Научная статья на тему 'Предпосылки формирования стратегически безопасного продовольственного рынка Российской Федерации'

Предпосылки формирования стратегически безопасного продовольственного рынка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL FOOD SECURITY STRATEGY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВА / NATIONAL PRIORITIES OF THE STATE / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / COMPETITIVENESS OF NATIONAL ECONOMY / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / STRATEGIC STABILITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / RURAL AREAS / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ / LIVING STANDARDS OF RURAL SECTOR / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАПАСЫ / STRATEGIC RESERVES / ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / FOOD PRODUCTS / ВЗАИМОВЫГОДНЫЕ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / MUTUALLY BENEFICIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Валигурский Дмитрий Иванович, Арустамов Эдуард Александрович

Рассматриваются важнейшие национальные приоритеты Российской федерации на долгосрочную перспективу на основе «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Отмечается, что стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной для потребления сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и иным продовольствием. Раскрываются основные задачи обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий. Отмечаются основные цели государственной аграрной политики. С учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране и состояния агропромышленного производства выявляются основные угрозы национальной продовольственной безопасности. Достижение поставленных целей должно основываться на формировании адекватной государственной аграрной политики. Например, первое направление связано с улучшением общих условий функционирования сельского хозяйства, для второго направления аграрной политики характерно создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий. Третье направление национальной аграрной политики ориентировано на повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель, развития эффективного оборота земель и создания условий для увеличения посевных площадей сельскохозяйственных культур. Четвертое направление государственной аграрной политики базируется на развитии аграрных технологий и повышении конкурентоспособности сельского хозяйства и включает: Пятое направление связано с развитием рыбохозяйственного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Валигурский Дмитрий Иванович, Арустамов Эдуард Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prerequisites for the formation of the strategically safe food market of the Russian Federation

The most important national priorities of the Russian Federation for many tomorrows are considered on the basis of the "National Security Strategy of the Russian Federation It is stated that provision of the country's population with the safe for consume agricultural products, fish and other products from the aquatic bio-resources and other food products is a strategic goal of food security. The main tasks of ensuring food security are disclosed, regardless of changes in the external and internal conditions. The main objectives of the state agrarian policy are noted. Taking into account the current socio-economic situation in the country and the state of agrobusiness, the critical threats to national food security are disclosed. Achieving the goals to be sought should be based on the formation of the adequate state agricultural policy. For example, the first direction is related to the improvement of the general conditions for the agriculture functioning, the second direction of agricultural policy is characterized by the creation of prerequisites for the sustainable development of rural areas. The third direction of the national agricultural policy is aimed at increasing utilization of the land resources and their reproduction on the basis of improving soil fertility, modernizing melioration systems and expanding reclaimed lands, developing effective land turnover and creating conditions for increasing the acreage of agricultural crops. The fourth direction of the state agricultural policy is based on the development of agrarian technologies and increasing the competitiveness of agriculture. The fifth direction is related to the development of the fisheries industry.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования стратегически безопасного продовольственного рынка Российской Федерации»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/76ECVN318.pdf Статья поступила в редакцию 19.04.2018; опубликована 15.06.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:

Валигурский Д.И., Арустамов Э.А. Предпосылки формирования стратегически безопасного продовольственного рынка Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/76ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Valigurskij D.I., Arustamov E.A. (2018). Prerequisites for the formation of the strategically safe food market of the Russian Federation. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https ://esj. today/PDF/76ECVN318.pdf (in Russian)

УДК 33

Валигурский Дмитрий Иванович

АНО ОВО Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюза РФ)

«Российский университет кооперации», Москва, Россия Зав. кафедрой «Менеджмента и торгового дела» Доктор экономических наук, профессор Совет Мытищинской торгово-промышленной палаты, Мытищи, Россия

Председатель

Сопредседатель Московского крестьянского союза

E-mail: dans_2@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=284691

Арустамов Эдуард Александрович

Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

E-mail: Eduard-arustamov@yandex.ru

Предпосылки формирования стратегически безопасного продовольственного рынка Российской федерации

Аннотация. Рассматриваются важнейшие национальные приоритеты Российской федерации на долгосрочную перспективу на основе «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Отмечается, что стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной для потребления сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и иным продовольствием. Раскрываются основные задачи обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий. Отмечаются основные цели государственной аграрной политики.

С учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране и состояния агропромышленного производства выявляются основные угрозы национальной продовольственной безопасности. Достижение поставленных целей должно основываться на формировании адекватной государственной аграрной политики. Например, первое направление связано с улучшением общих условий функционирования сельского хозяйства, для второго направления аграрной политики характерно создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.

Третье направление национальной аграрной политики ориентировано на повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель, развития эффективного оборота земель и создания условий для увеличения посевных площадей сельскохозяйственных культур. Четвертое направление государственной аграрной политики базируется на развитии аграрных технологий и повышении конкурентоспособности сельского хозяйства и включает: Пятое направление связано с развитием рыбохозяйственного комплекса.

Ключевые слова: стратегия национальной продовольственной безопасности; национальные приоритеты государства; конкурентоспособность национальной экономики; стратегическая стабильность; продовольственная безопасность; сельские территории; уровень жизни сельского населения; стратегические запасы; пищевые продукты; взаимовыгодные партнерские отношения

Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» одним их национальных приоритетов государства на долгосрочную перспективу является повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной для потребления сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее «рыбная продукция») и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

своевременное прогнозирование;

выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности;

минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами;

формирование стратегических запасов пищевых продуктов;

устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;

• обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Доктрина является основой для разработки нормативно-правовых актов в сфере обеспечения продовольственной безопасности, развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. В современных социально-экономических условиях АПК

является одним из крупнейших и жизненно важных секторов российской экономики. Эффективность его функционирования оказывает решающее влияние на надежное продовольственное обеспечение и жизненный уровень населения страны. Он в значительной мере определяет состояние всей ее экономики, тесно взаимодействуя экономически, ресурсно и производственно более чем с 80 отраслями, производя не менее 8,5 % валового внутреннего продукта.

В аграрной сфере трудится почти 11 % всех занятых в экономике, она формирует свыше 47 % розничного товарооборота страны. Являющиеся системообразующими сферами экономики, АПК, пищевая и перерабатывающая промышленности во многом формируют национальный агропродовольственный рынок, обеспечивают продовольственную безопасность страны. Около 1/3 издержек домашних хозяйств приходится на питание. Уровень и качество питания населения характеризуют степень социально-экономического развития страны и почти на 70 % определяют здоровье и продолжительность жизни человека.

Всего в сельской местности проживает 37,2 млн человек, или 26 % жителей страны, численность экономически активного сельского населения составляет 16,7 млн человек. В сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве занято 6,5 млн человек, или 9,5 % всей среднегодовой численности занятых в экономике. Это огромный потенциал, способный при научно обоснованной организации агропромышленного производства и его государственной поддержке не только обеспечить продовольственную независимость страны, но и экспортировать значительный объем сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (13). Этому во многом должна способствовать реализация научно обоснованной государственной аграрной политики.

Основными целями государственной аграрной политики являются:

• обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием отечественного производства;

• устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;

• повышение конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса.

Достижение указанных целей должно основываться на формировании адекватной государственной аграрной политики (таблица 1).

Таблица 1

Структура потребительских расходов домашних хозяйств на продовольствие в Российской Федерации, %

Виды продовольствия по годам 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2016

Доля расходов на покупку пищевых продуктов, включая алкогольные напитки 36,5 51,5 50,1 35,1 31,3 31,2 29,8 29,4

Из них:

хлебобулочные изделия и крупы 3,1 8,2 8,1 5,6 4,5 4,5 4,2 4,2

картофель 0,8 1,0 0,9 0,5 0,5 0,6 0,3 0,4

овощи и бахчевые 3,0 2,9 2,5 2,5 2,1 2,0 1,8 1,8

фрукты и ягоды 3,4 2,8 2,4 2,2 2,1 2,1 2,0 2,0

мясо и мясные продукты 8,6 13,2 13,1 10,1 8,8 8,5 8,6 8,2

рыба и рыбные продукты 1,3 2,2 2,5 2,0 1,8 1,8 1,8 1,8

молоко и молочные продукты 4,0 7,4 6,4 3,8 4,4 4,5 4,3 4,3

сахар и кондитерские изделия 3,8 6,0 5,9 2,5 2,1 2,1 1,9 1,8

яйца 1,1 1,5 1,2 0,4 0,4 0,4 0,4 0,4

масло растительное 0,6 1,5 1,5 1,1 0,5 0,6 0,5 0,5

Виды продовольствия по годам 1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2016

чай, кофе, безалкогольные напитки 1,8 2,3 3,1 2,5 2,4 2,4 2,3 2,3

алкогольные напитки 5,0 2,5 2,5 1,9 1,7 1,7 1,7 1,7

Составлено авторами

Первое направление связано с улучшением общих условий функционирования сельского хозяйства на основе решения следующих задач:

• совершенствования форм, механизмов увеличения объемов государственной поддержки сельского хозяйства в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности;

• технико-технологической модернизации отрасли;

• обеспечение эффективного использования земли и иных природных ресурсов.

Для второго направления аграрной политики характерно создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включающего:

• осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности и обеспечению занятости сельского населения;

• создание новых рабочих мест, снижение уровня бедности сельского населения;

• развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

• улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений;

• повышение престижности сельскохозяйственного труда; развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества;

• сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов.

Третье направление национальной аграрной политики ориентировано на повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель, развития эффективного оборота земель и создания условий для увеличения посевных площадей сельскохозяйственных культур.

Четвертое направление государственной аграрной политики базируется на развитии аграрных технологий и повышении конкурентоспособности сельского хозяйства и включает:

• рост производительности труда на основе использования современных технологий, совершенствования организации производства, труда и управления;

• обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей в европейских государствах;

• развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержка элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных сельскохозяйственных культур.

Пятое направление связано с развитием рыбохозяйственного комплекса, включающего: создание современной производственно-технологической базы; модернизацию рыбоперерабатывающего сектора и развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства.

Согласно «Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. №120, для оценки состояния

продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна, картофеля - не менее 95 %; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 %; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), соли пищевой - не менее 85 %; сахара, растительного масла, рыбной продукции - не менее 80 %.

Исходя из требований продовольственной независимости страны, основным источником пищевых продуктов является продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство, пищевая промышленность.

С учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране и состояния агропромышленного производства можно отметить следующие основные угрозы национальной продовольственной безопасности:

• возрастающая зависимость сельского хозяйства от природных условий вследствие разрушения его материально-технической базы, нарушения воспроизводственного процесса в базовых подотраслях, неразвитости инфраструктуры агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов;

• недостаточно эффективное регулирование государством агропродовольственного рынка, монополизм производителей ресурсов и связанный с ним малоуправляемый рост цен на них, вызывающий увеличение диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, ведущего, в конечном итоге, к разрушению производственного потенциала отраслей агропромышленного комплекса и в первую очередь сельского хозяйства;

• продолжающееся сокращение производственного потенциала АПК, связанное с опережающим выбытием производственных фондов и прежде всего сельскохозяйственной техники, с устойчивым уменьшением размера используемых земельных ресурсов, с почти повсеместным прогрессирующим снижением плодородия почв;

• слабая восприимчивость сельского хозяйства к достижениям науки и передовой практики, возрастающий разрыв в его отставании от экономически развитых стран, вследствие тяжелого финансового положения многих сельскохозяйственных товаропроизводителей из-за их низкой бюджетной поддержки, опережающего роста цен на промышленную продукцию по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;

• значительная деформация межотраслевых экономических отношений, дезинтеграция сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса, низкая доходность сельскохозяйственного производства при неуклонном увеличении кредиторской задолженности сельскохозяйственных организаций, сумма которой в последние годы превышает на 38 % их годовую выручку от реализации сельскохозяйственной продукции, сырья увеличился с 7,4 до 39,7 млрд долл., или в 5,4 раза, превысив по объему их экспорта почти в 2,1 раза (табл. 2).

Таблица 2

Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в товарных ресурсах Российской Федерации, млрд долл.

Показатель/по годам 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2016 2016 к 2000 г.

Экспорт 1,6 4,5 8,8 13,3 16,8 16,2 19,1 11,9

Импорт 7,4 17,4 36,4 42,5 40,7 43,2 39,7 5,4

Сальдо 5,8 12,9 27,6 29,2 23,9 27,0 20,6 3,6

Составлено авторами

• усиление экономической разобщенности и дифференциации российских регионов и предприятий агропромышленного комплекса страны, а также доходов населения, находящихся в пропорции 1:16 против 1:4 в дореформенный период и 1:5-1:8 в наиболее экономически развитых странах;

• сравнительно высокая степень импортной зависимости страны в отдельных видах сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, превышающей почти в 1,5 раза пороговую величину национальной продовольственной безопасности (табл. 2). Импорт продовольствия служит не дополнением внутреннего производства, а, существенно подавляя его, приводит к сужению возможностей развития отечественного АПК и потенциально - к спаду агропромышленного производства, импорт во многом стал альтернативой развития его отдельных отраслей;

• замена поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из бывших союзных республик на их импорт из стран дальнего зарубежья, осуществляющих массированную государственную поддержку своего экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Из ежегодно ввозимых в Россию продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья более чем на 40 млрд долл. примерно 85 % его объема приходится на страны дальнего зарубежья;

• сохраняющаяся высокая зависимость от импорта основных видов продовольствия (на 50-70 %) крупных городов, промышленных центров и отдельных регионов.

Высокая и необоснованная импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия существенно снижает экономическую безопасность и значительно ущемляет ее национальные интересы, поскольку продовольствие становится одним из основных рычагов политического и экономического давления международных отношений (табл. 3).

Таблица 3

Удельный вес импорта в потреблении основной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Российской Федерации, %

Вид продукции по годам 1990 1995 2000 2010 2011 2012 2016

Зерно 13,3 4,8 7,4 0,6 1,0 1,8 2,3

Картофель 3,3 0,2 1,9 4,0 5,3 2,4 2,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овощи 19,9 10,2 17,3 19,9 18,1 15,5 15,4

Масло растительное 30,0 39,0 24,9 23,5 21,9 16,1 19,0

Сахар 60,0 61,0 71,1 5,4 3,7 5,3 8,1

Мясо и мясопродукты 13,8 27,2 31,6 28,8 26,6 25,5 22,8

Молоко и молокопродукты 12,4 14,2 12,9 20,6 20,4 21,5 24,0

Составлено авторами

Кроме того, возрастающий импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья ведет к тому, что страна все в большей степени вынуждена расплачиваться за них не возобновляемыми природными ресурсами и ослаблением своей роли в мировой экономике, торговле и политике. Например, за 2000-2016 гг. импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья увеличился с 7,4 до 39,7 млрд долл., или в 5,4 раза, превысив по объему их экспорт почти в 2,1 раза.

Настало время принимать меры прорывного, как призывает наш президент, развития собственного сельскохозяйственного производства, используя все формы сельскохозяйственных предприятий, как крупные агрохолдинги, действующие на основе государственно-частного партнёрства, так и частные фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы.

В разработке научных основ развития отечественного АПК, в проведении научно -аналитической работы во всех подотраслях сельскохозяйственного производства участвует академия наук РФ, отраслевые НИИ и университеты, в том числе и относящиеся к системе потребительской кооперации.

Немалую роль в этом играет издание учебной [1, 4, 5, 6] и научной литературы в виде монографий [3, 14] и научно-исследовательский статей [2, 7, 8, 9, 11, 12] в которых довелось принять участие и авторам данного аналитического обзора.

Выводы и предложения

1. Одним их национальных приоритетов Российской федерации на долгосрочную перспективу является повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

2. Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной для потребления сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов (далее «рыбная продукция») и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

3. В современных социально-экономических условиях АПК является одним из крупнейших и жизненно важных секторов российской экономики. Эффективность его функционирования оказывает решающее влияние на надежное продовольственное обеспечение и жизненный уровень населения страны.

4. Основными целями государственной аграрной политики являются:

• обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием отечественного производства;

• устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;

• повышение конкурентоспособности российского агропромышленного комплекса.

5. Определяющую роль в обеспечении продовольственной безопасности играют сельское и рыбное хозяйство, пищевая промышленность.

6. С учетом сложившейся социально-экономической ситуации в стране и состояния агропромышленного производства в статье приводится девять основных угроз национальной продовольственной безопасности.

7. Высокая и необоснованная импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия существенно снижает экономическую безопасность и значительно ущемляет ее национальные интересы, поскольку продовольствие становится одним из основных рычагов политического и экономического давления международных отношений.

8. Настало время принимать меры прорывного, как призывает наш президент, развития собственного сельскохозяйственного производства, используя все формы сельскохозяйственных предприятий, как крупные агрохолдинги, действующие на основе государственно-частного партнёрства, так и частные фермерские хозяйства и сельскохозяйственные кооперативы.

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

Арустамов Э.А. Основы бизнеса // учебник / Москва, 2017. (3-е издание, переработанное и дополненное).

Арустамов Э.А. Оценка рынка продовольственных товаров в России и необходимость в его государственной защите // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 5. С. 84-86.

Арустамов Э.А. Проблемы продовольственной безопасности и потребительской кооперации России в составе ВТО // Научный сборник: Золотой фонд научных трудов ученых Российского университета кооперации, сборник научных трудов, Москва, 2012. С. 161 -171.

Арустамов Э.А., Андреева Р.С. Внешнеэкономическая деятельность // учебник / Москва, 2015.

Арустамов Э.А., Андреева Р.С. Предпринимательская деятельность // учебник / Москва, 2016.

Валигурский Д.И. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка // учебник для бакалавров / Москва, 2018.

Валигурский Д.И. Современный инвестиционный подход к развитию кооперации на селе. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 1. С. 3-9.

Валигурский Д.И. Социально-рыночная модель кооперативного развития // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. №4. С. 3-7.

Валигурский Д.И., Гетц А.Я. Формирование товарных продовольственных ресурсов // Научное обозрение. 2014. №9-1. С. 156-159.

Валигурский Д.И., Харламов В.И. Взаимосвязь технологических и логистических цепей в продвижении продовольственных товаров на рынке // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. №4. С. 83-90.

Харламов В.И., Валигурский Д.И., Потребительская кооперация как основа социально-кооперативного общества в России. Ярославль-Москва, 2015.

Валигурский Д.И., Харламов В.И. Стратегическое управление субъектами агропромышленного комплекса в условиях конкуренции // Научное обозрение. 2014. №9-1. С. 96-98.

Продовольственная независимость России // Под общей редакцией академика РАН Гордеева А.В. т. I / Международная промышленная Академия 2016 г. стр. 10, 12, 17, 68.

Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика // Валигурский Д.И., Авдокушина М.Н., Алексунин В.А., Арустамов Э.А., Асон Т.А., Валеева Ю.С., Габдуллин С.С., Гетц А.Я., Гончаренко В.И., Гришина В.Т., Дашков Л.П., Емельянов О.В., Калугина С.А., Ковалев Р.Н., Коленова В.А., Красюк И.Н., Лобанова С.Н., Макаров А.А., Маслова Е.Л., Матвеева О.З. и др. Москва, 2018. Том 1 (2-е издание).

Valigurskij Dmitrij Ivanovich

Russian University of Cooperation, Moscow, Russia Council of the Mytishchi chamber of commerce and industry, Mytischi, Russia

E-mail: dans_2@mail.ru

Arustamov Eduard Aleksandrovich

E-mail: Eduard-arustamov@yandex.ru

Prerequisites for the formation of the strategically safe food market of the Russian Federation

Abstract. The most important national priorities of the Russian Federation for many tomorrows are considered on the basis of the "National Security Strategy of the Russian Federation

It is stated that provision of the country's population with the safe for consume agricultural products, fish and other products from the aquatic bio-resources and other food products is a strategic goal of food security. The main tasks of ensuring food security are disclosed, regardless of changes in the external and internal conditions. The main objectives of the state agrarian policy are noted.

Taking into account the current socio-economic situation in the country and the state of agrobusiness, the critical threats to national food security are disclosed. Achieving the goals to be sought should be based on the formation of the adequate state agricultural policy. For example, the first direction is related to the improvement of the general conditions for the agriculture functioning, the second direction of agricultural policy is characterized by the creation of prerequisites for the sustainable development of rural areas.

The third direction of the national agricultural policy is aimed at increasing utilization of the land resources and their reproduction on the basis of improving soil fertility, modernizing melioration systems and expanding reclaimed lands, developing effective land turnover and creating conditions for increasing the acreage of agricultural crops. The fourth direction of the state agricultural policy is based on the development of agrarian technologies and increasing the competitiveness of agriculture. The fifth direction is related to the development of the fisheries industry.

Key words: national food security strategy; national priorities of the state; competitiveness of national economy; strategic stability; food security; rural areas; living standards of rural sector; strategic reserves; food products; mutually beneficial partnership

until 2020".

76ECVN318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.