Научная статья на тему 'Основные направления развития общих условий предварительного расследования в досудебном производстве: сравнительно-правовое исследование'

Основные направления развития общих условий предварительного расследования в досудебном производстве: сравнительно-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общие условия / предварительное следствие / дознание / досудебное производство / производство по уголовному делу / процессуальные действия / general conditions / preliminary investigation / inquiry / pre-trial proceedings / criminal proceedings / procedural actions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данг Вьет Хынг

На основе анализа норм уголовно-процессуального законодательства России, Вьетнама и других стран, а также мнений ученых определены обстоятельства, позволяющие разграничить общие условия предварительного расследования на два самостоятельных вида. Рассмотрены особенности этих видов общих условий, определены пути совершенствования уголовно-процессуального законодательства России и Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Данг Вьет Хынг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main directions of development of the general conditions of preliminary investigation in pre-judicial proceedings: comparative legal study

Based on the analysis of the norms of the criminal procedural legislation of Russia, Vietnam and other countries, as well as the opinions of scientists, the circumstances are being determined that make it possible to distinguish the general conditions of the preliminary investigation into two independent types. The features of these types of general conditions are considered, ways of improving the criminal procedure legislation of both countries are determined.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития общих условий предварительного расследования в досудебном производстве: сравнительно-правовое исследование»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-78-83 EDN: https://elibrary.ru/sgycba NIION: 2003-0059-4/23-731 MOSURED: 77/27-003-2023-04-930

Основные направления развития общих условий предварительного расследования в досудебном производстве: сравнительно-правовое исследование

Данг Вьет Хынг

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, nongdanbattri@gmail.com

Аннотация. На основе анализа норм уголовно-процессуального законодательства России, Вьетнама и других стран, а также мнений ученых определены обстоятельства, позволяющие разграничить общие условия предварительного расследования на два самостоятельных вида. Рассмотрены особенности этих видов общих условий, определены пути совершенствования уголовно-процессуального законодательства России и Вьетнама.

Ключевые слова: общие условия, предварительное следствие, дознание, досудебное производство, производство по уголовному делу, процессуальные действия

Для цитирования: Данг Вьет Хынг. Основные направления развития общих условий предварительного расследования в досудебном производстве: сравнительно-правовое исследование// Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 4. С. 78-83. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-78-83. EDN: SGYCBA.

Original article

Main directions of development of the general conditions of preliminary investigation in pre-judicial proceedings: comparative legal study

Dang Viet Hung

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow,

Russia, nongdanbattri@gmail.com

Abstract. Based on the analysis of the norms of the criminal procedural legislation of Russia, Vietnam and other countries, as well as the opinions of scientists, the circumstances are being determined that make it possible to distinguish the general conditions of the preliminary investigation into two independent types. The features of these types of general conditions are considered, ways of improving the criminal procedure legislation of both countries are determined.

Keywords: general conditions, preliminary investigation, inquiry, pre-trial proceedings, criminal proceedings, procedural actions

For citation: Dang Viet Hung. Main directions of development of the general conditions of preliminary investigation in pre-judicial proceedings: comparative legal study. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(4):78-83. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-4-78-83. EDN: SGYCBA.

Под общими условиями предварительного расследования следует понимать закрепленные в нормах уголовно-процессуального закона требования (правила), определяющие единообразный порядок уголовно-процессуальной деятельности по уголовному делу и уголовно-процессуальных отношений при производстве следственных и иных процессуальных действий, принятии процессуальных решений с момента приема заявления (сообщения) о преступлении до поступления уголовного дела в суд в целях обеспечения

реализации принципов и назначения уголовного судопроизводства, достижения иных задач, стоящих перед обществом и государством.

Общие условия предварительного расследования, выделенные в главу 21 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [4] (далее — УПК РФ) и главу X Уголовно-процессуального кодекса Социалистической Республики Вьетнам [6] (далее — УПК СРВ), основаны на принципах уголовного судопроизводства и представляют собой самостоятельный

© Данг Вьет Хынг, 2023

правовой институт, обеспечивающий быстрое и качественное расследование преступлений, права и законные интересы участников уголовного процесса.

В процессе исследования установлено, что систему общих условий предварительного расследования в России и Вьетнаме образуют как схожие положения, так и иные различные друг от друга требования (правила), которые обязаны соблюдать и выполнять все органы расследования, независимо от их ведомственной принадлежности.

Так, во Вьетнаме общие условия предварительного расследования, несмотря на схожесть по своей сущности, сформированы с учетом различий связанных, во-первых, с количеством стадий в досудебном производстве, включающем стадию прокурорского обвинения (главы XVIII и XIX УПК СРВ); во-вторых, с формой расследования, осуществляемого в обычном и сокращенном порядке следователями различных министерств и ведомств; в-третьих, с наличием самостоятельного органа предварительного расследования в лице прокуратуры, наделенной полномочиями как по прокуроскому надзору, так и производству следственных и иных процессуальных действий по уголовному делу; в-четвертых, по наделению процессуальными полномочиями иных государственных органов, производящих расследование преступлений в сокращенном порядке или только на стадии возбуждения уголовного дела.

Важным обстоятельством, позволяющим определить не только содержание и специальные виды норм уголовно-процессуального закона об общих условиях предварительного расследования как в России, так и во Вьетнаме, но и пути и способы их совершенствования, является уголовно-процессуальная деятельность по уголовному делу.

Действительно, реализация общих условий предварительного расследования осуществляется в процессе уголовно-процессуальной деятельности при важной роли должностного лица органа предварительного расследования, прокурора и суда [1, с. 530], вступающих в специфические уголовно-процессуальные правоотношения в целях защита прав, свобод и законных интересов лиц, вовлеченным в данные правоотношения [2, с. 13].

На наш взгляд, уголовно-процессуальная деятельность по уголовному делу, во-первых, определяет наиболее важные аспекты производства по уголовному делу, устанавливая их пределы и формы, а также сущностные характеристики основных правовых институтов предварительного расследования; во-вторых, является обстоятельством, позволяющим выделить самостоятельный вид положений об общих условиях предварительного расследования, регулирующих единообразный порядок уголовно-процессуальной деятельности по уголовному делу. К ним следует отнести положения, которые определяют базовую специфику досудебного производства, в том числе, формы рас-

следования, подследственность, место, начало производства предварительного расследования, срок предварительного следствия и др.

Данные обстоятельства позволяют утверждать, что положения, определяющие существенные требования (правила) производства по уголовному делу, но не относящиеся формально к общим условиям, расположены в других главах УПК РФ (главы 22, 32, 321 УПК РФ).

По нашему мнению, формы расследования также являются критериями формирования общих условий предварительного расследования, определяющих единообразный порядок уголовно-процессуальной деятельности по уголовному делу. Формы расследования предполагают установление субъектов расследования, их подследственность, особенности отдельных производств, место, время, периоды расследования преступлений.

Несмотря на то, что уголовно-процессуальное законодательство в России (ч. 1 ст. 150 УПК РФ) определяет две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание, а во Вьетнаме одну — предварительное следствие (ст. 163, 164 УПК СРВ), наличие различных производств, осуществляемых в полном и сокращенном объемах в процессе дознания и следствия, в том числе органами полиции квартала, городков, полицейских участках и коммуны (ч. 3 ст. 146 УПК СРВ), свидетельствует о признании множественности форм предварительного расследования в обеих странах.

Анализ показывает, что указанные полномочия по производству отдельных следственных и иных процессуальных действий, в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона (ч. 4 ст. 164, п. «в» ч. 3 ст. 145 УПК СРВ) и Закона об Организации следственных органов за № 99/2015^Н13 от 26 ноября 2015 года [7] (ст. 32-39 Закона), возложены и на другие органы Министерства общественной безопасности и Народной армии. В соответствии с п. «б» ч. 2 ст. 164 УПК СРВ процессуальными полномочиями наделены должностные лица Министерства общественной безопасности из подразделений миграции, ГИБДД, пожарной службы, по борьбе с экологическими преступлениями, преступлений в сфере высоких технологий и др.

Кроме того, проведение некоторых процессуальных действий на стадии возбуждения уголовного дела возложено на органы полиции квартала, городков, полицейского участка и коммуны. Согласно ч. 3 ст. 146 УПК СРВ, эти подразделения полиции уполномочены принимать заявление, информацию о преступлении, составлять письменный протокол о получении сообщения о преступлении, проводить предваритедльную проверку, в том числе, получать объяснения, производить первичный допрос и незамедлительно передавать такие заявления (информацию), прилагаемые к ним документы и предметы компетентному следственному органу (ч. 3 ст. 146 УПК СРВ).

По нашему мнению, производство некоторых (неотложных) следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных нормами уголовно-процессуального закона Вьетнама и Закона об Организации следственных органов не только для следственных органов, но и других органов системы Министерства общественной безопасности и Народной армии, схоже с деятельностью органов дознания в Российской Федерации по производству неотложных следственных действий.

Следует согласиться с мнением ученых о том, что не признание в качестве участника уголовно-процессуальной деятельности иных государственных органов, осуществляющих некоторые процессуальные действия после возбуждения уголовного дела (ч. 2-4 ст. 164 УПК СРВ), а также на стадии возбуждения уголовного дела, представляется ошибочным [9, с. 44; 8, с. 56].

Обращает на себя внимание, что положения о подследственности не определяют конкретные статьи уголовного кодекса Социалистической Республики Вьетнам (далее — УК СРВ) [5], так как их описание имеет ограниченный характер. В отличие от ст. 150 и 151 УПК РФ, подследственность уголовных дел во Вьетнаме определяется Законом об организации органов предварительного расследования.

На наш взгляд, представляется целесообразным подследственность всех следственных органов Социалистической Республики Вьетнам изловить в нормах уголовно-процессуального закона в соответствующих статьях. Данное изменение позволит сконцентрировать в кодифицированном законе, регулирующем уголовное судопроизводство, нормы материального права, определяющие подследственность следственных органов.

Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным раздел VIII «Предварительное расследование» УПК РФ дополнить главой 211 «Общие условия дознания», в которой добавить следующие самостоятельные статьи: статья 1491 — «Дознание по уголовным дела»; статья 1492 — «Порядок дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно»; статья 1493 — «Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно»; статья 1494 — «Порядок производства дознания в сокращенной форме»; статья 1495 — «Порядок выполнения отдельных поручений следователя или дознавателя»; статья 1496 — «Срок производства дознания»; статья 1497 — «Окончание и приостановление дознания»; 1498 — «Полномочия прокурора по надзору за производством дознания».

Взаимосвязанной с подследственностью являются такие положения как начало производства предварительного расследования (ст. 156 УПК РФ), окончание предварительного расследования (ст. 158 УПК РФ), соединение и выделение уголовных дел (ст. 153 и 154 УПК РФ, ст. 170 УПК СРВ), а также выделение в от-

дельное производство материалов уголовного дела (ст. 155 УПК РФ).

Как показывает анализ, в главе X УПК СРВ отсутствуют положения не только о форме расследования, но и выделении в отдельное производство материалов уголовного дела, восстановлении уголовных дел. По нашему мнению, вопрос об отсутствующих положениях в нормах уголовно-процессуального закона Вьетнама целесообразно решить по аналогии с уголовным судопроизводством России.

Следует обратить внимание, что в науке уголовно-процессуального права широко применяется понятие «производство по уголовному делу» [3, с. 72-81], которое по своей сущности в целом схоже с пониманием уголовно-процессуальной деятельности и, на первый взгляд, более целесообразно для характеристики общих условий предварительного расследования.

В основе производства по уголовному делу лежит процессуальная деятельность лица, возбудившего уголовное дело и расследующее преступление. В юридической литературе отмечается, что эта процессуальная деятельность представляет собой «комплекс осуществляемых процессуальных действий и принимаемых процессуальных решений в рамках конкретного производства», а также составляемые при этом процессуальные документы (протоколы и постановления) [3, с. 72-73].

Вместе с тем, по своему содержанию производство по уголовному делу имеет более узкий и специфический характер. На наш взгляд, это производство предусматривает основанную на законе не только уголовно-процессуальную деятельность уполномоченных органов и должностных лиц при расследовании преступлений, но и различные уголовно-процессуальные отношения, в которые они вступают с другими участниками уголовного процесса при производстве по уголовному делу.

На наш взгляд, уголовно-процессуальные отношения, возникающие при производстве по уголовному делу являются обстоятельством, позволяющим выделить еще один самостоятельный вид положений об общих условиях предварительного расследования, регулирующий единообразный порядок уголовно-процессуальных отношений, возникающих при производстве следственных и иных процессуальных действий, принятии процессуальных решений в досудебном производстве, т. е. с момента приема заявления (сообщения) о преступлении до поступления уголовного дела в суд (общие правила производства следственных действий, удостоверение факта отказа от подписи или невозможности подписания протокола следственного действия, участие специалиста, переводчика, понятых, производство предварительного расследования следственной группой, производство неотложных следственных действий).

Представляется, что полномочия органов и должностных лиц целесообразно рассматривать в рамках

данного вида общих положений, так как они, в первую очередь, определяют законность процессуальных действий и решений при производстве по уголовному делу. Следует отметить, что в данный перечень общих условий также могут быть включены следующие положения: постановления, выносимые в ходе досудебного расследования (ст. 198 УПК Республики Казахстан); представление об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст. 199 УПК Республики Беларусь).

По нашему мнению, специфику требований (правил), регулирующих единообразный порядок возникновения уголовно-процессуальных отношений при производстве процессуальных действий, принятии решений, определяет расширенный субъектный состав органов и должностных лиц, участвующий в досудебном расследовании.

Как показывает анализ, нормы об общих условиях предварительного расследования к основным субъектам, уполномоченных возбуждать уголовные дела и расследовать преступление, относят следователя и дознавателя в России (ч. 1 ст. 151 УПК РФ) и следственные органы во Вьетнаме (ст. 163 УПК СРВ).

Следует отметить, что нормы уголовно-процессуального закона России предусматривают возможность делегирования полномочий по производству следственных и иных процессуальных действий должностным лицам органов дознания (полиции), не являющимися штатными дознавателями, во-первых, начальником органа дознания (ч. 1 ст. 41 УПК РФ); во-вторых, следователем или дознавателем, посредством применения института отдельного поручения через начальника органа дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38, п. 11 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Кроме того следственные и иные процессуальные действия уполномочены осуществлять руководитель следственного органа (п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ, ст. 36 УПК СРВ), а в России еще и следователь-криминалист (п. 401 ст. 5 УПК РФ).

В отличие от российского прокурора (ч. 7 ст. 151, ч. 5 ст. 152, ч. 3 ст. 153 УПК РФ), во Вьетнаме прокурор наделен полномочиями не только по надзору за расследованием преступлений, уголовному преследованию подозреваемых и обвиняемых, но и правом самостоятельно возбуждать уголовные дела, осуществлять производство следственных и иных процессуальных действий, выносить итоговые решения по уголовному делу при направлении его в суд (п. «ж» и «и» ст. 42, ст. 165-169 УПК СРВ).

Кроме того в нормах уголовно-процессуального закона конкретизированы процессуальные полномочия прокурора на этапе окончания предварительного расследования [10, с. 22]. Согласно ч. 3 ст. 236 УПК СРВ, прокурор уполномочен непосредственно провести ряд следственных действий в целях проверки и дополнения документов и доказательств в случае, когда суд требует проведения дополнительного расследова-

ния, но прокурор считает необязательным возврат документов в суд или следственный орган.

Указанные обстоятельства не только свидетельствуют о самостоятельности стадии «прокурорское обвинение» в уголовно-процессуальном законодательстве Вьетнама, но и показывают целесообразность включения полномочий прокурора в части производства следственных и иных процессуальных действий в российское уголовное судопроизводство.

Обращает на себя внимание выделение в нормах об общих условиях предварительного расследования положений об осуществлении коллегиального производства по уголовному делу в составе следственной группы (ст. 163 УПК РФ) или группы дознавателей (ст. 2232 УПК РФ).

Такой подход заслужил внимание и одобрение законодателя в различных странах, в отличие от Вьетнама. По нашему мнению, во Вьетнаме также назрела необходимость в правовом регулировании вопросов создания следственной группы. В связи с этим представляется целесообразным дополнить главу X УПК СРВ статьей 1571 «Полномочия руководителя следственной группы».

Следует отметить, что многообразие субъектов, наделенных полномочиями осуществлять уголовное судопроизводство, закреплено и в других нормах уголовно-процессуального закона Вьетнама. Так, согласно ч. 2 ст. 34 УПК СРВ, к лицам, осуществляющим производство по уголовному делу относятся: 1) руководитель и заместители руководителя следственных органов, следователь, помощник следователя; 2) председатель прокуратуры, его заместитель, прокурор, контролер.

Кроме того полномочиями по производству отдельных следственных действий в различных министерствах и ведомствах наделены их руководители (п. «а», «б», «в», «г», «д», «е» ч. 2. ст. 35 УПК СРВ). Например, в органах пограничной службы, в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 35 УПК СРВ, такими полномочиями наделяется начальник этой службы, его заместители; начальник и заместитель начальника Управления Пограничной разведки; начальник и заместитель начальника Управления по профилактике наркомании и преступности; командир и заместители командира пограничной службы провинций и городов центрального назначения; начальник и заместители начальника отделений Пограничной службы; начальник и заместитель начальника управления Пограничного порта.

Производство отдельных следственных действий, согласно п. «ж» ч. 2 ст. 34 УПК СРВ, имеют право осуществлять сотрудники по расследованию, которые имеются в штатах следующих министерств и ведомств: а) пограничной службы; б) таможенных органов; в) органов лесного надзора; d) органов береговой службы; е) органов управления рыболовством; е) органов народной полиции; г) органов народной армии.

Полномочиями по производству некоторых (неотложных) следственных и иных процессуальных действий на стадии возбуждения уголовного дела наделены и органы полиции. Эти органы, на наш взгляд, ошибочно не признаны в качестве участника уголовного судопроизводства, осуществляющего производство по уголовному делу.

В то же время органы полиции общественной безопасности квартала, поселков, коммун, с одной стороны, обязали принимать заявление, информацию о преступлении, составлять письменный протокол о получении сообщения о преступлении, получать объяснения, проводить предварительную проверку, после которой незамедлительно передавать такие заявления (информацию), прилагаемые к ним документы и предметы компетентному следственному органу (ч. 3 ст. 146 УПК СРВ).

По нашему мнению, в целях упорядочения производства некоторых (неотложных) следственных и иных процессуальных действий, принятия процессуальных решений различными органами, целесообразно дополнить нормы уголовно-процессуального кодекса Вьетнама статьей 1641 «Неотложные следственные и иные процессуальные действия», в которой изложить содержание и порядок производства следственных и иных процессуальных действий на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Следует обратить внимание, что положения об общих условиях предварительного расследования, регулирующие вопросы обеспечения прав и законных интересов потерпевшего и гражданского истца, подозреваемого и обвиняемого, в большей мере нашли отражение в нормах уголовно-процессуального закона России (ст. 159, 1601, 160 УПК РФ). Нормы уголовно-процессуального закона Вьетнама только в ст. 175 УПК СРВ указали положения о порядке разрешения запросов и обращений участников уголовного судопроизводства.

Как показывает анализ, процесс формирования таких положений отличается в различных странах. По нашему мнению, положения об общих условиях предварительного расследования, обеспечивающие права и свободы прав и законных интересов участников уголовного процесса, в первую очередь, должны ре-ализовывать требования принципов уголовного судопроизводства. В их числе, положения ст. 11 УПК РФ, в которой определяются обязанности должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, разъяснять права участникам уголовного судопроизводства, принимать меры безопасности, обеспечивать вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод.

Например, без своевременного предоставления информации о правах, обязанностях и ответственности в досудебном производстве, о принятых уголовно-процессуальных решениях при расследовании преступлений не могут быть реализованы права и за-

конные интересы участников уголовного судопроизводства. В связи с вышеизложенным, представляется целесообразность дополнить нормы уголовно-процессуального закона Вьетнама статьей 1751 «Обязательность разъяснения и обеспечения прав участникам следственного действия».

Подводя итог, отметим, что отдельные виды общих условий, регулирующих различные аспекты уголовно-процессуальной деятельности и производства по уголовному делу, не только тесно взаимосвязаны между собой, но и вытекают друг из друга. Это обстоятельство, с одной стороны, показывает основное назначение установленных правил (требований) для производства по уголовному делу, с другой — позволяют определять пути их дальнейшего совершенствования.

Список источников

1. Вандышев В. В. Уголовный процесс. Общая и Особенная части. М. : Контракт, Волтерс Клувер, 2010.

2. Гриненко А. В. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : постатейный научно-практический комментарий. М. : Проспект, 2017.

3. Курс уголовного процесса / А. А. Арутюнян, Л. В. Брусницын, О. Л. Васильев и др. ; под ред. Л. В. Головко. М. : Статут, 2016.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ : в ред. Федерального закона от 17.02.2023 г. № 281-ФЗ // Рос. газета. 2001. 22 дек. ; 2023. 21 февр.

5. Bo luat Hinh su Viet Nam so: 100/2015/QH13 ngay 27 thang 11 nam 2015 // Уголовный кодекс Социалистической Республики Вьетнам № 100/2015/QH13 от 27 ноября 2015 года. [Электронный ресурс] URL: https://thuvienphapluat. vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Bo-luat-hinh-su-2015-296661.aspx (дата обращения: 20.02.2023).

6. Bo Luat Tö tung hinh su nuac Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam s6: 101/2015/QH13 thong qua ngay 27 thang 11 näm 2015 / Уголовно-процессуальный кодекс Социалистической Республики Вьетнам № 101/2015/QH13. Принят 27 ноября 2015 г. Резолюцией Национального собрания Вьетнама № 109/2015/QH13 от 27.11.2015 г. (дата обращения: 20.02.2023).

7. Luat to chuc со quan dieu tra hinh su , so 99/2015/ QH13, Ha Noi ngay 26/11/2015. Перевод автора: Закон об организации следственных органов № 99/2015/QH13 от 26/11/2015 (Ханой). [Электронный ресурс]: https://thuvienphapluat. vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Luat-to-chuc-co-quan-dieu-tra-hinh-su-2015-298378.aspx (дата обращения: 14.01.2022).

8. Huynh Cong Den. Khoi to vu an hinh su la gi ? Nhiem vu, у nghia cua khoi to vu an hinh su. Vien phap luat ling dung viet nam. 2021. So 7. Trang 56/ Хуинь Конг Дэн. Что такое возбуждение уголовного дела? Задача и значение возбуждения уголовного дела. Вьетнамский институт прикладного права. 2021. № 7.

9. Nguyen Thi Phuong. Khoi to vu an hinh su la gi ? Quy dinh ve nhiem vu, у nghia cua khoi to vu an hinh su. Tu van luat hinh su. 2022. So 5. Trang 44/ Нгуен Тхи Фыонг. Что такое возбуждение уголовного дела? Положение о задачи и значениях возбуждения уголовного дела. Консультации по уголовному праву. 2022. №. 5.

10. Nguyen Thi Yen. Truy to trong to tung hinh su: Khai niem, ban chat, у nghia. Luat phap. 2018. So 9. Trang 22/ Нгуен Тхи Йен. Прокурорское обвинение в уголовном процессе: понятие, сущность, значение. Закон. 2018. № 9.

References

1. Vandyshev V. V. Criminal process. General and Special parts. M. : Contract, Wolters Kluver, 2010.

2. Grinenko A. V. Code of Criminal Procedure of the Russian Federation : article-by-article scientific and practical commentary. M. : Prospekt, 2017.

3. The course of the criminal process / A. A. Harutyunyan, L. V. Brusnitsyn, O. L. Vasiliev and others ; ed. L. V. Golovko. M. : Statut, 2016.

4. Criminal Procedure Code of the Russian Federation of December 18, 2001 № 174-FZ: as amended. Federal Law of February 17, 2023 № 281-FZ // Ros. newspaper. 2001. 22 Dec. ; Feb 21, 2023.

5. Bo luat Hinh su Viet Nam so: 100/2015/QH13 ngay 27 thang 11 nam 2015 // Criminal Code of the Socialist Republic of Vietnam № 100/2015/

QH13 of November 27, 2015. [Electronic resource] URL: https://thuvienphapluat.vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Bo-luat-hinh-su-2015-296661. aspx (accessed: 20.02.2023).

6. Bo Luat Tö tung hinh su nuac Cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam s6: 101/2015/QH13 thong qua ngay 27 thang 11 näm 2015 / Code of Criminal Procedure of the Socialist Republic of Vietnam № 101/2015/QH13. Adopted on November 27, 2015 by the Resolution of the National Assembly of Vietnam № 109/2015/QH13 dated November 27, 2015 (accessed: February 20, 2023).

7. Luât tô chuc co quan diêu tra hinh su , sô 99/2015/QH13, Hà Nôi ngày 26.11.2015. Author's translation: Law № 99/2015/QH13 of26/11/2015 on the Organization of Investigative Bodies (Hanoi). [Electronic resource]: https://thuvienphapluat. vn/van-ban/Trach-nhiem-hinh-su/Luat-to-chuc-co-quan-dieu-tra-hinh-su-2015-298378.aspx (accessed: 14.01.2022).

8. Huynh CôngBên. Khôi tô vu an hinh su là gi ? Nhiêm vu, y nghïa cüa khôi tô vu an hinh su. Viên phap luât ung dung viêt nam. 2021. Sô 7. Trang 56 / Huyin Kong Dan. What is a criminal case? The task and significance of initiating a criminal case. Vietnam Institute of Applied Law. 2021. № 7.

9. Nguyên Thi Phuong. Khôi tô vu an hinh su là gi ? Quy dinh vê nhiêm vu, y nghïa cüa khôi tô vu an hinh su. Tu vân luât hinh su. 2022. Sô 5. Trang 44 / Nguyen Thi Phuong. What is a criminal case? Regulations on the task and significance of initiating a criminal case. Consultations on criminal law. 2022. № 5.

10. Nguyên Thi Yên. Truy tô trong tô tung hinh su: Khai niêm, ban chât, y nghïa. Luât phap. 2018. Sô 9. Trang 22/ Nguyen Thi Yen. Prosecution in the criminal process: concept, essence, meaning. Law. 2018. № 9.

Информация об авторе

Данг Вьет Хынг — адъюнкт кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the author Dang Viet Hung — Adjunct of the Department of Preliminary Investigation of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot'.

Статья поступила в редакцию 27.03.2023; одобрена после рецензирования 30.05.2023; принята к публикации 03.07.2023.

The article was submitted 27.03.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 03.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.