Научная статья на тему 'Основные направления развития инфраструктуры промышленного комплекса региона'

Основные направления развития инфраструктуры промышленного комплекса региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
861
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКС ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина В. В.

В данной статье раскрыты основные составляющие инфраструктуры регионального промышленного комплекса, включающие подсистемы производственной, кредитно-финансовой, институциональной, коммерческой, социальной, экологической и информационной инфраструктур. Анализируются задачи, структура и основные проблемы каждой из подсистем инфраструктуры промышленного комплекса региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития инфраструктуры промышленного комплекса региона»

УДК 332.1

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

В. В. КАЛИНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической информатики и управления Е-mail: verakalinina@mail. т Волгоградский государственный университет

В данной статье раскрыты основные составляющие инфраструктуры регионального промышленного комплекса, включающие подсистемы производственной, кредитно-финансовой, институциональной, коммерческой, социальной, экологи ческой и информационной инфраструктур. Анализируются задачи, структура и основные проблемы каждой из подсистем инфраструктуры промышленного комплекса региона.

Ключевые слова: инфраструктура, промышленность, комплекс инфраструктуры промышленного комплекса, регион.

В отечественной экономической литературе, так же, как и в зарубежной, относительно понятия инфраструктуры нет единого мнения. Наиболее обобщенным определением инфраструктуры в отечественной экономической науке можно считать следующее: инфраструктура — это совокупность вспомогательных отраслей (подотраслей) производственной и непроизводственной (социальной) сферы [5].

В большинстве определений авторы стараются перечислить необходимый, на их взгляд, набор отраслей, а различия в составе отраслевых наборов приводят к неоднозначному пониманию этого определения. Примером может служить определение И. Ф. Чернявского: «Инфраструктура — это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство: строительство шоссейных дорог, каналов, водохранилищ, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство,

железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. д.» [8, с. 8].

Попытки перечислить множество отраслей, как правило, приводят к «размытости» определения, в результате которой теряется сущность самой категории. Некоторые авторы, избегая громоздких перечислений отраслевого состава, рассматривают инфраструктуру как «вспомогательный вид деятельности, направленный на обслуживание главного объекта» [6, с. 161], хотя в этом случае теряется конкретизация субъектно-объектной структуры, не понятно, что же является главным объектом.

Несмотря на преимущества и недостатки выше приведенных определений, многие из них ограничены включением элементов производственной и социальной сфер, что не отражает в полной мере экономических функций инфраструктуры в целом и таких важных элементов макроэкономической системы, как институциональной, финансовой инфраструктур и др.

Инфраструктура в рыночной экономике представляет собой специфическую подсистему взаимосвязанных институтов, целевой функцией которой является создание общих условий для функционирования экономических субъектов на различных рынках, что позволяет рассматривать ее как комплекс производственной, кредитно-финансовой, институциональной, коммерческой, социальной, экологической и информационной инфраструктур (см. рисунок).

Инфраструктура промышленного комплекса

Для исследования сущности производственной инфраструктуры целесообразно рассмотреть ее природу и специфику организации. Природа появления производственной инфраструктуры заложена во взаимодействии факторов производства. Общей причиной, способствующей обособлению производственной инфраструктуры в самостоятельную сферу экономики, явилось общественное разделение труда [4, с. 28].

Зарождение производственной инфраструктуры можно наблюдать уже в трудовом процессе, в котором происходит разделение на основные и вспомогательные действия, хотя в этом случае она еще не относится непосредственно к продукту.

Производственная инфраструктура в сфере промышленности характеризуется тем, что она оказывает материальные и нематериальные производственные услуги, которые носят вспомогательный характер. Для предприятия потребительную стоимость создают не только услуги технических средств, которые имеют материальный характер, но и услуги, обладающие нематериальным характером, такие как реклама, маркетинговое обслуживание, консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики, инжиниринг и другие. Производственная инфраструктура промышленности участвует в формировании затрат и полезности товара основного производства, что, в свою очередь, влияет в рыночных условиях на стоимость и потребительную стоимость основного товара.

Целевая функция производственной инфраструктуры промышленности определена как создание внешних и внутренних условий для функционирования предприятий промышленного производства. Примером структурного подхода к определению производственной инфраструктуры служит ее представление в виде целого ряда блоков,

связанных с реализацией продукции, материально-техническим снабжением, производственно-техническим обслуживанием, финансово-кредитным обеспечением, которые находятся в состоянии взаимоотношений этих служб с товаропроизводителями.

Основной целью функционирования кредитно-финансовой инфраструктуры промышленности является формирование финансовой основы для динамичного развития промышленного производства, его социальной инфраструктуры, создания предпосылок экономического роста и становления конкурентной среды, обеспечения развития материально-технической базы инфраструктуры комплекса.

Субъектами кредитно-финансовой инфраструктуры промышленности в зависимости от характера участия (финансирование, кредитование) и роли (кредитор, заемщик) могут выступать: государство (Центральный банк РФ, Федеральное казначейство); банки (коммерческие, сберегательные, кооперативные, инвестиционные, ипотечные), промышленные предприятия, население, финансовые организации (финансовые и страховые компании, фондовые биржи, брокерские фирмы, пенсионные фонды), социальные институты (страхования, кредитной кооперации).

Объектом взаимодействий в сфере кредитно-финансовая инфраструктуры промышленности выступают финансово-кредитные услуги и средства (субсидии, кредиты, ссуды и др.), обеспечивающие финансовую основу непрерывности воспроизводства основных факторов промышленного производства (человеческого, технико-технологического, природного) и жизнедеятельности населения.

Институциональная инфраструктура призвана обеспечить управление хозяйством района или страны. К ней относятся учреждения, регулирующие и направляющие экономику, вычислительные центры, учреждения финансово-кредитной системы и др. Отличительная особенность институциональной инфраструктуры среди других групп состоит в том, что она не выступает как самостоятельная отрасль или подотрасль, а обслуживает их в роли управляющей подсистемы. По уровню выполняемых управленческих функций в системе общественного воспроизводства она выступает как

Кредитно-финансовая инфраструктура

Институциональная инфраструктура

Коммерческая инфраструктура

Социальная инфраструктура

институциональная инфраструктура общества, региона, отрасли, промышленности и т. д. [3, с. 34].

Применительно к промышленности основной целью функционирования институциональной инфраструктуры является создание условий воспроизводства институционального и организационного факторов, позволяющих обеспечить непрерывность промышленного производства, что достигается в процессе осуществления таких видов деятельности, как: распространение кодексов поведения в обществе, идеологическая работа; стандартизация; создание формальных юридических систем, призванных решать конфликты и споры, и структур, регулирующих взаимоотношения внутри организаций; принуждение к исполнению формальных ограничений и неформальных правил.

Коммерческая инфраструктура представляет собой совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих эффективному взаимодействию продавцов и покупателей (организации оптовой и розничной торговли, товарные и фондовые биржи, системы обеспечения рыночной информацией и подготовки кадров).

Очень важным элементом развития коммерческой инфраструктуры является государственная поддержка позитивных процессов в сфере коммерческой инфраструктуры промышленности, создание товаропроводящей инфраструктуры, способствующей эффективному функционированию различных рынков комплекса. Для этого необходимо: совершенствование нормативно-правовых основ функционирования рынков; формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающей эффективную оптовую торговлю, хранение и продвижение товаров и продукции с минимальными затратами. Этому также содействуют цепные торговые организации, кооперативные объединения торговых структур, добровольных оптово-розничных организаций; содействие формированию дилерских и дистрибьюторских сетей, машинных пулов, лизинговых компаний и других субъектов инфраструктуры рынков ресурсов для промышленного производства; создание эффективного информационного обслуживания рынков; развитие тароупаковочной индустрии; разработка системы кредитно-финансового обслуживания рынков; обеспечение научно-технического сопровождения развития коммерческой инфраструктуры; организация подготовки и переподготовки кадров для коммерческой инфраструктуры промышленности.

К социальной инфраструктуре чаще всего относят сооружения, предприятия и учреждения, в совокупности создающие материальные и культурно-бытовые условия для нормальной жизни населения и способствующие привлечению рабочей силы [1]. Также под социальной инфраструктурой понимается «совокупность объектов отраслей сферы обслуживания (торговли, общественного питания, бытового обслуживания, жилищного коммунального хозяйства, транспорта и связи по обслуживанию населения, здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры, искусства, кредитования и государственного страхования), деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей общества, так как создает условия для оптимизации деятельности прежде всего самого человека» [9, с. 17]. В этом смысле употребляемый в ряде случаев термин «комплекс организаций и учреждений» без соответствующих уточнении и разъяснений, на взгляд ученых, не отражает конкретного содержания социальной инфраструктуры, которая образуется благодаря взаимодействию соответствующих материально-вещественных элементов общественного развития.

Экологическая инфраструктура состоит из сооружений и объектов, предназначенных для охраны, воспроизводства и улучшения окружающей природной среды. Она возникла в результате индустриального развития человеческого общества, а превратилась в настоятельную необходимость в условиях научно-технической революции, когда небывалыми темпами растут извлечение и использование разнообразных природных ресурсов, таких как нефть, газ и др., масштабы загрязнения внешней среды остаточными отходами производства и потребления.

Особая роль среди новых видов инфраструктурного обслуживания принадлежит информационной инфраструктуре, которая в настоящее время выступает мощным фактором развития общественного производства. Потребность в информационном обслуживании возникла в связи с совершенствованием управления производством. Основная часть производимой информации используется в процессе общественного воспроизводства. Превращение информации в важный фактор современного производства обусловило формирование в экономике особой сферы — информационной инфраструктуры, которая обеспечивает распространение информации, доведение ее до потребителей, участвуя тем самым в создании общих условий воспроизводства.

Информационная инфраструктура — это совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий, правовой и финансово-экономической базы деятельности информационного сообщества, а также других методов и средств, обеспечивающих информационную деятельность в той или иной сфере [2, с. 50].

Основными целями функционирования информационной инфраструктуры в промышленности являются:

1) предоставление участникам хозяйственной деятельности возможности получения и потребления необходимой информации;

2) обеспечение воспроизводства информационного фактора в процессе информационного обслуживания и информатизации промышленного производства.

Субъектами информационной инфраструктуры в промышленности в зависимости от характера участия (поставщики, производители, покупатели, потребители) выступают государство, предприятия и организации, население.

Объект взаимодействий — информационные продукты и услуги, обеспечивающие возможность хозяйственным субъектам и населению получать и потреблять необходимую информацию.

В качестве основных проблем развития информационной инфраструктуры можно выделить следующие: недостаточное развитие технической базы для современного информационного производства; нехватка центров глобальной телефонной связи; невысокое качество и технически устаревшая кабельная и спутниковая связь; неадекватная трудовая квалификация занятых в сфере производства и распространения информации и смежных областях; слабое развитие компьютерных локальных и глобальный сетей. Такой же важной проблемой является узкая сегментация рынка по отраслям промышленности, в результате чего достаточно сложно спроектировать и реализовать единую информационную инфраструктуру всего промышленного комплекса.

Таким образом, актуальность приобретает такое направление, как построение единой информационной инфраструктуры, которая охватывала бы весь промышленный комплекс региона и обеспечивала взаимодействие межрегиональных информационных составляющих. Также необходимо обеспечить совместную работу программных и аппаратных средств систем АСУП — автомати-

зированная система управления предприятием и АСУТП — автоматизированная система управления технологическим процессом.

Современные системы АСУП базируются на стандартах и используют в коммуникационных инфраструктурах сети Ethernet и протоколы TCP/ IP [7]. В информационных комплексах предприятий широко применяются Internet-технологии. В области АСУТП существует более полусотни коммуникационных технологий, относящихся к классу промышленных сетей или полевых шин, предоставляющих возможность создания распределенных систем, в состав которых входят программируемые логические контроллеры, датчики и исполнительные устройства.

Самая распространенная стандартная сетевая технология Ethernet насчитывает, по оценкам экспертов, более 100 млн пользователей. Поэтому ее внедрение в системы промышленной автоматизации в рамках единой информационной инфраструктуры позволит значительно увеличить скорость обработки и доступности информации.

Список литературы

1. Важенин С. Г. Социальная инфраструктура народохозяйственного комплекса. М., 1984.

2. Калинина В. В. Информационная инфраструктура рынка труда // Прикладные информационные технологии в науке, технике, экономике: материалы научной сессии. 24.04.2003. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 47—53.

3. Красовский В. К. Инфраструктура и интенсификация экономики. М.: Наука, 1980. С. 34.

4. Маршалова А. С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1998. С. 28.

5. Ожерельева О. И. Политическая экономия: словарь. М.: Политиздат, 1990.

6. Титов А. Б. Малый бизнес и инфраструктура: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. С. 161.

7. Чернобровцев A. Ethernet в промышленности // Computerworld Россия. 2000. № 32. URL: http:// www. osp. ru/cw/2000/32/6461.

8. Чернявский И. Ф. Инфраструктура производства: вопросы, теории и практики. М. : Экономика, 1989. С. 8.

9. Шарипов А. Ю. Социальная инфраструктура в концепции ускорения. Новосибирск, 1990. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.