Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования отношений инновации и конкуренции'

Основные направления совершенствования отношений инновации и конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕД-ПРИЯТИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТЬ И ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИОННО-КОНКУРЕНТНАЯ ПОЛИ-ТИКА / ОАО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ" / OPEN JOINT STOCK COMPANY "NIZHNEKAMSKNEFTEKHIM" / THE COMPETITIVE STRATEGY OF AN ENTERPRISE / INNOVATION STRATEGY OF AN ENTERPRISE / COMPETITIVE ADVANTAGES / OIL AND CHEMISTRY PRODUCTION / INNOVATION ACTIV-ITY AND INNOVATION CAPACITY OF AN ENTERPRISE / INNOVATION AND COMPETITIVE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маннапова Д. Ф.

Инновационная и конкурентная стратегия любого предприятия определяется особен-ностями его развития, инновационным потенциалом, местом и ролью в системе взаимо-отношений с конкурентами и т.д. Разработка инновационной стратегии развития пред-приятия, занимающего ведущее место в нефтехимическом комплексе страны, наличие высококвалифицированного кадрового потенциала, мощной производственной базы явля-ется гарантией успешной работы предприятия на любом конкурентном рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Маннапова Д. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovation and competitive strategy of any enterprise is determined by the peculiarities of its development, innovation capacity, its place and role in the system of interrelations with competitors, etc. Ways of working out an innovation development strategy of the enterprise, which occupies a leading place in oil and chemistry complex of the country, visible highly quali-fied work force capacity, a strong and powerful industrial base is the guarantee of a successful work of the enterprise in any competitive market.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования отношений инновации и конкуренции»

Д. Ф. Маннапова

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ

ИННОВАЦИИ И КОНКУРЕНЦИИ

Ключевые слова: конкурентная стратегия предприятия, инновационная стратегия предприятия, конкурентные преимущества, нефтехимическая продукция, инновационная деятельность и инновационный потенциал предприятия, инновационно-конкурентная политика, ОАО «Нижнекамскнефтехим», the competitive strategy of an enterprise, innovation strategy of an enterprise, competitive advantages, oil and chemistry production, innovation activity and innovation capacity of an enterprise, innovation and competitive policy, Open Joint Stock

Company «Nizhnekamskneftekhim».

Инновационная и конкурентная стратегия любого предприятия определяется особенностями его развития, инновационным потенциалом, местом и ролью в системе взаимоотношений с конкурентами и т.д. Разработка инновационной стратегии развития предприятия, занимающего ведущее место в нефтехимическом комплексе страны, наличие высококвалифицированного кадрового потенциала, мощной производственной базы является гарантией успешной работы предприятия на любом конкурентном рынке.

The innovation and competitive strategy of any enterprise is determined by the peculiarities of its development, innovation capacity, its place and role in the system of interrelations with competitors, etc. Ways of working out an innovation development strategy of the enterprise, which occupies a leading place in oil and chemistry complex of the country, visible highly qualified work force capacity, a strong and powerful industrial base is the guarantee of a successful work of the enterprise in any competitive market.

В последние годы в странах с рыночной ориентацией особое внимание уделяется активизации инновационной деятельности и инновационному развитию как главным факторам повышения эффективности общественного и отраслевого производства.

Инновационная и конкурентная стратегия любого предприятия определяется особенностями его развития в предыдущие периоды, инновационным потенциалом, местом и ролью в системе взаимоотношений с конкурентами, потребителями, поставщиками и т.д. Номенклатура конечных параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы: технические параметры качества продукции и экономические параметры. Финансово-экономическое и производственное состояние ОАО «Нижнекамскнефтехим» в целом соответствует требованиям конкурентоспособности.

ОАО «Нижнекамскнефтехим» сильно привязано к рынку, т.е. зависит от инновационных импульсов своих ключевых клиентов. Интенсивность научных исследований и разработок на предприятии обусловлена принадлежностью к нефтехимической отрасли, которая функционирует как олигополистический рынок, где наибольшее значение имеют параметры спроса и характер конкуренции. На олигополистическом рынке решающее влияние на внешнее конкурентное преимущество оказывают реакция покупателя и поведение конкурентов. А наилучшие условия для внутренних конкурентных преимуществ на таком рынке создаются на основе политики диверсификации, внедрения новой технологии и особенно уникальной продукции, имеющей высокую ценность для потребителя.

Создаваемое внешнее конкурентное преимущество опирается на рыночную стратегию диверсификации производства, систему инновационного маркетинга и на способность предприятия определить конкурента на рынке нефтехимической продукции для удовлетворения ожиданий покупателя (рис. 1).

Сложившаяся рыночная конъюнктура предопределяет необходимость поиска путей «выживания» ОАО «Нижнекамскнефтехим», этим же обстоятельством обуславливаются основные причины ведения конкурентно-инновационной политики. На предприятии ведется целенаправленная работа по ведению конъюнктурной и упреждающей инновационно-конкурентной политики. Конъюнктурная инновационно-конкурентная политика вызывается реакцией предприятия на нововведения, осуществленные конкурентами, когда она вынуждена вводить инновации вслед за конкурентом, чтобы обеспечить на рынке конкурентоспособность производства. Упреждающая инновационно-конкурентная политика носит предупредительный характер с целью получения в перспективе конкурентных преимуществ. В результате предприятие вовлекается в новую для него инновационную и технологическую конкуренцию.

Рис. 1 - Определение удовлетворения ожиданий покупателя

Наиболее успешная реализация стратегии конкурентных преимуществ основана на создании предприятием инновационной монополии, так как именно она способствует созданию наилучшей для предприятия конкурентной ситуации. Цены на инновационные товары, получаемые в результате использования инновационных технологий, значительно

повышают потребительскую ценность товара, что дает возможность получать инновационную ренту.

Чем больше число влияющих на конкуренцию факторов (высокие технологии, диверсификация новизны продукции, упреждающая экономическая политика, ценовая пол-тика), тем прочнее оказываются позиции ОАО «Нижнекамснефтехим».

Как известно максимальное наращивание конкурентных преимуществ возможно,

если:

- предприятие обладает новой совершенной технологией;

- созданы оптимальные каналы в продвижении товарной продукции;

- отсутствует явные конкуренты.

ОАО «Нижнекамскнефтехим» является единственным в СНГ производителем таких видов продукции, как линейные альфа-олефины, окись пропилена, простые полиэфиры, этиленгликоли, стирол, а также гаммы синтетических каучуков - изопренового, бутилового, этилен-пропиленового [1]. По итогам 2007 года произведено товарной продукции более чем на 55 млрд. рублей. В физических объемах это на 12% больше чем в предыдущем году. Получена выручка от реализации продукции более 58,6 млрд. рублей, чистая прибыль

- более 4,1 млрд. рублей. Впервые за всю историю компании годовая экспортная выручка превысила 28,6 млрд. рублей, при этом ее прирост к 2006 года составил 17 %. В апреле 2004 г. было сдано в эксплуатацию первое в России промышленное производство галобу-тилового каучука, также было успешно освоено производство нового вида бутадиенового каучука на неодимовом катализаторе (СКД-Н). С 2004 года поставки (СКД-Н)увеличились в 2,5 раза, а доля ОАО «Нижнекамскнефтехим» на глобальном рынке составила в 2007 году 3,3 %, в российском производстве (СКД-Н) в 2007 году составило 33,3 %, а в поставках в РФ - 15,5 %. С успехом реализуется и программа по выпуску этилен-пропиленового каучука (скэпт). В перспективе - освоение производства дивинил-строительного каучука (ДССК).

В целях усиления конкурентных преимуществ в 2005 г. на «Нижнекамскнефтехим» была принята масштабная программа модернизации производства. Согласно ей, в 2006 году возведены новые мощности для выпуска полипропилена (важное сырье для изготовления широкого спектра пластмассовых изделий - труб, строительных материалов и др.). На сегодняшний день это - самое современное производство полипропилена в Российской Федерации. В числе других планов - завершение строительства завода по одностадийному производству изопрена, основного сырья для изопренового синтетического каучука. Ожидается, что еще до конца нынешнего года новое предприятие сможет выйти на проектную мощность в 160 тыс. тонн в год, что позволит ему стать в этой сфере одним из крупнейших в мире. Другое перспективное направление «Нижнекамскнефтехим» - завершение строительства производства полиэтилена мощностью 230 тыс. тонн в год этой ходовой продукции. Решено освоить производство еще двух продуктов, выступающих в качестве высокотехнологичной основы для конечного производства пластиковых изделий: АБС-пластика (до 60 тыс. тонн в год) и вспенивающегося полистирола (примерно 40 тыс. тонн в год) [2].

В зависимости от соотношения потребностей и возможностей, их интенсивности, специфики и уровня развития изменяется и характер управления инновационной деятельностью предприятия. Процесс управления конкурентными преимуществами должен учитывать высокую неопределенность и уровень риска. В частности, имеется серьезный настораживающий фактор - непредсказуемое колебание цен на нефть. На устойчивую работу предприятия влияет и наличие непогашенных валютных кредитов с нефиксированной процентной ставкой с использованием ЫБОЯ, ЕЦШВОК

Отмечаются также изменения в структуре спроса - переход от потребления массовой унифицированной нефтехимической продукции к формированию индивидуализированного потребительского и инвестиционного спроса, что способствует все большей сегментации рынков при возрастающей интенсивности инновационной конкуренции.

Выбор наиболее подходящей стратегии конкуренции зависит от того, какими возможностями располагает ОАО «Нижнекамскнефтехим».

На российском товарном рынке основными конкурентами предприятия являются: ОАО «Стирол», ОАО «Салаваторгсинтез», ОАО «Тольятти-каучук», ЗАО «Петрокам» и другие. На состояние рыночной конкуренции оказывает влияние и диверсификация продукции.

Основными зарубежными конкурентами ОАО «Нижнекамскнефтехим» являются компании Exxon, Lanxess, BASF, Shell. В частности, доля российского предприятия в объемах производства стирола, моноэтиленгликоля в мире составляет около 1%. По производству каучуков и латексов ОАО «Нижнекамснефтехим» занимает основную долю на рынке среди предприятий ассоциации «Синтез каучук».

Следующим этапом оценки инновационной конкурентоспособности предприятия выступает состояние внутренних и внешнеторговых цен, издержек и спроса производства. В острой конкурентной борьбе ОАО «Нижнекамскнефтехим» старается вести эффективную ценовую политику.

Основными конкурентными преимуществами предприятия являются:

- выгодное территориальное расположение; ОАО «Нижнекамскнефтехим» имеет надежные транспортные связи по рекам Волге и Каме и по железной дороге практически со всеми регионами страны, а также со странами дальнего и ближнего зарубежья.

- близость поставщиков сырья, энергетики, потребителей продукции;

- доминирование на отдельных рынках;

- уникальная производственная инфраструктура;

- крупнотоннажное производство и как следствие низкие постоянные издержки;

- высокая диверсификация продукции;

- прозрачность и открытость финансово-хозяйственной деятельности;

- высокая кредитоспособность и низкий уровень риска;

- прогрессивная команда менеджеров;

- мировая известность торговой марки.

К основным направлениям совершенствования инновационно-конкурентных отношений относятся:

I. Инновационная модернизация производства, включающая организацию производства изопрена одностадийным методом; увеличение производства полистирола; модернизацию этиленового комплекса; строительство производства галобутилкаучука.

Цели модернизации производства - увеличение объема производства, снижение себестоимости, улучшение качества вырабатываемой продукции, получение дешевого сырья, эффективное использование свободных производственных мощностей.

II. Расширение производственных мощностей предприятия и строительство новых производств:

- строительство Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода;

- строительство установки метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ);

- строительство производства полипропилена.

Цели: выпуск новых видов конкурентоспособной по себестоимости продукции, соответствующей мировому уровню качества, углубление переработки нефтепродуктов на полимерную группу.

III. Развитие энергосберегающих технологий, включающее совершенствование системы учета и контроля за потреблением энергоресурсов; модернизацию ТЭЦ-11 и снижение тарифов на энергоносители.

Цели: снижение себестоимости продукции, получение дешевых энергоносителей.

IV. Совершенствование систем учета затрат и управления, включающего совершенствование системы управления предприятием, организацию системы управления затратами в рамках системы Я3 фирмы БАР.

Цели: снижение потерь, эффективное управление затратами, оптимальное распределение функций среди структурных подразделений. Затраты на исследования и разработки в ОАО «Нижнекамскнефтехим» после 2001 г. стали увеличиваться (рис. 2).

Рис. 2 - Затраты на исследования и разработки в ОАО «Нижнекамскнефтехим» в 1997-2007 гг. (млн. руб)

Резкое снижение издержек на исследования и разработки связано с низкой рентабельностью предприятия. В 2001 г. рентабельность составила 10,5%, в 2002 г. - 10,2 % [3].

Активизация инновационной деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» во многом зависит от создания национальной инновационной системы. Накопившееся в течение многих лет отставание предприятия, как и всех российских предприятий, в инновационной сфере имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфрастуктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности инновационного потенциала предприятий, к снижению роли прикладных научных дисциплин.

Разработка инновационной стратегии развития предприятия, занимающего ведущее место в нефтехимическом комплексе страны, наличие высококвалифицированного кадрового потенциала и мощной производственной базы являются гарантией дальнейшей успешной работы предприятия на любом конкурентном рынке.

Зависимость успеха ОАО «Нижнекамскнефтехим» в конкурентной среде как российского лидера по производству синтетического каучука; экспортера многих видов нефтехимической продукции от инновационной деятельности уже давно осознана акционерами. В центре внимания при этом должен находиться целенаправленный и рациональный менеджмент отдельных периодов инновационного процесса с учетом конкурентоспособности нефтехимической продукции. Активизация инновационной деятельности ОАО «Нижнекамскнефтехим» является условием удержания конкурентных позиций на рынке нефтехимической продукции. В то же время важнейшим источником создания и удержания конкурентного преимущества является постоянное обновление инновационного потенциала предприятия.

Литература

1. Васильев, С. Трудовой и житейский паспорт «Нижнекамскнефтехим» / С. Васильев ///Российская газета. 2005. 27 сентября.

2. Грамматиков, А. Большая химия на углеводородах /А. Грамматиков // Эксперт. - 2006. -№ 6.

3. Эксперт-200. // Эксперт. - 2002. - № 37: - 2003.-№36.

© Д. Ф. Маннапова - асп. АУ «ТИСБИ».

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 1.10.08. по 30.11.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.