особенности функционирования инфраструктуры оптовой торговли в условиях рыночной экономики
Г. Б. КОМАРОВА,
кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и предпринимательства E-mail: [email protected]
У. У. ИШОНОВА, ассистент кафедры экономики и предпринимательства E-mail: [email protected] Таджикский государственный университет коммерции
Рыночная инфраструктура является важнейшим фактором воспроизводства на всех его стадиях, в том числе в сфере обращения. Оптовая торговля как субъект рынка требует наличия инфраструктурныхуслуг, создающих нормальные условия для осуществления торгового процесса. Элементы инфраструктуры оптового рынка объединены в различные комплексы. Пропорциональность между элементами, состояние их развития оказывают прямое воздействие на уровень развития оптовой торговли.
Ключевые слова: инфраструктура, оптовая торговля, платежеспособный спрос, диверсификация деятельности, комплекс элементов инфраструктуры.
Основной задачей стратегии рыночной экономики является ускорение социально-экономического развития страны, повышение эффективности работы предприятий на основе разработки и внедрения рыночного механизма. Рынок даже в своем равновесном состоянии развития не может охватить все стороны экономики и всегда функционировать эффективно. Следовательно, роль самоорганизации, саморегулирования различных субъектов экономической жизни становится все более значимой.
В основе развития любого процесса, явления, объекта лежат причинно-следственные связи, поскольку в природе и обществе пересекаются различные виды систем, элементы которых взаимодействуют как между собой, так и с элементами других систем. В результате выявляются связи и закономерности, обеспечивающие формирование
системы более высокого порядка с присущим ей механизмом управления1 [3].
Условиями, обеспечивающими воспроизводство на всех его стадиях, включая сферу обмена, является инфраструктура. Установлено, что «инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм и субъектов, обеспечивающих функционирование рынка» 2 [2].
Рыночная инфраструктура, являясь носителем экономических отношений субъектов, обеспечивает посредством комплекса предприятий (организаций) и системы материально-технических объектов условия для функционирования рынка.
Оптовая торговля как субъект интегрированного рынка требует наличия инфраструктурных услуг, создающих нормальные условия для торгового процесса.
Природа инфраструктурной деятельности должна соответствовать следующим критериям:
1) услуги инфраструктуры выступают необходимым условием эффективного функционирования торговых предприятий;
2) конечные результаты деятельности торговых предприятий и субъектов инфраструктуры должны быть взаимозависимы;
3) цели субъектов инфраструктуры должны определяться мерой воздействия на достижение
1 Хромцова Н. В. Модельное прогнозирование в экономике. Новосибирск: СКА ПК, 1997. С. 127.
2 Факеров Х. Н. Теория и практика становления инфраструктуры потребительского рынка. Душанбе: Ирфон, 2002. С. 25.
- 37
Произво-
дители
Рассматривать инфраструктуру оптового рынка необходимо в рамках всей рыночной инфраструктуры. Согласно институционально-эволюционному подходу система определяет свойства входящих в нее элементов, а свойства системы, в свою очередь, вбирают в себя характеристики образующих ее элементов. Это поз-
Рис. 1. Комплексы инфраструктуры оптового сектора экономики
4)
конечных результатов деятельности предприятий (организаций) оптовой торговли; оценка инфраструктурной деятельности должна измеряться уровнем и качеством обслуживания предприятий оптовой торговли. Деятельность субъектов рынка, обслуживающих оптовую торговлю, сводится к выполнению следующих основных функций:
• обслуживание продвижения товаров из сферы производства в сферу обращения;
• создание условий для движения товарно-денежных потоков;
• обслуживание движения денежных средств. Сложившаяся на практике система управления
оптовыми предприятиями не обеспечивает должной эффективности многогранной деятельности оптово-посреднической инфраструктуры, которая является весьма сложным процессом и должна осуществляться с помощью современных рыночных методов управления.
Необходим комплексный подход в исследовании всех граней управления оптовым предприятием как системой, обеспечивающий вывод оптового звена из хронического состояния пассивности и низкой эффективности.
Развитие рыночных отношений предъявляет принципиально новые требования к качеству управления хозяйством, к оптимизации его организационных структур и связей. Обусловлено это тем, что в условиях рыночной экономики усложняется хозяйственное взаимодействие между предприятиями, отраслями, регионами, в связи с чем сохраняется роль оптовой торговли как посредника между производителями и покупателями товаров.
воляет определить, какие свойства инфраструктуры рынка определяют характеристики оптового сектора экономики. К таким свойствам можно отнести многообразие форм собственности, свободу ценообразования, мобильность экономических ресурсов и др.
Элементы инфраструктуры рынка, сходные по основным задачам, объединены в комплексы. Среди таких комплексов, в первую очередь, можно выделить: организационный, материальный, информационный, финансово-кредитный, кадровый, нормативно-правовой, внешнеэкономический (рис. 1). Нормальное функционирование рыночных отношений предполагает пропорциональность между элементами, составляющими рыночную инфраструктуру.
Современное состояние экономики Республики Таджикистан, в том числе оптовой торговли, и ряде других секторов экономики обусловлено тем, что в политике государства продолжает инерционно преобладать отраслевой (а иногда сугубо территориальный) подход при определении первоочередных направлений государственной поддержки. Результатом этого становится рост диспропорции в состоянии и развитии важнейших элементов рыночной инфраструктуры.
Уровень развития оптовой торговли находится в прямой зависимости от степени развития других инфраструктурных звеньев экономики. Так, качественное ухудшение обслуживания клиентов на транспорте непосредственно влияет на замедление оборачиваемости продукции и вложенных в нее оборотных средств предприятий, на рост потребности в банковских кредитах под товары в пути, на конкурентоспособность отечественных товаров и соответствующий рост сложностей в работе оптовых
организаций и кредитно-расчетных учреждений, а также предприятий связи. Система транспортно-экспедиционных услуг формировалась в период перехода к рынку стихийно, когда шел интенсивный процесс дезинтеграции, в то время как в развитых странах Европы, США, Японии происходит интеграция складского бизнеса в крупные компании и товарораспределительные центры, а это, как известно, позволяет рационализировать грузопоток, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получать экономический эффект.
Зарубежный опыт показывает, что наиболее распространенной формой организации рынка является акционерное общество, при этом значительный пакет акций принадлежит государству. В условиях Республики Таджикистан организационные процессы перестройки оптового звена протекают не достаточно эффективно.
Оптовая торговля занимает важное место в экономике рыночных государств. Так, удельный вес оптовой торговли в валовом национальном продукте составляет в этих странах от 6,0 до 8,0 %. В Германии она является одним из важнейших секторов экономики и занимает после промышленности второе место3 [1].
Важная проблема функционирования товарных рынков — формирование системы соответствующего информационного обеспечения. Пока этот процесс происходит стихийно, не удается учитывать создаваемые базы данных о состоянии развития товарных рынков, не координируется деятельность производителей информации и не обеспечивается их взаимовыгодное сотрудничество. В результате ни одна из оптово-посреднических фирм не имеет надежную и полную информацию, всесторонне характеризующую состояние товарных рынков и инфраструктуру (спрос, товарное предложение, цены, условия продажи, формы обслуживания, положение конкурентов и т. д.).
Период становления рыночной экономики в Таджикистане характеризуется неудовлетворительным положением в области формирования кадровой базы рыночной инфраструктуры. Кадровый потенциал определяется не номинальным количеством работников, а реальным эффектом их деятельности. В этой связи недостаточная квалификация работников, отсутствие соответствующего рыночного мышления, устаревшие методы управления становятся тормозом для нормального функционирования отдельных оптовых предпри-
3 Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: учеб. пособие / под ред. проф. А. В. Зырянова. Екатеринбург, 2000.
ятий. В условиях рыночных отношений успех деятельности хозяйствующих субъектов зависит от компетентности кадров, новаторства, использования адекватных экономической ситуации форм и методов управления.
Качество нормативно-правового комплекса определяет негативные процессы при переходе к рынку, имеющие место, прежде всего, при проведении приватизации, что вызвало массовое возникновение мошеннических организаций в сфере обращения и финансово-кредитной системе. Такая ситуация предопределила недоверие ко многим элементам рыночной инфраструктуры и замедлила их эффективное развитие. Вместе с тем в последние годы принят ряд законов, постановлений правительства Республики Таджикистан, регламентирующих деятельность рыночных структур.
Следует сделать акцент и на том, что в своей деятельности организации оптовой торговли должны ориентироваться на платежеспособный спрос, стимулируя производство необходимых товаров и обеспечивая, таким образом, удовлетворение и реального сектора, и всей экономики в целом.
Перемены в экономической жизни страны обусловили тенденции замены классических функций оптовой торговли новыми формами активности ее существования.
С одной стороны, в самой оптовой торговле образовались объединения торговых предприятий по товарным группам, выполняющие функции розничной торговли. С другой стороны, внутри оптовой торговли некоторые типичные для нее функции сегодня выполняются самостоятельными коммерсантами, например в области транспорта, складирования. Произошла диверсификация деятельности оптовых предприятий.
В реальной рыночной среде функционируют предприятия, отличающихся между собой специфическими организационными технико-технологическими функциями, масштабом деятельности. Наиболее значимыми из них являются: коммер-ческо-посреднические фирмы, оптовые базы, товарные биржи, оптовые магазины, торговые дома, аукционы, ярмарки, брокерские и дилерские конторы, коммивояжеры, лизинговые предприятия.
Влияние внешней среды на развитие оптового сектора экономики республики в значительной степени определяет тенденции его развития в условиях кризисного состояния экономики.
Так, в 2009 г. промышленными предприятиями республики произведено продукции на 6 262 млн со-мони (1 410 млн долл. США). По сравнению с 2008 г. объем производства сократился на 421 млн сомони
- 39
Основные социально-экономические показатели Республики Таджикистан за 2000—2009 гг. (в ценах 2009 г.), млн сомони (млн долл.)
Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2009 г. по отношению к 2000 г.
Промышленное производство 3 449 (776,80) 6 004,16 (1 352,29) 6 334,4 (1 426,671) 6961,5 (1 567,91) 6 683,03 (1 505,19) 6 262 (1 410,36) В 1,8 раза
Производство потребительских товаров 756,16 (170,31) 1 231,3 (277,32) 1 294,1 (291,46) 1 545,15 (348,01) 1 593,05 (358,80) 1 562,9 (352,00) В 2,0 раза
Производство сельскохозяйственной продукции 3 946,7 (888,90) 6 062,1 (1 365,34) 6 404,57 (1 442,47) 6 628,73 (1 492,96) 7 152,4 (1 610,90) 7 903,4 (1 780,05) В 2,0 раза
Розничный товарооборот 1 706,2 (384,28) 3 968,8 (893,87) 4 381,5 (986,82) 4 613,7 (1 039,12) 4 945,9 (1 113,94) 5 460,3 (1 229,80) В 3,2 раза
Внешнеторговый оборот (экспорт, импорт) 1 459,3 (328,67) 2 238,8 (504,23) 3 124,2 (703,65) 4 015,3 (904,35) 4 676,2 (1 053,20) 3 700,0 (833,33) В 2,5 раза
Примечание. Валютный курс Национального банка Республики Таджикистан на 01.06.2010 составил: 1 долл. США = 4,44 сомони.
(94,8 млн долл. США), что на 2 % ниже показателя 2008 г. В 2009 г. лишь 58 % из 824 предприятий увеличили объем производства (см. таблицу).
Сельское хозяйство играет важную роль в реализации одной из стратегических целей государства, связанную с обеспечением продовольственной безопасности, снабжением потребительского рынка, улучшением экономического положения народа. В 2009 г. объем сельскохозяйственной продукции возрос по сравнению с 2008 г. на 10 %. Вместе с тем продовольственная проблема на данный момент продолжает оставаться острой. В ходе реформирования аграрного сектора был осуществлен переход к мелким дехканским хозяйствам, в результате чего преимущества крупного производства были утеряны, а эффективность новых форм организации не достигнута.
В связи с критическим состоянием аграрного сектора, ростом населения зависимость внутреннего потребительского рынка от импорта все более усиливается. Так, за 2000—2008 гг. импорт продовольственных товаров возрос более чем в 3 раза, превысив по объему их экспорт в 4,3 раза.
Основными причинами сложившейся ситуации являются: снижение спроса на отечественные товары на мировом рынке, нехватка оборотных средств и недостаточная доступность банковских кредитов для реального сектора экономики.
Сложившаяся ситуация в реальном секторе экономики, при среднем размере номинальной заработной платы в 67,5 долл., оказывает значительное влияние на состояние потребительского рынка в целом и оптовый сектор, в частности.
Деятельность оптовых предприятий направлена в основном на обеспечение товарами розничной торговли. В настоящее время доля государственного сектора торговли в общем объеме товарооборота
40 -
страны составляет 1,0 %, коммерческой торговли — 4,0 %, кооперативной — 2,0 %, неорганизованный рынок — 93,0 % (рис. 2), что свидетельствует о значительном сокращения государственного сектора и увеличении доли частной торговли.
В связи с переходом на рыночные отношения важное место в экономике занимает предпринимательство, особенно в сфере услуг, которое развивается быстрыми темпами. Однако в сравнении с другими странами в Таджикистане не создан соответствующий климат предпринимательской среды, о чем говорят рейтинговые оценки состояния предпринимательской среды Таджикистана международными экономическими организациями. Так, по данным Всемирного банка, в рейтинг-индексе «Doing Business-2008» среди 178 стран Таджикистан занимает 153-е место.
Рыночный механизм не станет эффективным, пока дух идеи товарно-денежных отношений не проникнет в каждое звено сложного экономического комплекса.
Несмотря на значительные трудности в развитии национального рынка, происходит постепенное укрепление экономической, материальной
- 4 %
1 - 1 %
4 - 93 %
3 - 2 %
Рис. 2. Сопоставление источников образования
розничного товарооборота: 1 — государственный сектор; 2 — коммерческая торговля; 3 — кооперативная торговля; 4 — неорганизованный рынок
и правовой базы хозяйствующих субъектов, что создает основу для повышения заинтересованности оптово-посреднического звена в формировании и развитии рыночной деятельности.
Условия рыночной экономики Таджикистана требуют от оптовой торговли коренной перестройки, предусматривающей распространение таких форм ее организации, которые должны быть максимально сориентированы на малое предпринимательство в среде пользователей услугами оптового звена.
Список литературы
1. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: учеб. пособие / под ред. проф. А. В. Зырянова. Екатеринбург, 2000.
2. Факеров Х. Н. Теория и практика становления инфраструктуры потребительского рынка. Душанбе: Ирфон, 2002. С. 25.
3. Хромцова Н. В. Модельное прогнозирование в экономике. Новосибирск: СКА ПК, 1997. С. 127.
ПРИГЛАШАЕМ К СОТРУДНИЧЕСТВУ !
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]