Научная статья на тему 'Функциональная дифференциация институтов производственной инфраструктуры регионального АПК'

Функциональная дифференциация институтов производственной инфраструктуры регионального АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ИНФРАСТРУКТУРЫ / СБЫТОСНАБЖЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ПРИЗНАКИ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самсонова О. Ю.

Экономическая специфика инфраструктуры. Функциональная специфика производственной инфраструктуры. Сбытоснабженческий центр и его задачи. Состав сбытоснабженческого центра Усть-Донецкого района. Элементы инфраструктуры агропромышленного комплекса. Атрибутивные признаки, свойства и качества, характеризующие специфику инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная дифференциация институтов производственной инфраструктуры регионального АПК»

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

САМСОНОВА О.Ю.

Дон ГАУ, ассистентка кафедры «Информатика и моделирование», аспирантка кафедры «Экономической теории и социологии», e-mail: [email protected]

функциональная дифференциация институтов производственной инфраструктуры регионального апк

Экономическая специфика инфраструктуры. Функциональная специфика производственной инфраструктуры. Сбытоснабженческий центр и его задачи. Состав сбытоснабженческого центра Усть-До-нецкого района. Элементы инфраструктуры агропромышленного комплекса. Атрибутивные признаки, свойства и качества, характеризующие специфику инфраструктуры.

Ключевые слова: специфика инфраструктуры; сбытоснабженческий центр; признаки инфраструктуры Коды классификатора JEL: Q13, Q16, Q18

Учитывая многоплановый характер элементов инфраструктуры, классифицировать их по единому признаку не представляется возможным.

Отрасли, входящие в инфраструктуру, не одинаково влияют на производственный процесс и занимают соответствующее им место в системе общественного воспроизводства.

В этой связи, важное практическое значение имеет классификация отраслей инфраструктуры по основным ее признакам. Классификация инфраструктуры позволяет определить место, как отдельных элементов, так и целых отраслей в системе общественного воспроизводства. Она способствует изучению межотраслевых связей и установлению оптимальных пропорций между основным производством и обслуживающими отраслями.

Все элементы инфраструктуры агропромышленного комплекса можно классифицировать по следующим четырем признакам:

- по степени влияния на производственный процесс;

- по территориальному принципу;

- по отраслевому принципу;

- по функциональному назначению.

Методологические основы исследования производственной инфраструктуры включают в качестве основного системный подход, который предполагает, с одной стороны, обоснование и представление ее в виде относительно устойчивой самоорганизующейся системы, а с другой стороны, - определение взаимоотношений между отдельными ее элементами и материальным производством. Основополагающим принципом системного анализа является принцип комплексности, то есть рассмотрение производственной инфраструктуры в виде процесса взаимосвязанного и взаимообусловленного развития различных ее структур в рамках конкретных общественно-экономических формаций.

Первое место среди этих признаков отводится целевой функции производственной инфраструктуры, которая определена как подсистема, обеспечивающая создание внешних и внутренних условий для функционирования предприятий материального производства. Примером структурного подхода к определению производственной инфраструктуры служит ее представление в виде "целого ряда блоков, связанных с реализацией продукции, материально-техническим снабжением, производственно-техническим обслуживанием, финансово-кредитным обеспечением, которые находятся в состоянии взаимоотношений этих служб с товаропроизводителями"^!.] В этом определении подчеркивается, прежде всего, непосредственное взаимоотношение различных "блоков" с товаропроизводителем. В данном случае, товаропроизводитель представляет ядро, на которое направлено действие вторичного уровня предприятий инфраструктурного обслуживания. Промышленность и сельское хозяйство традиционно выступают в качестве потребителей услуг производственной инфраструктуры. В ходе строительства создается материальный продукт в виде сооружений, поэтому данный вид деятельности представляет собой часть материально-вещественного производства, поэтому далее под материальным производством будем понимать только производство, связанное с изготовлением материальных предметов, вещей и вещественных ценностей, а именно: промышленность, сельское хозяйство и строительство.

Экономическую специфику инфраструктуры определяют:

а) крупномасштабные положительные внешние эффекты, т.е. такие результаты деятельности ее предприятий, которые реализуются не в их прибыли, а в снижении издержек и повышении прибыли предприятий-потребителей и в росте благосостояния населения;

б) специализация на производстве «публичных благ», т.е. таких продуктов и услуг, которые не могут раздельно оплачиваться каждым потребителем;

в) понижение (а не рост, как в других отраслях) предельных издержек с увеличением объема производства.

Но производственно-экономическая специфика инфраструктурной деятельности функционально не сводится к эффекту падения предельных издержек.

Функциональная специфика производственной инфраструктуры определяется следующими чертами:

1. затрачиваемый труд в отраслях производственной инфраструктуры является производительным, он увеличивает стоимость национального дохода.

2. в отраслях инфраструктуры осуществляется "продолжение процесса производства в сфере обращения".

3. невозможно резервировать или складировать продукцию отраслей инфраструктуры, т.к. она проявляется в форме процесса перемещения, хранения, передачи информации.

4. нельзя характеризовать производственную инфраструктуру как вспомогательную и тем более второстепенную сферу.

Существуют атрибутивные признаки, свойства и качества, характеризующие специфику инфраструктуры:

- функция обеспечения общих условий воспроизводства;

- услугово-сервисный характер деятельности;

- обеспечение процесса производства в сфере обращения;

- обеспечение взаимосвязи производителя и потребителя в пространственно-временном континиуме;

- обеспечение круглогодичного потребления продукции АПК при сезонности производства;

- поддержание в действенно-функциональном состоянии всех звеньев межотраслевого интегрированного производства;

- осуществление связи и взаимодействия между предприятиями основных сфер производства в АПК: ресурсопроизводящей, аграрной и перерабатывающей;

- обеспечение целостности и функциональной действенности всей производственно-стоимостной (продуктово-групповой, отраслевой) цепочки.

Институты являются ключом к пониманию сущности взаимоотношений между предприятиями (звеньями) производственной инфраструктуры АПК и сельскохозяйственными товаропроизводителями, и влияния этих взаимоотношений на экономический рост (или стагнацию) и упадок.

Институты - это относительно устойчивые и долговечные общие социальные нормы, формирующие институциональное поле (сферу) деятельности, которые государство прямо или косвенно поддерживает и соблюдение которых обеспечивает.

Институты можно назвать социальными регуляторами различных взаимоотношений людей: производственных, политических, экономических и т.д. понятие института, как социальной нормы неотделимо от общественных отношений людей и форм их проявления [1].

Все институты производственной инфраструктуры можно дифференцировать по нескольким признакам, в том числе и по функциональному. Существуют институты, отвечающие за организацию, создание, формирование, развитие, контроль над деятельностью основных и вспомогательных подсистем производственной инфраструктуры и сельскохозяйственных товаропроизводителей, и непосредственно за их деятельность.

При рассмотрении функциональной дифференциации институтов производственной инфраструктуры необходимо учитывать ряд факторов, влияющих на ее развитие, а именно:

1. Организация сбытоснабженческих центров;

2. Создание оптово-розничных рынков;

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

3. Организация маркетинговой службы;

4. Организация рыночной инфраструктуры района и т.д.

На практике сбытоснабженческие центры называют по-разному: торгово-сбытовые объединения, производственно-коммерческие центры, агропромснабы. Они создаются в форме акционерных обществ или кооперативов. В-первых, из них руководящим органом является совет акционеров, который избирает правление и генерального директора, а в последних - совет кооператоров, избирающий правление и его председателя.

Основные задачи сбытоснабженческого центра состоят в реализации сельскохозяйственного сырья и готовой продукции, производимых в районе, а также в снабжении предприятий АПК материально-техническими средствами. Организационно-производственная структура его может быть разной в зависимости от конкретных условий района. В качестве модели может быть принята структура центра сбытовой и снабженческой деятельности, успешно функционирующая в Усть-Донецком районе Ростовской области.

В состав сбытоснабженческого центра входят:

1. отделы - финансово-экономический, маркетинга, реализации продукции, материально-технического снабжения, обеспечения продовольственными и промышленными товарами;

2. предприятия - склады, хранилища, нефтебаза, магазины розничной и оптовой торговли, автопарк с диспетчерской службой, станция технического облуживания;

3. цехи - транспортный, строительный.

Каждое из названных подразделений выполняет определенные функции.

Финансово-экономический отдел получает от сельскохозяйственных товаропроизводителей и других предприятий заявки на приобретение машин, оборудования, ядохимикатов, горючего, стройматериалов, а также предложения об объемах реализации продукции. Эта информация соответствующим образом обрабатывается и затем поступает в отделы реализации продукции и материально-технического снабжения. Первый заключает договоры с сельскохозяйственными товаропроизводителями на продажу сырья и переработку, а продовольствия - в федеральный, областной и местные фонды, с поставщиками материально-технических средств, а также организует реализацию продукции на свободном рынке. Второй заключает договоры с соответствующими предприятиями на покупку техники, оборудования, удобрений, ядохимикатов, используемых в АПК.

Финансово-экономический отдел осуществляет также лизинговые операции, требующие от сбытоснабженческого центра организации технико-складской базы. Чтобы шире использовать лизинговую форму долгосрочного кредитования, целесообразно создать в районе целевой фонд средств, выделяемых региональным и федеральным бюджетами.

Большую роль в сбытоснабженческом центре играет отдел маркетинга. Его работники изучают рынки сбыта продукции, производимой в районе, и рынки приобретения материальнотехнических средств в других районах, городах области и за ее пределами, обрабатывают имеющуюся информацию, и определяют наиболее выгодные рынки сбыта и снабжения. Сведения о них отдел маркетинга получает из средств массовой информации, от маркетинговой службы области за определенную плату, а также при непосредственном контакте с торгующими и промышленными предприятиями.

Отдел маркетинга изучает спрос и предложение на продукцию определенного ассортимента и качества и на этой основе вносит предложения по изменению структуры производства в районе. Отдел обеспечения продовольственными и промышленными товарами снабжает магазины розничной торговли, находящиеся в районе, необходимыми населению продуктами и промышленными товарами.

В каждом из перечисленных отделов имеются специалисты определенного профиля. В финансово-экономическом отделе работают бухгалтеры и экономисты: первые ведут учет деятельности сбытоснабженческого центра, вторые собирают и обрабатывают заявки от товаропроизводителей. В этом отделе целесообразно иметь юрисконсультанта, в обязанность которого должна входить проверка правовой обоснованности оформления всей документации.

В отделе маркетинга количество экономистов определяется объемом работ. Одни из них изучают рынок сбыта, другие - рынки приобретения необходимых материально-технических средств. Кроме того, в этот отдел входят консультанты-аналитики и программисты. Отдел реализации продукции, материально-технического снабжения, обеспечения продовольственными и промышленными товарами в своем составе имеют экономистов, товароведов, экспедиторов и других специалистов в соответствии с их назначением.

Количество работников определяется объемом работ, поэтому в различных районах оно может быть разным.

Транспортный цех сбытоснабженческого центра перевозит сельскохозяйственную продукцию, запчасти, горючее и прочие материалы, выполняет погрузочно-разгрузочные работы. Для рационального и оперативного использования транспортных средств организована диспетчерская служба. Строительный цех осуществляет строительство и ремонт складов, гаражей и других производственных помещений. Цех сборки производит досборку машин большого габарита и комплектацию машин, составные части которых поступают от разных заводов-из-готовителей.

На территории сбытоснабженческого центра возможно создание складского хозяйства, где хранятся машины, оборудование, запасные части, удобрения, горючесмазочные материалы и другие материально-технические средства.

При рассмотрении агропромышленного рынка района, важно учитывать все его субъекты, которыми являются:

- сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм хозяйствования и собственности, включая фермерские и личные подсобные хозяйства;

- предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья и агросервисному обслуживанию сельхозтоваропроизводителей;

- предприятия торговой сети (магазины, палатки, ларьки и другие предприятия);

- структурные подразделения, организующие и регулирующие деятельность аграрного рынка (сбытоснабженческий центр);

- учреждения банковской системы, предоставляющие кредиты всем субъектам рынка.

Источником средств для материально-технического оснащения хозяйств являются не только

их собственные средства, но также дотации, финансирование из федерального, областного и местного бюджетов и кредиты банков [2].

В каждом районе целесообразно создание оптовых и оптово-розничных продовольственных рынков, функционирующих в сбытоснабженческих центрах. При оптовых рынках организуется соответствующая инфраструктура: склады, хранилища, холодильники, офисы для оформления документации и др.

Сельскохозяйственные предприятия, птицефабрики, животноводческие комплексы, имеющие свою базу для хранения и цеха по переработке сельскохозяйственного сырья, реализуют готовую продукцию через собственные фирменные магазины и предприятия общественного питания, или по прямым связям с другими торговыми точками в районе и за его пределами по договору на его поставку.

При этом важна правильная постановка маркетинговой деятельности. Маркетинг - это комплекс мероприятий в торгово-сбытовой деятельности предприятий. Районная маркетинговая служба создается при сбытоснабженческом центре или при районной администрации.

Как уже указывалось, маркетинг осуществляется по двум направлениям: сбыт продукции, производимой предприятиями района, и обеспечение их материально-техническими средствами. Основные элементы маркетинга по сбыту продукции состоят в следующем: изучение рынка потребителей; приспособление к рынку, то есть выявление тех видов продукции, которые пользуются наибольшим спросом; воздействие на рынок с помощью установления цен ниже, чем у конкурентов, привлекательной упаковки товаров, организации рекламы и других мероприятий по стимулированию продажи своей продукции.

Маркетинговая деятельность может быть дезагрегирована на три этапа: изучение и оценка рынков сбыта, оценка конкурентов, выработка стратегии производства и реализации продукции.

Оценка рынка сбыта - это поиск рыночной ниши для реализации конкретных видов продукции района, для чего необходимо выявить основные группы потребителей, потенциальную емкость рынка и его долю для данного района. Потребителями сельскохозяйственного сырья являются перерабатывающие предприятия, а потребителями продовольствия - население, покупающее его в магазинах, ларьках, на продовольственных городских и сельских рынках.

О конкурентах нужно знать следующее: объемы продаж и качество продукции, уровень и политику цен. Эти сведения сопоставляют с характеристиками продукции предприятий района.

На конкурентоспособность продукции влияют ее качество, цивилизованное обслуживание, упаковка товара и уровень цен.

Одним из важнейших элементов стратегии маркетинга является ценовая политика, предусматривающая в зависимости от рыночной ситуации следующие направления:

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

TERRA ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) Ф 2009 Том 7 № 1 Часть 2

- установление относительно низкой цены, чтобы завладеть большим объемом рынка сбыта;

- получение прибыли для обеспечения расширенного воспроизводства;

- установление высокой цены на продукцию высокого качества с последующим ее снижением для поддержания сложившегося объема продаж;

- ориентация на уровень цен конкурентов;

- установление высокой цены в соответствии с повышенным спросом на определенные виды продукции.

Маркетинговая служба при районной администрации, как правило, состоит из трех отделов: по изучению рынка сбыта и реализации продукции, по снабжению предприятий материальнотехническими средствами, по правовому обеспечению всей оформляемой документации.

Службу маркетинга, которую чаще называют коммерческой, создают и сельхозпредприятия. Она тесно сотрудничает с районной службой и по существу выполняет те же функции, но на низшем уровне. Коммерческая служба состоит их четырех групп: маркетинга, реализации продукции, материально-технического обеспечения и юридической [2].

Внедрение изложенных мероприятий по формированию рыночной инфраструктуры в районе будет способствовать быстрейшей стабилизации и последующему развитию агропромышленного производства.

Развитие товарного производства в сельском хозяйстве предопределяет объективную необходимость установления рынка с соответствующими ему методами регулирования.

Таким образом, при развитии и сочетании институтов производственной инфраструктуры регионального АПК, следует учитывать экономические, атрибутивные и др. признаки формирования, функционирования и развития инфраструктуры, а так же ряд внешних факторов, оказывающих на данный процесс непосредственное влияние.

Достижение консенсуса, по представленной в данной работе модели структуризации инфраструктурного комплекса народного хозяйства, позволит перейти к следующему этапу проведения научных исследований - разработке рекомендаций по определению основных макроэкономических пропорций в целях обеспечения максимально возможных для данной ситуации темпов экономического роста в кратко - долгосрочной перспективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белокрылов О.С., Германова О.Е., Солдатова И.Ю. Институциональные основы рыночной экономики в России. - М.: Наука, 1996.

2. Хицков И.Ф., Мишина Н.В. Создание рыночной инфраструктуры в районе. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2001. № 6.

ФРОЛОВА И.В.

Южный федеральный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухучет и аудит», e-mail: [email protected]

мезоэкоиомическая проекция инвестиционных рисков:

сущность и виды

В статье рассматривается проблематика рисков в преломлении к региональному инвестиционному процессу, подчеркиваются особенности формирования рисковой компоненты инвестиционной активности на мезоуровне.

Ключевые слова: инвестиционные риски, региональный инвестиционный процесс, мезоуровень, управление инвестиционным потенциалом региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коды классификатора JEL: G32, E32

Существенным элементом, дестабилизирующим процессы, связанные с инвестиционной деятельностью в регионе, являются инвестиционные риски, порождающие нестабильность протекания процессов и неопределенность их результатов. Рискованность является одним из органических свойств инвестиционной деятельности всех видов и форм, осуществляемой в любое время, что порождает необходимость оценки и контроля параметров инвестиционной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.