Научная статья на тему 'Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности в сфере продовольственной независимости России'

Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности в сфере продовольственной независимости России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1874
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серегин Сергей Николаевич, Новосельцева Ангелина Владимировна

Обновленная Стратегия национальной безопасности России утверждена Президентом Российской Федерации указом от 31 декабря 2015 г. № 683. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические приоритеты Российской Федерации, основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. К основным национальным интересам на долгосрочную перспективу относятся вопросы повышения качества жизни, укрепления здоровья населения, обеспечения стабильного демографического развития страны, снижения уровня социального и имущественного неравенства населения, обеспечения продовольственной безопасности, современного уровня образования и здравоохранения. В настоящее время продовольственная независимость России решена полностью по зерну, растительному маслу, сахару и картофелю. Более чем на 90 % обеспечены мясом птицы и свинины; по молоку 81 %, по говядине 75 %. Достижение стратегических целей обеспечения национальной безопасности базируется на развитии экономики и переходе ее на новый уровень технологического развития, осуществлении рационального импортозамещения, снижении критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, на устойчивом развитии агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серегин Сергей Николаевич, Новосельцева Ангелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Directions of the National Security Strategy of Russia''s Independence in Food

The updated National Security Strategy of Russia approved by the President of the Russian Federation Decree of December 31, 2015 number 683. This Strategy is the basic document of strategic planning, defining national interests and strategic priorities of the Russian Federation, the basis for the formation and implementation of state policy in the sphere of national security. The main national interests in the long term include the issues of improving the quality of life, health promotion, maintenance of stable demographic development, reduce social inequality and property of the population, food security, the current level of education and health. Currently, food independence Russia is completely solved for grain, vegetable oil, sugar and potatoes. More than 90 % are provided with poultry and pork; for milk 81 %, for beef 75 %. Achieving the strategic goals of national security is based on the development of the economy and its transition to a new level of technological development, the implementation of efficient import substitution, reducing critically dependent on foreign technology and industrial products in the sustainable development of agriculture.

Текст научной работы на тему «Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности в сфере продовольственной независимости России»

УДК 631.1:338.43

Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности

в сфере продовольственной независимости России

Иванова В. Н., д-р экон. наук, профессор; С. Н. Серегин, д-р экон. наук, профессор; А. В. Новосельцева, канд. экон. наук

Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского

Изменившаяся внешнеэкономическая ситуация, наращивание экономического потенциала страны и ответная реакция Запада по введению санкций, усиление борьбы за ресурсы и доступ к рынкам сбыта создали новые угрозы и риски для национальной безопасности России. В новых реалиях международной обстановки для нивелирования внешних угроз Президент РФ своим указом от 31 декабря 2015 г. № 683 утвердил обновленную Стратегию национальной безопасности России, основными целями которой обозначены укрепление обороны и национального согласия, повышение уровня жизни населения и конкурентоспособности отечественной экономики, а также закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав.

Предыдущая стратегия 2009 г. была рассчитана до 2020 г., но происходящие перемены в мировой экономике, сопровождаемые кризисами в финансово-экономической сфере, изменениями геополитики потребовали серьезной доработки этого документа, в котором определены современные подходы к решению проблемы национальной безопасности.

Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, она является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности.

К числу основных национальных интересов на долгосрочную перспек-

тиву относятся вопросы повышения качества жизни, укрепления здоровья населения, обеспечения стабильного демографического развития страны. Обеспечение национальных интересов будет достигаться путем реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

повышение качества жизни российских граждан; экономический рост; наука, технологии и образование; здравоохранение; экология живых систем и рациональное природопользование; стратегическая стабильность и равноправное партнерство.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов. Государственная политика повышения качества жизни граждан будет решаться за счет обеспечения продовольственной безопасности, современного уровня образования и здравоохранения.

Основные направления достижения уровня продовольственной безопасности осуществляются благодаря:

обеспечению продовольственной независимости;

ускоренному развитию и модернизации агропромышленного и рыбо-хозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка;

повышению эффективности государственной поддержки сельскохо-

зяйственных товаропроизводителей и расширению их доступа на рынки сбыта продукции;

недопущению бесконтрольного оборота генно-инженерно-модифи-цированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их;

совершенствованию системы технического регулирования, санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов для здоровья человека;

подготовке научных работников и высококвалифицированных специалистов в области сельского хозяйства.

В настоящее время продовольственная независимость России решена полностью по зерну, растительному маслу, сахару и картофелю. Более чем на 90% обеспечены мясом птицы и свинины, обеспеченность по молоку 81%, по говядине - 75%. Тепличными овощами и фруктами страна обеспечена на треть.

Нерешенные проблемы связаны с ростом сельскохозяйственного производства, требуют ежегодных дополнительных бюджетных средств в объеме не менее 80 млрд руб. Только при таком уровне государственной поддержки к 2020 г. молочное животноводство может вырасти на 1 млн коров и добавить к имеющимся ресурсам дополнительно 7 млн т молока. Увеличится и производство говядины, будет построено 1,5 тыс. га теплиц и заложено 65 тыс. га яблоневых садов.

Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии агропромышленного комплекса, объемы импорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия остаются на высоком уровне; хотя санкционные условия дали определенный импульс внутреннему развитию и импорт

в 2015 г. сократился к предыдущему году с 39,9 до 26,6 млрд долл. США.

Достижение стратегических целей обеспечения национальной безопасности базируется на развитии экономики и переходе ее на новый уровень технологического развития, осуществлении рационального им-портозамещения, снижении критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, на устойчивом развитии агропромышленного комплекса. Вполне закономерно, что ускоренное развитие агропромышленного комплекса относится к ключевым приоритетам государственной политики по развитию народного хозяйства, которое обусловлено тем, что этот подкомплекс обеспечивает решение вопросов продовольственной безопасности.

Обеспечение населения качественными и безопасными продуктами питания составляет основу социально-экономической политики многих стран мира, призванной решать вопросы справедливого распределения общественных благ. Определение продовольственной безопасности впервые сформулировано в докладе Всемирного банка в 1986 г. Международный опыт по решению продовольственной безопасности показывает как общие тенденции решения данной проблемы в мире, так и специфику ее решения, связанную с учетом индивидуальных предпочтений людей. Это положение закреплено в Римской декларации ФАО от 1996 г., где продовольственная безопасность любой страны предполагает не только физическую и экономическую доступность продовольствия в соответствии с рациональными нормами потребления, но и учитывает социальную проблематику, т. е. обеспечение населения продуктами, соответствующими их изменяющимся и возрастающим индивидуальным потребностям.

Доктрина продовольственной безопасности устанавливает цели, задачи и основные направления государственной экономической политики по обеспечению населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной продукцией и продовольствием. Гарантией решения данной проблемы является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Одним из основных приоритетов развития национальной экономики является стимулирование развития

малого и среднего предпринимательства в производственной сфере путем снижения расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, его поддержку на этапе становления за счет снижения налоговой нагрузки, создания бизнес-инкубаторов, промышленных парков и технопарков, формирования спроса на продукцию малых и средних предприятий, расширения доступа к закупкам государственных компаний, участия в реализации крупных проектов.

Стабильное состояние национальной безопасности на региональном уровне обеспечивается путем сбалансированного, комплексного и системного развития субъектов Российской Федерации, расширения и укрепления хозяйственных связей между ними. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области науки, технологий и образования являются:

развитие системы научных, проектных и научно- технологических организаций, а также формирование научно- технических заделов на перспективу;

повышение социальной мобильности, качества общего, профессионального и высшего образования, его доступности для всех категорий граждан, а также развитие фундаментальных научных исследований.

Для решения перечисленных задач национальной безопасности предусматривается:

комплексное развитие научного потенциала, восстановление полного научно-производственного цикла: от фундаментальных научных исследований до внедрения достижений прикладной науки;

развитие национальной инновационной системы, стимулирование и поддержка развития рынка инноваций, наукоемкой продукции;

формирование системы фундаментальных и прикладных научных исследований;

развитие перспективных высоких технологий (генная инженерия, биологические, информационные и коммуникационные, нанотехнологии);

развитие взаимодействия образовательных организаций и научно-исследовательских центров с промышленными предприятиями,

повышение качества подготовки научных работников, инженеров, технических специалистов, способных решать задачи модернизации российской экономики на основе технологических инноваций;

развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями.

Для оценки состояния национальной безопасности принимаются следующие критерии: ожидаемая продолжительность жизни; валовой внутренний продукт на душу населения; децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения); уровень инфляции; уровень безработицы; доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования.

В новом документе усилены акценты по социально-экономическому развитию, улучшению качества жизни россиян и здравоохранению, экологии, повышению роли науки и образования в повышении благосостояния общества.

Приоритет отдается наращиванию взаимодействия в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), РИК (Россия, Индия, Китай), Шанхайской организации сотрудничества. Ключевым направлением государственной политики названо развитие отношений со странами СНГ, ЕАЭС, с Абхазией и Южной Осетией.

В контексте утвержденной Стратегии национальной безопасности по поручению Правительства Российской Федерации Минсельхоз России внес изменения в Доктрину продовольственной безопасности, утвержденную указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120, которая в настоящее время проходит согласование в органах государственной власти.

В то же время, по нашему мнению, в новой редакции Доктрины продовольственной безопасности России не уделено должного внимания региональным проблемам. Это связано с тем, что существующие модели сориентированы на критерии оценки, устанавливаемые на федеральном уровне, и при переходе на локальный уровень необходимо учитывать региональную специфику с разработкой своих методик анализа региональной продовольственной безопасности.

Региональный аспект решения данной проблемы обусловлен неравномерным социально-экономическим развитием российских территорий, что определяет состояние экономической доступности социально значимых видов продовольствии для от-

дельных категорий граждан. Анализ экономического развития регионов показывает постоянную трансформацию покупательского спроса и предпочтений различных категорий граждан на продукты питания. Достоверность оценки региональной продовольственной безопасности на основе статистики не высока, а в регионах, где наблюдается большой удельный вес сельского населения, ведущего домашнее хозяйство (которое слабо учитывается органами местной статистики), еще труднее определить уровень решения продовольственной безопасности. Проблема «регионализации» продовольственного обеспечения, связанная с экономическими и институциональными различиями в историческом развитии разных регионов России, образе жизни населения, различными историческими и культурными традициями, должна учитываться органами государственной власти при разработке политики обеспечения продовольственной безопасности региона. Неприятие этой проблемы существенно повышает риски продовольственной безопасности как региона, так и страны в целом.

С учетом тенденции роста урбанизации в стране встает вопрос об особенностях продовольственной безопасности крупных городов, что связано как с организацией и развитием логистики и торговли, так и качеством и безопасностью продовольственных товаров для обеспечения мегаполисов, учитывая географию поставок отечественного и импортного продовольствия.

Важную роль государственного участия в трансформации развития рынка продовольствия и решении устойчивого обеспечения населения продовольствием играет формирование информационной инфраструктуры о наличии продовольствия и состоянии конъюнктуры агропро-довольственного рынка. Создание современного институционального инструмента, обеспечивающего распределение информации среди субъектов социально-экономической системы, стимулирует позитивное поведение хозяйствующих субъектов и рост производства сырья и продовольствия.

В условиях импортозамещения инфраструктура, распределяющая информацию среди участников продовольственного рынка, является ключевым экономическим механизмом, формирующим институциональную среду агропродовольственного под-

комплекса страны. Данная инфраструктура должна учитывать информацию органов государственной статистики и аналитические материалы отраслевых союзов и ассоциаций, аналитических компаний, работающих в аграрной сфере экономики. Основная цель информационной инфраструктуры состоит в проведении мониторинга производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия и обеспечении продовольствием всех социальных слоев населения страны. Пока же органы государственной власти и местного самоуправления не всегда имеют достоверную информацию о состоянии продовольственных рынков, их сегментации, дифференциации потребительских предпочтений населения.

При формировании информационной инфраструктуры следует решить задачи по взаимодействию федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих ведение статистического наблюдения с участием представителей бизнеса и средств массовой информации.

Представленная выше система мер, в том числе технологического решения обеспечения продовольственной безопасности России рассматривает широкий аспект проблем и задач по их реализации на основе внедрения в промышленность инновационных технологий и современных видов ресурсосберегающего оборудования.

Разработанные российскими учеными технологии соответствуют мировому уровню технологического развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, они направлены на решение не только экономических задач и снижение импортной зависимости внутреннего рынка от импортной продукции, но также решают национальную проблему в плане улучшения здоровья нации благодаря производству качественной пищевой продукции.

К числу ключевых проблем, которые решаются новыми технологиями и повышают конкурентоспособность отечественных производителей на глобальных рынках продовольствия, относятся вопросы рационального использования биоклиматических и материально-технических ресурсов на основе глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и вовлечение в хозяйственный оборот вторичных ресурсов, получаемых при промышленной переработке сырья. Другой аспект этой важней-

шей народнохозяйственной задачи, который будет решаться в рамках реализации новых технологий, связан с улучшением экологии в промышленных зонах работы предприятий.

В настоящее время уровень ежегодных потерь сельскохозяйственного сырья при его доставке на предприятия промышленности, по экспертным оценкам, составляет 95-98 млрд руб., основной причиной этого является отсутствие до настоящего времени современной системы хранения. Разработанные технологии хранения с использованием искусственного холода могут обеспечить в среднесрочной перспективе решение указанных проблем при соответствующей институциональной поддержке этих инвестиционных проектов.

Критически важным для обеспечения национальной безопасности России является создание современных производств по выработке пищевой и медицинской глюкозы, которая сегодня полностью поставляется по импорту. В условиях ужесточения санкций эта проблема может быть успешно решена на основе разработанной технологии и на отечественном оборудовании.

Внедрение прорывных технологических решений на строящихся и действующих предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности позволит соединить производственно-технологические цепочки в единый замкнутый контур для создания добавленной стоимости и достижения поставленных целей по конкретным предприятиям.

Интеграция России в глобальную экономику, расширение каналов поставки продовольствия и сельскохозяйственного сырья с мировых рынков продовольствия повышают риски для населения страны при употреблении этой продукции. Мировая практика показывает, что обеспечить безопасность пищевого продукта можно лишь при контроле по схеме «от поля - до стола», так как на любом из звеньев цепи могут проявиться ситуации, связанные с риском возникновения или попадания в пищу потенциально опасных для здоровья человека веществ. В предлагаемых технологиях проведено научное обоснование по созданию систем интегрального контроля показателей безопасности, пищевой и технологической адекватности продовольственного сырья и продуктов питания на этапах переработки, транспортирования и хранения.

За счет внедрения инновационных технологий значительно улучшится использование ресурсов сельскохозяйственного сырья, идущих на промпереработку, и вырастут объемы и ассортимент вырабатываемой продукции; особенно это касается молочной и мясной промышленности, выработки медицинской глюкозы. Ежегодный экспорт продукции российской пищевой промышленности по прогнозным оценкам может вырасти с нынешних 4-4,5 до 7,58,0 млрд долл.

Достижение целевых установок, поставленных Президентом России в Стратегии национальной безопасности России, утвержденной указом Президента от 31 декабря 2015 г. № 683 и новой редакции Доктрины продовольственной безопасности России может обеспечено только при условии подготовки современных высококвалифицированных кадров,

способных успешно осваивать новые технологии и работать на современных видах оборудования, адаптировать производственные программы предприятий к быстроменяющимся условиям мировой конъюнктуры продовольственного рынка.

Следует констатировать, что перед нами стоит сложная и масштабная задача, но она решаема при соответствующей поддержке государства: претворение в реальную практику инновационных технологий обеспечит не только качественный экономический рост АПК России, но и создаст запрос на научные разработки, инновации и современные кадры специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушачев, И.Г. Социально-экономическое развитие АПК России: проблемы и перспективы. - Москва, 2015 г. УДК 338.439-027.45 (470).

2. Серегин, С. Н. Материалы Международной научно-практической конференции на тему: «Развитие торговли -важнейший фактор импортозамещения и обеспечения продовольственной безопасности страны» (22-24 октября 2015 г, Москва), Выпуск 2 УДК 339.63021.666:38.439.02.

3. Серегин, С. Н. Развитие инноваций в условиях санкций: проблемы и возможности/ С. Н. Серегин, Н. Д. Аварский, С. У. Нуралиев. - Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 10.

4. Иванова, В. Н. Взаимная торговля государств-членов ЕАЭС со странами зон свободной торговли и их экспортный потенциал/В. Н. Иванова, С. Н. Серегин. -Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. -№ 1.

5. Бузгалин, А. В. Планирование: потенциал и роль в рыночной экономике XXI века/А. В. Бузгалин, А. И. Калганов. -Вопросы экономики. - 2016. - № 1.

Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности в сфере продовольственной независимости России

Ключевые слова

инновационные технологии; национальная агропродовольственная политика; продовольственная безопасность; стратегия национальной безопасности

Реферат

Обновленная Стратегия национальной безопасности России утверждена Президентом Российской Федерации указом от 31 декабря 2015 г. № 683. Настоящая Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические приоритеты Российской Федерации, основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности. К основным национальным интересам на долгосрочную перспективу относятся вопросы повышения качества жизни, укрепления здоровья населения, обеспечения стабильного демографического развития страны, снижения уровня социального и имущественного неравенства населения, обеспечения продовольственной безопасности, современного уровня образования и здравоохранения. В настоящее время продовольственная независимость России решена полностью по зерну, растительному маслу, сахару и картофелю. Более чем на 90% обеспечены мясом птицы и свинины; по молоку - 81%, по говядине - 75%. Достижение стратегических целей обеспечения национальной безопасности базируется на развитии экономики и переходе ее на новый уровень технологического развития, осуществлении рационального импортозамещения, снижении критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, на устойчивом развитии агропромышленного комплекса.

Авторы

Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор, Серегин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор, Новосельцева Ангелина Владимировна, канд. экон. наук Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной вал, д. 73, rectorat@mgutm.ru

The Main Directions of the National Security Strategy of Russia's Independence in Food

Key words

innovative technologies; national agricultural and food policy; food security; National Security Strategy

Abstracts

The updated National Security Strategy of Russia approved by the President of the Russian Federation Decree of December 31, 2015 number 683. This Strategy is the basic document of strategic planning, defining national interests and strategic priorities of the Russian Federation, the basis for the formation and implementation of state policy in the sphere of national security. The main national interests in the long term include the issues of improving the quality of life, health promotion, maintenance of stable demographic development, reduce social inequality and property of the population, food security, the current level of education and health. Currently, food independence Russia is completely solved for grain, vegetable oil, sugar and potatoes. More than 90% are provided with poultry and pork; for milk - 81%, for beef - 75%. Achieving the strategic goals of national security is based on the development of the economy and its transition to a new level of technological development, the implementation of efficient import substitution, reducing critically dependent on foreign technology and industrial products in the sustainable development of agriculture.

Authors

Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor,

Seryogin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor, Novoseltseva Angelina Vladimirovna, Candidate of Economical Science Moscow State University of Technology and management named after K. G. Razumovsky, 73, Zemlyanoy Val St., Moscow, 109004, rectorat@mgutm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.