Научная статья на тему 'Основные направления развития туристических дестинаций'

Основные направления развития туристических дестинаций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6230
660
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ТУРИЗМ / ВИД / СТАНДАРТ ГОСТЕПРИИМСТВА / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Егорова Н. Е., Киселева И. А.

В статье рассмотрены вопросы развития туристических дестинаций как территорий, имеющих определенные границы и удовлетворяющих потребности достаточно широкого круга туристов. Предметом исследования являются различные виды туристической деятельности с позиций их востребованности населением и способности удовлетворять потребности граждан в путешествиях, рекреации, познании окружающего мира и т.д. Целью исследования является выявление наиболее перспективных направлений развития туристического бизнеса в рамках рассматриваемых территориальных образований. Авторами рассмотрены как традиционные виды туристических услуг, пользующиеся устойчивой популярностью, так и инновационные направления развития туризма. К числу традиционных видов туристических услуг относятся рекреационный, культурно-познавательный, религиозный и паломнический, деловой, спортивный, лечебно-оздоровительный туризм. В основе инноваций, обеспечивающих специфику туристического бизнеса, предполагается использование не только маршрутов по уникальным природным местам, но и новые услуги: спа-процедуры на основе термальных вод и природных грязей, этнический туризм, который будет востребован туристами, желающими посетить места, где когда-то жили их предки, и т.п. В работе произведен обзор экономико-математических методов, которые целесообразно применять в процессах принятия решений по выбору туристических услуг, а также при обосновании стратегии развития туристических организаций. В результате проведенного анализа в статье сформулированы научно-практические рекомендации по развитию дестинаций, позволяющие повысить туристическую привлекательность территорий, а также наиболее полно и эффективно использовать их туристический потенциал. Сделан вывод о том, что природное и культурно-историческое разнообразие России позволяет повсеместно развивать практически все виды туризма с учетом приоритетов, обусловленных спецификой конкретной дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Егорова Н. Е., Киселева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития туристических дестинаций»

УДК 330.3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ

Н.Е. ЕГОРОВА,

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник E-mail: [email protected] Центральный экономико-математический институт

Российской академии наук И.А. КИСЕЛЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной математики

E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

В статье рассмотрены вопросы развития туристических дестинаций как территорий, имеющих определенные границы и удовлетворяющих потребности достаточно широкого круга туристов.

Предметом исследования являются различные виды туристической деятельности с позиций их востребованности населением и способности удовлетворять потребности граждан в путешествиях, рекреации, познании окружающего мира и т.д.

Целью исследования является выявление наиболее перспективных направлений развития туристического бизнеса в рамках рассматриваемых территориальных образований.

Авторами рассмотрены как традиционные виды туристических услуг, пользующиеся устойчивой популярностью, так и инновационные направления развития туризма. К числу традиционных видов туристических услуг относятся рекреационный, культурно-познавательный, религиозный и паломнический, деловой, спортивный, лечебно-оздоровительный туризм. В основе инноваций, обеспечивающих специфику туристического бизнеса, предполагается использование не только маршрутов по уникальным природным местам, но и новые услуги: спа-процеду-ры на основе термальных вод и природных грязей, этнический туризм, который будет востребован туристами, желающими посетить места, где когда-то жили их предки, и т.п.

В работе произведен обзор экономико-ма-тематических методов, которые целесообразно

применять в процессах принятия решений по выбору туристических услуг, а также при обосновании стратегии развития туристических организаций.

В результате проведенного анализа в статье сформулированы научно-практические рекомендации по развитию дестинаций, позволяющие повысить туристическую привлекательность территорий, а также наиболее полно и эффективно использовать их туристический потенциал.

Сделан вывод о том, что природное и культурно-историческое разнообразие России позволяет повсеместно развивать практически все виды туризма с учетом приоритетов, обусловленных спецификой конкретной дестинации.

Ключевые слова: туристическая дестинация, туризм, вид, стандарт гостеприимства, туристская инфраструктура

Туристическая дестинация — решающий элемент соответствующей системы. Это центр (территория) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристическая дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов.

Регион туристической дестинации является одним из самых важных в своей системе, так как сами дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит и таким образом активизируют всю туристическую систему.

Слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения». Термин «туристская дестинация» был введен Н. Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

Перспективные направления развития отдельных видов туризма на территории туристической дестинации. Природное и культурно-историческое разнообразие России позволяет развивать практически все виды туризма, включая наиболее распространенные по предпочтениям: рекреационный туризм (туризм с целью отдыха и развлечений), культурно-познавательный (включая религиозный и паломнический), деловой, спортивный, экстремальный, лечебно-оздоровительный, экологический, сельский, образовательный, научный и т.п.

В основе инноваций, обеспечивающих специфику туристического бизнеса, должны быть не только маршруты по уникальным природным местам, но и новые услуги: спа-процедуры на основе термальных вод, этнический туризм (он особенно популярен среди туристов Японии и Китая) и т.д.

Наиболее перспективными являются новые для регионов РФ виды туризма:

■ экологический (с изучением заповедников и выявлением нарушений экологии). Этот вид туризма помимо воспитания у населения бережного отношения к природе может приносить общественную пользу: сбор информации о состоянии природной среды содействует эффективной работе органов экологического надзора. В связи с этим такой вид туризма целесообразно организовать на льготной основе, что является важным фактором стимулирования спроса [8, 9];

■ этнографический. В настоящее время этот вид туристических услуг пользуется популярностью во многих странах. Однако для России он является новшеством. К этому виду примыкает и археологический туризм. В РФ есть места раскопок, которые могут заинтересовать определенные туристические группы;

■ спа-туризм (например, с организацией спа-процедур на базе минеральных источников и грязей озера Тамбукан в Приэльбрусье). Он широко распространен в развитых европейских странах (Франция, Швейцария, Германия), а также на лучших курортах Туниса, Турции и других стран. Организация этого вида путешествий вывела бы российский туризм на мировой уровень;

■ агротуризм, или сельскохозяйственный туризм (занятие земледелием и скотоводством на специально выделенных участках). В наши дни городские жители испытывают значительный стресс, связанный с излишней урбанизацией среды проживания: скученность населения, загазованность, автомобильные пробки и т.п. Работа на земле не только снимает стресс и приносит оздоровительный эффект, но и полезна своим результатом — получением экологически чистого сельскохозяйственного продукта. В то же время это вклад в проблему обеспечения населения продуктами питания. Однако не все жители городов имеют возможность приобретения и последующего содержания загородного дома или дачи. Сельскохозяйственный туризм решает эту проблему. Он уже хорошо зарекомендовал себя за рубежом.

Можно провести сравнительный анализ эффективности для потребителя двух вариантов туристических услуг: традиционного и агротуризма, осуществляемых в аналогичных условиях (по регионам, времени года и т.д.).

Деловой туризм — наиболее быстро развивающееся направление современного туризма. Это и поездки за рубеж на выставки, конференции и т.п., для кого-то — это совмещение приятного с полезным, когда удается и провести деловые переговоры, и отдохнуть в новых местах.

Паломнический туризм — путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломники широко пользуются услугами туристской индустрии. Создаются специальные туристические фирмы, организующие такие туры. Они в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических несут определенный смысл совершения обряда, а не только преследуют познавательные цели. Паломнические туры как направление туризма — относительно новое явление в туристической сфере, хотя такие путешествия люди совершали с древности, поскольку в боль-

шинстве мировых религий существует традиция паломничества.

Выбор паломнических туров поражает разнообразием. Россия известна многочисленными монастырями. Целью паломнического тура может быть посещение места, связанного с историческим событием или знаменитой исторической личностью, со святыми.

В современном мире ведущую роль среди основных видов туризма занимает культурный туризм, имеющий большое значение в социально-экономическом развитии (сохранение историко-культурного наследия, содействие охране памятников старины, архитектурных ансамблей, музеев, театров и др.). По разным оценкам, культурный туризм составляет от 10 до 35%, а кое-где даже 60% мирового потока туристов.

Проведение сервисного аудита туристской и смежной инфраструктуры туристических дести-наций. Эта инфраструктура должна обеспечивать эффективную работу и непрерывность ведения туристического бизнеса по всей технологической цепочке оказания туристических услуг. Несоответствие инфраструктуры требованиям бизнеса, ее моральное и физическое устаревание, ошибки при ее формировании наносят серьезный экономический ущерб как туристическим компаниям, так и дестинации в целом [4, с. 115]. То же самое относится и к смежной инфраструктуре, несовершенство которой наносит косвенный ущерб туристическому бизнесу.

В связи с этим основной задачей аудита является выявление узких мест, проблемных зон туристической инфраструктуры и оценка бюджета, необходимого для ее развития и модернизации в соответствии с требованиями бизнеса [2, с. 36].

Сервисный аудит туристических дестинаций предполагает проведение исследований по целому комплексу направлений:

1) оценку качества оказания услуг, соответствия его международным стандартам, в том числе наличие эффективного менеджмента и квалифицированных кадров, средств связи, транспортной и торговой сети, пунктов питания и бытового обслуживания и т.п.;

2) изучение материально-технического состояния основных фондов, обеспечивающих туристический бизнес;

3) рассмотрение финансового состояния предприятий и фирм, входящих в дестинацию.

В результате проведения аудита формируется комплект документов, необходимый для принятия обоснованного управленческого решения:

— объективная информация о состоянии туристской и смежной инфраструктур;

— список проблемных мест;

— перечень рисков, снижающих эффективность туристского бизнеса, и рекомендации по управлению рисками;

— набор вариантов развития (модернизации) инфраструктуры и их описание;

— сбалансированный бюджет на реализацию выбранного проекта совершенствования инфраструктуры и его инвестиционное обоснование.

Авторы имеют опыт финансово-экономического анализа ряда предприятий туристической отрасли, который свидетельствует о крайне неудовлетворительном техническом состоянии основных фондов значительной части фирм. В то же время привлечение внешних источников финансирования (кредитов банков) зачастую ставит учреждения в тяжелое финансовое положение.

Так, аудит одного из туристских предприятий рекреационного типа с достаточно высоким уровнем рентабельности выявил неблагоприятную ситуацию изъятия его оборотных средств в счет покрытия долговых обязательств по кредитам и налогам, превышающим размер прибыли. С использованием модельного инструментария, разработанного авторами [6, с. 244], были определены параметры внешней среды (проценты за кредит, ставки налогообложения и пр.), при которых становится возможным нормальное функционирование этого предприятия, и сформулированы рекомендации о целесообразности введения в подобных случаях налоговых льгот на модернизируемых предприятиях.

Определение параметров необходимой туристской и смежной инфраструктур дестинаций. Оно может проходить на основании различных подходов в зависимости от целей и задач исследования, а также от типов дестинаций, ориентирующихся на продвижение различных видов туризма (культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, экологического, спортивного и др.).

Различают функциональный и территориальный подходы (которые считаются основными), а также экономический, культурно-исторический, экологический, архитектурный и др., причем каждый из них предполагает использование специ-

фических показателей при оценке туристской и смежной инфраструктур дестинаций.

В методическом отношении наиболее обоснованным считается комплексное рассмотрение данной проблемы, базирующееся на сочетании различных подходов.

Функциональный подход, включающий в себя прежде всего изучение уровня благоприятности условий для оказания туристических услуг, предполагает использование следующих групп показателей:

• средства размещения туристов — количество объектов, их вместимость и комфортность;

• центры питания — количество объектов и посадочных мест, средняя обеспеченность одного посетителя обслуживающим персоналом;

• транспорт — доступность дестинации для различных видов транспорта, в том числе расстояние от пункта прибытия туриста, время в пути;

• связь — обеспечение мобильной связью, Интернетом и т.д.

К функциональным показателям относится также оценка безопасности туристской деятельности. Это совокупность общих условий, обеспечивающих отсутствие (или минимизацию в случае экстремальных видов туризма) рисков для здоровья потребителей услуг, в том числе — безопасность туристских маршрутов и объектов посещения, наличие в шаговой доступности центров и пунктов медицинского обслуживания и т.д. К этой же группе показателей примыкает оценка общего криминогенного уровня в регионе, обеспечение сохранности имущества туристов и т.д.

Территориальный подход предполагает исследование туристской и смежной инфраструктур с помощью перечисленных показателей на различных уровнях, в том числе:

• на локальном — изучение обустроенности мест посещения;

• на уровне отдельных достопримечательностей;

• на собственно региональном — оценка инфраструктурной туристской обеспеченности региона в целом и его составных частей (муниципальных округов, городов, сельских поселений);

• на межрегиональном — изучение инфраструктурного обустройства территорий, входящих в состав двух и более регионов, и т.д.

Маркетинговая стратегия туристской дестинации. Цель этой стратегии — разработка современных подходов к управлению факторами ценообразования в туристической сфере для достижения маркетинговых преимуществ на рынке.

Туризм как форма хозяйственной деятельности перспективен и привлекателен для инвестиций [7, с. 101]. На основе статистических исследований доказано, что динамика развития туризма продолжится в ближайшие десятилетия, а с помощью маркетинговых исследований обоснована рентабельность сферы по многочисленным направлениям.

Гибкость предложенной стратегии является ее преимуществом, дает возможность реагировать на любые изменения внутренней и внешней среды в коротком промежутке времени, что, в свою очередь, обеспечивает маркетинговые преимущества турфирмы.

Разработка военно-исторических маршрутов в регионе. Необходимость активизации как внутреннего, так и въездного туризма, а также создания стимулов для их развития обусловила внимание к этому направлению туристической деятельности. Между Ростуризмом и Российским военно-историческим обществом (РВИО) было подписано соглашение о сотрудничестве в этой сфере.

Военно-исторический туризм — новое, инновационное направление в туристическом бизнесе, которое имеет значительный потенциал развития по следующим причинам:

1) Россия имеет большую военную историю, составляющую важный компонент ее культурно-исторических ценностей и предмет гордости. Поэтому развитие этого вида туризма — важный козырь в обеспечении конкурентоспособности российского туристического бизнеса, его уникальности, неповторимости и, следовательно, привлекательности не только для отечественных, но и для иностранных туристов;

2) этот вид туризма может иметь широкое распространение по различным регионам России, имеющим богатую военную историю, что позволит преодолеть региональную неравномерность и диспропорции в развитии туризма по природно-климатическому и рекреационному признакам. По данным РВИО, сейчас в России имеется более 100 региональных дестинаций, где проводят реконструкцию исторических событий из различных эпох, и это число может расти;

3) развитие военно-исторического туризма будет способствовать росту экономического благосостояния региона, активизации в нем малого предпринимательства и увеличению занятости населения. В целом по миру каждое 12-е рабочее место создается туристическим бизнесом;

4) военно-исторический туризм — эффективный инструмент патриотического воспитания молодежи и передачи новым поколениям российского культурного наследия.

Развитие этого туризма может осуществляться по двум главным направлениям, имеющим различную целевую ориентацию:

1) пассивный военно-исторический туризм, ориентированный главным образом на возрастных туристов (значительную долю которых, как правило, составляют иностранные граждане). Он предполагает широкомасштабное освещение и показ исторических событий в музеях военной славы, панорамах великих битв и т.д.;

2) активный военно-исторический туризм, ориентированный преимущественно на молодое поколение. Он предполагает непосредственное участие туриста в реконструкции исторического события и представляет, по сути, театрализованное костюмированное представление.

Немалую роль в развитии военно-исторического туризма играют разработки соответствующих туристических маршрутов, которые могут быть классифицированы по времени продолжительности как однодневные, кратковременные (несколько дней, неделя), долговременные (более недели). По своему содержанию они могут различаться как унифицированные (например, либо пассивный туризм по местам боевой славы, либо только участие в исторической реконструкции) либо как диверсифицированные (одновременное посещение музея и присутствие в качестве зрителя или участника на исторической реконструкции).

Важную роль в развитии маршрутов может сыграть законопроект, в соответствии с которым транзитные иностранные пассажиры, прибывающие в крупные международные аэропорты, могут находиться без визы в нашей стране 72 часа.

Научно-практические рекомендации по этому разделу состоят в определении на основе отчетных данных и анкетных опросов потребности в военно-исторических туристических услугах для формирования сбалансированной структуры развития данного вида туристического бизнеса.

Стандарты гостеприимства туристических дестинаций. В настоящее время существуют международные стандарты в сфере гостеприимства, в том числе для средств размещения туристов, оценки качества оказываемых услуг, их сертификации и т.д. Российские стандарты оценки сферы гостеприимства имеют ряд расхождений с международными. В связи со вступлением страны в ВТО возникает актуальная проблема постепенного перехода оценки российского туристического бизнеса с учетом требований международных стандартов.

Помимо систем классификации и категоризации, принятых государственными органами управления туризмом, действуют систематизации, разработанные независимыми экспертами — авторитетными в профессиональной среде маркетинговыми компаниями, основывающимися, как правило, на таких качественных понятиях, как репутация, статус, имидж, моральный климат, стандартный набор удобств и т.д. Эти классификации существенно разнятся по странам, что значительно затрудняет сопоставительный международный анализ туристического бизнеса в целом, в частности сферы гостеприимства.

Осуществлялись попытки общей интеграции и систематизации стандартов, например, создания единой международной категоризации гостиниц. Этим проектом занимались такие ведущие организации, как Международная торговая палата, Международный союз официальных туристских организаций. Однако попытки оказались безуспешными из-за непреодолимых разногласий в подходах к оценке качества работы оборудования, разницы климатических условий и т.д.

До сих пор разработка унифицированной классификации гостиниц не увенчалась успехом. В 1989 г. секретариатом Всемирной торговой организации были разработаны рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями, которые можно считать общей платформой для унификации подходов к оценке качества гостиничных услуг.

В ряде стран образуются национальные гостиничные ассоциации (например, Российская гостиничная ассоциация), занимающиеся вопросами гостеприимства [3].

Сертификация туристических услуг является одним из важнейших механизмов управления качеством обслуживания, дающим возможность оценить

уровень услуг и подтвердить их безопасность для потребителя.

В условиях рыночной экономики в рамках индустрии гостеприимства потребитель является ключевой фигурой в реализации требований стандартов относительно качества туристических услуг, в зависимости от которого находится цена реализуемого турпродукта [1, с. 283]. Тем не менее мнение самого туриста как потребителя услуг представлено в существующих классификациях крайне недостаточно, что означает отсутствие обратной связи в системе управления индустрией гостеприимства.

Следует особо отметить, что в настоящее время в связи с повсеместным развитием информационно-коммуникационных технологий, в частности Интернета, имеется возможность учета мнений потребителей и формирования интегральной оценки рассматриваемой сферы.

С точки зрения методологии разработки синтетической и унифицированной системы стандартов оценки гостеприимства эта задача сводится к поиску компромиссных решений с использованием количественных и качественных критериев оценки качества туристических услуг.

Интеграция музеев в туристическое пространство дестинаций. Анализ сложившейся в отрасли ситуации позволяет сделать вывод о том, что в России недостаточно эффективно используется ее рекреационно-туристический потенциал [5, с. 183]. В настоящее время на долю РФ приходится менее 1,5% мирового туристического потока, в то время как потенциал развития туризма в России огромен. Он складывается:

• из природных особенностей России, характеризующихся большим разнообразием (тайга в Сибири, действующие вулканы и горячие гейзеры Дальнего Востока и Сахалина, минеральные воды Кавказа, озера Карелии, экологическая чистота и рыбные запасы Байкала, заповедники в центральной лесостепной части России и т.д.);

• из архитектурных особенностей городов (Москва, Санкт-Петербург, города Золотого кольца и т.д.) и объектов зодчества (Кижи, Соловки и т.п.);

• из культурно-исторического наследия (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Большой театр и др.).

При эффективном использовании собственного туристско-рекреационного потенциала Россия могла бы принимать до 40 млн путешественников в

год и войти в первую десятку стран, наиболее часто посещаемых туристами.

Музеи играют очень важную роль в формировании культурного туризма региона. Проблема их интеграции в туристическую индустрию является очень актуальной. Необходимо также объединение и сотрудничество стран СНГ в развитии музейного культурно-познавательного туризма.

Разработка экскурсионных программ и создание путеводителей — еще один путь развития изучаемой сферы. Необходимо учитывать взаимодействие туристических и музейных информационных систем как фактор интеграции музеев и туриндустрии.

Другим направлением интеграции является создание музейно-туристических комплексов в качестве инновационных и инвестиционно привлекательных турпродуктов. Особое внимание следует уделить комплексной визуализации музеев как основе их продвижения на туристический рынок.

Перспективы использования музейного потенциала региона в сфере туризма огромны. Одной из задач турфирм и музеев, в основном краеведческих, является разработка комплексной программы, связанной с посещением природных объектов разных регионов России.

В качестве экономико-математического инструментария для разработки научно-практических рекомендаций по управлению туристическими дестинациями целесообразно использовать методы маркетингового исследования, сравнения, анализа и синтеза, экономико-математического моделирования, прогнозирования, экспертных оценок, а также графические и табличные методы, согласование экономических интересов всех участников процесса, активизацию инвестиционно-инновационных процессов и поиск Парето оптимальных решений. Кроме того, важны такие авторские разработки, как методика прогнозирования спроса на туристические услуги; оптимизационная модель привлекательности инвестиций в турбизнесе; модели предпочтения потребителей услуг предприятий этой сферы и налогообложения в турбизнесе; динамическая модель туристического предприятия; модель делового совершенства применительно к туристическому предприятию и др.

Список литературы

1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.

2 . Елисеев М.Е. Моделирование деятельности туристско-экскурсионного предприятия // сб. науч. трудов «Проблемы регионального и муниципального управления: управление, экономика, информатика». Таганрог: ТРТУ, 2001.

3. КабушкинН.И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2005. 408 с.

4. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. М.: МЭСИ, 2011. № 5. С. 115-119.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 . Киселева И.А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С.182-185.

6 . Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма // Аудит и финансовый анализ. 2005. № 2. С. 244-245.

7. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: учебник. М.: Финансы и статистика, 2001. 208 с.

8. ХрусталевЕ.Ю., Боташева А.С. Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 28. С. 31-37.

9 .ХрусталевЕ.Ю., БоташеваА.С.-Х. Методология построения государственных федеральных и региональных программ социально-экономического развития // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 35. С. 2-15.

Financial analytics: science and experience Issues on economics

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

THE BASIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF TOURIST DESTINATIONS

Natal'ya E. EGOROVA, Irina A. KISELEVA

Abstract

Importance The article considers the questions of the development of tourist destinations as territories that have defined boundaries and which meet the needs of a broad spectrum of tourists. We discuss the various tourist activities in terms of their relevance and ability to meet the needs of citizens in travel, recreation, perception of the world around us and other matters serving as the subject of the research . Objective As the aim of the study we identify the most promising directions of development of tourism within the framework of the considered territorial entities. Methods We have considered both the traditional types of tourist services, which enj oy the sustained popularity and the innovation directions of the development of tourism . The traditional types of tourist services include recreational, cultural and educational, religious and pilgrimage, business, sports and primary wellness tourism. We emphasize that at the basis of innovation, which ensures the specifics of the tourism business, lay not only the usage of the unique natural sites, but also the new facilities as well: spa treatments on the basis

of thermal waters and therapeutic mud, ethnic tourism, which will be in demand by tourists wishing to visit the places where their ancestors have lived at some time in the history, etc. We have conducted a review of economic-mathematical methods that are viable to use in decision-making while choosing the tourist services, as well as while substantiating the development strategy of tourist organizations

Results The made analysis allowed us to formulate the scientific and practical recommendations for the development of destinations to enhance the tourist attractiveness of the territories, as well as to promote the most complete and efficient use of their tourism potential

Conclusions and Relevance We have come to the conclusion that the natural, cultural and historical diversity of Russia allows to widely develop practically all kinds of tourism, taking into account the priorities arising from the specifics of a particular destination .

Keywords: tourism destination, tourism, type, hospitality standard, tourist infrastructure

References

1. Gulyaev V.G. Turizm: ekonomika i sotsial'noe razvitie [Tourism: the economy and social development]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003, 304 p.

2. Eliseev M.E. Modelirovanie deyatel 'nosti turist-sko-ekskursionnogo predpriyatiya, sb. nauch. trudov: "Problemy regional 'nogo i munitsipal 'nogo uprav-leniya: upravlenie, ekonomika, informatika " [Modeling of the tourist-travel enterprise activities in collected papers: "Problems of regional and municipal management: management, economy, informatics"]. Taganrog, TRTU Publ., 2001.

3. Kabushkin N.I. Menedzhment turizma [Tourism management]. Minsk, Novoe znanie Publ., 2005, 408 p.

4. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Vliyanie innovatsii na konkurentosposobnost' predpriyatii turistskogo biznesa [The impact of innovation on the competitiveness of tourist business enterprises]. Ekonomika, statistika i informatika. Vestnik UMO — Economy, statistics and computer science. Bulletin of UMO, Moscow, 2011, no.5,pp.115-119.

5. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Riski pri realizatsii innovatsionnogo proekta v turisticheskoi otrasli [Risks in the realization of an innovation project in the tourism industry]. Audit i finansovyi analiz — Audit and financial analysis, 2012, no. 2, pp. 182-185.

6. Kiseleva I.A., Tsetsgee B. Optimizatsionnaya model' razvitiya turizma [An optimization model of tourism development]. Audit i finansovyi analiz — Audit and financial analysis, 2005, no. 2, pp. 244-245.

7. Moiseeva N.K. Strategicheskoe upravlenie turistskoi firmoi: uchebnik [Strategic management of a tourist company: a textbook]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2001, 208 p.

8. Khrustalev E.Yu., Botasheva A.S. Rol' ekolog-icheskogo turizma v razvitii ekonomiki regiona (na primere Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki) [The role of eco-tourism in the economic development of the region (the case of the Karachay-Cherkessia Republic)]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika — Regional economics: theory and practice, 2011, no. 28, pp.31-37 .

9. Khrustalev E.Yu., Botasheva A.S.-Kh. Metod-ologiya postroeniya gosudarstvennykh federal'nykh i regional'nykh programm sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya [Methodology of establishing of the government, federal and regional socio-economic development programs]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic analysis: theory and practice, 2013, no. 35, pp.2-15.

Natal'ya E. EGOROVA

Central Economics and Mathematics Institute, RAS,

Moscow, Russian Federation

nyegorova@mail . ru

Irina A. KISELEVA

Moscow State University of Economics,

Statistics and Informatics,

Moscow, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.