А. П. ЛЫСИЧ*
Алексей Петрович Лысич — аспирант кафедры прогнозирования и планирования экономических и социальных систем СПбГУЭФ.
Закончил СПбГУЭФ в 2005 г.
Область научной специализации — экономика гостиничного хозяйства.
^ ^ ^
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА**
Индустрия туризма, как и любая другая сфера деятельности, является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом. На промышленно развитые страны приходится свыше 60 % всех прибытий иностранных туристов и 70-75 % совершаемых в мире поездок (табл.).
Таблица
Распределение туристов и доходов от их пребывания по регионам мира в 2007 г.
Регион посещения Количество туристов, млн чел. Прирост туристов в 2007 г. по сравнению с 2006 г., % Поступление от туризма, млн долл. США
Европа 385,9 1,0 226 104
Америка 126,7 3,8 121 225
Восточная Азия и Тихоокеанский регион 93,8 8,5 73 739
Африка 27,3 9,0 9551
Ближний Восток 18,0 17,5 9722
Южная Азия 5,4 3,7 4400
Итого в мире 657,1 5,1 444 741
Из табл. видно, что крупнейшим участником международного туристского обмена является европейский регион, за ним следует американский континент.
Доминирующее положение Европы в международном туризме обеспечивается тем, что почти 85 % потока туристов формируется за счет туристского обмена между европейскими странами и только 15 % составляют прибытия из других регионов. Это объясняется тесными экономическими, культурными и этническими связями между европейскими странами, географической близостью, наличием развитой сети транспортных коммуникаций, высокоразвитой туристской индустрией. Основной прирост посещаемости приходится на традиционно туристские страны — Францию, Швейцарию, Испанию, Великобританию. Маршруты по странам Центральной и Восточной Европы пользовались в конце прошлого века небольшим спросом. Особый интерес туристы в последние годы проявляли к таким странам, как Испания, Греция, Турция и Кипр.
Для приема 385,9 млн посетителей необходима адекватная гостиничная база (более 10 млн мест). Гостиничное хозяйство представляет собой совокупность разнообразных услуг, предоставляемых клиентам на коммерческой основе и непосредственно связанных с проживанием, питанием, развлечением и прочими неотъемлемыми атрибутами туристской деятельности. Качество мест проживания и обслуживания клиентов обеспечивается персоналом, а его эффективная деятельность является определяющей для успеха туризма. Гостиничное хозяйство непосредственно связано с гостиничным продуктом и обладает своими специфическими особенностями.
Гостиничное хозяйство занимает основное место в сфере туризма. На сектор гостиничных услуг (включая услуги всех типов и видов средств размещения) приходится до 65 % занятых в туристской сфере и 68 % поступлений от туризма. Эти данные наглядно свидетельствуют о том, что гостиничная индустрия является ключевой составляющей всей туристской сферы. Растущее значение инфраструктуры сферы гостиничных услуг заставляет государство обновлять и совершенствовать управленческий инструментарий в целях повышения эффективности затрат и более полного удовлетворения потребностей клиентов.
Гостиничное хозяйство, являясь одним из видов экономической деятельности, прямо или косвенно создает рабочие места и является важным средством пополнения государственной казны. В мире постоянно происходит процесс освоения новых концепций гостиничного бизнеса и модернизации существующих. Гостиничная индустрия во второй половине ХХ в. испытала кардинальные преобразования, которые
* © А. П. Лысич, 2008
Статья публикуется по рекомендации доктора экономических наук, профессора А. Н. Петрова.
изменили привычный взгляд на гостиничное предприятие и его место в туристской индустрии. Помимо того, что гостиницы играют ведущую роль в экономике туризма, они же определяют аспекты, относящиеся к области психологии туризма, а именно: удовлетворенность поездкой, привлекательность туристского направления, высокую оценку организации пребывания (а также параметры со знаком минус). Комплексность гостиничных предприятий, предоставляющих, помимо размещения, услуги питания, организации досуга, транспортные и иные туристские услуги, позволяет говорить о гостиничном хозяйстве как об индустрии туризма в миниатюре.
Гостиничный фонд европейских государств за последние несколько лет возрос на 8-10 % и составляет около 46 % мирового гостиничного фонда. Значительный разрыв между долей Европы по прибытию иностранных посетителей (59 %) и мощностью ее гостиничной базы объясняется тем, что в большинстве европейских стран в гостиницах размещается около половины иностранных посетителей, а вторая половина принимается в так называемых дополнительных средствах размещения — частных квартирах и пансионатах. Поэтому в совокупности европейские страны могут одновременно принять около 20 млн иностранных посетителей. Следует отметить, что для других континентов пока менее характерно столь широкое использование дополнительных средств размещения.
По мощности гостиничной базы за Европой идет американский континент (более 9 млн номеров). Темпы развития гостиничной базы здесь не выше, чем в Европе. Общая доля американского континента в мировом гостиничном хозяйстве составляет 37 %. Данный континент занимает второе место по количеству посещений за счет таких направлений, как США, Мексика, Карибские острова.
Увеличение потока туристов в Юго-Восточную Азию и Тихоокеанский регион происходит за счет роста прибытий в Китай, Японию. Турбизнес Юго-Восточной Азии во второй половине 90-х годов прошлого века серьезно пострадал от финансового кризиса, а Австралия и Новая Зеландия испытали на себе уже вторичное воздействие азиатского кризиса. Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион располагают более 2,5 млн номеров. Гостиничное хозяйство в этом регионе развивается в три раза быстрее, чем в целом мире. Однако даже при столь высоких темпах развития доля данного региона в мировом гостиничном хозяйстве составляет лишь 11 %.
Туризм в Африке развивается за счет поездок по национальным паркам и элитарного отдыха на побережье и островах. Наилучшие показатели роста у стран Южной Африки (в основном ЮАР) и Восточной Африки (Зимбабве, Танзания, острова Индийского океана). Африканский континент имеет около 0,5 млн номеров. Темпы строительства новых гостиниц в африканских странах выше среднемировых, однако это все же не позволяет существенно повысить их долю в мировом гостиничном хозяйстве (около 3 %).
Таким образом, можно отметить устойчивую ведущую роль Европы в мировом гостиничном хозяйстве и очень высокие темпы развития гостиничной базы во многих странах Азии.
Если рассматривать отдельные страны, то, помимо уже приведенных показателей по США, следует выделить Италию (более 2 млн гостиничных мест); Германию, Францию, Испанию и Англию (более 1 млн гостиничных мест каждая); Австрию, Канаду и Мексику (примерно по 700 тыс. мест). Около 400 тыс. мест имеют Греция и страны бывшей Югославии. К числу стран с наиболее высокими темпами гостиничного строительства можно отнести Китай, Турцию, Марокко, Сингапур и Малайзию.
В настоящее время в мире насчитывается 307 683 отелей различного уровня (с номерным фондом 11 333 199), наибольшая концентрация которых приходится на Европу и Северную Америку. Количество номеров возрастает в мире ежегодно на 10-15 %. На каждый гостиничный номер приходится примерно один служащий (всего 11,2 млн чел.). Более 4 млн служащих работают в гостиничной индустрии США. Средняя загрузка гостиниц в мире составляет 67,7 %, средний доход на номер — 84,4 долл. США. Решающим при определении доходности гостиницы являются показатели уровня загрузки и тарифной стоимости одного дня проживания.
Для развития мировой гостиничной индустрии характерна централизация и интеграция управления, которая подразделяется на:
— вертикальную интеграцию, подразумевающую комбинацию тех видов деятельности, которые составляют технологическую последовательность;
— горизонтальную интеграцию, представляющую объединение предприятий, производящих однотипный продукт.
Интеграционные процессы в сфере гостиничного хозяйства вызваны объективной необходимостью:
— обеспечения стабильной загрузки гостиницы, поэтому в основе каждой гостиничной цепи лежит собственная система бронирования, ориентированная на первоочередную загрузку входящих в цепь гостиниц. Следует, однако, подчеркнуть, что система гостиничного бронирования сама подвержена интеграционным процессам (системы гостиничного бронирования, принадлежащие крупным авиакомпаниям, а также системы бронирования номерного фонда гостиниц, принадлежащие независимым консорциумам). Включение в такие системы электронного бронирования стоит достаточно дорого, и не каждой независимой гостинице это под силу;
— формирования качественной гостиничной услуги, что зависит от целого ряда факторов: оформление интерьера, качество оборудования, квалификация персонала, обеспечение безопасности проживающих и их имущества. Ведущие гостиничные объединения имеют собственные нормативы и стандарты обслуживания.
Для того чтобы обеспечить соответствие гостиниц принятым нормативам и стандартам оснащения, гостиницы создают не только мощные централизованные снабженческие организации, но и специализированные предприятия по производству и ремонту оборудования и мебели, что требует определенного уровня централизации;
— повышения уровня загрузки гостиницы, поиск новых клиентов и сохранение имеющихся заставляет гостиницы проводить глубокий анализ рынка, клиентуры, гостиниц-конкурентов, поставщиков и т. д., вести собственную рекламную и сбытовую политику, требующую концентрации значительных финансовых, информационных и человеческих ресурсов;
— совершенствования профессионализма персонала гостиниц, что существенно влияет на качество обслуживания гостя в отеле. Подавляющее большинство крупных гостиниц не ограничиваются возможностями подготовки кадров в государственных или коммерческих учебных заведениях и создают свою собственную систему подготовки и повышения квалификации персонала, затрачивая на эти цели значительные средства.