УДК 640.41
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО СЕКТОРА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Ханбабаева Зюльмира Музакировна, кандидат биологических наук, директор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Махачкале, [email protected],
Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, декан факультета туризма и гостеприимства ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет
туризма и сервиса», [email protected],
Даитов Виктор Викторович, кандидат экономических наук, зам директора филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Махачкале, [email protected],
The article describes the main aspects of the hospitality industry of the Republic of Dagestan. The authors presented the analysis of the results of a survey of executives of hotel companies in the region and the research of issues for the introduction of modern information technologies in the management of regional hotels. The article gives the recommendations on the development of the regional hotel industry, including the establishment of the Association of representatives of hotel business.
В статье рассмотрены основные аспекты развития гостиничной отрасли Республики Дагестан. Приведен анализ результатов опроса руководителей гостиничных предприятий региона. Проведено исследование вопросов внедрения современных информационных технологий в систему управления региональных гостиниц. Разработаны рекомендации по развитию региональной гостиничной индустрии, в том числе создание Ассоциации представителей гостиничного бизнеса.
Keywords: hotel, hotel market, tourism, hospitality
Ключевые слова: гостиница, гостиничный рынок, туризм, гостеприимство
Формирование и развитие туристской дестинации невозможны без развития современных средств размещения. По данным DISCOVERY Research Group, в течение десятилетия до наступления мирового финансового кризиса российский гостиничный рынок ежегодно рос на 15-20%. В частности, по итогам 2007 года объем рынка составил порядка $4 млрд. Докризисный период развития гостиничного бизнеса в России характеризовался, по данным того же исследования, ускоренным развитием сегмента гостиничной недвижимости в регионах и консолидацией гостиничного бизнеса. Экономический кризис внес коррективы в развитие индустрии гостеприимства. Значительное количество клиентов стало ориентироваться на оптимальные по
соотношению «цена-качество» отели среднего класса, в свою очередь, гостиницы, пытаясь сохранить показатели эффективности, прибегли к практике оптимизации расходов, отказываясь от предоставления широкого спектра дополнительных услуг, были сокращены также внутренние расходы [2]. В целях сохранения гостиничного бизнеса отельеры концентрируют усилия на удержании клиентов, сохранении имиджа и конкурентоспособности. Алгоритм решения поставленных задач для каждого отеля является индивидуальным, однако, безусловно, имеются общие тенденции, характерные для отдельных регионов. Эти тенденции обусловлены особенностями сложившейся в регионе системы туризма: своеобразием спроса на услуги в регионе, сложившимися традициями гостеприимства, особенностями инвестиций в туризм, спецификой участия государственных органов в регулировании сферы и т.д.
Проведенный анализ гостиничной инфраструктуры в республике Дагестан позволил выявить определенные специфические, присущие именно этому кавказскому региону, особенности развития сферы гостеприимства. По оценкам специалистов филиала Российского государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) в г. Махачкале на территории Республики Дагестан функционирует более 110 средств размещения, среди которых больше половины относятся к классу гостиниц малой вместимости. Гостиниц, прошедших процедуру оценки и присвоения категорий, согласно российской системе классификации средств размещения, в регионе нет. В индустрии гостеприимства республики занято около 2100 человек. В 2010 году клиентами средств размещения республики Дагестан стали, по разным оценкам, от 77,6 до 93,2 тыс. человек. Филиалом РГУТиС в г. Махачкале в период с 2008 по 2010 годы проведены опросы среди руководителей малых и средних средств размещения Республики Дагестан. Целью исследований явилось изучение перспектив и проблем развития регионального гостиничного рынка, определение факторов, сдерживающих расширение и развитие рынка гостиничных услуг региона.
Изучение номерного фонда исследуемых гостиниц свидетельствует о преобладании (64%) в Республике Дагестан небольших частных отелей с количеством номеров, не превышающим 40. Процесс появления данной категории средств размещения может рассматриваться как диверсификация бизнеса местными предпринимателями путем вложения в сопутствующий или дополнительный вид деятельности. Крупные средства размещения (более 50 номеров) представлены немногочисленными гостиницами и санаториями, построенными еще в советский период.
Согласно полученным данным, продолжительность времени пребывания гостей в отелях республики в большинстве случаев не превышает трех дней (72%), а дольше недели остается не более 2% гостей. Анализ состава гостей средств размещения показывает, что основную группу приезжающих в республику составляют деловые люди (командированные предприятиями сотрудники); их доля в общем числе гостей составляет до 45%. Доля групповых клиентов (а также гостей, посещающих республику со специальными целями, например спортсменов, музыкантов и др.) и индивидуальных гостей, прибывающих в республику с целями туризма, примерно одинакова. Туристы-индивидуалы чаще всего представляют соседние регионы. Данные результаты позволяют сделать вывод о прибытии в республику гостей, прежде всего, с деловыми целями. В меньшей степени представлены гости, прибывающие с целями отдыха и досуга.
В 72% гостиниц показатель среднегодовой загрузки составляет менее 50%. Анализом данных по распределению клиентов гостиниц по регионам было определено, что до 70% гостей являются представителями регионов Российской Федерации. Обращает на себя внимание большая доля (23%) приезжающих из столицы России - Москвы.
Средняя численность персонала в большинстве (57%) средств размещения составляет от 10 до 20 сотрудников. В 28% отелей количество персонала составляет более 30 человек.
Анализ деятельности средств размещения в республике выявил также следующую тенденцию: отельеры, сокращая расходы на заработную плату, принимают на работу сотрудников только на ключевые должности (менеджер ресепшн, горничных), или возлагают на одного сотрудника выполнение обязанностей, относящихся согласно должностным инструкциям к обязанностям других сотрудников что, очевидно, позволяет уменьшить общий штат персонала.
Неоднозначные оценки вызывает показатель стоимости проживания в гостиницах региона. В половине средств размещения средняя стоимость номера в сутки варьируется от 2000 до 4000 руб., в 25% отелей стоимость проживания в сутки менее 1000 руб., что в среднем соответствует стоимости гостиничных номеров в ближайших субъектах РФ.
Сравнительный анализ стоимости проживания в отелях, популярного до последнего времени среди россиян Египта, и изучаемого региона показал, что средняя стоимость номера в дагестанских гостиницах примерно равна стоимости номера в трехзвездочных отелях международного курорта. Однако, уровень сервиса, качество обслуживания, наличие дополнительных услуг не соответствует условиям, предлагаемым в египетских отелях. Названный фактор может отрицательно отразиться в долгосрочной перспективе на развитии туристской дестинации «Республика Дагестан».
Руководители гостиничных предприятий, принявшие участие в опросе, считают, что гостей в отелях привлекают (рис. 1) удобное расположение (28% опрошенных), высокая квалификация персонала (28%), а также дружелюбная атмосфера (20%). Среди факторов, привлекающих туристов в регион, владельцы гостиниц особо выделяют природноклиматические особенности (72% опрошенных).
□ Удобное расположение
□ Соотношение "цена-качество"
□ Дизайн отеля и интерьер номеров
□ Дружелюбная атмосфера
□ Высокая квалификация персонала
Рис. 1. Оценка респондентами критериев привлекательности отеля, %
Были исследованы механизмы, используемые руководителями средств размещения, для отбора персонала. По результатам опроса 60% работодателей предпочитают использовать в качестве канала отбора персонала объявления в средствах массовой информации, 40% - рекомендации знакомых и т.д. В качестве основных критериев выбора претендента владельцы гостиниц отмечают (рис. 2) профессиональные умения и навыки (42%) и порядочность, принципиальность (30%) кандидата на занимаемую должность.
□ Профессиональные умения и навыки
□ Порядочность и принципиальность
□ Работоспособность и обучаемость
□ Г отовность услужить гостю
30
Рис. 2. Распределение критериев отбора персонала по мнению респондентов, %
В ходе исследования изучались технологические возможности региональных средств размещения, готовность их владельцев внедрять инновационные формы управления отелем.
Согласно полученным данным, более 80% отелей производят бронирование номеров только по телефону или факсу, в различных системах бронирования представлено менее 9% средств размещения, работающих в регионе. Низкая представленность региональных средств размещения в сети Интернет свидетельствует о недостаточном продвижении гостиничного продукта на рынок внутреннего и въездного туризма в РФ.
Опросы владельцев гостиниц в различных регионах РФ, проведенные авторами в 2008 году, показали, что 65,9% респондентов считают, что подключение к различным системам бронирования повысит конкурентоспособность отелей на российском рынке туристических услуг. Подобные системы могут стать и базой для продвижения автоматизированных систем управления в отдельных средствах размещения, работающих в регионах. Результаты проведенного анкетирования руководителей местных отелей показали, что только 15% опрошенных используют АСУ в деятельности гостиниц.
Мнения участников опроса о факторах, мешающих развитию информационных технологий в гостиничном секторе, распределяются неоднозначно (рис. 3). На первое место (37,6% опрошенных) выходит высокая стоимость внедрения информационных технологий в сферу. Этот фактор, а также неразвитость информационной инфраструктуры (29%) в отдельных регионах, являются, по мнению владельцев и руководителей отелей, основным «тормозом» интенсивного развития подобных технологий в сфере гостеприимства. 33,4% участников опроса указывают на иные причины: проблемы в квалификации персонала отелей, невостребованность внедрения АСУ и подключения к GDS\ADS в малых отелях.
Проблемы в квалификации персонала отелей
Невостребованность автоматизации и информатизации на местах
Неразвитость
информацинной
инфраструктуры
Высокая стоимость внедрения
11,8
18,3
29
37,6
0 5 10 15 20 25 30 35 40
Рис. 3. Мнения респондентов о факторах, мешающих развитию информационных
технологий в гостиничном секторе, %
Востребованность информационных технологий на местах довольно высока и диктуется не только наличием возможностей по оптимизации гостиничного бизнеса, но и пожеланиями клиентов. 68,1% принявших участие в анкетировании указали, что предоставляют гостям услугу доступа к сети Интернет в той или иной форме.
28,1% опрошенных руководителей гостиничных предприятий отмечает, что оплата за пользование Интернет не входит в стоимость номера, 18,7% опрошенных включает данную услугу в тариф и 53,2% включает с определенными ограничениями (по объему Интернет-трафика и подобным).
На вопрос «Какие дополнительные услуги среди клиентов наиболее востребованы?» менеджеры гостиниц Республики Дагестан на первое место поставили Room Service (40% опрошенных), на второе - бесплатный Wi-Fi доступ к Интернет (35% опрошенных).
Требования клиентов сегодня заключаются не только в наличии Интернета в номере, но и доступ к нему из любой точки отеля [1, с. 658]. Удовлетворить такие запросы поможет организация беспроводного доступа к Интернет посредством Wi-Fi. Возможно, востребованность современных информационных технологий побудит руководителей региональных отелей пересмотреть технологическую оснащенность и инфраструктуру отелей.
Результаты анкетирования показали, что более чем в половине гостиниц сформирована база постоянных клиентов, но лишь 15% гостиниц применяют в отелях дисконтные программы. Вместе с тем очевидно, что формирование системы
предоставления различных дисконтных программ поможет гостиницам привлекать больше клиентов, создать дополнительное конкурентное преимущество.
Обобщения по результатам проведенных в республике Дагестан исследований позволяют сделать вывод о том, что гостиничная отрасль региона находится в стадии формирования. Недостаточно развитая гостиничная инфраструктура является одним из сдерживающих факторов формирующейся туристской дестинации «Республика Дагестан», обладающей большим потенциалом развития, прежде всего в силу наличия богатого природно-климатического, культурно-исторического, экологического ресурсов. Прогнозируя развитие гостиничного сектора в Республике Дагестан, важно учесть разработанные на сегодня проекты крупных инвестиций в туризм. Развитие гостиничной отрасли с внедрением инновационных технологий и современных форм управления в среднесрочной перспективе будут инициированы совместным привлечением государственного финансирования и частных инвестиций в строительство туристкорекреационной экономической зоны «Матлас» на территории горного Хунзахского района Дагестана и прибрежной площадки «Немецкая деревня «Порт-Петровск», ряда объектов на берегу Каспийского моря, подготовка к празднованию 5000-летия города Дербента.
Как положительная рассматривается тенденция прибытия в Дагестан гостей с деловыми целями. Как отмечалось выше, значительная доля гостей средств размещения Республики Дагестан представлена деловыми людьми. Этот показатель делает стабильность экономики региона, уровень развития делового сотрудничества местных предприятий с организациями и предприятиями из других субъектов РФ, важным фактором развития гостиничного сектора, потому что обеспечить полноценную загрузку номерного фонда средств размещения только за счет туристов невозможно.
Анализ заполняемости средств размещения позволяет выявить периоды максимальной загрузки. Как было выявлено в ходе исследования, пик заполняемости (до 87,7% в среднем) средств размещения региона приходится на три месяца летнего сезона. Развитие горнолыжного кластера в республике позволяет прогнозировать рост загруженности региональных отелей в зимний период. Важным аспектом является решение проблемы межсезонного «провала» заполняемости средств размещения. В этом отношении является перспективной работа по привлечению в Дагестан таких посещаемых событий, как различные фестивали, конгрессы, крупные спортивные мероприятия международного и российского уровня.
В целях продвижения регионального гостиничного продукта на внешний рынок, повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий региона, на основании
проведенного анализа, можно сформулировать комплекс рекомендаций для руководителей гостиничных предприятий региона.
1. Объединение гостиничных предприятий региона в Ассоциацию предприятий гостиничного комплекса Республики Дагестан. Основными целями Ассоциации являются обеспечение развития туристской отрасли региона, повышение качества предоставляемых гостиничных услуг, продвижение гостиниц, представленных в Ассоциации на российский и зарубежные рынки, выработка современных стандартов обслуживания в гостиницах, формирование единой политики гостиничного рынка региона, представление отраслевых интересов в государственных органах, международных организациях и участие в разработке и реализации региональных программ и проектов в гостиничной сфере и туризме, повышение инвестиционной привлекательности сферы туризма региона. Объединение финансовых и иных ресурсов гостиничных предприятий в рамках Ассоциации будет способствовать возможности продвижения и конкурентоспособности гостиничного продукта на внешнем рынке, повысит профессиональную работу по привлечению туристов в регион. В конечном итоге, деятельность всех предприятий региональной туриндустрии, объединенных в Ассоциацию, должна быть направлена на ориентацию туристских потоков в республику.
2. Внедрение на предприятиях системы постоянного обучения персонала всех уровней, повышение его профессиональной квалификации.
3. Объединение гостиничных предприятий региона в региональную систему бронирования средств размещения «Сфера-Турсервис» с последующим включением в более крупные системы бронирования.
4. Внедрение на гостиничных предприятиях автоматизированных систем управления, современных Интернет и телекоммуникационных технологий.
Литература
1. Уокер Дж. Введение в гостеприимство. 4-е изд., М.: Юнити, 2008. С. 658-665.
2. Самарцев Е. Туризм. Антикризисные рецепты // Журнал «Гостиничный и ресторанный бизнес». 2009. № 1. С. 8-14.