ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Д.В. Демкин
Кафедра политологии и права Московский государственный областной универ< ул. Радио, 10а, Москва, Россия, 10500
В статье дан анализ стратегических направлений соверши России как системы мероприятий, целенаправленно применяе национальной безопасности. Процесс совершенствования^^ ! осуществляться на основе официальных государственных координироваться высшими органами власти.
Ключевые слова: национальная безопасно
Система обеспечения военной лизованного и децентрализованное
вии с федеративным устройсс органами государственной местного самоуправлен нимает процесс подгото
военной безопасности арством, для укрепления г безопасности России должен х и политических установок,
езопасность, деятельность.
обеспечивает сочетание центра-ния силами и средствами в соответст-Роесяии распределением полномочий между рийской Федерации, ее субъектов и органами е место в обеспечении военное безопасности занятия упреждающих решенийдтзащите нацио-
нальных интересов^
Основу систрмы^обеспечения военной безопасности составляет военная организация государетва.л ее состав входят войска, ^йлы и средства силовых министерств и ведомств Российской Федерации, другие министерства и ведомства,
реализующие меры организационного, полит экономическог!^'управленческого, военного на обеспечение стабильного развития
ть и способность нейтрали этих мер позволяет предотвратить либо чить суверенитет, террит кую и информационную ние демократических прео нальными интересами Росс
Главным структур ности является ее управле
риравового, социального, характера, направленные а и общества, гарантирующие .1 в военной сфере. Выполнение внешнюю военную агрессию, альную целостность, политическую, экономи-имость государства, дальнейшее осуществле-соответствии с целями развития и нацио-
ентом системы обеспечения военной безопас-ский компонент: высшие органы государственного
и военного управления — Президент РФ, его Администрация, Совет Безопасности РФ, Правительство РФ и подчиненные ему федеральные органы исполнительной власти.
Важнейший элемент системы обеспечения военной безопасности — силовой компонент, включающий в свой состав Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы с соответствующими системами управления и всестороннего обеспечения.
Обеспечивающий компонент — часть промышленного и научного комплексов страны, военная инфраструктура, система нормативно-правового и финансово-
экономического обеспечения, участвующая в процессе военного строительства и обеспечения военной безопасности, структура внешнеполитического обеспечения.
Под влиянием эволюции взглядов на средства и способы обеспечения национальной безопасности растет понимание необходимости кардинального переосмысления подходов к формированию системы обеспечения военной безопасности РФ, убеждение в том, что без ее совершенствования невозможно доСитьсяглавной цели — обеспечить национальную безопасность (стабильно^меЖдународное и внутриполитическое положение страны, ее суверенитет и^ерпиториальную целостность, защиту и реализацию национальных интересов) с^рпользованием как невоенных мер, так и военной силы.
Обеспечение военной безопасности России
— целевое выделение бюджетных средст средств и органов федеральных органов исполните защиту национальных интересов России силовыми м вие обеспечения оборонной безопасно
— формирование и реализацию е,
ммное развитие сил, й власти, реализующих одами — важнейшие усло-Ьссийс^ой Федерации; ой государственной политики по обеспе-
их и многосторонних догово политики и исключение
чению военной безопасности Росс власти, концентрацию и рацио и ресурсов;
— развитие системы двусторо: государствами об отказе от силы или угрозы ее применения;
— военное присутствие России в ряде стран «бли торых других стратегически важных районах мира;
— вовдрчшМсР«сийской Федерации в дела межд через участие в многосторонних миротворческих
вхождение России в коллективные с ими структурами отношений с ествление договорного процесс
ацию усилий всех ветвей использование выделяемых
ежду оенной
жья» и в неко-
ого урегулирования
безопасности либо установ-тва;
сокращению ядерных и обычных ем оружия массового уничтожения
ий, контроль за распро ств его доставки;
уточнение и оптимизацшюваиач министерствам, ведомствам, федеральным жбам, имеющих силы и органы обеспечения безопасности, по разрешению кризисных ситуаций с применением военной силы;
— приведение объема и^^ержания задач военной организации, структуры, состава и численности ее компонентов в соответствие с реальными потребностями обеспечения военной безопасности и экономическими возможностями страны. На законодательном уровне определение основных требований к военной организации государства и ее составляющим;
— создание законодательной базы реализация Федеральной программы по совершенствованию военной безопасности России;
— организацию эффективной работы органов законодательной и исполнительной власти по реализации мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам Российской Федерации.
Деятельное пасности России — едщст;
изме
|ори'
Работа над законодательной базой по совершенствованию военной безопасности России должна быть направлена на решение следующих вопросов:
— определение порядка разработки, согласования и утверждения законов и нормативных правовых актов России, связанных с обеспечением военной безопасности государства;
— существенное повышение качества законов и нормативны2^рй|рвых актов
— государственная заинтересованность правительств£нны1^органов в первоочередном финансовом обеспечении эффективного функционирования принимаемых законодательных актов по вопросам обеспечения военной безопасности России и их ответственность;
— государственный подход к процессу разработки и принятия, а также к содержанию законов (нормативных правовых^ктРвь^оторые не должны отражать номенклатурные интересы, а тем более подстраиваться под взгляды государственного деятеля [2. С. 86]. ^^
Деятельность государственных органов как совокупности элементов системы обеспечения военной безопасности должна носить комплексный характер, подчиненный единой цели — защите интересов России — и представлять собой единый, отлаженный механизм, адекватно, с минимальной задержкой раагируЮщий на изменения обстановки в мире и возникающие при этом военные опасности и угрозы для России.
общества и государства по совершенствованию военной безо-руется на основополагающих принципах имосвязь и сбалансированность всех видов безопасности, ритетности в зависимости от изменяющейся ситуации; политических, экономических, информационных средств обес-ия военной безопасности;
чиненность деятельностиз^ементовсистемы военной безопасности государства Конституции и законам^оссийской Федерации;
выдвижение реальных¿^о времени, ресурсам, силам и средствам) задач;
— осуществление мер насилия Гв том числе и с использованием военной силы) только на основе норм международного права и в строгом соответствии с отечественными закотмш^^-
— осуществление управления силами и средствами обеспечения военной безопасности в соответствии с федеративным устройством России и распределением компетенции между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектами и органами местного самоуправления.
Перед государственными и политическими органами Российской Федерации в настоящее время в области военной безопасности стоят следующие организационные задачи и вопросы:
— создание эффективного механизма по анализу военно-политической обстановки в мире и вокруг России, основанного на реально складывающейся обстановке на данный момент;
— анализ уровня возможных военных опасностей и угроз для России и выработка в кратчайшие сроки всего комплекса практических мер по их предотвращению;
— разработка жестко регламентированных и нормативно утвержденных критериев и пороговых значений военной безопасности;
— определение конкретных военно-технических параметров»!^|уженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; ^^ ^т^^
— контроль реализации и выполнения решений руковадстаа^тшны по ликвидации в установленные сроки возникших военных опасностей и угроз.
Таким образом, задача внутриполитических структуру—провести анализ развития России исходя из внутреннего состояния государства, с учетом всех перекрестных связей и взаимного влияния всех внутригосударственных элементов и действующих процессов в России. ^^ ^С
Задача внешнеполитических структур —^цаГь^боснованный и полный анализ положения России в мировом сообществе, прогноз развития государств мира и возможные сферы их интересов, оценку возможных угроз для России. Основной акцент при этом должен делаться на обосновании действий России по достижению ее долгосрочных стратегических целей в международной политической и внешнеэкономической сферах, определении стратегических партнеров и союзников, создании общих основ принципиально новой системы евразийской, евроатлантиче-ской безопасности, укреплении^езопасности в Азиатско-Тихоокеанском^ других регионах.
В основу деята||но£ти^ области обеспечения военнвйбезоп1сности как внутриполитических, так и внешнеполитических структур должен быть положен государственный, а не конъюнктурный подход, который направлен лишь на выживание и увеличение роли определенной структуры в обществе.
Важной тенденцией совершенствования военной безопасности Российской Федерации являются сохранение научно-технических и производственных мощно-ей ядра военно-промышленного комплекса страны, совершенствование оборон-ромышленного комплекса. При этом особое внимание должно быть обращено з^шение ключевых задач: ^
ционального использования выделяемых мини-ного сочетания затрат на поддержание в боего-систем стратегических и обычных вооружений, аниченное производство важнейших образцов оперативно-стратегических вооружений, необходимых для поддержания боеспособности соединений и частей постоянной готовности сил общего назначения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации;
— сопряжение ресурсов государственного оборонного заказа, возможностей военно-технического сотрудничества, использование двойных технологий и диверсификации производства;
— приоритетное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военной сфере в целях ускорения разработки перспективных образцов и систем вооружения, позволяющих нейтрализовать военно-технические
— обеспечение, на основ альных ассигнований, оптим товом состоянии существующ разработку, модернизацию и
угрозы других стран и создать материальную базу для последующего перевооружения войск и сил;
— эффективное использование потенциала оборонного промышленного комплекса для развития гражданских секторов экономики, расширение экспорта наукоемкой продукции;
— оптимизация мобилизационных мощностей промышле
— совершенствование системы управления оборонным лексом и координации работ по исполнению государстве
Речь идет о долгосрочной политике и неотложных мирования и развития оборонно-промышленного ко
которых недостижима конечная цель военной реф соответствующего финансово-экономического и рационального использования финансо в том числе выполнения принятого реше ходов на военную организацию госу
енным комп-ного заказа. бласти рефор-ссии, без решения е этих задач требует на основе концентрации и материальных ресурсов, ении уровня ежегодных рас-овня 5,1% от ВВП, и по разделу этом мероприятия по сокращению нансироваться отдельной строкой. нствования военной безопасности Рос-
экон
ск воо-ми сред-рудованием
оводства оборо-
«Национальная оборона» — 3,5% о' численности Вооруженных Си
Основными направлен сийской Федерации являю
— оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации ружением, военной и специальной техникой, обеспечение ствами, ресурсами и услугами, общее руководство опер на территории России в интересах обороны;
— организация^оето-политического и стратегического ной страны, вооруженными силами и другими войсками
онодательных документов по обороне, создание необходимой научно-технической базы для надежной обороны; создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны страны; еделение приоритетных национальных интересов в области военной асности, комплекса политико-дипломатических и иных невоенных средств обов ее обеспечения; разведывательная и контрразведывательная деятельность;
— совершенствование^уЩйствуЮщих и создание новых эффективных международных механизмов контроля за распространением оружия массового поражения и средств его доставки;
— подготовка территории страны к обороне;
— поддержание Вооруженных Сил и других силовых структур, привлекаемых к обороне, в состоянии высокой боеспособности, боевой и мобилизационной готовности к вооруженной защите страны;
— развитие военной науки и военного искусства;
— укрепление и развитие оборонно-промышленного комплекса;
— развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными государствами в военной области;
— расширение мер доверия в военной области, в том числе включающих обмен информацией военного характера на взаимной основе;
военной безо-осударства. Они ссийской Феде-ости территории .сортветствии с междуна-Ьсновная роль в «обыч-
— недопущение нанесения ущерба военной безопасности России вследствие нарушения ранее достигнутых международных договоренностей в области ограничения и сокращения ядерных и обычных вооружений [3. С. 122—130].
Несмотря на то что военная безопасность России обеспечивается всей совокупностью имеющихся в ее распоряжении средств, особое место в решении этой задачи отводится Вооруженным Силам, боевая мощь которых направлена на сдерживание, пресечение и военное устранение любой агрессии.
Вооруженные Силы — главный силовой элемент обеспече: пасности. Вооруженные Силы РФ составляют основу обор предназначены для отражения агрессии, направленной против рации, для вооруженной защиты целостности и неприк Российской Федерации, а также для выполнения родными договорами Российской Федерации-С
ных» вооруженных конфликтах и войнах прижадлежиГИилам общего назначения.
Важнейшей задачей Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения каKpдерЖрй*так и обычной крупномасштабной и региональной войны, а такжеасуществления союзнических обязательств.
Защита национальных интерейов государства предполагает комплексное противодействие военным угрозам^егион|льного и локального масштабСДля "этого целесообразно вхождение России в коллективные структуры безопасности либо установление с такими структурами отношений сотрудничест
Основными фак ность Вооруженны кой и их качествен его обученности, состояние^Ьбнлиза]
Целья^амыо^ реформирования заключаю ных, -обладающих достаточным потенциаломчде менным^ребованиям профессиональной еготовых, компактных и мобильных Воор
ми, влияющими на боевую способ вляются: оснащенность вооружен ние, укомплектованность
ть и боевую готов-военной техни-составом и степень
е и состояние запасов материальных средств, а также онных ресурсов.
дании высокооснащен-ивания, отвечающих совре-сихологической подготовки, енных Сил оптимального состава, и их-в соответствие с современными воен-ожностями государства. ный подход к строительству Вооруженных овых министерств и ведомств в вопросах
ть усилия с
>0
ия реформи
структуры и численности, привед но-политическими реалиями и в Это позволит обеспечить_с ил РФ и скоординироват организации обороны.
Основные направления реформирования Вооруженных Сил России на современный момент определяются общей ориентацией на повышение их эффективности, упрочение морально-психологического состояния, улучшение материально-технического и социального обеспечения военной организации государства и включают:
— оптимизацию системы органов военного управления, структуры, состава и численности военной организации, сбалансированное развитие ее компонентов;
— совершенствование стратегического планирования, приведение объема и содержания задач военной организации в соответствие с реальными потребностями обороны и безопасности Российской Федерации;
— совершенствование систем боевой и мобилизационной готовности, мобилизационной подготовки в военной организации Российской Федерации;
— развитие вооружения и военной техники, совершенствование оборонно-промышленного комплекса;
— повышение эффективности системы оперативной и боевой подготовки, воспитания военнослужащих;
— переход на единую систему заказов вооружения и воениойкехники общего применения;
— структурное, технологическое и качественное преобразование материально-технической базы военной организации, оборонного промышленного комплекса;
— переход к единой, интегрированной и обеспечения всех компонентов военной орга
— осуществление комплекса мер по п альной защите военнослужащих, повышени рованию общественного сознания в необходим нальных интересов и мобилизации усили
анной системе тылового сударства;
оциального статуса, соци-жа военной службы, форми-ти вооруженной защиты нацио-можностей государства, общества
и всех граждан для проведения
— проведение активной тета военной службы, а и подготовке их к военн
— совершенствова низации, ее право кратических пр
Основной низации —пр составу, организа
ошен
автори-ию граждан
енной реформы арсГвенной политики по укреп. нно-патриотическому восп
бе;
ативной правовой базы развития военной орга-гражданским обществом и государством на демо-
жения цели строительства эффективной военной орга-ей оптимальных характеристик: по численности, боевому
онно-штатной структуре обеспечения. Одйо из непременных условий -ных ресурсов и денежных средств, нап пасности, повышение эффективност занного, скоординированного рефо ации государства.
На решение этой задач принципах, приоритетах и на ганизации, о приведен ленности ее компонент военной безопасности и
равления и всех видов зация расходов материальна обеспечение военной безо-зования на основе взаимосвя-всех компонентов военной органи-
.1 доктринальные установки о единых х строительства и подготовки военной ор-держания ее задач, структуры, состава и чис-ствие с реальными потребностями обеспечения омическими возможностями страны.
Этой же цели подчинены меры по совершенствованию стратегического планирования на принципах единства применения Вооруженных Сил и других войск РФ.
В военной сфере необходимо определить характер и направленность военного строительства, основные требования к Вооруженным Силам по решению стратегических задач в возможных военных конфликтах, основные принципы обеспечения безопасности государства в оборонной области, а также направления их строительства и развития. Очевидно, что состав, структура и состояние Вооруженных Сил государства должны соответствовать объему и степени сложности возлагаемых на них задач.
Применение военной силы в обеспечении национальной безопасности Российская Федерация рассматривает исходя из следующих принципов:
— Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее распоряжении средств, включая ядерное оружие, если в результате развязывания вооруженной агрессии против нее возникают угрозы самому существованию Российской Федерации как независимого суверенного федеративногожо!ударства;
— применение Вооруженных Сил должно осуществлятьсяшеЩительно, последовательно и планомерно до создания выгодных для Российской Федерации условий заключения мира;
— использование военной силы должно осуществляГЪсярнаЗъгитимной основе, только тогда, когда все иные, невоенные меры оаЯКешения кризисной ситуации исчерпаны или показали низкую эффективность^^^к ▼
— применение Вооруженных Сил противШирняк^раждан либо для достижения внутриполитических целей не допускается. Вместе с тем по отношению к другим незаконным вооруженным формированиям, представляющим угрозу национальным интересам Российской Федерации, допускаются совместные действия отдельных формирований Вооруженных Сил с другими войсками, воинскими формированиями и органами Российской Федерации в строгом соответствии с Конституцией РоссийскойФедерщии и федеральными закона.
— участие Вооруженны^ СишРоссийской Федерации в ных конфликтах различной интенсивности и масштаба должно о для решения приоритетных военно-политических и военно-отвечающих национальным интересам России, а также ее с тельствам;
— Российская Федерация оставляет за собой право одностороннего применения военной силы в случае, если действия, направленные на подрыв ее национальной безопасности, приобретают неприемлемый характер.
+ Итак^циональные интересы России в^боронКой сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении безопасности личности, общества и государства от воен-нон^грессии со стороны других государств^ Основные направления совершенст-вания военной безопасности России требуют концентрации усилий общества государства на планомерном военном строительстве, направленном на сохранение и развитие достаточнобоаберйнного потенциала, который позволял бы предотвращать и сдерживать агрессию либо отражать ее.
Военное строительство должно учитывать изменение баланса сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности государства, обеспечивая адекватное реагирование на военные угрозы национальным интересам Российской Федерации.
Главная роль в системе обеспечения военной безопасности отводится силовым структурам государства, и в первую очередь Вооруженным Силам. Именно они рассматриваются государством в качестве главного гаранта защиты суверенитета и территориальной целостности страны в условиях, когда все другие методы предотвращения войны исчерпаны. При этом войска и воинские формирования
вооружен-ствляться гических задач, ческим обяза-
других силовых структур России обеспечивают военную безопасность внутри государства (борьба с незаконными вооруженными формированиями, представляющими угрозу государству).
Структура, численность и оснащение Вооруженных Сил России должна соответствовать уровню существующих и потенциальных военных угроз и экономическим возможностям России.
[1]
ЛИТЕРАТУРА
безопасности
Концепции национальной http://www.kantiana.ru [2] Макаренко И.К., Морозов B.C. Военная безопас и пути обеспечения на современном этапе. — Синчук Ю.В. Теоретико-методологически психологического обеспечения военной б> культура и цивилизация / Матери;
[3]
Федерации. URL:
;арства: сущность, структура
Новосибирск: Изд-во «Архивариус-Н», 2
ECTIONS OF IMPRO E RUSSIAN MILITARY
иайПновЫисйредования проблемы морально-ешпаРИоьти^Россия — евразийская общность: lyniогоJk\мп озиума, 27 января 2005 года. —
D.V. Demkin
The Department of Political ! Moscow State Region Ui Radio str., 10a, Mos
105005
i the article the strategic directions ofjmprovemgnt of the Russian military security are analyzed kas systms of purposefully state used measureTtohtrengthln national security. The process of improvement ^he Russian military security should^e put intowfect on the basis of official state, military and political directives, to be coordinated byine superior authorities.
Key words: national securitytani»ry Security, military activity.