Научная статья на тему 'Методические основы формирования стратегии развития Нижнекамского муниципального района на основе кластерного подхода'

Методические основы формирования стратегии развития Нижнекамского муниципального района на основе кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ / ПОТЕНЦИАЛ КЛАСТЕРИЗАЦИИ / НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КЛА-СТЕР / CLUSTER SYSTEMS / CLUSTERIZATION POTENTIAL / PETROCHEMICAL CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дырдонова А. Н.

В статье рассмотрены возможности создания кластерных систем в промышленном секторе Нижнекамского муниципального района. Выявлены предпосылки и условия формирования кластера, а также предложены реко-мендации по созданию и развитию промышленного кластера в районе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the possibilities of building cluster systems in the industrial sector of the Niznekamsk municipal region. Prerequisites and formation conditions are revealed as well as the recommendations for building and developing industrial cluster in the region are provided.

Текст научной работы на тему «Методические основы формирования стратегии развития Нижнекамского муниципального района на основе кластерного подхода»

А. Н. Дырдонова

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Ключевые слова: кластерные системы, потенциал кластеризации, нефтехимический кластер. cluster systems, clusterization potential, petrochemical cluster

В статье рассмотрены возможности создания кластерных систем в промышленном секторе Нижнекамского муниципального района. Выявлены предпосылки и условия формирования кластера, а также предложены рекомендации по созданию и развитию промышленного кластера в районе.

The article analyzes the possibilities of building cluster systems in the industrial sector of the Niznekamsk municipal region. Prerequisites and formation conditions are revealed as well as the recommendations for building and developing industrial cluster in the region are provided.

Развитие современной экономики в условиях глобализации стимулирует появление все новых форм кооперации и интеграции как внутри региональных границ, так и за их пределами. Поиск соответствующих переменам способов организации производства и экономического взаимодействия нацелен на оптимизацию использования материальных и нематериальных ресурсов, повышение эффективности производства и рост конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

Наиболее экономически эффективным, конкурентоспособным и перспективным направлением развития бизнеса является производственная кооперация, в которой участвуют малые, средние и крупные предприятия района и которая в конечном итоге приводит к созданию промышленных образований, называемых кластерами [1].

В новой форме организации промышленных производств заключается ряд серьезных преимуществ для бизнеса, посредством которых кластеры влияют на конкурентную борьбу. Во-первых, это повышение производительности входящих в кластер фирм и отраслей, во-вторых, увеличение способности к инновациям и, в-третьих, стимулирование новых бизнесов, расширяющих границы кластера [2].

Кластерная структуризация экономики:

- окажет существенное влияние на общую экономическую политику района (прежде всего, это связано с поддержкой науки, рискованных инноваций, экспортной деятельностью, созданием необходимой инфраструктуры и образованием);

- приведет к повышению конкурентоспособности района (через политику, опирающуюся на развитие кластеров);

- обеспечит новые возможности для бизнеса (приведет к повышению устойчивости развития малого предпринимательства, возрастанию экологической ответственности предприятий, расширению границ их инициативной природоохранной деятельности и др.).

Исследование возможностей формирования кластеров требует определения потенциала кластеризации, т. е. оценки наличия конкурентных преимуществ отраслей, предприятий и инфраструктурных организаций, находящихся на территории муниципального района, возможности объединения данных преимуществ и использования их для повышения конкурентоспособности. В этих целях методика анализа будет включать следующие этапы:

1 этап: Определение передовых отраслей промышленности на основе расчета коэффициентов локализации, душевого производства продукции отрасли, специализации муниципального района на производстве продукции конкретной отрасли [3] и интегрального показателя потенциала кластеризации. Если названные коэффициенты равны или больше единицы, то в этих отраслях можно создавать кластеры.

Коэффициент локализации (по объему произведенной продукции) рассчитывается отношением удельного веса данной отрасли в структуре производства Нижнекамского муниципального района (Уд1) к удельному весу той же отрасли в регионе - Республике Татарстан (Уд2):

Клок - Уд 1 / Уд 2- (1)

Также расчеты будут произведены по числу действующих организаций, количеству малых предприятий, основным производственным фондам, инвестициям в основной капитал, среднемесячной заработной плате, сальдированному финансовому результату.

Коэффициент локализации по числу действующих организаций определяется отношением удельного веса действующих организаций данной отрасли в общем количестве действующих организаций в промышленности Нижнекамского муниципального района (Удз) к удельному весу действующих организаций той же отрасли в общем количестве действующих организаций в промышленности Республики Татарстан (Уд4):

КЛ (ЧДО) = уд 3 / уд 4- (2)

Коэффициент локализации по числу малых предприятий рассчитывается отношением удельного веса малых предприятий данной отрасли в общем количестве малых предприятий в промышленности Нижнекамского муниципального района (Удб) к удельному весу малых предприятий той же отрасли в общем количестве малых предприятий в промышленности Республики Татарстан (Удб):

Кл (ЧМП) = Уд б / Уд б- (3)

Коэффициент локализации по стоимости основных фондов определяется отношением удельного веса стоимости основных фондов данной отрасли в общей стоимости основных фондов в промышленности Нижнекамского муниципального района (Уд7) к удельному весу стоимости основных фондов той же отрасли в общей стоимости основных фондов в промышленности Республики Татарстан (Удв)-'

Кл (ОФ) = Уд 7 / Уд 8- (4)

Коэффициент локализации по инвестициям в основной капитал рассчитывается отношением удельного веса инвестиций в основной капитал данной отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал в промышленности Нижнекамского муниципального района (Удд) к удельному весу инвестиций в основной капитал той же отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал в промышленности Республики Татарстан (Удю):

Кл (И) - Уд 9 / Уд 10- (5)

Коэффициент локализации по сальдированному финансовому результату определяется отношением удельного веса сальдированного финансового результата данной отрасли в общем объеме сальдированного финансового результата в промышленности Нижнекамского муниципального района (Уд11) к удельному весу сальдированного финансового результата той же отрасли в общем объеме сальдированного финансового результата в промышленности Республики Татарстан (Уд12):

Кл (СФР) - Уд 11 / Уд 12- (6)

Коэффициент локализации по среднемесячной заработной плате рассчитывается отношением среднемесячной заработной платы в данной отрасли Нижнекамского муниципального района (Уд1з) к среднемесячной заработной плате в той же отрасли Республики Татарстан (Уд14):

Кл (зпл) - Уд 13 / Уд 14- (7)

Коэффициент душевого производства продукции отрасли определяется отношением удельных весов объема производства отрасли Нижнекамского муниципального района

в объеме производства соответствующей отрасли Республики Татарстан (Уд15) и численно-

сти населения Нижнекамского муниципального района в численности населения региона (Уд1б):

Кдп - Уд 15 / Уд 16- (8)

Коэффициент специализации района в конкретной отрасли определяется как отношение удельных весов объема производства отрасли Нижнекамского муниципального района в объеме производства соответствующей отрасли Республики Татарстан (Уд17) и валового территориального продукта муниципального района в валовом региональном продукте Республики Татарстан (Уд18):

КсП - Уд 17/ Уд 18 - (9)

Интегральный показатель рассчитывается как среднеарифметическое предыдущих девяти показателей и характеризует в целом уровень развития отрасли в городе и ее значимость для экономики:

Кинт - (Клок + Кл (чдо) + Кл (чмп) + Кл (оф) +

+ Кл (и) + Кл (сфр) + Кл (зпл) + Кдп + Ксп) / 9. (10)

2 этап: По каждому потенциальному кластеру, выявленному на первом этапе, проводится исследование факторов производства, которые необходимы для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли. Факторы производства включают природные, людские ресурсы, ресурсы капитала, физическую, информационную, инфраструктуру, законодательную систему, а также исследовательские мощности, на которые фирмы опираются в конкурентной борьбе. Удачное сочетание этих факторов создает определенные условия производства, которые выступают фундаментом факторов специализации и качества. Для повышения производительности факторы производства должны совершенствоваться (нужно повышать их эффективность, качество и уровень специализации применительно к определенным областям кластера). Наиболее важны специализированные факторы производства, поскольку они привлекают долгосрочные и крупные инвестиции. Специализированные факторы, особенно те, которые интегрируются в инновации и модернизацию (например, специализированный исследовательский институт) способствуют достижению высокого уровня производительности.

Результаты проведенных расчетов коэффициентов, характеризующих потенциал кластеризации отраслей промышленности Нижнекамского муниципального района за 2006-2008гг. представлены в таблицах 1 - 4.

Коэффициенты Отрасли промышленности О £ С ь? С £ о Ч £ С г □Г е о £ 5 £ оГ © о с с о £ 1- X

Электроэнергетика 0,083 1,184 1,027 0,525 0,740 0,001 0,012 0,333 -0,01 0,434

Топливная промышленность 0,270 3,839 3,330 0,217 0,237 0,298 0,182 0,063 0,415 0,983

Химическая и нефтехимическая промышленность 0,117 1,669 1,447 3,092 4,145 0,041 0,361 0,536 0,008 1,268

Машиностроение и металлообработка 0,003 0,048 0,042 0,061 0,077 0,002 0,000 0,284 0,006 0,058

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 0,026 0,371 0,322 0,049 0,067 0,007 0,011 0,116 0,065 0,115

Промышленность строительных материалов и строительство 0,042 0,592 0,514 0,066 0,037 0,061 0,027 0,087 0,448 0,208

Легкая промышленность 0,004 0,052 0,045 0,050 0,030 0,003 0,006 0,056 -0,01 0,026

Пищевая промышленность 0,008 0,108 0,094 0,036 0,027 0,005 0,000 0,072 0,010 0,040

Таблица 2 - Результаты расчетов (2007 г.)

Коэффициенты Отрасли промышленности О £ С ь? с о Ы о ч ОТ £ С Ш □Г £ е о £ 5 оГ © о с с о 1- X Ы

Электроэнергетика 0,068 0,961 0,834 0,694 0,884 0,054 0,021 0,240 0,081 0,426

Топливная промышленность 0,094 1,340 1,162 1,461 0,601 1,048 1,226 1,148 1,164 1,027

Химическая и нефтехимическая промышленность 1,072 1,030 0,894 2,634 2,801 0,053 1,442 0,309 0,084 1,147

Машиностроение и металлообработка 0,056 0,799 0,693 0,343 0,511 0,054 0,006 0,223 0,084 0,308

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 0,059 0,845 0,733 0,334 0,506 0,054 0,019 0,166 0,095 0,312

Промышленность строительн. материалов и строительство 0,062 0,876 0,760 0,347 0,489 0,053 0,039 0,156 0,170 0,328

Легкая промышленность 0,056 0,799 0,694 0,334 0,485 0,054 0,013 0,145 0,081 0,296

Пищевая промышленность 0,057 0,807 0,701 0,324 0,483 0,054 0,006 0,151 0,085 0,296

Коэффициенты Отрасли промышленности О £ С ь? С £ о ч £ С г □Г е о £ 5 £ оГ © о с с о £ 1- X Ы

Электроэнергетика 0,065 0,929 0,806 0,821 0,966 0,053 0,031 0,208 0,099 0,442

Топливная промышленность 1,069 1,098 1,553 1,645 0,806 1,053 1,279 1,177 1,115 1,199

Химическая и нефтехимическая промышленность 1,066 0,939 0,815 2,288 2,245 0,053 1,541 0,231 0,099 1,031

Машиностроение и металлообработка 0,064 0,906 0,786 0,556 0,756 0,053 0,013 0,202 0,099 0,382

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 0,064 0,913 0,792 0,549 0,752 0,053 0,029 0,183 0,101 0,382

Промышленность строительн. материалов и строительство 0,065 0,917 0,796 0,559 0,743 0,053 0,053 0,179 0,116 0,387

Легкая промышленность 0,064 0,906 0,786 0,550 0,741 0,053 0,022 0,176 0,099 0,377

Пищевая промышленность 0,064 0,907 0,787 0,542 0,740 0,053 0,013 0,178 0,099 0,376

Таблица 4 - Интегральный показатель кластеризации отраслей промышленности Нижнекамского муниципального района

Отрасли промышленности 2006г. 2007г. 2008г. Изме- нение

Электроэнергетика 0,434 0,426 0,442 4Т

Топливная промышленность 0,983 1,027 1,199 Т

Химическая и нефтехимическая промышленность 1,268 1,147 1,031 4

Машиностроение и металлообработка 0,058 0,308 0,382 Т

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 0,115 0,312 0,382 Т

Промышленность строительных материалов и строительство 0,208 0,328 0,387 Т

Легкая промышленность 0,026 0,296 0,377 Т

Пищевая промышленность 0,040 0,296 0,376 Т

Прим.: 4 - тенденции спада, Т - тенденции роста.

Результаты расчета коэффициентов локализации, специализации, душевого производства и интегрального показателя наглядно показывают, в каких отраслях промышленности следует создавать кластеры в первую очередь.

Анализ показал, что наибольшим потенциалом кластеризации обладают отрасли химической, нефтехимической и топливной промышленности. За весь исследуемый период указанные отрасли удерживают стабильное первенство по степени возможности создания кластеров (табл. 5) и значению интегрального показателя потенциала кластеризации отраслей промышленности Нижнекамского муниципального района - от 0,983 до 1,199

(топливная промышленность) и 1,031 до 1,268 (химическая и нефтехимическая промышленность (табл. 4).

Таблица 5 - Ранжирование отраслей промышленности Нижнекамского муниципального района

Отрасли промышленности 2006г. 2007г. 2008г.

Электроэнергетика 3 3 3

Топливная промышленность 2 2 1

Химическая и нефтехимическая промышленность 1 1 2

Машиностроение и металлообработка 6 6 5

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 5 5 5

Промышленность строительных материалов и строительство 4 4 4

Легкая промышленность 8 7 7

Пищевая промышленность 7 7 8

Исследуя возможности и предпосылки создания нефтехимического кластера (на базе ОАО «Нижнекамскнефтехим»), необходимо отметить следующее.

1. ОАО «Нижнекамскнефтехим» крупнейший производственный комплекс, объединяющий 10 заводов, выпускает более 100 видов продукции. По общему объему производства некоторых из них компания занимает ведущие позиции не только в России, но и в мире. Широкий круг полимерных материалов как выпускаемых, так и планируемых к производству компанией в ближайшее время делает крайне привлекательным организацию в непосредственной близости от него малых и средних предприятий по дальнейшему переделу полимеров (полимеры сегодня наиболее востребованное сырье для выпуска изделий в области автомобилестроения, производства строительных, упаковочных материалов, бытовых приборов и т. д.).

2. ОАО «Нижнекамскнефтехим» является соучредителем около 20 дочерних и зависимых обществ, общий объем производства, которых составляет более 1,7 млрд. руб. в год. ОАО «Нижнекамскнефтехим» имеет договорные отношения о поставке продукции с более чем 110 предприятиями малого и среднего бизнеса Республики Татарстан [4].

3. Это удобное географическое расположение, разветвленная транспортная сеть, наличие научно-технической базы, квалифицированных кадров, развитая энергетика, возможности финансово-кредитных институтов, широкий рынок сбыта.

4. ОАО «Нижнекамскнефтехим» расширяет свой ассортимент. На предприятии с помощью предоставленной компанией «Basell» технологии на основе процесса «Сфери-пол» пущен завод полипропиленов мощностью 180 тыс. тонн в год.

В 2007 году на заводе бутилового каучука ОАО «Нижнекамскнефтехим» в рамках программы наращивания суммарной мощности по производству бутилового и галобутилово-го каучуков до 120 тыс. тонн в год состоялся торжественный пуск в эксплуатацию второго агрегата «Welding» мощностью 25 тыс. тон в год. Запуск новой технологической линии, позволит довести производство галобутилкаучука (ГБК) для шинной промышленности до 50 тыс. тонн в год. К 2012 году предприятие планирует увеличить объем ГБК до 100 тыс. тонн в год.

ОАО «Нижнекамскнефтехим» в ближайшие годы удвоит производство синтетических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

каучуков за счет выпуска их новых видов - бутилового БК, цис-бутадиенового СКД-Н, диви-нилстирольного ДССК. Кроме того, будет качественно обновлена технология производства этиленпропиленового каучука СКЭПТ. Хлор- и бром-бутилкаучуки, каучук СКД-Н, новые марки полистиролов и лупранолов - это стратегически важные новые виды продукции.

В рамках перспективной программы развития в ОАО «Нижнекамскнефтехим» реализован ряд проектов по организации производств новых для республики продуктов, таких как полистирол и полипропилен, также ведутся работы по наращиванию мощностей базовых мономеров (этилена и пропилена) и каучуков (СКД, БК, ГБК).

В декабре 2007 года был получен первый брикет полибутадиенового каучука на литиевом катализаторе (СКД-Л). Теперь компания может предложить потребителям комплексный пакет из 7 видов каучуков, в том числе самых современных, применяемых в производстве «зеленых» шин и уникальных пластиков.

Несмотря на разразившийся мировой финансовый и экономический кризис, ОАО «Нижнекамскнефтехим» ввело в эксплуатацию еще одно новое производство пластиков. 3 февраля 2009 года на заводе полиолефинов получена первая партия товарного полиэтилена. В настоящее время идет настройка технологического режима на выпуск полиэтилена высокой плотности марки PE4050Q. Тем самым в рамках перспективной программы развития «Нижнекамскнефтехим» завершил программу по организации производств новых для республики продуктов, таких как полистирол, полипропилен и полиэтилен [4].

Технологический процесс получения полиэтилена по каскадной газофазной технологии БрЬегЛепе разработан на основании проекта лицензиара процесса - компании ЬуопёеПВавеП (Италия), а осуществлен на установке производства полиэтилена производительностью 230 тыс. тонн полимера в год на основании проекта фирмы ТесшшоП (Италия).

Нижнекамское производство предназначено для выпуска гранулированного полиэтилена черного и натурального цветов, при этом некоторые марки будут производиться впервые в Российской Федерации. Осуществленная схема полимеризации не имеет аналогов в отечественной практике.

Это производство является уникальным не только в части видового ассортимента выпускаемой продукции, но и с точки зрения экономичности: доля энергетики в себестоимости нижнекамского полиэтилена составляет всего 3,5%. Поэтому, исходя из соотношения себестоимости и качества, нижнекамский полиэтилен сможет успешно конкурировать на российском рынке с зарубежными аналогами.

5. Идет работа по созданию нижнекамского нефтехимического комплекса (трех нефтеперерабатывающих заводов). Реализация данного проекта позволит получить нефтехимический кластер в чистом виде состоящего из следующей цепочки: первичная переработка нефти на НПЗ - производство полуфабрикатов на ОАО «Нижнекамскнефтехим» -производство из сырья ОАО «Нижнекамскнефтехим» малыми и средними предприятиями конечной продукции.

Формирование и развитие нефтехимического кластера в Нижнекамском муниципальном районе позволит:

- создать новые рабочие места для жителей муниципального района, увеличить налоговые отчисления в бюджет;

- производить новые виды продукции, увеличить как качество, так и количество выпускаемой продукции;

- заменить импортные товары отечественными, за счет использования наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

- развить инфраструктуру муниципального района, увеличить количество малых

предприятий;

- значительно повысить роль науки, образования, научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, академической и вузовской науки; повысить как уровень научно-технических разработок, так и эффективность их внедрения.

Кроме ОАО «Нижнекамскнефтехим» - якорного предприятия, в структуру нефтехимического кластера должны входить малый бизнес, наука, образование, лизинговые, страховые, финансовые организации и т. д., выступающие как единое целое, имеющее единую стратегию цели, задачи.

Активную роль в создании кластера должно играть как государство, так и частный сектор. Действия государства в лице местных органов власти муниципального района должны быть направлены на решение общих проблем участников кластера, на устранение препятствий, преодоление ограничений и неблагоприятных воздействий, снижающих производительность кластера и его обновление.

Государство может осуществлять свою деятельность путем создания на местном уровне отделов, которые бы занимались кластерами. Каждый отдел на своем уровне разрабатывал бы план формирования и развития кластеров. В целом эти планы должны образовать единый план создания и развития кластеров на территории Республики Татарстан [5]. В данных планах помимо предпринимаемых конкретных мер по созданию и развитию кластеров также должны быть указаны сроки реализации плана, ответственные лица, источники финансирования и т. д. Ответственными лицами должны быть назначены руководители муниципалитетов. Это позволит существенно ускорить весь процесс.

Для обеспечения эффективного взаимодействия администрации муниципального района и членов кластера было бы целесообразным создание Совета кластера. В результате наладится обратная связь между органами местной власти муниципалитета и членами кластера, что позволит эффективно решать возникающие проблемы и достигать поставленных целей.

В плане создание и развития кластеров на территории Нижнекамского муниципального района могут найти отражение следующие действия администрации:

а) Относительно факторов производства:

- создание специализированных программ обучения и переподготовки;

- принятие политических мер в сфере образования, которые поощряли бы государственные университеты, институты и школы откликаться на нужды местных кластеров;

- организация исследовательской работы в местных институтах по разработке связанных с кластером технологий;

- поддержка сбора и обработки информации, относящейся к деятельности кластера;

- улучшение специализированных транспортных средств, коммуникаций и другой инфраструктуры.

б) Относительно контекста стратегии фирмы и соперничества:

- поощрение, устранение барьеров для местной конкуренции;

- организация соответствующих административных департаментов вокруг кластеров;

- сосредоточение усилий для привлечения прямых иностранных инвестиций в кластеры. Сегодня совершенствование кластера может быть значительно облегчено объединением государственных и частных инвестиций и их направлением на одну территорию;

- сосредоточение на содействии по развитию экспорта в кластерах.

в) Относительно родственных и поддерживающих отраслей:

- спонсирование форумов для сбора вместе участников кластера;

- поощрение направленных на интересы кластера усилий по привлечению поставщиков и провайдеров услуг из других регионов;

- создание ориентированных на кластеры зон свободной торговли, промышленных парков и парков поставщиков.

г) Относительно условия местного спроса:

- создание ясных, направленных на обновление, законодательных стандартов для решения следующих задач: уменьшения неопределенности в законодательстве и поощрения совершенствования;

- спонсирование независимого тестирования, сертификации продукции и сервиса для поставляемой кластером продукции/услуг;

- принятие на себя роли требовательного заказчика для выпускаемых кластером продукции/услуг;

- стимулирование и совершенствование внутреннего спроса на продукцию и услуги, поставляемые кластером. Жесткие стандарты на продукт, его безопасность и влияние на окружающую среду создают давление на компании, вынуждающее их повышать качество, совершенствовать технологию и придавать продукту свойства, отвечающие потребительскому спросу и социальным потребностям. Облегчение налагаемых стандартами требований, каким бы соблазнительным оно ни было, оказывает отрицательное воздействие.

По мере развития и созревания (совершенствования) кластеров смещаются их конкурентные преимущества, меняются и соответствующие приоритеты администрации муниципального района. На раннем этапе приоритетным является улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий. В дальнейшем роль администрации муниципального района в основном заключается в устранении ограничений и препятствий для нововведений.

В развивающейся экономике содействие иностранным инвестициям, создание зон свободной торговли и технопарков также действует как заметные политические рычаги, способствующие росту кластеров. Зоны свободной торговли и технопарки в большей степени способствуют экономическому совершенствованию, если имеют кластер, а не просто головную компанию, являющуюся центром зоны или технопарка. Причем этот кластер должен поддерживаться специально разработанными для него законодательными положениями и инфраструктурой. Зоны свободной торговли и промышленные парки могут выступать в качестве анклавов в противоположность плохо действующей экономической обстановке страны. Они не контактируют или очень слабо контактируют с остальной экономикой, фактически действуя обособленно со всеми импортированными факторами производства и экспортом всей продукции. Однако со временем такие зоны должны устанавливать связи с остальной окружающей их экономикой. Например, программы и законодательные положения должны стимулировать использование и развитие местных поставщиков, установление связей с местными образовательными институтами и организациями, обеспечивающими профессиональную подготовку. Кроме того, местные органы власти должны настойчиво двигаться в направлении улучшения инфраструктуры и уменьшения неэффективности всей экономики. Использование анклавов не может заменить усилия по улучшению общей экономической обстановки, которые являются единственно возможным способом непрерывного движения к процветанию.

Действия администрации муниципального района могут и сдерживать развитие кластеров. Например, административное регулирование может создавать искусственную неэффективность; могут отсутствовать важные элементы инфраструктуры; может не соответствовать потребностям система образования и переподготовки; политики могут не замечать потребностей кластера. Любая политика, навязывающая фирмам цены без предоставления какой-либо компенсации, будет приводить к снижению или даже утрате конкурентоспособности в течение достаточно длительного времени.

Действия частного сектора в рамках создании и развитии кластеров:

а) Относительно факторов производства:

- совместная разработка специальных учебных планов профессиональной и технической подготовки, обучения в колледжах, институтах и университетах для обеспечения надлежащей подготовки персонала;

- спонсирование специализированных исследовательских центров в университетах для обеспечения качества и целенаправленности исследовательской деятельности местных университетов;

- сбор кластерной информации через торговые объединения для обеспечения кластера специфической информацией;

- инвестирование в создании общей специализированной инфраструктуры;

- разработка курсов для менеджеров по вопросам законодательства, качества и управления.

б) Относительно контекста стратегии фирмы и соперничества:

- совместный маркетинг посредством проведения торгово-промышленных ярмарок и делегирования представителей;

- совместные с администрацией муниципального района усилия в продвижении экспорта продукции;

- создание справочников участников кластера.

в) Относительно родственных и поддерживающих отраслей:

- создание базирующейся на данном кластере торговой организации для решения возникающих проблем;

- поддержка формирования местных поставщиков и привлечение местных инвестиций от поставщиков, базирующихся в других местах, посредством индивидуальных и коллективных усилий;

- привлечение поставщиков, услуг и производителей дополнительной продукции.

г) Относительно условия местного спроса:

- сотрудничество с администрацией муниципального района в разработке законодательных норм и их изменения, направленное на поощрение инноваций;

- создание местных организаций контроля качества и стандартизации.

Итак, достижение успеха при развитии кластеров является совместной задачей бизнеса и органов власти - только взаимопонимание и готовность к сотрудничеству между ними гарантируют получение положительных результатов.

Литература

1. Портер, М. Конкуренция: Пер. с англ. / М. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.

2. Дранев, Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий / Я.Н. Дранев. - М.: Сканрус, 2005. - 144 с.

3. Винокурова, М. В. Конкурентоспособность и потенциал кластеризации отраслей экономики / М.В. Винокурова // ЭКО. - 2005. - №12. - С.73-91.

4. Официальный сайт ОАО «Нижнекамскнефтехим» (www.nknk.ru).

5. Проект программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2015 года и на период до 2030 года». - М.: 2007. - 83с.

© А. Н. Дырдонова - канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления НХТИ КГТУ, е-шай: БАК-Ьоше@уа.ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.