Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития туризма в промышленном регионе (на примере Пермского края)'

Проблемы и перспективы развития туризма в промышленном регионе (на примере Пермского края) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3989
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внутренний туризм / системный подход / управление качеством / государственно-частное партнерство / domestic tourism / a systematic approach / quality management / public-private partnership

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Огнева Светлана Васильевна, Кузьмина Надежда Викторовна

Развитие внутреннего туризма – стратегическая цель государства, котораядостигается реализаций мероприятий по различным направлениям развития туризма какна федеральном, так и региональном уровне. Особый интерес представляют собойпромышленно развитые регионы, среди которых Пермской край занимает особое место,поскольку обладает большими природными ресурсами и развитой промышленнойинфраструктурой, а также уникальными памятниками истории. Планы развитиярегиона, наличие развитой промышленности требуют особого внимания в организацииотдыха и оздоровления работников различных отраслей. На территории Краяреализуется государственная программа по развитию инфраструктуры туристскогокомплекса с привлечением финансовых средств за счет государственно-частногопартнерства, продвижению туристических ресурсов на внешнем и внутреннемтуристических рынках, созданию научной базы для развития туризма, внедрениюинноваций в сферу туризма. Приоритетными направлениями в развитии являютсяделовой, активный, культурно-познавательный и культурно-событийный, лечебно-оздоровительный, круизный туризм, что подтверждено исследованиями.Государственная программа предусматривает мероприятия по повышениюпривлекательности региона как туристской дестинации. В статье проведен анализпроблем и направлений развития туризма на основе системного подхода. Анализ показал,что отдельные элементы системного подхода в программе не реализуются, новозможности для их реализации имеются: развитие государственно-частноепартнерства, саморегулирования и возможностей использования туристско-информационных центров. Авторами даны предложения по внедрению государственно-частного партнерства, усилению государственного контроля и привлечению к немуобщественных организаций сферы туризма, а также по оценке квалификации персонала,мотивации организаций сферы туризма в области обеспечения качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE INDUSTRIAL REGION (THE EXPERIENCE OF THE PERM REGION)

The development of domestic tourism strategic goal of the state that is achieved by the implementation of the measures in various areas of tourism development, both at the federal level and regional. Of particular interest are industrial developed regions, among them the Perm region occupies a special place because has great natural resources and well-developed industrial infrastructure, unique monuments of history. The development plans of the region, the presence of a developed industry require special attention in the organization of rest and recovery workers in various industries. In the Region implementing the state program for development of infrastructure of the tourist complex with funding through public-private partnerships, promotion of tourism resources in foreign and domestic tourist markets, the creation of the scientific base for the tourism development, the introduction of innovations in tourism. Priority directions in development are conference and business tourism, active, cultural, educational and cultural event, primary wellness tourism, cruise tourism, which is confirmed by the research. The state program envisages measures to increase the attractiveness of the region as a tourist destination. The article analyses the problems and directions of tourism development on the basis of systematic approach. The analysis showed that the elements of the system approach in the program are not implemented, but the possibilities for their implementation are: the development of public-private partnership, development of selfregulation and the use of tourist information centers. Authors give the suggestions for the implementation of public-private partnerships, the strengthening of state control and attraction of public organizations in the sphere of tourism, evaluation, staff development, motivation of the travel industry in the field of quality assurance.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития туризма в промышленном регионе (на примере Пермского края)»

стр. 51 из 206

УДК 338.46 DOI: 10.12737/14393

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

В ПРОМЫШЛЕННОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ)

Огнева Светлана Васильевна, кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, [email protected]

Институт туризма и гостеприимства (г. Москва)

(филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Кузьмина Надежда Викторовна, менеджер ООО «Ра тур», [email protected] Московская область, г. Серпухов, Российская Федерация

Развитие внутреннего туризма - стратегическая цель государства, которая достигается реализаций мероприятий по различным направлениям развития туризма как на федеральном, так и региональном уровне. Особый интерес представляют собой промышленно развитые регионы, среди которых Пермской край занимает особое место, поскольку обладает большими природными ресурсами и развитой промышленной инфраструктурой, а также уникальными памятниками истории. Планы развития региона, наличие развитой промышленности требуют особого внимания в организации отдыха и оздоровления работников различных отраслей. На территории Края реализуется государственная программа по развитию инфраструктуры туристского комплекса с привлечением финансовых средств за счет государственно-частного партнерства, продвижению туристических ресурсов на внешнем и внутреннем туристических рынках, созданию научной базы для развития туризма, внедрению инноваций в сферу туризма. Приоритетными направлениями в развитии являются деловой, активный, культурно-познавательный и культурно-событийный, лечебнооздоровительный, круизный туризм, что подтверждено исследованиями.

Государственная программа предусматривает мероприятия по повышению

привлекательности региона как туристской дестинации. В статье проведен анализ проблем и направлений развития туризма на основе системного подхода. Анализ показал, что отдельные элементы системного подхода в программе не реализуются, но возможности для их реализации имеются: развитие государственно-частное

партнерства, саморегулирования и возможностей использования туристско-

информационных центров. Авторами даны предложения по внедрению государственночастного партнерства, усилению государственного контроля и привлечению к нему общественных организаций сферы туризма, а также по оценке квалификации персонала, мотивации организаций сферы туризма в области обеспечения качества.

Ключевые слова: внутренний туризм, системный подход, управление качеством, государственно-частное партнерство

Современная индустрия туризма в мировом хозяйстве - одна из высокоприбыльных сфер, кроме того, обладая мультипликативным эффектом, туризм стимулирует развитие торговли, строительства, транспорта, сельского хозяйства и промышленности. Важна роль туризма и в повышении качества жизни населения.

стр. 52 из 206

Развитие туризма в России является общегосударственной задачей, о чем свидетельствует принятие на государственном уровне государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» и Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года .

Прошедший год не был удачен для этой сферы деятельности. Возникло много проблем в части ответственности туристических организаций перед туристами, особенно перед туристами, выезжающими в зарубежные туры. Выездной поток туристов из России значительно превышает въездной, в то же время внутренний туризм развивается медленно, поскольку существует много проблем. Потенциал развития туризма в целом в России зависит от того, насколько велики ресурсы регионов для развития туризма и каково их состояние: финансовое, инфраструктурное, природное и т.д. В России есть регионы, обладающие большими природными ресурсами и развитой промышленной инфраструктурой. Развитие туризма в таких регионах важно не только с точки зрения поступления финансовых средств, но и обеспечения отдыхом и оздоровлением местного населения, удержанием молодежи в регионе, без которой инновационное развитие данного региона не возможно.

Один из таких регионов - Пермский край, ведущими отраслями промышленности которого считаются добывающая и нефтеперерабатывающая промышленность,

химическая промышленность, машиностроение, металлургия, лесная промышленность. Основными конкурентными преимуществами Пермского края по сравнению с другими регионами России являются: наличие природных ресурсов, основу которых составляют минерально-сырьевые ресурсы, лесные и водные ресурсы; энергоизбыточность региона и транзитное положение в транспортной сети России. В Пермском крае до 2020 года2 3 4 должна быть сформирована инновационная инфраструктура, предполагающая создание центра двигателестроения на основе Пермского кластера авиадвигателестроения, размещение производства жидкостного ракетного двигателя для ракеты-носителя «Ангара», создание центра обслуживания воздушных судов. Для осуществления стратегических планов необходимо закрепление на данной территории высококлассных специалистов. Планы развития региона, наличие развитой промышленности требуют

2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы» // СЗ РФ, 05.05.2014, № 18 (часть II), ст. 2163.

3 Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ, 16.06.2014, № 24, ст. 3105.

Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 165-р (ред.26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года» // СЗ РФ, 21.02.2011, № 8, ст. 1142.

стр. 53 из 206

особого внимания в организации отдыха и оздоровления работников различных отраслей.

Край известен культурными традициями, музеями, а также театрами: Пермский академический театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, который входит в число ведущих музыкальных театров страны, Театр юного зрителя, высокопрофессиональный театр современного балета - Театр «Балет Евгения Панфилова» и др. Пермская художественная галерея - самый знаменитый музей Края, где хранит всемирно известная коллекция Деревянной скульптуры. Галерея также одно из богатейших в России хранилище шедевров русской иконописи. В Пермском крае находится единственный на Урале архитектурно-этнографический музей-заповедник «Хохловка», который известен уникальными деревянными сооружениями XVII-XIX веков. В Соликамске открыт уникальный музей соли, в котором воссоздали технологическую цепь производства соли, существовавшую с XV века. В Пермском крае располагается музейный комплекс, посвящённый походу Ермака. В регионе находится первый в России музей-памятник жертвам тоталитарного режима «Пермь-36». Визиткой Пермского края является Кунгурская ледяная пещера - одна из самых известных туристских достопримечательностей Урала, единственная в России пещера, оборудованная для посещений. Это хорошая основа для развития внутреннего туризма Пермского края, но даже внутри страны все эти уникальные объекты малоизвестны. Несмотря на некоторую положительную динамику развития туристической отрасли в регионе в 2008-2012 годы Пермский край не занимает в России лидирующих позиций, уступая регионам-конкурентам. Местное население проявляет интерес к туристским объектам, о чем свидетельствуют данные опроса (кто и когда проводил? уточните) (табл. 1).

Таблица 1 - Рейтинг популярности и рейтинг посещаемости туристских объектов Пермского края5

Туристский объект Интерес Посещение

Белогорский монастырь 52,2% 39,7%

Горнолыжные комплексы 23,8% 11,8%

Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» 23,0% 20,6%

Чердынь 14,0% 12,3%

Музей «Пермь-36» 9,2% 10,6%

Кунгурская ледяная пещера 63,6% 68,6%

Санатории «Усть-Качка», «Ключи» 28,5% 33,6%

Краеведческий музей, художественная галерея г. Перми 18,6% 38,1%

5 Использованы данные Краевой целевой программе, утвержденной Законом Пермского края от 14.11.2008 № 332-ПК «О краевой целевой программе «Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы) (в ред. от 27 апреля 2012 г. № 30-ПК) (принят ЗС ПК 23.10.2008) // Российская газета. - № 240. - 21.11.2008..

стр. 54 из 206

Из данных таблицы следует, что внимание ко многим туристским объектам превышает действительное их посещение.

С советских времен лечебный туризм в регионе является одной из важных форм туристско-рекреационной активности населения. Благодаря давней истории

возникновения и развитой специализированной инфраструктуре, он доступен широким массам населения при социальной поддержке. Рекреация и оздоровительный туризм охватывают наиболее массовые потоки населения. Данный вид приобретает различные формы, например, отдых на даче, пригородная рекреация и отдых в природной сфере, сельский туризм. Особое распространение на территории Пермского края получили: водные маршруты на гребных и надувных судах - сплавы, горнолыжный спорт и спелеотуризм. Познавательный туризм осуществляется посредством экскурсий по историческим местам и посещения специализированных учреждений (музеев, галерей) и объектов культурной архитектуры. Монастырский комплекс на Белой горе - главный паломнический центр Пермского края.

В Пермском крае находятся такие крупные компании, как ООО «Лукойл-Пермь», ООО «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез» (ПНОС), ОАО «Минеральные удобрения», ЗАО «СИБУР-Химпром», ОАО «Уралоргсинтез», ОАО «Сорбент», ОАО «Метафракс», ОАО «Лысьвенский металлургический завод» и др., поэтому одним из самых основных видов туризма, представленных в Пермском крае, является деловой туризм. Более 45% въездного туристского потока в Пермский край - это туристы, посещающие данный регион с деловыми целями: участие в конгрессах, форумах, конференциях, симпозиумах, ассамблеях, съездах, семинарах, круглых столах, экономических встречах и ярмарках.

В Пермском крае численность экономически активного населения составляет 93,5% (по данным 2013 года), только в обрабатывающих производствах численность занятых - 23,6% от общего числа занятых [13]. Работоспособному населению необходимы условия для воспроизводства физических и умственных способностей к труду, поэтому, по нашему мнению, следует развивать активные виды туризма (велосипедный туризм, спелеотуризм, горнолыжный, сплавы), приключенческий и рыболовный туризм, охотничий, круизный, культурно-познавательный.

Тенденции в развитии видов туризма в Пермском крае исследованы с позиций теории жизненного цикла [6]. Результаты исследования показывают, что на этапе зарождения находится сельский туризм, на этапе развития - горнолыжный; на стадии насыщения - водный туризм, т.е. сплавы по рекам, поскольку остро стоит проблема

стр. 55 из 206

замусоренности берегов и утилизации бытовых отходов в населенных пунктах и в местах стоянок по маршрутам. В стадии стагнации находится познавательный туризм, на стадии спада - классический вид туризма - пешеходный. Число пешеходных путешествий резко сократилось, протяженность маршрутов упала, тропы исчезли, превратившись в короткие тропинки от автодорог и рек к экскурсионным объектам, на стадии исчезновения находится конный туризм, что связано с сокращением поголовья лошадей и в целом с социально-экономическими изменениями в сельской местности.

Государственной Программой «Развитие туризма» в Пермском крае, принятой на период 2014-2016 годы, в качестве приоритетных направлений для развития6 являются деловой, активный, культурно-познавательный и культурно-событийный, лечебнооздоровительный, круизный туризм. Программа предусматривает реализацию мероприятий по развитию инфраструктуры туристского комплекса с привлечением финансовых средств за счет государственно-частного партнерства, продвижению туристических ресурсов на внешнем и внутреннем туристических рынках, создание научной базы для развития туризма, внедрение инноваций в сферу туризма.

В ходе нашего исследования был проведен анализ проблем развития туризма в Пермском крае и принимаемых мероприятий с позиции системного подхода [12], используемого в международной практике7. Тем более что системный подход применялся при создании и реализации Краевой целевой программы 2008-2012 годов, что позволило достичь положительных результатов (увеличение доходов коллективных средств размещения по сравнению с 2006 годом в два раза; увеличение индекса численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения 7%). Все проблемы и направления по развитию туризма были распределены по элементам системы менеджмента качества на составляющие с позиций системного подхода к управлению качеством туристских услуг (табл. 2).

6Постановление Правительства Пермского Края от 14 февраля 2014 г. № 80-п (ред. от 29.09.2014) «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 7, 24.02.2014.

7 ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования.

стр. 56 из 206

Таблица 2 - Проблемы и пути развития туризма в Пермском Крае

Проблемы, сдерживающие развитие туризма Направления развития туризма

Элементы системы менеджмента качества согласно ГОСТ ISO 9001-2011: Ответственность руководства (обязательства руководства, ориентация на потребителя, политика в области качества, планирование, ответственность, полномочия и обмен информацией, анализ со стороны руководства)

Недостаточность поддержки внутреннего и въездного туризма со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Отсутствие системы и механизмов внедрения политики менеджмента качества в сфере услуг. Недостаточная последовательность и системность в стратегическом планировании мероприятий по развитию туризма. Отсутствие преемственности, межведомственного взаимодействия и недостаточное количество штатных единиц в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления, ответственных за развитие туризма. Непроработанность механизмов стимулирования органов местного самоуправления по развитию внутреннего и въездного туризма на территориях муниципальных образований. Недостаточно системное продвижение Пермского края как привлекательного направления для туристов; слабая позиционированность Пермского края на российском и международном туристических рынках. Продвижение туристических ресурсов Пермского края и создание научной базы для развития туризма. Реализация программы предусматривает как базовый элемент поддержку субъектов индустрии туризма и органов местного самоуправления в развитии туристско-рекреационного комплекса (в виде субсидий).

Элементы системы менеджмента качества согласно ГОСТ ISO 9001-2011: Менеджмент ресурсов (обеспечение ресурсами, человеческие ресурсы, инфраструктура, производственная среда)

Отсутствие туристских кластеров как основы туристского бизнеса. На территориях Края существуют разрозненные инвестиционные проекты, не увязанные в кластер. Недостаточная проработанность в туризме механизмов государственно-частного партнерства, в том числе отсутствие соответствующей законодательной базы и финансовых механизмов поддержки инфраструктурных проектов, недостаточное государственное финансирование туристической отрасли в регионе. Недостаток профессиональных кадров. Низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде муниципальных образований отсутствие средств размещения туристского класса и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры практически на всех автомагистралях); слабое развитие транспортной, инженерной инфраструктуры туристско-рекреационных территорий. Развитие инфраструктуры туристского комплекса Пермского края: создание инвестиционных проектов, основанных на кластерном подходе, привлечение инвесторов, паспортизация туристских маршрутов. Создание проектов по развитию туристской навигации. Создание и функционирование ГАУ Туристский информационный центр. Организация и проведение обучающих семинаров, мастер-классов, конференций, круглых столов.

стр. 57 из 206

Элементы системы менеджмента качества согласно ГОСТ ISO 9001-2011: Процессы жизненного цикла продукции (планирование процессов жизненного цикла продукции, процессы, связанные с потребителями, проектирование и разработка, закупки, производство и обслуживание; управление оборудованием для мониторинга и измерений)

Разработаны 7 новых туристских маршрутов: большую известность получили маршруты «Зеленая линия» и «Великий чайный путь», но их недостаточно, особенно социальных проектов. Создание инвестиционных проектов, создание и внедрение инновационных проектов; создание и реализация конкурентоспособных туристических и экскурсионных программ, программ досуга и отдыха и других инновационных проектов в сфере гостеприимства. Создание и реализация социальных, некоммерческих проектов в сфере туризма. Реализация мер основывается на применение новейших технологий, инновационных подходов в области создания и развития туристских кластеров, информационной среды и качества обслуживания туристов.

Элементы системы менеджмента качества согласно ГОСТ ISO 9001-2011: Измерение, анализ и улучшение (общие положения, мониторинг и измерение, управление несоответствующей продукцией, анализ данных, улучшение)

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туриндустрии низкая конкурентоспособность туристских продуктов Пермского края по цене и качеству. Создание и паспортизация туристских маршрутов; создание информационной базы в сфере туризма; проведение мониторинга и исследований развития туризма; создание базы для проведения добровольной сертификации объектов туриндустрии, аккредитации экскурсоводов.

Более подробно, чем это представлено в таблице, изложить проблемы развития туризма и направления их решений с помощью системного подхода к управлению качеством туристского продукта не удалось, но по результатам даже этого ограниченного анализа можно говорить о неполном применении системного подхода. Сама государственная программа явно имеет уклон на продвижение Пермского края как туристического региона с целью не только увеличения потока туристов, но и повышения миграционной привлекательности. Отдельные составляющие системы менеджмента качества, в основе которых удовлетворенность туристов, пока в государственной программе не рассматриваются, хотя вопросы качества обслуживания решаются посредством возможностей дополнительного образования. Создание, как и запланировано, туристско-информационного центра позволит не только продвигать Пермский край как туристскую дестинацию, но и внедрить территориальный индекс удовлетворенности туристов [9].

Для реализации программы предусмотрено на 2014 год всего 15354,0 тыс. руб.: из средств органов местного самоуправления Пермского края - 6000,0 тыс. руб. и иных источников финансирования - 9354,0 тыс. руб. Далее в 2015-2016 годы финансирование осуществляется практически в равных пропорциях. Иные источники - это финансирование проектов предпринимателями в рамках государственно-частного

стр. 58 из 206

партнерства. В зарубежной практике государственно-частное партнерство применяется широко (интерес к нему возрастает) в сфере науки и инновациях и предусматривает пропорциональное софинансирование общественно значимых проектов и разделение рисков между партнерами, подтверждаемое налоговым стимулированием [3]. Направления развития государственно-частного партнерства являются предметом исследования ряда специалистов, к ним можно отнести Дерябину М. [2], Ермакова А.А. [5], Емельянова Ю.С. [4]. Исследования для сферы туризма в части организации государственного партнерства принадлежат Царевой Н.В. [11], в части управления развитием - Бараблиной Э.К. [1]. Развитие этой формы взаимодействия государства и бизнеса для данного региона можно считать перспективным, учитывая усиленное промышленное развитие Пермского края. Собственно базой для развития туризма является государственно-частное партнерство, которое может взять на себя часть государственных функций - владение и управление под контролем со стороны органов управления государственной собственностью. Совершенно справедливо, что (отражено в государственной программе развития туризма) для этого нужно создать правовую базу, т. е. региональный закон о государственно-частном партнерстве. Слабо представлены в государственной программе Пермского края вопросы управления качеством туристских продуктов, например, в части усиления государственного контроля и привлечения к нему общественных организаций сферы туризма, а в дальнейшем развитие саморегулирования в туризме на территории Края [10], оценки квалификации персонала [8], мотивации организаций сферы туризма в области обеспечения качества (субсидии при внедрении систем качества и др.) [7].

Пермский край имеет высокие предпосылки развития туризма и возможности повышения его экономической эффективности. Решение проблем, указанных в статье, возможно только при взаимодействии различных уровней власти, межведомственной координации, оптимизации и консолидации, необходимых для развития инфраструктуры и иных ресурсов, на чем и основывается государственная программа развития туризма в Пермском крае. Самым эффективным способом влияния на развитие туризма является программно-целевой способ, использующий системный подход и базирующийся на расширении задач и поэтапном разрешении проблем с помощью реализации мероприятий для решения каждой из поставленных задач при государственно-частном партнерстве и развитии саморегулирования.

стр. 59 из 206

Литература

1. Бараблина Э.К. Управление развитием государственно-частного партнерства в сфере туризма: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2009. - 24 с.

2. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. - 2008. - № 8. - С. 61-63.

3. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство и инвестиции. Мировой и отечественный опыт. - М.: книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2013. - С. 81.

4. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационном развитии Экономики России: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. - М., 2012. - 59 с.

5. Ермаков А. А. Государственно-частное партнерство как основная форма взаимодействия властных и предпринимательских структур // Страховое дело. - 2012. -№ 6. - С. 8-12.

6. Зырянов А.И. Тенденции в развитии видов туризма в Пермском Крае // А.И. Зырянов, С.Э. Мышляева, З.Э. Болдырева, А.С. Воробьева, Л.Ю. Дмитриева // Географический вестник. - 2012. - № 3(22). - С. 96-100.

7. Исследование форм и методов поддержки развития туризма в регионах России: отчет о НИР (заключительный) / ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»; рук. работы С.В. Огнева; исполн. Н.А. Зайцева. - М., 2013. - 151 с. -Код ВНТИЦ 0203024530345; ГР 01201363884; инв. 02201457947.

8. Огнева С.В. Сертификация персонала: перспективы развития // Стандарты и качество. - 2012. - № 3. - С. 74-75.

9. Огнева С.В., Петрачкова З.З. Оценка эффективности деятельности туроператора при использовании некоммерческого аутсорсинга // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - № 3. - С. 98-104.

10. Петрачкова З.З., Огнева С.В. Функции саморегулируемых организаций в сфере туризма: сб. научных трудов XIII Международной научно-практической конференции «Туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». - М.: ФГБОУ ВПО «РГУТиС», 2011. - Вып. 2. - С. 363-373.

11. Царева Н.В. Организация государственно-частного партнерства в сфере туристских услуг в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. эконом. наук. - М., 2012. - 25 с.

12. Ogneva S.V. A Systematic Approach to Quality Assurance Tourism Product Development: Theory and Practice// Asian Social Science; Vol. 11, No. 7; 2015, pp. 305-311.

стр. 60 из 206

13. Численность экономически активного населения. [Электронный ресурс]: URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/permstat/ru/statistics/employment/ (дата

обращения: 21.03.2015).

PROBLEMS AND PROSPECTS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE INDUSTRIAL REGION (THE EXPERIENCE OF THE PERM REGION)

Svetlana Ogneva,

PhD in Engineering sciences, Associate Professor, leading research associate,

[email protected]

Institute of Tourism and Hospitality (branch) Russian State University of Tourism and Service

Moscow, Russian Federation

Nadezhda Kuzmina, manager of LLC «RA Tour» [email protected] Moscow region, Serpukhov, Russian Federation

The development of domestic tourism - strategic goal of the state that is achieved by the implementation of the measures in various areas of tourism development, both at the federal level and regional. Of particular interest are industrial developed regions, among them the Perm region occupies a special place because has great natural resources and well-developed industrial infrastructure, unique monuments of history. The development plans of the region, the presence of a developed industry require special attention in the organization of rest and recovery workers in various industries. In the Region implementing the state program for development of infrastructure of the tourist complex with funding through public-private partnerships, promotion of tourism resources in foreign and domestic tourist markets, the creation of the scientific base for the tourism development, the introduction of innovations in tourism. Priority directions in development are conference and business tourism, active, cultural, educational and cultural event, primary wellness tourism, cruise tourism, which is confirmed by the research. The state program envisages measures to increase the attractiveness of the region as a tourist destination. The article analyses the problems and directions of tourism development on the basis of systematic approach. The analysis showed that the elements of the system approach in the program are not implemented, but the possibilities for their implementation are: the development of public-private partnership, development of selfregulation and the use of tourist information centers. Authors give the suggestions for the implementation of public-private partnerships, the strengthening of state control and attraction of public organizations in the sphere of tourism, evaluation, staff development, motivation of the travel industry in the field of quality assurance.

Keywords: domestic tourism, a systematic approach, quality management, public-private partnership

References:

1. Barablina E.K. Upravlenie razvitiem gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere turizma [Managing the development of public-private partnerships in tourism]: Candidate of Economics’ dissertation: author’s abstract. Мoscow, 2009. 24 p.

стр. 61 из 206

2. Deryabina M. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teorija i praktika [Public-private partnerships: theory and practice] // Voprosy ekonomiki [Problems of Economics]. 2008. Iss. 8. PP. 61-63.

3. Emelianov Y.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i investicii. Mirovoj i otechestvennyj opyt [Public-private partnerships and investments. International and domestic experience]. Moscow: Publishing house «LIBROKOM», 2013. P. 81.

4. Emelianov Y.S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v innovacionnom razvitii ekonomiki Rossii [Public-private partnership in innovation development of economy of Russia]: Doctor of Economics’ dissertation: author’s abstract. Moscow, 2012. 59 p.

5. Ermakov A.A. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak osnovnaja forma vzaimodejstvija vlastnyh i predprinimatel'skih struktur [Public-private partnership as the main form of interaction of government and business organizations] // Страховое дело [Insurance business]. 2012. Iss. 6. PP. 8-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zyryanov A.I. Tendencii v razvitii vidov turizma v Permskom krae [Trends in the development of tourism in Perm region] / A. Zyryanov, S. Myshlyaeva, Z. Boldyreva, A. Vorobyova, L. Dmitrieva // Geograficheskij vestnik [Geographical Bulletin]. 2012. Iss. 3(22). PP. 96-100.

7. Issledovanie form i metodov podderzhki razvitija turizma v regionah Rossii [The forms and methods of support of the tourism development in the regions of Russia]: research reports (final) / Russian State University of Tourism and Service; the work of S.V. Ogneva; the execution N.A. Zaitseva. Moscow, 2013. 151 p. Code report 0203024530345; GR 01201363884; inv. 02201457947.

8. Ogneva S.V. Sertifikacija personala: perspektivy razvitija [Personnel Certification: prospects of development] // Standarty i kachestvo [Standards and Quality]. 2012. Iss. 3. PP. 7475.

9. Ogneva S.V., Petrachkova Z.Z. Ocenka jeffektivnosti dejatel'nosti turoperatora pri ispol'zovanii nekommercheskogo autsorsinga [Assessment of the effectiveness of the operator when using non-commercial outsourcing] // Nauka i biznes: puti razvitija [The development of Science and business]. 2013. Iss. 3. PP. 98-104.

10. Petrachkova Z.Z., Ogneva S.V. Funkcii samoreguliruemyh organizacij v sfere turizma [Functions of self-regulatory organizations in the field of tourism]: sb. nauchnyh trudov XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Turizm i servis: podgotovka kadrov, problemy i perspektivy razvitija» [Collection of scientific papers of the XIII International

стр. 62 из 206

scientific-practical conference «Tourism and service: training, problems and prospects of development»]. Moscow: RSUTS, 2011. Vol. 2. PP. 363-373.

11. Tsareva N.V. Organizacija gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere turistskih uslug v Rossijskoj Federacii [Organization of public-private partnership in the sphere of tourist services in the Russian Federation]: Candidate of Economics’ dissertation: author’s abstract. Moscow, 2012. 25 p.

12. Ogneva S.V. A Systematic Approach to Quality Assurance Tourism Product Development: Theory and Practice // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, Iss. 7. PP. 305-311.

13. Chislennost' jekonomicheski aktivnogo naselenija [Economically active population]:

URL: http://permstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/permstat/ru/statistics/employment/

(Accessed on March 21, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.