Научная статья на тему 'Основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности на среднесрочную перспективу'

Основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности на среднесрочную перспективу Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1374
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / FOOD SECURITY / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / FOOD MARKET / УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / FOOD CONSUMPTION LEVEL
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности на среднесрочную перспективу»

УДК 631.14

Основные направления развития пищевои и перерабатывающей промышленности

на среднесрочную перспективу

Ключевые слова: продовольственная безопасность; продовольственный рынок; уровень потребления продовольствия.

Е.Б. Скрынник, канд. техн. наук Министр сельского хозяйства Российской Федерации

Продовольственное обеспечение населения страны имеет первостепенное социальное и политическое значение и является важнейшей задачей государства. Гарантированная физическая и экономическая доступность продуктов питания для каждого жителя в необходимом количестве для активной и здоровой жизни - важнейший фактор социальной стабильности, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г., к числу главных направлений обеспечения национальной безопасности в среднесрочной перспективе отнесена продовольственная безопасность. Положения Стратегии нашли свое детальное развитие в разработанной Минсельхозом России Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Важнейшую роль в обеспечении населения разнообразными продуктами питания в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания, играет пищевая и перерабатывающая промышленность. Эта отрасль включает около 30 подотраслей и объе-

диняет порядка 70 тыс. предприятий и организаций. Здесь работает свыше 1,5 млн человек. Налоговые поступления от пищевой промышленности формируют более 15 % доходов бюджета страны. И задача состоит в том, чтобы обеспечить модернизацию и дальнейшее динамичное развитие этой отрасли для более полного удовлетворения потребностей нашего общества.

В условиях кризиса

В последнее десятилетие пищевая промышленность развивается высокими темпами и входит в число ведущих отраслей экономики страны по объемам выпуска продукции. Ее доля в структуре промышленного производства России составляет около 16 %, что характеризует отрасль как одну из ведущих в реальном секторе экономики. 2008 г. отмечен продолжением и укреплением позитивных тенденций в развитии отечественной пищевой промышленности.

Увеличение производства мяса сельхозтоваропроизводителями позволило сохранить положительную динамику промышленного производства основных видов мясной продукции. Так, по сравнению с 2007 г. выработка мяса и субпродуктов I категории в 2008 г. выросла на 11,6 %, мясных полуфабрикатов - на 10,7 %, мясных консервов - на 11,2 %.

Также превышен уровень 2007 г. по производству сухого цельного молока - на 6,6 %, масла животного - на 2,2, молочных консервов - на 14, колбасных изделий - на 1,4%, сахара-песка из сахарной свеклы - на 7,8, кондитерских изделий - на 4, овощных консервов - на 19,2, майонеза - на 6, минеральных вод - на 10,2 % и др.

Хлебопекарная, мукомольно-крупя-ная и макаронная отрасли в настоящее время обеспечивают насыщение потребительского рынка, в связи с чем объемы их производства не растут.

Среди отраслей, вырабатывающих социально-значимые продукты питания, наилучших результатов в 2008 г. достиг свеклосахарный подкомплекс страны. Заводы отрасли переработали 24,2 млн т сахарной свеклы и достигли рекордного уровня за всю историю

российской сахарной промышленности производства сахара из сахарной свеклы - 3,5 млн т, что составило 59 % от общего объема производства сахара.

Однако последствия глобального финансового кризиса привели к замедлению темпов роста промышленного производства.

Отличительной чертой 2008 и 2009 гг. в сравнении с предыдущими годами является заметное снижение темпов роста производства, вызванное мировым финансово-экономическим кризисом.

В 2008 г. индекс производства пищевых продуктов составил 101,1 % против 106,1 % в 2007 г. Спад индекса производства составил 5 % и наблюдался в каждом третьем субъекте Российской Федерации. По оперативным данным Росстата, в целом индекс производства пищевых продуктов за январь - сентябрь 2009 г. составил 98 % против 103,8 % в январе - сентябре 2008 г. Кризис сказался не только на темпах экономического роста, но и на рынках продовольствия, где цены пошли вверх.

Но и в условиях кризиса отрасль оставалась в целом рентабельной. Средний уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ и услуг) за 2008 г. составил 10,8 % против 10,5 % в 2007 г. В то же время вызывает обеспокоенность низкий уровень рентабельности продукции в таких отраслях, как мясная, молочная, сахарная, масложировая, связанных с переработкой сельскохозяйственного сырья.

Состояние отрасли

Несмотря на высокие темпы роста в последнее десятилетие, пищевая и перерабатывающая промышленность России в целом не отвечает имеющимся вызовам времени, находится в состоянии, не обеспечивающем растущие потребности населения, значительно отстает от уровня развитых стран.

Это одна из причин того, что внутренний рынок России в значительной степени зависит от импорта, тенденция к росту которого сохраняется, особенно по животноводческой продукции. Так, в 2008 г. импорт мяса (кроме мяса

птицы) увеличился на 14,9 %, молока и сливок сухих и сгущенных - на 21,3, масла сливочного - на 8,1 %. Все это значительно снижает экономическую безопасность и ущемляет национальные интересы.

Пищевая и перерабатывающая промышленность страны в основном сформировалась еще в дореформенный период, а размещение ее предприятий складывалось в условиях планового хозяйства. Они возводились в районах с наибольшими и наилучшими источниками сырья, либо в районах потребления продукции. Отрасли, производящие многие виды пищевой продукции (сахарная, масложировая, первичное виноделие, консервная, крах-малопаточная, спиртовая), тесно привязаны к сырьевой базе и их размещение возможно только в ограниченном числе регионов, в которых расположены источники сырья.

Существующие мощности подавляющего большинства перерабатывающих предприятий, возведенных в основном еще в советское время, морально и физически устарели и требуют модернизации с использованием инновационных технологий.

Механизация труда в подотраслях пищевой промышленности составляет 40-60 %, более 50 % трудоемких операций выполняется вручную. Лишь 8 % действующего оборудования работает в режиме автоматических линий. Во многом вследствие низкого технического уровня отечественных предприятий производительность труда на них в 2-3 раза ниже, чем на аналогичных предприятиях развитых стран.

Положение усугубляется тем, что более трети парка машин и оборудования отработало уже два амортизационных срока, степень износа основных средств во многих подотраслях составляет 60-70 %. Обновление парка оборудования в настоящее время не превышает 3-4 % вместо необходимых 810 % в год. Следствия этого - низкое, нестабильное качество выпускаемой продукции, перерасход сырья и неоправданно большое количество внутризаводского брака.

В пищевых отраслях образуется до 45 млн т вторичных ресурсов и отходов в год, в том числе в сахарной промышленности - 16, спиртовой - 11, молочной - 10, мукомольной-крупяной -4,5, мясной - 1,0 млн т. Это ценное сырье, содержащее белки, углеводы, жиры, минеральные вещества, витамины. В настоящее время значительная часть вторичных ресурсов используется неэффективно, нередко направляется в отвалы или выливается в водоемы, что наносит большой экологический ущерб природе.

Серьезное препятствие для инновационного развития пищевой промышленности составляет ее неудовлетворительное обеспечение машинами и оборудованием отечественного производства. Из 6,6 тыс. наименований технических средств, необходимых для обеспечения современного уровня и конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности, в России производится только 2,3 тыс. При этом лишь 19 % из них отвечает мировому уровню, т. е. за счет отечественного машиностроения предприятия могут комплектоваться даже не самым современным оборудованием только на 35 %.

Задача - модернизация отрасли

В ближайшее десятилетие структурная перестройка экономики, вызванная процессами глобализации, ставит перед нами задачу построения нового контура пищевой и перерабатывающей промышленности, способного повысить конкурентоспособность вырабатываемой продукции, особенно в отраслях, определяющих продовольственную безопасность страны.

Формирование современного типа промышленности с высокой инновационной составляющей и новым технологическим укладом потребует определенного времени и масштабных инвестиций в развитие НИОКР, создания новых технологий и оборудования и внедрения их в производство. Наряду с этим будет происходить процесс вовлечения в хозяйственный оборот новых видов сырья, вспомогательных материалов, новых источников и видов энергии.

Уже в настоящее время рост цен на топливно-энергетические, водные ресурсы приведет к значительному снижению прибыли предприятий и удорожанию вырабатываемой продукции. Это должно служить сигналом бизнесу для вкладывания средств в научные разработки, дающие значительный экономический эффект. Роль государства в финансировании новых научных перспективных направлений, где намечается максимальная экономическая отдача, должна быть расширена с увеличением бюджетного финансирования.

Учитывая заметное отставание отечественных научных разработок в области технологий и оборудования для проведения модернизации подотраслей пищевой и перерабатывающей промышленности представляется необходимым использование передового зарубежного опыта в этой сфере.

Мы стоим на пороге коренных сдвигов в обеспечении эффективности производства продуктов питания, подоб-

ных тем, которые происходят в сфере информационных технологий, связи и транспорта. Развитие нано- и биотехнологий уже сегодня в промышленно развитых странах оказывает серьезное воздействие на производство продуктов питания, востребованных рынком.

Эти новые направления в развитии производства продуктов питания позволяют создавать новые ниши на продовольственном рынке, придавая мощный импульс для увеличения объемов выработки продукции и росту экономики в этих отраслях.

Если биотехнологии широко применяются в различных отраслях пищевой промышленности России, как в основном производстве, так и при утилизации отходов, очистке сточных вод, то к разработке нанотехнологий мы только приступаем. Учитывая высокую экономическую и социальную значимость этих научных направлений в производстве новых пищевых продуктов, российской науке, работающей в этих областях, необходимо придать им приоритетное значение.

По мнению ряда российских и зарубежных специалистов, гигантский потенциал развивающихся био- и нано-технологий в области агропромышленного производства позволит не только более рационально использовать посевные площади, но и улучшить качество и безопасность производимых продуктов питания, решить проблемы их длительного хранения и транспортировки.

С учетом анализа тенденций мирового продовольственного рынка должна выстраиваться и долгосрочная стратегия развития отечественной пищевой промышленности, что позволит нам иметь возможность успешно преодолевать внешние угрозы и риски, повышать конкурентоспособность вырабатываемой продукции и занять доминирующее положение на внутреннем рынке.

Достижение этих целей ставит перед отечественной наукой новые задачи по созданию экологически безотходных технологий с применением биотехнологических процессов, современных методов контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов, белковых препаратов, композитов с заданными свойствами. Изменение характера труда современного человека и демографической структуры общества требуют разработки технологий для производства продуктов функционального, профилактического, лечебного, детского и геродиети-ческого питания, современных технологий хранения и транспортировки продовольственного сырья и пищевой продукции.

Государственное регулирование отрасли

Создание эффективно функционирующей пищевой и перерабатывающей промышленности объективно нуждается в регулировании со стороны государства и должно включать экономические, организационные и административные меры.

Скорость технологического обновления промышленности, диверсификация производства, темпы наращивания выпуска продукции в большой мере зависят от того, насколько инвестиционные возможности предприятий промышленности сопряжены с финансово-кредитной системой государства, способной оказывать позитивное воздействие на развитие экономики за счет выделения целевых кредитов для долгосрочных инвестиций.

Важным направлением государственной политики, направленной на повышение финансовой устойчивости предприятий в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., следует считать предоставление инвестиционных кредитов на срок до восьми лет для строительства мясохладобоен, пунктов по первичной переработке сельскохозяйственных животных и молока, включая холодильную обработку и хранение мясной и молочной продукции, строительство объектов по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур (сои, пшеницы, ржи, кукурузы, рапса, нута).

Учитывая большую значимость пищевой промышленности для улучшения демографического положения в стране, недопущения социальной напряженности, участие федерального бюджета в предоставлении субсидированных кредитных ресурсов должно быть расширено.

Государственная политика регулирования импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия за последние годы значительно активизировалась и уже приносит результаты.

В рамках реализации правительственной Программы антикризисных мер проводится таможенно-тарифное регулирование импорта отдельных видов пищевой продукции и сырья, направленное на импортозамещение и увеличение производства отечественной пищевой продукции.

Приняты следующие постановления Правительства Российской Федерации:

«Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. № 786 и от 16 сентября 2008 г. № 695» от 15 апреля 2009 г.;

«О временной ставке таможенной пошлины на кукурузный и маниоковый крахмалы» от 15 апреля 2009 г.;

«О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов тропических масел» от 22 апреля 2009 г.;

«О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов тропических масел» от 8 мая 2009 г.

Специфика работы предприятий пищевой промышленности заключается в том, что основной объем вырабатываемой продукции рассчитан на внутреннее потребление и ограничен спросом, определяемым рациональными нормами потребления продуктов питания. С одной стороны, предприятия отрасли должны планировать выпуск достаточного объема различных видов продукции для обеспечения физической доступности всех социальных слоев общества к пищевым продуктам. Вторая сторона проблемы в том, что предложение продовольственного рынка, обеспечиваемое поставкой продукции предприятиями пищевой промышленности, должно быть сбалансировано спросом различных категорий потребителей с учетом их материального положения (экономическая доступность).

Государственная политика должна формировать институциональную и экономическую среду для обеспечения роста доходов всех слоев населения, только в этих условиях можно ожидать увеличения потребления разнообразных и качественных продуктов питания.

Улучшение общей экономической ситуации в стране после преодоления экономического кризиса создаст дополнительные возможности различным категориям граждан реализовать свои интеллектуальные и профессиональные интересы в отраслях науки и промышленности, сфере услуг и полу-

чать достойную заработную плату, обеспечивая тем самым повышение жизненных условий, особенно в области полноценного питания.

Именно от того, насколько успешно будут решаться эти проблемы, во многом зависит динамика экономического роста в отраслях пищевой промышленности.

В связи с этим вполне закономерны и своевременны действия государства в данном направлении, которое в важнейших документах включило в стратегические национальные приоритеты повышение качества жизни и достижение высоких стандартов жизнеобеспечения. Так, в антикризисной программе Правительства Российской Федерации особое место отводится усилению роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста.

Целевые ведомственные программы развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности

Важнейшее направление реформирования отрасли заключается в том, чтобы все процессы, связанные с производством сырья, его переработкой, логистикой и реализацией готовой продукции, были введены в русло нормативно-правового регулирования, адаптированного с нормами, принятыми в промышленно развитых странах с целью расширения диверсификации и повышения эффективности производства.

Один из позитивных примеров активного участия государства в решении рассматриваемых проблем - разработка целевых программ развития отдельных отраслей сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности.

В настоящее время Минсельхозом России в области пищевой и перераба-

В 2000 г. доля свекловичного сахара не превышала 26 % в общем объеме производства

7000 6000 5000 . 4000 ¡ 3000 2000 1000 0

i г:

К 2012 г. доля свекловичного сахара должна достичь 67 % к общему объему производства сахара

п

Ч1

4

2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 12(*) ■ Производство из свеклы Производство из сырца Рис. 1. Производство сахара в России в 2000-2012гг.

35000 30000 25000 20000 р 150000 10000 5000 0

400

350

300

250 Я

200«=

150

2000 01

-Перерабатывающие мощности Рис 2. Увеличение перерабатывающих мощностей сахарных заводов

Заготовка сахарной свеклы * - прогноз до 2010 г.

тывающей промышленности осуществляются три целевые ведомственные программы: «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы», «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 20102012 годы», «Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы». Остановимся подробнее на двух последних.

Основные цели программы «Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010-2012 годы» - увеличение производства сахара из сахарной свеклы, улучшение снабжения населения и перерабатывающей промышленности сахаром и максимальное сокращение его импорта, доведение к 2012 г. доли производства сахара, произведенного из сахарной свеклы, в общем объеме производства до 67 %. Планируется доведение объемов производства сахарной свеклы к 2012 г. до 36,2 млн т, сахара из свеклы -до 4,32 млн т (рис. 1).

Сахарная промышленность, объединяющая два основных производства -свеклосахарное и сахарорафинадное, является одной из крупнейших отраслей пищевой промышленности.

Перерабатывающая база сахарной промышленности располагает 76 действующими сахарными заводами. Производственные мощности свеклопере-рабатывающих сахарных заводов составляют 284,14 тыс. т переработки свеклы в сутки, что позволяет перерабатывать 26-27 млн т сахарной свеклы в оптимальные сроки (90 - 100 сут).

В то же время за последние годы только в пяти регионах Центрального Черноземья России были выведены из эксплуатации десять заводов с физически изношенными производственными фондами общей мощностью 18,3 тыс. т переработки свеклы в сутки.

Наиболее сложную проблему в развитии сахарной промышленности, с

точки зрения повышения ее конкурентоспособности и производительности труда, составляют моральный и физический износ основных фондов, а также низкие темпы их обновления. Износ основных фондов коммерческих организаций вида экономической деятельности «производство сахара» составляет 34,9 % (в целом по экономике -43,6%), коэффициент обновления (полной учетной стоимости) - 16,6 % (в целом по экономике - 11,6 %).

Анализ экономического состояния развития сырьевой базы и наличия производственных мощностей показывает нарушение принципа сбалансированного развития, и сегодня дефицит производственных мощностей в целом по стране составляет 52,5 тыс. т переработки в сутки. Опережающее развитие сырьевой базы по отношению к приросту производственных мощностей уже в ближайшей перспективе может стать ограничивающим фактором увеличения объемов производства сахара из свеклы, что приведет к невыполнению установленных Госпрограммой целей.

Решение проблемы наращивания мощностей сахарных заводов и модернизации промышленности требует больших капитальных вложений. Финансовая оценка этого масштабного проекта только в части создания новых мощностей требует привлечения инвестиций в объеме 43,5-45,5 млрд руб., а с учетом затрат на техническое перевооружение действующих мощностей до современных требований экономики расходы возрастут вдвое.

Реализация программных целевых установок обеспечит устойчивое развитие сырьевой базы и создание нового технологического уклада сахарной промышленности на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, в том числе обеспечение прироста производственных мощностей по

переработке сахарной свеклы на инновационной основе до 386 тыс. т в сутки (рис. 2).

Создание современной инфраструктуры свеклосахарного подкомплекса позволит активно вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы и решать вопросы улучшения экологической ситуации в промышленных зонах предприятий.

Государственная поддержка намечаемых программных мероприятий обеспечит снижение уровня импортной зависимости с целью достижения параметров продовольственной безопасности.

Следующая целевая ведомственная программа - «Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы».

Реализация национального проекта «Развитие АПК» и Госпрограммы развития сельского хозяйства позволила довести в 2008 г. объемы производства скота и птицы на убой в живой массе во всех категориях хозяйств до 8,6 млн т. К 2012 г. планируется нарастить объемы до 11,4 млн т, улучшив ситуацию с производством сельскохозяйственной продукции и обеспечением перерабатывающих предприятий сырьем.

Один из сдерживающих факторов ускоренного развития отечественного мясного животноводства - отсутствие современной производственно-технологической базы по убою скота. Эта проблема возникла за последние 1,5 десятилетия, когда из-за дефицита отечественного сырья мясокомбинаты перешли на переработку импортного блочного мяса. При этом убойные цеха были не нужны, а действующие мощности, введенные в 1970-1980 гг., простаивали и разрушались.

Минсельхозом России совместно с Россельхозакадемией проведен анализ состояния технической базы перерабатывающей промышленности в регионах России. Установлено, что физический и моральный износ основных производственных фондов превышает 60 %, в связи с чем, по данным Росста-та, в 2008 г. мощности предприятий использовались лишь наполовину.

В 2008 г. в районах активного ведения животноводства (рис. 3) во всех категориях хозяйств было произведено 1 млн 900 тыс. т мяса на костях крупного рогатого скота и свиней, из этого объема на промышленных предприятиях переработано только 1 млн т. Уровень оснащенности предприятий современными видами оборудования составил 12,7 %.

В настоящее время среднегодовая мощность всех действующих предприятий, перерабатывающих все виды скота, составляет 1 млн 269 тыс. т, при этом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный ФО

Белгородская обл. Курская обл. Липецкая обл. Московская обл. Тамбовская обл. Калужская обл. Костромская обл. Рязанская обл. Тульская обл.

Северо-Западный ФО:

Ленинградская обл.

Южный ФО:

Ставропольский край Ростовская обл.

Приволжский ФО:

Респ. Башкортостан Респ. Мордовия Нижегородская обл. Оренбургская обл. Пензенская обл.

Уральский ФО:

Свердловская обл. Тюменская обл.

Сибирский ФО:

Алтайский край

Рис. 3. Регионы активного ведения животноводства

Центральный ФО:

Воронежская обл. Орловская обл.

Северо-Западный ФО:

Вологодская обл.

Южный ФО:

Краснодарский край Волгоградская обл. Р. Кабардино-Балкария

Приволжский ФО:

Респ. Марий-Эл Респ. Татарстан Самарская обл. Саратовская обл.

Уральский ФО:

Челябинская обл.

Сибирский ФО:

Новосибирская обл. Омская обл.

Дальневосточный ФО:

Приморский край Хабаровский край Амурская обл.

Рис. 4. Регионы, имеющие потенциал сырьевой базы

рение возможностей по срокам хранения сырья и продукции.

По расчетам специалистов, в ряде регионов страны необходимо построить крупные предприятия по первичной переработке скота общей мощностью около 7 млн голов скота (рис. 4).

С целью интенсификации производства товарного мяса, комплексной переработки всех видов основного, побочного сырья и отходов на современных высокотехнологичных предприятиях следует обеспечить дополнительный ввод мощностей в объеме 420 тыс. т мяса на кости. Общая стоимость программы в действующих ценах составит более 24 млрд руб. (рис. 5).

В результате реализации программы будет создано 4,5 тыс. рабочих мест, увеличатся дополнительные поступления налогов в бюджеты всех уровней (см. таблицу).

Вопросы переработки в молочной промышленности

Сложная ситуация с переработкой на сегодняшний день складывается и в молочной промышленности. По экспертным данным, износ основных фондов отдельных молокоперерабаты-вающих заводов составляет 45-75 %, в том числе около 40 % предприятий требует существенной модернизации и замены. Производительность труда в 3-5 раз ниже аналогичных предприятий развитых стран, и только около 10 % оборудования работает в режиме автоматических линий.

По данным Росстата, уровень использования производственных мощностей предприятий молочной отрасли в 2008 г. составил 32-65 % в зависимости от вида продукции.

Остается актуальным вопрос полного использования компонентов молока, в частности, переработка молочной сыворотки. Структура производства молочных продуктов в России такова, что основная доля в переработке молока приходится на заводы малых мощнос-

дефицит производственных мощностей к 2012 г. достигнет уровня 573 тыс. т.

Подавляющее большинство строящихся мясоперерабатывающих предприятий не имеет убойных цехов и производственных подразделений по переработке сопутствующей продукции.

Основные цели программы «Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы» - импортозамещение за счет производства товарного мяса отечественного производства на базе создания современных комплексов по убою скота, развитие инфраструктуры и логистического обеспечения, расши-

Общий объем финансирования на реализацию программы - 24019,2 млн руб.

Источники ф

Средства федерального бюджета 1247,2 млн руб., субсидии

Средства ОАО «Росагролизинг» -7500 млн руб. на приобретение оборудования

I

На проведение НИОКР - 12 млн руб.

Ввод мощностей на 420 тыс. т охлажденного мяса

нансирования

Кредитные ресурсы - 11260 млн руб.

I

Собственные средства и бюджеты регионов - 4000 млн руб.

I

Обеспечение строительства основного

производства, включая проектно-изыскательские работы - выделение земельных участков, создание инфраструктуры производства (дороги, газ, вода, электричество, канализация

Рис. 5. Финансирование программы «Развитие первичной переработки скота на 2010-2012 годы»

тей, на которых чаще всего отсутствует необходимое технологическое оборудование, позволяющее переработать полученный в том или ином технологическом процессе такой ценный продукт, как сыворотка. Вследствие этого в России перерабатывается лишь 26 % объема образующейся молочной сыворотки.

По оценке специалистов Россельхоз-академии, полная переработка вторичных ресурсов молочной промышленности позволит направить на пищевые цели дополнительно 40 тыс. т молочного белка, что равноценно по питательности 400 тыс. т мяса.

Определенным образом на решение указанных проблем будет влиять реализация целевой отраслевой программы Минсельхоза России «Развитие семейных молочных животноводческих ферм на 2009-2011 годы». В рамках данной программы в 2009-2010 гг. в России планируется построить и модернизировать 144 фермы, в том числе около 50 — до конца 2009 г. На новых объектах будет размещено свыше 4 тыс. голов племенного крупного рогатого скота. На реализацию этих проектов в 2009 г. выделено 984 млн руб., также привлечены личные средства фермеров и инвесторов. К 2011 г. запланировано ввести не менее 300 семейных ферм с высокотехнологичным оборудованием.

Важная составляющая программы -создание современных молокоперера-батывающих заводов (цехов), обслуживающих 8-10 семейных ферм. Проектная мощность таких заводов - не менее 20 т молока в сутки. Так, в Липецкой области предусмотрено строительство высокотехнологичного завода по производству 25 т молочной продукции в сутки, ориентированного на восемь семейных молочных животноводческих ферм. Его проектные мощности рассчитаны на производство 9,4 т пастеризованного молока, 6,9 т кефира, 2,5 т ряженки, 3,9 т простокваши, 300 кг сметаны, 1,4 т творога и 100 кг сыра. На данный момент полностью закончены монтаж оборудования и подключение производственных линий завода.

Успех реализации этих программ во многом будет зависеть от привлечения инвестиций из разных источников финансирования. Государство, придав им статус приоритетных, тем самым дает сигнал бизнесу о высокой степени заинтересованности в развитии этих отраслей. Выделение государством субсидированных кредитов и софинансирова-ние со стороны регионов названных программ послужат вескими аргументами для частных предпринимателей и банковских структур значительно активизировать инвестиционный процесс.

Прирост мощностей по первичной переработке скота в регионах активного ведения

животноводства до 2012 г.

Регион Производство продукции в 2012 г., тыс. т Среднегодовая мощ- Потребность в приросте мощностей к 2012 г., тыс. т Планируемый ввод мощ-

крс свиньи итого ность, тыс. т ностей, тыс. т

Всего 387,9 1257,1 1645 1269,5 572,9 420,0

Центральный ФО

Белгородская обл. 12,8 224,7 237,5 57,4 180,1

Курская обл. 6 26,9 32,9 16 16,9

Липецкая обл. 7,4 29,6 37 45,6 -8,6

Московская обл. 17,3 28,8 46,1 54,1 -8

Тамбовская обл. 3,2 46,7 49,9 20,3 29,6

Калужская обл. 4,5 3,8 8,3 15,5 -7,2

Костромская обл. 3,7 3,8 7,5 2 5,5

Рязанская обл. 7,6 16,7 24,3 21,5 2,8

Тульская обл. 5,7 19,4 25,1 28,8 -3,7

Северо-Западный ФО

Ленинградская обл. 10,7 29,1 39,8 4,5 35,3

Южный ФО

Ставропольский край 6 34,1 40,1 26,1 14

Ростовская обл. 8,8 41 49,8 76,1 -26,9

Приволжский ФО

Республика Башкортостан 27 54,7 81,7 61,5 20,2

Республика Мордовия 8,6 31,3 39,9 42 -2,1

Нижегородская обл. 12,9 47,8 60,7 42,4 18,3

Оренбургская обл. 20,5 19,5 40 32,8 7,2

Пензенская обл. 4,7 16,5 21,2 10 11,2

Уральский ФО

Свердловская обл. 10,9 34,8 45,7 74,4 -28,7

Тюменская обл. 9,9 33,3 43,2 23 20,2

Сибирский ФО

Алтайский край 21,5 40,4 61,9 20,1 41,8

В последнее время руководство страны уделяет большое внимание вопросам развития и модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности. На совещании в Малоархангельском р-не Орловской области (2 октября 2009 г.) Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, в частности, отметил: «Ещё одна проблема - развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, здесь пока тоже движение очень слабое. Начинали этим заниматься более активно в период, когда начался национальный проект, но глубокая комплексная переработка сельхозпродукции всё равно отсутствует. И, к сожалению, значительная часть издержек, которые формируются в сегменте переработки и реализации, перекладывается просто на плечи крестьян. Это тормозит развитие хозяйств и вообще сельхозпроизводства. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо стимулировать конкуренцию. Это особенно важно, кстати, и в период кризиса, в нынешней ситуации, и это задача, которая стоит и перед регионами, и перед ведомствами».

Президент отметил и такой важный аспект проблемы, как создание новых рабочих мест, и шире - обеспечение занятости населения на селе: «Нужно создать современную пищевую и перерабатывающую промышленность, и только в этом случае мы сможем капитальным образом подтянуть проблему занятости».

Особая роль пищевой промышленности для жизнеобеспечения всех членов общества требует проведения разумной протекционистской государственной политики в отношении развития отраслей, вырабатывающих социально значимую продукцию, с использованием эффективных мер защиты внутреннего продовольственного рынка.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Минсельхоз России в настоящее время готовит комплекс дополнительных мер по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в целях повышения конкурентоспособности и расширения рынков сбыта продукции отечественного сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.