств мира и возможные сферы их интересов, оценку возможных угроз для России. Основной акцент при этом должен делаться на обосновании действий России по достижению ее долгосрочных стратегических целей в международной политической и внешнеэкономической сферах, определении стратегических партнеров и союзников, создании общих основ принципиально новой системы евразийской, евроатлантиче-ской безопасности, укреплении^езопасности в Азиатско-Тихоокеанском^ других регионах.

В основу деята||но£ти^ области обеспечения военнвйбезоп1сности как внутриполитических, так и внешнеполитических структур должен быть положен государственный, а не конъюнктурный подход, который направлен лишь на выживание и увеличение роли определенной структуры в обществе.

Важной тенденцией совершенствования военной безопасности Российской Федерации являются сохранение научно-технических и производственных мощно-ей ядра военно-промышленного комплекса страны, совершенствование оборон-ромышленного комплекса. При этом особое внимание должно быть обращено з^шение ключевых задач: ^

ционального использования выделяемых мини-ного сочетания затрат на поддержание в боего-систем стратегических и обычных вооружений, аниченное производство важнейших образцов оперативно-стратегических вооружений, необходимых для поддержания боеспособности соединений и частей постоянной готовности сил общего назначения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации;

— сопряжение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использование двойных технологий и диверсификации производства;

— приоритетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военной сфере в целях ускорения разработки перспективных образцов и систем вооружения, позволяющих нейтрализовать военно-технические

— обеспечение, на основ альных ассигнований, оптим товом состоянии существующ разработку, модернизацию и

угрозы других стран и создать материальную базу для последующего перевооружения войск и сил;

— эффективное использование потенциала оборонного промышленного комплекса для развития гражданских секторов экономики, расширение экспорта наукоемкой продукции;

— оптимизация мобилизационных мощностей промышле

— совершенствование системы управления оборонным лексом и координации работ по исполнению государстве

Речь идет о долгосрочной политике и неотложных мирования и развития оборонно-промышленного ко

которых недостижима конечная цель военной реф соответствующего финансово-экономического и рационального использования финансо в том числе выполнения принятого реше ходов на военную организацию госу

енным комп-ного заказа. бласти рефор-ссии, без решения е этих задач требует на основе концентрации и материальных ресурсов, ении уровня ежегодных рас-овня 5,1% от ВВП, и по разделу этом мероприятия по сокращению нансироваться отдельной строкой. нствования военной безопасности Рос-

экон

ск воо-ми сред-рудованием

оводства оборо-

«Национальная оборона» — 3,5% о' численности Вооруженных Си

Основными направлен сийской Федерации являю

— оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации ружением, военной и специальной техникой, обеспечение ствами, ресурсами и услугами, общее руководство опер на территории России в интересах обороны;

— организация^оето-политического и стратегического ной страны, вооруженными силами и другими войсками

онодательных документов по обороне, создание необходимой научно-технической базы для надежной обороны; создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны страны; еделение приоритетных национальных интересов в области военной асности, комплекса политико-дипломатических и иных невоенных средств обов ее обеспечения; разведывательная и контрразведывательная деятельность;

— совершенствование^уЩйствуЮщих и создание новых эффективных международных механизмов контроля за распространением оружия массового поражения и средств его доставки;

— подготовка территории страны к обороне;

— поддержание Вооруженных Сил и других силовых структур, привлекаемых к обороне, в состоянии высокой боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к вооруженной защите страны;

— развитие военной науки и военного искусства;

— укрепление и развитие оборонно-промышленного комплекса;

— развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами в военной области;

— расширение мер доверия в военной области, в том числе включающих обмен информацией военного характера на взаимной основе;

военной безо-осударства. Они ссийской Феде-ости территории .сортветствии с междуна-Ьсновная роль в «обыч-

— недопущение нанесения ущерба военной безопасности России вследствие нарушения ранее достигнутых международных договоренностей в области ограничения и сокращения ядерных и обычных вооружений [3. С. 122—130].

Несмотря на то что военная безопасность России обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении средств, особое место в решении этой задачи отводится Вооруженным Силам, боевая мощь которых направлена на сдерживание, пресечение и военное устранение любой агрессии.

Вооруженные Силы — главный силовой элемент обеспече: пасности. Вооруженные Силы РФ составляют основу обор предназначены для отражения агрессии, направленной против рации, для вооруженной защиты целостности и неприк Российской Федерации, а также для выполнения родными договорами Российской Федерации-С

ных» вооруженных конфликтах и войнах прижадлежиГИилам общего назначения.

Важнейшей задачей Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения каKpдерЖрй*так и обычной крупномасштабной и региональной войны, а такжеасуществления союзнических обязательств.

Защита национальных интерейов государства предполагает комплексное противодействие военным угрозам^егион|льного и локального масштабСДля "этого целесообразно вхождение России в коллективные структуры безопасности либо установление с такими структурами отношений сотрудничест

Основными фак ность Вооруженны кой и их качествен его обученности, состояние^Ьбнлиза]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целья^амыо^ реформирования заключаю ных, -обладающих достаточным потенциаломчде менным^ребованиям профессиональной еготовых, компактных и мобильных Воор

ми, влияющими на боевую способ вляются: оснащенность вооружен ние, укомплектованность

ть и боевую готов-военной техни-составом и степень

е и состояние запасов материальных средств, а также онных ресурсов.

дании высокооснащен-ивания, отвечающих совре-сихологической подготовки, енных Сил оптимального состава, и их-в соответствие с современными воен-ожностями государства. ный подход к строительству Вооруженных овых министерств и ведомств в вопросах

ть усилия с

>0

ия реформи

структуры и численности, привед но-политическими реалиями и в Это позволит обеспечить_с ил РФ и скоординироват организации обороны.

Основные направления реформирования Вооруженных Сил России на современный момент определяются общей ориентацией на повышение их эффективности, упрочение морально-психологического состояния, улучшение материально-технического и социального обеспечения военной организации государства и включают:

— оптимизацию системы органов военного управления, структуры, состава и численности военной организации, сбалансированное развитие ее компонентов;

— совершенствование стратегического планирования, приведение объема и содержания задач военной организации в соответствие с реальными потребностями обороны и безопасности Российской Федерации;

— совершенствование систем боевой и мобилизационной готовности, мобилизационной подготовки в военной организации Российской Федерации;

— развитие вооружения и военной техники, совершенствование оборонно-промышленного комплекса;

— повышение эффективности системы оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих;

— переход на единую систему заказов вооружения и воениойкехники общего применения;

— структурное, технологическое и качественное преобразование материально-технической базы военной организации, оборонного промышленного комплекса;

— переход к единой, интегрированной и обеспечения всех компонентов военной орга

— осуществление комплекса мер по п альной защите военнослужащих, повышени рованию общественного сознания в необходим нальных интересов и мобилизации усили

анной системе тылового сударства;

оциального статуса, соци-жа военной службы, форми-ти вооруженной защиты нацио-можностей государства, общества

и всех граждан для проведения

— проведение активной тета военной службы, а и подготовке их к военн

— совершенствова низации, ее право кратических пр

Основной низации —пр составу, организа

ошен

автори-ию граждан

енной реформы арсГвенной политики по укреп. нно-патриотическому восп

бе;

ативной правовой базы развития военной орга-гражданским обществом и государством на демо-

жения цели строительства эффективной военной орга-ей оптимальных характеристик: по численности, боевому

онно-штатной структуре обеспечения. Одйо из непременных условий -ных ресурсов и денежных средств, нап пасности, повышение эффективност занного, скоординированного рефо ации государства.

На решение этой задач принципах, приоритетах и на ганизации, о приведен ленности ее компонент военной безопасности и

равления и всех видов зация расходов материальна обеспечение военной безо-зования на основе взаимосвя-всех компонентов военной органи-

.1 доктринальные установки о единых х строительства и подготовки военной ор-держания ее задач, структуры, состава и чис-ствие с реальными потребностями обеспечения омическими возможностями страны.

Этой же цели подчинены меры по совершенствованию стратегического планирования на принципах единства применения Вооруженных Сил и других войск РФ.

В военной сфере необходимо определить характер и направленность военного строительства, основные требования к Вооруженным Силам по решению стратегических задач в возможных военных конфликтах, основные принципы обеспечения безопасности государства в оборонной области, а также направления их строительства и развития. Очевидно, что состав, структура и состояние Вооруженных Сил государства должны соответствовать объему и степени сложности возлагаемых на них задач.

Применение военной силы в обеспечении национальной безопасности Российская Федерация рассматривает исходя из следующих принципов:

— Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении средств, включая ядерное оружие, если в результате развязывания вооруженной агрессии против нее возникают угрозы самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного федеративногожо!ударства;

— применение Вооруженных Сил должно осуществлятьсяшеЩительно, последовательно и планомерно до создания выгодных для Российской Федерации условий заключения мира;

— использование военной силы должно осуществляГЪсярнаЗъгитимной основе, только тогда, когда все иные, невоенные меры оаЯКешения кризисной ситуации исчерпаны или показали низкую эффективность^^^к ▼

— применение Вооруженных Сил противШирняк^раждан либо для достижения внутриполитических целей не допускается. Вместе с тем по отношению к другим незаконным вооруженным формированиям, представляющим угрозу национальным интересам Российской Федерации, допускаются совместные действия отдельных формирований Вооруженных Сил с другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской Федерации в строгом соответствии с Конституцией РоссийскойФедерщии и федеральными закона.

— участие Вооруженны^ СишРоссийской Федерации в ных конфликтах различной интенсивности и масштаба должно о для решения приоритетных военно-политических и военно-отвечающих национальным интересам России, а также ее с тельствам;

— Российская Федерация оставляет за собой право одностороннего применения военной силы в случае, если действия, направленные на подрыв ее национальной безопасности, приобретают неприемлемый характер.

+ Итак^циональные интересы России в^боронКой сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении безопасности личности, общества и государства от воен-нон^грессии со стороны других государств^ Основные направления совершенст-вания военной безопасности России требуют концентрации усилий общества государства на планомерном военном строительстве, направленном на сохранение и развитие достаточнобоаберйнного потенциала, который позволял бы предотвращать и сдерживать агрессию либо отражать ее.

Военное строительство должно учитывать изменение баланса сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности государства, обеспечивая адекватное реагирование на военные угрозы национальным интересам Российской Федерации.

Главная роль в системе обеспечения военной безопасности отводится силовым структурам государства, и в первую очередь Вооруженным Силам. Именно они рассматриваются государством в качестве главного гаранта защиты суверенитета и территориальной целостности страны в условиях, когда все другие методы предотвращения войны исчерпаны. При этом войска и воинские формирования

вооружен-ствляться гических задач, ческим обяза-

других силовых структур России обеспечивают военную безопасность внутри государства (борьба с незаконными вооруженными формированиями, представляющими угрозу государству).

Структура, численность и оснащение Вооруженных Сил России должна соответствовать уровню существующих и потенциальных военных угроз и экономическим возможностям России.

[1]

ЛИТЕРАТУРА

безопасности

Концепции национальной http://www.kantiana.ru [2] Макаренко И.К., Морозов B.C. Военная безопас и пути обеспечения на современном этапе. — Синчук Ю.В. Теоретико-методологически психологического обеспечения военной б> культура и цивилизация / Матери;

[3]

Федерации. URL:

;арства: сущность, структура

Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н», 2

ECTIONS OF IMPRO E RUSSIAN MILITARY

иайПновЫисйредования проблемы морально-ешпаРИоьти^Россия — евразийская общность: lyniогоJk\мп озиума, 27 января 2005 года. —

D.V. Demkin

The Department of Political ! Moscow State Region Ui Radio str., 10a, Mos

105005

i the article the strategic directions ofjmprovemgnt of the Russian military security are analyzed kas systms of purposefully state used measureTtohtrengthln national security. The process of improvement ^he Russian military security should^e put intowfect on the basis of official state, military and political directives, to be coordinated byine superior authorities.

Key words: national securitytani»ry Security, military activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.