Научная статья на тему 'Особенности деятельности и усиление позиций предприятия на внешнем рынке'

Особенности деятельности и усиление позиций предприятия на внешнем рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1201
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПРЕИМУЩЕСТВА / МАРКЕТИНГ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИННОВАЦИЯ / РЫНОК / COMPETITIVE STRATEGY / ADVANTAGES / MARKETING / FOREIGN TRADE / INNOVATION / MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестопалова Н.С.

В статье рассматриваются особенности внешнеторговой деятельности и аспекты повышения конкурентоспособности предприятия. Приводятся базовые стратегии конкуренции и меры, направленные на поддержание конкурентных преимуществ. В статье приведены основные показатели международной специализации отраслей лесопромышленного комплекса России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause is considered peculiarity of the foreign trade activity and aspects of enhancement of competitiveness of enterprise. There are contains basic competitive strategy and measure intending for support of competitive advantages. The article provides main indicators of international specialization of timber industry complex of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности и усиление позиций предприятия на внешнем рынке»

ЭКОНОМИКА

4. Pravila lesovosstanovleniia. Ministerstvo prirodnykh resursov Rossiiskoi Federatsiiprikaz ot 16 iiulia 2007goda № 183 [Terms of forest regeneration. Ministry of Natural Resources order from July 16, 2007 № 183].

5. Pravila ukhoda za lesami, prikaz MPR ot 16.07.2007g. № 185 [Terms of forest care, MNR order dated 16.07.2007 № 185].

6. Ob utverzhdenii pravil zagotovki pishchevykh lesnykh resursov i sbora lekarstvennykh rastenii. Prikaz MPR ot 10 aprelia 2007g. № 83. [On approval food forest resources harvesting and medicinal plants collection rules. MNR order dated 10 April 2007. № 83]

7. Ob utverzhdenii pravil zagotovki i sbora nedrevesnykh lesnykh resursov. Prikaz MPR RF ot 10 aprelia 2007g. № 84 [On approval non-timber forest resources harvesting and collection rules. MNR RF order dated 10 April 2007. № 84].

8. Ob utverzhdenii pravil ispol’zovaniia lesov dlia pererabotki drevesiny i inykh lesnykh resursov. Prikaz MPR RF ot 10 maia № 123. [On approval forests using rules for timber and other forest resources processing. MNR RF order dated 10 May № 123].

9. Pravilapozharnoi bezopasnosti v lesakh. Prikaz MPR RF ot 30 iiunia 2007g. № 147 s izmeneniiami i dopolneniiami ot 5 maia 2011g., 26 ianvaria, 1 noiabria 2012g. [Rules of fire safety in the forests. MNR RF Order dated 30 June 2007. № 147, with changes and additions, dated May 5, 2011, January 26 and November 1, 2012].

10. Pravila sanitarnoi bezopasnosti v lesakh postanovleniiapravitel ’stva RF ot 26 iiunia 2007g. № 414 [Rules of sanitary safety in the forests. RF Government Resolution dated 26 June 2007. № 414].

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСИЛЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ВНЕШНЕМ РЫНКЕ

Н.С. ШЕСТОПАЛОВА, доц. каф. мировой экономики МГУЛ, канд. экон. наук

caf-econovnesh@mgul.ac.ru ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет леса» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, ул. 1-я Институтская, д. 1, МГУЛ

В статье рассматриваются особенности внешнеторговой деятельности и аспекты повышения конкурентоспособности предприятия. Приводятся базовые стратегии конкуренции и меры, направленные на поддержание конкурентных преимуществ. В статье приведены основные показатели международной специализации отраслей лесопромышленного комплекса России.

Ключевые слова: конкурентная стратегия, преимущества, маркетинг, внешняя торговля, инновация, рынок

В современных условиях глобализации мировой экономики включение экономики страны в мировое хозяйство предполагает активное участие в международной торговле и осуществление других форм международного экономического сотрудничества. Рис. 1. иллюстрирует динамику внешней торговли России.

Выход предприятия на внешний рынок имеет целью получение выгод на основе использования возможностей ведения бизнеса в зарубежных странах: расширение сбыта, географическая диверсификация рынка, получение доступа к ресурсам, осуществление деятельности в прибыльных сферах. Функционирование предприятия на внешнем рынке имеет определенные особенности и характеризуется повышенной сложностью, связанной с разными условиями, существующими в

каждой стране. Диверсификация рынков позволяет предприятию избежать значительной зависимости от конъюнктуры одного рынка и достичь лучших коммерческих результатов, при этом увеличивается сложность работы, особенно при значительных различиях этих рынков. Рынки различаются по уровню цен, требованиям к качеству, торговой политике и т.д. Оценка и выбор оптимального рынка является важнейшим условием успешной внешнеэкономической деятельности.

Необходимо учитывать культурную среду, требования мирового рынка к качеству товаров, соответствовать международным стандартам, соблюдать правила и нормы торговли. На мировом рынке существует система мировых цен. Условием выхода предприятия на мировой рынок является уровень издержек на производство товара меньший или

196

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

ЭКОНОМИКА

< >Экспорт, млрд долл. Импорт, млрд долл.

Рис. 1. Экспорт и импорт России (по данным таможенной статистики)

Fig. 1. Exports and imports of Russia (according to customs statistics)

равный интернациональной стоимости. Издержки производства товара имеют свою специфику формирования, которая определяется технологией, ценой и эффективностью использования ресурсов и прочими факторами. Интернациональная стоимость складывается под влиянием уровня издержек производства товаров в странах, являющихся основными поставщиками товаров на мировой рынок.

Важную роль играет государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. К методам государственного регулирования внешней торговли относится таможенно-тарифное регулирование, основанное на взимании таможенных пошлин при ввозе или вывозе товаров и направленное на создание стоимостного барьера, который повышает цену товара. В результате снижается ценовая конкурентоспособность товара. Нетарифные методы включают квотирование, лицензирование, экспортный и импортный контроль, таможенные формальности, паратарифные меры и др.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает методы, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику страны, и меры, работающие на ограничение иностранных инвестиций в стратегические отрасли. С целью привлечения зарубежных инвесторов предусматриваются налоговые и таможенные льготы, предоставляется национальный режим и даются государственные гарантии соблюдения прав участников инвестиционной

деятельности. Ограничения для инвестора включают разрешительный порядок инвестирования или запрет иностранных инвестиций в стратегические отрасли, ограничение размера доли иностранного инвестора в уставном капитале и др.

На основе анализа экономической, политико-правовой и культурной среды внешнего рынка предприятие оценивает ограничения и возможности, существующие на внешнем рынке, выявляет преимущества и потенциальные риски осуществления внешнеэкономической деятельности.

Для предприятия, планирующего выход на внешний рынок, важным стратегическим решением является выбор оптимальных форм присутствия на рынке. В основе этого выбора лежит учет таких факторов: возможности предприятия, особенности рынка и специфика товара. К моделям выхода на внешние рынки относятся экспорт, совместная предпринимательская деятельность и прямое инвестирование. Способы выхода на внешний рынок можно дифференцировать по ряду признаков: уровень затрат, степень риска, уровень доходности, степень использование межстрановых преимуществ.

Важным условием успешной деятельности на рынке является достижение высокого уровня конкурентоспособности. Конкурентоспособность складывается из перечня стратегических преимуществ, которые выявляются на рынке путем сопоставления с соответствующими показателями конкурентов.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2014

197

ЭКОНОМИКА

Таблица

Уровень международной специализации ЛПК России Level of international specialization Russian timber

Наименование показателя Величина показателя

Доля экспорта древесины и целлюлозно-бумажных изделий в общем объеме экспорта России (2011), % 2,1

Коэффициент относительной экспортной специализации (2010) 1,7

Степень экспортной ориентированности (2011):

Доля экспорта в производстве пиломатериалов, % 89,6

Доля экспорта в производстве фанеры клееной, % 51,5

Доля экспорта в производстве бумаги и картона, % 31,8

Для обеспечения устойчивых позиций на мировом рынке предприятию необходимо иметь конкурентное преимущество на национальном рынке, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и реализовывать возможности. Ситуация в стране базирования предприятия оказывает непосредственное влияние на возможность предприятия получать и удерживать преимущества. Формирование преимуществ зависит от системы факторов, которые создают благоприятную или неблагоприятную среду: факторные условия, стратегия фирм, наличие конкурентной среды, условия спроса, развитие родственных и поддерживающих отраслей, государственное регулирование. На мировом рынке страны специализируются в зависимости от степени конкурентоспособности их отраслей. Степень экспортной ориентированности отрасли может быть оценена с помощью системы показателей, основные из которых представлены в таблице и характеризуют ЛПК России.

Состояние отрасли оказывает значительное влияние на деятельность предприятия. Для формирования международной специализации необходимо наличие производственных мощностей и применение современных технологий, наличие и эффективное использование ресурсов, развитая транспортная инфраструктура, емкий внутренний рынок и выгодное географическое положение.

Факторы, определяющие успех предприятия на внешнем рынке, различаются в зависимости от условий функционирования соответствующих отраслей, особенностей товара, специфики конкурентной борьбы. К факторам успеха можно отнести инновации в

производственном процессе, удовлетворение запросов потребителей, качество продукции, низкая себестоимость, квалифицированная рабочая сила, эффективность производства, широкая сеть дистрибьюторов и т.д. При этом необходимо выделять наиболее важные факторы, способные обеспечить предприятию успех на рынке.

Конкурентное преимущество приобретается на основе оптимальной конкурентной стратегии. Предпосылкой формирования стратегии является анализ рыночной ситуации и оценка сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей.

Существуют следующие базовые стратегии конкуренции: снижения издержек, дифференциации продукции, сегментирования рынка, внедрения новшеств, немедленного реагирования на потребности рынка.

Стратегические действия, направленные на достижение конкурентного преимущества, определяются возможностями предприятия, при этом важными факторами являются обеспеченность финансовыми ресурсами, эффективность менеджмента, применяемые технологии, инновационная активность. Существенную роль имеет маркетинговая составляющая конкурентоспособности предприятия. Маркетинг ориентирован на выявление наиболее значимых потребностей покупателей, мониторинг изменения их потребностей, оценку перспективных сегментов рынка, разработку и реализация маркетинговых стратегий (рис. 2).

Значительным аспектом является выявление элементов комплекса маркетинга, которые наиболее значимы для потребителей.

198

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

ЭКОНОМИКА

Рис. 2. Формирование конкурентной стратегии и маркетинговая составляющая конкурентоспособности

Fig. 2. Formation of competitive strategy and marketing component of competitiveness

Покупатели в разных странах могут предъявлять к товару, уровню сервиса, условиям сделок разные требования. Существует два подхода к адаптации маркетингового комплекса: учет национальных особенностей или ориентация на одинаковые потребности. Предприятие может выбрать один из альтернативных вариантов: предложение универсального товара, приспособление товара с учетом специфики и стандартов рынка страны, разработка товара для каждой страны. Выпуск и экспорт стандартизированной продукции позволяет снизить издержки и использовать преимущества, получаемые за счет низкой себестоимости продукции. Преимуществом адаптации маркетингового комплекса является завоевание предпочтений потребителей на основе лучшего удовлетворения их потребностей. Внедрение предприятием новшеств позволит опередить конкурентов на зарубежном рынке и, в случае наличия потенциального спроса на новый товар, получить сверхприбыль.

Для успешной деятельности предприятия на рынке недостаточно понимания предпочтений потребителей, также необходимо оптимальное позиционирование по отношению к конкурентам и учет их стратегий. Характеристикой позиции предприятия яв-

ляется его рыночная доля и уровень доходности бизнеса. Доля предприятия на рынке отражает результаты конкурентной борьбы и отражает степень его доминирования. Конкурентный статус предприятия определяет стратегические направления деятельности. Необходим правильный выбор приоритетов и разработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей условиям рынка и потенциалу предприятия.

Актуальным направлением достижения конкурентных преимуществ является инновационная деятельность. Предложение новых по потребительским свойствам товаров позволит достигнуть высокой конкурентоспособности, при этом снижается чувствительность потребителя к цене товара, обладающего уникальными свойствами. Уменьшить издержки производства позволит внедрение прогрессивных ресурсосберегающих технологий. В результате предприятие сможет получать прибыль даже при снижении рыночной цены.

При планировании и осуществлении деятельности на внешнем рынке должна обеспечиваться ее эффективность. Коммерческая составляющая конкурентоспособности направлена на обеспечение качественной

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

199

ЭКОНОМИКА

подготовки и заключение выгодных торговых сделок, обеспечение выполнения контрактных обязательств. Коммерческая деятельность на внешнем рынке имеет особенности: необходимо знать законодательства зарубежных стран, учитывать торговые обычаи и соблюдать международные стандарты. В этом аспекте необходима высокая компетенция и совершенствование профессиональных знаний во внешнеэкономической сфере.

Предприятие должно поддерживать свои позиции и совершенствовать деятельность: активно реагировать на действия конкурентов, учитывать изменения потребностей, выявлять возможности, появляющиеся на рынке.

Возможны следующие направления, реализация которых позволит повысить конкурентоспособность предприятия:

- постоянный мониторинг конъюнктуры и потребностей рынка, изменений в правовой среде с целью наилучшей адаптации к внешним условиям;

- изучение практики бизнеса лидеров рынка для выявления способов совершенствования своей рыночной деятельности;

- осуществление контроля реализации стратегии с учетом изменений на внешнем рынке с целью совершения необходимой корректировки;

- анализ изменений в поведении конкурентов и формирование ответных действий;

- повышение инновационной активности;

- совершенствование технологии, внедрение современных методов организации производства;

- поиск новых источников ресурсов и повышение оптимизации использования ресурсов;

- освоение перспективных товарнострановых ниш на мировом рынке;

- выявление перспектив, использование которых позволит повысить конкурентный статус предприятия.

Библиографический список

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник./ О.С. Виханский. - М.: МГУ, 1995. -252 с.

2. Шестопалова, Н.С. Формирование конкурентной стратегии предприятия / Н.С. Шестопалова // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2008. - № 5(62).

- С. 253-257.

3. Мировая экономика и международный бизнес: учебник, под. общ. ред. В.В. Полякова, РК. Щени-на. - М.: КНОРУС, 2005. - 656 с.

4. Муравьев, А.В. Субъекты мирового хозяйства и международное разделение труда: учеб. пособие /

A. В. Муравьев. - М.: МГУЛ, 2012. - 104 с.

5. Клейнхоф, А.Э. Основные тенденции и перспективы развития международной торговли РФ лесными и целлюлозно-бумажными товарами / А.Э. Клейнхоф // Вестник МГУЛ - Лесной вестник.

- 2012. - № 4 (87). - С. 164-168.

6. Портер, М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. пер. с анг. - М.: Международные отношения. 1993. - 895 с.

7. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. - 2-е европ. изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. -944 с.

8. Воронкова, О.Н. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление / О.Н. Воронкова, Е.П. Пузакова. - М.: Экономистъ, 2008.

9. Шестопалова, Н.С. Факторы эффективности внешнеторговой деятельности предприятия / Н.С. Шестопалова // Вестник МГУЛ - Лесной вестник.

- 2011. - №1 (77).

10. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. - 208 с.

11. Абрамов, В.Л. Мировая экономика: учеб. пос. /

B. Л. Абрамов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 320 с.

12. Сайт Росстата. - Режим доступа: http://www.gks. ru

200

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

ЭКОНОМИКА

PECULIARITY OF ACTIVITY AND STRENGTHENING POSITIONS OF AN ENTERPRISE IN THE FOREIGN MARKET

Shestopalova N.S. (MSFU)

caf-econovnesh@mgul.ac.ru

Moscow State Forest University (MSFU) 1st Institutskaya st., 1, 141005, Mytischi, Moscow reg., Russia

In clause is considered peculiarity of the foreign trade activity and aspects of enhancement of competitiveness of enterprise. There are contains basic competitive strategy and measure intending for support of competitive advantages. The article provides main indicators of international specialization of timber industry complex of Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: competitive strategy, advantages, marketing, foreign trade, innovation, market

References

1. Vikhansky O.S. Strategicheskoe upravlenie [Strategic management]. Moscow, 1995.

2. Shestopalova N.S. Formirovanie konkurentnoy strategii predpryatia [Forming of competitive strategy of an enterprise]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoy vestnik. 2008, no. 5(62). pp.253-257

3. Polyakov V.V., Shchenin R.K. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodniy biznes [World economy and international business]. Moscow, 2005.

4. Muravyev A.V. Subyekti mirovogo khozyaystva i mezhdunarodnoe razdelenie truda [Subjects of world economy and international division of labour]. Moscow, 2012.

5. Kleinhof A.E. Osnovnie tendentsii i perspektivi razvitiya mezhdunarodnoy torgovli RF lesnimi i tsellulozno-bumazhnimi tovarami [The main trends and prospects in international trade of wood and fiber processing products]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoy vestnik. 2012. no. 4 (87). pp.164-168.

6. Porter M. Mezhdunarodnay konkurentsiya: konkurentnie preimushchestva stran [International competition: competitive advantage of countries]. Moscow, 1993.

7. Kotler F., Armstrong G., Saunders J., Wong V Osnovi marketinga [ Principles of marketing]. Moscow, 2000.

8. Voronkova O. N., Puzakova E.P. Vneshneekonomicheskaya deyatelnost: organizatcia i upravlenie [Foreign economic activity: organization and management]. Moscow, 2008.

9. Shestopalova N.S. Fartory effektivnosti vneshnetorgovoy deyatelnosti predpriyatiya [Efficiency factors of foreign trade activity of enterprise]. Moscow State Forest University Bulletin - Lesnoy vestnik. 2011, no. № 1(77).

10. Azoev G.L. Konkurentciya: analiz, strategiya i praktika [Competition: analysis, strategy and practice]. Moscow, 1996.

11. Abramov VL. Mirovaya ekonomika [World economy]. Moscow, 2004.

12. http://www.gks.ru

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2014

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.