TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
САМСОНОВА О.Ю.
Дон ГАУ, ассистентка кафедры «Информатика и моделирование», аспирантка кафедры «Экономической теории и социологии», e-mail: [email protected]
функциональная дифференциация институтов производственной инфраструктуры регионального апк
Экономическая специфика инфраструктуры. Функциональная специфика производственной инфраструктуры. Сбытоснабженческий центр и его задачи. Состав сбытоснабженческого центра Усть-До-нецкого района. Элементы инфраструктуры агропромышленного комплекса. Атрибутивные признаки, свойства и качества, характеризующие специфику инфраструктуры.
Ключевые слова: специфика инфраструктуры; сбытоснабженческий центр; признаки инфраструктуры Коды классификатора JEL: Q13, Q16, Q18
Учитывая многоплановый характер элементов инфраструктуры, классифицировать их по единому признаку не представляется возможным.
Отрасли, входящие в инфраструктуру, не одинаково влияют на производственный процесс и занимают соответствующее им место в системе общественного воспроизводства.
В этой связи, важное практическое значение имеет классификация отраслей инфраструктуры по основным ее признакам. Классификация инфраструктуры позволяет определить место, как отдельных элементов, так и целых отраслей в системе общественного воспроизводства. Она способствует изучению межотраслевых связей и установлению оптимальных пропорций между основным производством и обслуживающими отраслями.
Все элементы инфраструктуры агропромышленного комплекса можно классифицировать по следующим четырем признакам:
- по степени влияния на производственный процесс;
- по территориальному принципу;
- по отраслевому принципу;
- по функциональному назначению.
Методологические основы исследования производственной инфраструктуры включают в качестве основного системный подход, который предполагает, с одной стороны, обоснование и представление ее в виде относительно устойчивой самоорганизующейся системы, а с другой стороны, - определение взаимоотношений между отдельными ее элементами и материальным производством. Основополагающим принципом системного анализа является принцип комплексности, то есть рассмотрение производственной инфраструктуры в виде процесса взаимосвязанного и взаимообусловленного развития различных ее структур в рамках конкретных общественно-экономических формаций.
Первое место среди этих признаков отводится целевой функции производственной инфраструктуры, которая определена как подсистема, обеспечивающая создание внешних и внутренних условий для функционирования предприятий материального производства. Примером структурного подхода к определению производственной инфраструктуры служит ее представление в виде "целого ряда блоков, связанных с реализацией продукции, материально-техническим снабжением, производственно-техническим обслуживанием, финансово-кредитным обеспечением, которые находятся в состоянии взаимоотношений этих служб с товаропроизводителями"^!.] В этом определении подчеркивается, прежде всего, непосредственное взаимоотношение различных "блоков" с товаропроизводителем. В данном случае, товаропроизводитель представляет ядро, на которое направлено действие вторичного уровня предприятий инфраструктурного обслуживания. Промышленность и сельское хозяйство традиционно выступают в качестве потребителей услуг производственной инфраструктуры. В ходе строительства создается материальный продукт в виде сооружений, поэтому данный вид деятельности представляет собой часть материально-вещественного производства, поэтому далее под материальным производством будем понимать только производство, связанное с изготовлением материальных предметов, вещей и вещественных ценностей, а именно: промышленность, сельское хозяйство и строительство.
Экономическую специфику инфраструктуры определяют:
а) крупномасштабные положительные внешние эффекты, т.е. такие результаты деятельности ее предприятий, которые реализуются не в их прибыли, а в снижении издержек и повышении прибыли предприятий-потребителей и в росте благосостояния населения;
б) специализация на производстве «публичных благ», т.е. таких продуктов и услуг, которые не могут раздельно оплачиваться каждым потребителем;
в) понижение (а не рост, как в других отраслях) предельных издержек с увеличением объема производства.
Но производственно-экономическая специфика инфраструктурной деятельности функционально не сводится к эффекту падения предельных издержек.
Функциональная специфика производственной инфраструктуры определяется следующими чертами:
1. затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.
2. в отраслях инфраструктуры осуществляется "продолжение процесса производства в сфере обращения".
3. невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации.
4. нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.
Существуют атрибутивные признаки, свойства и качества, характеризующие специфику инфраструктуры:
- функция обеспечения общих условий воспроизводства;
- услугово-сервисный характер деятельности;
- обеспечение процесса производства в сфере обращения;
- обеспечение взаимосвязи производителя и потребителя в пространственно-временном континиуме;
- обеспечение круглогодичного потребления продукции АПК при сезонности производства;
- поддержание в действенно-функциональном состоянии всех звеньев межотраслевого интегрированного производства;
- осуществление связи и взаимодействия между предприятиями основных сфер производства в АПК: ресурсопроизводящей, аграрной и перерабатывающей;
- обеспечение целостности и функциональной действенности всей производственно-стоимостной (продуктово-групповой, отраслевой) цепочки.
Институты являются ключом к пониманию сущности взаимоотношений между предприятиями (звеньями) производственной инфраструктуры АПК и сельскохозяйственными товаропроизводителями, и влияния этих взаимоотношений на экономический рост (или стагнацию) и упадок.
Институты - это относительно устойчивые и долговечные общие социальные нормы, формирующие институциональное поле (сферу) деятельности, которые государство прямо или косвенно поддерживает и соблюдение которых обеспечивает.
Институты можно назвать социальными регуляторами различных взаимоотношений людей: производственных, политических, экономических и т.д. понятие института, как социальной нормы неотделимо от общественных отношений людей и форм их проявления [1].
Все институты производственной инфраструктуры можно дифференцировать по нескольким признакам, в том числе и по функциональному. Существуют институты, отвечающие за организацию, создание, формирование, развитие, контроль над деятельностью основных и вспомогательных подсистем производственной инфраструктуры и сельскохозяйственных товаропроизводителей, и непосредственно за их деятельность.
При рассмотрении функциональной дифференциации институтов производственной инфраструктуры необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на ее развитие, а именно:
1. Организация сбытоснабженческих центров;
2. Создание оптово-розничных рынков;
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
3. Организация маркетинговой службы;
4. Организация рыночной инфраструктуры района и т.д.
На практике сбытоснабженческие центры называют по-разному: торгово-сбытовые объединения, производственно-коммерческие центры, агропромснабы. Они создаются в форме акционерных обществ или кооперативов. В-первых, из них руководящим органом является совет акционеров, который избирает правление и генерального директора, а в последних - совет кооператоров, избирающий правление и его председателя.
Основные задачи сбытоснабженческого центра состоят в реализации сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, производимых в районе, а также в снабжении предприятий АПК материально-техническими средствами. Организационно-производственная структура его может быть разной в зависимости от конкретных условий района. В качестве модели может быть принята структура центра сбытовой и снабженческой деятельности, успешно функционирующая в Усть-Донецком районе Ростовской области.
В состав сбытоснабженческого центра входят:
1. отделы - финансово-экономический, маркетинга, реализации продукции, материально-технического снабжения, обеспечения продовольственными и промышленными товарами;
2. предприятия - склады, хранилища, нефтебаза, магазины розничной и оптовой торговли, автопарк с диспетчерской службой, станция технического облуживания;
3. цехи - транспортный, строительный.
Каждое из названных подразделений выполняет определенные функции.
Финансово-экономический отдел получает от сельскохозяйственных товаропроизводителей и других предприятий заявки на приобретение машин, оборудования, ядохимикатов, горючего, стройматериалов, а также предложения об объемах реализации продукции. Эта информация соответствующим образом обрабатывается и затем поступает в отделы реализации продукции и материально-технического снабжения. Первый заключает договоры с сельскохозяйственными товаропроизводителями на продажу сырья и переработку, а продовольствия - в федеральный, областной и местные фонды, с поставщиками материально-технических средств, а также организует реализацию продукции на свободном рынке. Второй заключает договоры с соответствующими предприятиями на покупку техники, оборудования, удобрений, ядохимикатов, используемых в АПК.
Финансово-экономический отдел осуществляет также лизинговые операции, требующие от сбытоснабженческого центра организации технико-складской базы. Чтобы шире использовать лизинговую форму долгосрочного кредитования, целесообразно создать в районе целевой фонд средств, выделяемых региональным и федеральным бюджетами.
Большую роль в сбытоснабженческом центре играет отдел маркетинга. Его работники изучают рынки сбыта продукции, производимой в районе, и рынки приобретения материальнотехнических средств в других районах, городах области и за ее пределами, обрабатывают имеющуюся информацию, и определяют наиболее выгодные рынки сбыта и снабжения. Сведения о них отдел маркетинга получает из средств массовой информации, от маркетинговой службы области за определенную плату, а также при непосредственном контакте с торгующими и промышленными предприятиями.
Отдел маркетинга изучает спрос и предложение на продукцию определенного ассортимента и качества и на этой основе вносит предложения по изменению структуры производства в районе. Отдел обеспечения продовольственными и промышленными товарами снабжает магазины розничной торговли, находящиеся в районе, необходимыми населению продуктами и промышленными товарами.
В каждом из перечисленных отделов имеются специалисты определенного профиля. В финансово-экономическом отделе работают бухгалтеры и экономисты: первые ведут учет деятельности сбытоснабженческого центра, вторые собирают и обрабатывают заявки от товаропроизводителей. В этом отделе целесообразно иметь юрисконсультанта, в обязанность которого должна входить проверка правовой обоснованности оформления всей документации.
В отделе маркетинга количество экономистов определяется объемом работ. Одни из них изучают рынок сбыта, другие - рынки приобретения необходимых материально-технических средств. Кроме того, в этот отдел входят консультанты-аналитики и программисты. Отдел реализации продукции, материально-технического снабжения, обеспечения продовольственными и промышленными товарами в своем составе имеют экономистов, товароведов, экспедиторов и других специалистов в соответствии с их назначением.
Количество работников определяется объемом работ, поэтому в различных районах оно может быть разным.
Транспортный цех сбытоснабженческого центра перевозит сельскохозяйственную продукцию, запчасти, горючее и прочие материалы, выполняет погрузочно-разгрузочные работы. Для рационального и оперативного использования транспортных средств организована диспетчерская служба. Строительный цех осуществляет строительство и ремонт складов, гаражей и других производственных помещений. Цех сборки производит досборку машин большого габарита и комплектацию машин, составные части которых поступают от разных заводов-из-готовителей.
На территории сбытоснабженческого центра возможно создание складского хозяйства, где хранятся машины, оборудование, запасные части, удобрения, горючесмазочные материалы и другие материально-технические средства.
При рассмотрении агропромышленного рынка района, важно учитывать все его субъекты, которыми являются:
- сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм хозяйствования и собственности, включая фермерские и личные подсобные хозяйства;
- предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья и агросервисному обслуживанию сельхозтоваропроизводителей;
- предприятия торговой сети (магазины, палатки, ларьки и другие предприятия);
- структурные подразделения, организующие и регулирующие деятельность аграрного рынка (сбытоснабженческий центр);
- учреждения банковской системы, предоставляющие кредиты всем субъектам рынка.
Источником средств для материально-технического оснащения хозяйств являются не только
их собственные средства, но также дотации, финансирование из федерального, областного и местного бюджетов и кредиты банков [2].
В каждом районе целесообразно создание оптовых и оптово-розничных продовольственных рынков, функционирующих в сбытоснабженческих центрах. При оптовых рынках организуется соответствующая инфраструктура: склады, хранилища, холодильники, офисы для оформления документации и др.
Сельскохозяйственные предприятия, птицефабрики, животноводческие комплексы, имеющие свою базу для хранения и цеха по переработке сельскохозяйственного сырья, реализуют готовую продукцию через собственные фирменные магазины и предприятия общественного питания, или по прямым связям с другими торговыми точками в районе и за его пределами по договору на его поставку.
При этом важна правильная постановка маркетинговой деятельности. Маркетинг - это комплекс мероприятий в торгово-сбытовой деятельности предприятий. Районная маркетинговая служба создается при сбытоснабженческом центре или при районной администрации.
Как уже указывалось, маркетинг осуществляется по двум направлениям: сбыт продукции, производимой предприятиями района, и обеспечение их материально-техническими средствами. Основные элементы маркетинга по сбыту продукции состоят в следующем: изучение рынка потребителей; приспособление к рынку, то есть выявление тех видов продукции, которые пользуются наибольшим спросом; воздействие на рынок с помощью установления цен ниже, чем у конкурентов, привлекательной упаковки товаров, организации рекламы и других мероприятий по стимулированию продажи своей продукции.
Маркетинговая деятельность может быть дезагрегирована на три этапа: изучение и оценка рынков сбыта, оценка конкурентов, выработка стратегии производства и реализации продукции.
Оценка рынка сбыта - это поиск рыночной ниши для реализации конкретных видов продукции района, для чего необходимо выявить основные группы потребителей, потенциальную емкость рынка и его долю для данного района. Потребителями сельскохозяйственного сырья являются перерабатывающие предприятия, а потребителями продовольствия - население, покупающее его в магазинах, ларьках, на продовольственных городских и сельских рынках.
О конкурентах нужно знать следующее: объемы продаж и качество продукции, уровень и политику цен. Эти сведения сопоставляют с характеристиками продукции предприятий района.
На конкурентоспособность продукции влияют ее качество, цивилизованное обслуживание, упаковка товара и уровень цен.
Одним из важнейших элементов стратегии маркетинга является ценовая политика, предусматривающая в зависимости от рыночной ситуации следующие направления:
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2
- установление относительно низкой цены, чтобы завладеть большим объемом рынка сбыта;
- получение прибыли для обеспечения расширенного воспроизводства;
- установление высокой цены на продукцию высокого качества с последующим ее снижением для поддержания сложившегося объема продаж;
- ориентация на уровень цен конкурентов;
- установление высокой цены в соответствии с повышенным спросом на определенные виды продукции.
Маркетинговая служба при районной администрации, как правило, состоит из трех отделов: по изучению рынка сбыта и реализации продукции, по снабжению предприятий материальнотехническими средствами, по правовому обеспечению всей оформляемой документации.
Службу маркетинга, которую чаще называют коммерческой, создают и сельхозпредприятия. Она тесно сотрудничает с районной службой и по существу выполняет те же функции, но на низшем уровне. Коммерческая служба состоит их четырех групп: маркетинга, реализации продукции, материально-технического обеспечения и юридической [2].
Внедрение изложенных мероприятий по формированию рыночной инфраструктуры в районе будет способствовать быстрейшей стабилизации и последующему развитию агропромышленного производства.
Развитие товарного производства в сельском хозяйстве предопределяет объективную необходимость установления рынка с соответствующими ему методами регулирования.
Таким образом, при развитии и сочетании институтов производственной инфраструктуры регионального АПК, следует учитывать экономические, атрибутивные и др. признаки формирования, функционирования и развития инфраструктуры, а так же ряд внешних факторов, оказывающих на данный процесс непосредственное влияние.
Достижение консенсуса, по представленной в данной работе модели структуризации инфраструктурного комплекса народного хозяйства, позволит перейти к следующему этапу проведения научных исследований - разработке рекомендаций по определению основных макроэкономических пропорций в целях обеспечения максимально возможных для данной ситуации темпов экономического роста в кратко - долгосрочной перспективе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белокрылов О.С., Германова О.Е., Солдатова И.Ю. Институциональные основы рыночной экономики в России. - М.: Наука, 1996.
2. Хицков И.Ф., Мишина Н.В. Создание рыночной инфраструктуры в районе. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2001. № 6.
ФРОЛОВА И.В.
Южный федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухучет и аудит», e-mail: [email protected]
мезоэкоиомическая проекция инвестиционных рисков:
сущность и виды
В статье рассматривается проблематика рисков в преломлении к региональному инвестиционному процессу, подчеркиваются особенности формирования рисковой компоненты инвестиционной активности на мезоуровне.
Ключевые слова: инвестиционные риски, региональный инвестиционный процесс, мезоуровень, управление инвестиционным потенциалом региона
Коды классификатора JEL: G32, E32
Существенным элементом, дестабилизирующим процессы, связанные с инвестиционной деятельностью в регионе, являются инвестиционные риски, порождающие нестабильность протекания процессов и неопределенность их результатов. Рискованность является одним из органических свойств инвестиционной деятельности всех видов и форм, осуществляемой в любое время, что порождает необходимость оценки и контроля параметров инвестиционной