Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ЛИТОГРАФИИ КИЕВСКОЙ ШКОЛЫ ГРАФИКИ 2000-Х ГОДОВ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ЛИТОГРАФИИ КИЕВСКОЙ ШКОЛЫ ГРАФИКИ 2000-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
ГРАФИКА / ЛИТОГРАФИЯ / ЭСТАМП / ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попович Екатерина Николаевна

В статье раскрывается современное состояние искусства литографии в контексте изобразительного искусства Украины, исследуется репертуар и образно-стилистические особенности литографий художников Киева указанного периода. Художники-литографы охватывают широкий круг тем, выражают собственные концепции, мировоззренческие и эстетические предпочтения, философское осмысление реального мира, используя широкий диапазон выразительных возможностей литографии. Искусство литографии киевской школы графики ٢٠٠٠-х годов - феноменальное явление украинской графики, отличающиеся своими изобразительными находками, оригинальными композиционными решениями, новыми художественными качествами. Цель исследования: комплексно осветить процесс развития искусства литографии киевской школы графики, проанализировать художественно-стилевые признаки эстампов киевских литографов 2000-х годов. Методы исследования: применены культурно-исторический подход, методы искусствоведческого анализа, структурно-типологический метод. Результаты исследования: определены образно-стилевые особенности литографий художников Киева, которые работали в отраслях станковой и книжной графики в первые десятилетия XXI века. Научная новизна: проведено искусствоведческий анализ композиционных структур и мотивов литографий киевских художников в определенный период. Практическое применение: достижения данной разведки будут полезными как для специалистов-практиков, так и для теоретиков изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN EVOLUTION TRENS IN LITHOGRAPHY ART BY KYIV GRAPHIC SCHOOL OF 2000S

This article describes the current state of the lithography art in the scope of the Ukrainian fine arts, it also looks into a stock of lithographs made by the Kyiv artists during the specified period of time, their visual and stylistic particular qualities. The lithography artists depict the wide range of topics, reveal their own concepts, their mental and aesthetic preferences, philosophical сomprehension of the real world using a broad band of the expressional capabilities of the lithography. Lithography artwork created by the representatives of the Kyiv graphic school of 2000-s is a phenomenon in the Ukrainian graphic art, which is notable for its visual findings, its peculiar formulas, its innovative artistic features. Purpose of study: to outline from a holistic perspective the development of the lithography art created by the representatives of the Kyiv graphic school, to analyse the visual and stylistic particular qualities of prints made by Kyiv lithography artists of 2000-s. Methods of study: cultural and historical approach was applied, art critical analysis, structured and typological methods were used. Results of study: visual and stylistic peculiarities of lithography art created by the Kyiv artists engaged in easel graphics and book illustration in the beginning of the 21st century were determined. Scientific novelty: art critical analysis of composition patterns and motifs in lithography art works by Kyiv artists during said period of time was performed. Practical significance: outcome of this study would be useful either for the art practitioners or for the art critics.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ЛИТОГРАФИИ КИЕВСКОЙ ШКОЛЫ ГРАФИКИ 2000-Х ГОДОВ»

European Journal of Arts 3(2021) ' риы»'ЕК Section 1. Visual, decorrative and applied arts - ISSN 2310-5666 -

УДК 763.03 (477.411) «20» DOI: 10.29013/EJA-21-3-20-26

ПОПОВИЧ Е. Н., 1

1 Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры, Киев, Украина

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ЛИТОГРАФИИ КИЕВСКОЙ ШКОЛЫ ГРАФИКИ 2000-х ГОДОВ

Аннотация

В статье раскрывается современное состояние искусства литографии в контексте изобразительного искусства Украины, исследуется репертуар и образно-стилистические особенности литографий художников Киева указанного периода. Художники-литографы охватывают широкий круг тем, выражают собственные концепции, мировоззренческие и эстетические предпочтения, философское осмысление реального мира, используя широкий диапазон выразительных возможностей литографии. Искусство литографии киевской школы графики 2000-х годов - феноменальное явление украинской графики, отличающиеся своими изобразительными находками, оригинальными композиционными решениями, новыми художественными качествами.

Цель исследования: комплексно осветить процесс развития искусства литографии киевской школы графики, проанализировать художественно-стилевые признаки эстампов киевских литографов 2000-х годов.

Методы исследования: применены культурно-исторический подход, методы искусствоведческого анализа, структурно-типологический метод.

Результаты исследования: определены образно-стилевые особенности литографий художников Киева, которые работали в отраслях станковой и книжной графики в первые десятилетия XXI века.

Научная новизна: проведено искусствоведческий анализ композиционных структур и мотивов литографий киевских художников в определенный период.

Практическое применение: достижения данной разведки будут полезными как для специалистов-практиков, так и для теоретиков изобразительного искусства.

Ключевые слова: графика, литография, эстамп, плоская печать.

Для цитирования: Попович Е. Н.Основные направления развития искусства литографии киевской школы графики 2000-х годов// European Journal of Arts, 2021, №3. - С. 20-26. DOI: https://doi. org/10.29013/EJA-21-3-20-26

Литография принадлежит к технике плоской печати, где печатной формой для исполнения художественных эстампов служит камень [8]. Литография получила широкое распространение в украинской графике во второй половине ХХ века, но к концу 1990-х годов художники теряют интерес к литографии, которую постепенно вытесняют современные техники и технологии. В начале ХХ1 века в киевской художественной среде начинается возрождение литографского искусства благодаря молодому поколению графиков.

Киевская школа литографии берет своё начало с Киевского государственного художественного ин-

ститута (КГХИ), в котором изучались графические техники с 1920-х годов. В советское время действовала Экспериментальная эстампная мастерская Союза художников, которая давала возможность мастерам графики работать в технике плоской печати. В 1990-е годы в постперестроечную эпоху украинские художники выходят из-под влияния тоталитарного государства с его идеологической нагрузкой - метода «соцреализма», происходит переосмысление общественных процессов и явлений, переоценка ценностей, меняются основные измерения культуры, эстетические предпочтения, мировоззрение, идут активные поиски новых путей самореализации. Исследователь Т. Шепеть

омечает: «В период 1990-2000-х гг. создается новая среда, в которой распад идеологии и новая волна развития искусства активизировали поиск экспериментальных форм проявления украинского искусства» [9, с. 77]. Художник обретает полную творческую свободу в выборе тем и воплощении собственных идей.

После закрытия Экспериментальной эстампной мастерской Союза художников в 2002 году литографское оборудование было перевезено в Издательско-полиграфический институт (ИПИ) Национального технического унивеститета Украины «Киевского политехнического инстутута имени И. Сикорского», который стал местом изучения и освоения техники литографии молодыми художниками. В 2013 году випускники ИПИ, ученики художника Владимира Иванова-Ахметова: Алиса Гоц, Нина Савенко, Алексей Никитин и Тарас Коблюк организовали «Мастерскую № 30» для продолжения творческой деятельности в графических техниках. Для обеспечения технологического процесса печати литографий было закуплено необходимое оборудование, камни и мате-риаллы из разных стран.

Со временем «Мастерская 30» стала творческим центром современной графики, к которому присоединяются молодые художники, любители искусства, где проводятся мастер-классы по печатным техникам, происходит процесс создания произведений графического искусства [2]. Художники «Мастерской 30», которых осталось трое, стали активными участниками отечественных и международных выставок (Киевская Малая опера 2013, галерея Educatorium, Киев, 2018; «Contemporary Ukrainian Graphics» в Ukrainian Institute ofModern Art, Чикаго, 2018 [10]; Художественный литографический музей, Тидагольм, Швеция, 2021 и других), аукционов, Print-Fest, «Ми-стецький Арсенал». У каждого из мастеров есть своя авторская узнаваемая манера, индивидуальный подход к печати, художественно-эстетические предпочтения.

В частности, интуитивный подход в творчестве Тараса Коблюка, который экспериментирует с формой, выражается в виде потока сознания и передачи собственных ощущений. В цветных автолитографиях на темы города: «Нужен ключ» (2017), «Крест» (2017), «Это случилось гораздо позже» (2018), «Город» (2018) [10, с. 88], «Головоломка» (2019), «Стена» (2020) [1] и других доминируют изображения объемных геометрических фигур, сложных

конструкций, предметов, выступающих в качестве матрицы и модели мироздания, дополненые спонтанни-ми линиями и пятнами. Формотворческая структура его призведений точна, логически построена. В литографиях «Показались головы» (2018), «Голова в кубе» (2021), «Телепортация» (2021), «Взорвать мой мозг» (2021) мастер графики углубляется во внутрений мир человека, анализируя его мыслительный процесс и психологическое состояние. Художник тяготеет к знаковости, загадке - в его произведениях поднимается проблема собственной идентификации и позиционирования в социуме. Использует литограф два-три цвета, которые как бы вступают в конфликт между собой [4].

Для художницы Нины Савенко графическое искусство стало инструментом для самопознания и аналитически-философского осмысления действительности, человеческих отношений. Художница находится в постоянном творческом поиске, переосмысливая на разных етапах жизни свои позиции, отношение к миру. Каждая серия автолитографий мастера графики имеет свою концепцию, художественные приемы и визуальную особенность. В ранней серии литографий « Взрыв» (2016), в технике свободной заливки, речь идет о мимолетности решений и длительности последствий, объединивших произведения о катастрофе ядерной войны. Серия «Вина» (2018) посвящена теме исследования переноса ответственности, в которой сочетаются зооморфные и антропоморфные образы, показывающие дуальность человеческой природы. В следующей, красно-черной серии «Ева, просто Ева» (2018), говорится о фе-минности и ее восприятии. Художница фокусирует внимание на пластике женских тел, подробленных на фрагменты, как в технике витража, артистически изображенных в разных позах. Серия «Образы» (20182019), состоящая из визуально-символических литографий, обозначает саморефлексию, медитативность, самоуглубление. В последнюю серию об архитектуре, которая досталась нам в наследство и мы ею пользуемся в рамках «карго-культа», вошли произведения «Танец Шивы» (2020), «Улететь не удалось» (2020), «Кого Бог пошлет» (2020) и другие [1], изображающие знаки, элементы архитектурных сооружений, объектов и тому подобное. Графические произведения Нины Савенко воплощают бесконечный поток идей - экзистенции, образы-афоризмы в виде стилизованных или схематических изображений [4].

European Journal of Arts 3 (2021)

PREMIER

Publishing

Section 1. Visual, decorrative and applied arts

ISSN 2310-5666

В творчестве Алисы Гоц наблюдаются разности-левые подходы к решению творческих задач и замыслов. В цветных эстампах «Бог дал, бог взял» (2016), «Побойся бога» (2016), «Нервная работа» (2016), «Ничего святого» (2016) в гротескной манере высмеиваются определенные религиозные явления и поднимается проблема истинной веры в Бога. Художница является автором цветных литографий «Танцы в темноте» (2018), «Эволюция» (2018), «Воскресенье» (2019), «Узник» (2019), «Neo» (2019), «Лицо» (2020) [1], в которых фигурируют динамические и статические трансформи-рованые бестелесные силуэты человека или толпы людей, напоминающих фантомы, растворяющиеся в пространстве. Мастер графики дистанционирует-ся от реалистических изображений, переходя в мир подсознательного и открывая путь к самопознанию. В своих произведениях автор удачно использует градации цвета, нюансы и различные изобразительные возможности литографской техники [4].

Выпускники ИПИ Дмитрий Гриценко и Сергей Гулевич остались работать учебными мастерами в естампной мастерской института, изучив все тонкости литографской техники. В 2015-2016 годах молодые художники работали в книжной графике, продемонстрировав свои произведения на Третьей Всеукраинской триеннале книжной графики (2016) [5]. Иллюстрации Дмитрия Гриценка к поэзиям С. Лема (2015), С. Червонозорянского «Странник» (2016) и Сергея Гулевича к стихотворениям «Орех» (2015), «Ночной стих» (2016) отличаются экспрессивностью, сочетанием образов реального и ирреального миров.

Глубоко личностные переживания и воспоминания детства аккумулировались в образную канву графических станковых произведений Дмитрия Гриценка. Цветная автолитография «Борьба» (2018) - коллажно-монтажная по композиционному построению, в которой переплелись абстрактные и конкретные образы. В основу триптиха «Без названия» (2019) легли события 2014 года - штурм Донецкого аэропорта и гибель киборгов, ключевым изображением в котором стала диспетчерская башня аэропорта в терновом венке - как символ жертвенности и мужества воинов. Серии «Роботы» (2019) и «Портрет» (2002-2020) состоят из эстампов, в которых использованы собственные неосознанные детские рисунки и различные условные знаки. Автор

анализирует детское творчество с точки зрения профессионального мастера, исследуя способы самовыражения изобразительными средствами. Серия «Расписание» (2019-2020) основана на впечатлениях юношеского возраста с асоциативными изображениями. Дмитрий Гриценко становится участником все-украинских выставок и конкурсов, его персональная выставка состоялась в «художествен Галерия Руси Карабиберов», Новой Загоре, Болгарии (2020).

Сергей Гулевич создал серию литографий «Зо-диаки» (2015-2016) [1], в которой своеобразно трактует знаки зодиака, наполняя композиции с соответствующими зодиаку изображениями различными дополнительными смыслами. Творец выполнил цветные литографии (в 4 цвета) - «В центре внимания» (2017), «Бродячие собаки» (2017), «Переполох» (2017) со сложными пространственными отношениями, в которых реальные визуальные образы размещены на общем символическом фоне. А эстамп «Праздничная музыка» (2017) передает тонкие вибрации и движение в пространстве, вызывая ряд ассоциаций.

К литографской технике проявил интерес еще один выпускник ИПИ, сотрудник Cité internationaledes arts - Михаил Завальный. На протяжении 20142020 годов художником были созданы литографии -«Ноль» (2014), «Тише воды, ниже травы» (2015), «Белый шум» (2016), «Same rain in the different place» (2017), «Режим белого» (2017), «Stone Rain» (2017), «Back side ofthe mirror» (2018) и другие, в которых использованы реалистически изображенные объекты в трёхмерном пространстве. Мастер в своих эстампах философски переосмысливает взаимоотношения человека и внешнего мира, вступает в диалог с самим собой, задумывается над смыслом жизни и извечными вопросами бытия.

Благодаря программам международного сотрудничества Оксана Стратийчук, выпускница КГХИ, получила возможность создать ряд литографских серий, которые были продемонстрированы на украинских выставках в 2010-2015 годах. Её первые серии литографий были созданы в 2010 году во время стипендиальной программы «Gaude Polonia» при Академии искусств г. Лодзь (Польша). Цветные натюрморты в урбанистической среде «Серый день» (2010), «Натюрморт с грушами» (2010), «Кукла-мотанка» (2010) - материально-фактурные, передающие сенсорно-тактильные ощущения. Литографии из серии «Ню» выделяются чувствительностью,

фрагментарностью, ракурсностью. Цикл эстампов на флористическую тему был выполнен в 2014-2015 годах в Амстердамском графическом ателье в Нидерландах и в мастерской литографии г. Бургас (Болгария). В литографиях «Гортензия» (2014), «Цвет граната» (2014), «Passiflora» (2015) и других, тонко подчеркнута изящная красота природы, ее совершенство. В листах из серии «Old Letters» (2014) в колаж-ной технике, которые гармонично соединили в себе растительные мотивы и старые фотографии с портретами, проводится аналогия с этапами развития природы и человека. Интересна также серия литографий, состоящая из произведений «Shoes» (2015), «Ice Skates» (2015), « Purse» (2015) и других с изображениями различных предметов, обуви, которые привлекли внимание художницы своей утилитарной элегантностью [3]. Оксана Стратийчук продолжает

исследования традиционных и новейших техник литографии, экспериментирует с техниками плоской печати [6; 7].

Выводы. Украинское графическое искусство 2000-х годов ознаменовалось вхождением в русло мирового художественного творческого контекста. В творчестве киевских художников-литографов заметны разностилевые подходы з раскрытию темы и замысла произведений - от реализма, сюрреализма до постмодернизма и концептуализма. Взгляд художников становится менее сосредоточенным на внешнем мире, а углубляется в область ощущений, переживаний, представлений. Процесс развития искусства литографии на фоне современных художественных процессов Киева незавершен во времени и продолжается, создавая новые страницы истории изобразительного искусства в летописи Украины.

Список литературы

1. Литография. Киев. 1988-2020: каталог. - Киев: Белый свет, 2020. - 72 с.

2. Литографическая мастерская «30» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://antikvar.ua/ litograficheskaya-masterskaya-30

3. Оксана Стратийчук. Литография = Oksana Stratiychuk. Litography: каталог. - Киев, 2015. - 24 с.

4. Попович Е. Искусство литографии киевской школы графики 1990-2000-х годов: художественно-стилевое и тематическое разнообразие. East European science journal. Wschodnioeurzopejskie czasopismo naukowe. Warszawa, № 4 - 06 (58) 2020. S. 4-12.

5. Третья Всеукраинская триеннале книжной графики. 2013-2016. Каталог. / Дирекция выставок Национального союза художников Украины - Киев, 2016 - 32 с.

6. Стратийчук О. И. Основные техники литографии / А. И. Стратийчук // Украинская академия искусства: исследовательские. и метод. пр. - Киев, 2012. - Вып. 20. - С. 60-68.

7. Стратийчук О. Силиграфия - современный прогрессивный способ плоской печати // Украинская Академия искусств: исследовательские и научно-методические работы. - Киев, 2010. - Вып. 17. - С. 95-98

8. Христенко В. Е. Техники авторского печати. Офорт, литография, дереворит и линогравюра, шелкотрафаретная печать / В. Е. Христенко: учеб. пособие. - Харьков: Колорит, 2004. - 83 с. : ил.

9. Шепеть Т. Проблематика постмодернистских эстампов 1990 - 2010-х годов. Вестник ХГАДИ. : Сборник научных трудов. 2016. № 5. С. 71-78.

10. Contemporary Ukrainian Graphics at the Turn of the XX/XXI Century. October 12 - December 16, 2018. Chicago. Catalogue. - UIMA, 2018. - P. 100.

Информация об авторах

Попович Екатерина Николаевна, выпускник-аспирант кафедры теории и истории искусств, Национальная

академия изобразительного искусства и архитектуры, Киев, Украина

Адрес: 04053, Украина, Киев, Вознесенский спуск, 20

E-mail: katha221972@gmail.com; тел.: +38 (044) 272-15-44

ORCID: 0000-0002-9368-8072

European Journal of Arts 3(2021) ® p,E!'ER Section 1. Visual, decorrative and applied arts

- ISSN 2310-5666 -

E. N. POPOVYCH, 1

1 National Academy of Fine Arts and Architecture (Kiev, Ukraine)

MAIN EVOLUTION TRENS IN LITHOGRAPHY ART BY KYIV GRAPHIC SCHOOL OF 2000s

Annotation

This article describes the current state of the lithography art in the scope of the Ukrainian fine arts, it also looks into a stock of lithographs made by the Kyiv artists during the specified period of time, their visual and stylistic particular qualities. The lithography artists depict the wide range of topics, reveal their own concepts, their mental and aesthetic preferences, philosophical comprehension of the real world using a broad band of the expressional capabilities of the lithography. Lithography artwork created by the representatives of the Kyiv graphic school of 2000-s is a phenomenon in the Ukrainian graphic art, which is notable for its visual findings, its peculiar formulas, its innovative artistic features.

Purpose of study: to outline from a holistic perspective the development of the lithography art created by the representatives of the Kyiv graphic school, to analyse the visual and stylistic particular qualities of prints made by Kyiv lithography artists of 2000-s.

Methods of study: cultural and historical approach was applied, art critical analysis, structured and typological methods were used.

Results of study: visual and stylistic peculiarities of lithography art created by the Kyiv artists engaged in easel graphics and book illustration in the beginning of the 21st century were determined.

Scientific novelty: art critical analysis of composition patterns and motifs in lithography art works by Kyiv artists during said period of time was performed.

Practical significance: outcome of this study would be useful either for the art practitioners or for the art critics. Keywords: graphics, lithography, printmaking, flat-bed lithography

References

1. Lithography. Kiev. 1988-2020: catalog. - Kyiv: White World, 2020. - 72 p.

2. Lithographic workshop "30" [Electronic resource]. - Access mode: https://antikvar.ua/litograficheskaya-mas-terskaya-30/

3. Oksana Stratiychuk. Lithograph = Oksana Stratiychuk. Lithography: catalog. - Kyiv, 2015. - 24 p.

4. Popovich E. The art of lithography of the Kiev school of graphics in the 1990s - 2000s: artistic, stylistic and thematic diversity. East European science journal. Wschodnioeurzopejskie czasopismo naukowe. Warszawa, no. 4 - 06 (58) 2020. S. 4-12.

5. Third All-Ukrainian Triennial of Book Graphics. 2013-2016. Catalog. / Directorate of Exhibitions of the National Union of Artists of Ukraine - Kyiv, 2016 - 32 p.

6. Stratiychuk O. I. Basic techniques of lithography / O. I. Stratiychuk // Ukrainian Academy of Arts: research and scientific method. works - Kyiv, 2012. - Issue. 20. - P. 60-68.

7. Stratiychuk O. Silligraphy - a modern progressive method of flat printing // Ukrainian Academy ofArts: research and scientific-methodical works. - K., 2010. - Vip. 17. - P. 95-98

8. Khristenko V. E. Techniques of author's printing. Etching, lithography, woodcut and linocut, silk-screen printing / V.E. Khristenko: textbook. - Kharkiv: Koloryt, 2004. - 83 p. : il.

9. Shepet T. Problems of postmodern prints 1990 - 2010. Kharkiv State Academy of Design and Art's Bulletin. : collection of scientific works. 2016. № 5. S. 71—78.

10. Contemporary Ukrainian Graphics at the Turn of the XX/XXI Century. October 12 - December 16, 2018. Chicago. Catalogue. - UIMA, 2018. - P. 100.

Section 1. Visual, decorrative and applied arts ' European Journal of Arts 3 (2021) - ISSN 2310-5666 -

Information about the authors

Ekaterina Nikolaevna Popovych, recent postgraduate student of the Department of Theory and History of Art,

National Academy of Fine Arts and Architecture, Kiev, Ukraine

Address: 04053, Ukraine, Kiev, Voznesensky descent, 20

E-mail: katha221972@gmail.com; tel.: +38 (044) 272-15-44

ORCID: 0000-0002-9368-8072

К. М. ПОПОВИЧ

Нащональна академiя образотворчого мистецтва i архтектури, Кшв, Украша

ОСНОВН1 НАПРЯМИ РАЗВИТКУ МИСТЕЦТВА Л1ТОГРАФЙ" КИ1ВСЬКО1 ШКОЛИ ГРАФ1КИ 2000-х РОК1В

Анотацт

У статп розкриваеться сучасний стан мистецтва лиографи в контекстi образотворчого мистецтва Украши, дослiджуeться репертуар i образно-стилштичш особливостi лiтографiй художникiв Киева означеного перiоду. Художники-лiтографи охоплюють широке коло тем, виявляють власш концепци, свггоглядш та естетичнi уподобання, фглософське осмислення реального свггу, використовуючи широкий дiапазон виражальних можливостей лиографи. Мистецтво лиографи кшвсько'' школи графiки 2000-х роив - феноменальне явище украшсько'' графiки, яке вирiзняеться сво'ми образотворчими знах^ками, оригiнальними композицiйними рiшеннями, новими художшми якостями.

Мета дошдження: комплексно висвилити процес розвитку мистецтва лггографи кшвсько'' школи графiки, проаналiзувати художньо-стильовг ознаки естампiв кшвських лгтографiв 2000-х рокТв.

Методи до^дження: застосованi культурно-гсторичний пгдхгд, методи мистецтвознавчого анализу, структурно-типолопчний метод.

Результати досл1дження: визначено образно-стильовг особливостг лгтографгй митцгв Киева, якг працювали в галузях станково'' графгки i книжково'' Глюстрац11' у першг десятилгття ХХ1 столГття.

Наукова новизна: проведено мистецтвознавчий аналгз композицгйних структур та мотивгв лгтографгй кшвських художника у визначений перюд.

Практичне застосування: здобутки дано'' розвгдки будуть корисними як для фахiвцiв-практикiв, так i для теоретикТв образотворчого мистецтва.

Ключов1 слова: графжа, лiтографiя, естамп, плоский друк.

Список Лтератури

1. ЛГтографiя. Кшв. 1988-2020 : каталог. - Кшв: Бглий свгт, 2020. - 72 с.

2. Лгтографiчна майстерня «30» [Електронний ресурс]. - Режим доступу: https://antikvar.ua/litografiches-kaya-masterskaya-30/

3. Оксана Страпйчук. Лгтографгя = Oksana Stratiychuk. Litography : каталог. - Кшв, 2015. - 24 с.

4. Попович К. Мистецтво лТто графи ки'всько'' школи графжи 1990-2000-х роив: художньо-стильове i тематичне розма'ття. East European science journal. Wschodnioeurzopejskie czasopismo naukowe. Warszawa, № 4 - 06 (58) 2020. С. 4-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Третя Всеукра'нська трiенале книжково'' графiки. 2013-2016. Каталог. / Дирекщя виставок Нацюнально'' спглки художникгв Украши - Кшв, 2016 - 32 с.

European Journal of Arts 3(2021) ' №hi!!'ER Section 1. Visual, decorrative and applied arts

- ISSN 2310-5666 -

6. Страпйчук О. I. Основш техшки лгтографп / О. I. Стратшчук// Укра'нська академiя мистецтва : досл!дницью та науково-методичш працi - Кшв, 2012. - Вип. 20. - С. 60-68.

7. Стратiйчyк О. Силiграфiя - сучасний прогресивний cnoci6 плоского друку // Укра'нська Акадeмiя мистецтв: досл1дницьк1 та наyково-мeтодичнi пращ. - К., 2010. - Вип. 17. - С. 95-98

8. Христенко В. С. Техшки авторського друку. Офорт, лгтографш, дереворит та лшорит, шовкотрафаретний друк / В. С. Христенко: навч. поаб. - Харк1в : Колорит, 2004. - 83 с. : ¡л.

9. Шепеть Т. Проблематика постмодерних естамтв 1990 — 2010-х рок1в. Вкник ХДАДМ. : збiрник наукових праць. 2016. № 5. С. 71—78.

10. Contemporary Ukrainian Graphics at the Turn of the XX/XXI Century. October 12 - December 16, 2018. Chicago. Catalogue. - UIMA, 2018. - P. 100.

Информацт про авторш

Попович Катерина Миколал'вна, випускник-асшрант кафедри теорп та кторп мистецтв, Нацюнальна акадeмiя

образотворчого мистецтва i архiтeктyри, Кшв, Укра'на

Адрес: 04053, Укра'на, Кшв, Вознесенський yзвiз, 20

E-mail: katha221972@gmail.com; тел.: +38 (044) 272-15-44

ORCID 0000-0002-9368-8072

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.