Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №5, Том 10 / 2018, No 5, Vol 10 https://esj.today/issue-5-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/30ECVN518.pdf Статья поступила в редакцию 29.08.2018; опубликована 17.10.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Валигурский Д.И., Арустамов Э.А. Основные задачи обеспечения продовольственной независимости России // Вестник Евразийской науки, 2018 №5, https://esj.today/PDF/30ECVN518.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Valigurskiy D.I., Arustamov E.A. (2018). The main tasks of ensuring food independence of Russia. The Eurasian Scientific Journal, [online] 5(10). Available at: https://esj.today/PDF/30ECVN518.pdf (in Russian)
УДК 33
Валигурский Дмитрий Иванович
Факультет высшего образования Зав. кафедрой «Менеджмента и торгового дела» Доктор экономических наук, профессор Сопредседатель Московского крестьянского союза Председатель Совета Мытищинской торгово-промышленной палаты
E-mail: dans_2@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=284691
Арустамов Эдуард Александрович
Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
E-mail: eduard-arustamov@yandex.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=262765
Основные задачи обеспечения продовольственной независимости России
Аннотация. В статье излагаются основные направления государственной экономической политики Российской федерации, рассматриваются важнейшие предпосылки и критерии продовольственной независимости России, подвергается анализу структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств на 01.01.2017 г. и показатели потребления основных продуктов питания по Российской Федерации по состоянию на 01.01.2018 г. Особое внимание уделяется разработке критериев оценки продовольственной безопасности, угрозам и рискам, требующим государственного участия, основным направлениям государственной экономической политики. Важно, что для обеспечения импортозамещения отмечается необходимость сформирования благоприятного инвестиционного климата, при котором у сельскохозяйственных товаропроизводителей появилась бы возможность осваивать новые инновационные технологии, которые, по сути, являются одним из главных факторов повышения конкурентоспособности отрасли.
Ключевые слова: государственная экономическая политика; критерии продовольственной независимости; сельское хозяйство; макроэкономическую ситуацию; инвестиции; повышение конкурентоспособности отрасли; доктрина продовольственной безопасности; баланс экспорта/импорта; рациональные нормы потребления
Одной из составных частей обеспечения национальной безопасности страны является Продовольственная безопасность! Особенно сохранение её государственности и суверенитета, что является также важнейшей основой демографической политики, системы жизнеобеспечения, необходимым условием обеспечения здоровья, физической активности, долголетия и качества жизни населения страны.
Стратегической целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны качественной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства и продовольственного рынка, а также наличие необходимых стратегически гарантированных резервов и запасов. Важно обеспечить слаженность всей цепи продовольственного товародвижения от производства до потребителя и до мест хранения государственных запасов.
Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности вне зависимости от изменений внешних и внутренних условий являются:
• достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте в соответствии с установленными рациональными нормами потребления, необходимых для активного, здорового образа жизни;
• устойчивое развитие отечественного производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
• обеспечение безопасности и качества потребляемых пищевых продуктов;
• предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях и формирования стратегических запасов качественных и безопасных пищевых продуктов.
Продовольственная безопасность Российской Федерации из года в. год укрепляется. Объем валовой продукции сельского хозяйства страны растет десятый год подряд и за этот период увеличился на 40 процентов. Еще более высокими темпами развивается в последние годы пищевая и перерабатывающая промышленности.
Очень важно, что улучшается финансово-экономическое положение сельскохозяйственных организаций. Если десять лет тому назад 88 % предприятий отрасли были убыточными, а абсолютная сумма убытков приближалась к 40 млрд руб., то в прошлом году 75 % предприятий стали рентабельными, прибыль составила 101 млрд руб. Россия за эти годы вошла в число крупнейших стран экспортеров зерна.
Основными направлениями государственной экономической политики являются:
• снижение уровня бедности;
• обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения;
• организация здорового питания в учреждениях социальной сферы для детей, беременных и кормящих женщин;
• развитие межрегиональной интеграции в сфере продовольственного обеспечения;
• поддержка регионов с недостаточным производством продовольствия или оказавшихся в экстремальных ситуациях;
• повышение транспортной доступности для продовольственного снабжения отдаленных регионов;
• создание условий для улучшения инфраструктуры торговли и общественного питания;
• определение номенклатуры и норм накопления продовольствия;
• повышение почвенного плодородия и урожайности;
• расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель;
• реконструкция и строительство мелиоративных систем;
• ускоренное развитие животноводства;
• расширение и боле интенсивное использование потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий их индустриального выращивания продукции растениеводства;
• создание новых технологий глубокой и комплексной переработки, методов хранения и транспортировки;
• развитие научного потенциала АПК, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и предотвращение утечки высококвалифицированных научных кадров;
• увеличение темпов структурно-технологической модернизации АПК, воспроизводства природно-экологического потенциала;
• развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития АПК;
• совершенствование механизмов регулирования рынка продовольствия в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынках продовольствия и материально-технических ресурсов;
• повышение эффективности государственной поддержки, создание условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей;
• социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений;
• увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ;
• осуществление мониторинга уровня безработицы и уровня реальных доходов сельского населения;
• диверсификация занятости сельского населения;
• оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта продовольствия, активное использование защитных мер внутреннего рынка;
• обеспечение эффективной работы системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов;
• поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов.
Основные направления государственной экономической политики показаны на рис 1.
Продовольственная безопасность
Критерии продовольственной безопасности
Показатели продовольственной безопасности
Рациональные нормы потребления продуктов питания
Экономическая и физическая доступность продовольствия
Рисунок 1. Основные предпосылки и критерии продовольственной независимости России (составлено авторами)
Таблица 1
Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств на 01.01.2017 г. (% к итогу, в фактически действовавших ценах)
2012 2013 2014 2017
Хозяйства всех категорий 100 100 100 100
В том числе:
сельхозхозяйственные организации 47,9 47,9 49,5 50,8
крестьянские (фермерские) хозяйства 8,9 9,8 10,0 10,8
хозяйства населения 43,2 42,6 40,5 38,4
Составлено авторами
Таблица 2
Показатели потребления основных продуктов питания по Российской Федерации по состоянию на 01.01.2018 г. (на душу населения в год; килограммов)
Наименование Рациональные нормы потребления 2009 2013 2017 Отклонение (+/-)
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в перерасчете на муку, мука, крупа и бобовые 95-105 118 119 118 +18
Картофель 95-100 112 111 111 +11
Овощи и продовольственные бахчевые культуры 120-140 102 109 109 -21
Фрукты и ягоды 90-100 55 61 64 -31
Мясо и мясопродукты в перерасчете на мясо 70-75 66 74 75 0
Молоко и молочные продукты в перерасчете на молоко 320-340 244 249 248 -32
Яйца и яйцепродукты - штук 260 260 276 269 +9
Рыба и рыбопродукты 18-22
Сахар 24-28 37 40 40 +14
Масло растительное 10-12 13,0 13,7 13,7 +1
Соль 2,5-3,5
Составлено авторами
Критерии оценки продовольственной безопасности:
• располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения;
• обеспеченность площадями для торговли и общественного питания в расчете на 1000 человек;
• потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;
• объемы адресной помощи населению;
• суточная калорийность питания человека;
• количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро-микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;
• индекс потребительских цен на пищевые продукты;
• объемы производства продовольствия;
• объемы импорта продовольствия;
бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции;
продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;
объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания;
объемы продовольствия государственного материального резерва; продовольственные запасы.
Низкий уровень платежеспособного спроса населения
Недостаточный уровень развития инфраструктуры внутреннего рынка
Ценовые диспропорции на продовольственных рынках и рынках материально-технических ресурсов
Недостаточная инновационная и инвестиционная активность в сфере производства _продовольствия_
Сокращение национальных генетических ресурсов животных и растений
Дефицит квалифицированных кадров
Различия в уровне жизни городского и сельского населения
Искусственные конкурентные преимущества зарубежной продукции за счет господдержки в _зарубежных странах_
Рисунок 2. Угрозы и риски, требующие государственного участия
снижение инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции;
зависимость важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;
неблагоприятные климатические изменения;
последствия природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
• отставание от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы,
• наличие различий в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения._
• колебания рыночной конъюнктуры,
• применение мер государственной поддержки в зарубежных странах.
Рисунок 3. Основные направления государственной экономической политики
• снижение уровня бедности;
• обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения;
• организация здорового питания в учреждениях социальной сферы для детей, беременных и кормящих женщин;
• развитие межрегиональной интеграции в сфере продовольственного обеспечения;
• поддержка регионов с недостаточным производством продовольствия или оказавшихся в экстремальных ситуациях;
• повышение транспортной доступности отдаленных регионов для продовольственного снабжения;
• создание условий для улучшения инфраструктуры торговли и общественного питания;
определение номенклатуры и норм накопления продовольствия;
повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем;
ускоренное развитие животноводства;
расширение и боле интенсивное использование потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий их индустриального выращивания;
создание новых технологий глубокой и комплексной переработки, методов хранения и транспортировки;
развитие научного потенциала АПК, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и предотвращение утечки высококвалифицированных научных кадров;
увеличение темпов структурно-технологической модернизации АПК, воспроизводства природно-экологического потенциала;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития АПК;
совершенствование механизмов регулирования рынка продовольствия в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынках продовольствия и материально-технических ресурсов;
повышение эффективности государственной поддержки, создание условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей;
социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений;
увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ;
осуществление мониторинга уровня безработицы и уровня реальных доходов сельского населения;
диверсификация занятости сельского населения;
оперативное применение мер таможенно-тарифного регулирования для целей рационализации соотношения экспорта и импорта продовольствия;
активное использование защитных мер;
эффективную работу системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля с учетом международных правил и стандартов;
поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов;
социальное обустройство сельских и прибрежных рыбацких поселений;
увеличение финансового обеспечения реализации социальных программ;
осуществление мониторинга уровня безработицы и уровня реальных доходов сельского населения;
• диверсификация занятости сельского населения.
Они включают: доступность продовольствия, формирования государственных резервов, расширение самого производства продуктов питания, обустройство и развитие сельских территорий, и рациональную внешнеэкономическую политику.
Россия располагает возможностью стать одним из наиболее активных участников мирового рынка в качестве экспортера продовольствия. Если в полной мере использовать
30ECVN518
потенциал аграрного сектора России, то по нашим расчетам, можно будет не только осуществить импортозамещение, но и при обеспечении наиболее благоприятных экономических условий выйти по ряду продуктов на существенные объемы экспорта.
Даже с учетом роста потребления до рекомендуемых рациональных норм. Это относится к таким продуктам, как зерно, растительное масло, сахар, мясо свиней и птицы, яйца (таб. 4).
Таблица 4
Прогноз уровня продовольственной независимости и экспортного потенциала России на 2020 г. По данным всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства
Продукты Уровень продовольственной независимости, % Экспортный потенциал 9(+) / потребность (-), млн т
Зерно 132 28
Сахар 168 2
Растительное масло 239 2
Картофель 121 6
Овощи 90 -2
Фрукты 39 -6
Мясо и мясопродукты 107 0,6
Молоко и 79 -10
молокопродукты
Яйца 124 10
Составлено авторами
В целом, как показывают расчеты, в России имеется возможность не только для достижения параметров Доктрины продовольственной безопасности, но и для того, чтобы за предстоящие 8-10 лет выйти на баланс экспорта/импорта на уровне 20-25 млрд долл.
Для обеспечения импортозамещения необходимо сформировать благоприятный инвестиционный климат, при котором у сельхозтоваропроизводителей появилась бы возможность осваивать новые инновационные технологии. По сути, он является одним из главных факторов повышения конкурентоспособности отрасли.
В соответствии с государственной программой инвестиции в отрасль к 2020 г. должны увеличиться на 36,5 %. Учитывая, что за 2008-2016 гг. инвестиции в сельское хозяйство сократились на 8,5 %, а также текущую сложную макроэкономическую ситуацию, чтобы добиться таких показателей, предстоит принять кардинальные меры.
В разработке научных основ развития отечественного АПК, в проведении научно-аналитической работы во всех подотраслях сельскохозяйственного производства участвует академия наук РФ, отраслевые НИИ и университеты, в том числе и относящиеся к системе потребительской кооперации. Немалую роль в этом играет издание учебной [1, 4, 5, 6] и научной литературы в виде монографий [3, 13, 14] и научно-исследовательских статей [2, 7, 8, 9, 10, 11, 12], в которых довелось принять участие и авторам данного научно-аналитического обозрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арустамов Э.А. Основы бизнеса // учебник / Москва, 2017. (3-е издание, переработанное и дополненное).
2. Арустамов Э.А. Оценка рынка продовольственных товаров в России и необходимость в его государственной защите // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 5. С. 84-86.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
Арустамов Э.А. Проблемы продовольственной безопасности и потребительской кооперации России в составе ВТО // Научный сборник: Золотой фонд научных трудов ученых Российского университета кооперации, сборник научных трудов, Москва, 2012. С. 161-171.
Арустамов Э.А., Андреева Р.С. Внешнеэкономическая деятельность // учебник / Москва, 2015.
Арустамов Э.А., Андреева Р.С. Предпринимательская деятельность // учебник / Москва, 2016.
Валигурский Д.И. Организация коммерческой деятельности в инфраструктуре рынка // учебник для бакалавров / Москва, 2018.
Валигурский Д.И. Современный инвестиционный подход к развитию кооперации на селе. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2015. № 1. С. 3-9.
Валигурский Д.И. Социально-рыночная модель кооперативного развития// Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. №4. С. 3-7.
Валигурский Д.И., Гетц А.Я. Формирование товарных продовольственных ресурсов // Научное обозрение. 2014. № 9-1. С. 156-159.
Валигурский Д.И., Харламов В.И. Взаимосвязь технологических и логистических цепей в продвижении продовольственных товаров на рынке // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. №4. С. 83-90.
Харламов В.И., Валигурский Д.И., Потребительская кооперация как основа социально-кооперативного общества в России. Ярославль-Москва, 2015.
Валигурский Д.И., Харламов В.И. Стратегическое управление субъектами агропромышленного комплекса в условиях конкуренции // Научное обозрение. 2014. №9-1. С. 96-98.
Продовольственная независимость России // под общей редакцией академика РАН Гордеева А.В. т. I / Международная промышленная Академия 2016 г. стр. 10, 12, 17, 68.
Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика // Валигурский Д.И., Авдокушина М.Н., Алексунин В.А., Арустамов Э.А., Асон Т.А., Валеева Ю.С., Габдуллин С.С., Гетц А.Я., Гончаренко В.И., Гришина В.Т., Дашков Л.П., Емельянов О.В., Калугина С.А., Ковалев Р.Н., Коленова В.А., Красюк И.Н., Лобанова С.Н., Макаров А.А., Маслова Е.Л., Матвеева О.З. и др. Москва, 2018. Том 1 (2-е издание).
Валигурский Д.И., Арустамов Э.А. Предпосылки формирования стратегически безопасного продовольственного рынка Российской Федерации // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, Ь11;р8://е8].1;оёау/РВЕ/76ЕСУК318.рёГ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Арустамов Э.А., Громов А.М. Экономическая устойчивость развития малых и средних предприятий. Управленческий учет. 2007. № 4. С. 31-36.
Valigurskiy Dmitriy Ivanovich
E-mail: dans_2@mail.ru
Arustamov Eduard Aleksandrovich
E-mail: eduard-arustamov@yandex.ru
The main tasks of ensuring food independence of Russia
Abstract. The article outlines the main directions of the state economic policy of the Russian Federation, discusses the most important prerequisites and criteria for food independence of Russia, analyzes the structure of agricultural products by farm categories as of 01.01.2017 and indicators of consumption of basic foodstuffs in the Russian Federation as of 01.01.2018 d. Special attention is paid to the development of criteria for assessing food security, threats and risks requiring state participation, based on nym directions of the state economic policy. It is important that in order to ensure import substitution, there is a need to create a favorable investment climate, in which agricultural producers would be able to master new innovative technologies, which, in fact, are one of the main factors for increasing the competitiveness of the industry.
Keywords: state economic policy; food independence criteria; Agriculture; macroeconomic situation; investments; increasing the competitiveness of the industry; food security doctrine; export / import balance; rational consumption rates