Бернацких Игорь Владимирович.
Военный университет, РФ, г. Москва.
Преподаватель, соискатель кафедры политологии E-mail: [email protected] 111033, г. Москва, Волочаевская ул., д. 3/4.
Военная сфера жизни общества: сущность, особенности и структура
Обеспечение национальной безопасности, обороны, суверенитета и территориальной целостности страны, являющееся одним из приоритетных направлений государственной политики, достигается с использованием всех имеющихся сил, средств и ресурсов государства, возможностей всех сфер общественной жизни. В полной мере это относится и к военной безопасности, являющейся важнейшей составной частью национальной безопасности страны. Вместе с тем в ее обеспечении определяющее значение имеет военный потенциал государства, формируемый главным образом в военной сфере жизни общества.
Военная сфера жизни общества - это область жизнедеятельности государства, которая объективно необходима для обеспечения его динамичного, устойчивого и безопасного развития, в которой занято большое количество специально подготовленных, имеющих отношение к военному делу людей, которая предполагает в своем функционировании использование государством в потенциальной или реализованной форме военной мощи страны и регулируется посредством военной политики на основе военно-доктринальных установок и определенной нормативно-правовой базы.
Военная сфера жизни общества обладает специфическими особенностями и характерными чертами. К их числу относятся следующие:
• создание и функционирование военной сферы подчинено основным политическим целям общества и государства, главной из которых является его сохранение, обеспечение благоприятных мирных условий развития и национальной безопасности страны;
• развитие и совершенствование военной сферы обусловлено необходимостью локализации и минимизации негативных последствий военных опасностей и угроз с использованием военной силы, вооруженных сил по их прямому предназначению - ведению вооруженной борьбы в военных условиях и в потенциальной, сдерживающей форме для предотвращения войн и агрессий против государства в мирных условиях;
• военная сфера является «непроизводственной сферой» в том смысле, что в результате ее функционирования не создаются конкретные материальные блага. В отличие от всех иных сфер, производящих товары, продукты, услуги, военная сфера производит важнейшее общественное благо - сохранение безопасности страны;
• руководство и управление военной сферой, обеспечение ее функционирования является исключительной прерогативой государства как основного политического института,
вне зависимости от характера общественно-политического и социально-экономического устройства общества;
• формирование и функционирование военной сферы и военной организации, являющейся ее важнейшим элементом, осуществляется в строгом соответствии со специфической и относительно самостоятельной областью национального законодательства - военным правом, существенно отличающимся от правового регулирования других сфер общественной жизни;
• военная сфера, военная организация и вооруженные силы комплектуются особым профессионально-кадровым составом, целенаправленно формируемым для решения задач обороны страны и ее всестороннего обеспечения;
• военная сфера тесно связана со всеми другими сферами общественной жизни, которые выступают в качестве субстанциональных основ ее формирования и функционирования, поскольку военная мощь является квинтэссенцией совокупной мощи государства, складывающейся во всех сферах общественной жизни;
• военная сфера представляет собой относительно закрытую систему, что связано с объективной необходимостью сохранения государственной и военной тайны в интересах обеспечения безопасности страны.
Понятие «военная сфера» является собирательным, обобщающим и используется так же, как и категория «военная политика», для определения и обозначения области жизнедеятельности общества вне зависимости от характера и особенностей государства, целей и направлений его политики. Для государства, преследующего мирные цели, чаще используется понятие «оборонная сфера», конкретизирующее и подчеркивающее социальнополитическую направленность его военной политики.
Военная сфера в некоторых случаях отождествляется с военной организацией, что порождает много весьма расширительных трактовок последней. Этим обстоятельством обусловлена необходимость более четкого определения состава и структуры военной сферы.
Военная сфера представляет собой сложное, многоуровневое образование, состоящее из многих компонентов. К числу основных из них относятся следующие:
1. Институционально-управленческий компонент. Он представлен военно-
политическим руководством страны, являющимся субъектом военной политики. Процесс руководства вооруженными силами по своему содержанию носит политический характер и осуществляется политическими институтами. «Институт политического руководства вооруженными силами государства представляет собой сложившуюся систему установлений и учреждений, обеспечивающих устойчивость субъектно-объектных отношений,
формирующихся в процессе подготовки и применения военной силы в соответствии с интересами государственной власти» [1, с. 91]. Военно-политические институты формируют и проводят военную политику и ее важнейшую составную часть - военное руководство и управление.
Институционально-управленческий компонент военной сферы включает в себя следующие подсистемы: органы управления военной организацией и вооруженными силам (органы военного управления); органы, регулирующие деятельность обороннопромышленного комплекса; органы управления формированием мобилизационных резервов и запаса военно-обученных людских ресурсов; руководящие органы государственнообщественных и добровольческих организаций содействия государству в решении оборонных вопросов; органы управления гражданской обороной и органы военнопатриотического воспитания населения.
2. Нормативно-правовой компонент. Этот компонент военной сферы, предназначенный для ее регулирования, представляет собой достаточно большую и широко разветвлённую часть национального законодательства, получившую название «военное право». Основу нормативно-правового компонента военной сферы составляет Конституция РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, законы, принятые Федеральным Собранием, на базе которых формируется многоуровневая система различного рода установлений и норм, регулирующих многогранную деятельность по обеспечению национальной безопасности и обороны страны.
Особое место в нормативно-правовом компоненте военной сферы современного российского общества принадлежит Военной доктрине Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
3. Военно-силовой компонент. Военно-силовой компонент военной сферы
общества представлен силами обеспечения национальной безопасности, суверенитета, территориальной целостности государства и обороны страны. Основу военно-силового
компонента военной сферы общества составляет военная организация государства. «Военная организация, - по мнению А.Ю. Оборского и А.М.Кривенко, - как бы соединяет политическую власть, военную мощь государства, активную материальную и духовную деятельность различных социальных и институциональных субъектов, решающих задачи, связанные с функционированием военной сферы общества» [4].
Существуют различные подходы и точки зрения относительно сущности и структуры военной организации. «В большинстве случаев, - пишет О.А.Бельков, подразумевая военную организацию, - так называют совокупность неопределенного множества различных структур, создаваемых государством или другими политическими акторами ввиду возможной
необходимости вести вооруженную борьбу в целях обеспечения своих интересов. Это не часть государства, а форма и способ поддержания его возможности адекватно отвечать на военные вызовы и угрозы» [2, с. 88, 95]. По его мнению, предельно широкое толкование военной организации (понимаемой как военная сфера. - И.Б.) позволяет видеть ее как определенную упорядоченность жизнедеятельности государства, позволяющую ему функционировать с учетом возможной войны и в условиях войны.
Подобного мнения придерживается А.И. Николаев, считающий, что военная организация, трактуемая в широком смысле слова, включает: официально принятые взгляды на характер будущей войны и отношение к ней государства (военная доктрина, закон об обороне и т.д.), органы управления (руководства), планы подготовки и ведения войны, стратегических операций, подготовки и обеспечения Вооруженных Сил, мобилизационного развертывания, подготовки оперативного оборудования территории, перевода экономики и других сфер жизни государства на военное положение [3, с.192].
Таким образом, термин «военная организация», понимаемый в широком смысле слова, представляет собой военную сферу жизни общества в ее функционировании.
В узком смысле слова под военной организацией понимается определенная структура, государственный институт, функционально предназначенный для выполнения задач обеспечения военной безопасности военными методами, то есть для ведения войны и подготовки к ней. При таком подходе в военную организацию включают следующие элементы: вооруженные силы, войска, другие военизированные формирования и органы; внутренние войска, другие военизированные формирования и органы; пограничные войска при ФСБ; органы государственной разведки и контрразведки; органы и военизированные формирования, предназначенные для обеспечения правительственной связи; органы и войска гражданской обороны; военно-транспортные войска; органы, организации и части МЧС; органы, организации и учреждения, занимающиеся комплектованием силовых структур, подготовкой и переподготовкой личного состава (военные академии, военные институты, военные училища, военные комиссариаты); специальные воинские формирования, создаваемые государством в военное время [2, с. 91-92].
4. Ресурсно-финансовый компонент. Названный компонент военной сферы
общества представляет собой все его материально-финансовые возможности, которые могут быть использованы для создания военной мощи государства и поддержания ее на уровне, обеспечивающем надежную оборону страны и национальную безопасность. Одним из показателей уровня военной мощи является часть внутреннего валового продукта страны, направляемая на финансирование обороны. Ресурсный компонент весьма сложен по своему составу и подразделяется на две основные части: материальную (вещную) и
нематериальную.
Важнейшей составной частью материально-ресурсного компонента военной сферы является военно-экономическое обеспечение обороны страны всеми необходимыми средствами, и в первую очередь современной боевой техникой и вооружением. Решение этих задач осуществляется военной экономикой, которая является неотъемлемым элементом экономической системы общества и рассматривается, по некоторым оценкам, как четвертое подразделение общественного производства наряду с производством средств производства, предметов потребления и нематериальных благ, услуг [5].
Основу военной экономики составляет оборонно-промышленный комплекс, представляющий собой часть научного и производственного потенциалов (сегментов) экономики страны, высокотехнологичный многопрофильный, значительный по объему сектор экономики, функционирование которого направлено на удовлетворение военных потребностей государства и Вооруженных Сил в соответствии с государственным оборонным заказом.
Наряду с материально-ресурсным обеспечением функционирования военной сферы не менее важное значение имеют и ресурсы иного рода: научно-технологические,
энергетические, социоприродные (минерально-сырьевые, водные, биологические), демографические, образовательные и др.
5. Профессионально-кадровый. Этот компонент представлен целенаправленно подготовленными специалистами всех многочисленных областей военной сферы общества, военной организации государства и Вооруженных Сил. В составе военной сферы названному компоненту принадлежит особая роль, поскольку профессионально подготовленные люди являются субъектами военно-политической, военной, боевой деятельности (в условиях военного времени), без которых не возможно функционирование военной сферы в целом.
Важнейшей составной частью профессионально-кадрового компонента военной сферы являются кадры Вооруженных Сил. В настоящее время в силу ряда объективных обстоятельств функционирует смешанная система комплектования Вооруженных Сил личным составом на основе формирования государственного заказа на подготовку военных кадров.
6. Военно-научный компонент. В военной сфере он представлен фундаментальной и прикладной военной наукой во всех ее многочисленных областях научного знания и направлениях военно-научных исследований.
Особая значимость данного компонента военной сферы обусловлена тем, что развитие науки, технологий и образования является одним из важнейших приоритетов достижения безопасности, реализация которого предполагает интеграцию науки, образования и
промышленности, проведение системных исследований в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны [6].
В глубоком научном обеспечении нуждается функционирование всех системных элементов военной сферы, но в первую очередь это касается учения о войне и армии, войнах нового поколения, современной стратегии, оперативного искусства, тактики и др.
7. Ценностно-мировоззренческий компонент. От ценностно-мировоззренческого компонента военной сферы в значительной степени зависит ее состояние и способность выполнить свое предназначение, поскольку обеспечение национальной безопасности достигается также и в духовной сфере. Особая роль этого компонента определяется тем, что в условиях глобализации, являющейся ведущей тенденцией развития человеческой цивилизации в XXI в., ценности и модели развития стали предметом мировой конкуренции. К числу таких ценностей относятся: социальная справедливость и равенство; гуманизм и демократизм; общинность и коллективизм, в отличие от индивидуализма, автономности личности и др. Они выступают в качестве основ духовной организации общества в целом, функционирования каждой из сфер общественной жизни, в том числе и военной, а следовательно, и ценностно-мировоззренческого компонента военной сферы.
Характерными чертами ценностно-мировоззренческого компонента военной сферы современного российского общества являются «исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти, общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма» [6].
Свое непосредственное выражение духовно-ценностный компонент находит в понимании всеми гражданами необходимости функционирования, укрепления и совершенствования военной сферы в интересах обеспечения национальной безопасности страны, а также в воинским воспитании личного состава Вооруженных Сил, формировании у военнослужащих высоких военно-патриотических и морально-боевых качеств.
8. Инфраструктурный компонент. Под инфраструктурой понимают необходимую и неотъемлемую часть материально-вещественных элементов какой-либо сферы жизни общества, обеспечивающих ее нормальное функционирование. Инфраструктура военной сферы жизни общества исключительно сложна, многофункциональна и включает следующие основные виды: инфраструктура военной организации и вооруженных сил; инфраструктура оборонно-промышленного комплекса; универсальная инфраструктура (необходимая для обеспечения жизнедеятельности людей, занятых в любой сфере общественной жизни, в том
числе и в военной). Важнейшей составной частью инфраструктуры военной организации и вооруженных сил является инфраструктура боевой подготовки, ее учебноматериальная база: аэродромы, учебно-испытательные центры, полигоны, танкодромы, учебные комплексы (классы), парки боевой техники, ремонтная база и др.
9. Функционально-деятельностный компонент. Данный компонент военной сферы связан с практическим осуществлением военной политики. Содержанием этого компонента является военная деятельность, которая в мирных условиях представляет собой совокупность теоретических и практических действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, должностных лиц и граждан и направлена на разработку, производство и поставку оружия, создание, подготовку и применение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, мобилизационную подготовку населения и экономики, обеспечивающих оборону и безопасность государства, выполнение международных соглашений и обязательств Российской Федерации [2, с.89].
Военная деятельность находит свое непосредственное выражение в военном строительстве, направленном на поддержание военной мощи государства в интересах обеспечения национальной безопасности. Важнейшей составляющей функциональнодеятельностного компонента военной сферы является строительство и развитие Вооруженных Сил, осуществляемое в соответствие с прогнозируемыми военными угрозами, условиями и возможностями страны.
Вышерассмотренные основные компоненты военной сферы позволяют выделить ее отличительные особенности. Вместе с тем военная сфера при всей своей специфической определенности тесно взаимосвязана с иными сферами общественной жизни, которые при наличии у них сущностных, предметно характеризующих каждую признаков и черт «переплетены» и не имеют четких граней и границ. Поэтому выделение отдельных сфер общественной жизни осуществляется чаще всего в учебно-познавательных целях. Такое взаимопроникновение различных сфер в реальной общественной жизни происходит потому, что в каждой отдельно взятой для анализа сфере наличествуют элементы (или сектора) всех других сфер. Иными словами, военная сфера имеет экономические, политические, социальные, культурные, собственно военные (связанные с вооруженными силами) и иные основы.
Дальнейшее развитие названных основ представляет собой сущность и основные направления совершенствования и модернизации военной сферы российского общества.
Литература:
1. Белозеров В.К. Политическое руководство Вооруженными Силами Российской
Федерации: институциональное измерение: монография. - М.: Издательский дом «АТИСО»,
2011.376 с.
2. Бельков О.А. Политология военного управления. М.: Военный
университет,2008. 220 с.
3. Николаев А.И. Оборона России. М., 2003. 367с.
4. Оборский А.Ю., Кривенко А.М. К вопросу о сущности и структуре военной организации России// Вестник военного университета. 2012. № 2.
5. Ольшевский В.Г. Военная сфера в социальной структуре общества: методологические предпосылки анализа // Вестник военного университета. 2010. №2(22).
6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года// Российская газета. 2009. 19 мая.