Научная статья на тему 'Стратегия развития в управлении инновационно-активным предприятием'

Стратегия развития в управлении инновационно-активным предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННО-АКТИВНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / DEVELOPMENT STRATEGY / INNOVATION-ACTIVE ENTERPRISE / STAGES OF THE INNOVATIVE STRATEGY FORMATION / INNOVATION ACTIVITY / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балдынюк А.И.

В ходе исследования рассмотрены подходы к категориальному понятию«стратегия» разными учеными, на основе чего дана авторская трактовка понятия«стратегия развития инновационно-активного предприятия». Исследование видов и методик формирования стратегии развития предприятия позволило определить рекомендации выбора наиболее эффективной инновационной стратегии развития инновационно-активного предприятия, способствующей развитию его инновационной деятельности и направленной на удовлетворение экономических, социальных, экологических и научно-технических потребностей общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study investigated the approaches of different scientists to the categorical concept of «strategy», on the basis of which the author's interpretation of the concept «development strategy of an innovation-active enterprise» is suggested. The study of the types and methods of forming the enterprise’s development strategy made it possible to determine the recommendations for selecting the most effective innovation strategy for the development of an innovation-active enterprise that promotes the development of its innovative activities and aimed at meeting the economic, social, environmental, scientific and technical needs of society.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития в управлении инновационно-активным предприятием»

УДК 338.2

А.И. БАЛДЫНЮК, аспирант, e-mail: baldynjuk-anja@rambler.ru

ГО ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

В ходе исследования рассмотрены подходы к категориальному понятию «стратегия» разными учеными, на основе чего дана авторская трактовка понятия «стратегия развития инновационно-активного предприятия». Исследование видов и методик формирования стратегии развития предприятия позволило определить рекомендации выбора наиболее эффективной инновационной стратегии развития инновационно-активного предприятия, способствующей развитию его инновационной деятельности и направленной на удовлетворение экономических, социальных, экологических и научно-технических потребностей общества.

Ключевые слова: стратегия развития; инновационно-активное предприятие, этапы формирования инновационной стратегии, инновационная деятельность.

Baldynyuk A.I. Strategy of development in the innovation-active enterprise management.

The study investigated the approaches of different scientists to the categorical concept of «strategy», on the basis of which the author's interpretation of the concept «development strategy of an innovation-active enterprise» is suggested. The study of the types and methods of forming the enterprise's development strategy made it possible to determine the recommendations for selecting the most effective innovation strat-

egy for the development of an innovation-active enterprise that promotes the development of its innovative activities and aimed at meeting the economic, social, environmental, scientific and technical needs of society.

Keywords: development strategy, innovation-active enterprise, stages of the innovative strategy formation, innovation activity.

Стремительное развитие научно-технического прогресса оказывает существенное влияние на все функциональные и обеспечивающие процессы предприятий. Это касается и инновационно-активных предприятий далее - (ИАП). Изменения, происходящие во внешней среде ИАП, требуют постоянной адаптации к ним и выбора наиболее подходящей стратегии развития, которая способствует уменьшению влияния негативных факторов на показатели функционирования и направлена на адаптацию к использованию и разработкам инновационных процессов, услуг и продуктов. Одним из основных недостатков в развитии инновационной сферы ИАП является отсутствие эффективной методики управления ее процессами, которая учитывает особенности предприятия и обеспечивает эффективное развитие инновационного потенциала. Возникает необходимость в

© А.И. Балдынюк, 2017

решении проблем, связанных с формированием стратегии ИАП в общем, а так же инновационной стратегии развития.

Проблемам, связанным с формированием стратегии развития, уделялось большое внимание отечественными и зарубежными учеными, такими как И. Ансофф [1], Е.М. Бузулукина [2], В.О. Василенко [3], А.П. Градов [4], Е.М. Зибрева [5], В.В. Зянько [б], В.В. Стадник [7], Р.А. Фатхутдинов [8] и др. Однако в их трудах было недостаточно уделено внимания относительно определения сущности стратегии развития ИАП, что и обуславливает выбор темы и цель исследования.

Целью статьи является исследование теоретических положений понятия «стратегия развития ИАП», а так же определение сущности и видов стратегии развития в управлении ИАП.

С целью определения авторской трактовки понятия «стратегия развития ИАП» рассмотрим определение «стратегия» разными учеными.

А.П. Градов трактует стратегию как собранные в единое целое правила и методы, которые ориентированы на достижение основных целей развития предприятия [4].

И. Ансофф, П. Друкер, М. Портер и др. описывают стратегию как стремление оказать длительное влияние на функционирование предприятия [1].

Стратегия - это комплексная программа последовательных действий, которые определяют приоритетные для предприятия недостатки и проблемы, его миссию, основные цели и распределение ресурсов с целью их достижения. По содержанию стратегия является долгосрочным плановым документом и результатом тщательного стратегического планирования [9].

Таким образом, под стратегией развития ИАП будем понимать совокупность методов, приемов и действий, которые оказывают долгосрочное влияние на деятельность ИАП и направлены на достижение его основных целей, а имен-

но, повышение экономических, социальных, научно-технических и экологических показателей.

Динамические изменения рынка и состояния экономики, повышение требовательности потребителей к качеству выпускаемой инновационных продуктов, усложнение технологических процессов определяют необходимость повышенного внимания руководства ИАП как к организационно-экономическому механизму управления, так и к стратегии развития инновационной деятельности.

Под инновационной стратегией развития ИАП в данной работе будем понимать ключевое звено в составе общей стратегии ИАП, направленной на прогнозирование масштабных изменений во внешней и внутренней среде ИАП и поиск решений, сосредоточенных на повышении конкурентоспособности, общих показателей функционирования и удовлетворение экологических, экономических, социальных и научно-технических потребностей общества.

Стратегия развития инновационной деятельности ИАП направлена на повышение технического уровня производства за счет использования инноваций, применения новейших достижений науки и техники, направленных на улучшение качества выпускаемой инновационной продукции и предоставляемых услуг.

Формируя стратегию развития инновационной деятельности ИАП, необходимо учитывать влияние различных факторов, способствующих инновационному развитию ИАП, а именно:

ориентацию научно-технических и инновационных мероприятий на рыночные потребности и потребности общества;

наличие у предприятия научно-технического и инновационного потенциала;

создание эффективной системы отбора и оценки инновационных проектов;

эффективное управление проектами и контроль их выполнения.

При реализации стратегии развития инновационной деятельности ИАП выделяются следующие особенности (с учетом изменений во внутренней и внешней средах):

формирование стратегии направлено на выбор приоритетного направления и необходимых действий, которые обеспечивают развитие и улучшение положения инновационной составляющей ИАП;

на основании выбранной стратегии развития строятся стратегические планы развития ИАП;

необходимость корректировки стратегии развитии при недостаточной ее эффективности;

определенная стратегия является действенной для достижения определенных целей, поставленных ИАП, и выполнения необходимых задач, поэтому при их изменении необходимо менять и стратегию;

стратегия должна быть направлена на удовлетворение экономических, социальных, научно-технических и экологических потребностей общества.

Стратегии развития инновационной деятельности ИАП учитывает цели, с помощью которых решаются задачи:

ознакомления с проблемами, сопоставляя существующее состояние инновационной составляющей с желаемым; выработки руководства и требований к действиям; определения критериев и условий для обработки информации и определения альтернатив с последующим выбором подходящих; обеспечения координации работы управляющего звена; создания условий для будущего контроля.

Цели, на которые опирается стратегия развития инновационной деятельности ИАП, определяют количественные или качественные стороны ожидаемых результатов.

К количественным относятся следующие цели: рыночная (доля рынка, оборот и рост); экономическая (рентабельность и прибыль); финансовая (ликвидность и структура капитала). К каче-

ственным относятся следующие цели: стандарты качества выпускаемой инновационной продукции и предоставление инновационных услуг; инновационное поведение; уровень и способ обслуживания клиентов ИАП; миссия ИАП; уровень и качество управления ИАП; социальное влияние на деятельность ИАП.

Процесс формирования стратегии развития инновационной деятельности ИАП состоит из трех этапов.

На первом этапе определяется общая концепция стратегии ИАП. И. Ансофф считает, что «процесс начинается не с определения области функционирования предприятия, а с анатомического разбора отраслей и видов деятельности» [1]. Исходя из этого, первый этап заключается в определении и распределении направлений и сфер деятельности ИАП, в которых предприятие имеет какие-либо возможности и превосходства.

Для определения общей концепции стратегического развития необходимо учитывать влияние внешних и внутренних факторов, что позволяет ИАП своевременно реагировать на рыночные изменения и оперативно перестраивать производство на более инновационное.

Деятельность ИАП регулируется законодательными, правовыми и нормативными актами, государственной политикой, социальными, экономическими, политическими, научно-техническими факторами, поэтому стратегия строится таким образом, чтобы была возможность реализовать наибольшее количество возможностей, связанных со стабильными конкурентными преимуществами и прибыльностью ИАП. Стратегия направляется на защиту ИАП от внешних угроз на долгосрочный период.

На втором этапе формирования стратегии развития инновационной деятельности ИАП происходит определение его перспектив в каждом из направлений деятельности, оценка его конкурентоспособности, краткосрочные и долгосрочные

перспективы роста объемов инновационной продукции, количества предоставляемых инновационных услуг.

Для определения перспективы развития ИАП в определенном направлении инновационной деятельности используются матрицы, которые строятся с учетом основных параметров ИАП и занимаемого им места во внешней среде, что позволит всесторонне рассмотреть и оценить возможности развития инновационной деятельности ИАП на необходимый период.

На третьем этапе происходит выбор наиболее подходящей стратегии развития инновационной деятельности ИАП, формирование портфеля проектов научно-технических и иных мероприятий.

На данном этапе в процессе окончательного формирования стратегических направлений и портфеля проектов целесообразно использовать эффективные эвристические методы, такие как метод «мозговой атаки», метод морфологического анализа, метод «картотеки идей», которые основываются на использовании профессионального опыта ИАП и интуиции специалистов. Их использование приводит к нестандартному решению существующих проблем, связанных с инновационной организационно-экономической деятельностью.

В конце этапа выбора и формирования стратегии развития инновационной деятельности ИАП ключевым моментом является грамотная оценка возможностей и потенциала предприятия и его инновационной деятельности. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны инновационной и организационной деятельности ИАП. Сильными сторонами ИАП, как правило, являются уровень технических инновационных разработок, выпускаемых инновационных продуктов и предоставляемых услуг, знание рынка, контроль определенной доли или сегмента рынка, а так же высокий научный потенциал. Слабыми сторонами являются

высокие издержки производства и себестоимость продукции.

Исходя из вышесказанного, целесообразно, чтобы стратегия развития инновационной деятельности ИАП базировалась на изобретении и производстве принципиальных инноваций, а не имеющих аналогов. В таком случае целесообразно базировать стратегию развития инновационной деятельности ИАП на увеличении доли рынка или его расширении за счет увеличения ассортимента инновационной продукции, который основан на создании новых модификаций выпускаемой продукции (функциональные изменения в конструкции изделий, продуктов, инновационные подходы к производственной деятельности).

Однако в соответствии с возможностями ИАП, его отраслевых особенностей и уровня конкурентоспособности предприятие может выбрать наиболее подходящую ему стратегию развития инновационной деятельности. В литературе выделяют следующие виды инновационных стратегий:

1. Наступательную, которая характерна в основном для предприятий, которые строят свою деятельность на принципах «предпринимательской конкуренции», и разрабатывается для реализации общей стратегии роста. Для реализации наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умение быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Данная стратегия характерна для крупных ИАП, однако может быть реализована и небольшими инновационными предприятиями в случае концентрации их усилий на одном или двух инновационных проектах.

2. Защитную. Предприятия, придерживающиеся защитной инновационной стратегии, пытаются как можно бы-

стрее запатентовать инновацию, чтобы защитить ее от конкуренции и появления на рынке взаимозаменяемых товаров. ИАП, выбравшие защитную инновационную стратегию, занимают позиции рядом или позади ИАП, выбравших наступательную стратегию, при этом, анализируя достижения и ошибки последних.

3. Имитационную, которая включает в себя заимствование опыта ИАП-лидеров в отрасли или использование новых технологий путем закупки лицензий у других предприятий. При этом имитируются основные потребительские свойства инноваций, выпущенных на рынок предприятиями, занимающих лидирующие позиции. Однако для успеха на рынке ИАП должны иметь определенные преимущества в производстве аналогичной продукции по сравнению с другими ИАП, постоянно совершенствуя и модернизируя заимствованные виды продукции [6].

Выводы

Обосновывая выбор инновационной стратегии, руководители ИАП должны учитывать ее соответствие базовой стратегии развития предприятия, приемлемой по уровню риска, а также предусматривать готовность рынка к восприятию соответствующих инноваций. Совершенствование выбора стратегии развития инновационной деятельности ИАП позволяет адекватно оценивать инновационные проекты и внедрять их, что способствует оптимизации соответствующей деятельности ИАП и его общему функционированию.

Результаты приведенного исследования могут быть использованы при последующем изучении стратегий развития инновационной деятельности ИАП и их эффективном внедрении в практическую деятельность предприятий.

Список использованной литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. - М.: Экономика, 1989. - 303 с.

2. Бузулукина Е.М. Выбор и обоснование инновационной стратеги / Е.М. Бузулукина, А.А. Шаповалов // Белгородский экономический вестник. -2011. - № 1. - С. 30-36.

3. Василенко В.О. 1нновацшний менеджмент / В.О. Василенко, В.Г. Шматько; за ред. В.О. Василенка. -К.: ЦУЛ, Фешкс, 2003. - 440 с.

4. Градов А.П. Национальная экономика / А.П. Градов. - СПб.: Питер, 2005. - 240 с.

5. Зибрева Е.М. Классификация стратегий инновационного развития промышленного предприятия / Е.М. Зибрева, Р.Ф. Гарифуллин // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2012. - № 1. - С. 22-24.

6. Зянько В.В. Мехашзм форму-вання шновацшно'1 стратеги тдпри-емства / В.В. Зянько // Актуальш пробле-ми розвитку економши регюну. - 2010. -Вип. 6. - Т. 1. - С. 24-30.

7. Стадник В.В. Стратепчне управлшня шновацшним розвитком тдприемства: навч. поабник / В.В. Стадник, М.А. Йохна. - Хмельниць-кий: ХНУ, 2011. - 327 с.

8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. -М.: Экономика, 2005. - 448 с.

9. Покропивной С.Ф. Экономика предприятия / С.Ф. Покропивной. - К.: КНЭУ, 2002. - 256 с.

10. Андрiенко В.Н. Стратепчне управлшня тдприемствами реального сектору економши: мехашзми, методи, моделi / В.Н. Андрiенко, Т.В. Бело-польска, Я.В. Лендел, О.О. Плахотшк. -Донецьк: ДонНУ, 2012. - 156 с.

Статья поступила в редакцию 28.04.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.