Научная статья на тему 'Стратегия развития АПК главное условие реализации национальной агропродовольственной политики'

Стратегия развития АПК главное условие реализации национальной агропродовольственной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1009
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алтухов Анатолий Иванович

Раскрыта сущность национальной продовольственной безопасности, выявлены внутренние и внешние ее угрозы, связанные с развитием отечественного агропромышленного комплекса, вступлением страны в ВТО. Для обоснования стратегии развития АПК предлагается использовать сценарный подход, который предполагает построение нескольких альтернативных вариантов при различных состояниях внешней и внутренней среды с учетом управляющих воздействий и включает в себя четыре стадии: аналитическую, исследовательскую, модельную и организационную. Определены условия практической реализации стратегии развития агропромышленного комплекса. Обоснован комплекс организационных, экономических и законодательных мер по обеспечению функционирования агропромышленного комплекса, отвечающего требованиям повышения жизненного уровня населения и обеспечения национальной продовольственной безопасности. Продовольственную обеспеченность населения предлагается рассматривать с трех сторон: непосредственное обеспечение продуктами питания населения, его защита от недоброкачественных продовольственных товаров и защита интересов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях крупномасштабных импортных поставок продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of agro-industrial complex development as the main condition of the national agri-food policy implementation

The essence of national food security is revealed, internal and external threats are identified, questions related to development of domestic agriculture and the country's entry into the WTO are asked. To justify the development of agro-industrial complex strategy, it is proposed to use the scenario approach, which involves construction of several alternatives under various conditions of external and internal environment, taking into account control actions, and includes four phases: analysis, research, modelling and organization. The conditions for the strategy of agro-industrial complex are defined. A set of organizational, economic and legislative measures to ensure the functioning of the agro-industrial complex that meets the requirements of raising standards of living in the village ofand to ensure national food security is grounded. Food security of the population is invited to be considered from three directions: first, from the standpoint of immediate food supply of the population, secondly, to protect it from low-quality food products, and thirdly, to protect domestic agricultural producers from large-scale imports of food.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития АПК главное условие реализации национальной агропродовольственной политики»

Integral assessment of multifunctionality of the AFS can be represented by a system of foreseeable qualitative and quantitative indicators (characteristics), reflecting the implementation of all five functions of AFS of the country and regions.

At present, IAPI elaborates the technique of integral assessment of the level of multifunctional development of AFS. The key point of this technique is to measure the extent to which some reasonable standards for each function based on statistical data and expert estimates based specialists are now.

Experimental verification of the methodology will be conducted in the second half of 2009 on the materials of AFS in three federal districts — Central,

Southern and Ural. In each of these districts of the

Information about the author

Krylatykh El'mira Nikolaevna (Moscow) — Member of the Russian Academy of Agricultural Sciences, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of the Academy of National Economy (State Educational Institution of Higher Professional Education Academy of National Economy under the Government of the Russian Federation, Russian-German Graduate School of Management, (RGGSM ANE)) (119571, Moscow, pr. Vernadskogo, 82. Tel.: +7 (499) 270-29-80, e-mail: [email protected]).

References

1. Kostyaev A. I. (2003). Regional'nye agroekonomicheskie issledovaniya. Metodologiya i metody [Regional agro-economic research. Methodology and techniques]. Yekaterinburg: Ural State Academy of Agriculture Publ.

2. Neganova V. P. (2008). Razvitie sel'skogo khozyaystva regiona na osnove optimizatsionnogo modelirovaniya [Development of agriculture in the region based on optimizational modelling]. Ekonomika regiona [he Regiona’s Economy], 2.

3. Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya [New Encyclopedia of Economics] (2006). Moscow: Infra-M.

4. Pustuev A. L., Kopteva L. A. (2007). Stabilizatsiya razvitiya regional'noy agropromyshlennoy sistemy [Stabilization of a regional agro-industrial system development]. Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy [Economics of agricultural and processing enterprises], 3, 16-17.

5. Semin A. N. (2006). Innovatsionnye i strategicheskie napravleniya razvitiya APK. Voprosy teorii i praktiki [Innovative and strategic directions of agro-industrial complex development. Questions of heory and Practice]. Yekaterinburg: Ural State Academy of Agriculture Publ.

6. Sostoyanie sotsial'no-trudovoy sfery sela i predlozheniya po ee regulirovaniyu. Ezhegodnyy doklad. (Devyatyy vypusk) [he state of social and labour sphere of the village and proposals for its regulation. Annual report. (he ninth edition)]. / MSKh, VNIIESKh, Tsentr Vserossiyskogo monitoringa sotsial'no-trudovoy sfery sela [All-Russian Scientific-Research Institute of Agriculture Economics, Russian Academy of Agriculture, All-Russian Monitoring Centre for Social and Labor Sphere of the Village]. Moscow: All-Russian Scientific-Research Institute of Agriculture Economics, Russian Academy of Agriculture.

7. Ushachev I. G. (2008). Osnovnye polozheniya doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Main provisions of the food security doctrine of the Russian Federation]. APK. Ekonomika, upravlenie [Agro-Industrial Complex. Economics, Management], 12.

Federation, two subjects with a relatively high and relatively low levels of AFS were allocated.

In conclusion, it should be noted that the highest integral criterion of agri-food sector performance of its functions is food security. An essential element of the institutional framework is the doctrine of the food security of the Russian Federation. «This document is a collection of official views on the goals, objectives, principles, guidelines and mechanisms for public policies to ensure food security of the country» [7, p. 3]. A practical implementation of the Doctrine to a large extent will depend on the level of scientific development, including problems of multifunctionality of the agri-food sector.

УДК 338.43.01

А. И. Алтухов

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК - ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Раскрыта сущность национальной продовольственной безопасности, выявлены внутренние и внешние ее угрозы, связанные с развитием отечественного агропромышленного комплекса, вступлением страны в ВТО. Для обоснования стратегии развития АПК предлагается использовать сценарный подход, который предполагает построение нескольких альтернативных вариан-

тов при различных состояниях внешней и внутренней среды с учетом управляющих воздействий и включает в себя четыре стадии: аналитическую, исследовательскую, модельную и организационную. Определены условия практической реализации стратегии развития агропромышленного комплекса. Обоснован комплекс организационных, экономических и законодательных мер по обеспечению функционирования агропромышленного комплекса, отвечающего требованиям повышения жизненного уровня населения и обеспечения национальной продовольственной безопасности. Продовольственную обеспеченность населения предлагается рассматривать с трех сторон: непосредственное обеспечение продуктами питания населения, его защита от недоброкачественных продовольственных товаров и защита интересов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях крупномасштабных импортных поставок продовольствия.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, национальная агропродовольственная политика

Агропромышленный комплекс является одним из крупнейших и жизненно важных секторов российской экономики. Здесь производится 8,5% валового внутреннего продукта, занято 11% численности всех работников, сосредоточено 3,4% основных производственных фондов, формируется 45% розничного товарооборота. Свыше одной трети издержек домашних хозяйств приходится на питание. Почти одна треть отраслей экономики сопряжена с аграрной сферой, 27% населения живет в сельской местности. Поэтому от устойчивости развития АПК и, в особенности, его основы — сельского хозяйства

— во многом зависит решение вопросов повышения жизненного уровня населения и обеспечения продовольственной безопасности страны, расширения и укрепления ее престижа в мире. В свою очередь, количественные и качественные параметры и эффективность функционирования АПК и его отраслей, а также надежность обеспечения продовольственной безопасности страны в значительной степени определяются уровнем развития национальной экономики, осуществлением агропродовольственной политики.

В развитии агропромышленного комплекса переплелись практически все проблемы функционирования экономики страны. Несмотря на то что в последние девять лет в АПК удалось переломить ситуацию к лучшему, значительно активизировав инвестиционный процесс, увеличить производство продукции на 39,3% и обеспечить экономический рост, пока не преодолены опасные тенденции развития в аграрной сфере, которые носят долговременный (почти постоянный) характер. К ним относятся: низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и резкое снижение их экономических возможностей для использования достижений научно-технического прогресса, невысокий

уровень оплаты труда, слабая социальная инфраструктура села и неравные с городом условия развития человеческого потенциала, высокая необоснованная доля импорта продовольственных товаров, превысившая почти вдвое пороговый уровень продовольственной безопасности страны. На их решение нацелены «Основные направления агропродовольственной поли-

тики Правительства РФ на 2001-2010 гг.», Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., в которых в определенной степени отражена стратегия развития агропромышленного комплекса на пятилетний и более отдаленный период.

Согласно проекту Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., ее экономика может развиваться по трем сценариям: инновационному, энергосырьевому и инерционному. В ней намечены и основные параметры развития АПК и его отдельных отраслей, темпы развития которых будут определяться экономической политикой государства, для чего следует использовать модель социально ориентированного рынка, опирающуюся на стимулирование внутреннего спроса на отечественную продукцию, повышение жизненного уровня сельского населения, обеспечение национальной продовольственной безопасности. Для ее реализации необходима обгоняющая стратегия развития агропромышленного комплекса страны, поскольку предстоит более чем вдвое превысить мировые темпы увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Это позволит быстрее отойти от сложившейся модели экономики, базирующейся преимущественно на экспорте сырья и топлива

и крупномасштабном импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства, укрепить национальную безопасность страны.

Для обоснования стратегии развития АПК следует использовать сценарный подход, который предполагает построение нескольких альтернативных вариантов при различных состояниях внешней и внутренней среды с учетом управляющих воздействий и включает в себя четыре стадии: аналитическую, исследовательскую, модельную и организационную. Он является одним из наиболее эффективных системных инструментов разработки стратегии, поскольку его применение в процессе формирования стратегических альтернатив развития АПК обеспечивает лучшее понимание ситуации и ее эволюцию, оценку разного рода потенциальных угроз и выявление благоприятных возможностей определения наиболее вероятных направлений деятельности всех сфер агропромышленного комплекса, его отдельных отраслей и продуктовых подкомплексов, а также повышение уровня их адаптации к возможным изменениям внешней среды. При этом главную цель сценарного исследования можно сформулировать как поиск такой стратегической альтернативы, которая бы обеспечивала более эффективное развитие АПК в наиболее вероятных состояниях макроэкономической среды.

Практическая реализация стратегии развития агропромышленного комплекса требует соблюдения ряда условий: единства методологии и методики прогнозных и проектных разработок, определения временного аспекта системы управления и выявления наиболее эффективных инструментов организационно-экономического механизма, проведения качественного анализа межотраслевых связей в системе производства, распределения, обмена и потребления продукции агропромышленного комплекса, применения надежного и оперативного информационного обеспечения, разработки нормативной и правовой базы, учитывающей особенности воспроизводства в аграрной сфере экономики и ее отдельных отраслях.

Функционирование агропромышленного комплекса, отвечающее требованиям повышения жизненного уровня населения и обеспечивающее национальную продовольственную безопасность, должно характеризоваться такими качественными, количественными и

социально-экономическими параметрами, которые обеспечивали бы устойчивое и более полное удовлетворение потребностей страны в сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии преимущественно за счет мобилизации потенциала отечественного агропромышленного производства и осуществления по отношению к сельскому хозяйству особой протекционистской политики государства. Для этого необходимо:

— обеспечить сбалансированное функционирование агропромышленного комплекса и его важнейшей отрасли — сельского хозяйства в режиме расширенного воспроизводства как в обычных, так и в экстремальных ситуациях с учетом равноправного и взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества, использования преимуществ международного разделения труда в АПК и международной кооперации производства для достижения приемлемого уровня потребления основных видов базовых продуктов питания и его повышения для большинства населения страны;

— рационализировать структуру внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, предусматривающую максимально допустимый уровень удовлетворения внутренних потребностей страны за счет импорта с учетом использования принятых в международной практике защитных мер по отношению к отечественным товаропроизводителям и предстоящего вступления России в ВТО, регламентации условий импорта и экспорта продукции агропромышленного комплекса;

— сохранить единое экономическое пространство, развивать и совершенствовать межрегиональные продовольственные и сырьевые связи, обеспечивающие соблюдение общегосударственных интересов, исключающие региональный сепаратизм, разного рода административные ограничения и запреты на передвижение товарных потоков продукции АПК по российской территории и способствующие эффективному функционированию внутреннего агропродовольственного рынка, его интеграции, прежде всего, в общий аграрный рынок стран СНГ, различные межгосударственные союзы и объединения;

— углублять территориально-отраслевое разделение труда в АПК, формировать крупномасштабные специализированные зоны по производству отдельных видов сельскохозяйственной

продукции, активно развивать интеграционные процессы в агропромышленном производстве, стимулировать кооперацию;

— создать необходимые законодательные, организационно-экономические и административные условия, исключающие криминализацию в системе производства и особенно сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

— обеспечить действенность государственного регулирования экономических процессов, связанных с производством, сбытом и использованием сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, способного гарантировать нормальное функционирование отечественного агропромышленного комплекса и внутреннего агропродовольственного рынка как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Особая социальная значимость и сохраняющееся пока сложное экономическое состояние агропромышленного комплекса актуализируют необходимость разработки долгосрочной стратегии развития АПК, его отдельных отраслей и продуктовых подкомплексов и их адаптации к условиям ВТО не только на федеральном, но и на региональном уровне, ликвидации высокой импортной продовольственной зависимости страны и устойчивого наращивания экспортных ресурсов продукции аграрной сферы экономики, особенно зерна, по объему экспорта которого Россия с 2001-2002 гг. вошла в пятерку крупнейших мировых поставщиков зерна. Вместе с тем проблема стабильного продовольственного обеспечения населения страны по-прежнему остается одной из самых важных, поскольку от нее зависит национальная и экономическая безопасность.

Продовольственное обеспечение населения, определяющее физическое и духовное здоровье человека и всей нации, относится к одной из самых приоритетных и важных социально-экономических проблем, связанных с производством, распределением и потреблением продуктов питания. При этом продовольственную обеспеченность можно рассматривать с трех сторон: непосредственное обеспечение продуктами питания населения; защиты населения от недоброкачественных продовольственных товаров; защита интересов отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей от крупномасштабных импортных поставок продовольствия. Частично эти вопросы отражены в «Основных

направлениях агропродовольственной политики Правительства РФ на 2001-2010 гг.», в которых развитие АПК признается одним из основных приоритетов социально-экономической политики государства. В них впервые за годы рыночных преобразований на государственном уровне была сделана попытка создания более прогрессивной модели развития агропродовольственного сектора и АПК, отражающей стратегическое направление в развитии национальной агропродовольственной политики. Ее основными задачами являются:

— в экономической области — формирование эффективного конкурентоспособного агропродовольственного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, обеспечивающего интеграцию в мировой агропродовольственный рынок;

— в социальной области — повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села;

— в экологической области — производство экологически безопасных продуктов питания и сохранение природных ресурсов для агропромышленного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрения ресурсосберегающих и экономически чистых технологий.

Сущность национальной агропродовольственной политики заключается в разработке и проведении по инициативе государства комплекса научно обоснованных тактических и долгосрочных стратегических мер, гарантирующих создание необходимых условий для эффективного функционирования агропромышленного комплекса страны, регионов и отдельных товаропроизводителей аграрной сферы в целях стабильного продовольственного обеспечения населения, физической и особенно экономической доступности продуктов питания, неуклонного повышения уровня жизни населения.

Чтобы обеспечить эффективное проведение агропродовольственной политики, следует сконцентрировать деятельность федерального правительства на таких приоритетных направлениях, как:

— поддержание стабильности продовольственного обеспечения страны; достижение единства агропродовольственной политики; рациональное распределение функций между федеральными и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти;

— обеспечение целостности внутреннего агропродовольственного рынка;

— проведение структурной и эффективной внешнеэкономической политики;

— осуществление единой земельной, технологической и финансовой политики;

— проведение кадровой политики;

— оперативное и объективное информационное обеспечение;

— осуществление общегосударственных контрольных функций, ценового мониторинга промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также регулирование межотраслевых экономических отношений;

— разработка и реализация единых стандартов социального обеспечения сельского населения.

В «Основных направлениях агропродовольственной политики Правительства РФ на 20012010 гг.» содержится принципиально новое положение, согласно которому приоритетными являются меры по обеспечению единой агропродовольственной политики в стране и максимальному использованию внутренних ресурсов. Сельское хозяйство не только рассматривается в отраслевом разрезе лишь как производственная сфера агропромышленного комплекса, но кроме того на него возлагается реализация таких общественно важных функций, как социальная, демографическая, культурная, природоохранная, рекреационная, пространственно-коммуникационная и др. Признается важность государственной поддержки сельского хозяйства и экономического регулирования агропродовольственного рынка, которое должно гибко сочетаться с рыночным механизмом саморегулирования. Особая роль принадлежит отраслевым продуктовым союзам и ассоциациям. При развитии АПК необходимо ориентироваться на крупные интеграционные агропромышленные формирования в I и III сферах комплекса, способных конкурировать на внутреннем и внешнем рынках. Агропродовольственная политика, являющаяся составной частью государственной экономической политики, должна реализоваться не спонтанно, а посредством осуществления определенной технологии организации и целенаправленных тактических и стратегических мер.

Национальная агропродовольственная политика предусматривает разработку научно обоснованной, скоординированной, долговременной государственной стратегии — систему мер

и механизмов экономического и социального развития аграрной сферы экономики страны в условиях развивающегося агропродовольственного рынка, сельского хозяйства как основной отрасли АПК, пищевой и перерабатывающей промышленности и инфраструктуры отраслей

— соучастников по обслуживанию аграрной сферы. Это система научно обоснованных тактических и долгосрочных стратегических мер, которые предстоит проводить в стране по инициативе государства в целях создания условий для эффективного функционирования и развития агропродовольственного сектора экономики. Как любая другая экономическая политика, современная агропродовольственная политика должна основываться на фундаментальных принципах теории управления этой отраслью с реализацией четырех классических функций системы управления: планирования, организации, мотивации и контроля исполнения.

Стратегической целью государственной агропродовольственной политики является содействие достижению относительно стабильных эффективных результатов в деятельности предприятий и организаций АПК:

— развитие рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; обеспечение населения страны в достатке полноценными продуктами питания, а пищевой и перерабатывающей промышленности — доброкачественным сельскохозяйственным сырьем;

— решение проблемы национальной продовольственной безопасности;

— наращивание и стабилизация экспорта сельскохозяйственных товаров;

— повышение прибыльности предприятий АПК и качества питания населения страны, особенно наименее экономически защищенной его части.

Основными предпосылками разработки современной агропродовольственной политики являются: определение приоритетности и важности решения данной проблемы для стабилизации и улучшения социально-экономического положения в стране; преодоление сложного социально-экономического положения на селе; ликвидация ошибок, сделанных в процессе проведения реформирования аграрной сферы экономики, а также угрозы продовольственной безопасности страны; преодоление неразвитости национального агропродовольственного рынка и его отдельных сегментов.

Выбор приоритетов агропродовольственной политики является важным элементом формирования ее стратегии. Определение приоритетов базируется на теории выбора, системного анализа и анализа политик, синтез которых в условиях неопределенности помогает решать слабоструктурированные задачи оценки и сравнения механизмов трансформации исходной ситуации в желаемую. При этом основным инструментом государственного воздействия на экономическую ситуацию в агропромышленном комплексе являются инвестиции.

В «Основных направлениях агропродовольственной политики Правительства РФ на 2001-2010 гг.» установлены направления аграрной политики государства. Однако решение ряда проблем в них представлено достаточно поверхностно: не отражены конкретные меры по восстановлению непосредственно сельскохозяйственного производства, состояние которого определяет уровень развития всего агропромышленного комплекса; не дано предложений по преодолению диспаритета цен; не определены меры, которые намерено предпринять государство по восстановлению и укреплению материально-технической базы АПК. В определенной степени этот пробел восполняют Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. В частности, в проекте Концепции определены основные цели государственной аграрной политики:

— обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства;

— устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения и сокращение его отставания от городского;

— повышение конкурентоспособности отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом аграрном рынке;

— улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В проекте Концепции отмечается, что в 2020 г. по отношению к 2006 г. уровень производства продуктов питания должен возрасти в 2,2 раза. Валовой сбор зерновых культур может достичь не менее 120-125 млн т в результате роста урожайности с 18,9 до 26-28 ц/га и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит стране превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом зерновом рынке. Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Его производство возрастет вдвое, доля импорта в мясных ресурсах снизится с 38 до 8,8%. Для достижения этих показателей предусматривается реализация четырех приоритетных направлений. Первое из них связано с улучшением общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства, на основе:

— совершенствования форм и механизмов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов;

— повышения доступности кредитных ресурсов, развития земельной ипотеки, усиления конкурентных начал в сферах кредитования и страхования и на рынке лизинга;

— поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства, улучшения условий их жизни;

— повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе;

— развития эффективно функционирующих рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и рыночной инфраструктуры;

— совершенствования государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с принятием необходимых мер по защите отечественных производителей в рамках правил ВТО;

— развития кооперации, расширения участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики.

Второе направление предполагает создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая:

— осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности и обеспечению занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест (в том числе путем развития альтернативной деятельности, снижению бедности сельского населения);

— развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

— улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;

— повышение престижности сельскохозяйственного труда;

— сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов.

Третье направление связано с повышением эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе:

— улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель. Применение удобрений будет соответствовать оптимальным потребностям: внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на гектар посевов сельскохозяйственных культур возрастет с 27 кг в 2006 г. до 50 кг в 2010 г. и до 90 кг в 2020 г.;

— развития эффективного оборота сельскохозяйственных земель и создания условий для расширения посевных площадей сельскохозяйственных культур.

Четвертое направление предполагает развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства за счет:

— обеспечения подъема племенного животноводства и повышения продуктивности скота до уровня, сопоставимого с показателями европейских стран;

— применения интенсивных технологий в растениеводстве, поддержки элитного семеноводства и резкого повышения урожайности основных сельскохозяйственных культур, расширения посевных площадей под высокоурожайными сортами, увеличения их доли в общих посевах до 35-40%.

Существенные различия в экономических, природно-географических, социально-демографических, политических и других условиях в

регионах страны исключают унифицированный подход к проведению агропродовольственной политики, ориентированной на средние условия, требуют проведения гибкой региональной политики с учетом особенностей функционирования каждого российского региона. Именно недооценка территориально-регионального фактора, проявляющегося, с одной стороны, в несклонности федерального центра передавать полномочия регионам, а с другой стороны, в экономическом сепаратизме регионов, способствует разрушению, прежде всего, хозяйственную целостность страны. Поэтому позитивная синергия от реализации агропродовольственной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей задачей эффективного развития АПК региона.

Формирование региональной агропродовольственной политики происходит под воздействием, с одной стороны, макроэкономической политики по отношению к развитию аграрной сферы экономики, а с другой — специфических условий и особенностей каждого конкретного российского региона с учетом его природных, экономических и других условий. При этом двойственное положение каждого российского региона как неотъемлемой составной части общего экономического пространства страны и как самоуправляемой территории определяет направленность региональной агропродовольственной политики: углубление специализации территории для максимального использования ее природно-экономического потенциала, исходя из места и роли в общероссийском разделении труда в АПК; повышение самообеспеченности продовольствием за счет мобилизации возможностей собственного агропромышленного производства.

Неодинаковые стартовые условия и экономические возможности вхождения отдельных регионов в рыночные отношения, различные территориальные размеры, развитость инфраструктуры, уровень доходов населения и ряд других факторов внутреннего и внешнего характера в той или иной мере формируют региональные особенности организации системы продовольственного обеспечения. Положение усугубляется слабой регулируемой ролью федерального центра в решении этой проблемы, неразвитостью межрегиональных продовольственных связей, расширением импорта продовольствия и сырья для его производства, нарушением равноправ-

ных экономических отношений между участниками в цепи прохождения продукции от производителя до потребителя.

Рыночные преобразования не сгладили региональные различия, а наоборот, усилили тенденции дивергенции регионов, поскольку в силу взаимодействия многообразных внутренних и внешних факторов изменение экономических и социальных отношений при комплексном характере преобразований не может происходить синхронно: в региональных условиях диапазон временных рамок возможных изменений отдельных элементов экономических и социальных отношений в аграрной сфере будет резко дифференцированным. Ведь региональный агропромышленный комплекс функционирует под влиянием разнонаправленных экономических интересов: национальных, региональных и интересов хозяйствующих субъектов.

При быстро меняющихся социально-политических и экономических условиях перед хозяйствующими субъектами региона стоит задача обеспечения не только экономической выживаемости, но и реализации своего потенциала посредством повышения прибыльности агропромышленного производства. Каждый из них должен разрабатывать и реализовывать собственную стратегию АПК, потребность в формировании которой вызвана самим процессом социально-экономического развития и главной его целью — повышением эффективности производства. В отсутствии таковой региональный АПК развивается в условиях неопределенности, что негативно отражается на эффективности его функционирования, снабжении населения региона продовольствием, а промышленности

— сельскохозяйственным сырьем. Поэтому необходимы новые методы и подходы, основанные на использовании экономических рычагов и стимулов, ориентированные на сохранение в регионе ресурсного и биоклиматического потенциала, стимулирование деловой и инвестиционной активности, повышение конкурентных позиций региона на российском и мировом агропродо-вольственных рынках.

Несмотря на достижение в последние девять лет положительных сдвигов в агропромышленном комплексе, по ряду важнейших продуктов питания не только сохраняется, но и обостряется зависимость внутреннего агропродо-вольственного рынка от мирового; стоимость импорта продовольствия намного превышает

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

объемы государственной поддержки отечественного сельского хозяйства, а рацион питания более чем одной трети населения (доходы которой ниже величины прожиточного минимума) не соответствует по количественным и качественным параметрам показателям минимального набора продуктов питания. В определенной степени этому способствует и отсутствие общей стратегии законодательной базы по агропро-довольственной политике, которая находится в стадии формирования. Для нее характерна разрозненность принимаемых нормативных и правовых актов, разбросанность обязанностей по их реализации по отдельным министерствам и ведомствам при недостаточном объеме полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, как это показывает опыт США, Канады и других экономически развитых стран.

Кроме того, наблюдается путаница в понятиях и терминах. Например, в отечественной и зарубежной экономической литературе наряду с терминами «аграрная политика» и «сельскохозяйственная политика», применяются термины «агропродовольственная политика» и «агропромышленная политика». При этом, как правило, методологические различия в формулировках учеными не обосновываются. Например, в последнее время без учета методологической стороны вместо термина «аграрная политика» применяется термин «агропродовольственная политика».

Признавая интегрированный характер решения продовольственной проблемы в стране, ее следует характеризовать кругом нормативных и правовых актов, отражающих специфические стороны такой многогранной и сложной проблемы, как осуществление агропродовольствен-ной политики. Их можно объединить в четыре группы:

— нормативные и правовые акты общего характера, определяющие место и роль агропро-довольственной политики в системе национальной продовольственной безопасности, дающие оценку ее современному состоянию, раскрывающие принципы, цели и направления национальной стратегии агропродовольственной политики, увязанные со сложившейся характеристикой ее внутренних и внешних угроз, а также в кратко- и среднесрочной перспективе;

— нормативные и правовые акты, направленные на повышение экономической и физичес-

кой доступности продовольствия населением страны;

— нормативные и правовые акты, регулирующие внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

— нормативные и правовые акты, защищающие население от некачественного продовольствия.

Для каждой группы в стране уже сложился определенный набор регулирующих нормативных и правовых актов, однако они пока не представляют единой системы, не состыкованы между собой, а порой даже противоречат друг другу.

К первой группе следует отнести, прежде всего, Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», нормативные и правовые акты, связанные с обеспечением продовольственной безопасности Российской Федерации. Нормативные и правовые документы второй, третьей и четвертой групп определяют агро-продовольственную политику, направленную на обеспечение продовольственной безопасности страны. В этой связи следует отметить, что «Основные направления агропродовольс-твенной политики Правительства РФ на 20012010 гг.», носящие рекомендательный характер и представляющие собой не очень удачную попытку соединения в одном документе функций и задач правовых актов различных уровней правового регулирования, являются и нормативноправовыми актами, поскольку связаны с обеспечением роста доходов населения, снижением или сдерживанием роста цен на продовольствие, повышением покупательной способности населения, развитием торговой инфраструктуры. К числу таких нормативно-правовых актов относится, в частности, Федеральный закон «О прожиточном минимуме Российской Федерации».

Регулирование внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием с позиции поддержания продовольственной безопасности страны попадает под действие федеральных законов «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».

Основным документом четвертой группы нормативных и правовых актов является Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», направленный на охрану

здоровья человека на основе законодательного обеспечения государственной политики в сфере здорового питания населения, добросовестной деятельности хозяйствующих субъектов в области производства и оборота пищевых продуктов, обеспечения защиты прав потребителей и охраны здоровья граждан от некачественных и опасных пищевых продуктов. Его положительной стороной является то, что разработанные с учетом международного опыта законодательного регулирования вопросы обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, а также общепринятые нормы нетарифного регулирования в международной торговле требуют существенным образом повысить эффективность мер по предотвращению поступления на продовольственный рынок страны некачественных и опасных пищевых продуктов из других государств.

Одним из основных нормативных документов, определяющих санитарно-гигиенические требования к пищевым продуктам, являются санитарные нормы и правила. Принятые в 1996 г., эти нормы дорабатываются в направлении их максимальной гармонизации с зарубежными нормами (Рекомендации Комиссии «Кодекс Алиментариус», ФАО/ВОЗ, директивы Европейского союза). Наряду с данными документами в стране действует более сотни санитарных правил и методических указаний с соответствующими требованиями к производству, поставке, транспортировке и реализации пищевых продуктов и материалов, контактирующих с пищевыми продуктами; создана необходимая нормативно-методическая база по оценке качества и безопасности пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников и др.

В законодательном регулировании агропро-довольственной политики важным блоком являются вопросы субординации нормативных и правовых актов федерального и региональных уровней. Например, в 90-е годы прошлого века зачастую акты более низкой юридической силы отменяли действие правовых документов более высокой юридической силы вследствие отсутствия государственной стратегии в области аг-ропродовольственной политики страны и постоянного мониторинга принимаемых решений, лоббистской деятельности заинтересованных структур, противоречащей общегосударственным интересам.

Что касается субординации нормативно-пра- нодательным нормам, внося в проблему продо-вовых актов по территориальному признаку, то вольственного обеспечения отдельных регионов становление федерализма в стране и расшире- дополнительные трудности. Несогласованность ние прав субъектов Российской Федерации до- действий ведет к региональному сепаратизму, пускают с учетом местных условий принимать административному запрету на вывоз продук-свои нормативно-правовые акты, в которых ции из региона, нарушению единого рыночного есть как положительные, так и отрицательные пространства страны, а следовательно, к сниже-моменты. К положительным сторонам можно нию эффективности использования ее природ-отнести то, что местные органы, основываясь ного и производственного потенциала, что не на общих началах федерального законодатель- отвечает требованиям эффективного развития ства, могут устранить его пробелы, в большей АПК, надежного обеспечения национальной степени учесть специфику развития своего ре- продовольственной безопасности за счет моби-гиона. Вместе с тем иногда местные правовые лизации собственного производства. акты противоречат общегосударственным зако-

Информация об авторе

Алтухов Анатолий Иванович (Москва) — чл.-корр. РАСХН, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора института Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 35/2, корпус 3. Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, тел.: (8499) 195-6051. е-mail: [email protected])

A. I. Altukhov

Strategy of agro-industrial complex development as the main condition of the national agri-food policy implementation

he essence of national food security is revealed, internal and external threats are identified, questions related to development of domestic agriculture and the country's entry into the WTO are asked. To justify the development of agro-industrial complex strategy, it is proposed to use the scenario approach, which involves construction of several alternatives under various conditions of external and internal environment, taking into account control actions, and includes four phases: analysis, research, modelling and organization. he conditions for the strategy of agro-industrial complex are defined. A set of organizational, economic and legislative measures to ensure the functioning of the agro-industrial complex that meets the requirements of raising standards of living in the village ofand to ensure national food security is grounded. Food security of the population is invited to be considered from three directions: first, from the standpoint of immediate food supply of the population, secondly, to protect it from low-quality food products, and thirdly, to protect domestic agricultural producers from large-scale imports of food.

Keywords: agroindustrialcomplex, nationalagri-foodpolicy

Information about the author

AltukhovAnatoliyIvanovich (Moscow) — Corresponding Member of the Russian Academy of Agricultural Sciences, Doctor of Economics, Professor,Deputy Director of theинститутаAll-Russian Scientific-Research Institute of Agricultural Economics at the Russian Agricultural Academy (123007, Moscow, Khoroshevskoe sh. 35/2 — 3. All-Russian Scientific-Research Institute of Agricultural Economics, tel.: +7 (499) 195-60-51. E-mail: [email protected]).

УДК 338.439 (470.5)

А. С. Белецкий, А. П. Берестов, В. П. Неганова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

В статье систематизированы риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности Уральского федерального округа, способные существенно ослабить ее уровень. Наиболее значимые риски сгруппированы по следующей классификации: макроэкономические, технологические, природно-климатические, агроэкологические и внешнеторговые риски.

Определены основные направления экономической политики Уральского федерального округа в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Особое внимание уделяется вопросам по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.