Научная статья на тему 'Состояние и перспективы гостиничного бизнеса в России'

Состояние и перспективы гостиничного бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4411
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЦА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ДЕСТИНАЦИИ / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ОТРАСЛЬ / ГОСТИНИЧНЫЙ ОБЪЕКТ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вихляева И. В.

В статье автор раскрывает сущность гостиничного бизнеса в России как составного элемента туристской отрасли. На основе анализа становления и развития гостиничных объектов, российских дестинаций выявлено современное положение и перспективы дальнейшего развития. Определены роль и значение государственного контроля при становлении гостиничного бизнеса и при привлечении дополнительных инвестиций.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article author reveals the nature of hotel business in Russia as the element of tourism industry. Based on the analysis of the emergence of the hotel sector and its further development, the present stage and the perspectives of changes in hotel business are revealed. The role and the meaning of government control over hotel business have been determined with the description of additional investment funds.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы гостиничного бизнеса в России»

И. В. Вихляева

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Работа представлена кафедрой экономики и менеджмента Санкт-Петербургского института внешних связей, экономики и права.

Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор С. М. Климов

В статье автор раскрывает сущность гостиничного бизнеса в России как составного элемента туристской отрасли. На основе анализа становления и развития гостиничных объектов, российских дестинаций выявлено современное положение и перспективы дальнейшего развития. Определены роль и значение государственного контроля при становлении гостиничного бизнеса и при привлечении дополнительных инвестиций.

Ключевые слова: гостиницы, гостиничный бизнес, дестинации.

1 10

In this article author reveals the nature of hotel business in Russia as the element of tourism industry. Based on the analysis of the emergence of the hotel sector and its further development, the present stage and the perspectives of changes in hotel business are revealed. The role and the meaning of government control over hotel business have been determined with the description of additional investment funds. Key words: hotels, hotel business, areas of special kind.

Услуги размещения являются системообразующим элементом индустрии туризма, что дает основание утверждать, что именно они обладают способностью генерировать мультипликативный эффект воздействия на смежные отрасли национальной экономики. Гостиничное хозяйство рассматривается как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта. Оно определяет специфику развития туризма в регионе, являясь основой для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики в регионе.

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодежные хостелы и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

В современной профессиональной литературе широко применяется термин «индустрия туризма и гостеприимства», и, хотя гостеприимство входит в этот термин как составной элемент, следует отметить, что гостеприимство - это более емкое и общее понятие, так как его задачей является удовлетворение потребностей не только туристов в узком смысле, но и потребителей вообще1.

Одновременно основным элементом гостеприимства является гостиничное хозяйство, так как для приема посетителей необходима адекватная гостиничная база. Гостиничное хозяйство представляет собой совокупность разнообразных услуг, пре-

доставляемых клиентам на коммерческой основе и непосредственно связанных с проживанием, питанием, развлечением и прочими неотъемлемыми атрибутами туристской деятельности. Качество мест проживания и обслуживания клиентов обеспечивается персоналом, а его эффективная деятельность является определяющей для успехов туризма. Гостиничное хозяйство непосредственно связано с гостиничным продуктом и обладает своими специфическими особенностями.

В условиях современной рыночной экономики роль государства особенно ощущается в сфере туризма. Государственное регулирование туризма и гостиничного хозяйства осуществляется по отношению к отрасли в целом и ее отдельным подотраслям. Данное регулирование проявляется в его функциях: регулирующей, перераспределительной, социальной, контрольной. Применительно к туристской отрасли рассмотрению прежде всего подлежит регули-рующая функция государства. Проблема выбора и сочетания форм и методов государственного регулирования гостиничного хозяйства - одна из наиболее важных и сложных. Речь идет о границах и сферах, объектах и субъектах, формах и методах государственного регулирования экономических процессов в гостиничном бизнесе. В научной литературе и практике существует набор общепринятых форм и методов государственного регулирования2. Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических политических и экономических условий каждой страны. В современной экономической литературе к инструментарию государственного регулирования принято относить3:

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

1. Административное регулирование.

2. Правовое регулирование.

3. Прямое экономическое регулирование.

4. Косвенное экономическое регулирование.

В сфере гостиничного хозяйства широко применяются правовое и административное государственное регулирование. Одним из важнейших направлений деятельности государства в целях регулирования гостиничного хозяйства является разработка нормативно-законодательной базы его функционирования и обеспечение условий реализации законодательства.

Административные методы регулирования гостиничного хозяйства используются при осуществлении лицензирования и классификации гостиничных предприятий на конкретную категорию. Правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского (хозяйственного) законодательства через систему норм и правил. Данные методы государственного регулирования имеют силу приказа и, как правило, не опираются на экономические интересы.

Прямое экономическое регулирование носит максимально адресный характер и осуществляется в формах безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и организаций. Целевое финансирование может осуществляться как в форме прямого субсидирования: дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней, так и в форме льготного кредитования.

Косвенное экономическое регулирова-ние, как правило, носит автоматический и безадресный характер и предполагает широкое использование рычагов кредитно-денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической (в том числе таможенно-тарифной) политики.

Обобщая существующие точки зрения, можно высказать утверждение, что гостиница - это организация на коммерческих началах, предоставляющая гражданам, находящимся вне места постоянного проживания, комплекс услуг, важнейшей среди

которых является размещение. Таким образом, к задачам размещения относится4: во-первых, предоставление в пользование специальных помещений (номеров); во-вторых, выполнение функциональных обязанностей персонала (портье по приему и оформлению гостей, горничных по уборке номеров и т. д.).

С точки зрения автора, особо важно подчеркнуть, что гостиничные услуги обладают рядом особенностей:

1) их качество в значительной мере определяется персоналом гостиниц, особенно той его частью, которая непосредственно контактирует с туристом;

2) продажа гостиничных услуг зависит не только от персонала гостиницы, но и от внутреннего качества гостиничного хозяйства (удобств, материально-технической базы), а также имиджа отеля, его месторасположения, окружающей среды, наличия транспортных сообщений, культурно-исторических возможностей региона, имиджа страны и уровня конкуренции;

3) спрос на гостиничные услуги непостоянный, зависит от времени года и подвержен сезонным колебаниям.

Одним из основных элементов гостиничного хозяйства является номерной фонд -многофункциональные помещения, предназначенные для отдыха, сна и работы проживающих. С учетом того, что гостиничные номера используются преимущественно в вечернее и ночное время, важнейшей их функцией является обеспечение комфортного сна. Значение других функций номерного фонда зависит от назначения гостиницы и потребностей проживающих.

Обращение к трактовке термина «инвестиции» в зарубежной социально-экономической литературе показывает, что в различных школах и направлениях социально-экономической мысли определения понятия «инвестиции» содержат две общие существенные черты:

1) связь инвестиций с получением результата инвестиционной деятельности как целевой установки инвестора;

2) проведение анализа эффективности инвестиций, используя дополнительные показатели оценки эффективности, помимо оценки прибыли от инвестиций в ее денежном измерении.

Сфера туризма и гостеприимства является сейчас одной из быстро развивающихся отраслей экономики. Поскольку это не только российская, но и мировая тенденция - развитие гостиничных и ресторанных услуг является перспективным направлением для отечественных и зарубежных инвес-тиций. А чтобы получить инвестиции под конкретный проект, необходимо иметь четко разработанный бизнес-план, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к таким документам. По мнению многих экспертов, привлекательная обстановка для инвестиций будет продолжать создаваться сильной мировой экономикой, которая, в свою очередь, приводит к увеличению поездок, связанных с бизнесом и отдыхом. Кроме того, свою лепту в этот процесс внесет и «недостаток предложения»5. Сегодня благоприятные инвестиционные перспективы гостиничной сферы базируются на долговременных объективных факторах:

1) низком уровне насыщения рынка качественными гостиничными услугами (даже в столице баланс спроса и предложения может быть достигнут не ранее чем через 8-10 лет);

2) среднегодовой загрузкой отелей на уровне 60-80% в зависимости от сезона и региона, постоянным ростом цен на разме-

щение в отелях всех категорий (так, в Москве средняя стоимость номера - одна из самых высоких в Европе, более 200 долл.)6, разработанными во многих субъектах РФ региональных программами стимулирования гостиничного бизнеса;

3) высокая правовая нестабильность при управлении долгосрочными инвестиционными проектами;

4) отсутствие у инвестора достоверной информации о финансовом положении заемщика;

5) отсутствие эффективной инвестиционно-заемной системы;

6) неразвитость механизмов, связанных с защитой прав собственности;

7) высокая степень политических и экономических рисков и т. д.

Кроме вышеперечисленных проблемы инвестирования в туристской и гостиничной отрасли имеют свои отличительные особенности. Эти особенности связаны прежде всего с повышенным риском возврата вложенных средств, так как туристские потоки (от величины которых напрямую зависят сроки окупаемости проектов) чутко реагируют на малейшие изменения в социально-политической обстановке в стране и регионе, на конъюнктуру рынка туристских услуг ит. д. С учетом этих обстоятельств инвестиционные процессы в данной сфере нуждаются в дополнительных гарантиях со стороны региональных и федеральных властей и управленческих структур.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Большая советская энциклопедия. 2-е изд. М., 1955. Т. 32.

2 Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2005.

3 Зорин И. В., Квартальное В. А. Толковый словарь туристических терминов: Туризм. Туристическая индустрия. Туристический бизнес. М.; Афины: ЮТОЯвКОиР, 2008.

4 Граймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2007.

5 Москаленко А. Г. Гостиничное хозяйство как объект инвестиций. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

6 http://www.hotels-free.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.