Научная статья на тему 'Социально-философское осмысление парадигмы современного высшего технического профессионального образования'

Социально-философское осмысление парадигмы современного высшего технического профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА / КУЛЬТУРА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL PARADIGM / CULTURE / QUALITY OF EDUCATION / HIGHER TECHNICAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитов Сергей Борисович

Сегодня актуальная задача высшей школы обеспечить воспроизводство производственной системы и развитие культуры человека и общества в целом, что предполагает поиск новой современной парадигмы высшего технического профессионального образования, базирующейся на его фундаментализации, объединении гуманитарного, естественно-научного и технического знания, соединенного с мультимедийными технологиями для достижения нового качества образованности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-philosophical judgment of a paradigm of modern higher technical professional education

Today the actual task of the higher school is to provide the reproduction of the production system and cultural development of a person and society as a whole that assumes the search of a new modern paradigm of the higher technical professional education which is based on its fundamentalisation, association of the humanitarian, natural-science and technical knowledge connected to multimedia technologies for achieving a new quality of erudition of a personality.

Текст научной работы на тему «Социально-философское осмысление парадигмы современного высшего технического профессионального образования»

ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

УДК 130.2 : 378 : 62

С. Б. Шитов

Социально-философское осмысление парадигмы современного высшего технического профессионального образования

Сегодня актуальная задача высшей школы - обеспечить воспроизводство производственной системы и развитие культуры человека и общества в целом, что предполагает поиск новой современной парадигмы высшего технического профессионального образования, базирующейся на его фундаментализации, объединении гуманитарного, естественно-научного и технического знания, соединенного с мультимедийными технологиями для достижения нового качества образованности личности.

Today the actual task of the higher school is to provide the reproduction of the production system and cultural development of a person and society as a whole that assumes the search of a new modern paradigm of the higher technical professional education which is based on its fundamentalisation, association of the humanitarian, natural-science and technical knowledge connected to multimedia technologies for achieving a new quality of erudition of a personality.

Ключевые слова: образовательная парадигма, культура, качество образования, высшее техническое профессиональное образование.

Key words: educational paradigm, culture, quality of education, higher technical professional education.

Сегодня очевиден тот факт, что высшая школа, не может рассматриваться только как социальный институт, готовящий специалистов. Высшая школа в настоящее время должна обеспечивать расширенное воспроизводство производственной системы и развитие культуры человека и общества в целом.

Отметим, что культура (от лат. cultura - земледелие, воспитание, почитание) - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей - к природе, между собой и к самим себе [6, с. 206].

© Шитов С. Б., 2012

Система образования обладает важнейшей функцией - обеспечение воспроизводства общества с помощью трансляции опыта и знаний, ценностей и норм культуры от поколения к поколению. Образование и культура выступают в качестве одного из ведущих факторов развития цивилизации. Взаимосвязь образования и культуры дает основание говорить о культурологическом смысле содержания образования, главная задача которого - развивать способности личности во всех сферах ее деятельности.

Как отмечает Н. А. Эмих, определение образования в качестве формы человеческого бытия включает в себя два аспекта, отражающие наличие в культуре двух встречных процессов [10, с. 27]:

• подъем личности к всеобщему опыту и знанию;

• субъективизация всеобщего опыта и знания в уникальных единичных формах самосознания личности.

В связи с этим развитие общественной жизни, переход к новому типу организации общества и существование человечества во многом определяется парадигмой образования. Поэтому поиск новой современной парадигмы образования - наиболее острая и насущная общенациональная, да и общемировая проблема.

Как известно, понятие «парадигма» ввел в научный оборот Т. Кун, и парадигму определяют как строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, и как признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода [7, с. 279].

Образование необходимо для развития экономики, политики, культуры и всего общества. Результатом получения образования является интегрирование полученного объема знаний, навыков и умений с личностными качествами индивидов и способность самостоятельно использовать свои знания. Однако социально-культурные условия в современном мире таковы, что не все индивиды могут выявить свой творческий потенциал, осуществить самореализацию, которая, как правило, требует получения высшего образования. От образования зависит действенность всех социальных, экономических, политических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны.

Модернизация современной системы высшего профессионального образования требует разработки новых образовательных подходов, основ и ориентиров развития современного человека. Поэтому система современного высшего профессионального образования должна формировать новую образовательную парадигму, призванную осуществлять поиск путей решения проблем высшего профессионального образования и создавать условия для развития как человека, так и общества в целом.

Сегодня основной упор должен быть сделан преимущественно на индустрию знаний, в которой высшее профессиональное образование становится наукоемкой отраслью, а само знание - ведущей ценностью современного развития. Современное развитие высшего профессионального образования как системы должно реализовываться как через классические, так и через неклассические знания, необходимые для выработки целостного мышления. Эти знания могут быть получены на основе интеграции гуманитарных, естественных и технических наук.

Пока во многом для сложившейся модели высшей школы характерны жесткие программы и пассивные системы преподнесения знаний, явный консерватизм организационных форм учебного процесса и т. д. В итоге образование представляется в виде одномерного процесса усвоения знаний.

В основу же новой образовательной парадигмы в XXI в. должны быть положены представления, позволяющие прогнозировать проблемы и направления будущего развития неклассической науки - рост междисциплинарных исследований и проектов, совмещение антропоцентрической феноменологической ориентации при анализе проблем развития личности и создание конструктивных проективных образовательных технологий, выступающих фактором устойчивого развития ноосферы.

Как отмечает В. Н. Пугач и др., неклассическая наука является фактором реформирования сферы образования, перехода от современной, универсально-адаптивной парадигмы, покоящейся на триаде «знания, умения, навыки», к новой нарождающейся парадигме креативноразвивающего образования, покоящейся на триаде совершенно другого плана: «прогнозы, творчество, риск» [9, с. 55-56].

Проблема качества высшего профессионального образования в условиях формирования новой образовательной парадигмы - одна из главных. Отметим, что качество вообще - это совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности. Под качеством высшего профессионального образования понимают степень удовлетворения образованием потребностей личности, отдельных социальных групп, общества и государства.

Качество высшего профессионального образования характеризует не только результат образовательной деятельности, но и факторы формирования этого результата, к которым относятся:

• качество цели образования (какой ее видят органы управления образованием, преподаватели и обучающиеся);

• качество образования как условие воспроизводства культурного и материального уровня жизни общества, воспроизводства знаний, которыми располагает общество, как условия воспроизводства самого общества (качество образования в обществе);

• качество потенциала образования (ресурсов и условий их использования);

• качество самих обучающихся;

• качество образования как развитие способности обучения и обучаемости (качество личности);

• качество усвоения предметных знаний, т. е. знаний, связанных с предметами и научными дисциплинами, изучаемыми в процессе обучения в учебном учреждении (качество обучения);

• качество профессиональной подготовки, способности решения профессиональных задач (качество специалиста), которое со временем меняется;

• качество образования как развитие способности социальной ориентировки и социального роста (качество профессиональной культуры);

• качество преподавательского корпуса и его работы;

• качество информационного и методического обеспечения, качество образовательной программы и технологии образования.

В контексте глобальных образовательных тенденций могут быть выделены: массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; значимость образования как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия [8].

Таким образом, уровень интеллектуального потенциала страны, напрямую определяющийся качеством высшего профессионального образования, становится важнейшим фактором не только экономического и социального развития, но и фактором экономической и политической самостоятельности страны, фактором ее выживания. Качество высшего профессионального образования имеет определяющее значение для успешного развития практически любой страны в XXI веке.

В рамках философского анализа проблемы качества высшего профессионального образования можно выделить следующие образовательные парадигмы.

Традиционная (когнитивная) парадигма образования. Когнитивный (от лат. cogito - мыслю) - относящийся к познанию только на основе мышления. В соответствии с когнитивной парадигмой образование связывается только с познанием на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают

социальный заказ. Главным источником знаний выступает обучающий преподаватель. Обучающийся рассматривается не как личность, а как объект, который нужно наполнить знаниями. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задачи всестороннего развития личности и развития ее активности при обучении не ставятся.

Согласно антропологической парадигме образования человек постоянно находится в процессе развития, меняя не только окружающий мир, но и самого себя, свое представление о себе. Антропологическая парадигма образования наиболее была развита в русском космизме, утверждавшем идею неразрывной связи человека с Космосом, Вселенной. Человек постоянно находится в процессе развития, меняя не только окружающий мир, но и самого себя, свое представление о себе. Здесь можно отметить философскую концепцию персонализма Н.А. Бердяева, в которой личность признается первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности Бога. Бердяев говорит о безграничном творчестве личности, верит в возможности самопознания и саморазвития ее духовной сущности, говоря, что всякое бытие, лишенное творческого движения, было бы ущербным [1, с. 40].

Прагматическая парадигма образования основывается на идеях прагматизма У. Джеймса, Д. Дьюи и др. Прагматизм в образовании выражается в подчинении его главной задаче - подготовить личность, максимально успешную в социальном и профессиональном планах. Согласно Дж. Дьюи, знания приобретаются именно в процессе образования, причем собственно образовательный процесс не заканчивается простой добычей знаний и получением соответствующих видов навыков. Учебный процесс направлен на интеграцию достигнутых знаний в твердое мировоззрение и позицию. Мы не преувеличим, если скажем, что образование - это уникальное средство, при помощи которого создается единство знания и ценностей, реально управляющих реальным поведением [3, с. 253].

Суть личностно ориентированной парадигмы образования (гуманистической) заключается в диалоге с обучающимся как субъектом образовательного процесса и постоянной коррекции этого процесса.

Культуроцентристская парадигма образования заключается в том, что образование - это социокультурный феномен. В рамках данной парадигмы образование рассматривается как способ преобразования природных задатков и возможностей человека, где человек формирует себя, не отчуждаясь при этом от собственной природы.

Основные ценности культурно ориентированного образования: человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального раз-

вития; образование как культурно развивающая среда; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурнообразовательном пространстве.

Культуроцентристская парадигма образования заключается в том, что образовательное учреждение, в частности, вуз, выполняет социальнокультурную миссию в обществе, заключающуюся в обеспечении духовной преемственности в формировании целостного образа личности, максимально полно выражающего потенциалы человека, актуализирующего и востребующего его сущностные свойства. Иначе говоря, деятельность вуза в социальном плане эффективна лишь в той мере, в какой она формирует личность как субъект духовности, ответственности, самосовершенствования, включая ее духовно-нравственные критерии, в систему профессиональных технологий [4, с. 312-313].

Ноосферная парадигма образования заключается в том, что ноо-сферное образование представляет собой комплексный процесс обучения, направленный на глубокое усвоение систематизированных ноосферно-экологических, гуманитарных, естественных, технических знаний, умений и навыков в целях формирования творческой личности, ее ответственности за жизнедеятельность социоприродной среды и природовосстановительных процессов [5, с. 178]. Главная задача ноосферно-го образования - это воспитание ноосферного человека, т. е. человека, обладающего ноосферным сознанием и мышлением, ответственного за все, что происходит на планете. Основной задачей ноосферной системы образования является общая интеграция социально-значимых знаний. Знание при этом рассматривается не только как цель обучения, но и как средство, с помощью которого развивается и расширяется понимание, при этом понимание распространяется не только на знания, а и на жизнь, на других людей, на самого себя. К тому же, с точки зрения ноосферного образования, одним из основных механизмов социального развития личности является рефлексия.

Инновационная парадигма образования базируется на человековед-ческой компетентности, рассматриваемой в качестве социальнодуховного феномена, представляющего собой совокупность компетенций, которые определяют ценностно-мотивационный и личностнодеятельностный характер познания человека в процессе его профессионального становления. Данный феномен актуализирует образовательное концептуальное триединство: ценностные ориентации - социальноролевые функции - деятельность как основу личностного и профессионального становления специалиста, что способствует формированию его нравственной, социально-ответственной, активной позиции [2, с. 14].

С социально-философской точки зрения каждая из этих парадигм ставит своей задачей построить образовательное пространство именно для конкретной личности, а различаются данные парадигмы по методам, функциям, целям и задачам образования.

На наш взгляд, проблемы высшего профессионального образования, связанные с развитием современного человека, его ценностных ориентаций и жизненных установок, предполагают создание новой образовательной парадигмы, в которой на смену пассивному объекту образовательного воздействия (человеку), просто усваивающему знание, приходит обучающий себя активный субъект, приобретающий образование в форме личностного знания, являющегося результатом инновационного процесса соединения полученной информации (внешнего знания) и личностного творческого акта с применением новых информационных технологий обработки информации.

Таким образом, новая образовательная парадигма высшего профессионального образования является антропоцентричной, т. е. человекоориентированной по своему содержанию, базирующаяся на фундаментализации высшего профессионального образования, объединении гуманитарного, естественнонаучного и технического знания, соединенного с мультимедийными технологиями для достижения нового качества образованности личности и, как следствие, более высоких требований к интеллектуальным параметрам работника.

В рамках человекоориентированной образовательной парадигмы инженерное образование приобретает креативный характер. Главной целью системы креативного инженерного образования становится развитие творческого потенциала личности будущего инженера на основе формирования современных образовательных технологий: теории контекстного обучения, проблемного обучения и проективного обучения.

В теории контекстного обучения в формах учебной деятельности студентов моделируется профессиональная деятельность специалистов, т. е. предметно-технологическая и социальная составляющие. Контекстным обучением является такое обучение, в котором последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов.

В основе проблемного обучения лежат проблемные ситуации. Главная функция проблемного обучения - это включение студентов в систематическую творческую деятельность, в решение проблемных задач, построенных на требованиях учебного предмета, самостоятельный поиск новых знаний. Ведущими здесь являются мотивы интеллектуального поиска, нахождения вариантов решения той или иной возникшей задачи. Проблемное обучение представляет способ приобретения знаний на ос-

нове анализа противоречивой ситуации. Одна из таких ситуаций - противоречие между известными студенту знаниями и новыми фактами, событиями и явлениями, для понимания которых имеющихся знаний недостаточно.

Технология проблемного обучения содействует развитию у студентов критического мышления, опыта и инструментария учебноисследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт, поиску и определению собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

Опыт обучаемого служит важнейшим источником учебного познания. В идеале преподаватель становится организатором самостоятельной познавательной деятельности студента. При данной организации образовательного процесса осуществляется сотрудничество преподавателя со студентом.

Сущность проектного обучения определяется тем, что образовательный процесс инициируется и определяется самим обучающимся. Организация образовательной среды определяется действиями и намерениями самого обучающегося, его образовательными потребностями и целями, его способностями и возможностями, но главное - тем замыслом, проектом, который он формулирует и стремится реализовать. В рамках данного обучения ценностью становится развитие личности и овладение каждым обучающимся способами приобретения существующих и порождения новых знаний, из объекта обучающих и воспитательных воздействий он превращается в субъекта собственной познавательной и будущей профессиональной и социокультурной деятельности.

Основными конструктами теории проектного обучения являются понятия «проект» и «проектная деятельность». Под проектом понимается самостоятельно разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения. Проектирование в проективном обучении предполагает не решение готовых задач, а генерацию, формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном контексте как проблем, возникающих в самой социальной жизни до приобретения ими формы технических задач.

В основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в современном технологическом мире формирования проектного мышления, обеспечения целостности учебного процесса (единства развития, обучения и воспитания), создания условий для самостоятельного приобретения знаний, усиления профориентационного аспекта процесса обучения, формирования положительной мотивации к самообразованию.

Таким образом, креативное инженерное образование в рамках человекоориентированной образовательной парадигмы предполагает опору на глубокие знания о человеке, обществе и природе с включением их в содержание технических наук, что влечет за собой принципиально новый этап в развитии биосферы - движение к ноосфере или обществу знания.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 173 с.

2. Васильева Е. Н. Инновационная парадигма российского

социокультурного образования XXI века: автореф... д-ра социол. наук. -Тюмень, 2007. - 44 с.

3. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. - М.: Республика, 2003. - 494 с.

4. Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика /

A. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2003. - 456 с.

5. Колычева З. И. Ноосферная педагогика как новая образовательная

парадигма. - СПб.: ИОВ РАО, 2004. - 207 с.

6. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. - М.: Вече, 2000; АСТ, 2003. - 512 с.

7. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др. ; под ред. А. П. Алексеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби; Проспект, 2004. - 496 с.

8. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Мн.: Изд.

B. М. Скакун, 1998. - 896 с.

9. Пугач В. Н. Качество образования: приглашение к размышлению: моногр. / В. Н. Пугач, К. А. Кирсанов, Н. К. Алимова. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 312 с.

10. Эмих Н. А. Культурная парадигма современного образования: философско-антропологические основания. - М.: Логос, 2012. - 175 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.