Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования кластерной модели развития экономики региона'

Теоретические основы формирования кластерной модели развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / КЛАСТЕРНЫЕ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дырдонова Алена Николаевна

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы создания и развития кластерных систем на территории региона. Выявлены предпосылки и условия формирования кластеров, предложены направления кластерной политики и государственной поддержки развития кластерных образований в регионеI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the theoretical and practical questions of creation and development of the cluster systems are examined on territory of region. Pre-conditions and terms of forming of clusters are exposed, directions of cluster policy and state support of development of cluster educations are offered in a region

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования кластерной модели развития экономики региона»

- субъекты процесса связаны прямыми и обратными информационными связями на всех этапах формирования и реализации стратегии.

Механизм формирования и реализации стратегии промышленного развития, выстроенный в соответствии с предложенным алгоритмом при выполнении указанных требований, обеспечивает:

- приоритет системных параметров в развитии промышленности;

- обоснованность каждого этапа формирования и реализации стратегии развития промышленности;

- информированность общества о каждом этапе формирования и реализации стратегии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабинцев А. Стратегия устойчивого развития региона и улучшение качества жизни населения // Стандарты и качество, 2003. № 2. С. 42-46.

2. Брагинский О.Б. Долгосрочное планирование отрасли промышленности / О.Б. Брагинский. М.: Наука, 1980. С. 56-58.

3. Кириченко В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики // Российский экономический журнал, 1999, № 8. С. 3-21.

4. Горисов С.П. Проблемы формирования устойчивости и конкурентоспособности региона: теория, методология и практика. Автореферат дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006.

5. Попов Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар, 2000. С. 139-140.

6. Чертов H.A. Стратегия самодостаточного развития агропромышленного региона. Автореферат дис. .д-ра экон. наук. М., 2003.

УДК 332.13

Дырдонова А.Н.

теоретические основы формирования кластерной модели развития экономики региона

Актуальность создания кластеров, обусловленная общими закономерностями развития экономики на современном этапе, заключается в развитии партнерства между государством, экономикой и наукой. Кластер выступает как схема, согласно которой все производство продукции, начиная от ее разработки, первичного изготовления и заканчивая продажей, идет по единой цепи.

Начиная с 1990-х годов феномен кластеризации экономического пространства стал притягивать к себе внимание правительств, ученых и экспертов, превратившись в базовый элемент экономической политики многих государств. В короткие сроки кластеризация проявила себя как новый вектор развития мировой хозяйственной системы. С середины 90-х годов прошлого столетия исследования, посвященные анализу кластерной проблематики, стали широко обсуждаться мировым деловым и научным сообществами, в частности, в рамках Евросоюза, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации. К настоящему времени кластеризацией охвачено около 50 процентов экономик ведущих стран

мира. Мировой опыт развития кластеров свидетельствует о том что:

Во-первых, кластерная структуризация экономики оказывает существенное влияние на общую экономическую политику государства. Прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием;

Во-вторых, политика, опирающаяся на развитие кластеров, ведет к повышению конкурентоспособности государства. Наглядный тому пример - экономическая политика Финляндии, базирующаяся на кластеризации. В результате эта страна занимает ведущие места в мировых рейтингах текущей и перспективной конкурентоспособности.

В-третьих, создание кластеров обеспечивает новые возможности для бизнеса, приводит к повышению устойчивости развития малого предпринимательства, возрастанию экологической ответственности предприятий, расширению границ их инициативной природоохранной деятельности.

Применение кластерных технологий практикуется во всем мире. Большинство стран Европы выработало для себя ту или иную кластерную модель развития. Например, в Германии с 1995 г. действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере "морское хозяйство". В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками. По оценке экспертов, Финляндия лидирует по уровню как исследовательской, так и технологической кооперации.

Для Республики Татарстан кластерный подход - весьма перспективное направление повышения конкурентоспособности территории и механизм активизации инновационных процессов в регионе.

Кроме того, несмотря на позитивные в целом результаты социально-экономического развития Республики Татарстан в 2008 году, влияние мирового финансового кризиса, обусловившего экономический кризис, оказалось более серьезным, чем ожидалось. Экономика республики в значительной степени ориентирована на экспорт своей продукции, объем которого в 2008 году возрос по сравнению с 2007 годом на 40% и составил 18,9 млрд. долларов США, что составляет 52% от общего объема отгрузки. Татарстан является одним из наиболее развитых промышленных регионов страны и поэтому более, чем другие субъекты федерации, ощутил на себе влияние глобального финансового кризиса. За последние 3 месяца прошедшего года произошел существенный спад производства на бюджетообразующих предприятиях республики. Только в декабре он составил 22%. За 2008 год снижение индекса промышленного производства от прогноза составило 3,5-3,8%.

Таким образом, сегодняшняя социально-экономическая ситуация в Республике Татарстан обусловила необходимость разработки комплексного плана по преодолению негативных последствий глобального финансового кризиса на социально-экономическое развитие республики.

Основное место среди антикризисных мер занимает задача сохранения и развития системообразующих кластеров республики.

Здесь необходимо отметить, что переход к кластерной модели развития республики обусловлен, в том числе рядом особенностей:

1) Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной деятельности и численности населения в городах и районах республики, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих городах и районах республики.

2) Территориальная хозяйственная организация Республики Татарстан и унаследованная система расселения и предопределили закрепление в значительной мере сырьевой специализации республики и технологическое отставание от мировых лидеров на фоне грядущей смены технологических укладов мировой экономики. Наиболее развитой и конкурентоспособной на отечественном и мировом рынке частью республики оказываются ее сырьевые зоны. Исторически районы республики отличаются по уровню социально-экономического развития. Так, на долю четырех районов приходится более 75% валового территориального продукта республики. Дифференциация уровня жизни по ряду районов республики составляет свыше 7 раз, заработной платы - свыше 4 раз.

3) Складывающаяся в Республике Татарстан новая иерархия отраслей промышленности и районов не всегда обеспечивает рост связанности в республике. Отрасли-лидеры (локомотивы роста) пока слабо влияют на развитие других отраслей и территорий. Это выражается, с одной стороны, в значительных потерях, связанных с автономи-зацией хозяйственных и социальных комплексов отдельных отраслей и территорий. С другой стороны, слабая связанность и непродуктивность взаимодействия отраслей и регионов в существующей пространственной конфигурации выражается в том, что внутри республики не сокращается разрыв в темпах роста экономики между отдельными отраслями и районами республики.

4) Доминирующая внутренняя производственно-территориальная организация республики Татарстан не обеспечивает конкурентоспособность республиканской экономики в глобальном рынке. По оценке Минрегионразвития РФ "В результате советской политики размещения производитель-

ных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для региона, страны, отрасли и самих предприятий" [1].

Изучение и анализ теоретико-методологических подходов, зарубежного и отечественного опыта [2-13 и др.] позволило определить технологию формирования кластеров в регионе (на основе оценки потенциала кластеризации), предусматривающую два основных этапа.

1 этап: Определение передовых отраслей промышленности на основе расчета коэффициентов локализации, душевого производства продукции отрасли, специализации региона на производстве продукции конкретной отрасли и интегрального показателя потенциала кластеризации, отражающие степень возможности создания кластеров в определенной отрасли.

2 этап: По каждому потенциальному кластеру, выявленному на первом этапе, проводится исследование факторов производства, которые необходимы для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли. Факторы производства включают природные, людские ресурсы, ресурсы капитала, физическую, информационную, инфраструктуру, законодательную систему, а также исследовательские мощности, на которые фирмы опираются в конкурентной борьбе. Удачное сочетание этих факторов создает определенные условия производства, которые выступают фундаментом факторов специализации и качества. Для повышения производительности факторы производства должны совершенствоваться (нужно повышать их эффективность, качество и уровень специализации применительно к определенным областям кластера). Наиболее важны специализированные факторы производства, поскольку они привлекают долгосрочные и крупные инвестиции. Специализированные факторы, особенно те, которые интегрируются в инновации и модернизацию (например, специализированный исследовательский институт) способствуют достижению высокого уровня производительности.

Результаты расчетов коэффициентов локализации, специализации, душевого производства и интегрального показателя позволили все отрасли промышленности Республики Татарстан разделить на 3 группы:

а) К первой группе относятся отрасли промышленности, которые развиты лучше, чем в среднем по России. Это такие отрасли как химическая и нефтехимическая (Кинт = 2,74), топливная (Кинт = 1,76) машиностроение и металлообработка (Кинт = 1,24).

б) Ко второй группе относятся отрасли промышленности, которые развиты чуть хуже, чем в среднем по всей стране их интегральный показатель находится в пределах 0,8. Это такие отрасли как электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, легкая, пищевая промышленность.

в) К третей группе относятся отрасли промышленности, которые не получили должного развития. Это такие отрасли как черная и цветная металлургия. Их интегральный показатель равен 0,229 и 0,086 соответственно.

Как видно из результатов анализа в республике Татарстан наиболее перспективным является создание нефтехимического кластера. За весь исследуемый период (2004-2008гг.) указанные отрасли удерживают стабильное первенство по степени возможности создания кластеров и значению интегрального показателя потенциала кластеризации.

В Республике Татарстан вышеназванные отрасли являются наиболее развитыми. Нефтяная отрасль представлена Шереметьевским нефтяным месторождением. В обустройство данного месторождения компанией ОАО "Татнефтепром" предполагается вложить 625 млн. рублей, бюджетная эффективность данного проекта составит за 5 лет 2375 млн. рублей. Особенностью проектов в нефтяной, нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли промышленности является низкая трудоемкость процессов. Так планируемый объем инвестиций в вышеперечисленные отрасли в Нижнекамском муниципальном районе составляет 243259,23 млн. руб. (без учета инвестиций ЗАО "Нефтеконсорциум"), т.е. почти 250 млрд. рублей. При этом будет создано ориентировочно 18 рабочих мест в нефтяной, 3464 рабочих места в нефтеперерабатывающей отрасли и 2130 в нефтехимической отрасли, т.е. в совокупности дополнительная потребность в трудовых ресурсах в данных отраслях до 2012 года достигнет 5612 человек.

Согласно концепции кластерного развития экономики Республики Татарстан [14], для эффективного функционирования в своем составе кластер должен иметь три основных взаимосвязанных элемента:

- ключевые фирмы-лидеры, экспортирующие свои товары или услуги за пределы республики;

- сеть внутриреспубликанских производителей-поставщиков, снабжающих лидеров сырьем, комплектующими, осуществляющие для них сервисные, логистические услуги и т.п.

- бизнес-климат-инфраструктура, система доступа к качественным человеческим ресурсам, к рынкам капитала, система налогообложения, административные барьеры, транспортная инфраструктура, наличие научно-исследовательских институтов и центров.

То есть основными субъектами нефтехимического кластера будут являться крупные нефтехимические предприятия, малые предприятия, нефтехимический консорциум, осуществляющий реализацию стратегического плана развития кластера.

В настоящее время в состав нефтегазохими-ческой отрасли входят ОАО "Татнефть", ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг", ОАО "Таиф-НК", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Ниж-некамскшина", ОАО "Химический завод им. Л.Я.Карпова", ОАО "Нижнекамсктехуглерод", ОАО "Казанский завод синтетического каучука", ОАО "Нэфис Косметикс" и ряд других.

По словам премьер-министра Республики Татарстан якорными предприятиями нефтехимического кластера должны стать ОАО "Нижне-камскнефтехим" и ОАО "Казаньоргсинтез". Если говорить о создании кластера на базе ОАО "Ниж-некамскнефтехима" то для этого есть следующие предпосылки:

Во-первых, ОАО "Нижнекамскнефтехим" крупнейший производственный комплекс, объединяющий 10 заводов, выпускает более 100 видов продукции. По общему объему производства некоторых из них компания занимает ведущие позиции не только в России, но и в мире. Широкий круг полимерных материалов как выпускаемых, так и планируемых к производству компанией в ближайшее время делает крайне привлекательным организацию в непосредственной близости от него малых и средних предприятий по дальнейшему переделу полимеров (полимеры сегодня наиболее востребованное сырье для выпуска изделий в области автомобилестроения, производства строительных, упаковочных материалов, бытовых приборов и т.д.).

Во-вторых, ОАО "Нижнекамскнефтехим" является соучредителем около 20 дочерних и зависимых обществ, общий объем производства, которых составляет более 1,7 млрд. руб. в год.

ОАО "Нижнекамскнефтехим" имеет договорные отношения о поставке продукции с более чем 110 предприятиями малого и среднего бизнеса Республики Татарстан [15].

В-третьих, это удобное географическое расположение, разветвленная транспортная сеть, наличие научно-технической базы, квалифицированных кадров, развитая энергетика, возможности финансово-кредитных институтов, широкий рынок сбыта.

В-четвертых, ОАО "Нижнекамскнефтехим" расширяет свой ассортимент. На предприятии с помощью предоставленной компанией "Basell" технологии на основе процесса "Сферипол" пущен завод полипропиленов мощностью 180 тыс. тонн в год.

В 2007 году на заводе бутилового каучука ОАО "Нижнекамскнефтехим" в рамках программы наращивания суммарной мощности по производству бутилового и галобутилового каучуков до 120 тыс. тонн в год состоялся торжественный пуск в эксплуатацию второго агрегата "Welding" мощностью 25 тыс. тон в год. Запуск новой технологической линии, позволит довести производство галобу-тилкаучука (ГБК) для шинной промышленности до 50 тыс. тонн в год. К 2012 году предприятие планирует увеличить объем ГБК до 100 тыс. тонн в год.

ОАО "Нижнекамскнефтехим" в ближайшие годы удвоит производство синтетических каучуков за счет выпуска их новых видов - бутилового БК, цис-бутадиенового СКД-Н, дивинилстирольного ДССК. Кроме того, будет качественно обновлена технология производства этиленпропиленового каучука СКЭПТ. Хлор- и бром-бутилкаучуки, каучук СКД-Н, новые марки полистиролов и лупранолов - это стратегически важные новые виды продукции.

В рамках перспективной программы развития в ОАО "Нижнекамскнефтехим" реализован ряд проектов по организации производств новых для республики продуктов, таких как полистирол и полипропилен, также ведутся работы по наращиванию мощностей базовых мономеров (этилена и пропилена) и каучуков (СКД, БК, ГБК).

В декабре 2007 года был получен первый брикет полибутадиенового каучука на литиевом катализаторе (СКД-Л). Теперь компания может предложить потребителям комплексный пакет из 7 видов каучуков, в том числе самых современных, применяемых в производстве "зеленых" шин и уникальных пластиков.

Несмотря на разразившийся мировой финансовый и экономический кризис, ОАО "Нижнекамс-кнефтехим" ввело в эксплуатацию еще одно новое производство пластиков. 3 февраля 2009 года на заводе полиолефинов получена первая партия товарного полиэтилена. В настоящее время идет настройка технологического режима на выпуск полиэтилена высокой плотности марки РЕ40500. Тем самым в рамках перспективной программы развития "Нижнекамскнефтехим" завершил программу по организации производств новых для республики продуктов, таких как полистирол, полипропилен и полиэтилен [15].

Технологический процесс получения полиэтилена по каскадной газофазной технологии Spherilene разработан на основании проекта лицензиара процесса - компании LyondellBasell (Италия), а осуществлен на установке производства полиэтилена производительностью 230 тыс. тонн полимера в год на основании проекта фирмы Tecnimont (Италия).

Нижнекамское производство предназначено для выпуска гранулированного полиэтилена черного и натурального цветов, при этом некоторые марки будут производиться впервые в Российской Федерации. Осуществленная схема полимеризации не имеет аналогов в отечественной практике.

Это производство является уникальным не только в части видового ассортимента выпускаемой продукции, но и с точки зрения экономичности: доля энергетики в себестоимости нижнекамского полиэтилена составляет всего 3,5%. Поэтому, исходя из соотношения себестоимости и качества, нижнекамский полиэтилен сможет успешно конкурировать на российском рынке с зарубежными аналогами.

В-пятых, идет работа по созданию нижнекамского нефтехимического комплекса (трех нефтеперерабатывающих заводов). Реализация данного проекта позволит получить нефтехимический кластер в чистом виде состоящего из следующей цепочки: первичная переработка нефти на НПЗ - производство полуфабрикатов на ОАО "Нижнекамскнефтехим" - производство из сырья ОАО "Нижнекамскнефтехим" малыми и средними предприятиями конечной продукции.

Активную роль в создании кластеров должно играть как государство, так и частный сектор. Действия государства в лице федеральных, региональных и местных органов власти должны быть направлены на решение общих проблем участников кластера, на устранение препятствий, преодоление ограничений и неблагоприятных

воздействий, снижающих производительность кластера и его обновление.

Кластерная политика должна представлять собой систему взаимосвязанных действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленных на стимулирование и поддержку инициатив региональных и муниципальных органов власти и предпринимательских структур по созданию и развитию кластеров, реализующих сравнительные (конкурентные) преимущества данных территорий.

На федеральном уровне должна разрабатываться общая стратегия и политика развития кластеров, включая вопросы использования инструментов кластерной политики, участия федеральных ведомств, вопросы финансирования, координации ключевых мероприятий и вовлечения региональных и муниципальных властей.

На региональном уровне основные задачи должны состоять в выявлении ключевых кластеров в экономике региона, анализе барьеров и возможностей для их развития и реализации инициатив, направленных на стимулирование развития кластеров.

Направления государственной поддержки при формировании и развитии кластеров:

1. Организация представления услуг потенциальным кластерам республики (сбор, накопление, сортировка экономической, статистической информации для каждого кластера, обеспечение ее доступности, создание специальных представительств (агентств) при Кластерных советах, поддержка Правительством совместного привлечения ресурсов участниками кластера и др.).

2. Целевые инвестиции в кластеры (инвестиции в фундаментальные исследования и в инновации, отраслевые технопарки, развитие рынков для кластеров, поддержка предпринимательской активности и др.).

3. Стимулирование развития сетей сотрудничества, формальных и неформальных связей в ключевых потенциальных кластерах (создание и поддержка кластерных рабочих групп, кластерных союзов, советов, организация внешних связей, поддержка каналов коммуникаций, создание коммуникационных площадок и др.).

4. Развитие "человеческого капитала" с ориентацией на ключевые отраслевые кластеры (развитие квалификаций и специализаций рабочей силы, включение посредников - кадровых агентств и образовательных учреждений в кластеры, образование центров подготовки и переподготовки и др.).

Итак, организация и успешное функционирование в Республике Татарстан ряда кластеров вызовет: увеличение конкурентоспособности отраслей экономики и отдельных предприятий на национальном и глобальном рынке; увеличение валового регионального продукта и доли инновационных и наукоемких отраслей в его структуре; увеличение доли малых и средних предприятий в экономике;

повышения качества управления и использования ресурсов на республиканском и муниципальном уровнях; создание благоприятной инвестиционной, инновационной и бизнес-среды на территории республики; повышение уровня занятости и роста доходов населения в республике; развитие "человеческого капитала", повышение пространственной и квалификационной мобильности населения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проект "Концепция кластерной политики Российской Федерации". М.: АНХ при Правительстве РФ, Консалтинговая компания Bauman Innovation, 2005.

2. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Портер. М.: Издательский дом "Вильямс", 2005. 608 с.: ил.

3. Винокурова М.В. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики / М.В. Винокурова // ЭКО. 2005. № 12. С. 73-91.

4. Дранев Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий / Я.Н. Дранев. - М.: Сканрус, 2005. 144 с.

5. Ермишина А.В. Конкурентоспособность региона: методика оценки потенциала кластеризации [Электронный ресурс] / А.В. Ермишина (http://www. citystrategy.leontief.ru).

6. Колесников А.В. Реализация кластерной политики в инновационной сфере региона / А.В. Колесников // Экономика региона (Владимир). 2007. № 13. С. 5.

7. Ларина Н.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов / Н.И. Ларина // ЭКО. 2006. № 10. С. 2-26.

8. Макаренко Н.Ф. Кластерные принципы взаимодействия на уровне региона / Н.Ф. Макаренко //

Современные гуманитарные исследования. 2005. № 6. С. 65-69.

9. Миграян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров [Электронный ресурс] / А.А. Миграян (http://www.krsu.edu.kg).

10. Печаткин В.В. Теоретические и практические аспекты формирования промышленных кластеров в регионах России / В.В. Печаткин // Промышленная политика в РФ. 2006. № 11. С.27-33.

11. Свиридов А.В. Кластерный подход к формированию инновационной системы / А.В. Свиридов // Современные аспекты экономики. 2006. № 9. С. 70-73.

12. Ускова Т.В. Развитие региональных кластерных систем [Электронный ресурс] / Т.В. Ускова (http://www. jn.vscc.ac.ru).

13. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития / Т.В. Цихан // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 35-39.

14. Проект программы "Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года". М.: 2007.

15. Официальный сайт ОАО "Нижнекамскнефте-хим" (www.nknk.ru).

УДК 330.31/33: 332.122

ИсраиловХ.Л., Якубов Т.В.

формирование организационного механизма стратегического управления восстановительным ростом экономики региона

В настоящее время возрастает актуаль -ность исследований, посвященных восстановительному росту региональной экономики, представляющему собой фазу развития экономики региона, характеризующуюся постоянно возрастающими показателями валового регионального продукта по большинству территориальных образований на основе пропорционального и сбалансированного развития всех ее составляющих.

Специализированная организационная структура осуществления стратегического управления восстановительным ростом экономики региона представляет собой систему различных институтов и организаций, деятельность которых направлена на обеспечение функционирования механизма разработки и реализации стратегий развития экономики. Целью ее формирования и развития является создание максимально благоприятных условий для эффективного осущест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.