Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности будущих специалистов через включение в деятельность студенческих объединений'

Повышение конкурентоспособности будущих специалистов через включение в деятельность студенческих объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / COMPETITIVE SPECIALIST / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / STUDENT ASSOCIATIONS / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ГОСУДАРСТВО / STATE / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / СТУДЕНТ / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергин Максим Ильич

В статье рассматриваются проблемы и тенденции развития студенческих объединений, и показана их роль в подготовке конкурентоспособного специалиста. На основе теоретического анализа существующих определений понятия "конкурентоспособность" сформулировано авторское определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочергин Максим Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF FUTURE PROFESSIONALS THROUGH THE INCLUSION IN THE WORK OF STUDENT ASSOCIATIONS

The article deals with the problems and trends in the development of student associations, and shows their role in the training of a competitive specialist. On the basis of theoretical analysis of existing definitions of the notion "competitiveness" has been defined by the author's definition.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности будущих специалистов через включение в деятельность студенческих объединений»

Педагогика

УДК 378.1

соискатель Кочергин Максим Ильич

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт» (г. Невинномысск)

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и тенденции развития студенческих объединений, и показана их роль в подготовке конкурентоспособного специалиста. На основе теоретического анализа существующих определений понятия "конкурентоспособность" сформулировано авторское определение.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособный специалист, высшее образование, студенческие объединения, молодежь, государство, молодежная политика, студент.

Annotation. The article deals with the problems and trends in the development of student associations, and shows their role in the training of a competitive specialist. On the basis of theoretical analysis of existing definitions of the notion "competitiveness" has been defined by the author's definition.

Keywords: Competitiveness, competitive specialist, higher education, student associations, youth, state, youth policy, student.

Введение. На современном этапе развития рынка труда наблюдается превышение предложения над спросом. Причиной этого является то, что динамика спроса на специалиста вступила в противоречие с традиционной структурой его подготовки. Существующая проблема обращает на себя внимание не только государства, но и вузов, которые заинтересованы в формировании конкурентоспособности будущего специалиста, так как чем больше будет востребован профессионал выпускаемого учебного заведения, тем конкурентоспособнее будет профессиональная школа.

Несмотря на множественность научных работ, современные проблемы конкурентоспособности образования, вузов и оптимальной подготовки будущих профессионалов в их взаимодействии в структуре профессионального образования рассмотрены далеко не всесторонне.

Образовательная реформа, которая уже не один год осуществляется в РФ, актуализировала необходимые требования к формированию конкурентоспособности современных специалистов, что в свою очередь взаимосвязано с необходимостью переосмысления задач получаемого образования в направлении вектора от парадигмы усвоения необходимых умений, знаний, навыков к созданию благоприятных морально-педагогических условий для совершенствования конкурентоспособных качеств будущих выпускников, которые обеспечивали бы их готовность к самосовершенствованию, личностной и профессиональной самореализации в изменяющихся условиях.

В федеральной целевой программе развития народного образования указывается, что роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности [7].

Формулировка цели статьи. Целью проведенного автором исследования - выявить и проанализировать возможности повышения конкурентоспособности будущих специалистов через включение в деятельность студенческих объединений.

Изложение основного материала статьи. Проблематика повышения конкурентоспособности будущих специалистов обозначена в Концепции развития образования Правительством Российской Федерации как одна из актуальных проблем, стоящая перед высшей школой.

В нашей работе мы обращаем внимание на студенческие объединения (СО), которые создаются в высших учебных заведениях, как социальная структура, которая влияют на повышение конкурентоспособных качеств будущего выпускника.

С 2012 года Министерство образования и науки РФ дало старт Программе развития деятельности студенческих объединений, которая была направленной на совершенствование системы студенческого самоуправления и повышение роли студенчества в модернизации высшего образования.

В контексте исторического совершенствования СО целесообразно выделить два периода. Первый -конец 19-начало 20 века, временной период который нельзя назвать периодом расцвета демократии и второй временной отрезок - конец 20-начало 21 века, эпоха демократических изменений, создается многопартийная система, господства мнений большинства.

Первый временной отрезок, можно охарактеризовать, как реакционная политика имперского правительства в области организации высшего образования. Сокращались академические права и свободы молодежи. За провинность студентов сажали в карцер, только при хорошем поведении разрешалось ходить на занятия, за которые они должны были платить определенные суммы.

К концу 19 века в имперской России СО динамично развивались. Совершенствовались в деятельности студенческие ассоциации, корпорации, землячества, различные организации, которые пропагандировали физическое, духовное, нравственное воспитание молодых людей. В высших учебных заведениях действовали научно-просветительские центры, сообщества, практически во всех были сформированы организации досуга и быта молодежи, театры, в которых принимали всех желающих студентов и др.

Второй период - конец 20 начало 21 вв. Основной его характерной чертой является демократические преобразования, коснувшиеся всего общества, в том числе и студенческого поколения. В данное время создаются законы, которые формировали нормативно-правовую базу, нацеленную на предоставление независимой самореализации молодежи, которая будет ориентироваться на успех в своей жизни и жизни общества, активность в социальной сфере.

Государство показывает свою заинтересованность в развитии молодежной политики создавая нормативную базу, положительно влияющую на совершенствование СО в стране.

Анализ научных исследований, посвященных СО и их деятельности в пределах высшей школы (Н.М. Стасенко, Н.В. Романова, И.А. Винтин и др.), и практический опыт российских и зарубежных вузов показывают, что развитие сферы объединительной деятельности молодежи является одним из плодотворных и конструктивных способов преодоления многих социальных и профессиональных проблем.

Существование СО помогает совершенствовать образовательную деятельности, осуществлять участие в управлении образовательной организации студенчества, увеличить социальную активность и повысить конкурентоспособность будущего специалиста. Объединения - это еще и потенциальность для молодого поколения овладеть опытом, который позволит на практике осознать гражданско-правовую составляющую общения; педагогам деятельность СО поможет совершенствовать знания о проблемах студенческой молодежи, так же об их ресурсах.

Благодаря этой деятельности молодежь обретает необходимые способности взаимодействия как с преподавательским составом и сотрудниками образовательной организации, сверстниками, так и с организациями вне учебного заведения, которые будут выражаться в деятельности с разными образовательными структурами, социальными и государственными объединениями, с органами местного самоуправления и государственного управления [9].

Студенческие объединения способствуют самореализации студенчества, дают возможность вести социально полезную деятельность, создают условия апробации начальных управленческих навыков для лидеров [8].

Современная практика дает возможность обнаружить положительные тенденции в работе СО направленные на повышение конкурентоспособности будущего специалиста:

- отступление от унитарных программ; разносторонний подход с учетом деятельности СО; реальная возможность выбора программ, рекомендуемых как «сверху», так и собственных «снизу»;

- ориентирование на слаженное комбинирование личных и общественных интересов студентов; потребность взаимодействия личности и коллектива;

- тенденции увеличения на базе СО «ассоциативных», более демократичных, не структурированных жестко форм, многообразных по своей первостепенной направленности, по содержанию деятельности (ориентированных на личность, социум, профессию, однопрофильных и разнопрофильных) [4].

Конкурентоспособность обладает своими уровнями и параметрами. Так, на ступени образования будущих специалистов в высшем учебном заведении она проявляется как уровень качества подготовки. На фазе устройства на работу проявляется как конкурентное преобладание в показателях профессиональных и личностных качеств.

И.Н. Айнутдинова определяет конкурентоспособность специалиста как интегративное качество профессионала, которое отражает компонентную структуру ее компетенций и воздействующую на профессиональное становление, стремление к получению знаний в течение всей жизни, развитость самоорганизации, способность к иноязычной коммуникации, нравственную составляющую, творческие и коммуникативные качества в гармонии с запросами специальности и требованиями стандартов квалификации [1].

Мезинов В.Н. дает такое определение конкурентоспособного специалиста - работник-профессионал, умеющего «на профессиональном рынке, рекомендовать себя в качестве товара и потребовать за это справедливую плату, которая может обеспечить благосостояние себя и своей семьи» [6].

Хазова С.А. в своей работе описывает конкурентоспособность будущего специалиста «как интегративную характеристику, позволяющую ему обеспечить значительно высокий профессиональный уровень, более востребованную рейтинговую позицию на своем профессиональном рынке трудоустройства, стабильно высокую потребность на его услуги» [10].

Обратим внимания на то, что конкурентоспособный выпускник - это не только продукт созданный высшим учебным заведением, так же это и специалист, который обладает определенными личностными и профессиональными качествами.

Ценностные задачи развития конкурентных способностей и качеств проанализированы в исследованиях М.С.Кагана, А.В.Кирьяковой, В.П.Бездухова, С.Е.Матушкина, ГА.Мелекесова, В.П. Тугаринова.

Исследователем Ю.В. Андреевой определенны базовые черты конкурентоспособности, отражающие преобладающую направленность личности: на определение профессиональных задач; на развитие персонального (корпоративного) положительного имиджа; на самосовершенствование, самореализацию креативного потенциала; на прогресс в материальном благосостоянии; на социальный прогресс; на саморазвитие воспитательного уровня [3].

По мнению В.И. Андреева среди многих качеств, определяющих конкурентоспособность, стоит выделить наиважнейшие: конкретность целей и ценностной устремленностью, лидерство, трудолюбие, умение рисковать, творческое отношение к возникшим ситуациям, стремление к самосовершенствованию, профессиональному развитию, независимости, стрессоустойчивость и высокой исполнительности в трудовой деятельности [2].

Отечественный психолог П.Н. Шихарев в своем исследовании отмечает, что конкурентоспособная личность обладает следующими качествами и способностями:

- инициативность, находчивость в виде поиска возможных путей использования новых и необычных деловых резервов личности;

- упорство и настойчивость, проявляющиеся в виде готовности личности неоднократно прилагать усилия для того, чтобы в любой ситуации встретить вызов или суметь преодолеть возникшие препятствия, а также изменять стратегии поведения для достижения цели;

- готовность рисковать и предпринимать действия для минимизации последствий риска, при этом контролируя возникшую ситуацию;

- ориентация на продуктивность и качество совершаемых действий;

- ответственность и жертвенность ради результата;

- целеустремленность и открытость к получению новой информации и усвоению нового опыта, обучаемость;

- способность к планированию и распределению собственных сил;

- умение убеждать, аргументировать и устанавливать причинно-следственные связи;

- автономность и самоуверенность [11].

Ю.В. Артемова считает, что конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения во многом определяется наличностью у него следующих качеств, а именно: активность, коммуникабельность, независимость в принимаемых решениях, ответственность за собственную работу и деятельность коллектива. В структуре социальных и профессионально значимых качеств в отдельную подгруппу автор выделяет

совокупность интеллектуально-эвристических способностей: умение синтезировать и анализировать информацию, обобщать, структурировать, моделировать, предвещать, воплощать идеи и проекты, способность замечать противоречия и видеть пути решения связанных с ними проблем, критически оценивать внешнюю ситуацию и мыслить независимо от сторонних суждений [5].

Выводы. Таким образом, можно выделить основные характеристики деятельности СО направленной на формирование конкурентоспособного специалиста:

1. СО как тренировочная площадка для будущих лидеров-управленцев;

2. СО как инструмент получения более качественного образования и реализация (развитие) научно-творческого потенциала;

3. СО как способ консолидации и реализации студенческих инициатив.

Теоретический анализ литературы по проблеме позволил сформулировать авторское определение понятия «конкурентоспособный специалист».

Конкурентоспособный специалист - человек, обладающий личностными характеристиками и профессиональным потенциалом, кардинально отличающим его от конкурентов высокой рейтинговой позицией, за счет приобретенных в результате системной образовательной деятельности качеств, необходимых для реализации будущей профессиональной деятельности в условиях современного, информационного, рыночно-экономического, социального и политического пространства. Приоритетными позициями личностно-профессионального становления конкурентоспособности специалиста являются лидерские, творческие и коммуникативные качества, надежность, инициативность, способность нестандартно мыслить, нацеленность на результат, умение работать в коллективе, решать поставленные задачи, а также доводить начатое дело до конца.

Вследствие этого, студенческие объединения являются уникальным социальным институтом, которые способны предоставлять молодому поколению возможность проявлять самодеятельность, креативность, обрести опыт новых социальных связей. СО позволяют закрепить собственный социальный статус и зарекомендовать себя на определенных общественных позициях, помогают совершенствовать мировоззрение, способствуют развитию и формированию гражданского самосознания, т.е. стать более конкурентоспособным.

Литература:

1. Айнутдинова, И.Н. Инновации в современном высшем профессиональном образовании: интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста: (зарубежный и российский опыт): глоссарий педагога-новатора / И.Н. Айнутдинова. - Казань: Казанский ун-т, 2011. - 319 с.

2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: Инновационный курс / В.И. Андреев. -Книга 1. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - 568 с.

3. Андреева, Ю.В. Ориентация профессионального обучения журналистов на саморазвитие конкурентоспособности [Текст] / Ю.В. Андреева. - Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2006. - 246 е.; Андреева, Ю.В. Развитие конкурентоспособности студентов-журналистов [Текст] / Ю.В. Андреева // Педагогика. - 2006. - №5.

4. Анисимова, В.А. Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе университета / В.А. Анисимова, Л.А. Закирова, О.Л. Карпова// Омский научный вестник. - 2008. -№ 3. - С. 97-99.

5. Артемова, Ю.В. Формирование конкурентоспособности будущего журналиста в образовательном процессе университета: диссертация канд. пед. наук: 13.00.08 / Артемова Ю.В.; [Место защиты: Елец. гос. унт им. И.А. Бунина]. - Елец, 2012. - 227 с.

6. Мезинов, В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в образовательном процессе университета [Текст]: диссертация на соиск. уч. степ. доктора пед. наук [Текст] / В.Н. Мезинов. -Елец, 2009. 347 с.

7. Российская Федерация. Законы. Об утверждении федеральной программы развития образования [текст]: федер. закон №51-ФЗ: принят Гос. Думой 10.04.2000 г. // Вестник образования. - 2000. - №12. - 35 с.

8. Столярова Э.О. Студенческое самоуправление как фактор социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. дис. ... канд. социолог. наук: 22.00.04 / Э.О. Столярова. -Усть-Каменогорск, 2010.

9. Сырцова Е.Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 7. - С. 77-79.

10. Хазова, С. А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография / С.А.Хазова. - Майкоп: АГУ, 2011.

11. Шихарев, П.Н. Современная социальная психология [Текст] / П.Н. Шихарев. - М.: ИП РАМ. 2000. - 448 с.

Педагогика

УДК 378.095

преподаватель кафедры специальных дисциплин Кравченко Олег Георгиевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры специальных дисциплин Юзьвак Сергей Анатольевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ФУНКЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МВД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы профессионального воспитания в образовательных учреждениях МВД Российской Федерации и пути их решения, призванных формировать систему качеств, необходимых выпускнику такого профильного вуза для выполнения им в будущем специальных профессиональных задач, связанных с профессиональной деятельностью офицера полиции. Определены важные направления учебно-воспитательной работы.

Ключевые слова: воспитание, воспитательный процесс, офицер полиции, высшее учебное заведение МВД, функции воспитательного процесса.

Annotation. In the article the problems of professional éducation in higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation and ways of their solution aimed at formation of the system of the qualities required of such a graduate profile of the University to carry out in future professional tasks related to the professional activities of a police officer. Identify important directions of the educational work.

Keywords: upbringing, educational process, police officer, higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs, functions of the educational process.

Введение. Работа сотрудников правоохранительных органов тесно связана с проблемами культуры, многонациональное™, морально-этических норм, психологических факторов и профессиональной этики в их практическом функционировании, прежде всего, в процессе взаимоотношений между полицией и обществом. Поэтому чрезвычайно важной стороной учебно-воспитательной работы среди курсантов (слушателей) является формирование у них высоких моральных качеств, как у будущих участковых уполномоченых полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, следователей, оперативных работников - тех, кто непосредственно защищает права и свободы человека, его достоинство и честь, личные и имущественные интересы, чье поведение воспринимается как проявление государственной власти. Правоохранительные органы должны служить образцом, примером поведения для всех остальных членов общества, на них возлагаются важные обязанности, исполнение которых требует не только высокого уровня специальных профессиональных знаний, но и высоких интеллектуальных качеств.

Разумеется, с этими качествами человек не рождается, он их приобретает в процессе обучения и общественного развития. Поэтому высшие учебные заведения системы МВД Российской Федерации должны быть ориентированы на воспитание именно таких высоких качественных свойств своих выпускников и делать максимум для того, чтобы они стали высокообразованными и высокоинтеллектуальными специалистами, с приоритетностью уважительного, чуткого отношения к людям.

Цель, которая стоит перед современным образовательным учреждением, определяет не только содержание его работы, условия функционирования, но и применение тех или иных технологий обучения и воспитания, которые должны обеспечить успешное выполнение социального заказа государства [1, с. 34].

Изложение основного материала статьи. Проблема формирования и развития культуры будущих офицеров внутренних войск МВД России определяется как сложная интегративная социально-психологическая система, которая характеризуется степенью владения педагогической теорией и практикой, опытом обучения подчиненных, развитием личности будущего сотрудника системы МВД Российской Федерации. Эффективное развитие культуры осуществлялся путем усовершенствования знаний курсантов в области этико-культурных дисциплин, систематического формирования у них умений и навыков культуры, организации позитивного влияния служебной микросоциальной среды на развитие их внутреннего мира.

Морально-правовое воспитание как универсальный фактор саморазвития будущих правоохранителей играет определяющую роль в достижении цели относительно подготовки качественно новой генерации сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации.

Системно-целостный подход предполагает рассмотрение воспитательной деятельности во всех ее измерениях, в узком и широком значениях. То есть воспитание следует рассматривать и как процесс целенаправленного воздействия профессорско-преподавательского состава и курсовых офицеров на курсантов (слушателей) с целью привития им качеств, соответствующих воспитательным целям и задачам; с другой стороны, воспитательный процесс отождествляется с профессиональной социализацией будущих правоохранителей. Именно на такой результат направлен социальный заказ государства, в основе которого лежат такие профессиональные и мировоззренческие требования к каждому будущему сотруднику правоохранительных органов, как высокий профессионализм, патриотизм, нравственность, соблюдение государственных законов, добросовестное и качественное отношение к выполнению своих обязанностей [2].

Как известно, значение воспитательного процесса заключается в том, что он не только приспосабливает человека к определенной природной и социальной среде, способствует его социализации, но и выступает универсальным фактором саморазвития человека, каждого конкретного индивида, а следовательно, каждого курсанта или слушателя учебного заведения [4, с. 152]. Кроме того, воспитательной работе присуща аксиологическая (оценочная) функция.

Она призвана формировать у человека систему ценностей, определенные ценностные ориентиры и потребности, то есть выражает определенное качественное состояние ее культуры, интеллигентности. Благодаря этому человек, воспринимая ту или иную вещь или явление, дает им положительную или отрицательную оценку. В динамическом процессе учебно-воспитательной работы происходит формирование духовного облика будущего сотрудника правоохранительных органов, его мировоззрения, политических, правовых, нравственных, художественных, религиозных взглядов, вырабатываются определенные ценностные ориентации, моральные установки, культура коммуникации, формируется его многогранный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.