Научная статья на тему 'Основные направления развития современной системы высшего образования'

Основные направления развития современной системы высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4146
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ УНИВЕРСИТЕТА / RECREATIONAL FORMATION / TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF THE FORMATION / MODEL OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимова Наталья Константиновна

В статье обобщены и систематизированы основные направления развития современной системы высшего образования: информатизация, демократизация, децентрализация, дерегуляция, наднациональность, аксиологизация. Опираясь на эти направления и будет строится модель университетов будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алимова Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main trends of the development of the modern system of the higher education

In article are generalised and systematized main trends of the development of the modern system of the higher education: informatization, democratization, decentralization. Resting in these directions and will is built model university future.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития современной системы высшего образования»

Алимова Наталья Константиновна

доцент, к.э.н. НОУ ВПО ИГУПИТ, Alimova N.K. candidate of the economic sciences E-mail: 123-ank@mail.ru

Основные направления развития современной системы высшего

образования

Main trends of the development of the modern system of the higher education

Аннотация: В статье обобщены и систематизированы основные направления развития современной системы высшего образования: информатизация, демократизация,

децентрализация, дерегуляция, наднациональность, аксиологизация. Опираясь на эти направления и будет строится модель университетов будущего.

Ключевые слова: Развлекательное образование, тенденции развития образования, модель университета.

The Abstract: In article are generalised and systematized main trends of the development of the modern system of the higher education: informatization, democratization, decentralization. Resting in these directions and will is built model university future.

The Keywords: Recreational formation, trends of the development of the formation, model of the university.

Какой должна быть модель университета однозначного ответа на этот вопрос сегодня нет. Тем не менее, определенные выводы современные исследователи пытаются сделать на основе анализа тенденций развития университетов в мире. Университеты (так считается, но это правомерно отчасти) во все времена представляли собой самоуправляемые, относительно автономные организации.

Структура первых университетов на первый взгляд была проста — совокупность кафедр, управляемых ректором. В средние века университеты имели факультетскую структуру. Один факультет — общеподготовительньй. На нем преподавались «семь свободных искусств». После изучения грамматики и основ диалектики (такое название имела логика) студент получал степень бакалавра искусств, а по изучению полного курса (философия, арифметика, геометрия, астрономия и теория музыки) — степень магистра искусств. Затем он имел возможность специализироваться на любом из трех факультетов (богословском, медицинском или юридическом) и получить степень бакалавра или магистра по соответствующему направлению (табл. 1.).

Таблица 1.

Эволюция места и характера знаний в университете

Эпоха, вид университета Основа стратегии образования Какие возможности получает студент

Раннее средневековье Семиотика языков: грамматика, логика, риторика Усвоение омертвленного, прошлого знания, полученного умозрительным путем

От университета Гумбольдта до классических университетов XX века Наука и естественнонаучные методы Постижение знания в процессе его теоретического получения с опорой на эксперимент

Университеты конца XX — начала XXI веков Методологии исследования, проектирования и менеджмента (желательная) Постановка будущих задач познания, имеющего конечной целью создание нового (в качестве миссии)

В эпоху раннего средневековья университеты использовали принципы, известные со времен поздней римской античности. Основоположники семиотики (общей теории знаковых систем) обратили внимание на то, что части общей средневековой подготовки бакалавра искусств совпадают со структурой их науки. Это давало выпускникам возможность получать омертвленное, прошлое знание в первое время из церковных книг и богословских текстов (табл. 1.). Основой же стратегии образования в классических университетах, начиная с Гумбольта, является наука и научные методы. Такое образование давало выпускникам новую возможность понимать знания «живьем» в настоящем, в процессе их становления. Они были недостаточны для предвидения будущего.

Сегодня много говорится о том, что существующие университеты - университеты XXI века призваны преодолеть этот барьер. Вооружая выпускников инновационными методологиями исследования, на базе технологий развлекательного образования, которое базируется на проектном мышлении, они должны дать возможность постановки будущих задач познания и бифуркационно-циклической детерминации будущего. В свою очередь необходимо констатировать - развлекательное образование поддерживает, развивает и частично обновляет проектное мышление. Развлекательное образование учит предвидеть будущее, мгновенно реагировать на происходящие изменения и впитывать информацию клиповым методом [5].

Обобщая изложенное можно утверждать, что развлекательное образование является ядром инноватизации, как ведущей тенденции развития системы образования.

Информатизация. Информатизация обычно ассоциируется с компьютеризацией и освоением технических средств обучения. Это действительно очень важный момент в становлении новой системы образования. Обычно, рассматривая проблемы информации, выделяют так называемую проблему «информационного взрыва». Однако в настоящий момент существо проблемы в другом. Мы живем в эпоху цивилизационного разрыва. Эти разрывы, прежде всего, связаны с тем, что дети и родители осуществляют деятельность по разным информационным технологиям. Компьютерная грамотность, компьютерная культура проникла во все поры жизнедеятельности молодых. Появились понятия «виртуальный

человек» «виртуальщик», т. е. человек, живущий не ценностями реального мира, а склонный полностью погружаться в «придуманный мир», «мир теней», «зеркальный мир» и т. д. Некоторые образовательные учреждения не остались в стороне от этих глобальных тенденций. Однако большинство современных университетов и их преподавательский корпус в первую очередь не готовы содержательно, а следовательно, и технологически к произошедшим изменениям. Пока существует настоящий контингент профессорско-преподавательского состава, это положение будет изменяться крайне медленно. Для смены тенденции необходимы радикальные мероприятия. Но такого рода изменения не приемлет в настоящее время социально-производственная инфраструктура, т. е. экономика страны и вуза в целом.

На сегодняшний день одним из основных направлений информатизации отечественного образования остается формирование информационной культуры. Некоторые исследователи считают, что это направление требует комплексного и интегрированного подхода, так как в большинстве концепций информатизации образования информационная культура понимается узкопрофессионально - как профессиональная характеристика современного специалиста в области применения информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Однако в современном быстроизменяющемся мире и обществе информационную культуру следует рассматривать как степень сформированности человека для органичного вхождения в цивилизацию знания и риска. Информатизация вводит личность в пространство культуры общества; как достигнутый уровень организации знание порождающих процессов. Развлекательное образование ставит на новый уровень степень удовлетворения людей в информационном общении, изменяет радикальным образом уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающей целостную картину мира, предвидение последствий принимаемых решений. Поэтому решение проблемы формирования информационной культуры представляется одной из важнейших в ходе модернизации и информатизации отечественного образования. Обобщая изложенное можно утверждать, что развлекательное образование является ядром информатизации, как ведущей тенденции развития системы образования.

Анализ данной тенденций развития высшего образования показывает её сложную и динамическую структуру. Информатизация требует рациональной организации в интересах дальнейшего научно-технического, социально-экономического и экологоориентированного совершенствования общества. Информатизация как одна из главных тенденций развития высшего образования представляет собой сложнейшую и весьма актуальную научноорганизационную и социальную проблему, которая непосредственно воздействует на экономику всех структурных составляющих эдукологической сферы. Для решения этой проблемы необходимы скоординированное и постоянное взаимодействие специалистов образования и науки, а также эффективная поддержка этого взаимодействия со стороны государственной власти и органов местного самоуправления.

Другой стороной данной тенденции является методологическая проблема, связанная с взаимодействием субъектов интеллектуального труда. Для систем реального мира при рассмотрении взаимодействия систем (физических систем) действуют законы сохранения массы и энергии. Для системы образования значимы законы взаимодействия субъектов интеллектуального труда. Это качественно иные законы взаимодействия. Информационные потоки, проблемы взаимодействия для участников интеллектуального труда необходимо рассматривать более широко, как многовариантное образование.

Демократизация. Демократизация - одна из ведущих тенденцией развития всей

общественной системы, составной частью которой является институт высшего образования. Она выражается в растущей децентрализации управления системы образования вузов, является важнейшей тенденцией функционирования и развития высшего образования. На данной тенденции необходимо остановиться подробнее, что будет сделано далее, когда будут рассматриваться персонологические проблемы развлекательного образования [4]. В состав мировых и отечественных тенденций развития системы образования входят тенденции, связанные с приобретением самостоятельности различными уровнями управления образованием, в том числе и образовательными учреждениями, что непосредственно связано с демократизацией, как ведущей тенденцией развития системы образования. В результате рассмотрения данной тенденции необходимо констатировать, что развлекательное образование является ядром демократизации, как тенденции развития системы образования несущей глобальные характеристики.

Децентрализация. В основе процесса децентрализации национальных образовательных систем лежат идеи и ценности рыночной экономики. Рыночная экономика требует демократического устройства всех уровней государственного управления, т.к. без этого нельзя создать условия для справедливой рыночной конкуренции. С другой стороны, рыночная экономика не терпит излишней централизации в системе принятия решений и требует закрепления определенных властных и финансовых полномочий за местными органами, непосредственно соприкасающимися с субъектами экономической и социальной жизни. При этом одновременно преследуются цели повышения эффективности использования бюджетных и иных источников финансирования образования, проявляется более утилитарный взгляд на главное значение образования как на институт формирования кадров для рынка [4].

Несмотря на значительные различия в отдельных странах, обусловленные разной политической структурой, социально-экономическими особенностями государств, различиями в структуре образования, общим в процессе децентрализации образования является передача полномочий, в том числе финансовых, нижестоящим уровням управления образованием. Децентрализация не просто расставляет по новому акценты изменения системы образования, а являясь мощным диверсифицирующим механизмом, выводит всю проблематику на другой уровень.

В то же время процесс децентрализации не означает умаления роли центральных государственных органов власти, прежде всего, применительно к решению проблем экономической безопасности. Центральные государственные органы власти остаются ответственными за выработку общенациональной политики и регулируют деятельность местных органов власти посредством законодательных актов и системы межбюджетных трансфертов.

Дерегуляция. Общемировая тенденция проявляется в проводимой многими странами политике дерегулирования системы высшего образования, которая заключается в предоставлении нижестоящим структурным составляющим больших полномочий и автономии. Применительно к проблематике экономической безопасности происходит снижение доли государственных расходов в обеспечении потребностей высших учебных заведений. Это характерная черта последних десятилетий для абсолютного большинства развитых стран мира и, особенно, для стран с переходной экономикой. Практически во всех развитых странах вложения средств в инфраструктуру вузов сократились ниже уровня, необходимого для поддержания устойчивости. Это вызвано, в частности, переходом к массовому высшему образованию и тем, что правительства, видя спрос населения, работодателей на высшее образование, стараются переложить часть расходов на их «плечи»

[3]. Экономическая безопасность в этом случае решается, как проблема, на другом уровне организации процесса передачи знаний. Дерегуляция есть значительнейшая диверсификация всей системы высшего образования.

Дерегуляция также выражается в избавлении от ранее установленных правил и норм в сфере образования. Дерегуляция направлена на расширение рамок возможностей реализации поставленных целей - дать больше свободы и возможностей образовательному учреждению, обучающимся, родителям, общественности. В целом считается, что дерегуляция необходима для того, чтобы образовательное учреждение было ближе к семье, детям, лучше учитывала индивидуальные потребности людей, как обучающихся, так и работодателей. Другой стороной дерегуляции является возможность образовательным учреждениям самим решать, в каком объёме им целесообразно внедрять развлекательное образование. Не останавливаясь подробно на данной тенденции можно тем не менее утверждать - развлекательное образование является ядром дерегуляции, как ведущей тенденции развития системы образования

Наднациональность. В цивилизованных странах мира идет перманентный и напряженный процесс совершенствования национальных систем образования с учетом ведущих мировых тенденций, отечественных образовательных традиций. Модернизация и диверсификация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение качества обучения, выработку целостной системы фундаментальных знаний, навыков самостоятельного творческого мышления. В этих условиях усиливается потребность социологического осмысления реформирования образования как социального института. На первый план, по мнению исследователей, здесь выдвигаются две группы проблем: теоретикометодологические, затрагивающие концептуальную основу образовательной деятельности, и организационно-методические, педагогические, обусловливающие учебно-технологическую сторону этой деятельности.

Рис 2. К вопросу о смене приоритетов

Аксиологизация. Аксиологизация образования определяет состав и иерархию ценностей, которые не только придают направленность будущей профессиональной деятельности студента, но и определяют его взаимодействие с миром и с людьми. Благодаря своей целостно-ориентирующей функции образовательный процесс выводит студентов в сферу мировоззренческого осмысления социальной и образовательной реальности [1].

Аксиологическая тенденция рассматривает проблематику нового осмысления процесса образования как восхождения самой личности к ценностям культуры и науки (рис 3).

НОВАЯ ЗШССИЯ НОВЫЕ ^АДАЧИ НОВЫЕ ПОДХОДЫ

I

НОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Рис. 3. От новой миссии к новой структуре

Принципиально необходимым в этой связи является обращение к понятию аксиологизации - ведущей современной тенденции развития системы образования. Обычно аксиологизация рассматривается в следующих значениях как:

- компонент гуманизации образования, поскольку в теории и в реальной практике она определяет состав и иерархию ценностей образования;

- метод, целью которого выступает развитие креативных и ценностных свойств личности, без которых невозможен акт творчества, самостоятельной деятельности человека по достижению высоких результатов, значительных целей жизни, профессионального роста;

- процесс, соединяющий в себе обозначенные аспекты развития образовательной деятельности учебного заведения и личности студента;

- система мер инноватизации образовательного процесса, ведущих к усилению ценностно-смысловой направленности обучения и воспитания;

- совокупность условий (факторов), способствующих развитию сущностных характеристик личности;

- органическая часть культурологии образования, ибо она обеспечивает трансляцию ценностей культуры и диалога культур, раскрывает своеобразие каждой культуры с учетом того, что система ценностей есть матрица культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалев А.А., Ганжин В.Т., Дергач А.А.. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии (и акме) как интегральная формула здоровья, самопознания, самоопределения и творческого самоутверждения человека). // Мир психологии. Научно-методический журнал. Московский психолого-социальный институт НПО «МОДЭК». Москва-Воронеж. 2000-стр. 101-102).

2. Васильчук Ю. А. Социальное развитие человека в ХХ веке//общественные науки и современность «Наука»» М.: №1, 2001.

3. Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 1997, № 3.

4. Звонников В.И., Пугач В.Н., Голубев В.В., Алимова Н.К. Эдукологическая персонология: исходные понятия. Монография. М.: ИГУПИТ, 2011. - 218 с.

5. Пекар Валерий, Введение в экономику впечатлений// http://www.management.com.ua/marketing/mark212.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.