Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России'

Основные направления совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ORGANIZATION OF EDUCATION / КУРСАНТЫ ВУЗОВ МВД РОССИИ / OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостин Вадим Геннадьевич

В статье рассматриваются причины и способы решения проблемы совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России. Приведены результаты анализа научной литературы по данному вопросу, предложен авторский вариант действий по повышению эффективности воспитательной работы с будущими полицейскими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of improvement of the organization of education of cadets of the highest educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

In article the reasons and ways of a solution of the problem of improvement of the organization of education of cadets of the highest educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. Results of the analysis of scientific literature on the matter are given, the author's option of actions for increase in efficiency of educational work with future police officers is offered.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России»

наибольшей степени претерпевали изменение показатели, отражающие психическое и эмоциональное состояние (+37 %), а в наименьшей - параметры, характеризующие состояние когнитивных функций (+15,9 %).

Литература:

1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе / Д.А. Андреева // Человек и общество: Уч. записки. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. - С. 62-69.

2. Анохин П.К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии / П.К. Анохин // Проблема принятия решения. - М., 1984. - С. 264.

3. Бура Л.В. Особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в высшем учебном заведении / Л.В. Бура, О.А. Похвалитова, А.С. Чабанюк // Проблемы современного педагогического образования: Сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2016. - С. 209.

4. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н.Н. Данилова. -М.: Изд-во МГУ, 1992. - 132 с.

5. Егшатян Д.В. Индивидуализация подготовки юных борцов с учетом показателей функционального состояния в условиях соревновательной подготовки // Д.В. Егшатян / Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 1. - С. 71-73.

6. Ендриховский С.Н. Время сенсомоторной реакции человека в современных психофизических исследованиях / С.Н. Ендриховский, А.М. Шамшинова, Е.Н. Соколов // Сенсор. системы. - 1996. - Т. 10, № 2. - С. 13.

7. Зайцев А.В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А.В. Зайцев, В.И. Лупандин, О.Е. Сурнина // Физиол. человека. - 1999. - Т. 25, № 6. - С. 34-37.

8. Иванченко С.Р. Природа изменчивости скоростных характеристик сенсомоторных реакций в различных экспериментальных условиях / С.Р. Иванченко, С.Б. Малых // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. -С. 80-86.

9. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. - СПб., 2003. - 384 с.

10. Коробейникова И.И. Параметры сенсомоторных реакций, психофизиологические характеристики, успеваемость и показатели ЭЭГ человека / И.И. Коробейникова // Психолог. журн. - 2000. - Т. 21, № 3. - С. 132-136.

11. Литовченко О.Г. Психофизиологическая характеристика работоспособности учащихся / О.Г. Литовченко // VI Знаменские чтения: материалы науч.-практ. конф. - Курск: СурГПУ, 2007. - С. 45.

12. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения / Т.А. Немчин. - Л.: ЛГУ. - 1983. - 167 с.

13. Прохоров А. О. Методики диагностик и измерения психических состояний личности / А. О. Прохоров. - М.: ПЕР СЭ. - 2004. - 176 с.

14. Психодиагностика стресса / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина. - Казань: КНИТУ. - 2012. - 212 с.

15. Соболев В.И. Особенности психомоторных реакций у детей младшего школьного возраста специальных медицинских групп / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Гуманитарные науки. - 2017. -№ 2(38). - С. 42-49.

16. Соболев В.И. Характер зависимости между простой и сложной зрительно-моторной реакциями у студентов в начальный период обучения в ВУЗе / В.И. Соболев // Теория и практика современной науки. -2017. - № 4(22). - С. 1217-1220.

17. Соболев В.И. Характеристика зрительной сенсомоторной реакции у студентов 1-го курса в начальный период обучения / В.И. Соболев // Векторы развития современной науки: материалы IV Международной научно-практической конференции (Уфа, 29-30 января 2017 г.) / отв. ред. О.Б. Нигматуллин. - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2017. - С. 47-49.

18. Таймазов В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и коррекции) / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - СПб.: Изд-во «Олимп СПб», 2004. - 400 с.

19. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. - 2013. - Т. 18. - Вып. 5. - С. 2831-2840.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Старостин Вадим Геннадьевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются причины и способы решения проблемы совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России. Приведены результаты анализа научной литературы по данному вопросу, предложен авторский вариант действий по повышению эффективности воспитательной работы с будущими полицейскими. Ключевые слова: организация воспитания, курсанты вузов МВД России.

Annotation. In article the reasons and ways of a solution of the problem of improvement of the organization of education of cadets of the highest educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are considered. Results of the analysis of scientific literature on the matter are given, the author's option of actions for increase in efficiency of educational work with future police officers is offered.

Keywords: organization of education, cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation.

Введение. Воспитательная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса вузов МВД России и предполагает наличие целостной системы целенаправленных действий по развитию личностных качеств будущих полицейских. В связи с этим многие высшие образовательные учреждения МВД России реализуют концепцию и соответствующую ей программу воспитательной работы с курсантами,

включающую ряд мероприятий систематического и единовременного характера. К таким мероприятиям относятся тематические вечера, встречи с выдающимися людьми, праздники, парады, самодеятельность и др., являющиеся достаточно традиционными на сегодняшний день массовыми и групповыми формами воспитательной работы в ведомственных вузах.

Экскурсии в музеи, творческие конкурсы, празднование дня полиции, дня первокурсника и т.д., торжественное построение и поднятие государственного флага под звуки гимна России и многие другие виды работы с курсантами являются сегодня непременными элементами воспитательной системы вузов МВД. В тоже время, наряду с этими традиционными видами воспитательной работы, все большую популярность среди будущих полицейских приобретают и ее более современные разновидности, к которым, прежде всего, можно отнести флешмобы, батлы, кибердружины и т.д.

По словам Н.А.Тюгаевой, В.Н.Котляр, С.И.Афанасьевой, в наши дни особое значение приобретает опыт профессиональной подготовки кадров с учетом изменившихся потребностей общества и государства - иметь не только профессионала и гражданина-патриота, но и высокоразвитую нравственную личность [9].

Поэтому также меняются и содержательные аспекты воспитательной работы, где приоритет уделяется наиболее соответствующим реалиям современности ценностно-смысловым компонентам. Все это позволяет говорить о совершенствовании организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России, развивающейся в современных, адекватных образовательной практике и запросам общества направлениях.

Изложение основного материала статьи. Говоря об организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России необходимо иметь в виду, что становление личности будущего полицейского осуществляется в особых условиях, обусловленных спецификой его будущей профессиональной деятельности. К таким условиям относятся строгая субординация, четко зафиксированный распорядок дня, серьезная физическая нагрузка на курсантов и др., что выступает факторами, по-разному влияющими на эффективность воспитательной работы. Так, например неукоснительное следование принципу субординации, с одной стороны, способствует укреплению дисциплины как в межличностных отношениях среди курсантов, так и при общении с педагогами вузов МВД России, но в тоже время является фактором снижения инициативности будущих полицейских. Четкий распорядок дня курсантов также служит эффективным средством поддержания дисциплины курсантов, но в тоже время препятствует развитию творчества, которое не может укладываться в те или иные временные рамки. Поэтому организация воспитательной работы в вузах МВД России сопряжена с преодолением многих противоречий, детерминированных особенностями профессиональной подготовки будущего полицейского. Кроме того, как справедливо отмечают Н.П. Маюров и И.Л. Миронов, реализация задачи профессионально-нравственного воспитания курсантов и слушателей вузов МВД в современных условиях затруднена по следующим причинам:

- во-первых, в учебно-воспитательном процессе недостаточно сформирован конкретный нравственный образ-идеал современного сотрудника органов внутренних дел;

- во-вторых, современная массовая культура навязывает молодому поколению деструктивный образ полицейского, не способствует его нравственному воспитанию;

- в-третьих, средства массовой информации, как правило, освещают какой-либо негатив в деятельности полиции; подвиги, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел при выполнении профессиональных задач, часто остаются без внимания [4].

При этом во многих вузах МВД России воспитательная работа с курсантами не носит самодостаточного значения и является одним из элементов работы с личным составом, где также решаются вопросы кадрового, психологического, социального и другого характера. Нужно отметить, что и в структуре руководства высших образовательных учреждений МВД России отсутствует должность, функционально связанная с организацией исключительно воспитательного процесса курсантов. Поэтому функцию воспитания будущих полицейских сегодня реализуют заместители начальников вузов МВД России по работе личным составом, которые помимо организации воспитательной работы, имеют целый аспект других направлений своей деятельности. Можно утверждать, что такое второстепенное значение воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России также является значительной предпосылкой, снижающей эффективность данного процесса. Эта ситуация становится еще более неясной ввиду того, что, как известно, наиболее видные отечественные российские педагоги, такие как К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие, уделяли воспитанию доминирующую роль в образовательном процессе, считая что человека важнее воспитать, чем обучить.

Таким образом, становление современных форм воспитания, объективная потребность в развитии адекватных окружающей действительности личностных качеств сотрудника полиции, а также выявленные противоречия обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России.

Анализ научной литературы по данному вопросу позволяет выявить множество представленных различными исследователями вариантов улучшения воспитательного процесса в вузах МВД России, которые представляют интерес, как с теоретической, так и практической точки зрения.

Так, например, в Московском Университете МВД России, внедряется новая модель воспитания курсантов, отвечающая таким характеристикам, как профессионализм, востребованность службой и обществом и перспективы с точки зрения индивидуального развития. В рамках данной модели предлагается дифференцировать систему подготовки специалистов для органов внутренних дел, разбив ее на три основных этапа, соответствующие сформированности профессиональных нравственных качеств в личности сотрудника полиции, осуществить интеграцию культурно-досуговой работы в образовательную деятельность, реализовать потребность и в изменении форм пропаганды [3].

Доцент Восточно-Сибирского института МВД РФ Е.А.Таюрская считает необходимым в качестве одного из направлений воспитания курсантов определить толерантность, поскольку этого исследователя сотрудники органов внутренних дел быть терпимы, непредвзяты к представителям различных рас, национальностей и политических групп [8]. Как считает ученый, толерантность, это необходимое качество для сотрудника правоохранительных органов, оно позволяет с одной стороны не предвзято общаться с представителями различных национальностей и религиозных конфессий, с другой - выполнять свои служебные обязанности на основе принципов законности, справедливости и равенства граждан.

Представители Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова в рамках образовательной концепции курсантов уделяют важное место спортивному воспитанию, поскольку между физическим и профессиональным развитием будущих полицейских существует прямая взаимосвязь. При этом, следуя логике Д.В. Пустового и А.И. Фатхуллоева, необходимо целевое изменение средств, методов физической подготовки, форм организации двигательной деятельности как системы взаимосвязанных элементов, направленных на достижение планируемого целевого уровня подготовленности, что оказывается возможным при проявлении должного внимания ко всем формам (а особенно к их соотношению друг с другом) организации спортивного воспитания курсантов [6].

В Барнаульском юридическом институте МВД России предлагается в воспитательной работе с курсантами делать акцент на формировании чувства коллективизма, поскольку в условиях осуществления служебной деятельности у сотрудников ОВД России усиливается многократно дружеское взаимоотношение, сплоченность, ответственность друг перед другом, сознательное стремление к слаженности и взаимоподдержке и др. В целях воспитания коллективизма курсантов образовательных организаций МВД России предполагается приобретение ими опыта саморазвития и самосовершенствования, опыта лидерства и подчиненности, опыта постановки и достижения личностно значимой цели, опыта общения и самопознания, опыта перспективного планирования, опыта преодоления трудностей, т.е. создание такого воспитательного пространства, в котором будет успешно формироваться личность полноценного сотрудника ОВД -ответственного, готового взаимной помощи и поддержке, неравнодушного товарища, ценящего свой коллектив и умеющего работать в нем [7].

Близкую точку зрения высказывают и сотрудники Санкт-Петербургского университета МВД России О.А.Быков и А.П. Шарухин, которые основным способом развития коллективизма у курсантов считают становление курсантского коллектива (прежде всего взвода), под которым понимается объединенная в подразделение группа курсантов, осуществляющих совместную учебную, служебную, бытовую, культурно-досутовую и внутриколлективную деятельность, живущих по единым для всех правилам взаимоотношений, которые обеспечивают: высокий уровень сплоченности; здоровый морально-психологический климат; единство действий и устремленность на качественное решение стоящих перед подразделением задач; сохранение целостности и единства коллектива; высокие результаты деятельности; создание условий для удовлетворения каждым своей потребности быть полноценной личностью, развития способностей и качеств, способствующих успешному выполнению воинского долга [1].

Можно привести и другие примеры предложений по совершенствованию организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России, высказанных иными авторами и сопряженных с реализацией рефлексивного (Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р.) и личностно-ориентированного (Петкин А.В.) подходов к воспитанию, привлечением ветеранской (Силкин Н.Н., Баринов В.А.) религиозных (Медушевская Н.Ф.) организаций и музеев МВД РФ (Крачинская О.В., Лиховидова Е.П., Слепканев В.Ф., Сысоев Ю.В.), использованием потенциала народной культуры (Биннатов Б.А.), осуществлением поисковой деятельности (Курин Г.И.) и т.д.

Некоторые исследователи в своих работах четко обозначают ключевые направления совершенствования воспитания в вузах МВД РФ. Так, например, С.А. Моськин в качестве приоритетных направлений повышения эффективности воспитания профессионально-значимых качеств курсантов видит развитие системы физической подготовки будущих полицейских [5]. Группа педагогов Белгородского юридического института МВД России считает, что основные направлениями воспитания дисциплинированности у курсантов является трудовое, нравственное, эстетическое, физическое, умственное, патриотическое [2].

Все это позволяет утверждать, что проблема организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России является крайне актуальной в современных условиях, а ее решением озадачено значимое число педагогов-практиков. Изучение научной литературы показывает обеспокоенность данной проблемой и научного сообщества, предлагающего те или иные способы совершенствования воспитательной работы в вузах МВД РФ. Тем не менее, становится очевидным, что такие предложения не могут существенным образом повлиять на сложившуюся в области воспитательной работы с курсантами ситуацию и не позволяют сгладить последствия ключевой причины исследуемой проблемы, которой является второстепенный характер воспитания будущих полицейских. Именно по этой причине воспитательная работа в вузах МВД России часто сводится лишь к формализованным действиям, как самих курсантов, так и руководящего состава по осуществлению так называемой «мероприятийной» педагогики, результаты которой не могут сегодня быть признаны удовлетворительными.

Можно говорить о необходимости осознания и официального признания чрезвычайной значимости воспитательного процесса в становлении будущего полицейского, личностные качества которого, наряду с высокой профессиональной подготовкой, являются определяющими успешной правоохранительной деятельности. Именно воспитательная работа сегодня должна включать в себя имеющую иные цели и задачи морально-психологическую подготовку, а не быть ее частью, даже не озвучиваемой в контексте профессионального образования сотрудников полиции. Ведь воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России это не только и не столько работа с личным составом, предполагающая отбор кадров, их учет и аттестацию, сколько целостное формирование личности курсанта и дальнейшее развитие его профессиональных и нравственных качеств, определяющих облик будущего полицейского.

Юношеский возраст является сенситивным периодом развития личностных качеств социального характера, поэтому столь важно, чтобы курсанты вузов МВД России имели полноценную возможность развития дружелюбности, коммуникативности, толерантности, тактичности и т.д., что оказывается затруднительным в существующей системе морально-психологической подготовки.

Полиция уже давно эволюционировала из карательного органа, призванного жестоко подавлять, как собственно преступность, так и любое инакомыслие, в отлаженный механизм, действующий в российском обществе на принципах законности, гласности, взаимоуважения и общественного доверия. В связи с этим неизмеримо возросли и требования к личности полицейского, от которого сегодня требуются не только умелые действия в экстремальных ситуациях, присущих правоохранительной деятельности, но и способности не только взаимодействовать с населением, а быть примером воспитанности, что может явиться только результатом системной, целенаправленной и последовательной воспитательной работы на этапе профессиональной подготовки курсанта.

Таким образом, важнейшим современным направлением совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России на наш взгляд следует считать расширение статуса воспитательной работы с будущими полицейскими, которая должна быть отдельно выделена из общей системы работы с кадрами и обеспечена необходимыми ресурсами. Только такое кардинальное решение способно быть источником организации полноценной воспитательной работы с курсантами вузов МВД России, когда воспитательный процесс утратит значение дополнительности или даже необязательности и станет необходимым и неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки полицейского. Именно в этом случае и столь актуальная в наши дни борьба с коррупцией в МВД России перестанет быть лозунгом и будет представлять собой реальное направление воспитательной работы с курсантами, имеющее под собой достаточные логические основания. Важно, чтобы решение данного вопроса имело и нормативно-правовое значение, наделяющее организаторов воспитательной работы дополнительными реальными полномочиями в области педагогического менеджмента, позволяющими осуществлять те или иные контрольно-распорядительные функции. Также, например, создание целостных систем воспитания курсантов может явиться обязательным требованием для проведения государственной аккредитации высших образовательных учреждений МВД России.

Говоря о других направлениях совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России, важным является определение приоритетных направлений воспитательной работы сотвествующих специфике профессиональной подготовки сотрудников полиции. Как известно, воспитательная работа может осуществляться во многих направлениях, которыми являются физическое, трудовое, профессиональное, патриотическое, гражданское, эстетическое, правовое, экологическое и др.

Каждому из этих направлений необходимо уделять достаточное внимание для формирования сотвествующих личностных качеств воспитанников. Однако для каждой сферы профессиональной деятельности методом профессиограммы можно определить наиболее важные для эффективной работы специалиста личностные качества и именно на них сконцентрировать большую часть воспитательной работы. Предположительно для профессии полицейского такими качествами могут явиться законопослушность, честность, коммуникабельность, физическая развитость.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- проблема совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России является одной из ключевых тем в современной научной литературе, но предлагаемые многими исследователями решения носят неполный и фрагментарный характер;

- в качестве основных направлений совершенствования организации воспитания курсантов высших образовательных учреждений МВД России может рассматриваться расширение статуса воспитательной работы, ее выделение в отдельно действующий институт, а также определение приоритетных направлений воспитательной работы с курсантами.

Литература:

1. Быков О.А., Шарухин А.П. Воспитание коллективизма у курсантов вузов внутренних войск МВД России в ходе обучения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. Т. 52. № 4. С. 160-163.

2. Дмитраков А.М., Хрисанов В.А., Дубровский В.Ю., Чирков Е.Н. Основные направления воспитания дисциплинированности у курсантов белгородского юридического института МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 4. С. 29-33

3. Кушнаренко И.А., Эрдниев А.С. Воспитание нравственных качеств у курсантов образовательных организаций мвд россии: вопросы корректности педагогической модели // Вестник экономической безопасности. 2015. № 5. С. 66-70.

4. Маюров Н.П., Миронов И.Л. К вопросу о профессионально-нравственном воспитании курсантов и слушателей вузов МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 4. № 56. С. 202-205.

5. Моськин С.А. Приоритетные направления повышения эффективности воспитания профессионально-значимых качеств курсантов вузов МВД России // Наука и практика. 2014. № 4 (61). С. 156-158.

6. Пустовойт Д.В., Фатхуллоев А.И. Спортивное воспитание в формировании личности курсантов образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей XXIV Всероссийского круглого стола. - Орел: изд-во ФГКОУ ОЮИ МВД РФ, 2016. С. 278-282.

7. Рыбин Д.Н., Стрещенко И.А. К вопросу о коллективном воспитании курсантов образовательных организаций системы МВД России на основе идей А.С. Макаренко // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: сборник научных трудов. - Горно-Алтайск: изд-во Г-АГУ, 2017. С. 253-256.

8. Таюрская Е.А. Толерантность как одно из направлений в воспитании курсантов вузов системы МВД России // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. - Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2015. - С. 346-348.

9. Тюгаева Н.А., Котляр В.Н., Афанасьева С.И. Профессионально-нравственное воспитание курсантов и слушателей образовательных организаций ФСИН России: монография.- М.: Проспект, 2017. - с. 3.

Педагогика

УДК: 37.02

методист учебного отдела Степкина Светлана Сергеевна

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Училище (техникум) олимпийского резерва № 2» (г.о. Звенигород)

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Рассматривается авторское видение студенчества, приоритетно как социальной группы. Обоснованы роль и значение формирования физической культуры в ВУЗах. Показано влияние физической культуры на формирование общей культуры студенчества. В статье рассмотрены и охарактеризованы пути формирования физической культуры студентов, с целью формирования мировоззрения и культуры личности, обладающей гражданской позицией, нравственными качествами, чувством ответственности, самостоятельностью в принятии решений, инициативой, толерантностью, способностью успешной социализации в обществе. По результатам выявлены основные способы формирования навыков использовать разнообразные формы физической культуры и спорта в повседневной жизни для сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья своих близких, семьи и трудового коллектива для качественной жизни и эффективной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: студенчество, физическая культура, формирование общей культуры студенчества, пути формирования физической культуры, способы формирования навыков, сохранение и укрепление здоровья, эффективная профессиональная деятельность.

Аииогагюи. The author's vision of students as a social group is considered. The role and importance of the formation of physical culture in Higher education are substantiated. Influence of physical culture on formation of General culture of students is shown. The article discusses and outlines the ways of formation of physical culture of the students, with the purpose of formation of the worldview and culture of the individual possessing the citizenship, moral character, sense of responsibility, autonomy in decision-making, initiative, tolerance, ability to successful socialization in society. The results revealed the main ways of skills formation to use a variety of forms of physical culture and sports in everyday life to preserve and strengthen their health and the health of their loved ones, families and labor collective for quality life and effective professional activity.

Keywords: students, physical culture, the formation of a common culture of students, ways of forming physical culture, ways of forming skills, preservation and promotion of health, effective professional activity.

Введение. Студенчество - это интеллектуальный и управленческий потенциал культурно-духовной, государственно-административной, экономико-материальной сфер общества. Очевидно, что реализация потенциала каждого студента зависит, в частности от уровня культуры человека. Физическая культура по праву является одной из составляющих культуры человека в обществе. Логично, что по ходу жизни уровень культуры личности должен постоянно повышаться, так как человек приобретает новые знания, жизненный опыт, приобщается к общечеловеческим духовным ценностям. Все это происходит в процессе жизнедеятельности человека. Подобным образом, то есть процессом воздействия на человека, можно повысить и уровень его физической культуры, а следовательно и культуры в целом.

Изложение основного материала статьи. Ещё в 1960-х годах ленинградской психологической школой под руководством Б.Г. Ананьева при исследовании психофизиологических функций взрослых людей студенчество выделено в качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе. Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI—XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватное — неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе. При этом показано, что большинство студентов положительно относятся к учебе. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризуемая наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. Студенчество — центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала, что учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации учебной деятельности и педагогического общения в вузе. Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно.

Мнемологическое «ядро» интеллекта человека этого возраста характеризуется постоянным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.