АДАБИЁТ
1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М.: Наука, 1991.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс. - М.: Интерпракс, 1994, гл.1.,
т.1.
3. Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. - М.: Новости, 1990.
4. Конуни Чумхурии Точикистон «Оиди дастгири ва тараккиёти фаъолияти сохибкори» аз 10 маи 2002 сол
5. ЛапустаМ.Г. и др. Предпринимательство: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2007.
6. Омори солонаи Цум^урии Тоцикистон. - Душанбе: АСПРТ, 2017. -С.210.
7. Бобоев О.Б. Оймащадов М. Асос^ои ицтисодии сохибкори. Душанбе: ДПП «Анис», 1997 254 с
8. Гулов К.М. Государственное регулирование и поддержка малого бизнеса: необходимость, особенности и механизм реализации. Научный редактор: профессор Комилов С.Дж.-Душанбе: Ирфон, 2008.-169 с.
9. Предпринимательство: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, Г.Б.Поляка и В.А.Швандара. 4-е изд., перераб. и доп.-М.; Юнити-Дана, 2007. 735 с.
10. Хабибов С.Х., Эшов Д.Х. Малое предпринимательство (вопросы становления, кредитно-финансовой поддержки и развития). Душанбе: «Ирфон», 2006. -130 с.
11. Хабибов С.Х., Джамшедов М. Ицтисоди корхона^ои исте^солй. Китоби дарси. Цилди 1. Душанбе: «Бухоро», 2015
УДК: 387.001.89
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Рахимов С. Х.
Институт Предпринимательства и Сервиса Таджикистана
Одним из приоритетных задач развития образовательной политики в Республики Таджикистан является внедрение системных мер по преобразованию высшего образования на качественно новой основе, ибо рост конкурентоспособности государства и благосостояния общества зависит от высококвалифицированных человеческих ресурсов.
Сфера туризма является важным социально-экономическим и политическим явлением. В условиях реформирования и активизации рыночных процессов вопрос кадрового обеспечения (подготовка, переподготовка, повышение квалификации, повышение квалификации через получение второго высшего образования) для сферы туризма является актуальным.
Туризм является одним из средств воспитания нравственных качеств человека, как патриотизм, коллективизм, дисциплинированность, взаимопомощь. Содержание высшего образования в туризме является комплексным. Он содержит как морально-эстетические и мировоззренческие так и практические, научно-правовые аспекты. Одной из насущных проблем подготовки специалистов сферы туризма в настоящее время является то, что невысокое качество среднего образования автоматически переходит к высшему школы, как «негативная наследие». Кроме того, учебный процесс в высших учебных заведениях не сориентированы на всестороннее развитие личности, через основные ее компоненты: когнитивный; регулятивный; коммуникативный; индивидуальный и рефлексивный. Среди других проблем следует отметить несоответствие содержания высшего образования и инновационных технологий общественным и культурным потребностям; разрыв между общественными потребностями и спросом; недостаточное развитие гуманитарных знаний и культуры и др. Кроме того, работодатели не принимают активного участия в формировании содержания образования и практической подготовки молодежи.
Объявленной Президентом 2018 год годом развития туризма, также 2019-2021 годами развития села, туризма и народных ремесел и принятая Стратегия развития туризма в
Республике Таджикистан на период до 2030 года, должны давать новый импульс для подготовки кадров в сфере туризма.
В последнем Послании Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президент Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмон Маджлиси Оли Республики Таджикистан (от 26 декабря 2019 года), Президент еще раз напоминал о необходимости подготовки специалистов в соответствии с требований мирового туристического рынка, владеющие иностранные языки, историю и культуру, современную технологию, в том числе подготовку и переподготовку специалистов туристических компаний, гидов и переводчиков.
«Развитие туризма и воспитание высококвалифицированных кадров в этом направлении придадут серьезный импульс росту национальной экономики, увеличению числа туристов в нашу страну и формированию условий для образования дополнительных рабочих мест» [1].
Исследованием подготовки кадров сферы туризма в республике занималась М.И. Кадырова. По ее мнению, в вузах многих стран, подготовка высококвалифицированных специалистов для туристического бизнеса является одним из популярных направлений подготовки кадров.
В зависимости развития туристической отрасли, профессионально-квалификационная подготовка кадровых ресурсов туризма должна совершенствоваться, так как изменения потребительского спроса туристов и социально-экономические условия туристского бизнеса требуют соответствующих корректировок. [2].
Требуется существенное усовершенствование практики на базовых предприятиях и научно-исследовательская работа студентов. Дипломные работы должны писать талантливые и лучшие студенты, а остальные - сдавать экзамены. Это, в свою очередь, сделает невозможным защиту "не авторских» работ, а также будет способствовать внедрению в практику предприятий сферы туризма новых достижений творческой, креативной и научной мысли. Реалии времени требуют от вузов подготовки специалистов с базовым экономическим образованием.
Основные концептуальные идеи относительно содержания и организации кадрового обеспечение будущими специалистами сферы туризма базируются на положениях Конституции Республики Таджикистан, Закона Республики Таджикистан «О туризме» и соответствующих законодательных актов об образовании.
Другой отечественный исследователь в сфере туризма, Сангинов Д.Ш. предлагает конкретные меры для развития и поддержки туристической деятельности республики, в том числе, активизации сотрудничества с зарубежными странами; стимулирования инвестирования в области туризма; повышение качества туристических и гостиничных услуг в соответствии с международными требованиями; повышение уровня туристического менеджмента посредством обучения и переобучения специалистов отрасли; обеспечением государственной поддержки развития туристической инфраструктуры; содействие развитию частных инициатив в туристической отрасли.
Одним из приоритетных стратегических направлений при формировании государственной политики в нашей стране является развитие науки и образования, а также подготовки высококвалифицированных кадров для всех отраслей экономики в соответствии с требованиями мирового рынка труда.
В современных рыночных условиях, законодательная и нормативно-правовая база регулирующая развитие туризма и курортов в Республики Таджикистан, с учетом влияния на эту сферу процессов глобализации и интеграции, требует усовершенствования. Стратегическая цель развития туризма в Республики Таджикистан заключается в создании на внутреннем и мировом рынках конкурентоспособного туристического продукта (услуг). Это, в свою очередь, требует от вузов обеспечения высококвалифицированными специалистами сферы туризма, которые способны принимать эффективные управленческие решения в условиях нестабильной внешней среды.
Как отмечает М.И Кадырова: «Недостаток профессиональных кадров, неэффективная и многоступенчатая схема подготовки специалистов в разных вузах страны, отсутствие самостоятельного вуза и медленно формирующаяся базовая система подготовки специалистов в её целостном построении привели к тому, что до сих пор не определены
стратегия, правовая база и экономический механизм функционирования системы профессионального туристского образования применительно к различным секторам туристских связей, индустриального и социального туризма, а также отдельным сегментам социальной занятости, в том числе по таким направлениям, как социально-этническому, детско-юношескому, спортивно-оздоровительному, культурно-образовательному,
молодёжному туризму, а также поездок для лиц «третьего возраста», военнослужащих, паломников, соотечественников н других категорий населения» [2].
Поэтому, предложение Президента Республики Таджикистан, уважаемого Эмомали Рахмона о создании Института туризма, предпринимательства и сервиса как современной образовательной основой для подготовки кадров в сфере туризма на базе Института предпринимательства и сервиса, является своевременным [1] .
С целью устранения существующих проблем и совершенствования системы образования в сфере туризма предлагаем отдельные стратегические направления ее развития:
В первую очередь, формирование сети с иностранными ВУЗами, способствующий активизации сотрудничества на основе внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта предоставление качественных образовательных услуг;
Заключения соответствующих соглашений с отечественными и зарубежными образовательными организациями сферы туризма для усиления конкурентных преимуществ высших учебных заведений в сфере туризма, который способствует улучшению образования туристической сферы в отдельных вузах и страны в целом;
Создание региональных образовательных комплексов на основе заключения соглашений с базовыми предприятиями сферы туризма, который активизирует роль сотрудничества и получения студентами практического опыта в сфере туризма;
Разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий, учебных программ и спецкурсов;
Проведение ежегодных конкурсов в сфере туризма для дальнейшей дифференциации и индивидуализации в процессе обучения, который могут способствовать развитию творческих возможностей студентов с ориентацией на их специализированную углубленную подготовку, создаст условия для получения дополнительных знаний, умений, навыков;
Формирование и реализация программ инновационного и социально-экономического развития человеческого капитала за счет привлечения дополнительных материально-технических средств и финансовых ресурсов от общественных организаций, образовательных и благотворительных фондов;
Создание и внедрение эффективных механизмов финансирования и ресурсного обеспечения инновационно-образовательной деятельности вузов посредством реализации гибкой ценовой политики (приоритетные направления подготовки специалистов сферы туризма);
Ежегодно осуществлять диагностику с помощью мониторинга эффективности программ инновационного развития, особенно расширения связей с туристическим и гостинично-ресторанным бизнесом;
При планировании учебной работы в вузе, повышать роль менеджмента как научной дисциплины, в частности в междисциплинарных связях, являющаяся концептуальной базой для построения успешной карьеры менеджера в сфере туризма;
Внедрение контрактной формы для педагогических работников и создание эффективной экономической мотивации научно-педагогического и профессорско-преподавательского персонала;
Способствовать профессиональному росту работников вузов, их социальной защиты в новых неблагоприятных социально экономических условиях;
Создание благоприятных условий для дальнейшей специализации и формирования организационной культуры коллектива вуза по признаку интегрированности личности во внутренней организационный процесс, ее духовности, а также содействие развитию человеческого ресурса урегулирования конфликтных ситуаций;
Профессиональная самореализация и профессиональный рост личности на рынке труда и рынка сферы туризма.
И в конце следует резюмировать, что для реорганизации системы высшего образования для сферы туризма в Республики Таджикистан высокопрофессиональное обучение должно осуществляться в условиях эффективной организации научно-исследовательской и поисковой деятельности. Результатом деятельности вузов по подготовке бакалавров, специалистов, магистров в сфере туризма наряду с системой знаний, умений и навыков должен стать набор базовых компетенций (приоритетом должно стать освоению кросс-культурных особенностей в сфере туризма: глобализация; центризм; международные команды; иерархия; оплата труда; отношения с партнерами; совещания; обратная связь; принятия решений; советы) и развитие интеграционных качеств личности.
Специфика туризма, в которую включаются и «тяжелые» личности, требует от профессорско-преподавательского персонала умелого владения методами и принципами обучения (воспитания) в сложных современных условиях.
ЛИТЕРАТУРА
1.Послание Основателя мира и национального единства - Лидера нации, Президент Республики Таджикистан уважаемый Эмомали Рахмон Маджлиси Оли Республики Таджикистан. Душанбе, 26 декабря 2019 года. www.prezident.tj.
2. Зорин И.В., Зорин А.И. Профессиональное образование и карьера в туризме [Текст]: учебник для вузов/И.В. Зорин, А.И. Зорин; Российская международная академия туризма. — М.: Советский спорт, 2005. — 528 с.
3. Инновационное развитие профессионального туристского образования: монография/Российская международная академия туризма. — М.: Логос, 2012. -339
4. Кадырова М.И. Туристское образование в Таджикистане: состояние и проблемы. Автореферат диссертации. Душанбе - 2006 г.
5. Лагусева Н.Н. Научное сопровождение профессионального туристского образования: монография. — М., Логос, 2012. — 245 с
6. Моргунов Е.У. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст]: Учеб. пособие/Е.Г. Моргунова. — М.: Инфра, 2005. — 339 с.
7. Сангинов Д.Ш. Правовое регулирование туристской деятельности в Республике Таджикистан: проблемы и пути их рушения. Диссертация Душанбе, 2010 г., 165 с.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
Статья посвящена текущим состоянием подготовки кадров в высших учебных заведениях и пути повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров в сфере туризма в соответствии с требованиями туристического рынка.
Ключевые слова: туризм, сфера туризма, туристический рынок, подготовка кадров, повышение квалификации, человеческие ресурсы, конкурентноспособность, учебный процесс, высшее образование, мировое сообщество, глобализация, интеграция, бакалавр, специалист, магистр, рынок труда.
MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE SPHERE OF TOURISM IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN
The article is devoted to the current state of training in higher educational institutions and ways to improve the quality of training of highly qualified personnel in the field of tourism in accordance with the requirements of the tourism market.
Keywords: tourism, tourism industry, tourism market, training, advanced training, human resources, competitiveness, the educational process, higher education, world community, globalization, integration, bachelor, specialist, master, labor market.
Сведения об авторе:
Рахимов Саидали Холович - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Института предпринимательства и сервиса, Адрес: пр. Борбад, 48/5, 734055, Душанбе, Тел: 935-04-17-40, E-mail: saidali-tfi@mail. ru
About the author:
Rakhimov Saidali Kholovich - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of the Institute of Entrepreneurship and Service, Address: 48/5 Borbad Ave., 734055, Dushanbe, Tel: 935-04-17-40, E-mail: saidali [email protected]
МЕХАНИЗМХОИ ИДОРАКУНИИ СТРАТЕГИИ МУАССИСАХОИ ТАХСИЛОТИ ОЛИИ КАСБЙ
Расулов F.
Маркази тащицоти технологиях^ инноватсионии АИ ЦТ
Ниёзов И.Ш., Амаков И.Б.
Донишгохи давлатии омузгорииТоцикыстон ба номи Садриддин Айни
Хукумати Чумхурии Точикистон бар рушди сохаи маориф диккату эътибори калон медихад. Дар ин иртибот дар Крнуни Чумхурии Точикисгон «Дар бораи маориф» чунин зикр гардидасг. «1. Сиёсати давлатй дар сохаи маориф яке аз самтхои афзалиятноки сиёсати ичтимоии Чум^урии Точикистон махсуб меёбад» [1]. Ин бесабаб нест, чун ки сатхи афзояндаи ракобат, талаботи нав ба сифати хизматрасонии таълимй, ки барои конеъгардонии ниёзхои тагйирёбандаи корхонаю ташкилотхо равона гардидааст, руз то руз баландтар мегардад. Хамзамон, раванди саноатигардонй ва чахонишавии икггисодиёги Точикистон низ хамин гуна талаботи катъиро нисбат ба мутахассисони сохибкасб пешниход менамояд.
Холати бамиёномада масъулияти муассисахои тахсилоти олии касбиро барои ташкил ва гузаронидани аттестатсияи байналмилалии мутахассисони сохахои гуногун ва арзёбии мувофикати онхо ба талаботи бозори мехнати миллй, минтакавй ва чахонй зиёд намуд. Барои дар амал татбик намудани хадафи чоруми стратегии кишвар - саноатигардонии босуръати мамлакату ба талаботи бозори мехнати чахонй муносиб гардонидани малакаю махорати кормандони муассисахои тахсилоти олии касбй, зарур аст, ки шахсони масъул ба таври вокей ба механизмхои замонавии идоракунии стратегй руй оваранд.
Идоракунии стратегй аз муассисахои таълимй талаб менамояд, ки тайёрии касбии мутахассисонро бо бахисобгирии инкишофи куввахои истехсолкунандаи сатхи баланд ва истифодаи роботхо, манипуляторхо, технологияхои ракамй ва барномахои муосир ба рох монанд. Махз бо хамин рох самаранокии корхоро таъмин намудан мумкин аст.
Тайёр намудани мутахассисони ташаббускор ва сохибкасб дар Чумхурии Точикистон бояд бо назардошти ташкили сохахои нави саноат, ба монанди саноати мошинсозй, химиявй, металлургияи ранга ва саноати технологияхои иттилоотию коммуникатсионй ба рох монда шавад.
Оянда бини кадани микдори ахолии маимлакате, ки ба таълим ниёз дорад.
Саноатигардонии босуръати мамлакат хамчун вазифаи афзалиятнок дар партави Стратегияи миллии рушди Чумхурии Точикистон барои давраи то соли 2030 пешбинй шудааст, ки он се давраи баамалибарориро дар бар мегирад (солхои 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030). Хар яке аз ин даврахо хусусиятхои ба худ хос дошта, дар лахои гуногуни рушд мархчорабинихои зиёдеро фаро мегиранд.
Махсусан вазифахои микёсан бузург ба Вазорати маориф ва илми Чумхурии Точикистон гузошта шудааст. Тибки супориши Хукумат фаъолияти макоми мазкур бояд ба талаботи зикршуда мувофик гардонида шуда, нисбати тарбияи сармояи инсонй ва тарбияи касбии кадрхо таваччухи бештар зохир намояд, накшахои стратегии тайёр кардани мутахассисонро дар мувофика бо даврахои саноатигардонии иктисодиёти чумхурй омода карда, хар як муассисаи тахсилотиро бо накшахои зарурй таъмин намояд.
Бо назардошти хадафхои мазкур дар сатхи зарурй тайёр кардани кадрхо бозомузй ва такмили ихтисоси мутахассисони мавчуда зарур аст. Барои омузиши эхтиёчоти сохахои иктисодиёти миллй ба мутахассисон чихати пешбурди таълим тахлили саривактии динамикаи талабот ба хизматрасонихои таълимй кабули карорхои илман асоснок оид ба дурнамои рушди донишгоххо шароити мусоид фарохам овардан лозим меояд. Илова ба ин, дар донишгоххо барои дарёфти маблагхои зарурй ба чалби захирахои молиявии иловагй ва, пеш аз хама, захирахои гайрибучетй эътибори хоса диханд. Икдоми мазкур фишори барзиёдро ба бучети мамлакат кохиш дода, барои бехтар намудани заминахои моддию молиявии муасссисахои таълимй мусоидат менамояд.
Ба хама аён аст, ки дар шароити муосири бозори хизматрасонихои таълимй дар кишвар фаъолияти муассисахои тахсилоти олии касбй такмил дода мешавад, доираи фаъолияти онхо боз хам хубтару бехтар мегардад, ки ин истифодаи равишхои чадид, тахияи механизмхои нави босамари ташкили иктисодии идоракунии раванди таълимро такозо мекунад. Яке аз камбудихое, ки холо ба донишгоххо барои бо мувафаккият мутобик шудан ба шароити тагйирёбандаи мухити амали идоракунии стратегй таъсири манфй мерасонад, ин камахамиятии баъзе шахсони масъул нисбати пешбурди корхо мебошад.