Научная статья на тему 'Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе'

Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худин А. Н.

В статье устойчивое развитие определяется как стабильное, социокультурное, антропологическое, эколого-экономическое развитие, рассмотрены подходы к определению условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative context of steady development of educational process in higher school

The stable development of civilization calls for the formation of new world outlook, priorities, ethical norms and values. It also requires consequent implementation of social and economic tasks and formation of ecological culture. Thus, there is the necessity to form a system of education that is intended for further steady development of society. The transition towards the new civilizational paradigm necessitates the higher education institutions and their administration to formulate fundamentally new approaches to the educational process.

Текст научной работы на тему «Управленческий контекст устойчивого развития образовательного процесса в вузе»

РАЗДЕЛ VIII ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

УДК 378

А. Н. Худин

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Устойчивое развитие человеческой цивилизации, обеспечивающее сбалансированное выполнение социально-экономических задач, решение проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешних и будущих поколений, требует кардинального изменения мировоззрения, приоритетов, ценностей, этических норм жизнедеятельности. В связи с этим возникает необходимость создания системы образования, направленной на устойчивое развитие, обеспечивающей возможность участия каждого человека в решении и предупреждении социальных, экономических и экологических проблем.

Понятие «устойчивое развитие» было введено для изучения отношений человека, общества и природы. Оно возникло в XX в., когда человечество в результате столкновения с биосферой обнаружило глобальные изменения во всех средах и убедилось, что наступило практическое прекращение восстановления ресурсов (воздуха, воды, почв, растительного и животного мира) в прежнем виде. Сейчас цивилизация, формально состоящая из 200 суверенных государств и 6 млрд людей, движется к своему трагическому финалу -глобальной экологической катастрофе. Система взаимодействия общества и природы оказывается с кибернетической точки зрения системой с положительной обратной связью, т. е. саморазрушающейся, все более теряющей свою устойчивость. В этих условиях необходим пересмотр стратегии развития цивилизации.

Активное распространение идей устойчивого развития в России, как и в других странах мира, началось после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Однако еще в докладе «Всемирная стратегия охраны природы» (1980), представленном Международным союзом охраны природы и природных ресурсов, подчеркивалось: для того, чтобы развитие было устойчивым, следует учитывать не только его экономические и экологические аспекты, но и социальные, особенно образовательные факторы [10]. В подобное понимание развития важный вклад внесли научные доклады Римского клуба, особенно доклад «Предел роста» (1972), в которых формулировались идеи перехода цивилизации от экспоненциального экономического роста к состоянию «глобального динамического равновесия», от ко -личественного к «органическому» (качественному) росту и «новому мировому экономическому порядку», в котором важная роль принадлежит новому типу управления, направленному на создание условий для устойчивого развития.

В отечественной научной литературе установлена связь устойчивого развития и становления ноосферы [9]. «Ноосферное развитие (ноосферогенез)» и «устойчивое развитие», по сути дела, выступают как очень близкие понятия, хотя «устойчивое развитие» учеными рассматривается лишь как начало ноосферного движения.

Ноосфера - это желаемое будущее состояние общества, когда обеспечивается эколого-допустимое воздействие человека на природу. Ноосфера выступает той конечной целевой ориентацией, по которой и устремляется переходный процесс к магистрали устойчивого развития [3].

До сих пор общественное сознание отставало от социального бытия, особенно от природообразующей деятельности, и она, стихийно развиваясь, все стремительнее губила биосферу планеты. В будущей сфере разума - ноосфере - сознание должно в существенной своей части опережать бытие, направлять его по оптимальной траектории выживания. Переход на путь ноосферогенеза требует кардинальных трансформаций сознания (мышления) и деятельности людей, прежде всего в науке (сфере деятельности по производству знаний) и в образовании - главной и всеобщей деятельности по освоению социального опыта.

Ноосфера как идеал будущего состояния человечества вряд ли когда-либо будет достигнута. Вместе с тем такую идеальную модель необходимо создавать, чтобы на этой основе выверять траекторию движения человеческой цивилизации, формируя ее согласно условиям выживания. Направленность любых социальных действий, в том числе профессионального образования, на это ноосферное будущее и должна характеризовать процессы управления переходом к устойчивому развитию.

На Конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. широко использовалось понятие, которое было приведено в книге «Наше общее будущее»: «устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [6]. Это определение подвергалось критике за свою нечеткость и антропоцентричность.

В. И. Данилов-Данильян в определении обсуждаемого понятия делает акцент на биосфере. «Устойчивое развитие, - по мнению ученого, - это такое развитие, при котором воздействия на окружающую среду остаются в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа для воспроизводства жизни человека» [1]. Такое определение (по сути дела, экологически допустимое, или экобезопасное, развитие) авторы монографии «Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI в.» [8] дополняют характеристикой самого человеческого развития, которое не должно деградировать в сохраняющейся биосфере. Это положение является принципиальным, так как цели высшего образования для устойчивого развития, по нашему глубокому убеждению, напрямую связаны с целостным становлением и развитием специалиста-профессионала посредством самоактуализации его человеческого потенциала в гармонии с окружающей средой.

Экологическую безопасность развития (как социоприродного процесса) исследователи напрямую связывают с условием безопасного развития че-

ловечества, в том числе его непрерывным развитием во времени. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию под устойчивым развитием подразумевается «стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы». Далее оно конкретизируется: «Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям» [7]. Эти несомненно верные характеристики устойчивого развития все же нельзя принять за определение понятия, тем более широкого определения для всех сфер деятельности человека, а не только социально-экономической или природоохранной.

В книге «Наше общее будущее» отмечается, что «стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой» [6, с. 48]. Эта более широкая интерпретация анализируемого понятия может быть положена в основу исследования, поскольку при рассмотрении условий устойчивого развития образовательного процесса в высшей школе нельзя ограничиться лишь его административно-хозяйственными, финансово-экономическими, кадровыми, нормативно-правовыми, психолого-педагогическими, экологическими, здоровьесберегающими или иными частными экспликациями.

Понятие «устойчивое развитие», по нашему мнению, может быть определено с помощью следующих признаков.

Под антропологическим признаком в широком смысле понимается выживание человечества (страны) и способность его к дальнейшему постоянно поддерживаемому, непрерывному и сбалансированному развитию, чтобы наши потомки имели бы не меньше возможностей, по сравнению с настоящим поколением, по удовлетворению своих потребностей в природных ресурсах и экологических условиях.

Эколого-экономический признак понятия связан со сбалансированным экономическим развитием и сохранением биосферы как естественной основы всей жизни на Земле, ее устойчивости и естественной эволюции с тем, чтобы дальнейший экономический рост и развитие человечества не происходили бы в экофобной форме.

Социокультурный признак предполагает динамичное сбалансированное развитие общества, расцвет его культуры за счет ревизии ценностей, интеграции мирового интеллекта, взаимопонимания и сотрудничества в социуме.

Поэтому понятие «устойчивое развитие» может быть определено как стабильное, сбалансированное социокультурное, антропологическое, эколого-экономическое развитие, не разрушающее окружающую природную среду и человеческую природу, обеспечивающее развитие культуры и непрерывный прогресс общества, прежде всего, за счет актуализации человеческого потенциала (его духовно-нравственного, психофизиологического, социокультурного, операционно-деятельностного компонентов), формирования способности людей жить в мире, в ладу с собой, вырабатывать совместные оптимальные решения выхода из глобальных кризисов.

Это относится к числу основных задач, стоящих перед мировым сообществом и диктующих необходимость кардинальных перемен в высшем профессиональном образовании.

В широком смысле основная цель образования для устойчивого развития состоит в содействии становлению всесторонне образованной социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, владеющей системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, обеспечивающих готовность к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире [4].

Однако в настоящее время в теории и практике высшего профессионального образования существуют и требуют разрешения следующие противоречия: между планетарной потребностью в поиске способов выживания, устойчивого развития человеческой цивилизации и узкопрофессиональной направленностью содержания высшего образования, которое недостаточно способствует формированию понимания смысла жизнедеятельности человека в новых условиях, определению контуров грядущего развития человечества, единения его действий по созданию лучшего планетарного будущего; между социальными потребностями в формировании специалиста-профессионала, способного глобально мыслить и действовать, культивировать ценность интеграции Человека и Природы, жить в ладу и сотрудничать с другими людьми, и результатами профессионального образования, не в полной мере адаптируемыми к современным и будущим потребностям общества; между личностными потребностями участников образовательного процесса в непрерывном образовании, целостном развитии человеческого потенциала и слабо выраженной направленностью профессионального образования на единство непрерывного духовно- нравственного, психофизиологического, социокультурного и профессионального развития будущего специалиста.

Разрешение вышеназванных противоречий возможно посредством создания условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе, что способно выступать в качестве вклада высшей школы в решение глобальных проблем цивилизации.

Для выявления условий устойчивого развития образовательного процесса в высшей школе особую важность составляет рассмотрение проблемы сквозь призму системно-деятельностного, синергетического, футурологического, социоприродного, человеко - ориентированного и профессионально-компе-тентностного подходов к проектированию вуза как открытой, самооргани-зуемой, саморазвивающейся системы, одним из отличительных качеств ко -торой является ее «социо-человеко - природное равновесие». Речь идет о гармонизации духовно-нравственной, психофизиологической, социокультурной, экологической, образовательной, научно-исследовательской сфер деятельности учреждения высшего профессионального образования, которые напрямую связаны с реализацией как современных, так и прогнозируемых социальных и личностных потребностей в формировании специалистов-профессионалов, способных принять вызовы XXI в.

Обращение к системно-деятельностному и синергетическому подходам позволяет выявить условия стабильного, сбалансированного, постоян-

но поддерживаемого обеспечения качества функционирования и развития вуза как открытой, самоорганизуемой, саморазвивающейся системы, ее различных подсистем, в том числе ведущих компонентов образовательного процесса (субъектного, аксиологического, стимулирующе-мотивационного, содержательно-целевого, организационно-координирующего и регулирующего, деятельностно-творческого, технологического, здоровьесберегающего, контрольно-оценочного, рефлексивного, прогностического).

Социоприродный подход требует экологизации высшего образования, его вклада в достижение гармонии между людьми, а также между человеком, обществом и природой, в осуществление интеллектуального поиска выхода из глобальных кризисов (энергетического, экологического, климатического, антропологического).

Человекоориентированный подход к формированию специалистов бросает вызов традиционному высшему профессиональному образованию с его обезличенностью, с ориентацией исключительно на подготовку «производителей материальных ценностей» и формирование людей, которые живут по принципу «после нас хоть потоп». Эпицентром человекоориентированной подготовки в вузе является человек, познающий и творящий культуру, способный к непрерывному саморазвитию своего человеческого потенциала (духовно-нравственного, психофизиологического, социокультурного, специально-деятельностного). Человекоориентированное профессиональное образование направлено на поддержку, развитие человека в человеке, человека в профессии, профессии для человека, на «включение» и «запуск» механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самообразования, необходимых для становления личности специалиста, его успешной жизнедеятельности, на формирование способности к диалогичному и безопасному общению с людьми, взаимодействию с природой, культурой, цивилизацией.

Обращение к профессионально-компетентностному подходу в определении условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе продиктовано следующим. В нынешнем тысячелетии выход из глобальных кризисов мирового сообщества немыслим без объединения планетарного интеллектуального потенциала, который складывается из профессиональной компетентности каждого человека - специалиста в той или иной сфере деятельности. Человек-решатель, человек-профессионал - центральная фигура сохранения цивилизации. Он выполняет «судьбоносную» роль на планете Земля. Профессионально-компетентностный подход требует определения «ключевых компетенций» выпускника вуза, которые включали бы не только когнитивную и операционно-технологическую составляющую, но и аксиологический, мотивационный, рефлексивный, этический, социальный, экологический, здоровьесберегающий, поведенческий компоненты будущего специалиста. В структуре ключевых профессиональных компетенций выпускника вуза следует выделять наряду со специальной коммуникативную, экологическую, здоровьесберегающую, личностную и образовательную компетенции.

Футурологический подход к определению условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе актуализирует обращение к модели специалиста, который востребован не только нынешним днем, но и буду-

щей цивилизацией. Названный подход декларирует необходимость технологического прогнозирования будущих проблем жизнедеятельности выпускников вуза и заблаговременной подготовки к их решению.

Вышеназванные методологические основания позволяют выделить системно-деятельностные, субъектно-личностные и ресурсные условия устойчивого развития образовательного процесса в вузе. К числу субъектно-личностных условий принадлежат: аксиологические, духовно-нравственные, диагностические, стимулирующе-мотивационные, рефлексивные, коммуникативные и условия коллективной мыследеятельности. В состав системно-деятельностныхусловий входят: аналитические, проективные, содержательно-целевые, организационно-координирующие, регулирующие, творческие, технологические, экологические, здоровьесберегающие, контрольно-оценочные, прогностические, инновационные, маркетинговые условия. Ресурсные условия объединяют финансово-экономические, материально-технические, информационные, нормативно-правовые, научно-теоретические, программно-методические и кадровые условия.

Для перехода к устойчивому развитию необходимы управленческие решения и действия, которые призваны иметь опережающий характер. Уп -равление должно исходить из декларируемого в Рио-де-Жанейро принципа упреждения (предосторожности). Этот (15-й) принцип упомянутой Декларации - не что иное, как конкретное выражение необходимости опережающих действий по предупреждению различного рода проблем, с которыми сталкивается человеческая цивилизация. В связи с вышеизложенным уп-реждающе должна развиваться вузовская наука. Ей надлежит принять самое активное участие в обеспечении высокого качества подготовки специалистов, формирования их глобального общественного сознания и способности к эффективной жизнедеятельности. Устойчивое развитие образовательного процесса в вузе немыслимо без исследования и учета запросов экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективных потребностей их развития.

Важно подчеркнуть специфику, новизну подхода к развитию высшей шко -лы, когда экономические, социально-педагогические, культурологические, антропологические факторы, определяющие содержание и технологию профессионально-личностного развития выпускника вуза, объединяются с природными, ноосферными. Речь идет об интеграции духовно-нравственных, социокультурных, экономических, экологических, технологических и интеллектуально-информационных компонентов в формировании ноосфер-но-ориентированной профессиональной компетентности будущих специалистов.

Обсуждая содержание управленческой деятельности по переводу образовательного процесса в режим устойчивого развития, хотелось бы заметить, что этот вопрос напрямую связан с тотальным обеспечением качества вузовского образования. В синтезе проблем качества и целостной профессиональной компетентности, имеющей ноосферную направленность, заключается одна из фундаментальных идей создания системы условий устойчивого развития образовательного процесса в вузе, важнейшей характеристикой которой выступает обеспечение качества:

- проектирования образовательной деятельности (ее концептуализации, параметризации, технологического прогнозирования, моделирования, программирования, конструирования), а также качества реализации основных видов деятельности в вузе;

- стратегических и тактических целей;

- учебных планов, образовательных программ, качества содержания учебных занятий;

- образовательного процесса на его различных уровнях (на уровне вуза, факультета, специальности, учебного предмета, учебного занятия, на субъектно-личностном уровне);

- инновационных процессов;

- условий деятельности вуза;

- результатов деятельности вуза (конкурентоспособность его выпускников на рынке труда; их готовность к непрерывному образованию, к поиску ориентиров в стратегии сохранения человеческой цивилизации; формирование потребности выпускников вуза в сохранении и укреплении здоровья; формирование их профессиональной компетентности, воспитанности, личностных достижений; трудоустройство выпускников; результативность научно-исследовательской деятельности вуза);

- организационной культуры образовательного процесса;

- ресурсного обеспечения (кадрового, программно-методического, нормативно-правого, учебно-материального, информационного, финансовоэкономического);

- научно-исследовательской деятельности;

- развития человеческого потенциала (духовно-нравственного, социокультурного, психофизиологического, операционно-деятельностного) каждого из участников образовательного процесса;

- новой природосообразной, социокультурной, человекоориентированной образовательной среды.

Понятно, что такие изменения произойдут не стихийно, а целенаправленно, осознанно, и главным механизмом управления образовательным процессом при его переходе к устойчивому развитию может стать нравственный, гуманный разум объединенного коллектива, использующий все возможные психологические, программно-методические, нормативно-правовые, кадровые, информационные, социально-экономические, материально-технические ресурсы.

Ведущими задачами управления созданием условий устойчивого развития образовательного процесса в условиях Курского государственного университета выступают:

- проектирование (прогнозирование, моделирование) тех качеств (свойств) подготовки выпускника, которые вуз предполагает получить «на выходе» своей деятельности, т. е. определение требуемого в будущем качества профессионального образования;

- обеспечение и поддержка требуемого уровня качества профессионального образования;

- повышение качества образования в соответствии с растущими требованиями внешних заказчиков через развитие образовательного процесса, научно-исследовательской и инновационной деятельности.

В адаптивной модели управления созданием условий устойчивого развития образовательного процесса, разработанной на материале Курского государственного университета, особо следует выделить такие компоненты, как:

- формирование философского замысла устойчивого развития образовательного процесса вуза в результате коллективной мыследеятельности и использования методологии ноосферно-ориентированного профессионального образования;

- «выращивание» ноосферно-ориентированной профессиональной компетентности управленческого и профессорско-преподавательского персонала вуза в условиях внутривузовской системы повышения квалификации;

- создание вузовской службы управления устойчивым развитием, выполняющей прогностическую, проектировочную, моделирующую, маркетинговую и мониторинговую деятельность, разработку параметров оценки образовательного процесса вуза, процедуру их внедрения в образовательный процесс;

- анализ образовательных потребностей студентов, требований региона, государства и мирового сообщества в области профессионального образования;

- разработка программы развития вуза как нормативно-управленческого документа;

- создание нормативно-правового сопровождения системы устойчивого развития образовательного процесса в вузе;

- определение критериев и показателей качества устойчивого развития образовательного процесса в вузе;

- моделирование образовательного процесса, личности выпускника вуза, личности преподавателя, ресурсного обеспечения;

- проектирование качества образовательного процесса; конструирование его различных уровней.

Одной из важнейших задач управленческой деятельности в вузе является создание условий опережающего развития интеллектуально-духовной деятельности, имеющей ноосферную направленность.

К сожалению, в начале XXI в. в мировом сообществе продолжают сохраняться антиноосферные тенденции - процессы милитаризации, разрушения природной среды, дезинтеграции экономических и социальных связей, стремление к национальной изоляции и сопровождающие этот процесс экстремизм и насилие, межэтнические и межконфессиональные конфронтации, терроризм, преступность, алкоголизм, наркомания, т. е. деструктивные и конфронтационно-насильственные процессы. Аналогичные процессы характерны и для индивидуального уровня, поскольку агрессивность, преступность, конфронтационность, стяжательство, вещизм, алкоголизм, наркомания, хамство, лицемерие, лживость и т. д. - это проявления анти-ноосферных черт в системе качеств конкретной личности. Высшая школа призвана активно участвовать в формировании «устойчивой (ноосферной) личности» и «устойчивого общества». С этой целью необходимо содействовать элиминации негативных черт и качеств и упрочению нравственных,

ноосферно-гуманистических, способствующих все более полному включению индивида в творческий и всеобщий процесс созидания сферы разума уже на начальном этапе перехода к устойчивому развитию.

Нужно иметь в виду, что какие бы меры не были приняты по отношению к высшей школе в общефедеральном масштабе, в органах законодательной и исполнительной власти, в любых общественных организациях, на различных уровнях (на уровне вуза, факультета, конкретной учебной группы), «конечный механизм» реализации модели устойчивого развития образовательного процесса скрывается в каждом человеке, в механизмах его саморазвития, самоорганизации и самоуправления. От каждого участника образовательного процесса зависит, как он лично воспримет для себя стратегию устойчивого развития человеческой цивилизации, обеспечит «личное участие» в ее реализации в своем неповторимом индивидуальном варианте.

Переход к новой цивилизационной парадигме требует от управленческого персонала вуза тщательного изучения этой идеи, ее беспрецедентной пропаганды и, естественно, новых подходов к управлению образовательным процессом, к проектированию содержания и технологий профессионального образования, к подготовке нового поколения специалистов для общества устойчивого развития.

Литература

1. Данилов-Данильян, В. И. Устойчивое развитие - будущее Российской Федерации / В. И. Данилов-Данильян // Россия на пути к устойчивому развитию. - М. :РЭФИА, 1996.

2. Доклад о мировом развитии 2003 г. Устойчивое развитие в меняющемся мире. Преобразование институтов, рост качества жизни: пер. с англ. - М.: Весь мир, 2003.

3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Рос. газета. -1994. - 9 февр.

4. Концептуальные основы образования для устойчивого развития // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: сб. ст. - М.: Изд-во МГИДА, 2002. - Вып. 12.

5. Новая парадигма развития России (Комплексное исследование проблем устойчивого развития). - М., 1999.

6. Наше общее будущее. - М., 1999.

7. Россия на пути к устойчивому развитию. - М.: РЭФИА, 1996.

8. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А. Г Гран-берга, В. И. Данилова-Данильяна, М. М. Циканова, Е. С. Шопхоева. - М: Экономика, 2002.

9. Урсул, А. Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия /А. Д. Урсул. - М., 1998.

10. Word Conversation Strategy: Living Resource Conversation for Sustainable Development. IUCN/UNEP/WWF/1980.

11. Багаутдинова, С. Ф. Технология экспертизы образовательного процесса дошкольного учреждения / С. Ф. Багаутдинова, Л. Н. Санникова // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 227 -232.

12. Третьяков, П. И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования / П. И. Третьяков // Сибирский педагогический журнал. -2006. - № 3. - с. 221 - 227

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.