Научная статья на тему 'Особенности компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования'

Особенности компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
924
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ / COMPETENCES / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL TUITION / EDUCATION / PEDAGOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ишматова Шоира Абдуганиевна

В данной статье проведен анализ проблем и противоречий компетентностного подхода в системе профессионального обучения. Определены направления модернизации при подготовке педагогов профессионального обучения. Рассмотрена сущность компетенции педагога профессионального обучения и ее составляющие. Проанализирована роль компетентностного подхода в системе высшего и среднего профессионального образования при подготовке педагогов профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Competence Approach in the System of Higher Professional Education

The author makes an analysis of the problems and contradictions in reference to competence approach in the system of professional tuition. She determines the streamlines of modernization of the training in reference to the pedagogues of professional tuition. The essence of the competence of a pedagogue of professional tuition and its constituents are considered in the article. The role of competence approach in the system of higher and secondary professional education under the training of pedagogues of professional tuition is analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования»

ПЕДАГОГИКА

Ш. Ишматова

ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, профессиональное обучение, образование, обучение, педагог

В современном мировом обществе, всецело поглощенным действиям глобализации, очень быстро изменяются все сферы и области человеческой деятельности. Данные изменения оказывают большое влияние на все социальные процессы и тенденции. Изменения приводят тем самым к возрастанию актуальности задач свойства образования, поиска новейших подходов к увеличению производительности управления образовательными системами. К количеству этих тенденций сначала следует отнести активное изменение, охватывающее фактически все уровни образования и призывающее к регулярному анализу направленностей в изменении качества образования. Особое внимание в системе традиционного образования уделяется развитию и формированию содержательной стороны познаний во вред развитию и формированию действенных методов их применения. Аналогично значительное воздействие на систему профессионального образования именно в данный момент оказывают динамичное и интенсивное развитие техники, технологий, прогресса и переустройства, происходящие в экономике и социальной жизни страны. Это интенсивное развитие привело к увеличению значимости формирования основательных естественнонаучных познаний при обучении специалистов. В процессе создания, освоения и распространения инноваций в области образования складывается новая, прогрессивная образовательная система, которая представляет собой масштабную систему открытого.

— 194-С' НОМАИ донишгох 5

гибкого, индивидуализированного, созидающего познания, постоянного образования человека на протяжении всей жизни. Один из самых успешных при выборе технологий считается компетентностный подход в среднем и высшем профессиональном образовании, поэтому профессиональная подготовка специалиста в институте, базирующаяся на обозначении компетенции как цели, ориентируется в настоящее время на компетентность. Одной из отличительных черт компетентностного подхода, как утверждают В.А.Болотов и В.В.Сериков, на первое место выходит не информированность обучаемого, а способность лично выискивать требуемые решения задач, поставленных образовательной программой (1). Под обучением, основанном на компетенциях, понимается изучение, которое строится на определении, освоении и презентации умений, познаний, типов поведения и взаимоотношений, требуемых для точной трудовой деятельности по специальности.

Основным принципом этого вида преподавания считается ориентация на последствия, важные для сферы труда. В настоящее время понятие компетентности в образовательной практике выступает как центральное. Это потому, что, во-первых, обозначает навы-ковые и интеллектуальные компоненты образования; во-вторых, в понятие «компетентность» включена интерпретация содержания образования, формируемого «от результата»; и наконец, в-третьих, компетентность владеет интегративной природой (4). В.А. Байденко сообщает о том, что в профессиональном образовании в настоящее время планируется переход от квалификационного подхода к компе-тентностному. Квалификация значит преобладание рамочной деятельности в стойких полях и методах (2). Данный же подход отвечает требованиям изменяющихся профессиональных границ, глобализации и динамике специальностей, разрушению профессиональных несовершенств, собственно в общем он не исключает требований высокого уровня мастерства в точных предметных областях. Зимняя И.А считает, что целью профессионального образования состоит не столько в том, чтоб обучить человека что-нибудь делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том чтобы уяснить ему вероятность управляться со всевозможными деловыми и жизненными ситуациями и действовать в группе.

В компетентной модели эксперта цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с исполнением точных

функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к итогу образовательного процесса (5). По мнению других исследователей (В. А. Болотов, А. В. Хуторской и др.), компетентностный подход - это подход, который уделяет внимание на итогу образования, где в виде результата рассматривается способность личности работать в самых разных ситуациях, а не общее количество полученной информации (1;6;).

Соотнесем основные определения деятельностного и компе-тентностного подходов. Приверженцы компетентностного подхода вводят понятия - «компетенция» и «компетентность». Сформировалось данное понятие компетенции в критериях развития новейшего подхода к человеческим ресурсам на Западе (4), который дозволил зафиксировать образовавшуюся необходимость в адаптации человека к активным переменам технологий и требований рабочих мест. При этом подходе компетенция характеризуется как единая способность, которая имеет место быть и складывается в деятельности, базирована на познаниях, ценностях, предрасполо-женностях и разрешает человеку установить взаимосвязь между познанием и ситуацией, выявить функцию (систему действий) для эффективного решения трудности. В отличие от познаний, умений, навыков, допускающих действий сообразно с образцом, компетенция учитывает присутствие навыка самостоятельной работы на базе универсальных познаний. В психолого-педагогических исследованиях компетентность рассматривается разносторонне: как ступень сформированности объективно практического навыка, адекватность реализации должностных требований (1), уровень обученности особым и личным формам активности (5), интегра-тивное свойство личности, представляющее синтез когнитивного, предметно-практического и личного навыка. При всем при этом, как нам сообщают В.А. Болотов, В.В. Сериков, профессионализм, выступая итогом обучения не прямо выделяется из него, а является следствием саморазвития личности, обобщения личностного и деятельностного опыта (1). В то же время, присутствует ряд трудностей в системе единого профессионального образования, которые, формально не затрагивая суть и структуру компетентностного подхода, явным образом оказывают большое влияние на способности его внедрения. В их числе (4):

1. Проблема учебника, даже вероятностей адаптации в критериях

передовых гуманистических идей и направленностей в образовании;

2. Проблема квалификации учителей и их профессиональной готовности не только к компетентностному подходу, который находится на стадии разработки, но и традиционным представлениям о педагогической деятельности;

3. Проблема всевозможных идей и представлений и противоречивости распространенных в современном образовании буквально по всем поводам;

4. Проблема внутренней противоречивости более знаменитых направлений модернизации, такого как:мысли профилизации высших и средних учебных заведений. Так же становления в одно и тоже время школьного самоуправления и централизации системы финансирования образования и др.

Эти все трудности являются свидетельством необходимости сделать вывод о несовершенности компетентностного подхода в образовании и указывают на присутствие проблемы. Согласно с целью модернизации профессионального образования, нужно создание стабильного механизма, увеличения качества подготовки специалистов профессионального обучения. Компетентный вид специалиста и в частности его профессионально-педагогическая компетентность складывается, сначала, в системе профессионально-педагогического образования. Успешность профессионально-педагогической работы выпускников колледжей и вузов, значимость подготовки профессионально-педагогических кадров нового типа для прогрессивной системы профессионального образования подчеркивается новейшей стратегией их образования. Прогрессивное педагогическое образование рассматривается как гуманитарное образование, призванное обеспечить готовность выпускников средних и высших педагогических учебных заведений к трансляциям общечеловеческих и культурных ценностей, которая основывается на воспитании гуманистически направленного профессионала (3). Степень сформированное™ у специалиста единичного комплекса знаний и опыта, который обеспечивает выполнение профессиональной деятельности, остается базовой характеристикой данного понятия.

Представления, которые теснее развились и сформировались в науке, под компетентностным подходом к профессионально-педагогическому образованию необходимо понимать единичную

систему определения целей, от отбора содержания, организационного и научно-технического, процесса подготовки профессионала на основе высокой профессиональной деятельности учителя. Если проанализировать современные социально-экономические тенденции, особенности становление системы профессионального образования, и проблемы которые есть и прогнозируются, то надо говорить о надобности принять ряд аргументированных управленческих решений, в базе которых должна лежать верная и валидная информация о качестве результатов образования. Для того, чтобы ее получить, предстоит сделать развернутый анализ подходов к трактовке качества высшего профессионально образования. Так же в контексте компетентностной модели подготовки специалистов, аналогично сформировать репрезентативную совокупность показателей свойства, создать научно аргументированные оценочные методологии и инструментарий на базе аппарата доктрин педагогических измерений. Следовательно, возможно отметить: компетентностный подход в педагогическом образовании с учетом деятельного подхода целесообразен и реален, хотя несостоятельно просит фактической разработки его воплощения при организации профессиональной подготовки к педагогической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов, A.B. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Болотов А. В., Сериков В. В. // Педагогика . 2003. № 10. С. 37 - 42.

2. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. -С. 3 - 13.

3. Вахитова, Г.Х Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода в системе высшего образования. / Г.Х. Вахитова // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 2. с.9.

4. Запесоцкий, A.C. Образование, философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий. - М. Наука, 2006. - С. 43

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности - новая парадигма результатов образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - № 5. - С. 23 - 29.

6. Хуторский, A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы / A.B. Хуторский // Народное образование. - 2003,- №2. - С. 58 - 64.

—198 - НОМАИ донишгох )

Особенности компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования

111. Иишатова

Ключевые слова: компетенции, компетентностный подход, профессиональное обучение, образование, обучение, педагог

В данной статье проведен анализ проблем и противоречий компетентностного подхода в системе профессионального обучения. Определены направления модернизации при подготовке педагогов профессионального обучения. Рассмотрена сущность компетенции педагога профессионального обучения и ее составляющие.

Проанализирована роль компетентностного подхода в системе высшего и среднего профессионального образования при подготовке педагогов профессионального обучения.

Peculiarities of Competence Approach in the System of Higher Professional Education

Sh. Ishmatova

Key words: competences, competence approach, professional tuition, education, pedagogue

The author makes an analysis of the problems and contradictions in reference to competence approach in the system of professional tuition. She determines the streamlines of modernization of the training in reference to the pedagogues of professional tuition. The essence of the competence of a pedagogue of professional tuition and its constituents are considered in the article. The role of competence approach in the system of higher and secondary professional education under the training of pedagogues ofprofessional tuition is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.