Научная статья на тему 'Основные направления реформирования бюджетного процесса на муниципальном уровне'

Основные направления реформирования бюджетного процесса на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ / "ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ТРАНСФЕРТ" / СРЕДНЕСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / BUDGETING / RESULT-ORIENTED BUDGETING / NEGATIVE TRANSFER / MID-TERM FINANCIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Занина Ирина Станиславовна

Систематизированы новации законодательства в части реформирования бюджетного процесса, а также представлены предложения автора о результативности реализации этих новаций с учетом практического опыта. Рассмотрена возможность внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат на уровне муниципальных образований (города).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFERENCE DIRECTIONS OF REFORM OF BUDGETARY PROCESS ON MUNICIPAL LEVEL

Legislative innovations pertaining to the budgetary reform are systematized, and suggestions made about their effectiveness. A possibility of adoption of a result-oriented municipal (township) budgeting system is discussed.

Текст научной работы на тему «Основные направления реформирования бюджетного процесса на муниципальном уровне»

И.С. ЗАНИНА

личие линейно протяженных объектов. Это такие объекты, как транспортные системы естественных монополий, крупные объекты энергетики, нефтяного и газового комплексов и т.п.

Единые имущественные комплексы могут быть расположены на территории нескольких кадастровых кварталов. Следовательно, стоимость земли под ними будет разной. Это говорит о том, что налог не является экономически обоснованным.

Для решения указанных проблем, на наш взгляд, необходимо совершенствовать систему учета земельных участков, привлекать к уплате налога на имущество физических лиц владельцев объектов, оформленных как недостроенные, отлаживать систему налогового администрирования и взаимодействия ФНС с регистрирующими органами, в частности перекладывать на управляющие компании полномочия по сбору земельного налога с жильцов многоквартирных домов.

И.С. ЗАНИНА

соискатель

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Реформирование бюджетного процесса в муниципальных образованиях Российской Федерации обусловлено целым рядом причин: это низкая результативность бюджетных расходов, формальный характер программно-целевого планирования, повышенное внимание к соответствию кассовых расходов плановым показателям вместо анализа результатов использования бюджетных средств, отсутствие среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, отсутствие четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики, четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств.

Бюджетный процесс в г. Иркутске в настоящее время регламентирован решением городской думы «О бюджетном процессе в г. Иркутске» и полностью соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.

Однако на сегодняшний день подготовлен и проходит процедуру рассмотрения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса». Данным законопроектом предусматриваются следующие изменения:

1. Затронуты вопросы применения бюджетной классификации, бюджетных полномочий всех уровней власти в части установления, детализации и определения порядка применения бюджетной классификации.

2. В части доходов бюджетов РФ значительным преобразованиям подвергнется норма, по которой доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, в полном объеме должны были отражаться в смете доходов и расходов бюджетного учреждения. В предложенной редакции данные доходы, а также доходы от использования имущества при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении должны включаться в состав доходов бюджета.

3. Предусмотрена обязательная норма, по которой нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о внесении изменений, приводящие к изменению доходов или расходов местных бюджетов, должны быть приняты до внесения в представительный орган проекта бюджета на очередной финансовый год.

4. Предполагается введение понятия «бюджетные инвестиции», которые отнесены к капитальным расходам. Согласно требованиям статьи в части бюджетных инвестиций, данная форма расходов должна быть предусмотрена в рамках долгосрочных целевых программ. Кроме того, бюджетные инвестиции подразделяются на инвестиции в объекты государственной и муниципальной собствен-

© И.С. Занина, 2006

ФИНАНСОВАЯ, НАЛОГОВАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

ности и инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Изменена также норма, определяющая понятие реестра расходных обязательств. Если в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ под реестром понимается только свод всех нормативно-правовых актов и иных правовых оснований муниципального образования, то законопроектом четко определено, что данный свод является основой для составления проекта бюджета. Также введено обязательное требование, состоящее в том, что реестр расходных обязательств должен содержать способы (методики) определения и оценки объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

В предлагаемой законопроектом редакции значительно расширены общие положения, определяющие основы составления проектов бюджетов. В частности, предполагается, что проект местного бюджета составляется в порядке, установленном местной администрацией. Кроме того, предусматривается, что проект местного бюджета составляется и утверждается на срок год или 3 года в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, за исключением решения о бюджете. При этом если проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, то местная администрация разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования.

Законопроектом предусмотрено, что планирование бюджетных ассигнований должно осуществляться в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой финансовым органом. Кроме того, планирование бюджетных ассигнований производится раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств. Планирование бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг происходит с учетом муниципального задания на очередной финансовый год и плановый период, а также его выполнения в отчетном финансовом году и текущем финансовом году.

Кроме того, вводится норма, обусловливающая то, что долгосрочные целевые программы должны разрабатываться на срок до

3 лет, если бюджет составляется только на очередной финансовый год, и на срок до 6 лет, если бюджет разрабатывается на очередной финансовый год и плановый период. Поэтому принятие Государственной Думой решения о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации неизбежно повлечет необходимость приведения в соответствие нормативно-правовых актов органов местного самоуправления г. Иркутска.

В целях предварительной подготовки к реализации реформы бюджетного процесса в г. Иркутске уже в настоящее время проводится работа, направленная на осуществление мероприятий по внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). В связи с этим в администрации города создана Комиссия по повышению результативности бюджетных расходов, в состав которой вошли как работники органов исполнительной власти города, так и депутаты городской думы. В рамках комиссии также созданы рабочие группы отраслевой направленности. Для экспериментального внедрения системы БОР в сфере образования, здравоохранения и культуры определен перечень учреждений-«пилотов». Часть учреждений начнет участие в эксперименте с 1 января 2007 г., а учреждение здравоохранения «Станция скорой медицинской помощи» включилось в него с 1 октября 2006 г.

В дальнейшем с учетом практики внедрения системы БОР в «пилотных» учреждениях планируется перевод максимального количества учреждений бюджетной сферы г. Иркутска со сметного финансирования на механизм финансового обеспечения по системе БОР.

Но для нормального функционирования такой системы в г. Иркутске необходимо уже в ближайшее время разработать ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих финансовые нормы и нормативы, методики определения расходных обязательств, а также регулирующих методы оценки деятельности учреждений и отраслевых комитетов в плане достижения установленных показателей эффективности.

Кроме того, в перспективе возможно рассмотрение вопроса о переводе отдельных учреждений города в форму автономных некоммерческих организаций. Данный перевод может позволить учреждениям самостоятельно формировать свою финансово-хозяйственную политику (через увеличение объема

Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)

Е.А. НЕПОМНЯЩАЯ

и количества оказываемых населению услуг на платной основе), бюджету города может принести экономию расходов на содержание учреждений. При этом появится необходимость в разработке нормативной базы в части муниципального задания, в силу того что бюджет любого уровня должен иметь социальную направленность.

Следующим важным направлением реформы бюджетного процесса является среднесрочное финансовое планирование («скользящая трехлетка»). В настоящее время в г. Иркутске принято и действует постановление мэра города «О разработке, применении и мониторинге Перспективного финансового плана г. Иркутска». В соответствии с данным постановлением разработаны и рассмотрены основные параметры Перспективного финансового плана на 2007—2009 гг. и одобрен для дальнейшей разработки непосредственно Перспективного финансового плана г. Иркутска оптимистический вариант сценарных условий развития экономики г. Иркутска на период 2007—2009 гг.

Однако переход к среднесрочному планированию требует выполнения нескольких условий, и одним из них является стабильность нормативного регулирования межбюд-жетных отношений на внутрирегиональном уровне. Следует отметить позитивный момент — наличие в Иркутской области закона «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений в местные бюджеты». Вместе

с тем существуют факторы, которые могут оказать негативное влияние на реализацию реформы бюджетного процесса в г. Иркутске. Это, прежде всего, ежегодное внесение изменений в закон области о межбюджетных трансфертах и перспектива введения механизма «отрицательного трансферта» начиная с 2009 г., а при ежегодной корректировке закона — и раньше. Таким образом, положительный эффект от составления финансового плана на среднесрочную перспективу может быть сведен к нулю.

Как и предусмотрено законопроектом о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, составление Перспективного финансового плана города на 20072009 гг. осуществлялось на основе данных реестра расходных обязательств. При этом надо отметить, что в ходе работы по заполнению и ведению реестра расходных обязательств г. Иркутска возникла необходимость в значительной корректировке порядка его заполнения и ведения, рекомендованного Министерством финансов Российской Федерации.

Таким образом, результативность реформирования бюджетного процесса в г. Иркутске и других муниципальных образованиях зависит от качества нормативно-правового обеспечения бюджетных отношений и процедур, своевременного изменения муниципального бюджетного законодательства с целью приведения его в соответствие с федеральными нормами.

Е.А. НЕПОМНЯЩАЯ

старший преподаватель Института экономики Иркутского государственного технического университета

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ЦЕНЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Несмотря на большое количество работ в области анализа фондового рынка и инвестиционной деятельности в его рамках, вопрос выбора необходимых индикаторов при инвестировании средств остается более чем актуальным. В этой связи возникают новые проблемы, обусловленные потребностью в разработке и совершенствовании моделей и методов реальной оценки возможности инвестиционной деятельности в рамках фондового рынка.

В экономической литературе фондовый рынок очень часто отождествляют с рынком ценных бумаг в целом1, но, на взгляд автора, это не совсем верно. Если рассмотреть данный вопрос более детально, то станет ясно, что как рынок ценных бумаг представляет собой часть финансового рынка, на котором происходит обращение ценных бумаг, так и фондовый рынок является важнейшей частью рынка ценных бумаг, на котором происходит обращение именно

© ЕА. Непомнящая, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.