Научная статья на тему 'Основные направления развития высшего профессионального образования в контексте идей новой образовательной парадигмы'

Основные направления развития высшего профессионального образования в контексте идей новой образовательной парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2864
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИННОВАТИКА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / NEW EDUCATIONAL PARADIGM / STUDENT-CANTERED APPROACH / INNOVATION / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / AXIOLOGY / HUMANE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матухин Дмитрий Леонидович

Рассматривается вопрос о необходимости смены традиционной образовательной парадигмы на современную, более демократичную, диверсифицированную и результативную с позиций интересов общества, сущность которой во многом определяет фундаментальность, целостность и направленность на удовлетворение интересов личности, а целью профессиональной подготовки являются реализация личностно ориентированного подхода к обучению, оптимизация учебно-воспитательного процесса, подготовка конкурентоспособного специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE NEW EDUCATIONAL PARADIGM

The article discusses the need for substitution of traditional educational paradigm for modern one, more democratic, diverse and productive from the standpoint of society interests, which essence largely determines solidity, integrity and focus on satisfying individual interests; the aim of vocational education is to implement person-centered approach to learning, optimize educational process, prepare competitive specialist.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития высшего профессионального образования в контексте идей новой образовательной парадигмы»

УДК 35 : 005.342

Д. Л. Матухин

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Рассматривается вопрос о необходимости смены традиционной образовательной парадигмы на современную, более демократичную, диверсифицированную и результативную с позиций интересов общества, сущность которой во многом определяет фундаментальность, целостность и направленность на удовлетворение интересов личности, а целью профессиональной подготовки являются реализация личностно ориентированного подхода к обучению, оптимизация учебно-воспитательного процесса, подготовка конкурентоспособного специалиста.

Ключевые слова: новая образовательная парадигма, личностно ориентированный подход, инноватика, высшее профессиональное образование, аксиология, гуманизация образования.

Особенности нынешнего этапа становления цивилизации связаны с обострением целого комплекса ключевых проблем развития общества: экономический, экологический, энергетический кризисы, а также нарастание социальных и национальных конфликтов. Кризис в обществе детерминировал развитие кризиса и в системе образования. Следует отметить, что за историческое время сменилось несколько парадигм образования, каждая из которых на начальном этапе демонстрировала эффективность, мера которой снижалась, когда она выступала средством ускорения стагнации общества.

В настоящий момент во всем мире идет поиск новых систем образования, более демократичных, диверсифицированных и результативных с позиций интересов общества. Стремление преодолеть профессиональную замкнутость и культурную ограниченность, ориентация на широко образованную и гармоническую личность характерны для всего мирового сообщества.

Во второй половине XX в. можно выделить минимум два критических периода в развитии образования.

1. В середине 60-х гг. передовые страны пришли к заключению, что соревнование в экономической области науки и техники в значительной степени предопределяется подготовкой граждан в системе образования. В то же время существующая на тот момент мировая система образования находится в глубоком кризисе.

В России в этот период был принят ряд правительственных постановлений, направленных на расширение и совершенствование деятельности высшей школы. Статистические данные за этот период свидетельствуют о значительном росте числа высших учебных заведений в бывшем союзе, и в частности в России, о расширении контингента студентов и аспирантов, повышении уровня материально-технического обеспечения.

2. Вторая волна повышенного внимания к про-

блемам образования во всем мире возникла в начале 80-х гг. XX в., так как мировой общественностью все больше стала осознаваться ограниченность дальнейшего развития человечества посредством экономического роста. Постепенно прогрессивные умы человечества стали приходить к выводу, что будущее развитие определяется прежде всего уровнем культуры, понимания и мудрости человека [1, с. 427; 2, с. 34].

Сложившаяся система образования, названная авторами из «Римского клуба» «поддерживающим обучением», имеет в своей основе «фиксированные методы и правила, предназначенные для того, чтобы справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями». Альтернатива «поддерживающего обучения» - «инновационное обучение». Оно предусматривает способность обучающихся к проективной детерминации будущего и требует кардинально новых подходов.

Развитие российского образования в конце XX и начале XXI в. происходило в сложных условиях общественно-политической жизни, перемен в экономике, социальной сфере общества. Все эти годы, несмотря на многочисленные трудности, осуществлялся поиск ведущих идей, которые составят базовую основу новой образовательной парадигмы и предопределят векторы дальнейшего развития системы образования.

Являясь своеобразным полигоном общественных преобразований общества, образовательная сфера призвана задавать перспективы опережения Россией других стран мира, поскольку именно образование обеспечивает развитие других отраслей

[3].

Потребность в преобразовании отечественной системы образования было обусловлено тем, что, как отмечает М. Т. Громкова, образование, несущее прежде всего социокультурную функцию, сформировалось однобоко. Преобладание в нем материалистической составляющей нарушило гармонию, основополагающее соответствие материального и

духовного, профессиональной подготовки и человеческой позиции. Человеческая несостоятельность отдельного специалиста становилась проблемой общества, испытывающего потребность в «очеловечивании» собственных действий, их разумности, созидательности, нравственности [4, с. 231].

Вместе с тем А. С. Запесоцкий отмечает, что независимо от конкретной страны, ее социокультурной ситуации, профиля вуза и других особенностей цели реформирования образования носят сугубо гуманистический характер и сводятся к следующему:

1) целью общества должно быть развитие талантов всех его членов до максимального предела, т. е. исключение посредственности и возможности создания недемократического элитаризма;

2) гуманистические ценности общества должны давать возможность его членам развивать свои умственные способности до максимальных пределов, с раннего детства до глубокой старости, обучаясь по мере изменения окружающего мира;

3) справедливость и высокое качество образования имеют огромное практическое значение как для экономики, так и общества в целом;

4) образование должно строиться на принципе партнерства;

5) образовательные реформы должны быть направлены на создание обучающегося общества с развитой системой непрерывного образования;

6) университеты и колледжи должны принять более жесткие и поддающиеся измерению стандарты, касающиеся академического уровня образовательных учреждений и отношения студентов к учебе [5, с. 89].

Итак, в начале 90-х гг. педагогической общественностью нашей страны был взят курс на формирование идей новой образовательной парадигмы, в которой будут определены ведущие принципы развития всей системы образования обновленной России.

Новая образовательная парадигма в России сформировалась в течение 1990-1994 гг. в ходе разработки важнейших направлений реформы высшей школы. Ее основные элементы изложены в руководящих документах Госкомвуза России и в Меморандуме Международного симпозиума ЮНЕСКО «Фундаментальное университетское образование» 1994 года [1, с. 489]. Следует отметить, что впервые за много лет направления реформирования российской системы образования были созвучны ведущим идеям реформирования высшей школы в мировой образовательной практике. В целом новая образовательная парадигма ЮНЕСКО была определена следующим образом: «...образование в новом веке должно быть инновационным и непре-

рывным» [6]. Кроме того, новая образовательная парадигма в качестве приоритета высшего образования рассматривает ориентацию на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития.

Термин «парадигма» этимологически восходит к греческому «paradeigma» в значении «пример, образец». Понятие изначально употреблялось в логике, затем нашло широкое толкование в педагогике.

Перенос употребления термина «парадигма» в сферу педагогики произошел в семидесятые годы XX в., способствуя сближению теории и практики педагогического образования. Это понятие очень быстро завоевало признание в науке, ибо все социальные явления - «это постоянное самовоспроизведение тех или иных социальных программ» [7, с. 65].

Как уже отмечалось, парадигма господствует в течение определенного исторического периода. Отсюда видно, что концептуальными положениями, определенными парадигмой, мы руководствуемся достаточно долго, они меняются редко. Каждая новая парадигма - это результат длительных теоретических изысканий и еще более длительного периода их практического воплощения. Любая образовательная практика, реализованная в рамках новой образовательной парадигмы, всегда дает более высокие образовательные результаты, а потому более высокое качество образования.

В основе парадигм лежат разные доминирующие концептуальные представления об основах и характере педагогической деятельности. Их (условно) можно разделить на две группы:

1. Социокультурный подход, базирующийся на принципе культуросообразности в образовании.

2. Антропологический подход, в основе которого лежит принцип природосообразности в образовании [8, с. 320].

Смена образовательной парадигмы в нашей стране повлекла за собой трансформацию педагогических отношений во всех структурных компонентах системы образования. При этом постепенно стали изменяться отношения руководителя и руководимого, педагога и обучаемого, производства и образовательного учреждения в целом.

Новые отношения постепенно становятся отношениями партнерства и сотрудничества, активных субъектов образовательного процесса. Таким образом, новая образовательная парадигма предопределила основные принципы реформирования отечественной образовательной системы, такие как гуманизация содержания, демократизация и информатизация образования, открытость инновациям, развивающий характер, профессионализация, непрерывность обучения и др.

Современная образовательная парадигма представляет собой многоаспектный комплексный феномен, в котором традиционное образование взаимодействует с инновационным. При этом взаимодействие осуществляется через развитие аксиологического потенциала личности, ориентированного на гуманистическую доминанту. Взаимодействие традиций и инноватики в образовании представляет новый уровень гуманизации. Причем обе формы образования, не вступая в противоречие друг с другом, лишь взаимодополняют и обогащают идею эффективной социализации личности.

Функции традиционного и инновационного образования распределяются следующим образом:

- традиционное образование - реализация абстрактно-теоретических знаний личности;

- инновационное образование - реализация творческих способностей и познавательных интересов личности.

Резюмируя вышеизложенное можно отметить, что необходимость реформ вызвана, в частности, тем, что в высшей школе по целому ряду направлений образовался существенный разрыв между глобальными потребностями общества и результатами образования:

- между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности;

- между профессиональной ориентацией и потребностью личности в гармоническом удовлетворении разнообразных познавательных интересов;

- между современными методологическими подходами к развитым наукам и архаическим стилем их преподавания.

Новые требования к образовательной парадигме выражаются во взаимосвязи традиций, инноватики, аксиологии при наличии гуманистической доминанты. Сложные переплетения и взаимосвязи процесса социализации личности требуют в качестве основной цели образования обозначить личностное самоопределение и профессиональную компетенцию специалиста.

Таким образом, поиск новых систем образования, более демократичных, диверсифицированных и результативных, с позиций интересов общества, привел к формированию новой образовательной парадигмы, сущность которой во многом определяют фундаментальность, целостность и направленность на удовлетворение интересов личности.

Согласно положениям новой образовательной парадигмы, в качестве приоритета высшего образования является ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития.

В соответствии с определенными направлениями реформирования образовательной системы определена общая цель профессиональной подго-

товки - реализация личностно ориентированного подхода к обучению, оптимизации учебно-воспитательного процесса, подготовка конкурентоспособного специалиста.

Тем самым, современное высшее образование, выполняя социальный заказ на подготовку специалистов, способных в профессиональной деятельности адаптироваться к социально-экономическим преобразованиям, переживает состояние качественного изменения. При этом первостепенное значение имеет реализация целостно образовательного процесса, адекватного методологии деятельности специалиста в условиях инновационных преобразований. Особая роль в реализации указанной задачи отводится специалистам с высшим образованием, тиражирующим в процессе деятельности свои внутренние нормы, характер мышления и коммуникации.

Таким образом, система высшего профессионального образования нуждается в поиске новых идей, обеспечивающих ее устойчивое развитие в наступившем веке, в поиске новых технологий и направлений его реализации. Развитие образования обусловлено множеством внешних факторов, и задача педагогической науки заключается в том, чтобы найти связи этих факторов с соответствующими компонентами педагогического процесса, образовательного учреждения как социальной системы.

Обозначенные изменения, их теоретический анализ и изучение практического опыта применения привели к созданию концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., принятой в конце 2001 г. Правительством РФ. Одна из принципиальных установок концепции модернизации образования - обеспечение профессионализма подготавливаемых специалистов [9, с. 11].

Безусловно, реформирование системы высшего профессионального образования существенным образом отразилось на формировании его содержания. По мнению В. А. Сластёнина, в контексте концепции модернизации, в основу разработки содержания высшего профессионального образования были положены следующие принципы: универсальность, интегративность, целостность картины мира, фундаментальность, профессиональность, вариативность и многоуровневость [10, с. 75].

Обобщая идеи новой образовательной парадигмы, можно выделить следующие направления государственной политики в сфере образования на современном этапе:

1. Гуманизация образования: гуманитаризация, фундаментализация, деятельностная направленность, национальный характер.

2. Демократизация образования: предоставление равных возможностей, многообразие образо-

вательных систем, сотрудничество, открытость, самоорганизация, обеспечение общественно-государственного управления.

3. Опережающее образование: опережающий уровень образования, саморазвитие личности, опережающая подготовка кадров в регионах.

4. Непрерывное образование: базовое образование, многоуровневость образовательных программ, маневренность образовательных программ, преемственность программ, интеграция образовательных структур, гибкость образовательных форм.

Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации до 2010 года главной целью определила обеспечение подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне мировых квалификационных требований, эффективное использование ее образовательного, научно-технического и инновационного потенциала для развития экономики и решения социальных задач страны [11, с. 6].

В контексте идей новой образовательной парадигмы, концепции модернизации российского образования, согласно которым основополагающей целью образования (в том числе высшего) является развитие личности, раскрытие и развитие ее задатков и способностей, сущностных сил и призвания, изменились современные требования к качеству подготовки специалистов различного профиля.

Высшее профессиональное образование - важнейший социально-государственный институт, выполняющий функцию подготовки молодого поколения к решению в будущем профессиональных задач в определенной области деятельности и предполагающий достаточно высокий уровень сформирован-ности различных умений и навыков, а также способности непрерывно их совершенствовать. Однако этим на сегодня не ограничиваются функции системы высшего профессионального образования. Она призвана формировать у выпускников вузов целый ряд непрофессиональных компонентов знаниевого и процессуально-деятельностного характера, к ко -торым, в частности, относятся следующие:

- формирование у студентов умений целостного восприятия окружающего мира и ощущения единства с ним, а также целостного восприятия процесса и результата деятельности;

- овладение технологиями принятия оптимальных решений, умениями адаптироваться к различным изменениям, прогнозировать ход развития той или иной возникшей в ходе деятельности ситуации, предупреждать негативные последствия чрезвычайных событий;

- овладение культурой системного подхода в деятельности и важнейшими общеметодологиче-

скими принципами ее организации, а также принципами конструирования устойчивых систем, а также формирование у будущего выпускника вуза толерантности в суждениях и деятельности.

Высшее профессиональное образование развивается в условиях социально-экономических воздействий, испытывая на себе происходящие изменения в государстве и обществе. Сегодня налицо потребность государства и общества в специалисте нового типа. Несмотря на огромное количество педагогических исследований в области высшего профессионального образования его функционирование пока не удовлетворяет государство, общество, личность. Стихийное внедрение в высшую школу всевозможных методик, технологий, инноваций, как правило, непродуктивно. Бессистемность в профессиональном образовании больше вредит учебному процессу, нежели помогает. Поэтому сегодня, как никогда ранее, на основе всестороннего глубокого анализа происходящих в высшей школе процессов назрела потребность построения современной модели подготовки специалиста в новой педагогической системе высшего профессионального образования.

Существующая система процесса подготовки специалистов требует от профессорско-преподавательского состава высшей школы глубокого переосмысления предназначения современного профессионального образования, разнообразных аспектов гармонизации его моделей и технологий.

В высшем профессиональном образовании, как и в целом в системе российского образования и жизни российского общества, происходят сложные преобразования исключительной важности. Они должны изменить и общество, и преподавателя, и студента. Современный студент требует высокого качества образования от системы и преподавательского корпуса, чтобы затем бесконфликтно войти в окружающий мир, социум. Для этого современный преподаватель обязан поднять обучающегося над существующей усредненной педагогической обыденностью, вселив в него веру, разумность, творчество посредством педагогических инноваций [12, с. 36].

Главная цель профессионального образования заключается в подготовке квалифицированных специалистов на основе реального спроса на их услуги.

Нельзя не согласиться с А. С. Запесоцким, что содержание образовательного процесса должно выстраиваться в соответствии со стратегиями личностного и профессионального развития. В частности, подготовка специалиста предполагает решение трех групп задач:

1) базовая подготовка, включая освоение таких видов мыслительной деятельности, как философ-

ское размышление, критический анализ, публичная дискуссия, исследовательская работа и т. д., обеспечивающие ему возможность работать с интеллектуальными системами;

2) формирование проектных качеств и способностей личности; студент, например, должен уметь осваивать технологии конструирования, проектирования и программирования таких объектов, как общество, город, регион, сфера социально-культурной деятельности, социальная сфера и т. п.; формированию проектных качеств и способностей может способствовать внедрение в учебный процесс междисциплинарных и проблемно ориентированных форм деятельности;

3) овладение специальными технологиями, определяющими профессиональную компетентность специалиста в той или иной области практики [13, с. 225].

Результатом профессиональной подготовки специалиста должна стать его измененная ментальность и готовность к культурообразующей инновационной деятельности.

Новая образовательная парадигма неизбежно требует изменения (полного или частичного) содержания образования и ориентированных на это изменение методов, методических приемов, технологий образования. Главным направлением в развитии системы профессионального образования являются повышение качества подготовки специалистов и ориентация на практику.

С учетом этого нами были сформулированы целевые ориентации, которые задают сегодняшний профиль развития профессионального образования:

- усиление ориентации на потребность реальной практики, на тот конкретный социальный заказ, который складывается в нынешней ситуации в российском социуме;

- усложнение структуры, дифференцированно-сти в системе профессионального образования;

- развитие демократических оснований в системе профессионального образования, предполагающей значительную вариативность в решении вузами вопросов организации учебного процесса;

- ориентация на укрепление гуманистических оснований, реализующихся посредством акцентирования личностно-развивающих начал в контексте формирования специалистов технического про-

филя, в предоставлении возможности каждому обучающемуся выбирать определенные блоки обучения в соответствии со своими индивидуальными склонностями, потребностями, запросами;

- усиление влияния международных стандартов, ориентаций, подходов на процесс модернизации профессионального образования, стремление максимально полно использовать позитивный опыт, накопленный за рубежом в системе подготовки и переподготовки соответствующих кадров;

В свою очередь содержание профессионального образования должно быть сориентировано на культуросообразное (вместо знаниецентристского) наполнение учебных планов, программ, дисциплин, курсов, учебно-методической, учебно-материальной, информационной баз.

Резюмируя вышеизложенное, определим ведущие направления развития высшего профессионального инженерного образования в контексте идей новой образовательной парадигмы:

1. Создание условий для практической реализации основной цели высшего профессионального образования - подготовки квалифицированных специалистов-профессионалов, компетентных и мобильных в своей сфере деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособных на рынке труда.

2. Совершенствование содержания высшего профессионального инженерного образования, которое должно отражать изменившиеся требования к специалистам.

3. Разработка и апробация инновационных технологий профессиональной подготовки и включение наиболее эффективных в содержание высшего профессионального образования.

4. Осуществление постоянного взаимодействия с органами управления образованием, общеобразовательными учреждениями, среднеспециальными профессиональными образовательными учреждениями с целью выработки единой стратегии по практической реализации идей новой образовательной парадигмы в образовательную практику, и в первую очередь эффективных инновационных технологий.

5. Разработка, апробация и реализация инновационных форм и методов организации учебно-научно-воспитательной работы будущих специалистов технического профиля.

Список литературы

1. Суханов А. Д. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России. 1996. № 3. 1724 с.

2. Шукшунов В. Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. Взгляд в XXI век // Там же. 1993. № 4. 156 с.

3. Горбачева В. В. Смена парадигмы и методология ориентированного образования. 11^: http://Iib.sportedu.ru/GetText.idc7TxtIDH026

4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пос. для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.

5. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.

6. Наумкина С. М. Взаимосвязь образовательной модели и социально-политической парадигмы развития общества. URL: http://www. mgopu.ru/pvu.old/sobor/magazin/l/9.doc

7. Розов М. «Парадигма», «дисциплина», «коллекторская программа» // Высшее образование в России. 2004. № 9. 289 с.

8. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М. М. Поташника. М.: Пед. об-во России, 2004. 448 с.

9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сластёнин В. А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Пед. образов. и наука. 2004. № 1. 125 с.

11. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы. М., 2000. 16 с.

12. Атрашенко А. Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2. С. 35-37.

13. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.

Матухин Д. Л., кандидат педагогических наук.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.12.2011.

D. L. Matukhin

DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE NEW EDUCATIONAL PARADIGM

The article discusses the need for substitution of traditional educational paradigm for modern one, more democratic, diverse and productive from the standpoint of society interests, which essence largely determines solidity, integrity and focus on satisfying individual interests; the aim of vocational education is to implement person-centered approach to learning, optimize educational process, prepare competitive specialist.

Key words: new educational paradigm, student-cantered approach, innovation, higher vocational education, axiology, humane education.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.