Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАЦИЙ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3905
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / МОРАЛЬНЫЙ ДУХ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тукмаков Олег Геннадьевич

На основе анализа требований Министерства обороны Российской Федерации по организации военно-политической работы, опыта оперативной подготовки и применения группировок войск (сил) Вооруженных Сил в операциях сформулирован авторский взгляд на основные задачи военно-политических органов. Рассмотрены направления и мероприятия военно-политической работы при подготовке операций в контексте ее организации в СВО на Украине и указаны наиболее характерные недостатки, негативно повлиявшие на уровень морально-политического и психологического состояния личного состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF MILITARY-POLITICAL WORK IN PREPARATION OF OPERATIONS

On the basis of analysis of the requirements of the Ministry of Defense of the Russian Federation for the organization of military-political work, the introduction into practice the experience of operational training when using groupings of troops of the Armed Forces in operations, the author’s view on the main tasks of the military-political bodies is formulated. The directions and measures of the military-political work during the preparation for operations in the context of its organization in the armed forces in Ukraine are considered and the most typical drawbacks that negatively affected the level of the moral and political and psychological state of the personnel are indicated.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАЦИЙ»

Основные направления совершенствования военно-политической работы при подготовке операций

Полковник О.Г. ТУКМАКОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

На основе анализа требований Министерства обороны Российской Федерации по организации военно-политической работы, опыта оперативной подготовки и применения группировок войск (сил) Вооруженных Сил в операциях сформулирован авторский взгляд на основные задачи военно-политических органов. Рассмотрены направления и мероприятия военно-политической работы при подготовке операций в контексте ее организации в СВО на Украине и указаны наиболее характерные недостатки, негативно повлиявшие на уровень морально-политического и психологического состояния личного состава.

On the basis of analysis of the requirements of the Ministry of Defense of the Russian Federation for the organization of military-political work, the introduction into practice the experience of operational training when using groupings of troops of the Armed Forces in operations, the author's view on the main tasks of the military-political bodies is formulated. The directions and measures of the military-political work during the preparation for operations in the context of its organization in the armed forces in Ukraine are considered and the most typical drawbacks that negatively affected the level of the moral and political and psychological state of the personnel are indicated.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военно-политическая работа, информационно-психологическое воздействие, морально-политическое и психологическое состояние, моральный дух, психологическая подготовка, военно-социальная работа, культурно-досуговая работа.

Military-political work, informational and psychological influence, moral and political and psychological state, morale, psychological preparation, military and social work, cultural and leisure time activities.

«Никто не может провести четкую грань между ролью собственно оружия, военной техники и значением морального духа войск. Однако бесспорно, что при прочих равных условиях крупнейшие битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются непреоборимой волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой»1.

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков (1896—1974 гг.)

ИСТОРИЧЕСКИЙ опыт и современная практика убедительно свидетельствуют о том, что любой вид деятельности войск (сил) в своей основе имеет одновременно материальную и духовную стороны. Следовательно, ведение военных действий (операций) — это столкновение не только физических, но и духовных сил противоборствующих сторон. При этом решающей силой в достижении целей операции всегда был и остается человек — военнослужащий с его профессиональными, боевыми, морально-политическими и психологическими качествами, заменить которые не смогут никакое оружие, никакая техника при всем их непреходящем значении.

Военно-политическим руководством Российской Федерации ведется работа по выработке и внедрению в практику боевой деятельности войск (сил) концептуальных подходов к формированию необходимых морально-политических и психологических качеств личного состава в рамках военно-политической работы. При этом военно-политическая работа, являясь отдельным направлением деятельности органов военного управления, должностных лиц соединений и частей, охватывает всю духовную сторону жизни военнослужащих, все уровни психики: как сознательной, так и эмоционально-чувственной, а также и подсознательной (инстинктивной), готовит личный состав к успешному выполнению задач.

Не умаляя значения всех видов обеспечения при подготовке операций, необходимо отметить, что военно-политическая работа, направленная на формирование и поддержание морально-политического и психологического состояния личного состава на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению в любых условиях обстановки2, играет основную роль

в достижении морально-политического и психологического превосходства над противником. При этом показателем такого превосходства будет являться соотношение уровней морально-политического и психологического состояния своих войск и войск противника, определяемых в соответствии с утвержденными методиками. По своей сущности морально-политическое и психологическое состояние представляет собой совокупность личностных идейно-политических установок, морально-нравственных ценностей, поведенческих мотивов и настроений, складывающихся под воздействием системы социально-политических и психологических факторов, влияющих на моральную готовность и психологическую способность личного состава выполнять поставленные задачи.

Результаты анализа опыта организации военно-политической работы в ходе подготовки и проведения стратегических командно-штабных и совместных стратегических учений за последние годы показывают, что в работе должностных лиц военно-политических органов отмечается ряд системных недостатков и проблем-

ных вопросов, которые не позволяют повысить эффективность военно-политической работы в войсках. К их числу можно отнести: недостаточную личную профессионально-должностную подготовленность руководителей военно-политических органов объединений и оперативного состава пунктов управления военно-политической

работой; шаблонные подходы, формализм при организации мероприятий военно-политической работы в войсках по ее основным направлениям (рис. 1), игнорирование опыта военно-политической работы в группировке войск (сил) в Сирийской Арабской Республике (САР) и в миротворческой операции в Нагорном Карабахе.

Рис. 1. Направления военно-политической работы

Все это негативно влияет на качество проводимых мероприятий военно-политической работы в войсках (силах) и показывает целесообразность уточнения основных задач военно-политических органов при подготовке операций.

Исходя из основных направлений военно-политической работы, закрепленных в руководящих документах Минобороны России, с учетом опыта его организации в ходе оперативной подготовки Вооруженных Сил и применения группировок войск в САР и Нагорном Карабахе, предлагается следующее изложение основных задач военно-политических органов при подготовке операций:

• разъяснение личному составу причин, характера, законности и военно-политических целей применения войск (сил), перестройка сознания военнослужащих с мирного на военный лад, формирование морального превосходства своих войск над противником, уверенности в своей

способности успешно выполнить поставленные задачи;

• защита войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия в условиях ведения против Российской Федерации полномасштабной информационно-психологической войны, участие в выполнении задач информационного противоборства;

• непрерывное добывание во взаимодействии с органами военного управления, анализ, оценка и обобщение данных социально-политической обстановки, морально-политического и психологического состояния войск противоборствующей стороны и своих войск с учетом прогноза их изменения в ходе операции и по ее завершении;

• организация и проведение мероприятий психологической подготовки в войсках (силах) с учетом их состава и особенностей применения;

• поддержание требуемого уровня правопорядка и воинской дисциплины

в органах военного управления, соединениях, частях и организациях, подготовка обоснованных предложений по военно-политической работе для принятия решения командующим;

• обеспечение реализации прав и социальных гарантий военнослужащих, доведение до личного состава положенных норм довольствия, установленных нормативными правовыми актами выплат и пособий;

• организация культурно-художественного обслуживания войск (сил).

При этом автор считает, что вопросы психологической работы, особенно психологической подготовки личного состава, должны рассматриваться в комплексе с другими основными направлениями военно-политической работы.

В период непосредственной подготовки операции данные задачи детализируются с учетом: объема и условий выполнения задач, решаемых войсками (силами) в операциях; роли и места органа военного управления, объединения, соединения в решении определенных командующим оперативных задач; сложившейся социально-политической обстановки в зоне ответственности, морально-политического и психологического состояния войск (сил) сторон и ряда других факторов.

При этом важнейшими направлениями деятельности военно-политических органов будут: поддержание постоянной боевой готовности подчиненных сил и средств, наиболее рациональное и обоснованное их распределение по направлениям (объектам, задачам), организация всестороннего обеспечения сил и средств военно-политической работы и управления ими в ходе операции; своевременное доведение (уточнение) задач по военно-политической работе войскам (силам); подготовка военно-политических органов и сил и средств военно-политической рабо-

ты войск (сил) к выполнению поставленных задач; подготовка агитационно-пропагандистских материалов, в том числе для ведения информационного противоборства; организация взаимодействия с органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, соответствующими структурами других войск, воинских формирований и органов, общественными и религиозными организациями в интересах военно-политической работы в войсках (силах); практическая работа и контроль готовности сил и средств военно-политической работы к операции.

Вышеизложенные основные задачи и направления деятельности военно-политических органов указывают на то, что в отличие от воспитания военно-политическая работа, решая задачи подготовки войск (сил) к операции, преследует прежде всего подготовку сознания и психики военнослужащего к устойчивому, надежному и адекватному функционированию в боевой обстановке.

Возрастание актуальности целенаправленного воздействия на сознание и психику личного состава связано с тем, что в современных условиях, когда «рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей, искажения мировой истории, пересмотра взглядов на роль и место России в ней, реабилитации фашизма, разжигания межнациональных и межконфессиональных конфлик-тов»3, особую значимость приобретают меры по противодействию угрозам «психологической ментальной войны, цель которой заключается в уничтожении самосознания, изменении ментальной, цивилизованной основы общества противника»4. В связи с этим военно-политические органы призваны осваивать новые формы и способы военно-политической работы по ее основным направлениям.

Необходимость совершенствования военно-политической работы при подготовке и ведении операций была наглядно продемонстрирована в ходе проведения СВО, в контексте которой автором рассмотрены основные направления военно-политической работы.

Одним из важнейших направлений деятельности военно-политических органов при подготовке операций, по мнению большинства военных теоретиков и практиков военно-политической работы, является организация военно-политической пропаганды и агитации в органах военного управления, войсках (силах).

В современных документах, регламентирующих организацию военно-политической работы, военно-политическая пропаганда и агитация рассматриваются как система целенаправленных и согласованных мероприятий. Они осуществляются командующими, штабами, военно-политическими органами, военными средствами массовой информации для военно-политического ориентирования личного состава, а также для своевременного доведения решений военно-политического руководства страны, сведений о военно-политической, стратегической (оперативной), социально-политической обстановке и полученных задачах, принимаемых органами государственной власти решениях в целях выполнения этих задач Вооруженными Силами. Военно-политическая работа направлена также на формирование у военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил необходимого уровня морально-политического и психологического состояния на основе общественно значимых убеждений, утверждения в их сознании и поведении идей патриотизма и высоких духовных потребностей5. Ее основными направлениями являются

агитационно-пропагандистская работа и защита войск (сил) от негативного информационно-психологического воздействия. Исторический опыт свидетельствует, что агитационно-пропагандистская работа, при своевременно поставленных задачах и эффективном применении сил и средств, обладает значительным потенциалом духовного воздействия на военнослужащих. Замечательно выразил значение слова в агитации и пропаганде военный корреспондент, поэт, участник Великой Отечественной войны (1941—1945) Вадим Шефнер: «Словом можно убить, словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести»6.

Содержание, формы и методы агитационно-пропагандистской работы при ее единой военно-политической направленности во многом определяются специфическими задачами объединений (соединений, частей) различных видов и родов войск Вооруженных Сил, конкретными условиями их выполнения. При этом среди многообразия методов, форм и средств воздействия на сознание и поведение личного состава в боевой обстановке на первый план выдвигаются боевой призыв и личный пример командиров, заместителей по военно-политической работе, офицеров и сержантов. Когда слово подкрепляется конкретными делами — это самая убедительная форма агитации в боевых условиях.

Как показала практика агитационно-пропагандистской работы в группировке войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации в САР и в ходе СВО, наибольшая эффективность проводимых мероприятий достигается заблаговременным планированием и комплексным применением сил и средств военно-политической работы центрального подчинения, военных округов и флотов, а также использованием

в интересах войск (сил) возможностей центральных, региональных и местных средств массовой информации, полиграфической и культур-но-досуговой базы.

К примеру, в ходе СВО закрепились как формы и способы военно-политической работы в группировках войск (сил) и приобрели новое содержание агитационно-пропагандистские акции (рис. 2), проводимые военно-политическими органами с привлечением к участию в них известных в стране политических, общественных и религиозных деятелей, творческих коллек-

тивов, спортсменов, блогеров, артистов из Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации. В проведении агитационно-пропагандистских акций для личного состава группировок войск (сил) и населения Донбасса только в мае—июне 2022 года совместно с творческими коллективами военных учреждений культуры приняли участие такие медийные лица, как Н. Басков, Р. Газманов, В. Дайнеко, Л. Долина, Д. Дюжев, Зара, Г. Лепс, О. Кормухина, Д. Майданов, А. Маршал, В. Машков, Д. Певцов, А. Шиловская и др.

Рис. 2. Праздничный концерт ко Дню Победы в Донецке

Приобрели популярность проводимые Минобороны России совместно с Администрацией Президента Российской Федерации агитационно-пропагандистские акции «Мы вместе с нашей Армией» в поддержку личного состава, участвующего в СВО. Такие акции проведены во всех центрах и крупных городах субъектов Российской Федерации.

На широкий общенациональный уровень вышла информационная работа по пропаганде примеров от-

ваги и мужества российских военнослужащих, отличившихся при проведении СВО. Так, на телевидении, на официальном сайте Минобороны России в разделе «Герои Z» и в печатных средствах массовой информации ежедневно освещаются примеры мужества и героизма участников СВО, в городах и других населенных пунктах размещаются баннеры с информацией об их подвигах.

Во взаимодействии с органами государственной власти субъектов

Российской Федерации и местного самоуправления принимаются меры по увековечению памяти погибших героев: присвоение их имен улицам и другим географическим объектам, школам, юнармейским отрядам и учебным классам; открытие мемориалов памяти; размещение на зданиях граффити (изображений военнослужащих), мемориальных досок и др.

Проводимые мероприятия военно-политической пропаганды и агитации способствовали укреплению положительного имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации и доверия к военно-политическому руководству страны, формированию патриотических настроений в российском обществе.

В деятельности должностных лиц органов военного управления, в том числе военно-политических органов, соединений и частей, при подготовке операций (боевых действий) немаловажное значение имеет качественная организация психологической работы, прежде всего проведение мероприятий психологической подготовки военнослужащих.

Одной из основных задач психологической службы Вооруженных Сил, согласно руководящим документам Минобороны России, является обеспечение психологической готовности военнослужащих к выполнению задач по предназначению7.

Востребованность психологической подготовки и необходимость ее

совершенствования была доказана в ходе применения группировки войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации в САР.

На основе анализа документов, регламентирующих подготовку войск (сил), практического опыта применения группировки войск (сил) и результатов опроса участников боевых действий в САР, психологической службой Вооруженных Сил в мае 2016 года были разработаны и утверждены статс-секретарем — заместителем Министра обороны Российской Федерации «Методические указания по организации психологической подготовки личного состава», в которых психологическая подготовка определяется как организованный и целенаправленный процесс формирования у военнослужащих и воинских коллективов психологической готовности к выполнению боевых задач и устойчивости к отрицательному влиянию факторов боя.

Согласно действующим руководящим документам, психологическая подготовка организуется и проводится в целях достижения военнослужащими, подразделениями способности выдерживать высокие нервно-психические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной опасности. Она осуществляется в соответствии с планами подготовки органов военного управления, соединений и воинских частей по основным видам (табл.).

Таблица

Виды психологической подготовки

Вид психологической подготовки по направленности и охвату личного состава Этапы подготовки операции (боевых действий)

Общая Заблаговременная подготовка

Специальная

Целевая Непосредственная подготовка

При этом общая психологическая подготовка проводится, как правило, заблаговременно и обеспечивает формирование психологической готовности личного состава войск (сил) к действиям в условиях сложной и динамичной обстановки современных операций (боевых действий) посредством выработки морально-политических качеств, составляющих принципы воинского служения, а также психологической устойчивости к воздействию психотравмирую-щих факторов. Отдельные элементы общей психологической подготовки проводятся при восстановлении боеспособности войск.

Специальная психологическая подготовка проводится для обеспечения психологической готовности личного состава к боевым действиям с учетом особенностей решаемых задач объединениями (соединениями, частями) видов и родов войск Вооруженных Сил, особенностей боевой деятельности конкретных специалистов, природно-климатических условий.

Целевая психологическая подготовка проводится, как правило, непосредственно перед началом операции (боевых действий) и обеспечивает формирование психологической готовности личного состава выполнить конкретную боевую задачу8.

Опыт психологической подготовки в войсках, участвующих в СВО, свидетельствует о том, что мероприятия целевой подготовки непосредственно перед выполнением боевой задачи необходимо проводить с привлечением специалистов региональных (территориальных) центров психологической работы военных округов (флотов), а также организаций центрального подчинения. При этом особое внимание следует уделять мерам по нейтрализации (минимизации) негативного влияния неблагоприятных факторов боевой обстановки, а также защите личного

состава от информационно-психологического воздействия противника.

Особый характер выполнения личным составом задач в операции связан в том числе с риском для жизни, что предполагает закрепление в законодательстве дополнительных социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, на реализацию которых направлены мероприятия военно-социальной работы.

Проведенный автором анализ работы органов государственного и военного управления по законотворческой деятельности в части совершенствования социальной защиты военнослужащих и членов их семей показывает, что значительно сократилось время на законодательное закрепление статуса ветерана боевых действий за военнослужащим, участвовавшим в вооруженных конфликтах (от нескольких лет для выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и контртеррористической операции на территории СевероКавказского региона Российской Федерации до одного месяца для участников СВО). В то же время автор полагает необходимым принятие указанных нормативных правовых актов одновременно с решением о применении войск (сил), что позволило бы улучшить социальное самочувствие и психологическую готовность военнослужащих.

Значительное влияние на повышение эффективности военно-социальной работы и в целом на укрепление морального духа войск оказывают совершенствование и реализация мер морального и материального стимулирования военнослужащих.

К примеру, для участников СВО впервые после Великой Отечественной войны (1941—1945) установлены дополнительные выплаты за уничтожение личного состава, вооружения и военной техники противника (рис. 3).

Рис. 3. Размеры выплат за уничтожение противника

В деятельности военно-политических органов и психологической службы Вооруженных Сил при подготовке к операции важное место будет занимать организация работы с военнослужащими, пострадавшими при выполнении боевых задач, и их родственниками в военных лечебно-оздоровительных организациях Минобороны России.

В целях медико-психологической и социальной реабилитации военнослужащих, пострадавших в ходе СВО, и возвращения их в строй организованы и проведены ряд акций «Лучшим воинам мира» с участием военно-политического руководства страны, руководителей общественных и религиозных организаций,

известных артистов и спортсменов, участников движения «ЮНАРМИЯ».

Неотъемлемой составной частью военно-политической работы является культурно-досуговая работа, направленная на формирование у личного состава средствами культуры и искусства готовности к выполнению задач.

Необходимо отметить, что при подготовке операции мероприятия культурно-досуговой работы планируются в комплексе с мероприятиями военно-политической пропаганды и агитации, психологической работы, военно-социальной работы и военно-патриотической работы с учетом прогноза изменения оперативной и социально-политической обстановки. При этом в ходе заблаговре-

В отличие от воспитания военно-политическая работа, решая задачи подготовки войск (сил) к операции, преследует прежде всего подготовку сознания и психики военнослужащего к устойчивому, надежному и адекватному функционированию в боевой обстановке.

менной подготовки осуществляется рациональное распределение агитационно-пропагандистских бригад, выделяемых военными учреждениями культуры для действий на операционных направлениях (в районах).

Как правило, в ходе операции силы и средства военных учреждений культуры осуществляют культурно-художественное обслуживание войск (сил), действующих во вторых эшелонах (резерве), не принимающих активного участия в боевых действиях, а также в районах восстановления боеспособности и медицинских организациях.

При заблаговременной подготовке к операции в интересах формирования и поддержания благоприятной социально-политической обстановки, положительного отношения местного населения к действиям войск (сил) по согласованию с органами государственной власти и местного самоуправления в населенных пунктах в зоне ответственности объединения проводятся агитационно-пропагандистские акции с участием в них военных учреждений культуры, известных политических, общественных и религиозных деятелей, творческих коллективов, артистов и спортсменов. Такие акции направлены в том числе на формирование средствами культуры и искусства патриотического сознания у военнослужащих и населения районов предстоящих действий войск (сил), понимания и поддержки личным составом государственной политики в области обороны страны, а также на повышение уровня политической

грамотности, личной ответственности за выполнение задач по вооруженной защите Российской Федерации.

В работе по патриотическому воспитанию военнослужащих и граждан в районах проведения СВО особо значимым событием стало празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 —1945 годов. Проведенные на Донбассе агитационно-пропагандистские акции «всколыхнули» историческую память народа, продемонстрировали его единство в борьбе с нацизмом. Именно культурно-художественное обеспечение мероприятий позволяет выразить их тематическое содержание, придает им особую торжественность, способствует формированию и подъему у граждан, особенно среди молодежи, государственно-патриотического сознания.

Следует подчеркнуть, что организация и проведение празднований государственных праздников, памятных дат и победных дней в истории нашей страны и ее Вооруженных Сил обладают несоизмеримым потенциалом мобилизующего воздействия на сознание, волю и чувства военнослужащих в целях укрепления морального духа войск (сил).

Промежуточный анализ организации военно-политической работы в ходе подготовки и проведения СВО позволяет выявить наиболее характерные недостатки, значительно повлиявшие на уровень морально-политического и психологического состояния личного состава группировок войск (сил).

Во-первых, в условиях скоротечного принятия решения о проведении СВО мероприятия военно-политической пропаганды и агитации с личным составом по перестройке их сознания с мирного на военный лад не были проведены, до каждого военнослужащего не были доведены цели операции, его место и роль в выполнении ее задач.

Во-вторых, имеющиеся данные оценки социально-политической обстановки на Украине не в полной мере соответствовали действительности: «Местные жители русскоговорящих областей вместо цветов и караваев, как предполагалось нами, встретили тыловые колонны наших войск гражданским сопротивлением»9.

В-третьих, сведения о морально-психологическом состоянии личного состава вооруженных сил Украины оказались некорректными. Предполагаемые ожидания неготовности их к вооруженному сопротивлению и массовой сдачи в плен не оправдались.

В-четвертых, личный состав группировок войск Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине, участвующий в СВО, подвергся широкомасштабному информационно-психологическому воздействию, развернутому по натовским стандартам центрами психологических операций Украины.

В-пятых, обеспечение войск (сил) походными техническими средствами военно-политической работы оказалось недостаточным. Имеющиеся в группировках войск в ограниченном количестве походные техниче-

ские средства не позволили эффективно проводить мероприятия по поддержанию высокого морально-боевого духа войск (сил).

Таким образом, основные направления военно-политической работы при подготовке операций, мероприятия, проводимые военно-политическими органами и психологической службой Вооруженных Сил в ходе СВО на Украине, характерные недостатки, проявившиеся с начала операции, определяют необходимость совершенствования деятельности всех субъектов военно-политической работы при подготовке военных операций, требуют выработки единых подходов к организации и проведению мероприятий по всем направлениям военно-политической работы с учетом исторического и современного опыта, к определению (уточнению) критериев оценки ее эффективности, а также методик, позволяющих определять морально-психологическую готовность личного состава к выполнению боевых задач. Указанные подходы, критерии и методики должны найти закрепление в основополагающих и единых уставных документах Вооруженных Сил.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Маршал Г.К. Жуков. Воспоминания и размышления. В 3-х т. 7-е изд. М.: Агентство печати Новости, 1985. 981 с.

2 Приказ Министра обороны РФ от 28.12.2021 № 803 «Об утверждении руководства по организации военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

3 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / Собрание законодательства РФ. 05.07.2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

4 Ильницкий А.М. Ментальная война России // Военная Мысль. 2021. № 8. С. 19—33.

5 Основы военно-политической работы: учебник. 2-е изд. М.: Военный университет, 2020. 550 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Шефнер В.С. Слова. Культура: сайт. URL: https:7www.culture.ru/poems/14464/ slova (дата обращения: 30.08.2022).

7 Приказ Министра обороны РФ от 25.08.2022 № 495 «Об утверждении Положения о психологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации».

8 Основы военно-политической работы: учебник.

9 Клупов Р.М. Интервью еженедельнику «Звезда» от 23.05.2022. URL: https:/zvezdaweekly.ru (дата обращения: 30.08.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.