Научная статья на тему 'Дистанционный информационно-консультационный центр как единая система поддержки участников продовольственного комплекса'

Дистанционный информационно-консультационный центр как единая система поддержки участников продовольственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дистанционный информационно-консультационный центр как единая система поддержки участников продовольственного комплекса»

примерами является создание цеха по производству колбасных изделий в р.п. Черлакский и органических удобрений «Биогумус» с.Иртыш.

По долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Исилькульском муниципальном районе (2010-2014 гг.)» получены гранты предпринимателями на развитие пункта искусственного осеменения животных и на открытие пункта горячего питания, КХ «Память Свободы» на завершение строительства свинофермы. КФХ «Весна» Русско-Полянского района воспользовалось грантовой поддержкой для приобретения фасовочно-упаковочной линии для крупяного цеха. Данное предприятие занимается производством круп из ячменя и пшеницы, а также поставкой сырья для макаронных фабрик из сортов твердой пшеницы.

Особое внимание уделяется молодым семьям, проживающим на территории районов области. С 2010 г. действует проект «Молодежное подворье», в рамках которого выдается сертификат на бесплатное получение бройлеров и кормов, оказывается поддержка бизнес-консультационным пунктом. Воспользоваться государственной поддержкой могут молодые семьи (возраст супругов не должен превышать 35 лет), проживающие в сельской местности.

В Омской области разработаны и утверждены критерии оценки деятельности бизнес-консультационных пунктов распоряжением Главного управления ГСЭН Омской области от 14 мая 2009 г. № 53-р «Об оценке эффективности деятельности бизнес-консультационных пунктов в муниципальных районах».

К таким критериям относят:

- количество граждан, зарегистрировавших предпринимательскую деятельность, обратившихся в пункт;

— число разработанных технико-экономических обоснований при содействии специалистов пункта с указанием вида деятельности;

— количество технико-экономических обоснований, разработанных при участии бизнес-консультационного пункта, получивших положительное заключение экспертной комиссии при Координационном совете по содействию самозанятости безработных граждан и поддержке предпринимательской инициативы незанятого населения соответствующего муниципального района Омской области [2].

Деятельность бизнес-консультационных пунктов Тюкалинского, Русско-Полянского, Большереченского, Калачинского муниципальных районах Омской области призвана эффективной в 2012 г. по данным критериям.

Другим положительным примером являются сформированные правовые пункты поддержки малого бизнеса в Павлоградском, Кор-миловском, Большеуковском и Полтавском районах области. Юристы агентства «Гарант-Профит» раз в месяц приезжают в район, с целью консультирования предпринимателей. Также предусмотрены, еженедельные бесплатные онлайн-консультации (отсканированные документы пересылаются по электронной почте).

Проводимые исследования позволяют сформировать основные выводы:

— население Омской области имеют доступ к своевременным консультационным услугам независимо от места их проживания;

— для обеспечения сельского населения консультациями специалисты должны выезжать на места;

— одной из форм дополнительных услуг рекомендуется ветеринарное, зоотехническое и технологическое обслуживание местного населения.

Источники

1. www.omskportal.ru - официальный сайт Правительства Омской области

2. http://www.omskzan.ru - официальный сайт Главного управления ГСЭН Омской области

ДИСТАНЦИОННЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР КАК ЕДИНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ УЧАСТНИКОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

К.В. Чепелева, к.э.н., ст. преп. Красноярского государственного аграрного университета

Одним из важнейших направлений развития продовольственного рынка является консультационное обеспечение товаропроизводителей продовольственного комплекса. Исследования показывают, что информационно -консультационная служба для продовольственного рынка может выступать интегрирующей

организацией и в организационном плане объединять основные подсистемы инфраструктуры продовольственного рынка, имея возможность тесно взаимодействовать с субъектами инфраструктуры и с сельхозтоваропроизводителями, обеспечивая при этом повышение эффективности производства в продовольственном ком-

плексе. Для этого целесообразно создание дистанционного информационно -консультационного центра развития продовольственного рынка как единой системы поддержки участников продовольственного комплекса.

Основной целью создания дистанционно -го центра развития является оказание консультаций, сервисов, информации и образовательных услуг участникам продовольственного комплекса с целью повышения эффективности и устойчивости агропромышленного производства на основе освоения достижений научно-технического прогресса, передового производственного опыта и доведения до хозяйствующих субъектов научной, технологической и рыночной информации.

Информация о продовольственном комплексе мультидисциплинарная по своему характеру, потребности участников в этой области настолько разнообразны, что ни одна из традиционных информационно-консультационных служб и центров для АПК не в состоянии их удовлетворить. В связи с этим во всех развитых странах большое внимание уделяется разработке и совершенствованию информационных систем как важнейшей инфраструктурной составляющей продовольственного рынка.

Предпосылки создания дистанционного информационно-консультационного центра развития продовольственного рынка в России (рис. 1).

1. Требованием ВТО является снижение или полный отказ от государственного субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поэтому необходим переход финансирования государством не производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а инфраструктуры продовольственного комплекса в рамках мер «зеленой корзины» в направлении создания инфраструктуры продовольственного рынка. Данные меры позволят инвестировать в факторы, обеспечивающие конкуренто-

способность отрасли в долгосрочной перспективе, где основными факторами выступают информационно-консультационное и образовательное обеспечение участников продовольственного рынка. В настоящее время, назрела необходимость, наряду с мерами государственной поддержки, в рамках реализации целевых программ, путём субсидирования отдельных статей затрат сельхозтоваропроизводителей, принимать меры по выработке стратегии развития сельского хозяйства и продовольственного комплекса в целом и их инфраструктуры, поэтому создание дистанционного информационно-консультационного центра развития, является одним из направлений развития инфраструктуры регионального продовольственного рынка.

2. Создание центра развития продовольственного рынка необходимо для развития подсистемы профессиональной подготовки кадров в инфраструктуре продовольственного рынка, поскольку функционирование данной подсистемы в последние годы характеризуется отрицательными тенденциями. Выпускники не желают работать в отрасли, а учебные заведения используются для получения диплома о высшем образовании, низок удельный вес выпускников, возвращающихся в село, инертно используется практика заключения договоров со студентами, обучающимися за счет средств федерального бюджета. Медленными темпами растет численность специалистов с высшим образованием в продовольственном секторе экономики. Поэтому становится актуальным использование бюджетных средств на повышение квалификации и обновление теоретических и практических знаний специалистов, которые в данный момент работают в отрасли, и финансировать образовательные и обучающие мероприятия и программы в рамках работы дистанционного центра развития продовольственного рынка.

Рисунок 1 - Предпосылки, целевые ориентиры и задачи создания дистанционного центра развития продовольственного рынка

122

3. Все элементы инфраструктуры продовольственного рынка функционируют автономно и обособленно друг от друга, отсутствует системный подход к формированию инфраструктуры продовольственного рынка. Не сформировано общее информационное обеспечение для всех участников продовольственного рынка. Создание центра развития продовольственного рынка позволит соединить в единую информационную среду все ИКС для АПК, научные и образовательные учреждения продовольственного комплекса, Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики, элементы инфраструктуры продовольственного рынка и других его участников.

4. У действующих ИКС АПК не налажено сотрудничество с финансово-кредитными учреждениями: кредитными организациями, лизинговыми и страховыми компаниями, оказывающими услуги для АПК, отсутствуют консультации, направленные на повышение кредитной, лизинговой и страховой грамотности сельхозтоваропроизводителей. Отсутствуют взаимодействие с поставщиками материально-технических ресурсов и логистических услуг для продовольственного комплекса, информация о действующих поставщиках, их координатах и перечень предлагаемых ими услуг. Не приглашаются руководители данных предприятий для участия в конференциях, семинарах по вопросам кредитования, страхования и материально-технического обеспечения сельского хозяйства и продовольственного комплекса. Отсутствует обновляемый Банк инновационных разработок. Ослаблена роль ИКС АПК в обеспечении нормативно-правовых консультаций, о существующих целевых программах поддержки, о средствах, выделяемых из бюджета. Создание центра развития продовольственного рынка позволит в организационном плане объединить основные подсистемы инфраструктуры продовольственного рынка.

При создании центра изменятся функции консультантов ИКС АПК с консультационных на информационные в связи с возможностью обращения потребителей к специалистам более высокого качества — непосредственным поставщикам услуг.

Особенность дистанционного центра развития от существующих и действующих Интернет-порталов служб сельскохозяйственного консультирования в том, что единая система поддержки участников продовольственного комплекса позволит объединить деятель-

ность пяти сфер государственной, научной и образовательной, консультирование АПК, бизнес- консультирование и информационную, что позволит обеспечить связь товаропроизводителей продовольственного рынка с данными элементами инфраструктуры и с поставщиками наукоёмких технологий, научно-технической продукции, материально-технических средств и других услуг для продовольственного комплекса.

Информация и услуги, которые будут представлены на данном портале, будут ориентированы не только на сельхозтоваропроизводителей, но и на всех субъектов продовольственного рынка, формирующих предложение и спрос на продовольственные товары. Целевая аудитория дистанционного центра развития продовольственного рынка - все субъекты продовольственного комплекса, включая организации, входящие в состав инфраструктуры продовольственного рынка.

Центр развития продовольственного рынка позволит:

Оказывать бесплатные и льготные консультационные, методические и образовательные услуги;

Охватить субъекты предпринимательства продовольственного комплекса в отдаленных и труднодоступных территориях страны. Им не потребуется выезжать, что сэкономит не только время, но и средства. Доступ к системе будет обеспечиваться за счет существующих ИКС, а также информационно-правовых центров (ИПЦ), созданных на базе районных библиотек. Любой предприниматель, не имеющий компьютера и выхода в Интернет, может прийти в ИКС или библиотеку по месту жительства и получить ту информационную поддержку или консультацию, в которой он нуждается;

Повысить информированность участников продовольственного комплекса в различных вопросах ведения их хозяйственной деятельности (бухгалтерский учет и налогообложение, юридические аспекты, вопросы сертификации, инновационной,кредитной, лизинговой и страховой деятельности, информация о действующих поставщиках материально-технических ресурсов и складских и транспортных услуг, о посреднических структурах и оптово-розничных организациях и др.);

Повысить информированность субъектов продовольственного комплекса о существующих программах поддержки, о средствах, выделяемых из бюджета;

Малым предпринимателям развивать их бизнес, продвигать товары и услуги, осуществлять поиск и выбор деловых партнеров, т.к. портал призван обеспечить связь с поставщиками необходимых услуг в области профессиональной подготовки кадров, кредитования, снабжения, логистики, сбыта и обеспечить участников продовольственного комплекса нормативно-правовой и рыночной информацией;

Создание портала возможно при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в рамках «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы». Данный Интернет-ресурс должен стать одной из составляющих Единой системы информационного обеспечения АПК России.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ СИСТЕМЫ АГРОКОНСАЛТИНГА Е. А. Журавлева, к.э.н. доц., Кубанского государственного университета

В стратегических планах Краснодарского края продавать не менее 30% зерна, выращенного в нём через товарную биржу. В АПС она может быть представлена как региональная товарная биржа с участием капитала частных инвесторов и госкорпораций. Однако, в российской практике недостаточно опыта работы в этой области, а в отдельных случаях - он отсутствует. Организационный механизм работы через товарную биржу новый для сельскохозяйственных предприятий. В этом случае, к традиционно сложившейся организационной структуре товарной биржи необходимо добавить некоторые элементы, адаптирующие её для работы в региональном АПС на базе информационно-консультационных центров (ИКЦ).

Основной задачей Кубанского сельскохозяйственного ИКЦ является создание единой информационно-консультационной сети в агропромышленном комплексе Краснодарского края. Создание такой сети позволяет сделать всю систему информационно-консультационного обслуживания оперативной, удобной и доступной.

Кубанский ИКЦ оказывает консультационные услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, координирует работу сети районных ИКЦ, оказывает помощь и содействие в создании новых центров на территории Краснодарского края в целях успешной реализации краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков с.-х. продукции, сырья и продовольствия Краснодарского края на 2008-2012 гг.».

Поэтому предлагается представить товарную биржу в виде торговой площадки по матричному принципу накопления информации о факторах конкурентоспособности по зональным центрам развития (ЦР) на базе информационно-консультационных центров

(ИКЦ), функционирующих в АПС Краснодарского края (рис. 1).

Представленная блок-схема - это некое информационное пространство, сокращающее коммерческие расходы сельскохозяйственных предприятий на сбыт и имеющее некоторое количество переменных затрат, зависящих от объёма реализации.

Структурными звеньями блок-схемы являются сельскохозяйственные предприятия шести зон Краснодарского края, объединённые в шесть стратегических ЦР; банк данных зарегистрированных контрагентов и банк данных условий сделок с сельскохозяйственной продукцией.

Рабочими элементами виртуальной региональной торговой площадки в АПС являются товар, цена, объём, контрагенты, контракты (простой на поставку и фьючерсный).

Преимущества разработанной организационной формы торговой площадки в региональном АПС.

В связи с некоторой искажённостью статистических данных позволяет аккумулировать информацию об условиях сделок с сельскохозяйственной продукцией (ценах, объёмах и т.д.).

Реальная информация об условиях сделок на товарной бирже позволяет прогнозировать основные показатели в сфере АПС, осуществлять региональное планирование с целью повышения оборотов сельскохозяйственной продукции, разрабатывать конкурентоспособные стратегии.

Банк данных участников торгов даёт возможность находить контрагентов для фьючерсных контрактов и получателей государственного финансирования на производство им-портозамещаемой сельскохозяйственной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.