УДК 332.1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА
В. В. КАЛИНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической информатики и управления Е-mail: verakalinina@mail. т Волгоградский государственный университет
В данной статье раскрыты основные составляющие инфраструктуры регионального промышленного комплекса, включающие подсистемы производственной, кредитно-финансовой, институциональной, коммерческой, социальной, экологи ческой и информационной инфраструктур. Анализируются задачи, структура и основные проблемы каждой из подсистем инфраструктуры промышленного комплекса региона.
Ключевые слова: инфраструктура, промышленность, комплекс инфраструктуры промышленного комплекса, регион.
В отечественной экономической литературе, так же, как и в зарубежной, относительно понятия инфраструктуры нет единого мнения. Наиболее обобщенным определением инфраструктуры в отечественной экономической науке можно считать следующее: инфраструктура — это совокупность вспомогательных отраслей (подотраслей) производственной и непроизводственной (социальной) сферы [5].
В большинстве определений авторы стараются перечислить необходимый, на их взгляд, набор отраслей, а различия в составе отраслевых наборов приводят к неоднозначному пониманию этого определения. Примером может служить определение И. Ф. Чернявского: «Инфраструктура — это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство,
железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. д.» [8, с. 8].
Попытки перечислить множество отраслей, как правило, приводят к «размытости» определения, в результате которой теряется сущность самой категории. Некоторые авторы, избегая громоздких перечислений отраслевого состава, рассматривают инфраструктуру как «вспомогательный вид деятельности, направленный на обслуживание главного объекта» [6, с. 161], хотя в этом случае теряется конкретизация субъектно-объектной структуры, не понятно, что же является главным объектом.
Несмотря на преимущества и недостатки выше приведенных определений, многие из них ограничены включением элементов производственной и социальной сфер, что не отражает в полной мере экономических функций инфраструктуры в целом и таких важных элементов макроэкономической системы, как институциональной, финансовой инфраструктур и др.
Инфраструктура в рыночной экономике представляет собой специфическую подсистему взаимосвязанных институтов, целевой функцией которой является создание общих условий для функционирования экономических субъектов на различных рынках, что позволяет рассматривать ее как комплекс производственной, кредитно-финансовой, институциональной, коммерческой, социальной, экологической и информационной инфраструктур (см. рисунок).
Инфраструктура промышленного комплекса
Для исследования сущности производственной инфраструктуры целесообразно рассмотреть ее природу и специфику организации. Природа появления производственной инфраструктуры заложена во взаимодействии факторов производства. Общей причиной, способствующей обособлению производственной инфраструктуры в самостоятельную сферу экономики, явилось общественное разделение труда [4, с. 28].
Зарождение производственной инфраструктуры можно наблюдать уже в трудовом процессе, в котором происходит разделение на основные и вспомогательные действия, хотя в этом случае она еще не относится непосредственно к продукту.
Производственная инфраструктура в сфере промышленности характеризуется тем, что она оказывает материальные и нематериальные производственные услуги, которые носят вспомогательный характер. Для предприятия потребительную стоимость создают не только услуги технических средств, которые имеют материальный характер, но и услуги, обладающие нематериальным характером, такие как реклама, маркетинговое обслуживание, консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики, инжиниринг и другие. Производственная инфраструктура промышленности участвует в формировании затрат и полезности товара основного производства, что, в свою очередь, влияет в рыночных условиях на стоимость и потребительную стоимость основного товара.
Целевая функция производственной инфраструктуры промышленности определена как создание внешних и внутренних условий для функционирования предприятий промышленного производства. Примером структурного подхода к определению производственной инфраструктуры служит ее представление в виде целого ряда блоков,
связанных с реализацией продукции, материально-техническим снабжением, производственно-техническим обслуживанием, финансово-кредитным обеспечением, которые находятся в состоянии взаимоотношений этих служб с товаропроизводителями.
Основной целью функционирования кредитно-финансовой инфраструктуры промышленности является формирование финансовой основы для динамичного развития промышленного производства, его социальной инфраструктуры, создания предпосылок экономического роста и становления конкурентной среды, обеспечения развития материально-технической базы инфраструктуры комплекса.
Субъектами кредитно-финансовой инфраструктуры промышленности в зависимости от характера участия (финансирование, кредитование) и роли (кредитор, заемщик) могут выступать: государство (Центральный банк РФ, Федеральное казначейство); банки (коммерческие, сберегательные, кооперативные, инвестиционные, ипотечные), промышленные предприятия, население, финансовые организации (финансовые и страховые компании, фондовые биржи, брокерские фирмы, пенсионные фонды), социальные институты (страхования, кредитной кооперации).
Объектом взаимодействий в сфере кредитно-финансовая инфраструктуры промышленности выступают финансово-кредитные услуги и средства (субсидии, кредиты, ссуды и др.), обеспечивающие финансовую основу непрерывности воспроизводства основных факторов промышленного производства (человеческого, технико-технологического, природного) и жизнедеятельности населения.
Институциональная инфраструктура призвана обеспечить управление хозяйством района или страны. К ней относятся учреждения, регулирующие и направляющие экономику, вычислительные центры, учреждения финансово-кредитной системы и др. Отличительная особенность институциональной инфраструктуры среди других групп состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как
Кредитно-финансовая инфраструктура
Институциональная инфраструктура
Коммерческая инфраструктура
Социальная инфраструктура
институциональная инфраструктура общества, региона, отрасли, промышленности и т. д. [3, с. 34].
Применительно к промышленности основной целью функционирования институциональной инфраструктуры является создание условий воспроизводства институционального и организационного факторов, позволяющих обеспечить непрерывность промышленного производства, что достигается в процессе осуществления таких видов деятельности, как: распространение кодексов поведения в обществе, идеологическая работа; стандартизация; создание формальных юридических систем, призванных решать конфликты и споры, и структур, регулирующих взаимоотношения внутри организаций; принуждение к исполнению формальных ограничений и неформальных правил.
Коммерческая инфраструктура представляет собой совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих эффективному взаимодействию продавцов и покупателей (организации оптовой и розничной торговли, товарные и фондовые биржи, системы обеспечения рыночной информацией и подготовки кадров).
Очень важным элементом развития коммерческой инфраструктуры является государственная поддержка позитивных процессов в сфере коммерческой инфраструктуры промышленности, создание товаропроводящей инфраструктуры, способствующей эффективному функционированию различных рынков комплекса. Для этого необходимо: совершенствование нормативно-правовых основ функционирования рынков; формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающей эффективную оптовую торговлю, хранение и продвижение товаров и продукции с минимальными затратами. Этому также содействуют цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольных оптово-розничных организаций; содействие формированию дилерских и дистрибьюторских сетей, машинных пулов, лизинговых компаний и других субъектов инфраструктуры рынков ресурсов для промышленного производства; создание эффективного информационного обслуживания рынков; развитие тароупаковочной индустрии; разработка системы кредитно-финансового обслуживания рынков; обеспечение научно-технического сопровождения развития коммерческой инфраструктуры; организация подготовки и переподготовки кадров для коммерческой инфраструктуры промышленности.
К социальной инфраструктуре чаще всего относят сооружения, предприятия и учреждения, в совокупности создающие материальные и культурно-бытовые условия для нормальной жизни населения и способствующие привлечению рабочей силы [1]. Также под социальной инфраструктурой понимается «совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищного коммунального хозяйства, транспорта и связи по обслуживанию населения, здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры, искусства, кредитования и государственного страхования), деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей общества, так как создает условия для оптимизации деятельности прежде всего самого человека» [9, с. 17]. В этом смысле употребляемый в ряде случаев термин «комплекс организаций и учреждений» без соответствующих уточнении и разъяснений, на взгляд ученых, не отражает конкретного содержания социальной инфраструктуры, которая образуется благодаря взаимодействию соответствующих материально-вещественных элементов общественного развития.
Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Она возникла в результате индустриального развития человеческого общества, а превратилась в настоятельную необходимость в условиях научно-технической революции, когда небывалыми темпами растут извлечение и использование разнообразных природных ресурсов, таких как нефть, газ и др., масштабы загрязнения внешней среды остаточными отходами производства и потребления.
Особая роль среди новых видов инфраструктурного обслуживания принадлежит информационной инфраструктуре, которая в настоящее время выступает мощным фактором развития общественного производства. Потребность в информационном обслуживании возникла в связи с совершенствованием управления производством. Основная часть производимой информации используется в процессе общественного воспроизводства. Превращение информации в важный фактор современного производства обусловило формирование в экономике особой сферы — информационной инфраструктуры, которая обеспечивает распространение информации, доведение ее до потребителей, участвуя тем самым в создании общих условий воспроизводства.
Информационная инфраструктура — это совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий, правовой и финансово-экономической базы деятельности информационного сообщества, а также других методов и средств, обеспечивающих информационную деятельность в той или иной сфере [2, с. 50].
Основными целями функционирования информационной инфраструктуры в промышленности являются:
1) предоставление участникам хозяйственной деятельности возможности получения и потребления необходимой информации;
2) обеспечение воспроизводства информационного фактора в процессе информационного обслуживания и информатизации промышленного производства.
Субъектами информационной инфраструктуры в промышленности в зависимости от характера участия (поставщики, производители, покупатели, потребители) выступают государство, предприятия и организации, население.
Объект взаимодействий — информационные продукты и услуги, обеспечивающие возможность хозяйственным субъектам и населению получать и потреблять необходимую информацию.
В качестве основных проблем развития информационной инфраструктуры можно выделить следующие: недостаточное развитие технической базы для современного информационного производства; нехватка центров глобальной телефонной связи; невысокое качество и технически устаревшая кабельная и спутниковая связь; неадекватная трудовая квалификация занятых в сфере производства и распространения информации и смежных областях; слабое развитие компьютерных локальных и глобальный сетей. Такой же важной проблемой является узкая сегментация рынка по отраслям промышленности, в результате чего достаточно сложно спроектировать и реализовать единую информационную инфраструктуру всего промышленного комплекса.
Таким образом, актуальность приобретает такое направление, как построение единой информационной инфраструктуры, которая охватывала бы весь промышленный комплекс региона и обеспечивала взаимодействие межрегиональных информационных составляющих. Также необходимо обеспечить совместную работу программных и аппаратных средств систем АСУП — автомати-
зированная система управления предприятием и АСУТП — автоматизированная система управления технологическим процессом.
Современные системы АСУП базируются на стандартах и используют в коммуникационных инфраструктурах сети Ethernet и протоколы TCP/ IP [7]. В информационных комплексах предприятий широко применяются Internet-технологии. В области АСУТП существует более полусотни коммуникационных технологий, относящихся к классу промышленных сетей или полевых шин, предоставляющих возможность создания распределенных систем, в состав которых входят программируемые логические контроллеры, датчики и исполнительные устройства.
Самая распространенная стандартная сетевая технология Ethernet насчитывает, по оценкам экспертов, более 100 млн пользователей. Поэтому ее внедрение в системы промышленной автоматизации в рамках единой информационной инфраструктуры позволит значительно увеличить скорость обработки и доступности информации.
Список литературы
1. Важенин С. Г. Социальная инфраструктура народохозяйственного комплекса. М., 1984.
2. Калинина В. В. Информационная инфраструктура рынка труда // Прикладные информационные технологии в науке, технике, экономике: материалы научной сессии. 24.04.2003. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 47—53.
3. Красовский В. К. Инфраструктура и интенсификация экономики. М.: Наука, 1980. С. 34.
4. Маршалова А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998. С. 28.
5. Ожерельева О. И. Политическая экономия: словарь. М.: Политиздат, 1990.
6. Титов А. Б. Малый бизнес и инфраструктура: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. С. 161.
7. Чернобровцев A. Ethernet в промышленности // Computerworld Россия. 2000. № 32. URL: http:// www. osp. ru/cw/2000/32/6461.
8. Чернявский И. Ф. Инфраструктура производства: вопросы, теории и практики. М. : Экономика, 1989. С. 8.
9. Шарипов А. Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения. Новосибирск, 1990. С. 17.