УДК 338.49
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ КРАСНОЯРСКОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
К. В. ЧЕПЕЛЕВА, аспирант кафедры международного менеджмента E-mail: kristychepeleva@mail.ru Красноярский государственный аграрный университет
В статье дана оценка состояния и развития функциональных подсистем инфраструктуры продовольственного рынка Красноярского края: инновационной, профессиональной подготовки кадров и информационно-консультационного обслуживания. Предложена модель взаимодействия данных подсистем инфраструктуры регионального продовольственного рынка с выделением интегрирующего элемента в виде дистанционного информационно-консультационного центра развития продовольственного рынка Красноярского края.
Ключевые слова:регион, продовольственный рынок, инфраструктура, подсистемы, элементы, взаимодействие.
В условиях растущих общероссийских и региональных продовольственных рынков инфраструктура продовольственного рынка и ее потенциал приобретает значение нового важного экономического ресурса, мощного «двигателя» хозяйственного прогресса в продовольственном секторе экономики страны и ее регионов [3]. Инфраструктура продовольственного рынка является базисом, на котором держится вся продовольственная система [1,9]. Выполняя торговые, маркетинговые, информационные услуги, а также услуги по хранению, складированию, транспортировке, упаковке, она связывает производство товаров с торговлей и создает благоприятные условия для быстрого удовлетворения потребительского спроса, а также упорядочивает взаимоотношения по всей технологической цепочке.
В современных условиях одной из причин низкой эффективности отечественного сельскохозяйственного производства является неразвитость инфраструктуры продовольственного рынка:
— наличие большого количества торговых посредников;
— слабая информированность участников;
— нерациональность и неэффективность перевозок;
— отсутствие квалифицированных специалистов идр. [8].
Мировой опыт свидетельствует, что эффективное функционирование продовольственных рынков невозможно без развития таких подсистем инфраструктуры, как инновационная, профессиональная подготовка кадров и информационно-консультационное обслуживание. Большинство европейских стран оказывает государственную поддержку развитию инфраструктуры продовольственного комплекса в рамках мер «зеленой корзины», которые включают косвенную финансовую поддержку сельскохозяйственного производства (в том числе образование, обучение специалистов, исследования, консультирование и пр.). В зарубежных странах современное информационно-консультационное и образовательное обеспечение участников продовольственного рынка является фактором, обеспечивающими конкурентоспособность отрасли в долгосрочной перспективе [2, 4, 5].
Инновационная подсистема включает в первую очередь научные организации, обеспечивающие создание инноваций и оказывающие содействие сельхозтоваропроизводителям в их освоении. Подсистема призвана отвечать за следующие направления:
— формирование банка инновационных разработок;
— формирование внебюджетных фондов развития инновационной деятельности;
— ускорение процесса освоения инновационных разработок в производстве;
— поиск и привлечение инвесторов для реализации инновационных проектов [4].
Подсистема профессиональной подготовки кадров включает:
— аграрные учебные заведения всехуровней;
— систему дополнительного профессионального образования;
— центры обучения кадров, обеспечивающие подготовку и повышение квалификации сельхозтоваропроизводителей всех форм собственности, работников органов управления АПК и других хозяйствующих субъектов.
В основе развития этой подсистемы должен лежать принцип: чем выше уровень знаний, тем больший интерес к инновациям и информации [5].
Подсистема информационно-консультационного обслуживания представляет собой открытую структуру общего доступа и носит информационно-справочный характер с пополнением баз данных информационными ресурсами, поставляемыми научными и образовательными организациями, органами управления, рыночными и другими структурами АПК [3]. Это наиболее крупная подсистема, которая включает структуры АПК, являющиеся субъектами консультационного обслуживания по вопросам:
— управления и организации производства;
— освоения инновационных разработок и передового производственного опыта;
— экономики;
— технологий производства;
— налогообложения;
— бизнес-планирования;
— маркетинга и др.
Формирование этой подсистемы возможно при условии организованного функционирования рынка консультационных услуг, разработки механизмов и инструментов взаимодействия субъектов информационно-консультационной деятельности навсехуровнях [5].
Анализ состояния и развития данных подсистем в инфраструктуре продовольственного рынка Красноярского края выявил позитивные тенденции их развития, которые однако сопровождаются рядом серьезных негативных проявлений, влияющих на стабильное функционирование и развитие агропромышленного комплекса края, а также на формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Инновационная подсистема в инфраструктуре продовольственного рынка Красноярского края представлена двумя научно-исследовательскими институтами, двумя инновационными центрами при университете и институте, пятью опытными хозяйствами и станциями, малыми инновационными предприятиями, которые проводят свои исследования во всех отраслях АПК [7].
С 2006 г. в крае создан инновационный центр на базе Красноярского государственного аграрного университета. Инновационный центр включает:
— факультетские инновационные центры;
— бизнес-инкубатор;
— технологический инкубатор инновационной техники и технологий;
— высшую школу технологического агробизнеса (технологическое и конструкторское бюро) [10].
С 2009 г. в крае функционирует инновационный центр в области пищевых технологий здорового питания при Красноярском государственном торгово-экономическом институте [11]. Центр работает по следующим направлениям:
— технология функциональных продуктов питания для различных категорий потребителей;
— использование местного традиционного дикорастущего и культивированного растительного сырья для создания функциональных продуктов;
— управление качеством пищевых продуктов и производств.
Несмотря на такое многообразие научных организаций для продовольственного сектора экономки края, происходит сокращение числа тех структур, которые выполняют исследования и разработки. За последние шесть лет их число сократилось на25 %, или на 4 организации (табл. 1).
Сокращение числа научных организаций, осуществляющих исследования, связано с невостребованностью сельскохозяйственным производством научных разработок. Основными факторами, сдерживающими внедрение инновационных разработок сельскохозяйственными производителями края, являются:
— отсутствие эффективной системы освоения инноваций;
— недостаточные инвестиционные возможности, обусловленные сложным финансово-экономическим положением.
Кроме того, существующие информационно-консультационные службы для АПК края недостаточно целенаправленно осуществляют апробацию и внедрение инновационных технологий, не ведут
Таблица 1
Показатели инновационной деятельности в продовольственном комплексе Красноярского края в 2004—2009 гг. [14]
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Темп роста, %
Количество организаций, выполнявших исследования 16 15 15 14 14 12 75
и разработки, ед.
Число обследованных организаций по производству 551 527 524 597 538 507 92
пищевыхпродуктов, ед.
Число организаций, занимавшихся инновационной 29 30 35 48 64 70 241
деятельностью, ед.
^цельный вес инновационных организаций, % 5,3 5,7 6,7 8 11,8 13,8 260
Объем отгруженной инновационной продукции, 1946 2823 4534 9403 10230 8208 422
млн руб.
Объем отгруженной инновационной продукции 67,1 94,1 129 196 160 117 174
в среднем на предприятие, млн руб.
Затраты на технологические инновации, млн руб. 946,4 2 004,6 1 422,7 1 756,8 5 265,3 7 921,1 837
мониторинг потребностей сельхозтоваропроизводителей и практически не оказывают влияния на формирование заказов для науки для решения проблем, необходимых производству в рыночных условиях.
За анализируемый период из числа обследованных организаций по производству пищевых продуктов увеличивалось количество тех, которые занимались инновационной деятельностью. Объем отгруженной ими инновационной продукции, соответственно и затраты на технологические инновации выросли, что свидетельствует о том, что инновации необходимы производителям.
На современном этапе активизация инновационных процессов в продовольственном секторе экономики Красноярского края возможна при более существенной государственной поддержке, которая должна осуществляться за счет федеральных и региональных целевых программ и проектов в области создания инновационной подсистемы инфраструктуры продовольственного рынка.
Подсистема профессиональной подготовки кадров в инфраструктуре продовольственного рынка Красноярского края представлена универсальной
системой аграрного образования. В ее состав входят:
— Красноярский государственный аграрный университет;
— 7 колледжей и техникумов;
— 22 учреждения начального профессионального образования;
— Красноярский институт переподготовки кадров агропромышленного комплекса [6].
Кроме этого, подготовку специалистов для продовольственного сектора экономики края осуществляет Красноярский государственный торгово-экономический институт по специальностям:
— технология продуктов питания;
— технология общественного питания;
— товароведение и экспертиза в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров.
Однако в крае сокращается число выпускников учебных заведений, ведущих подготовку специалистов для продовольственного рынка (табл. 2). В села края ежегодно прибывает не более 30—40 выпускников высших учебных заведений и 70—80 выпускников средних специальных учебных заве-
Таблица 2
Динамика подготовки кадров и занятости в продовольственном секторе Красноярского края в 2004—2009 гг. [14]
Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Темп роста, %
Среднегодовая численность занятых, тыс. чел.
В сельскохозяйственных организациях 144,5 143,3 141,2 136,0 132,2 125,8 87
В организациях по производству пищевых продуктов, включая напитки и табак 33,6 32,6 24,5 22,8 22,7 21,8 65
Выпуск специалистов краевыми учебными заведениями, чел.
Высшими учебными заведениями 1220 1214 1 226 1 190 1 172 1 162 95
Средне-специальными учебными заведениями 1290 1 300 1 288 1252 1250 1 230 95
Учреждениями начального профессионального образования 3 000 2 850 2 845 2 720 2 635 2 620 87
дений, что составляет 4—6% от общего их количества [6].
Сокращается численность занятых как в сельском хозяйстве, так и в организациях по производству пищевых продуктов. Из числа руководителей 66 % имеют высшее образование. Из специалистов, занятых в сельскохозяйственном производстве в 2009 г.:
— имели высшее профессиональное образова-ние-26,5%;
— имели среднее профессиональное образование — 51,7 %;
— не имели специального образования — 21,8%.
В результате реализации мероприятий программы «Кадровое обеспечение АПК Красноярского края на 2004—2008 гг.» в сфере сельскохозяйственного производства не удалось достигнуть намеченных рубежей: «руководители с высшим образованием — до 80%; специалисты с высшим профессиональным образованием — до 50 %; специалисты со средним профессиональным образованием — до 60 %» [6].
Динамика движения численности работников в 2009 г. в сельском хозяйстве такова: приняты 17,6тыс. чел., при этом выбыли 20,3тыс. чел.; в организациях по производству пищевых продуктов приняты 5,2тыс. чел., выбыли — 6тыс. чел.
Проблема кадрового обеспечения для продовольственного сектора на ближайшие годы станет еще более актуальной ввиду нехватки квалифицированных работников. Многие предприятия не могут приспособиться к рыночным условиям, работают в убыток и постепенно разоряются. В современном продовольственном секторе экономики края особо востребованы профессионально подготовленные управленцы и специалисты с новым рыночным мышлением. Развитие подсистемы должно быть направлено на увеличение финансирования образовательных и обучающих мероприятий, программ по повышению квалификации тех, кто работает в отрасли, учитывая, что многие из числа выпускников не желают работать в отрасли.
Приоритетным направлением в этом плане должны стать гранты сельхозтоваропроизводителям как безвозмездные субсидии предприятиям, организациям и физическим лицам продовольственного комплекса края на обучение с последующим отчетом об их использовании. Краевому информационно-консультационному центру и районным информационно-консультационным службам сельскохозяйственного консультирования
необходимо расширять комплекс информационно-консультационных услуг, направленных на совершенствование знаний, методов и технологий ведения сельского хозяйства через обучающие и практические процедуры, в виде интерактивных семинаров и интернет-конференций,
Подсистема информационно-консультационного обслуживания в Красноярском крае представлена Красноярским консультационно-информационным центром агропромышленного комплекса, который является филиалом Российского центра сельскохозяйственного консультирования и оказывает услуги по развитию и совершенствованию системы информационно-консультационного обслуживания субъектов АПК [13].
С 2007 г. на базе Красноярского государственного аграрного университета создана Информационно-консультационная служба КрасГАУ для содействия развитию производства и улучшению социально-экономических условий жизни на селе посредством формирования системы информационной, консультационной, научно-технической поддержки хозяйствующих субъектов АПК и других отраслей экономики [12].
Основными направлениями деятельности информационно-консультационных служб для субъектов АПК в Красноярском крае являются:
— консультации (по вопросам управления, планирования и организации производства, реструктуризации задолженности неплатежеспособных хозяйств, выведения хозяйств на уровень кредитоспособных, составления бизнес-планов, выбора организационно-правовой формы собственности для оптимального налогообложения, разработки планов финансового оздоровления, оценки и аттестации персонала);
— информационные услуги через постоянно обновляемый банк данных (о ценах на сельскохозяйственную продукцию в Красноярском крае и российском рынках, о новых технологиях в АПК);
— проведение краткосрочных семинаров и курсов (по актуальным вопросам бухучета и налогообложения, экономики и бизнес-планирования, законодательства, маркетинга и менеджмента, охраны труда).
В 2009 г. в 23 районах края начали работу защищенные каналы связи единой системы информационного обеспечения АПК России, хотя проект был начат Минсельхозом России еще в 2008 г. Планируется, что до 2012г. система заработает во всех44районахкрая [13].
С 2006 г. в крае динамично формируется сеть информационно-консультационных служб (ИКС) районного уровня, увеличивается число консультантов и количество оказанных ими услуг (табл. 3).
В деятельности районных служб имеются недостатки, сдерживающие эффективность работы службы. Службы нецеленаправленно осуществляют апробацию и внедрение инновационных технологий, обобщение и распространение передового производственного опыта. Не осуществляется работа по формированию и постоянному пополнению информационных баз данных, не используются в полной мере возможности современных телекоммуникационных систем.
Процесс формирования и развития рынка информационных услуг для продовольственного сектора края происходит стихийно, что ведет к общей несбалансированности информации. Информационно-консультационными службами не учитываются создаваемые базы данных о состоянии и развитии рынка продовольствия, не координируется деятельность производителей информации и не обеспечивается взаимовыгодное сотрудничество.
Отсутствуют базы данных о емкости рынков различных продовольственных товаров, о сбыте продукции основных товарных групп, о производителях и оптовиках, о качественных характеристиках товаров и др. Информация должна обобщаться специально создаваемым региональным центром по изучению спроса и емкости рынка, имеющим информационные связи с отделами маркетинга предприятий региона и с оптово-розничными предприятиями. Необходимо создание такой системы, которая обеспечит ускоренное развитие продовольственного рынка на основе координации деятельности всех элементов инфраструктуры продовольственного рынка [3].
Учитывая, что проблемы функционирования имеются в каждой из рассматриваемых подсистем инфраструктуры продовольственного рынка Красноярского края, а информационно-консультационная служба для продовольственного рынка может участвовать в развитии и совершенствова-
нии работы каждой подсистемы, по мнению автора, целесообразно создание в крае дистанционного информационно-консультационного центра развития продовольственного рынка Красноярского края.
Основной целью создания дистанционного центра развития является оказание консультаций, сервисов, информации и образовательных услуг участникам продовольственного рынка края с целью повышения эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе освоения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации. Во всех развитых странах большое внимание уделяется разработке и совершенствованию информационных систем как важнейшей инфраструктурной составляющей продовольственного рынка.
Имеется ряд существенных предпосылок для создания дистанционного информационно-консультационного центра развития продовольственного рынка в Красноярском крае.
1. Требованием ВТО является снижение или полный отказ от государственного субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с подготовкой к вступлению в ВТО необходим переход на финансирование государством не производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а инфраструктуры продовольственного комплекса в рамках мер «зеленой корзины». Данные меры позволят инвестировать в создание условий, обеспечивающих конкурентоспособность отрасли в долгосрочной перспективе, где основными факторами выступают информационно-консультационное и образовательное обеспечение участников продовольственного рынка. В крае уже назрела необходимость наряду с мерами государственной поддержки в рамках реализации краевых целевых программ путем субсидирования отдельных статей затрат сельхозтоваропроизводителей разрабатывать стратегию развития сельского хозяйства и продовольственного комплекса края в целом и инфраструктуры продовольственного рынка. Создание дистанционного информаци-
Таблица 3
Основные показатели работы сети информационно-консультационных служб Красноярского края в 2006—2009 гг. [13]
Показатель 2006 2007 2008 2009 Темп роста, %
Количество районных информационно-консультационных центров, ед. 10 10 15 23 230
Численность консультантов, чел. 12 12 20 38 317
Количество оказанных ими консультационных услуг, ед. 1 037 1232 2 052 4 332 417
онно-консультационного центра развития, на взгляд автора, является объединяющим элементом подсистем инфраструктуры регионального продо-вольственногорынка(рис. 1).
2. Создание центра развития продовольственного рынка необходимо для развития подсистемы профессиональной подготовки кадров в инфраструктуре продовольственного рынка, поскольку функционирование данной подсистемы в крае в последние годы характеризуется отрицательной динамикой. Существуют проблемы с выпускниками, которые не желают работать в отрасли. Поэтому удельный вес выпускников, возвращающихся в село, крайне низок. Медленными темпами растет численность специалистов с высшим образованием в продовольственном секторе экономики края. Становится актуальным использование бюджетных средств на повышение квалификации и обновление теоретических и практических знаний специалистов, которые в данный момент работают в отрасли, и финансирование образовательных и обучающих мероприятий и программ в рамках работы дистанционного центра развития продовольственного рынка в крае.
3. В настоящее время все элементы инфраструктуры краевого продовольственного рынка функционируют автономно и обособленно друг от друга, отсутствует системный подход к формированию инфраструктуры продовольственного рынка. Не создано общее информационное обеспечение для всех участников продовольственного рынка. Центр развития продовольственного рынка позволит соединить в единую информационную среду все краевые, районные ИКС для АПК, научные и образовательные учреждения продовольственного комплекса, министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края, элементы инфраструктуры продовольственного рынка и других участников продовольственного рынка.
4. Действующие ИКС недостаточно эффективно обеспечивают информацией и квалифицированным консультированием сельхозтоваропроизводителей по вопросам инновационной деятельности, не ведут мониторинг их потребностей, не формируют заказы для науки. Отсутствует обновляемый банк инновационных разработок. У краевых ИКС не налажено сотрудничество с финансово-кре-
Предпосылки создания дистанционного информационно-консультационного центра развития продовольственного рынка
Требование ВТО перевода государственной поддержки от субсидирования производства продукции ксозданию условий товаропроизводителям Неэффективность использования бюджетных средств на профессиональную подготовку кадровдля агропродовольственного сектора Отсутствие общего информационного пространства для участников продовольственного рынка Отсутствие интегрирующего элемента, взаимодействующего со всеми подсистемами инфраструктуры
Создание ДИКЦ развития п юдовольственного рынка
Примечание: ДИКЦ — дистанционный информационно-консультационный центр.
Рис. 1. Предпосылки, целевые ориентиры и задачи создания дистанционного центра развития
продовольственного рынка
дитными учреждениями: кредитными организациями, лизинговыми и страховыми компаниями, оказывающими услуги для АПК. Отсутствует взаимодействие с поставщиками материально-технических ресурсов и логистических услуг для продовольственного комплекса края, отсутствует информация о действующих поставщиках, их координатах и перечень предлагаемых ими услуг. Не приглашаются руководители данных предприятий для участия в конференциях, семинарах по вопросам кредитования, страхования и материально-технического обеспечения сельского хозяйства и продовольственного комплекса. Ослаблена роль информационно-консультационного центра АПК в обеспечении нормативно-правовых консультаций о существующих целевых программах поддержки, о средствах, выделяемых из краевого бюджета.
Особенность дистанционного центра развития от существующих и действующих в крае интернет-порталов служб сельскохозяйственного консультирования в том, что единая система под-
держки участников продовольственного комплекса Красноярского края позволит объединить деятельность пяти сфер государственной, научной и образовательной деятельности, консультирование АПК, бизнес-консультирование и информационную поддержку. Это позволит обеспечить связь товаропроизводителей продовольственного рынка с данными элементами инфраструктуры и с поставщиками наукоемких технологий, научно-технической продукции, материально-технических средств и других услуг для продовольственного комплекса.
Создание центра развития продовольственного рынка позволит в организационном плане объединить основные подсистемы инфраструктуры продовольственного рынка. Модель взаимодействия функциональных подсистем инфраструктуры регионального продовольственного рынка с выделением интегрирующего элемента в виде центра развития продовольственного рынка Красноярского края представлена на рис. 2.
Рис. 2. Модель взаимодействия инфраструктуры с центром развития продовольственного рынка
Красноярского края
Продвижением портала, обучением товаропроизводителей его возможностям и предоставляемых сервисов будут заниматься консультанты районных информационно-консультационных служб путем периодических изданий районных ИКС, личных консультаций, консультаций по электронной почте, факсу Субъекты продовольственного рынка смогут также самостоятельно обращаться в центр развития продовольственного рынка (рис. 2).
При создании центра изменятся функции консультантов ИКС АПК с консультационных на информационные в связи с возможностью обращения потребителей к специалистам более высокого уровня - непосредственным поставщикам услуг.
Информация и услуги, которые будут представлены на данном портале, ориентированы не только на сельхозтоваропроизводителей, но и на всех субъектов продовольственного рынка, формирующих предложение и спрос на продовольственные товары. Целевая аудитория дистанционного центра развития продовольственного рынка — все субъекты продовольственного комплекса Красноярского края, включая организации, входящие в состав инфраструктуры продовольственного рынка.
Центр развития продовольственного рынка позволит решить следующие задачи.
1. Оказывать бесплатные и льготные консультационные, методические и образовательные услуги.
2. Охватить субъекты предпринимательства продовольственного комплекса в отдаленных и труднодоступных территориях края. Им не потребуется выезжать в Красноярск или другие крупные города края, что сэкономит не только время, но и средства. Доступ к системе будет обеспечиваться за счет существующих ИКС, а также информационно-правовых центров (ИПЦ), созданных на базе районных библиотек. Любой предприниматель, не имеющий компьютера и выхода в Интернет, может прийти в ИКС или библиотеку по месту жительства и получить ту информационную поддержку или консультацию, в которой он нуждается.
3. Повысить информированность участников продовольственного комплекса Красноярского края в различных вопросах ведения их хозяйственной деятельности (бухгалтерский учет и налогообложение, юридические аспекты, вопросы сертификации, инновационной, кредитной, лизинговой и страховой деятельности, информация о действующих поставщиках материально-технических ресурсов и
логистических услуг в крае, о посреднических структурах и оптово-розничных организациях края и др.).
4. Повысить информированность субъектов продовольственного комплекса Красноярского края о существующих программах поддержки, о средствах, выделяемых из краевого бюджета.
5. Помочь предпринимателям развивать частный бизнес, продвигать товары и услуги, осуществлять поиск и выбор деловых партнеров, так как портал призван обеспечить связь с поставщиками необходимых услуг в области профессиональной подготовки кадров, кредитования, снабжения, логистики, сбыта и обеспечить участников продовольственного комплекса нормативно-правовой и рыночной информацией.
Текущие задачи дистанционного информационно-консультационного центра развития продовольственного рынка можно сформулировать следующим образом:
— оказание содействия товаропроизводителям продовольственного комплекса края в выборе деловых партнеров, в освоении инновационных разработок, передового опыта и методов эффективной деятельности в условиях рыночной экономики;
— сбор, обработка и доведение научно-технической, рыночной и другой информации до заинтересованных субъектов продовольственного сектора экономики края;
— консультирование товаропроизводителей по вопросам организации, управления, бизнес-планирования, бухгалтерского учета, кредитования, страхования, лизинга, оказание юридических услуг идр.;
— повышение уровня знаний и практических навыков товаропроизводителей продовольственного комплекса и сельского населения путем интернет-конференций, интерактивных семинаров, консультаций экспертов, самообучения.
Основными принципами функционирования дистанционного центра по развитию продовольственного рынка для единой системы поддержки участников агропродовольственного комплекса Красноярского края являются:
— максимальная ориентация на запросы товаропроизводителей, а также других субъектов продовольственного сектора экономики края;
— участие товаропроизводителей через систему долгосрочного сотрудничества с дистанционным информационно-консультационным центром в выработке стратегии развития;
— открытость центров в части доступа к специальной информации и взаимодействие в силу специфики информационно-консультационной деятельности со всей инфраструктурой продовольственного рынка;
— создание единого нормативно-правового, инновационного и информационного пространства для всей единой системы информационного обеспечения (ЕСИО) АПК;
— привлечение к консультационной деятельности работников научных, образовательных и других организаций, имеющих глубокие знания в различных отраслях АПК.
Дистанционный центр развития продовольственного рынка обеспечит открытость информационных потоков, позволит анализировать, контролировать и прогнозировать динамику развития инфраструктурных элементов, а также обслуживаемых ими товаропроизводителей.
В среднесрочной перспективе приоритетной задачей, поставленной перед единой системой поддержки участников продовольственного комплекса Красноярского края, является активное ее участие в реформировании продовольственного комплекса и программах устойчивого развития сельских территорий.
В стратегическом плане единой системе поддержки участников продовольственного комплекса предстоит участие в решении задач, связанных со вступлением России во Всемирную торговую организацию и переходом на правила, по которым развивается сельское хозяйство и продовольственный комплекс большинства стран мирового сообщества. Одно из основополагающих правил этой организации заключается в необходимости объединения усилий всех организаций, оказывающих услуги сельскому хозяйству и продовольственному сектору экономики. Информационно-консультационный центр развития продовольственного рынка подходит на роль интегрирующей структуры, так как его деятельность направлена на взаимодействие товаропроизводителей с научными, образовательными, рыночными и другими организациями продовольственного комплекса.
Список литературы
1. Алешина О. Г. Роль инфраструктуры в развитии регионального продовольственного комплекса Красноярского края. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. Красноярск: КГТЭИ. 2008.
2. Баутин В. В. Инновационная деятельность — основа экономического прогресса // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 3.
3. Демишкевич Г. М. Перспективные направления развития системы сельскохозяйственного консультирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 10.
4. Ильин Ю. И. Развитие аграрного сектора экономики: зарубежный опыт // Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 2.
5. Лысенко Е.Г. Главная производительная сила инновационного агропроизводства // Экономика сельского хозяйства России. 2009. № 6.
6. О краевой целевой программе «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2004—2008 годы»: закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2276.
7. Папело В. Н. Формирование инновационной системы АПК Сибири // АПК: экономика, управление. 2009. № 1.
8. Стукач В. Ф. Институциональная структура регионального агропродовольственного рынка: монография. Омск: Сфера. 2008.
9. Ушачев И. Г. Рекомендации по развитию инфраструктуры продовольственного рынка: учеб. пособие. М.: Россельхозакадемия. 2006.
10. Цугленок Н. В., Цугленок Г. И., Матюшев В. В. Агробизнес — Инкубатор — Интеграция науки, образования и производства // Вестник Крас-ГАУ. 2008. № 6.
11. URL: http://www.kgtei.ru/index.php?option= com_content&task=view&id=861&Itemid=383.
12. URL:http://www.kgau.ru/iks.
13. URL:http://www.krasikc-apk.ra.
14. URL: http://www.krasstat.gks. ra/public/Lists/ Listl/view. aspx.