РАЗДЕЛ VIII ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
УДК 378
А. Н. Худин
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
Устойчивое развитие человеческой цивилизации, обеспечивающее сбалансированное выполнение социально-экономических задач, решение проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешних и будущих поколений, требует кардинального изменения мировоззрения, приоритетов, ценностей, этических норм жизнедеятельности. В связи с этим возникает необходимость создания системы образования, направленной на устойчивое развитие, обеспечивающей возможность участия каждого человека в решении и предупреждении социальных, экономических и экологических проблем.
Понятие «устойчивое развитие» было введено для изучения отношений человека, общества и природы. Оно возникло в XX в., когда человечество в результате столкновения с биосферой обнаружило глобальные изменения во всех средах и убедилось, что наступило практическое прекращение восстановления ресурсов (воздуха, воды, почв, растительного и животного мира) в прежнем виде. Сейчас цивилизация, формально состоящая из 200 суверенных государств и 6 млрд людей, движется к своему трагическому финалу -глобальной экологической катастрофе. Система взаимодействия общества и природы оказывается с кибернетической точки зрения системой с положительной обратной связью, т. е. саморазрушающейся, все более теряющей свою устойчивость. В этих условиях необходим пересмотр стратегии развития цивилизации.
Активное распространение идей устойчивого развития в России, как и в других странах мира, началось после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Однако еще в докладе «Всемирная стратегия охраны природы» (1980), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось: для того, чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические и экологические аспекты, но и социальные, особенно образовательные факторы [10]. В подобное понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, особенно доклад «Предел роста» (1972), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспоненциального экономического роста к состоянию «глобального динамического равновесия», от ко -личественного к «органическому» (качественному) росту и «новому мировому экономическому порядку», в котором важная роль принадлежит новому типу управления, направленному на создание условий для устойчивого развития.
В отечественной научной литературе установлена связь устойчивого развития и становления ноосферы [9]. «Ноосферное развитие (ноосферогенез)» и «устойчивое развитие», по сути дела, выступают как очень близкие понятия, хотя «устойчивое развитие» учеными рассматривается лишь как начало ноосферного движения.
Ноосфера - это желаемое будущее состояние общества, когда обеспечивается эколого-допустимое воздействие человека на природу. Ноосфера выступает той конечной целевой ориентацией, по которой и устремляется переходный процесс к магистрали устойчивого развития [3].
До сих пор общественное сознание отставало от социального бытия, особенно от природообразующей деятельности, и она, стихийно развиваясь, все стремительнее губила биосферу планеты. В будущей сфере разума - ноосфере - сознание должно в существенной своей части опережать бытие, направлять его по оптимальной траектории выживания. Переход на путь ноосферогенеза требует кардинальных трансформаций сознания (мышления) и деятельности людей, прежде всего в науке (сфере деятельности по производству знаний) и в образовании - главной и всеобщей деятельности по освоению социального опыта.
Ноосфера как идеал будущего состояния человечества вряд ли когда-либо будет достигнута. Вместе с тем такую идеальную модель необходимо создавать, чтобы на этой основе выверять траекторию движения человеческой цивилизации, формируя ее согласно условиям выживания. Направленность любых социальных действий, в том числе профессионального образования, на это ноосферное будущее и должна характеризовать процессы управления переходом к устойчивому развитию.
На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. широко использовалось понятие, которое было приведено в книге «Наше общее будущее»: «устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [6]. Это определение подвергалось критике за свою нечеткость и антропоцентричность.
В. И. Данилов-Данильян в определении обсуждаемого понятия делает акцент на биосфере. «Устойчивое развитие, - по мнению ученого, - это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека» [1]. Такое определение (по сути дела, экологически допустимое, или экобезопасное, развитие) авторы монографии «Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI в.» [8] дополняют характеристикой самого человеческого развития, которое не должно деградировать в сохраняющейся биосфере. Это положение является принципиальным, так как цели высшего образования для устойчивого развития, по нашему глубокому убеждению, напрямую связаны с целостным становлением и развитием специалиста-профессионала посредством самоактуализации его человеческого потенциала в гармонии с окружающей средой.
Экологическую безопасность развития (как социоприродного процесса) исследователи напрямую связывают с условием безопасного развития че-
ловечества, в том числе его непрерывным развитием во времени. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Далее оно конкретизируется: «Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям» [7]. Эти несомненно верные характеристики устойчивого развития все же нельзя принять за определение понятия, тем более широкого определения для всех сфер деятельности человека, а не только социально-экономической или природоохранной.
В книге «Наше общее будущее» отмечается, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой» [6, с. 48]. Эта более широкая интерпретация анализируемого понятия может быть положена в основу исследования, поскольку при рассмотрении условий устойчивого развития образовательного процесса в высшей школе нельзя ограничиться лишь его административно-хозяйственными, финансово-экономическими, кадровыми, нормативно-правовыми, психолого-педагогическими, экологическими, здоровьесберегающими или иными частными экспликациями.
Понятие «устойчивое развитие», по нашему мнению, может быть определено с помощью следующих признаков.
Под антропологическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность его к дальнейшему постоянно поддерживаемому, непрерывному и сбалансированному развитию, чтобы наши потомки имели бы не меньше возможностей, по сравнению с настоящим поколением, по удовлетворению своих потребностей в природных ресурсах и экологических условиях.
Эколого-экономический признак понятия связан со сбалансированным экономическим развитием и сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивости и естественной эволюции с тем, чтобы дальнейший экономический рост и развитие человечества не происходили бы в экофобной форме.
Социокультурный признак предполагает динамичное сбалансированное развитие общества, расцвет его культуры за счет ревизии ценностей, интеграции мирового интеллекта, взаимопонимания и сотрудничества в социуме.
Поэтому понятие «устойчивое развитие» может быть определено как стабильное, сбалансированное социокультурное, антропологическое, эколого-экономическое развитие, не разрушающее окружающую природную среду и человеческую природу, обеспечивающее развитие культуры и непрерывный прогресс общества, прежде всего, за счет актуализации человеческого потенциала (его духовно-нравственного, психофизиологического, социокультурного, операционно-деятельностного компонентов), формирования способности людей жить в мире, в ладу с собой, вырабатывать совместные оптимальные решения выхода из глобальных кризисов.
Это относится к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом и диктующих необходимость кардинальных перемен в высшем профессиональном образовании.
В широком смысле основная цель образования для устойчивого развития состоит в содействии становлению всесторонне образованной социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире [4].
Однако в настоящее время в теории и практике высшего профессионального образования существуют и требуют разрешения следующие противоречия: между планетарной потребностью в поиске способов выживания, устойчивого развития человеческой цивилизации и узкопрофессиональной направленностью содержания высшего образования, которое недостаточно способствует формированию понимания смысла жизнедеятельности человека в новых условиях, определению контуров грядущего развития человечества, единения его действий по созданию лучшего планетарного будущего; между социальными потребностями в формировании специалиста-профессионала, способного глобально мыслить и действовать, культивировать ценность интеграции Человека и Природы, жить в ладу и сотрудничать с другими людьми, и результатами профессионального образования, не в полной мере адаптируемыми к современным и будущим потребностям общества; между личностными потребностями участников образовательного процесса в непрерывном образовании, целостном развитии человеческого потенциала и слабо выраженной направленностью профессионального образования на единство непрерывного духовно- нравственного, психофизиологического, социокультурного и профессионального развития будущего специалиста.
Разрешение вышеназванных противоречий возможно посредством создания условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе, что способно выступать в качестве вклада высшей школы в решение глобальных проблем цивилизации.
Для выявления условий устойчивого развития образовательного процесса в высшей школе особую важность составляет рассмотрение проблемы сквозь призму системно-деятельностного, синергетического, футурологического, социоприродного, человеко - ориентированного и профессионально-компе-тентностного подходов к проектированию вуза как открытой, самооргани-зуемой, саморазвивающейся системы, одним из отличительных качеств ко -торой является ее «социо-человеко - природное равновесие». Речь идет о гармонизации духовно-нравственной, психофизиологической, социокультурной, экологической, образовательной, научно-исследовательской сфер деятельности учреждения высшего профессионального образования, которые напрямую связаны с реализацией как современных, так и прогнозируемых социальных и личностных потребностей в формировании специалистов-профессионалов, способных принять вызовы XXI в.
Обращение к системно-деятельностному и синергетическому подходам позволяет выявить условия стабильного, сбалансированного, постоян-
но поддерживаемого обеспечения качества функционирования и развития вуза как открытой, самоорганизуемой, саморазвивающейся системы, ее различных подсистем, в том числе ведущих компонентов образовательного процесса (субъектного, аксиологического, стимулирующе-мотивационного, содержательно-целевого, организационно-координирующего и регулирующего, деятельностно-творческого, технологического, здоровьесберегающего, контрольно-оценочного, рефлексивного, прогностического).
Социоприродный подход требует экологизации высшего образования, его вклада в достижение гармонии между людьми, а также между человеком, обществом и природой, в осуществление интеллектуального поиска выхода из глобальных кризисов (энергетического, экологического, климатического, антропологического).
Человекоориентированный подход к формированию специалистов бросает вызов традиционному высшему профессиональному образованию с его обезличенностью, с ориентацией исключительно на подготовку «производителей материальных ценностей» и формирование людей, которые живут по принципу «после нас хоть потоп». Эпицентром человекоориентированной подготовки в вузе является человек, познающий и творящий культуру, способный к непрерывному саморазвитию своего человеческого потенциала (духовно-нравственного, психофизиологического, социокультурного, специально-деятельностного). Человекоориентированное профессиональное образование направлено на поддержку, развитие человека в человеке, человека в профессии, профессии для человека, на «включение» и «запуск» механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самообразования, необходимых для становления личности специалиста, его успешной жизнедеятельности, на формирование способности к диалогичному и безопасному общению с людьми, взаимодействию с природой, культурой, цивилизацией.
Обращение к профессионально-компетентностному подходу в определении условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе продиктовано следующим. В нынешнем тысячелетии выход из глобальных кризисов мирового сообщества немыслим без объединения планетарного интеллектуального потенциала, который складывается из профессиональной компетентности каждого человека - специалиста в той или иной сфере деятельности. Человек-решатель, человек-профессионал - центральная фигура сохранения цивилизации. Он выполняет «судьбоносную» роль на планете Земля. Профессионально-компетентностный подход требует определения «ключевых компетенций» выпускника вуза, которые включали бы не только когнитивную и операционно-технологическую составляющую, но и аксиологический, мотивационный, рефлексивный, этический, социальный, экологический, здоровьесберегающий, поведенческий компоненты будущего специалиста. В структуре ключевых профессиональных компетенций выпускника вуза следует выделять наряду со специальной коммуникативную, экологическую, здоровьесберегающую, личностную и образовательную компетенции.
Футурологический подход к определению условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе актуализирует обращение к модели специалиста, который востребован не только нынешним днем, но и буду-
щей цивилизацией. Названный подход декларирует необходимость технологического прогнозирования будущих проблем жизнедеятельности выпускников вуза и заблаговременной подготовки к их решению.
Вышеназванные методологические основания позволяют выделить системно-деятельностные, субъектно-личностные и ресурсные условия устойчивого развития образовательного процесса в вузе. К числу субъектно-личностных условий принадлежат: аксиологические, духовно-нравственные, диагностические, стимулирующе-мотивационные, рефлексивные, коммуникативные и условия коллективной мыследеятельности. В состав системно-деятельностныхусловий входят: аналитические, проективные, содержательно-целевые, организационно-координирующие, регулирующие, творческие, технологические, экологические, здоровьесберегающие, контрольно-оценочные, прогностические, инновационные, маркетинговые условия. Ресурсные условия объединяют финансово-экономические, материально-технические, информационные, нормативно-правовые, научно-теоретические, программно-методические и кадровые условия.
Для перехода к устойчивому развитию необходимы управленческие решения и действия, которые призваны иметь опережающий характер. Уп -равление должно исходить из декларируемого в Рио-де-Жанейро принципа упреждения (предосторожности). Этот (15-й) принцип упомянутой Декларации - не что иное, как конкретное выражение необходимости опережающих действий по предупреждению различного рода проблем, с которыми сталкивается человеческая цивилизация. В связи с вышеизложенным уп-реждающе должна развиваться вузовская наука. Ей надлежит принять самое активное участие в обеспечении высокого качества подготовки специалистов, формирования их глобального общественного сознания и способности к эффективной жизнедеятельности. Устойчивое развитие образовательного процесса в вузе немыслимо без исследования и учета запросов экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективных потребностей их развития.
Важно подчеркнуть специфику, новизну подхода к развитию высшей шко -лы, когда экономические, социально-педагогические, культурологические, антропологические факторы, определяющие содержание и технологию профессионально-личностного развития выпускника вуза, объединяются с природными, ноосферными. Речь идет об интеграции духовно-нравственных, социокультурных, экономических, экологических, технологических и интеллектуально-информационных компонентов в формировании ноосфер-но-ориентированной профессиональной компетентности будущих специалистов.
Обсуждая содержание управленческой деятельности по переводу образовательного процесса в режим устойчивого развития, хотелось бы заметить, что этот вопрос напрямую связан с тотальным обеспечением качества вузовского образования. В синтезе проблем качества и целостной профессиональной компетентности, имеющей ноосферную направленность, заключается одна из фундаментальных идей создания системы условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе, важнейшей характеристикой которой выступает обеспечение качества:
- проектирования образовательной деятельности (ее концептуализации, параметризации, технологического прогнозирования, моделирования, программирования, конструирования), а также качества реализации основных видов деятельности в вузе;
- стратегических и тактических целей;
- учебных планов, образовательных программ, качества содержания учебных занятий;
- образовательного процесса на его различных уровнях (на уровне вуза, факультета, специальности, учебного предмета, учебного занятия, на субъектно-личностном уровне);
- инновационных процессов;
- условий деятельности вуза;
- результатов деятельности вуза (конкурентоспособность его выпускников на рынке труда; их готовность к непрерывному образованию, к поиску ориентиров в стратегии сохранения человеческой цивилизации; формирование потребности выпускников вуза в сохранении и укреплении здоровья; формирование их профессиональной компетентности, воспитанности, личностных достижений; трудоустройство выпускников; результативность научно-исследовательской деятельности вуза);
- организационной культуры образовательного процесса;
- ресурсного обеспечения (кадрового, программно-методического, нормативно-правого, учебно-материального, информационного, финансовоэкономического);
- научно-исследовательской деятельности;
- развития человеческого потенциала (духовно-нравственного, социокультурного, психофизиологического, операционно-деятельностного) каждого из участников образовательного процесса;
- новой природосообразной, социокультурной, человекоориентированной образовательной среды.
Понятно, что такие изменения произойдут не стихийно, а целенаправленно, осознанно, и главным механизмом управления образовательным процессом при его переходе к устойчивому развитию может стать нравственный, гуманный разум объединенного коллектива, использующий все возможные психологические, программно-методические, нормативно-правовые, кадровые, информационные, социально-экономические, материально-технические ресурсы.
Ведущими задачами управления созданием условий устойчивого развития образовательного процесса в условиях Курского государственного университета выступают:
- проектирование (прогнозирование, моделирование) тех качеств (свойств) подготовки выпускника, которые вуз предполагает получить «на выходе» своей деятельности, т. е. определение требуемого в будущем качества профессионального образования;
- обеспечение и поддержка требуемого уровня качества профессионального образования;
- повышение качества образования в соответствии с растущими требованиями внешних заказчиков через развитие образовательного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности.
В адаптивной модели управления созданием условий устойчивого развития образовательного процесса, разработанной на материале Курского государственного университета, особо следует выделить такие компоненты, как:
- формирование философского замысла устойчивого развития образовательного процесса вуза в результате коллективной мыследеятельности и использования методологии ноосферно-ориентированного профессионального образования;
- «выращивание» ноосферно-ориентированной профессиональной компетентности управленческого и профессорско-преподавательского персонала вуза в условиях внутривузовской системы повышения квалификации;
- создание вузовской службы управления устойчивым развитием, выполняющей прогностическую, проектировочную, моделирующую, маркетинговую и мониторинговую деятельность, разработку параметров оценки образовательного процесса вуза, процедуру их внедрения в образовательный процесс;
- анализ образовательных потребностей студентов, требований региона, государства и мирового сообщества в области профессионального образования;
- разработка программы развития вуза как нормативно-управленческого документа;
- создание нормативно-правового сопровождения системы устойчивого развития образовательного процесса в вузе;
- определение критериев и показателей качества устойчивого развития образовательного процесса в вузе;
- моделирование образовательного процесса, личности выпускника вуза, личности преподавателя, ресурсного обеспечения;
- проектирование качества образовательного процесса; конструирование его различных уровней.
Одной из важнейших задач управленческой деятельности в вузе является создание условий опережающего развития интеллектуально-духовной деятельности, имеющей ноосферную направленность.
К сожалению, в начале XXI в. в мировом сообществе продолжают сохраняться антиноосферные тенденции - процессы милитаризации, разрушения природной среды, дезинтеграции экономических и социальных связей, стремление к национальной изоляции и сопровождающие этот процесс экстремизм и насилие, межэтнические и межконфессиональные конфронтации, терроризм, преступность, алкоголизм, наркомания, т. е. деструктивные и конфронтационно-насильственные процессы. Аналогичные процессы характерны и для индивидуального уровня, поскольку агрессивность, преступность, конфронтационность, стяжательство, вещизм, алкоголизм, наркомания, хамство, лицемерие, лживость и т. д. - это проявления анти-ноосферных черт в системе качеств конкретной личности. Высшая школа призвана активно участвовать в формировании «устойчивой (ноосферной) личности» и «устойчивого общества». С этой целью необходимо содействовать элиминации негативных черт и качеств и упрочению нравственных,
ноосферно-гуманистических, способствующих все более полному включению индивида в творческий и всеобщий процесс созидания сферы разума уже на начальном этапе перехода к устойчивому развитию.
Нужно иметь в виду, что какие бы меры не были приняты по отношению к высшей школе в общефедеральном масштабе, в органах законодательной и исполнительной власти, в любых общественных организациях, на различных уровнях (на уровне вуза, факультета, конкретной учебной группы), «конечный механизм» реализации модели устойчивого развития образовательного процесса скрывается в каждом человеке, в механизмах его саморазвития, самоорганизации и самоуправления. От каждого участника образовательного процесса зависит, как он лично воспримет для себя стратегию устойчивого развития человеческой цивилизации, обеспечит «личное участие» в ее реализации в своем неповторимом индивидуальном варианте.
Переход к новой цивилизационной парадигме требует от управленческого персонала вуза тщательного изучения этой идеи, ее беспрецедентной пропаганды и, естественно, новых подходов к управлению образовательным процессом, к проектированию содержания и технологий профессионального образования, к подготовке нового поколения специалистов для общества устойчивого развития.
Литература
1. Данилов-Данильян, В. И. Устойчивое развитие - будущее Российской Федерации / В. И. Данилов-Данильян // Россия на пути к устойчивому развитию. - М. :РЭФИА, 1996.
2. Доклад о мировом развитии 2003 г. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов, рост качества жизни: пер. с англ. - М.: Весь мир, 2003.
3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Рос. газета. -1994. - 9 февр.
4. Концептуальные основы образования для устойчивого развития // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: сб. ст. - М.: Изд-во МГИДА, 2002. - Вып. 12.
5. Новая парадигма развития России (Комплексное исследование проблем устойчивого развития). - М., 1999.
6. Наше общее будущее. - М., 1999.
7. Россия на пути к устойчивому развитию. - М.: РЭФИА, 1996.
8. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А. Г Гран-берга, В. И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. - М: Экономика, 2002.
9. Урсул, А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия /А. Д. Урсул. - М., 1998.
10. Word Conversation Strategy: Living Resource Conversation for Sustainable Development. IUCN/UNEP/WWF/1980.
11. Багаутдинова, С. Ф. Технология экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения / С. Ф. Багаутдинова, Л. Н. Санникова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 227 -232.
12. Третьяков, П. И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования / П. И. Третьяков // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 221 - 227