Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности будущих специалистов через включение в деятельность студенческих объединений'

Повышение конкурентоспособности будущих специалистов через включение в деятельность студенческих объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВО / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СТУДЕНТ / РЫНОК ТРУДА / СОВРЕМЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочергин Максим Ильич

В данной статье рассматривается идея о том, что студенческие объединения (CО) эффек-тивно влияют на повышение конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. Определены некоторые проблемы в развитии конкурентоспособности будущего про-фессионала, позитивные тенденции в деятельности студенческих общественных объедине-ний, направленных на совершенствование конкурентоспособности будущего специалиста, а именно: отступление от унитарных программ; разносторонний подход с учетом деятель-ности СО; реальная возможность выбора программ, рекомендуемых как «сверху», так и собственных «снизу»; ориентирование на слаженное комбинирование личных и обще-ственных интересов студентов; потребность взаимодействия личности и коллектива; тен-денции увеличения на базе СО «ассоциативных», более демократичных, не структурированных жестко форм, многообразных по своей первостепенной направленно-сти, по содержанию деятельности (ориентированных на личность, социум, профессию, однопрофильных и разнопрофильных). В статье анализируются работы ученых по опреде-лению «конкурентоспособный специалист», также рассматриваются мнения авторов по отношению к качествам, необходимым для конкурентоспособности молодежи, дано автор-ское определение «конкурентоспособный специалист» (Конкурентоспособный специалист человек, обладающий личностными характеристиками и профессиональным потенциа-лом, кардинально отличающим его от конкурентов высокой рейтинговой позицией, за счет приобретенных в результате системной образовательной деятельности качеств, необходи-мых для реализации будущей профессиональной деятельности в условиях современного, информационного, рыночно-экономического, социального и политического пространства. Приоритетными позициями личностно-профессионального становления конкурентоспо-собности специалиста являются лидерские, творческие и коммуникативные качества, надежность, инициативность, способность нестандартно мыслить, нацеленность на резуль-тат, умение работать в коллективе, решать поставленные задачи, а также доводить начатое дело до конца), показано отношение государства к высшему образованию России. Сделан вывод о том, что студенческие объединения являются уникальным социальным институ-том, которые способны предоставлять молодому поколению возможность проявлять само-деятельность, креативность, обрести опыт новых социальных связей и позволяют закрепить собственный социальный статус и зарекомендовать себя на определенных общественных позициях, помогают совершенствовать мировоззрение, способствуют развитию и формиро-ванию гражданского самосознания, т.е. стать более конкурентоспособным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF FUTURE SPECIALISTS THROUGH INCLUSION IN THE ACTIVITIES OF THE STUDENT ASSOCIATIONS

This article discusses the idea that student associations (SA) effectively influence, increase the competitiveness of a future specialist in the labor market. Certain problems in the development of the competitiveness of the future professional have been identified, positive trends in the activity of student public associations aimed at improving the competitiveness of the future specialist, namely: deviation from unitary programs; a multifaceted approach, taking into account SA activ-ities; a real opportunity to choose the programs recommended as «from above», and their own «from below»; orientation to harmonious combination of personal and public interests of students; the need for interaction between the individual and the collective; tendencies of increasing on the basis of SA «associative», more democratic, not structured rigid forms, diverse in their primary focus, in content activities (oriented to the individual, society, profession, single-profile and multi-profile). The article analyzes the work of scientists on the definition «a competitive specialist», as well as the author’s views on the qualities necessary for the competitiveness of youth are consid-ered, the author gives his own definition (Competitive specialist is a person with personal charac-teristics and professional potential that radically distinguishes him from competitors by a high rating position, due to the acquired qualities as a result of systemic educational activity, neo prior-ity positions of personal and professional development of competitiveness of a specialist are leadership, creative and communicative qualities, reliability, initiative, the ability to think outside the box, the focus on the result, the ability to work in a team, solve set tasks, and bring the case to the end), the ratio state higher education in Russia. The conclusion is made that student asso-ciations are a unique social institution that can provide young people with the opportunity to show self-activity, creativity, to gain experience of new social ties and allow them to consolidate their own social status and establish themselves in certain social positions, help to improve the world view, promote development and formation of civic consciousness; become more competitive

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности будущих специалистов через включение в деятельность студенческих объединений»

Development of education

Кочергин М. И. КосЬе^т М. /.

соискателъученой степени кандидата педагогических наук, ФГАОУВО «Северо-Кавказский федералъныйуниверситет», г. Ставрополь, Российская Федерация

УДК 1174

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЧЕРЕЗ ВКЛЮЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В данной статье рассматривается идея о том, что студенческие объединения (СО) эффективно влияют на повышение конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда. Определены некоторые проблемы в развитии конкурентоспособности будущего профессионала, позитивные тенденции в деятельности студенческих общественных объединений, направленных на совершенствование конкурентоспособности будущего специалиста, а именно: отступление от унитарных программ; разносторонний подход с учетом деятельности СО; реальная возможность выбора программ, рекомендуемых как «сверху», так и собственных «снизу»; ориентирование на слаженное комбинирование личных и общественных интересов студентов; потребность взаимодействия личности и коллектива; тенденции увеличения на базе СО «ассоциативных», более демократичных, не структурированных жестко форм, многообразных по своей первостепенной направленности, по содержанию деятельности (ориентированных на личность, социум, профессию, однопрофильных и разнопрофильных). В статье анализируются работы ученых по определению «конкурентоспособный специалист», также рассматриваются мнения авторов по отношению к качествам, необходимым для конкурентоспособности молодежи, дано авторское определение «конкурентоспособный специалист» (Конкурентоспособный специалист — человек, обладающий личностными характеристиками и профессиональным потенциалом, кардинально отличающим его от конкурентов высокой рейтинговой позицией, за счет приобретенных в результате системной образовательной деятельности качеств, необходимых для реализации будущей профессиональной деятельности в условиях современного, информационного, рыночно-экономического, социального и политического пространства. Приоритетными позициями личностно-профессионального становления конкурентоспособности специалиста являются лидерские, творческие и коммуникативные качества, надежность, инициативность, способность нестандартно мыслить, нацеленность на результат, умение работать в коллективе, решать поставленные задачи, а также доводить начатое дело до конца), показано отношение государства к высшему образованию России. Сделан вывод о том, что студенческие объединения являются уникальным социальным институтом, которые способны предоставлять молодому поколению возможность проявлять самодеятельность, креативность, обрести опыт новых социальных связей и позволяют закрепить собственный социальный статус и зарекомендовать себя на определенных общественных позициях, помогают совершенствовать мировоззрение, способствуют развитию и формированию гражданского самосознания, т.е. стать более конкурентоспособным.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособный специалист, высшее образование, студенческие объединения, молодежь, государство, молодежная политика, студент, рынок труда, современность.

Развитие образования

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF FUTURE SPECIALISTS THROUGH INCLUSION IN THE ACTIVITIES OF THE STUDENT ASSOCIATIONS

This article discusses the idea that student associations (SA) effectively influence, increase the competitiveness of a future specialist in the labor market. Certain problems in the development of the competitiveness of the future professional have been identified, positive trends in the activity of student public associations aimed at improving the competitiveness of the future specialist, namely: deviation from unitary programs; a multifaceted approach, taking into account SA activities; a real opportunity to choose the programs recommended as «from above», and their own «from below»; orientation to harmonious combination of personal and public interests of students; the need for interaction between the individual and the collective; tendencies of increasing on the basis of SA «associative», more democratic, not structured rigid forms, diverse in their primary focus, in content activities (oriented to the individual, society, profession, single-profile and multiprofile). The article analyzes the work of scientists on the definition «a competitive specialist», as well as the author's views on the qualities necessary for the competitiveness of youth are considered, the author gives his own definition (Competitive specialist is a person with personal characteristics and professional potential that radically distinguishes him from competitors by a high rating position, due to the acquired qualities as a result of systemic educational activity, neo priority positions of personal and professional development of competitiveness of a specialist are leadership, creative and communicative qualities, reliability, initiative, the ability to think outside the box, the focus on the result, the ability to work in a team, solve set tasks, and bring the case to the end), the ratio state higher education in Russia. The conclusion is made that student associations are a unique social institution that can provide young people with the opportunity to show self-activity, creativity, to gain experience of new social ties and allow them to consolidate their own social status and establish themselves in certain social positions, help to improve the world view, promote development and formation of civic consciousness; become more competitive.

Key words: competitiveness, competitive specialist, higher education, student associations, youth, state, youth policy, student, labor market, modernity.

На современном этапе развития рынка труда наблюдается превышение предложения над спросом. Причиной этого является то, что динамика спроса на специалиста вступила в противоречие с традиционной структурой его подготовки. Существующая проблема обращает на себя внимание не только государства, но и вузов, которые заинтересованы в формировании конкурентоспособности будущего специалиста, так как чем больше будет востребован профессионал выпускаемого учебного заведения, тем конкурентоспособнее будет профессиональная школа.

Несмотря на большое количество научных работ, современные проблемы конкурентоспособности образования, вузов и оптимальной подготовки будущих профессионалов в их взаимодействии в структуре профессионального образования рассмотрены далеко не всесторонне.

Образовательная реформа, которая уже не один год осуществляется в РФ, актуализировала необходимые требования к формированию конкурентоспособности современных специалистов, что в свою очередь взаимосвязано с необходимостью переосмысления задач получаемого образования в направлении вектора от парадигмы усвоения необходимых умений, знаний, навыков к созданию благоприятных морально-педагогических условий для совершенствования конкурентоспособных качеств будущих выпускников, которые обеспечивали бы их готовность к самосовершенствованию, личностной и профессиональной самореализации в изменяющихся условиях.

В федеральной целевой программе развития народного образования указывается, что роль образования в решении задач социально-экономического развития России

Development of education

заключается в создании условий для повышения конкурентоспособности личности [1].

Проблематика повышения конкурентоспособности будущих специалистов обозначена в Концепции развития образования Правительством Российской Федерации как одна из актуальных проблем, стоящая перед высшей школой.

В нашей работе мы обращаем внимание на студенческие объединения (СО), которые создаются в высших учебных заведениях, как социальная структура, которая влияет на повышение конкурентоспособных качеств будущего выпускника.

С2012 года Министерство образования и науки РФ дало старт Программе развития деятельности студенческих объединений, которая была направлена на совершенствование системы студенческого самоуправления и повышение роли студенчества в модернизации высшего образования.

В контексте исторического совершенствования СО целесообразно выделить два периода. Первый — конец XIX-начало XX века, временной период который нельзя назвать периодом расцвета демократии, и второй временной отрезок — конец ХХ-начало XXI века, эпоха демократических изменений, создается многопартийная система, господства мнений большинства.

Первый временной отрезок можно охарактеризовать как реакционная политика имперского правительства в области организации высшего образования. Сокращались академические права и свободы молодежи. За провинность студентов сажали в карцер, только при хорошем поведении разрешалось ходить на занятия, за которые они должны были платить определенные суммы.

К концу XIX века в имперской России СО динамично развивались. Совершенствовались в деятельности студенческие ассоциации, корпорации, землячества, различные организации, которые пропагандировали физическое, духовное, нравственное воспитание молодых людей. В высших учебных заведениях действовали научно-просветительские центры, сообщества, практически

во всех были сформированы организации досуга и быта молодежи, театры, в которые принимали всех желающих студентов и др.

Второй период — конец ХХ-начало XXI в. Основной его характерной чертой являются демократические преобразования, коснувшиеся всего общества, в том числе и студенческого поколения. В данное время создаются законы, которые формировали нормативно-правовую базу, нацеленную на предоставление независимой самореализации молодежи, которая будет ориентироваться на успех в своей жизни и жизни общества, активность в социальной сфере.

Государство показывает свою заинтересованность в развитии молодежной политики, создавая нормативную базу, положительно влияющую на совершенствование СО, как в общем в стране (ФЗ о гос. поддержке молодежных и детских общественных объединений (изменения 28 декабря 2016 года), Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р Об утверждении Основ гос. молодежной политики РФ на период до 2025 года и др.), так и в регионах (Закон Ставропольского края о молодежной политике СК принят Государственной Думой СК 14 июля 2005 года, постановление Правительства Об утверждении государственной программы Ставропольского края Молодежная политика (с изменениями на 22.03.2017), распоряжение от 17.04.2012 года N 506-р Об утверждении Концепции государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 года и др.).

Анализ научных исследований, посвященных СО и их деятельности в пределах высшей школы (Н.М. Стасенко, Н.В. Романова, И.А. Винтин и др.), и практический опыт российских и зарубежных вузов показывают, что развитие сферы объединительной деятельности молодежи является одним из пло-

126-

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 1 (23), 2018

дотворных и конструктивных способов преодоления многих социальных и профессиональных проблем.

Существование СО помогает совершенствовать образовательную деятельность, осуществлять участие в управлении образовательной организации студенчества, увеличивать социальную активность и повышать конкурентоспособность будущего специалиста. Объединения - это еще и потенциальность для молодого поколения овладеть опытом, который позволит на практике осознать гражданско-правовую составляющую общения; педагогам деятельность СО поможет совершенствовать знания о проблемах студенческой молодежи, а также об их ресурсах.

Благодаря этой деятельности молодежь обретает необходимые способности взаимодействия как с преподавательским составом и сотрудниками образовательной организации, сверстниками, так и с организациями вне учебного заведения, которые будут выражаться в деятельности с разными образовательными структурами, социальными и государственными объединениями, с органами местного самоуправления и государственного управления [2].

Студенческие объединения способствуют самореализации студенчества, дают возможность вести социально полезную деятельность, создают условия апробации начальных управленческих навыков для лидеров [3].

Современная практика дает возможность обнаружить положительные тенденции в работе СО, направленные на повышение конкурентоспособности будущего специалиста:

— отступление от унитарных программ; разносторонний подход с учетом деятельности СО; реальная возможность выбора программ, рекомендуемых как «сверху», так и собственных «снизу»;

— ориентирование на слаженное комбинирование личных и общественных интересов студентов; потребность взаимодействия личности и коллектива;

— тенденции увеличения на базе СО «ассоциативных», более демократичных, не структурированных жестко форм, многооб-

Развитие образования

разных по своей первостепенной направленности, по содержанию деятельности (ориентированных наличность, социум, профессию, однопрофильных и разнопрофильных) [4].

Конкурентоспособность обладает своими уровнями и параметрами. Так, на ступени образования будущих специалистов в высшем учебном заведении она проявляется как уровень качества подготовки. На фазе устройства на работу проявляется как конкурентное преобладание в показателях профессиональных и личностных качеств.

Научные исследования в области развития конкурентоспособности будущего специалиста отражены в работах В.И. Андреева, В. С. Безруковой, А. А. Дергача, В. М. Жура-ковского, Е.И. Исаева, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Н.В. Кузьминой, А. М. Новикова. Наиболее значимые аспекты данной проблематики показаны в исследованиях И. Н. Айнутдиновой, Ю.В. Андреевой, A.B. Гришина, В.Н. Мези-нова, Р. И. Платоновой, Т. Г. Пронюшкиной, Е.А. Тениловым, С.А. Хазовой, Э.Р. Хайрул-линой, В.И. Шаповалова.

И. Н. Айнутдинова определяет конкурентоспособность специалиста как интегратив-ное качество профессионала, которое отражает компонентную структуру ее компетенций и воздействующую на профессиональное становление, стремление к получению знаний в течение всей жизни, развитость самоорганизации, способность к иноязычной коммуникации, нравственную составляющую, творческие и коммуникативные качества в гармонии с запросами специальности и требованиями стандартов квалификации [5].

B.Н. Мезинов дает такое определение конкурентоспособного специалиста — работник-профессионал, умеющий «на профессиональном рынке, рекомендовать себя в качестве товара и потребовать за это справедливую плату, которая может обеспечить благосостояние себя и своей семьи» [6].

C.А. Хазова в своей работе описывает конкурентоспособность будущего специалиста «как интегративную характеристику, позволяющую ему обеспечить значительно

Development of education

более высокий профессиональный уровень, более востребованную рейтинговую позицию на своем профессиональном рынке трудоустройства, стабильно высокую потребность на его услуги» [7].

Обратим внимание на то, что конкурентоспособный выпускник - это не только продукт созданный высшим учебным заведением, это также и специалист, который обладает определенными личностными и профессиональными качествами.

Ценностные задачи развития конкурентных способностей и качеств проанализированы в исследованиях М. С. Кагана, A.B. Кирьяковой, В.П. Бездухова, С.Е. Матушкина, Г. А. Мелекесова, В.П. Тугаринова.

Исследователем Ю.В. Андреевой определены базовые черты конкурентоспособности, отражающие преобладающую направленность личности: на определение профессиональных задач, на развитие персонального (корпоративного) положительного имиджа, на самосовершенствование, самореализацию креативного потенциала, на прогресс в материальном благосостоянии, на социальный прогресс, на саморазвитие воспитательного уровня [8].

По мнению В. И. Андреева, среди многих качеств, определяющих конкурентоспособность, стоит выделить наиважнейшие: конкретность целей и ценностная устремленность, лидерство, трудолюбие, умение рисковать, творческое отношение к возникшим ситуациям, стремление к самосовершенствованию, профессиональному развитию, независимости, стрессоустойчивость и высокая исполнительность в трудовой деятельности [9].

Отечественный психолог П. Н. Шихарев в своем исследовании отмечает, что конкурентоспособная личность обладает следующими качествами и способностями:

— инициативность, находчивость в виде поиска возможных путей использования новых и необычных деловых резервов личности;

— упорство и настойчивость, проявляющиеся в виде готовности личности неоднократно прилагать усилия для того, чтобы в

любой ситуации встретить вызов или суметь преодолеть возникшие препятствия, а также изменять стратегии поведения для достижения цели;

— готовность рисковать и предпринимать действия для минимизации последствий риска, при этом контролируя возникшую ситуацию;

— ориентация на продуктивность и качество совершаемых действий;

— ответственность и жертвенность ради результата;

— целеустремленность и открытость к получению новой информации и усвоению нового опыта, обучаемость;

— способность к планированию и распределению собственных сил;

— умение убеждать, аргументировать и устанавливать причинно-следственные связи;

— автономность и самоуверенность [10].

Ю.В. Артемова считает, что конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения во многом определяется наличием у него следующих качеств, а именно: активность, коммуникабельность, независимость в принимаемых решениях, ответственность за собственную работу и деятельность коллектива. В структуре социальных и профессионально значимых качеств в отдельную подгруппу автор выделяет совокупность интеллектуально-эвристических способностей: умение синтезировать и анализировать информацию, обобщать, структурировать, моделировать, предвещать, воплощать идеи и проекты, способность замечать противоречия и видеть пути решения связанных с ними проблем, критически оценивать внешнюю ситуацию и мыслить независимо от сторонних суждений [11].

Таким образом, можно выделить основные характеристики деятельности СО, направленной на формирование конкурентоспособного специалиста:

1. СО как тренировочная площадка для будущих лидеров-управленцев;

2. СО как инструмент получения более качественного образования и реализация (развитие) научно-творческого потенциала;

3. СО как способ консолидации и реализации студенческих инициатив.

Теоретический анализ литературы по проблеме позволил сформулировать авторское определение понятия «конкурентоспособный специалист».

Конкурентоспособный специалист — человек, обладающий личностными характеристиками и профессиональным потенциалом, кардинально отличающим его от конкурентов высокой рейтинговой позицией, за счет приобретенных в результате системной образовательной деятельности качеств, необходимых для реализации будущей профессиональной деятельности в условиях современного, информационного, рыночно-экономи-ческого, социального и политического пространства. Приоритетными позициями личностно-профессионального становления конкурентоспособности специалиста явля-

Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении федеральной программы развития образования: федер. закон № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 10.04.2000 г. II Вестник образования. 2000. №12.35с.

2. СырцоваЕ.Л. Студенческое самоуправление как фактор развития автономности студентов II Современные наукоемкие технологии. 2007. № 7. С. 77-79.

3. Столярова Э.О. Студенческое самоуправление как фактор социализации молодежи в условиях становления социального государства: автореф. ... канд. социолог, наук. Усть-Каменогорск, 2010. 17 с.

4. Анисимова В.А., Закирова Л.А., Карпова О.Л. Формирование готовности студентов к самореализации в образовательном процессе университета II Омский научный вестник. 2008. №З.С. 97-99.

5. Айнутдинова И.Н. Инновации в современном высшем профессиональном образовании: интеграция профессиональной и иноязычной подготовки конкурентоспособного специалиста: (зарубежный и российский опыт): глоссарий педагога-новатора. Казань: Казанский ун-т, 2011. 319 с.

6. Мезинов В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в обра-

Развитие образования

ются лидерские, творческие и коммуникативные качества, надежность, инициативность, способность нестандартно мыслить, нацеленность на результат, умение работать в коллективе, решать поставленные задачи, а также доводить начатое дело до конца.

Вывод

Студенческие объединения являются уникальным социальным институтом, которые способны предоставлять молодому поколению возможность проявлять самодеятельность, креативность, обрести опыт новых социальных связей. СО позволяют закрепить собственный социальный статус и зарекомендовать себя на определенных общественных позициях, помогают совершенствовать мировоззрение, способствуют развитию и формированию гражданского самосознания, т.е. стать болееконкурентоспособным.

зовательном процессе университета: дисс. ... д-ра пед. наук. Елец, 2009. 347 с.

7. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: монография. Майкоп: АГУ, 2011.

8. Андреева Ю.В. Ориентация профессионального обучения журналистов на саморазвитие конкурентоспособности. Казань: Изд-во «Центр инновационных технологий», 2006.246 с.

9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. Кн. 1. 568 с.

10. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАМ, 2000. 448 с.

11. Артемова Ю.В. Формирование конкурентоспособности будущего журналиста в образовательном процессе университета: дисс. ... канд. пед. наук.]. Елец: Елец. гос. ун-т им. И.А. Бунина, 2012. 227 с.

References

1. The Russian Federation. Laws. On the approval of the federal program for the development of education: Feder. Law No. 51-FZ: adopted by the State. The Duma on 10.04.2000. //TheBulletin ofEducation. 2000. №12.35s.

Development of education

2. Syrtsova E.L. Student self-government as a factor in the development of students' autonomy II Modern science-intensive technologies. 2007. No. 7. P. 77-79.

3. Stolyarova E.O. Student self-management as the factor of socialization of youth in the conditions of formation of the social state: the author's abstract, diss. ... Cand. Sociolog. Sciences. Ust-Kamenogorsk, 2010.

4. Anisimova V.A., Zakirova L.A., Kar-pov O.L. Formation of students' readiness for self-realization in the educational process of the university II Omsk scientific herald. 2008. No. 3. P. 97-99.

5. Aynutdinova I.N. Innovations in modern higher professional education: integration of professional and foreign language training of a competitive specialist: (foreign and Russian experience): a glossary of an innovator teacher. Kazan: Kazan University, 2011. 319p.

6. Mezinov V.N. Formation of competitiveness of the future teacher in the educational pro-

cess of the university: diss. ... Doctor Ped. Sciences. Yelets, 2009. 347 p.

7. Khazova S.A. Development of competitiveness of specialists in physical culture and sports in the process of vocational training. Maykop: ASU, 2011.

8. Andreeva Yu.V. Orientation of professional training ofjournalists in self-development of competitiveness. Kazan: Publishing Center of Innovative Technologies, 2006. 246 p.

9. Andreev V.l. Pedagogy of creative self-development: Innovative course. Kazan: Publishing House of Kazan University, 1996. Book 1. 568 p.

10. Shikharev P.N. Modern social psychology. Moscow: IP RAM, 2000. 448 p.

11. Artemova Yu.V. Formation of competitiveness of the futurejournalist in the educational process of the university: Diss, of Cand. Ped. Sciences. Yelets: Yelets, state, un-t named for I.A. Bunin, 2012. 227 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.